0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Юлий Цезарь, императоры-спасители и культ императора в Риме

ИМПЕРАТОРОВ КУЛЬТ

одна из форм гос. религии в Др. Риме. В Риме И. к. оформился в правление имп. Августа Октавиана (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.). Традиционно И. к. связывают с учрежденным сенатом в республиканскую эпоху культом удачи (лат. felicitas) полководца; в то же время нек-рые рим. политические деятели, такие как Марк Фурий Камилл, Публий Корнелий Сципион Африканский, Луций Корнелий Сулла, Квинт Серторий, Гай Юлий Цезарь и Марк Антоний, приветствовались народом как богоизбранные; в вост. провинциях Рима обожествляли эллинистических царей и местных династов, иногда там почитались рим. полководцы и наместники как спасители и благодетели (напр., культы Тита Квинкция Фламинина, Марка Клавдия Марцелла, Луция Лициния Лукулла и Гнея Помпея Магна); на западе Римской державы обожествлялись «друзья и союзники римского народа» (напр., цари Масинисса, Миципса, Бокх II, Юба I и Юба II в Нумидии и Мавритании). В I в. до Р. Х. культы «харизматических» политиков (Лукулла, Помпея, Цезаря) в Риме стали повсеместными.

Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) еще при жизни почитали на Востоке (SIG3. 760; SEG. XIV 474), а затем и в Риме. После того как Цезарь стал диктатором (49 г. до Р. Х.), его статуя была установлена в святилище Квирина. Цезарь получил собственного жреца (фламина Юлия) ( Suet. Iulius. 76. 1), именем императора был назван месяц квинтилий (июль). После гибели Цезаря в его честь в Риме был построен храм, к к-рому был приписан особый жрец, а именно Марк Антоний ( Cicero. Phil. 2. 110). Однако офиц. культ Цезаря был установлен Августом Октавианом в нач. янв. 42 г. до Р. Х., а храм «божественному Юлию» был освящен лишь в 29 г. до Р. Х. Исследователи различают прижизненную дивинизацию Цезаря и посмертную деификацию. Процедура деификации Цезаря стала образцом обожествления императоров Рима: акт обожествления (consecratio) требовал свидетельства того, что душа почившего императора покинула погребальный костер в виде возносящегося в небо орла. После смерти Цезаря произошло еще одно событие, к-рое убедило армию и народ в том, что он — божество. Во время первых игр, учрежденных Августом Октавианом в его честь, в течение 7 дней в небе была видна комета.

Центром И. к. при Августе Октавиане стал воздвигнутый в память о гибели Цезаря храм Марса Мстителя в Риме: т. о. в глазах армии и народа Август приобщился к «харизме» приемного отца и еще при жизни стал получать божественные почести на основании того, что был сыном «божественного Юлия». В Египте его именовали «богом от бога» (POxy. 1453; OGIS. 655) и почитали, как фараона и бога Ра, в Александрии ему был посвящен храм Кесарион. Многочисленные храмы в честь Августа (иногда вместе с богиней Ромой (Dea Roma): напр., храм Ромы и Августа в Эфесе, 29 г. до Р. Х.) были возведены в М. Азии. Август почитался на Востоке как спаситель, освободитель (Зевс Элевтерий), податель благ и отец человеческого рода (в Риме он был наречен «отцом отечества», Pater Patriae). Культовые мероприятия в честь основателя принципата были строго регламентированы. В храмах Ромы и Августа ежегодно с участием представителей провинциальных общин совершались торжественные богослужения, к-рыми руководил верховный жрец провинции. В 27 г. до Р. Х. сенат провозгласил Октавиана «Августом», т. е. «божественным», «возвышенным», «священным», (греч. σεβαστᾷός — достойный наивысшего почитания). Культ Августа широко распространился и на западе империи: в провинциях по инициативе местной знати и ветеранов Августу и его преемникам были посвящены алтари, храмы, статуи, надписи. Вслед за Цезарем Август возглавил жрецов Рима, став в 12 г. до Р. Х. верховным понтификом. К тому времени он уже был членом ряда жреческих коллегий — авгуров, квиндецимвиров, эпулонов, арвальского братства, а также коллегий тициев и фециалов. Алтари богини Ромы и Августа были возведены в галльских провинциях (напр., алтарь в Лугдуне (ныне Лион), построенный в священном лесу и окруженный статуями, к-рые олицетворяли 60 галльских общин), а спустя неск. лет — в ряде городов провинций Германии и Асии. Иногда культ Августа сливался с культами др. богов, в частности Геркулеса и Меркурия. В Риме Август не был непосредственным объектом культа. При жизни императора обожествлялся только его гений (genius — личное божество-хранитель), культ которого стал частью культа домашних богов — манов, ларов и пенатов, и нумен (numen — божественная сила). С 12 г. до Р. Х. в формуле клятвы гений Августа упоминался сразу вслед за Юпитером и перед пенатами. В кварталах Рима и в городах Италии при Августе были организованы компитальные коллегии, отправлявшие культ ларов и гения императора. Этим культом ведали ежегодно сменявшиеся фламины, выбиравшиеся из числа самых влиятельных декурионов и др. представителей провинциальных элит. Широкое распространение получили и сакральные коллегии севиров-августалов, где видную роль играли вольноотпущенники. В 14 г. по Р. Х. Август умер и был обожествлен. На геммах и рельефах Августа изображали в виде его офиц. покровителя Аполлона ( Suet. Aug. 70. 1; 94. 4), в позе Юпитера со скипетром и с сидящим у его ног орлом, а также в обществе Ромы и Венеры. Сакрализация распространялась на всех членов имп. дома. Так, дочь Августа Юлия Старшая изображалась в виде Дианы, жена императора, Ливия,- в виде божеств Благочестия (Pietas), Мира (Pax), Правосудия (Iustitia) или богини Цереры.

Имп. Тиберий (14-37) утвердил порядок деификации Августа и последовательно распространял и поддерживал его культ. Известно, что Тиберию было посвящено 11 храмов в М. Азии, однако неясно, были ли они воздвигнуты ему при жизни или посмертно. Долгое время считалось, что Тиберий и Клавдий негативно относились к собственному божественному почитанию, но в последние годы это мнение оспаривается исследователями.

При имп. Веспасиане (69-79) И. к. стал всеобщим и обязательным. В городах и сельской местности создавались коллегии имп. ларов. Богатые плебеи и вольноотпущенники вступали в коллегии севиров-августалов и тратили значительные средства на постройку храмов, организацию праздников, игр, пиршеств. В провинциях к отправлению культа привлекалась местная знать. Участие в И. к. было свидетельством лояльности и благонадежности, уклонение — преступным святотатством (в соответствии с законом «об оскорблении величия»). Греч. оратор Элий Аристид утверждал, что ни один из подданных императора «не является столь дерзким, чтобы не дрогнуть при имени государя: он встает, он благоговейно его славит и возносит одновременно две молитвы: одну — к богам о его благополучии, а другую — к нему о своем собственном» (Or. 26, 32). Клятва гением императора считалась священной. Причину интенсивной политики распространения почитания императоров династий Юлиев и Клавдиев при Веспасиане связывают с его стремлением легитимизировать собственную власть.

Читать еще:  Алексей Варламов: Запала штурмовать Кремль в России нет

Относившиеся к И. к. символы, образы и девизы чеканились на монетах и медальонах, изображались в храмах, в частных домах, на площадях и триумфальных арках и, т. о., постоянно находились перед глазами жителей империи. Императоры становились членами всех главных жреческих коллегий, а порой присваивали себе атрибуты богов. Так, Калигула (37-41), объявив себя «господином» (dominus) и «богом» (deus), появлялся на публике в образе Юпитера, с позолоченной бородкой и молниями в руке, с трезубцем Нептуна, в шелках и на котурнах, с кадуцеем Меркурия или даже в облачении Венеры. «Господином» и «богом» велел себя именовать и имп. Домициан (81-96), при к-ром И. к. приобрел невероятный размах: в Риме на Палатинском холме были установлены золотые и серебряные статуи императора, а месяцы сент. и окт. переименованы в его честь. Имп. Коммод (180-192), получивший от сената имя Феликс (счастливый) и вступивший во все жреческие коллегии, распорядился почитать себя как рим. Геркулеса (напр., на монетах он изображался в виде Геркулеса, в львиной шкуре, с рогом изобилия и яблоками Гесперид), однако сразу же после убийства императора культ был отменен. Имп. Александра Севера (222-235) часто изображали в образе Геркулеса, а императриц II-III вв.- с атрибутами Юноны, Венеры и Цереры. Геркулес и Дионис стали офиц. покровителями имп. дома Северов (193-235).

Начиная с Траяна, рим. императоры официально именовались «государями» (dominus). При имп. Адриане (117-138) в И. к. было включено почитание «вечного Рима» (Roma Aeterna). Стремясь привлечь внимание населения империи к традиц. рим. религии и ослабить влияние христианства, имп. Деций Траян (249-251) в 250 г. выпустил серию монет с портретами обожествленных императоров. Одновременно был опубликован указ, обязавший всех жителей империи участвовать в отправлении культа гения императора. Впосл. обожествлялись даже императоры-христиане, такие как Валент (364-378) и Феодосий I Великий (379-395).

Жертвоприношение в И. к. было олимпийского свойства, т. е. жертва во время застолья разделялась между его участниками — именно это отличало И. к. от культа «героев» (жертвоприношение хтонического свойства) и сближало с культами эллинистических правителей. При этом четко различали культ почившего императора и здравствующего. В последнем случае жертвы приносили не непосредственно божественному принцепсу, а ради него. Изображение императора занимало центральное место в И. к. Перед статуей императора совершали жертвоприношения, ее украшали венками и обходили в торжественной процессии. Празднования в честь императора, которые сопровождались жертвоприношениями, торжественными шествиями, застольями, спортивными и муз. состязаниями, происходили в день рождения государя, в годовщину его восшествия на престол, в день основания И. к. в данном городе. Особый случай — визит императора (парусия, adventus), в день приезда к-рого процессия из лучших жителей города с оливковыми или пальмовыми ветвями, со свечами и с факелами выходила за городские стены встречать своего государя. Торжественный прием императора продолжался жертвоприношениями и играми внутри городских стен. Храмы, посвященные И. к., имели особые календари на целый год, примером чего является календарь храма Августа, т. н. Feriale Cumanum (ILS. 108).

Кроме жреческих и гражданских религ. союзов с И. к. также связаны некоторые формы мистериальных культов. Напр., в эфесских мистериях Деметры наравне с ней почитались Augusti и члены имп. фамилии (IEph. II. 213), а в Элевсине иерофант наряду с др. священными предметами показывал изображения императоров. Императора воспринимали как живое воплощение преодоления смерти и достижения божественного бессмертия.

Культ императоров

Власть римских магистратов, должностных лиц, с древнейших времен носила некий сакральный характер, они получали полномочия на основании «священного закона». Но со временем сакральность и неприкосновенность магистратов была утрачена. Естественным заполнением этого идеологического вакуума стал проявлявшийся в различных формах культ римских императоров. Однако сразу стоит сказать, что для Рима было характерно обожествление не конкретной персоны, а самих властных полномочий.

Начало этому положил Юлий Цезарь, который, впрочем, обожествлял не себя, а насаждал культ Венеры Прародительницы, от которой шел род Юлиев. К богам Юлия Цезаря причислил его преемник Октавиан, также учредивший в Риме поклонение своему личному гению. Гений Октавиана Августа был объявлен общегосударственным божеством, во время клятв его имя упоминалось следом за Юпитером, а в кварталах Рима были устроены святилища Гения. Образовалась даже специальная коллегия августалов, следивших за отправлением культа. Со временем в провинциях появились и святилища самого Августа — с его высочайшего со изволения.

Обожествлению Августа способствовали его изображения. Так, одна статуя изображала Августа босым, как греческие боги, другая представляла его сидящим в позе, подражающей знаменитой статуе Зевса работы Фидия.

Преемники Октавиана Августа, не обладавшие его заслугами и влиянием, поддерживали насаждение культа императора, который должен был придавать авторитет их власти, с учетом того что полностью легитимного способа передачи высшей власти в Риме не существовало.

Праздник, посвященный сбору винограда. Художник Л. Альма-Тадема

Культ императоров оформлялся постепенно. К сонму богов посмертно причисляли всех императоров, если те не были устранены насильственно, как Нерон или Калигула, или не совершили в свое правление особо тяжких с точки зрения преемника преступлений.

Одним из способов почитания императоров было объединение празднеств в честь местных богов и римских правителей. Также посвящали храмы совместно какому-то богу и императору, например Милосердию и Цезарю. В Греции в отдельных городах культ императора объединялся с культом бога-покровителя: в Эфесе император почитался вместе с Афродитой, в Милете — с Аполлоном. В Египте статуи императоров помещались в храмах египетских богов. Изображения императоров несли по улицам во время любых празднеств. Портреты императоров в лучистой короне чеканили на монетах как воплощение Солнца.

Со временем императорский культ трансформировался из персонального обожествления в культ носителя власти как такового, храмы Августов стали появляться повсеместно. С распространением христианства на территории римской империи это явление усилилось: сакральной, полученной от бога, стала считаться сама императорская власть.

Венера дарит доспехи Энею (фрагмент). Художник Н. Пуссен

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Юлий Цезарь, императоры-спасители и культ императора в Риме

А.Б. Егоров
Культ личности и культ государства в
религиозном почитании императоров I в. н.э.

Мнемон
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004.

Римский культ императоров вызывает немало вопросов, которым посвящена весьма значительная историография. 1 Это — проблема места культа в религиозной системе Империи, сочетания в нем персональных и властных факторов, соотношение культа императора с культами других богов. Есть и другие вопросы. Например, вопрос, поставленный Е.М. Штаерман о восприятии императора, воспринимался ли он как божество, как человек или как особая социальная сила? 2 Можно ли считать культ императора религией в собственном понимании этого слова, или это скорее был вариант политической идеологии. Наконец, отметим, что это был единственный культ, официально насаждавшийся сверху, обязательный для всех подданных Империи 3 (римские культы, включая Юпитера, таковыми не были) и имевший репрессивный характер.

Читать еще:  Прот. Алексий Уминский: Тестировать школьников на курение?

Не претендуя на более или менее полный ответ, попробуем рассмотреть эти вопросы на примере трех правителей ранней Империи. Цезаря, Августа и Гая Калигулы. На наш взгляд, эти примеры представляют собой разные варианты религиозной концепции и разные аспекты императорского культа.

Вначале несколько общих замечаний. Культ императора имел два аспекта: обожествление личности правителя и его выдающихся деяний и обожествление статуса и власти, независимо от того, кто именно является их обладателем. Первое можно считать «культом героя», более характерным для греков, второе — «культом правителя», более типичным для восточного общества. Так, для Греции более характерно обожествление человека, не связанного с властью, по крайней мере, формально (философы, ученые, поэты). Примерами могут быть культовые представления, складывающиеся вокруг Гомера, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других.

Культ императора имел определенные римские предпосылки. Его можно найти как в культе царей (Ромул, Сервий Туллий), так и в культе героев или в культе ларов. Культовые элементы содержались и в республиканской власти, как во власти магистратов с империем, так и в sacrosanctitas трибунов. 4

Развитие республиканской системы V-III вв. до н.э. привели к упадку и культа героя и культа правителя, однако со II в. до н.э. стало ощущаться греческое, восточное, а в западных провинциях и местное влияние. С другой стороны, появляется новая предпосылка — рост значения личности полководца в больших войнах III-II вв. до н.э. Согласно Ливию, Диону Кассию и Авлу Геллию (Liv., XXVI, 19; Dio, fr. 39; Gell., VI, 1) одним из первых объектов культа стал Сципион Африканский, вокруг которого ходили легенды, аналогичные легенде об Александре. Сципиона считали сыном Юпитера, а сам он

Известные новшества в римский культ ввел Сулла. Диктатор именовал себя любимцем Венеры, древней римской Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), бывшей также богиней удачи и счастья. Сам Сулла получил прозвище Felix («Счастливый»), детей звали Фавст и Фавста. Felicitas Суллы создавала представление об особом покровительстве богов. Элементы культа героя (в том числе и ассоциация с Александром) были и у Помпея.

Подлинное создание римского императорского культа было связано с Цезарем и Августом.

В культе Цезаря доминировало героическое и даже мессианское начало. Родословная возводила его к богам и героям-основателям, Венере, Энею, Асканию-Юллу, Ромулу (Suet. Iul., 6; Plut. Caes., 5). Цезарь был необычайно популярен в массах, в армии, среди своего окружения. Видимо, еще при жизни его считали самым выдающимся полководцем и политиком, выведшим Рим из кризиса и создавшим сверхдержаву. В основе культа Цезаря было общее поклонение его личности с явным сотерологическим оттенком. Восприятие было, несомненно, прежде всего восприятием человека, но человека, стоящего, безусловно, выше других в личностном плане.

Наряду с этим отношением возникает и формальное обожествление, идущее как «сверху», так и «снизу». Аппиан упоминает о жертвоприношениях в его честь во всех храмах и святилищах (App. B.C., II, 109), Светоний — о посвящении Цезарю храмов (при жизни этого не было), жертвенников и изваяний рядом с богами (Suet. Iul., 76,2), Дион Кассий пишет о надписях на храмах и храме Юлиев (появился только после смерти — А.Е. (Plut.Caes., 57)). Согласно Плутарху, Цезарю посвятили храм Clementia (самостоятельное божество — А.Е.). Аппиан упоминает о жертвеннике, воздвигнутом Лже-Марием (Аpp. B.C., III, 2-4; Verg. Aen., VIII, 698).

После похорон Цезаря появилась комета, которую считали вознесшейся на небо душой диктатора, на всех статуях стали теперь изображать звезду (Verg. Aen., VIII, 681). По замечанию Светония, он был причислен к богам «не только словами указов, но и убеждением толпы» (Suet. Iul., 76).

Сотерологический культ Цезаря был превращен Августом в государственную религию. Черта под созданием этой последней была подведена в январе 42 г. Цезарь был обожествлен, теперь уже со всеми необходимыми атрибутами культа, вводилась присяга его «делу» (in actа Caesaris), убийцам объявлялась война. Октавиан стал сыном государственного бога.

Собственно культ Августа состоял из нескольких компонентов: 1. традиционные элементы местных культов; 2. особый культ, насаждаемый властями; 3. личные божеские почести, оказанные Августу; 4. спонтанные народные верования.

В восточных провинциях культ Августа распространился довольно быстро, принимая традиционные местные формы. 5 Египет почитал его как сына Ра в формах, установившихся при фараонах и распространявшихся на всех завоевателей (от гиксосов до Птолемеев). 6 В Сирии культ Августа стал несколько видоизмененным культом Селевкидов. 7 Эллинистические традиции сохранялись в Греции и Малой Азии. В ряде греческих городов появилась «эра Акция». 8

В 29 г. до н.э. жители Пергама учредили храм Августа, построенный в 27 г. до н.э. Аналогичные храмы появились в Никомедии, Анкире и Галатии. Согласно Светонию, провинциальные города объявляли день визита Августа началом

В западных провинциях таких традиций не было, и инициативу взяли на себя римские власти. В 12 г. до н.э. Друз освятил в Лугдуне алтарь Роме и Августу, построенный 60 племенами Галлии, что означало введение общегалльского императорского культа. Аналогичный алтарь появился в Германии в Colonia Ubiorum (совр. Кельн) между 9 г. до н.э. и 4 г. н.э. Вероятно, нечто подобное происходит в Африке (алтарь Gens Augusti в Карфагене).

В Италии культ утверждался скорее косвенными путями. Август не допускал прямого обожествления, хотя в поэзии (Вергилий, Овидий) его идентификация с богами была постоянной. Через Цезаря Август входил в мир его богов. 10 Надпись Dessau, 108 (Feriale Cumanum) перечисляет связанные с принцепсом государственные праздники (в дошедшей части 16 дат). 11 Личные боги Августа стали государственными. Им стал гений принцепса. С 13-12 гг. до н.э. в ряде городов Италии (Нола, Тибур, Тускул, Патавий, Помпеи и др.) появились специальные жрецы (seviri Augustales, magistri Augustales) и новые боги (Fortuna Redux, Pax Augusta, Victoria Augusta, Concordia Augusta). В 13 г.н.э. Тиберий посвятил алтарь Numini Augusti. С культом Августа связан культ Ларов (Suet. Aug., 31, 3-4).

Наконец, как и у Цезаря, появляется спонтанный народный культ Августа. Светоний сообщает, что такой культ справляли всадники (вероятно, не только они (Suet. Aug., 57)). В обществе ходило много легенд и знамений о власти Августа, в том числе и легенда о рождении аналогичная легенде об Александре (Ibid., 94,2). Появляется культ Козерога, знака зачатия Августа, Козерог чеканится на монетах. 12 Ходили и легенды, связанные с другими сторонами жизни принцепса (напр., легенда о его детской комнате (Suet. Aug., 6)).

Культ Августа, несомненно, продолжал героический, личностный и сотерологический культ Цезаря. Это был культ его личности и его власти. Вместе с тем, культ Августа имел еще один аспект, быть может, главный. Это был разветвленный, организованный и поддерживаемый сверху культ, в котором Август был не человеком и не богом. Он был символом созданной Римом свердержавы, культа Рима, римского государства, римской системы ценностей. Согласно Светонию, Август требовал посвящать ему храмы в провинциях только совместно с богиней Ромой, олицетворявшей господство Рима (Suet. Aug., 52). При наличии известной популярности, культ Ромы стал лишь одним из культов Империи. Реальным божеством сверхдержавы и ее реальным культом, хотел он того или нет, становился император, олицетворявший военное и властное начало. Культ становился обязательным, превращаясь в показатель лояльности римскому государству, римской идее и римским ценностям. Уже при Августе его несоблюдение начинает приравниваться к религиозному преступлению (Ditt. OGIS, 532). Не будучи религией в полном смысле слова, культ допускал и даже поощрял собственно религиозные культы, способные дать человеку

Читать еще:  Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб»

Пример Гая Калигулы можно считать «негативным». Император попытался убрать (или нивелировать) «государственную составляющую» поставив на ее место собственную личность, создавая «чистый» культ императора. Новая концепция власти создавала идею принцепса как единственного источника права, «одушевленного закона», а в подданных видела его рабов. Согласно Светонию, Калигула считал себя выше всех принцепсов и царей и приказывал заменять головы богов собственными изображениями (Suet. Calig., 22). В 40 г. он совершил акт прямого обоготворения, открыв собственный храм (Paus., IX, 7,3; Plin. N.H., XXX, 18; Jos. Ant., XIX, 7-10; Suet. Calig., 22) Гай лично возглавил собственный культ. В число жрецов вошди члены семьи Калигулы и высшие сановники (Sen. Apocol., 15,2; Suet. Cl., 2) было принято культовое имя. 13 Палатинский дворец был продолжен до форума, а храм Кастора стал его vestibulum.

Культ Калигулы был перенесением культа государства на личность, что и вызвало резкий протест. В дальнейшем, при Флавиях и Антонинах, культ государства определенно берет верх над культом личности и правителя.

Культ императора, бывший реально культом государства, несомненно, был стержнем религиозной жизни Империи. В известной степени он стремился к доминированию, причем, последнее было удобнее осуществить в союзе с реальной религией. В I-II вв. таким союзником, естественно была традиционная религия, но с эпохи Северов начались новые поиски.

Можно согласиться с Е.М. Штаерман в том, что императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы. 14 В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее. Появившись как героический и мессианский культ Цезаря (здесь можно найти подчас поразительные параллели с христианством), он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Новый этап развития начался в III веке н.э. в эпоху кризиса и воссоздания имперской государственности.

Император Гай Юлий Цезарь — величайший правитель всех эпох

Римский император Гай Юлий Цезарь (в оригинале «Кáйсар») — один из самых влиятельных лидеров в мировой истории, один из самых выдающихся государственных деятелей всех времён и народов. Этот гениальный полководец, талантливый политик и дипломат был главной фигурой и символом подъёма и расцвета Римской империи.

Молодой Цезарь

Будущий император появился на свет 12 июля 100 г. до н.э. в родовитой семье, которая, по легенде, вела своё начало от богини Венеры.

Мальчик получил классическое образование, как все знатные дети того времени — сначала изучал основные науки в Риме, а потом философию на острове Родос.

В 16 лет юноша отправился на военную службу в Малую Азию и уже там проявил себя отличным воином.

Гай Юлий Цезарь — великий римский император.

Карьера и успехи

После возвращения в Рим 22-летний Гай Юлий включается в борьбу за власть. Он выступает с речами на Форуме — главной площади города — и становится известным оратором.

В возрасте 27 лет Цезарь получает должность военного трибуна (командира в римской армии), в 31 год назначается управляющим Южной Испанией. А в 40 лет становится консулом — государственным чиновником высокого уровня. Он хочет военных подвигов и славы, но Сенат (совет старейшин Рима) не даёт ему разрешения воевать.

Тогда Юлий объединяется с двумя другими политиками Помпеем и Крассом в триумвират («союз троих»). Цезарь без ведома Сената отправляется с походом в Галлию, как раньше называлась Франция, и завоёвывает её, а также часть Британии и Германии. К Риму присоединяется огромная территория в полтора миллиона квадратных километров.

Гражданская война

Помпей напуган успехами бывшего союзника и по приказу Сената идёт против него с войском. Цезарь по закону не имеет права развязывать войну внутри своего государства. Но у него есть верные отряды легионеров и желание стать императором.

У итальянской речки Рубикон он раздумывает, затем начинает битву и побеждает в ней. С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает «принять окончательное решение».

Переход через реку Рубикон.

События в Египте

Помпей убегает в Египет, и Цезарь преследует его. Попутно в городе Александрии он вмешивается в борьбу за власть в доме Птолемеев — правящей египетской семьи — и помогает царице Клеопатре получить трон.

Между двумя великими правителями, мужчиной и женщиной, завязывается любовь. Но женой Цезаря Клеопатра так и не стала, более того, позже она была влюблена в другого римского полководца Марка Антония.

Цезарь возводит на трон Клеопатру.

Император

Гай Юлий возвращается в Рим и провозглашает себя императором. Его власть была неограниченной. При этом Цезарь провёл огромное количество реформ:

  • устроил и заселил колонии в Европе, Африке и на Востоке;
  • увеличил количество чиновников с учётом новых земель;
  • отменил многие налоги;
  • создал рабочие места за счёт масштабного строительства;
  • ввёл законы против роскоши, начал раздачу бесплатного хлеба в городах;
  • создал полицию;
  • изменил правила на дорогах, например, предложил одностороннее движение на некоторых улицах;
  • преобразовал календарь в соответствии с движением Солнца: им мы пользуемся и поныне;
  • а также планировал расширить свои территории за счёт завоевания Парфянской империи (нынешние Иран и Ирак).

Видный государственный и политический деятель, талантливый полководец.

Последние годы и смерть

Диктаторское правление Юлия укреплялось. Он даже стал печатать монеты со своим профилем и придумал для себя несколько новых титулов.

Сенаторы были недовольны всем этим и подготовили заговор, чтобы убить Цезаря прямо на заседании Сената. Причём в число заговорщиков вошли его соратники, и даже близкий друг Брут. 56-летнему императору нанесли 23 ножевые раны, от которых он скончался.

Личность. Наследие

По сообщениям из исторических источников, Цезарь был личностью волевой, сильной, с проницательным умом, и при этом весьма нравственной и духовной.

Он отличался особой памятью и наблюдательностью. Всегда имел в голове логичный план действий, но мог гибко изменить его в случае необходимости.

Говорят, что этот человек умел делать несколько разных дел сразу. Существует даже поговорка «как Юлий Цезарь», что означает умение заниматься одновременно многими вещами.

Джереми Систо в роли Юлия Цезаря.

Знаменитые цитаты императора:

  • «Жребий брошен» — сказано у речки Рубикон;
  • «Пришёл, увидел, победил» — характеристика одной из быстрых побед;
  • «И ты, Брут?» — изумление от предательства друга.

В наследие человечеству осталось несколько автобиографических книг, усовершенствованный календарь, а также название месяца «июль», которое было дано в честь Цезаря.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector