0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

“Я открыл пакет и долго потом чесал голову: там были новые ботинки”

“Я открыл пакет и долго потом чесал голову: там были новые ботинки”

День памяти святителя Николая. Один из любимых и почитаемых святых. Притом везде и всеми. К святителю едут многие и, кстати, не только христиане. И в места его земного служения, и к месту его нынешнего упокоения. Свидетельства молитвенной помощи, многих удивительных чудес известны, кажется, по всему миру и уже не одно столетие. И самое важное, что чудо-источник искренней человеческой любви, сострадания и милосердия ко всем без исключения, в коих и был когда-то давно явлен святительский подвиг Архиепископа Мир Ликийских, не иссякает и по сей день. Чему, наверное, и я в некотором роде свидетель. Но в большей степени не в каких-то конкретных житийных чудесах или историях, а через жизнь и поступки отдельных людей, которые, возможно, могли напомнить мне об этом дивном святом.

Впрочем и со мной лет 8 назад случилась любопытная история. Это было как раз на майское празднование памяти Святителя. Дело в том, что у меня тогда совсем прохудилась обувь. Ботинки просто разваливались на ходу. Я их латал как мог, но до зарплаты было далеко, а о своей проблеме я никому не рассказывал. И где-то после Литургии, а я тогда служил диаконом, ко мне подошел завхоз и оставил пакет. Сказал, что передали именно мне. Кто это был, зачем и почему – он не знал.

Я открыл пакет и долго потом чесал голову. Там были новые ботинки, недорогие, но хорошие и крепкие. И да, именно моего размера. Повторюсь: я ни с кем не говорил о своих проблемах с обувью. Да, маленькое такое житейское чудо. И все-таки чудо. Своего жертвователя я тогда так и не нашел. Да и не надо было наверное. Ну, вот как-то так я и связал это событие с памятью святого.

Следы всех святых в нашей короткой жизни – это призыв старших

Этот день считается днем окончания земной жизни святого. По традиции Церковь особенно отмечает два события – перенесение мощей святого в Бар в мае, (нынешний город Бари в Италии), где он и находится и по сей день, и праведную кончину Святителя в декабре. Наверное, не имеет особого смысла пересказывать и вновь говорить о жизни и чудесах Святителя. Каждому из нас они в той или иной мере знакомы. Жизнь всякого святого – это свидетельство победы Евангелия над временной жизнью, а самое главное над грехом и смертью в ней.

Так и следы всех святых в нашей короткой жизни – это призыв старших следовать за ними в их опыте, путь, который был пройден и оказался единственно верным.

Он невозможен без нашей личной решимости, но он более чем реален, потому что по нему прошли такие же живые люди, как и мы все, ныне живущие. И свидетельством этому являются как жизнь, так и смерть этих людей. А точнее не смерть, а начало жизни вечной.

Но открывать и видеть Бога можно не только в житиях святых, в том образе, который нам встречается в повествовании первых веков. Не менее интересно и полезно видеть Его и Его торжествующую Церковь в простых, рядом живущих здесь и сейчас людях. В их устремлении, в поступках, словах, мыслях. И иногда случается так, что вглядываясь в обычного живого человека, ты ловишь себя на мысли, что где-то однажды видел это, а может быть и знал. Здесь нет ничего странного. Небесная Церковь молитвенно участвует в жизни каждого из нас. И потому в поступке или действии простого человека рядом замечаешь что-то, что когда-то давно встречалось в житии святого. Это действительно так.

Он один из первых пошел исповедоваться у меня

Иногда мне кажется, что Святитель Николай в моей жизни и в моем служении даже где-то повседневен. О нем вспоминаешь в четверг на отпусте богослужения, его же имя произносишь на молебне для путешествующих, а может быть и он сам где-то дает решимость помочь кому-то в какой-то срочной нужде. Разное бывало. Друг отца – Николай Александрович, спустя многие годы после смерти папы, звонит, приезжает, помогает. Он замечательный сантехник, человек занятой и нарасхват, но в самый нужный момент, когда и не знаешь, куда и зачем, к кому обращаться, всегда предлагал помощь и мог потратить на работу несколько дней. Все это, разумеется, безвозмездно.

Мой двоюродный дед – Николай, которого я никогда не видел и не знал, отслужил на флоте и случайно погиб, купаясь в реке в жару, не выдержало сердце. Не знаю о нем ничего, но помню в бабушкином доме его фотографию над кроватью, где он когда-то спал, на которой он навсегда молодой в бескозырке. Поминаю его на панихиде, и всегда это как-то очень легко, и кажется, что мы не разминулись во времени и границах жизни и смерти, а где-то очень рядом. Каким он был, почему так скоротечна оказалась его жизнь? И почему так настойчиво вспоминается именно его имя на молитвах об усопших?

А вот удивительный и очень живой человек. Алтарник в нашем храме. Профессор и доктор философских наук, Николай Иванович, именинник. 43 года преподавательского стажа и где-то столько же жизни в Церкви. Человек в храме с 1973 года. Я в общем-то и не прожил еще столько. Но только на моей памяти у него обветшала уже третья или четвертая Псалтирь. А еще он ежедневно в храме, раньше всех и с самого утра. И все сорокоусты и все записки до единой мимо него никогда не пройдут. И почти всегда тихий и спокойный голос. И живое участие и интерес ко всему. И сопереживание. А у человека далеко не самая простая жизнь и свои скорби. И свой Крест. И на проскомидии он обязательно попросит помянуть кого-то. Видел ли я его в гневе или раздражении? За восемь лет знакомства и не припомню, пожалуй.

А еще удивительное качество, мало нам теперь знакомое. Лет восемь назад мы ездили в Оптину с группой от храма. И он один из тех, кто первый пошел исповедоваться у меня. А я тогда только заканчивал сорокоуст. Человек, который видел жизнь Церкви задолго до моего рождения. Наверное, это и есть опыт, который обретает всякий, кто следует примерам святых. Не копируя, не подражая, а именно следуя. Ведь во всякой добродетели Бог открывает каждого человека заново. И в любви, и в смирении, и в милосердии.

Читать еще:  Письма великой княгини Елизаветы Федоровны

Где я это видел, кого мне напоминают и о ком говорят мне некоторые встречающиеся в жизни люди. Правило веры и образ кротости? Но есть ли такие люди на земле? Убежден, что да. Подвиг не громогласен, он не трубит во всю улицу, но его как и сокрытую молитву видит Тот, Кто читает человеческое сердце. А возможно и пишет его историю. А святые стали живыми иллюстрациями этой книги. Которая еще не закончена. Потому что в ней не хватает нас. Тех, кто пока еще только в пути.

«Я открыл пакет и долго потом чесал голову: там были новые ботинки»

День памяти святителя Николая. Один из любимых и почитаемых святых. Притом везде и всеми. К святителю едут многие и, кстати, не только христиане. И в места его земного служения, и к месту его нынешнего упокоения. Свидетельства молитвенной помощи, многих удивительных чудес известны, кажется, по всему миру и уже не одно столетие. И самое важное, что чудо-источник искренней человеческой любви, сострадания и милосердия ко всем без исключения, в коих и был когда-то давно явлен святительский подвиг Архиепископа Мир Ликийских, не иссякает и по сей день. Чему, наверное, и я в некотором роде свидетель. Но в большей степени не в каких-то конкретных житийных чудесах или историях, а через жизнь и поступки отдельных людей, которые, возможно, могли напомнить мне об этом дивном святом.

Впрочем и со мной лет 8 назад случилась любопытная история. Это было как раз на майское празднование памяти Святителя. Дело в том, что у меня тогда совсем прохудилась обувь. Ботинки просто разваливались на ходу. Я их латал как мог, но до зарплаты было далеко, а о своей проблеме я никому не рассказывал. И где-то после Литургии, а я тогда служил диаконом, ко мне подошел завхоз и оставил пакет. Сказал, что передали именно мне. Кто это был, зачем и почему – он не знал.

Я открыл пакет и долго потом чесал голову. Там были новые ботинки, недорогие, но хорошие и крепкие. И да, именно моего размера. Повторюсь: я ни с кем не говорил о своих проблемах с обувью. Да, маленькое такое житейское чудо. И все-таки чудо. Своего жертвователя я тогда так и не нашел. Да и не надо было наверное. Ну, вот как-то так я и связал это событие с памятью святого.

Следы всех святых в нашей короткой жизни – это призыв старших

Этот день считается днем окончания земной жизни святого. По традиции Церковь особенно отмечает два события – перенесение мощей святого в Бар в мае, (нынешний город Бари в Италии), где он и находится и по сей день, и праведную кончину Святителя в декабре. Наверное, не имеет особого смысла пересказывать и вновь говорить о жизни и чудесах Святителя. Каждому из нас они в той или иной мере знакомы. Жизнь всякого святого – это свидетельство победы Евангелия над временной жизнью, а самое главное над грехом и смертью в ней.

Так и следы всех святых в нашей короткой жизни – это призыв старших следовать за ними в их опыте, путь, который был пройден и оказался единственно верным.

Он невозможен без нашей личной решимости, но он более чем реален, потому что по нему прошли такие же живые люди, как и мы все, ныне живущие. И свидетельством этому являются как жизнь, так и смерть этих людей. А точнее не смерть, а начало жизни вечной.

Но открывать и видеть Бога можно не только в житиях святых, в том образе, который нам встречается в повествовании первых веков. Не менее интересно и полезно видеть Его и Его торжествующую Церковь в простых, рядом живущих здесь и сейчас людях. В их устремлении, в поступках, словах, мыслях. И иногда случается так, что вглядываясь в обычного живого человека, ты ловишь себя на мысли, что где-то однажды видел это, а может быть и знал. Здесь нет ничего странного. Небесная Церковь молитвенно участвует в жизни каждого из нас. И потому в поступке или действии простого человека рядом замечаешь что-то, что когда-то давно встречалось в житии святого. Это действительно так.

Он один из первых пошел исповедоваться у меня

Иногда мне кажется, что Святитель Николай в моей жизни и в моем служении даже где-то повседневен. О нем вспоминаешь в четверг на отпусте богослужения, его же имя произносишь на молебне для путешествующих, а может быть и он сам где-то дает решимость помочь кому-то в какой-то срочной нужде. Разное бывало. Друг отца – Николай Александрович, спустя многие годы после смерти папы, звонит, приезжает, помогает. Он замечательный сантехник, человек занятой и нарасхват, но в самый нужный момент, когда и не знаешь, куда и зачем, к кому обращаться, всегда предлагал помощь и мог потратить на работу несколько дней. Все это, разумеется, безвозмездно.

Мой двоюродный дед – Николай, которого я никогда не видел и не знал, отслужил на флоте и случайно погиб, купаясь в реке в жару, не выдержало сердце. Не знаю о нем ничего, но помню в бабушкином доме его фотографию над кроватью, где он когда-то спал, на которой он навсегда молодой в бескозырке. Поминаю его на панихиде, и всегда это как-то очень легко, и кажется, что мы не разминулись во времени и границах жизни и смерти, а где-то очень рядом. Каким он был, почему так скоротечна оказалась его жизнь? И почему так настойчиво вспоминается именно его имя на молитвах об усопших?

А вот удивительный и очень живой человек. Алтарник в нашем храме. Профессор и доктор философских наук, Николай Иванович, именинник. 43 года преподавательского стажа и где-то столько же жизни в Церкви. Человек в храме с 1973 года. Я в общем-то и не прожил еще столько. Но только на моей памяти у него обветшала уже третья или четвертая Псалтирь. А еще он ежедневно в храме, раньше всех и с самого утра. И все сорокоусты и все записки до единой мимо него никогда не пройдут. И почти всегда тихий и спокойный голос. И живое участие и интерес ко всему. И сопереживание. А у человека далеко не самая простая жизнь и свои скорби. И свой Крест. И на проскомидии он обязательно попросит помянуть кого-то. Видел ли я его в гневе или раздражении? За восемь лет знакомства и не припомню, пожалуй.

А еще удивительное качество, мало нам теперь знакомое. Лет восемь назад мы ездили в Оптину с группой от храма. И он один из тех, кто первый пошел исповедоваться у меня. А я тогда только заканчивал сорокоуст. Человек, который видел жизнь Церкви задолго до моего рождения. Наверное, это и есть опыт, который обретает всякий, кто следует примерам святых. Не копируя, не подражая, а именно следуя. Ведь во всякой добродетели Бог открывает каждого человека заново. И в любви, и в смирении, и в милосердии.

Читать еще:  Тайны ДНК и сможем ли мы отредактировать потомство

Где я это видел, кого мне напоминают и о ком говорят мне некоторые встречающиеся в жизни люди. Правило веры и образ кротости? Но есть ли такие люди на земле? Убежден, что да. Подвиг не громогласен, он не трубит во всю улицу, но его как и сокрытую молитву видит Тот, Кто читает человеческое сердце. А возможно и пишет его историю. А святые стали живыми иллюстрациями этой книги. Которая еще не закончена. Потому что в ней не хватает нас. Тех, кто пока еще только в пути.

Православное наследие Кипра

Посещая кипрские храмы, паломники из России сталкиваются с несколькими смущающими и поначалу непривычными моментами. Первый — женщинам разрешается находиться в храмах без платка, прикрытыми должны быть только плечи и колени. Многие туристы осматривают церкви просто как достопримечательности и даже не задумываются о своем внешнем виде — их никто на входе не останавливает и замечаний не делает. Но это больше касается самостоятельных путешественников. Тех, кто едет на экскурсию в составе группы, обязательно предупредят о том, что нужно надеть и как себя вести. Стоит отметить, что большинство русских женщин чтят свои традиции и все равно берут с собой платок — киприоты смотрят на это с уважением.

Второй момент — в храмах на Кипре разрешен проход по солее. Выглядит это примерно так: прибывает группа паломников (в церковь стараются одновременно запускать не более двух групп, чтобы люди не толпились и не создавали много шума), их сразу проводят к иконостасу, рассказывают об особо чтимых иконах (которые как раз там и располагаются), а потом все по цепочке поднимаются на солею — прикладываются к иконам, кому-то удается заглянуть через царские или диаконские врата в алтарь. Для местных такое восхождение на солею в порядке вещей: на стенах икон очень мало, на аналое, как правило, только икона праздника, поэтому, войдя в храм, они прямиком направляются к иконостасу.

Собор святого Лазаря

Собор святого Лазаря находится в историческом центре города Ларнака — третьем по величине городе Кипра. Тесно окруженный маленькими улочками с уютными кофейнями, сувенирными лавками и магазинами с антиквариатом, он является центром архитектурного ансамбля и притягивает к себе внимание множества туристов.

Собор был освящен в честь праведного Лазаря из Вифании. Согласно Евангелию, Иисус Христос воскресил умершего Лазаря на четвертый день после смерти. Во время гонений на Иерусалимскую церковь Лазарь попал на Кипр, где был рукоположен апостолом Варнавой в епископа города Китиона — нынешней Ларнаки. После чуда воскрешения святой прожил еще 30 лет и все эти годы проповедовал христианство на острове. По преданию, именно на месте его могилы и была построена церковь.

Этот храм — живой свидетель насыщенной событиями непростой жизни острова. Отпечатки некоторых моментов истории сохранились на нем по сей день. В период господства Османской империи были уничтожены три купола с колокольней, и сейчас, поднимая глаза к сводам храма, мы не видим привычного нам лика Спасителя, простирающего руки, — только заколоченные досками круги. Интерьер тоже непривычен русскому человеку: серо-коричневые каменные стены, несколько небольших икон. Раньше храм был расписан фресками, но до сегодняшнего дня они не сохранились и вряд ли когда­нибудь будут восстановлены: в городе высокая влажность, что и стало главной причиной уничтожения росписей.

Во времена франкского периода (XII–XV века) церковь принадлежала католикам — в ней действовал бенедиктинский монастырь. В 1589 году храм был выкуплен у захвативших его турок Православной Церковью. Католикам было позволено совершать в нем службы дважды в год — в дни памяти праведного Лазаря и равноапостольной Марии Магдалины. У северного входа в храм до сих пор видна пятикрестная эмблема латинян, известная также под названием «Иерусалимский крест». До середины XIX века церковь так и называлась во всех документах монастырем, несмотря на то, что уже давно стала приходской. Бывшие кельи вокруг храма, длительные богослужения, совершавшиеся с достоинством и великолепием, многочисленный церковный штат придавали ей монастырский облик. Жилые помещения, окружающие храм, служили гостеприимным кровом путешественникам, паломникам и купцам.

Иконостас храма праведного Лазаря считается одним из самых выдающихся примеров резьбы по дереву на Кипре. Его изготовление началось в 1773 году, он был покрыт золотом и украшен ста двадцатью иконами. Как и всё внутреннее убранство церкви, иконостас сильно пострадал от пожара в 1972 году, но впоследствии был восстановлен.

В том же 1972 году во время проведения ремонтных работ под церковным алтарем был найден мраморный саркофаг с человеческими останками. Их определили как мощи святого Лазаря, которые, очевидно, в свое время не полностью были вывезены в Константинополь. На восточной стороне саркофага можно разобрать надпись, выполненную греческими заглавными буквами, что означает «друга». Вероятно, речь идет о том, что это гробница Лазаря, друга Христова.

Для того чтобы увидеть саркофаг, мы спустились по узкой лестнице вниз — в маленькое помещение. Там же находится источник со святой водой. В гробнице очень низкие потолки — в полный рост без труда проходят только дети. Освещается она лишь несколькими небольшими светильниками и лампадами, повсюду разложены небольшие иконы и цветы. Скорее всего, именно благодаря этой святыне город и получил свое современное название: «Ларнака» переводится как «гробница».

Ежегодно в шестую субботу Великого поста, называемую Лазаревой, из собора выносят икону святого Лазаря и совершают с ней крестный ход по улицам города. Гид рассказал нам, что собор является самым желанным местом в Ларнаке для совершения венчаний и крещений — желающим приходится записываться за год, а то и больше, вперед.

При храме существует музей, где собраны уникальные христианские реликвии, которые служители разных храмов бережно хранили на протяжении столетий. Среди них — иконы византийского периода в серебряных окладах, предметы церковного обихода, облачения, редкие книги, скульптуры. Работает также культурно­учебный центр. Он начал свое существование еще в 1875 году как церковно­приходская школа и с тех пор вносит свой вклад в образование детей и молодежи.

Храм святых Киприана и Иустины

Чтобы попасть в храм во имя священномученика Киприана и мученицы Иустины, мы едем в небольшую деревушку Менико, расположенную в двадцати километрах от столицы Кипра — Никосии. С середины XIII века в этой церкви покоятся привезенные на остров из Сирии мощи небесных покровителей храма.

Многие исцеления, телесные и душевные, происходили здесь. Оказался в числе исцеленных и кипрский король Петрос I, правивший страной в 1359–1369 годах. Выздоровев чудесным образом от овладевающего им тяжкого недуга, он повелел выстроить на месте древней церквушки новый храм, а чудотворные мощи святых поместить в серебряную раку.

В 1846 году храм перестроили, удлинив западную часть, а во второй половине XIX столетия расширили. Современный архитектурный облик церкви являет нам базилику с крестовыми сводами, дополненную крытой аркадной галереей. Очень величественно смотрится колокольня, построенная в 1913 году и украшенная резьбой по камню. А ажурные кованые решетки на стрельчатых окнах добавляют зданию средневекового шарма.

Читать еще:  Святая великомученица Варвара: через мученичество к жизни вечной

В северном алтаре храма бьет из-под земли святой источник. Чтобы паломники могли утолить жажду, святую воду по трубам вывели вовне, за пределы церкви. Пробуем ее — солоноватая, с привкусом мела. С пресной водой на Кипре вообще довольно проблематично. Рек и озер практически нет — проехав больше половины острова, мы заметили только пару речушек в горных массивах. Поэтому туристам необходимо запасаться бутилированной водой.

Первое, на что падает наш взгляд в самом храме,— небольшие иконы преподобного Серафима Саровского и блаженной Матроны Московской. Откуда они здесь. Оказывается, их привезли в дар храму наши соотечественники. А самые древние иконы этой церкви — «Христос милующий», «Богоматерь Одигитрия» XVI века, храмовая чудотворная икона святого Киприана XVII века — находятся, по уже известной нам традиции, в иконостасе.

Напротив алтаря — деревянный резной балкон. «Можно нам подняться на хоры?» — спрашиваем местного священника, который довольно неплохо говорит по-русски. Удивленный батюшка сразу отводит нас к молодому сотруднику храма, тот тоже не с первой попытки понимает, зачем этим русским вдруг потребовался хор. Наконец, все недоразумения разрешились: балкон здесь предназначается не для певчих, как у нас, а для обычных прихожан. Во времена турецкой оккупации это было место для молитвы женщин и детей, а сейчас там могут находиться все желающие. И, конечно, нам тоже можно туда подняться. «Только осторожно, там темно и узкая крутая лестница», — предупреждает нас обходительный сотрудник. С балкона открывается потрясающий вид на всё внутреннее убранство храма, хорошо просматриваются витражные окна и изумительные росписи.

На обратном пути нам рассказывают о святых мучениках Киприане и Иустине. Во времена римского императора Декия (249–251 годы) жил в Антиохии — области, расположенной в северной части современной Сирии — знаменитый волхователь и философ по имени Киприан. Еще в детстве родители посвятили его на служение языческим богам. К тридцати годам он стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать бедствия и болезни.

Тогда же в Антиохии жила дочь языческого жреца Едесия Иустина, которая уверовала во Христа и обратила в христианство своих близких. Однажды ее увидел знатный и богатый юноша Аглаид. Он поразился красоте девушки и, стремясь добиться ее расположения, пустился в различные хитрости обольщения. Однако девушка не захотела даже слушать его лукавых слов. Отвергнутый юноша пошел просить помощи к знаменитому жрецу Киприану. Тот согласился помочь, однако несмотря на все старания колдуна приворожить девушку не удалось. Осознав, что его старания тщетны и ничто не может заставить девушку отречься от целомудрия, хранимого из любви ко Христу, Киприан отрекся от дьявольских деяний. Он пришел в храм и не покидал его, пока не очистил душу от грехов и не принял крещение. Впоследствии он был поставлен епископом и обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому стало приносить жертвы идолам, и капища были заброшены. Иустина удалилась в монастырь и была избрана игуменией.

Исповедуя Христа, святые Киприан и Иустина претерпели гонения от языческих властей. Гонители, видя, что вернуть их к идолопоклонству невозможно, приговорили мучеников к казни.

Храм святителя Епифания

Храм святителя Епифания Кипрского находится на юго-восточном побережье Кипра, недалеко от курортного города Айя-Напа. Он стоит на холме, с которого открывается панорамный вид на город и Средиземное море.

Церковь была построена в 2006 году. Она полностью расписана фресками и имеет примечательный резной иконостас. У стены храма можно увидеть выложенную по старинной традиции монограмму Иисуса Христа — филиу (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Несмотря на то что здание современное, его росписи и иконы выполнены в классическом византийском стиле. Сюжеты росписей рассказывают нам о житии святителя Епифания и об истории обретения Аяй­Напской иконы Божией Матери.

Нас очень удивило то, что в храме постоянно работает магнитофон — паломники слышат песнопения, записи богослужений, в какое бы время они ни пришли. Священнослужителей и сотрудников мы, опять же к своему удивлению, не застали — за порядком следит только видеокамера. Под иконами висят восковые фигурки различных частей тела. Это старая традиция, сохранившаяся на Кипре до наших дней: кто­то приносит их в благодарность за исцеление, кто­то таким образом просит о помощи. Туристов здесь мало — храм новый и не входит в экскурсионные программы, к тому же располагается он в нескольких километрах от города и на высоте — подниматься в гору по жаре не каждому под силу. Зато те, кто всё же решится прийти сюда из бурлящего жизнью городка, смогут вкусить спокойствия и умиротворения. На самом краю прихрамовой площадки установлено несколько скамеек — местные понимают, что быстро расстаться с этой тишиной и потрясающим видом будет нелегко.

На юге холма находится пещера, которая была первой церковью на этом месте. По преданию, здесь жил святитель Епифаний. Его келья не сохранилась, но остались ее фрагменты, и в 2011 году над ними возвели небольшую часовню. Пол в ней сделан из прозрачного стекла, так что внизу можно увидеть остатки древней постройки. Над пещерой возвышается большой деревянный крест, который хорошо видно издалека.

Церковь получила свое имя в честь архиепископа Кипра, участвовавшего в 381 году во Втором Вселенском Соборе. Святой Епифаний — угодник Божий, о котором русские православные люди узнали раньше, чем о других святых: его труды были переведены для славян еще в XI–XII веках.

Святитель Епифаний жил в IV веке в Финикии, по происхождению был евреем, в молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере после того, как увидел одного монаха, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием черноризца, Епифаний попросил научить его христианской вере. Затем он принял крещение, раздал полученное наследство бедным и удалился в Египет.

Позднее, возвратясь в Палестину, подвижник сделался учеником знаменитого аввы Илариона. В монастыре он занимался переписыванием греческих книг. Святой Епифаний сподобился от Господа дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, удалился в пустыню. Однако и туда к нему стали приходить ученики.

Авва Иларион послал будущего святителя в город Саламин — на Кипр. Там как раз шел процесс избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из собравшихся для этого архипастырей Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Его отыскали, и по послушанию Церкви он принял священный сан и епископское достоинство. Святитель Епифаний управлял Кипрской Церковью 36 лет.

В конце жизни святителя его вызвали в Константинополь на Собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом. Святой Епифаний, не желая быть участником беззаконного Собора, покинул Константинополь. Во время обратной дороги в Саламин, на корабле, он скончался. Жители города с рыданиями встретили тело своего архипастыря и погребли его в новой церкви, возведенной им.

VII Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви. Ежегодно 12 мая к нему возносят молитвы об избавлении христианства от ересей.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 22 (617)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector