0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Второй Вселенский Собор

Второй Вселенский Собор

Второй Вселенский Собор, I Константинопольский — вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе признаётся Вселенским. Утвердил догмат о исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Константинопольской (Никео-Цареградской).

Кроме того, установил (правило 3-е) статус епископа Константинопольского, как епископа Нового Рима, вторым по чести по Римском епископе, обойдя епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр (поместных Церквей) христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.

Собор открылся в мае 381 года в константинопольском храме святой Ирины и закончил работу в июле 381. Император Феодосий I присутствовал на его открытии, но в соборных заседаниях ни его представители, ни он сам участия не принимал. Память Отцов II Вселенского Собора празднуется церковью 22 мая/4 июня.

Православная Жизнь

4 июня Православная Церковь чтит святых отцов Второго Вселенского Собора.

Об истории и догматических спорах Вселенских Соборов написано очень много: начиная от кратких заметок в энциклопедиях и заканчивая обширными исследованиями профессиональных ученых. В этот же раз мне бы хотелось сосредоточить внимание на другом.

История и догматика – это, безусловно, важно, но церковный календарь и богослужебные тексты предполагают почитание не словесных формулировок, не письменных памятников, не каких-либо правил, а в первую очередь людей – святых отцов. Поэтому предлагаю хотя бы кратко взглянуть на тех, чьими устами, умом и духом выковывалось вербальное выражение Истины, хранящееся в Церкви, как величайшая драгоценность и по сей день.

Всего прибывших на Собор отцов было 150. Мы же остановимся на самых известных личностях, а начнем со святителей, возглавивших его.

Свт. Мелетий Антиохийский. С самого открытия Второго Вселенского Собора он председательствовал на нем, но Господь забрал его еще до завершения. Таким образом, дата смерти свт. Мелетия совпадает с датой проведения самого Собора – это 381 год. Сведений о его жизни сохранилось не так много. О детстве практически ничего не известно. Первой кафедрой святителя стала Севастия в Армении, однако из-за сторонников предшествующего епископа Евстафия возник конфликт и Мелетий продолжает свое служение в Сирии. В то время арианская ересь еще занимала довольно прочные позиции. После перевода епископа Евдоксия на Константинопольскую кафедру Антиохийский престол остается вакантным и именно на него возводится свт. Мелетий для противодействия еретикам. Здесь ему пришлось пережить немало скорбей, несколько гонений, пока в конечном итоге он не возглавил Второй Вселенский Собор.

Свт. Григорий Богослов. После смерти свт. Мелетия председателем Собора стал человек, не нуждающийся в представлении. Свт. Григорий – один из трех святых, за всю историю Церкви заслуживших именование «Богослов». Мы помним, что он был ближайшим другом свт. Василия Великого, своим спокойным и рассудительным характером дополнявший его горячность и деятельное неравнодушие. Между друзьями возникали и разногласия, и обиды, но всё было пережито и покрыто взаимной любовью, которую они пронесли через всю жизнь. После избрания свт. Григория на Константинопольскую кафедру против него выступил ряд епископов, особенно македонских и египетских. Это был прежний конфликт, разговор о котором – отдельная тема. Ради мира свт. Григорий принимает решение о самоудалении и через восемь лет отшельнической жизни мирно умирает.

Свт. Нектарий Константинопольский. Преемников свт. Григорий стал свт. Нектарий. Нам известно, что он не обладал такой глубиной мысли и красноречием, как его предшественник, однако отличался благочестием и праведностью. До нас дошло его слово на день памяти св. Феодора Стратилата.

Свт. Григорий Нисский. Это еще одна удивительная личность, не нуждающаяся в представлении. Младший брат свт. Василия, вошедший в триаду Великих каппадокийцев. Интересно, что именно он составил похвальное слово в честь свт. Мелетия, практически сразу после его кончины. К старшему брату свт. Григорий относился как к наставнику и сильно переживал его смерть. Он выступил инициатором дополнения Никейского Символа веры учением о Божестве Святого Духа. В императорском эдикте 381 года имя св. Григория было внесено в список епископов, общение с которыми является обязательным для признания православным. Скончался он мирно в глубокой старости около 395 года.

Свт. Амфилохий Иконийский. Это еще один удивительный каппадокиец, имя которого незаслуженно ускользает от внимания многих православных. По различным данным, он являлся родственником святителей Василия Великого и Григория Богослова, но каким именно – мнения разошлись. Во всяком случае, точно известно, что свт. Амфилохий был близок к Василю и почитал его своим наставником. Оказал на него влияние также и Григорий Богослов, так как именно после общения с ним будущий святитель оставляет светскую карьеру и выбирает путь монашества. На Иконийскую кафедру избран при деятельном участии свт. Василия. Оставил нам немалое письменное наследие. На Соборе императором ему было поручено наблюдение за чистотой учения епископов Малой Азии. Скончался свт. Амфилохий примерно в то же время, что и Григорий Нисский.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Достаточно известный святой для тех, кто хоть немного знаком с патрологией IV века. Свт. Кириллу довелось жить и во время апогея арианской смуты, и во время гонения Юлиана Отступника. Последний пытался еще восстановить Иерусалимский храм, безуспешность этого предприятия предрек святитель еще до начала строительных работ. Больше всего Кирилл Иерусалимский известен своими огласительными и тайноводственными поучениями, посвященными, соответственно, подготовке к крещению после него. Несмотря на то, что мы часто считаем себя «опытными» христианами, я советовал бы обращаться к чтению наследия святителя, так как там действительно есть что почерпнуть – главное делать всё вдумчиво. Во время проведения Второго Вселенского Собора свт. Кирилл был уже старцем и скончался через пять лет после его завершения.

Читать еще:  Не в земле чуждей. Чем нам близки испанские святые

Свт. Тимофей Александрийский. Об этом отце информации сохранилось крайне мало. Он был учеником свт. Афанасия Великого и братом сщмч. Петра, после смерти которого и занял Александрийскую кафедру. Известно, что свт. Тимофей был человеком высокой учености, что и позволило ему стать поборником Истины, как в противодействии арианам, так и во время Второго Вселенского Собора.

Свт. Асхолий Фессалоникийский. Напоследок стоит сказать еще об одном святителе, который по причине болезни не смог присутствовать в заседаниях Собора, но которого по праву можно отнести к числу его отцов. Свт. Асхолий – ревностный защитник Истины, проявил большой талант не только в противостоянии с арианами, но и в борьбе против ереси Аполлинария Лаодикийского. В свое время, когда будущий император Феодосий Великий (созвавший Собор) возглавлял войну с готами и два года находился в Фессалониках, свт. Асхолий крестил его и оказал на него решающее влияние в вероучительных вопросах.

Мы вспомнили лишь о самом малом числе отцов Второго Вселенского Собора, но, думаю, и этого достаточно, чтоб за простой датой церковного календаря мы видели людей, личности, святых, потративших огромное количество физических, интеллектуальных и духовных сил ради сохранения чистоты нашей веры.

Протоиерей Владимир Долгих

Правило 7.

Присоединяющихся к Православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: Печать дара Духа Святого.
Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатской страны), всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Борьба между православными и арианами, возобновившаяся вслед за окончанием I Вселенского собора и сосредоточившаяся первоначально на решенном отцами вопросе о Божестве Христа Спасителя, с течением времени вызвала появление новых ересей, из коих наиболее примечательны ереси, связанные с именами Аполлинария и Македония.

Епископ Лаодикийский Аполлинарий вышел из рядов православной партии. Не ограничиваясь отрицанием арианских положений в учении о Сыне Божием, Аполлинарий стремился утвердить положения им противоречащие; это стремление и привело его к ереси. Так, в опровержение особенного ударения ариан о Сыне Божием как тварном существе, которое они делали на признании во Христе всецело человеческой природы, Аполлинарий, напротив, уничтожал человеческую личность в исподе Иисусе. С психологической точки зрения, ему казалось невероятным учение Никейского символа, что во Христе соединились совершенное Божество и совершенное человечество он рассуждал, что две сущности с сохранением всех своих свойств, никогда не могут соединиться в одну. Немыслимым представлялась ему идея богочеловечества и со стороны догматической: с полным человечеством связан грех; если же мыслить грех в естестве Христа, хотя бы как и возможность, то дело искупления для Него уже становится невыполнимым. Поэтому Аполлинарий полагал, что, восприняв при воплощении тело и душу человеческую, Христос не воспринял отличительной части человеческого существа — человеческого духа, так как последний обязательно предполагает свободу воли, а с нею и наклонность ко греху духа человеческого, по мысли Аполлинария, во Христе заменил Божественный Логос, господствовавший над злыми влечениями животной души[1].

Вскоре после I Вселенского собора (341 г.) ариане вносят в свои символы и учение о Третьем Лице Пресвятой Троицы — Святом Духе, причем заметно выступает стремление, в полном соответствии с развитием арианского учения о Сыне Божием, «описать Святого Духа как Ипостась разделенную, «отчужденную, разобщенную» от Отца и Сына». С течением времени по вопросу о Лице Святого Духа из среды полуариан выделилась особая партия Македониан, получившая свое наименование от Константинопольского епископа (355— 359 гг. ) Македония Партия эта, почитая Святого Духа Третьим Лицом Пресвятой Троицы только из чести, отличала Его по существу от Первых Двух Лиц, признавая творением, а не Богом[2].

Вообще в учении о Святом Духе существовала в IV веке как среди православных, так и ариан, крайняя разобщенность мнений, которую cв. Григорий Богослов изображает следующим образом: «Что касается до мудрецов нашего века, то одни почитают Его (т. е. Святого Духа) действованием, другие — тварью, иные — Богом, а иные не решались сказать о Нем ни того, ни другого, из уважения, как говорят они, к Писанию, которое будто бы ничего не выразило о сем ясного, почему они не чтут и не лишают чести Духа, оставаясь к Нему в каком-то среднем, вернее же сказать, весьма жалком расположении. Даже из признающих Его Богом одни благочестивы только в сердце, а другие осмеливаются выражать свое благочестие и устами. Но слышал я о других еще более мудрых измерителях Божества, которые, хотя согласно с нами исповедуют Троицу, однако ж столько разделяют Лица Ее между Собою, что Одно почитают безпредельным по сущности и по силе (т. е. Отца), Другое безпредельным по силе, но не по сущности (т. е. Сына), а Третье — ограниченным и в том, и другом (т. е. Духа)».

Читать еще:  Убийство ребенка в Москве — мнения психиатров

Таким образом, перед сознанием Вселенской Церкви опять был поставлен вопрос о Божестве Второго Лица Пресвятой Троицы. Кроме того, ересь Аполлинария и ересь Македония возбудили новые вопросы догматического свойства первая — о Богочеловечестве Христа Спасителя, а вторая — о Святом Духе, Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы.

Ответом на указанные вопросы и послужила деятельность II Вселенского собора. Собор этот созван был императором Феодосием Великим[3] в 381 году в Константинополе с целью «утверждения во всей империи никейского учения против всех ересей».

На этом Соборе присутствовали одни только восточные епископы, число коих было сто пятьдесят[4]. Среди них находились великие святители того времени Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и Григорий Богослов. Первые заседания происходили под председательством Мелетия Антиохийского. В это время, по желанию императора и народа, на свободную Константинопольскую кафедру собором был избран св. Григорий Богослов. Вскоре Мелетий скончался, и председателем собора, естественно, сделался вновь избранный епископ столицы.

Первым делом новый председатель внес собору предложения уладить давно уже волновавший Антиохийскую церковь раскол. Раскол этот возник в Антиохии в начале 60-х годов IV века, когда в ней одновременно появились два епископа, Мелетий и Павлин; оба разделяли управление над православною паствою Антиохийской церкви. Обе стороны находились в непримиримой вражде. Он предложил отцам Собора не выбирать преемника умершему Мелетию: выбор этот, по его мысли, нужно было отложить до времени, когда враждующие партии Антиохийской церкви уже с взаимного согласия могли бы выбрать себе епископа. Но предложение председателя было отвергнуто, потому между ним и отцами возникло охлаждение, окончившееся тем, что св. Григорий добровольно отказался от Константинопольской кафедры; тем более, что епископы Египта и Македонии, запоздавшие на Собор и потому не дававшие согласия на избрание Григория Богослова епископом столицы, возбудили вопрос о правильности этого избрания ввиду существования 15-го правила I Вселенского собора, запрещавшего епископам переход с одной кафедры на другую. (Св. Григорий Богослов был пред возведением на престол Константинопольской Церкви епископом местечка Сасим). В июне 381 года, после прощальной речи отцам Собора, св. Григорий удалился в Назианз, где и скончался.

Догматическая деятельность II Вселенского собора нашла свое выражение в составлении символа, известного в истории Церкви под именем Никео-Цареградского. Символ этот принят без изменений всею Православною Церковью и содержится каждым православным христианином, верным учению своей Матери Церкви. До восьмого члена, т.е. изложения учения о Святом Духе, символ II Вселенского собора представляет собою Никейский символ, измененный и дополненный отцами ввиду тех ересей, которые вызвали необходимость созвания II Вселенского собора.

В учении о Боге Отце в Никейском символе отцы Собора после слова «Творца» ввели слова «неба и земли». Таким образом, отцы Собора в учении о Боге Отце, изложенном в Никейском символе, «не сделали никаких существенных пояснений» по причине отсутствия споров в Церкви о Первом Лице Святой Троицы. «Нужно ли говорить об Отце, — замечает св. Григорий Богослов, — Которого не касается по общему согласию (т. е. ввиду отсутствия разногласий) все водящиеся естественным смыслом (т. е. еретики)». В учении о Сыне Божием они заменили после «рожденного от Отца» слова «из сущности Отца, Бога от Бога» словами «прежде всех веков». При существовании в символе слов «Бога истинного от Бога истинного» выражение «Бога от Бога» являлось некоторого рода повторением, которого и старались избежать, когда опустили последнее изречение. Слова «прежде всех веков», заменявшие изречение Никейского символа «из сущности Отца» с исчерпывающей определенностью указывают на предвечное рождение Сына Божия, тогда как выражение Никейского символа: «рожденный от Отца, т. е. из сущности Отца», и «единосущный Отцу» «могли приводить к мысли, что сначала последовало рождение Сына от Отца и потом бытие Его с известными свойствами». При этом вычеркнули изречение «на небе и на земле», идущее за словами «чрез Которого все произошло».

В последующее учение о Сыне Божием, содержащееся в Никейском символе, отцами Собора вставлены некоторые слова, имеющие целью яснее выразить православное учение о плотском естестве Богочеловека ввиду некоторых ересей, слова эти здесь выделены: «. нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса и седящего одесную Отца и паки имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца«. Таким образом, деятельность отцов II Вселенского собора, как видно, не была отменой или изменением по существу Никейского символа, но лишь более полным и определенным раскрытием содержавшегося в нем учения, и сами отцы 1-м правилом постановили: «Да не отменяется символ веры трехсот осминадесяти отцев, бывших на Соборе в Никее, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен».

Читать еще:  Что такое нормальная жизнь для особых детей?

Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого» II Вселенский Собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание VIII, IX, X, XI, и XII членов Никео-Цареградского символа.

II Вселенским собором составлено четыре канонических правила, из коих особенно важное значение имеют два постановления: I) запрещение епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей и 2) предоставление епископам Константинополя, как Нового Рима, первого места в смысле чести вслед римскими епископами. Хотя в греческих, славянских и русских изданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительности ему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историки V века Правила же 5-е и 6-е составлены на Константинопольском соборе 382 года, 7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г ) от лица Константинопольской церкви к Антиохийскому епископу Мартирию

Воспоминание II Вселенского собора Православною церковью совершается 22 мая

Примечания:

[1] Аполлинарий в своем делении природы человека на тело, животную или жизненную душу и духовную или разумную душу следовал греческому философу Платону. Аполлинарий умер в 390 году. Ересь Аполлинария осуждена Александрийским собором 362 года, хотя без упоминания имени самого ересеучителя. В 375 году, когда Аполлинарий, отделившись от Церкви, начал образовывать свою секту, он был осужден Собором в Риме; последнее осуждение было повторено II Вселенским собором.

[2] Нужно заметить, что впоследствии и именно ко времениII Вселенского собора, эта партия отказалась от своего еретического учения о Святом Духе, оставшись, однако, верной осужденному I Вселенским собором утверждению полуариан, что Сын подобосущен, а не единосущен Отцу. Поэтому общепринятое мнение, что II Вселенский собор созван был «на Македония Духоборца», не находится в строгом соответствии с исторической действительностью.

[3] В это время Феодосии Великий был только император Востока. Сделавшись в 392 году единодержавным обладателем как Востока, так и Запада, он нанес окончательный удар язычеству, издав закон, по которому служение богам признавалось таким же преступлением, как и оскорбление величества.

[4] Поэтому лишь позже (а на Западе только в VI веке), когда догматические определения Собора по причине их особенной важности и достоинства были приняты всеми поместными церквами, за Собором было признано всею Церковью значение Вселенского.

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь иконоборчества;
  • утвержден догмат об иконопочитании.

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Читайте также:

Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

На заставке: Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Источник: http://www.ruicon.ru

»В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть» Ну так не играй и запрещай своим детям играть или ты ожидаешь что бы это было принято на гос уровне? Тогда очнись,мы живем в стране где число атеистов или мусульман каждым разом превосходят числу православных,а значит скоро мы должны либо вернуть ссср либо же запретит свинину ,а не игры. Рцп в современной политической системе не играет никакой роли.

Почему Православная Церковь не соблюдает Правила Вселенских Соборов сейчас?
Прежде всего, 50-е и 51-е Правила VI Вселенского Собора — как быть с ними?

Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.

В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: «Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам», а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.

50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле «смехотворцами» называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.

Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector