0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык Тургенева и Монеточки: 6 идей для уроков русского

И.С. Тургенев: жизнь и творчество. «Бежин луг»

На занятии мы познакомимся с краткой биографией Ивана Сергеевича Тургенева. Узнаем, почему книга «Записки охотника» получила такое название и как стала ориентиром для многих писателей.

Краткая биография автора

Родился Иван Сергеевич Тургенев (рис. 1) в 1818 году, в богатой дворянской семье.

Детство провел в родовом имении матери Спасское-Лутовиново (рис. 2).

Рис. 2. Родовое имение (Источник)

С 1827 года учился в разных пансионах Москвы. В 1833 году поступил в Московский Университет, через год перевелся в Петербургский Университет, успешно его закончил.

Первыми шагами в творчестве автора были романтические стихотворения. В 1847 году

в журнале «Современник» (рис. 3) опубликовали его первый очерк из «Записок охотника», под названием «Хорь и Калиныч» (рис. 4).

Рис. 3. Журнал «Современник» (Источник)

Рис. 4. Иллюстрация (Источник)

«Записки охотника»

Книга «Записки охотника» получила такое название, потому что в каждом из 25 рассказов книги появляется рассказчик – охотник. И.С. Тургенев очень любил охоту (рис. 5), но в «Записках охотника» не описывал, как проходила охота на самом деле.

Рис. 5. Иллюстрация (Источник)

Писатель, гуляя по лесам, ни на кого не охотился, не наблюдал за полетом птиц, а разглядывал золотисто-серые облака, стальные отблески воды и запечатлевал это в своих произведениях (рис. 6).

Рис. 6. Иллюстрации (Источник)

В рассказах описываются события, которые происходят в Орловской губернии, писатель знакомит нас с русской деревней середины XIX века. Мы узнаем помещиков, узнаем крепостных крестьян. Знаменитый русский критик В.Г. Белинский писал (рис. 7):

Рис. 7. Слова критика В.Г. Белинского (Источник)

Его положительный отзыв стал ориентиром для многих русских писателей в их творчестве.

«Бежин луг»

Рассказ «Бежин луг» входит в книгу «Записки охотника». Первая запись о замысле этого рассказа датируется августом 1850 года (рис. 8).

Рис. 8. Запись И.С. Тургенева (Источник)

В феврале 1851 года, через полгода, произведение было напечатано в журнале «Современник».

Рассказ «Бежин луг» вызвал громкий отклик. Этот рассказ начали изучать в старших классах практически сразу после его создания (рис. 9)

.

Рис. 9. Урок литературы в гимназии (Источник)

Цензура того времени исключала из произведения рассказ Кости о Тришке-антихристе, убрали упоминания о леших, о том, что Акима-лесника утопили, убрали эпизод о гибели одного из главных героев – Павлуши. О разбое писать не полагалось. Писали так: «Аким-лесник утоп».

Пейзаж рассказа, передача эмоций

Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Дети собрались вокруг костра и рассказывают друг другу разные истории. Для нас эти истории интересны и необычны (рис. 10).

Рис. 10. Дети собрались вокруг костра (Источник)

Рассказ начинается с того, что герой испытывает недоумение, позже ему становится жутко, он понимает, что окончательно заблудился. Герой не поддается панике, а рассуждает, в какую сторону отправиться, чтобы выйти к людям. Тревожность и чувства человека автор передает в тексте лексикой, деталями, чередованием коротких предложений, большим количеством многоточий (рис. 11).

Рис. 11. Отрывок текста (Источник)

По ходу чтения рассказа возникает вопрос, почему герою совестно пред своей собакой. Он надеется на нее, по его мнению, она должна была найти дорогу домой. Герой устремляется вперед, чтобы скрыть растерянность перед собакой и самим собой. Юмористический разговор с собакой Дианкой сменяет на некоторое время чувство страха, читатель улыбается.

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. – М.: 2013. – 396 с.
  2. Литература 7 класс Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы В 2 частях / Под ред. Ладыгина М.Б. – 13-е изд. – М.: 2012. – 256 с.
  3. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс Учебник-хрестоматия в 2 частях. – М.: 2011. – 272 с.
  4. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. – 20-е изд. – М.: 2012. Ч. 1 – 319 с.; Ч. 2 – 2009, 303 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Какое учебное заведение закончил И.С. Тургенев?
  2. Где прошло детство И.С. Тургенева?
  3. Прочитайте рассказ «Бежин луг» самостоятельно.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Как интересно провести урок по русскому языку?

Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.

Читать еще:  Фотограф Юрий Храмов: Я учусь у детей жить каждый день, как последний

Конструктор фееричного урока

Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).

1. Удивляйте!

Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис Learning Apps .

2. Сочетайте!

Пример. Что общего между генами и мемами?

Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?

3. Есть проблема – есть работа!

В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.

Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»

Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).

Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?

Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.

Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)

Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:

Темница — төтән — «десять тысяч».

Тужит — тыгыз — «тугой».

Волк — буре — «бирюк».

Баба Яга — Бабай-ага.

Ступа — төп — «пень».

Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».

5. Неожиданный ход!

Пример. Толкование слова

Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования. А подходящий инструмент: Национальный корпус русского языка . Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.

Пример. Разговор с Алисой

В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.

Пример. Порассуждайте над происхождением слова

Откуда пришло к нам слово «эмодзи»? Оно было заимствовано из японского языка «emodzi» и состоит из двух иероглифов 絵 — картинка и 文字 — символ, знак, письменность и соответственно можно перевести, как картинка со смыслом. По сути эмодзи является графическим выражением положительных эмоций, смеха, улыбки, радости при общении в сети. Эмодзи является аналогом знакомого большинству пользователей интернета — смайлика, которого придумали в англоязычной среде и с успехом используют во всём мире. Совместно с ученикам можно придумать интересную игру, например, зашифровать в эмодзи какое-нибудь четверостишие или смысл произведения.

Пример. Вдохновляющая история

Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы.

Читать еще:  Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло

Урок на тему «Изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» в 6 классе»

На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ «Муму» (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.

В центре 1 урока — личность писателя. На дом ученики получили задание прочитать статью в учебнике о писателе и подготовить сообщение о нём. Ученики также обращаются к дополнительной литературе.

В начале урока слушаем и оцениваем сообщения учащихся по критериям:

  • степень раскрытия темы
  • свобода владения материалом
  • интересные факты и использование дополнительных источников
  • выразительная и чёткая речь

Ученики, по возможности, учатся рецензировать ответ товарища по опоре: «Я считаю, что сообщение . (имя) можно оценить на . (оценка), потому что . (качество выступления в соотвествиии с критериями)

А можно провести тест:

Вспоминаем, что нам известно о рассказе «Муму», и знакомимся со сборником «Записки охотника» по статье учебника, предваряющей рассказ.

Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания — примерно 1 час):

Чтобы оживить учеников, поработаем со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).

Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку — сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа — небо, поля, леса).
И.С.Бах Сюита №3
MP3 / 11.18 Мб

Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков).

2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя. Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами. С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа) скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть — работа продолжится на следующем уроке.

Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении ребят или в актёрском исполнении — по одной от каждого мальчика (например,

(В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу «Бежина луга», прослушав рассказы)

Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:»Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?», «»Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?»

3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.

Вначале осознаем разницу между значением слов:

Россказни — (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.

Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.

Поверье — идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Ученики считают, что рассказы мальчиков — это, скорее, поверья.

Сам же повествователь употребляет слово «разговор» — словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.

Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает Федя. И это тоже характеризует его — он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.

Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:»Гляньте на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!»

Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить — он слепо принимает на веру рассказы взрослых.

Костя — мальчик, отличающийся тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру. Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа — это абсолютное зло. А Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.

Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.

Читать еще:  “Не стыдитесь наших лиц”. История одного военнопленного

Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя — своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня — кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша

Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться заполненной ранее таблицей).

Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:

— В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь — тоже важное действующее лицо в расказе?

Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:

На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков — кому что нравится.

Практическая грамотность, 58 не самых скучных уроков, Служевская Т.Л., 2001

Практическая грамотность, 58 не самых скучных уроков, Служевская Т.Л., 2001.

Книга предназначена для преподавателей русского языка старших классов средней школы, факультативов и курсов повышения грамотности. Кроме того, данное практическое руководство может использоваться как самоучитель каждым, кто прошел школьный курс русского языка и хочет писать без ошибок.
Правила осваиваются здесь не по отдельности, а блоками, связанными с основными трудностями написания. Четко изложенная методика работы с книгой, продуманная система из 32 диктантов детективного характера, броские «сигналы опасности», запоминающиеся, веселые рисунки и юмор — все подчинено одной цели — сделать занятия по освоению грамотности увлекательными и результативными.

Вариант I.

(Для тех, у кого большие трудности с правописанием).

1. Вам нужно работать последовательно, не пропуская ни одной темы и ни одного упражнения.
Прочитав правило, не делайте поспешных выводов типа: «А, все ясно. » или «Ну, это я давно знаю. » — выясните, действительно ли вы все поняли, выполнив упражнение и сверив результат с «Ответами к упражнениям».
Но не совершите и другой ошибки: не пытайтесь, не читая правил, сразу выполнять упражнения методом «кажется, тут запятая. » или «вроде бы надо писать слитно. »: это не принесет вам никакой пользы, даже если такое «угадывание» будет зачастую удаваться.
Кто-то сейчас подумал: «Опять эти правила! Сколько я их в школе учил — а никакого толка! Вот мой папа никаких правил не помнит, а пишет без ошибок. » Да, если ваш папа — грамотный человек, он, скорее всего, правил уже не помнит. Но именно «уже не помнит», а не «не знал их никогда»! Грамотное письмо — это навык, а чем прочнее навык, тем более забывается (вернее, переходит из сознания в подсознание) теория, на базе которой он сформирован.

Вспомните, как вас учили ездить на двухколесном велосипеде. Вам кричали: «Держи руль. Не смотри на колесо — смотри вперед. » Это и были «правила езды на велосипеде»; а часто ли вы вспоминаете их сейчас, когда все уже получается само собой.
Или представьте, что вы впервые едете на этом велосипеде по незнакомому пути. Вы напряженно вспоминаете, как вам описали этот путь (а может, и смотрите время от времени в «шпаргалку»): «Еду по шоссе. За холмом должна быть церковь. За церковью шоссе пересечет грунтовая дорога — где тут она. Ага, вот! Куда по ней. Ах, да, направо! Потом мостик через речку. Поворот налево. Через 3 км будет поселок, там по улице. По какой улице. А, по Липовой! По Липовой до Кленовой, там дом №7, во дворе направо!» На следующий день, совершая этот же путь, вы уже легче узнаете знакомые приметы: «Церковь. направо мостик. налево. поселок. Липовая, Кленовая, дом №7. » Если же вы будете ездить этим маршрутом постоянно, вы постепенно вообще перестанете думать о дороге: ваши руки как бы сами вовремя повернут руль туда, куда нужно, в то время как голова будет занята совершенно другими мыслями!

То же самое происходит, когда мы учимся писать. Первый этап — мучительное рассуждение, постоянная сверка с правилом: «Вот шипящий. За ним может быть или о, или ё. Какая это часть слова. Не корень, значит, надо думать от чего образовано. Так, образовано от глагола, значит, . » Второй этап — «быстрое» применение правил, «узнавание» его в слове с первого взгляда: «А, от глагола — значит, ё!» А третий, заключительный — вы не помните, почему, но почему-то даже не можете себе представить, чтобы в этом слове писалось о, а не ё, и пишете его машинально, не задумываясь, и всегда правильно!

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практическая грамотность, 58 не самых скучных уроков, Служевская Т.Л., 2001 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector