0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Послание хамбо ламы итигэлова

Послание хамбо ламы итигэлова. Встреча с «нетленным старцем». Кого напутствовал Хамбо Лама Итигэлов. «Он служит России!»

Хамбо-лама Итигэлов – человек, хорошо известный в России. Он проходил обучение в Анинском дацане (буддистский университет в Бурятии, сейчас от него остались лишь руины), где получил степени по медицине и философии и создал фармакологическую энциклопедию

10 сентября 2002 года была произведена эксгумация тела Хамбо-ламы Итигэлова на кладбище недалеко от Улан-Удэ. Он умер и был похоронен в 1927 году, эксгумация проходила в присутствии родственников, официальных наблюдателей и специалистов.

Такая информация появилась в российских СМИ о бурятском ламе, тело которого достали из могилы в начале 21 века. Лама был похоронен в деревянном коробе, его поместили туда прямо в позе лотоса. Тело его выглядело так, будто было мумифицировано, хотя это не так. Податливые мускулы, мягкая кожа, подвижные суставы. Тело было облачено в шёлковые одежды.

Хамбо-лама Итигэлов – человек, хорошо известный в России. Он проходил обучение в Анинском дацане (буддистский университет в Бурятии, сейчас от него остались лишь руины), где получил степени по медицине и философии и создал фармакологическую энциклопедию.

В 1911 году Итигэлов стал Хамбо-ламой (глава буддистской церкви). В период с 1913 по 1917 он участвовал практически во всех царских общественных мероприятиях, был приглашён на празднование 300-летия дома Романовых, открыл первый буддистский храм в Санкт-Петербурге, а 19 марта 1917 года был удостоен ордена Святого Станислава, который получил из рук Николая II.

Во время Первой мировой войны Итигэлов создал, а затем поддерживал организацию «Бурятские братья». Он помогал армии деньгами, продуктами, одеждой, медикаментами, участвовал в строительстве нескольких госпиталей, в которых доктора ламы оказывали помощь раненым солдатам. За это он был награждён орденом Святой Анны II степени.

В 1926 году Итигэлов посоветовал буддистским монахам покинуть Россию потому, что «наступает время красных». Сам Итигэлов отказался уехать. В 1927 году, в возрасте 75 лет, Итигэлов велел ламам начинать медитацию, поскольку он готовился к смерти. Ламы отказались читать молитву, ведь он был ещё жив. Тогда Итигэлов начал медитировать сам, постепенно ученики присоединились к нему и вскоре он умер.

Итигэлов оставил завещание, в котором просил похоронить его, как есть, сидящим в позе лотоса, в кедровом коробе на обычном кладбище. Так и было сделано. В завещании был также пункт, в котором он просил эксгумировать его тело через несколько лет. Следовательно, он знал, что его тело сохранится.

Это пожелание было исполнено буддистскими монахами в 1955 и в 1973 годах, но они боялись кому-либо об этом говорить, поскольку коммунистический режим не оставил места для религии в жизни общества. Только в 2002 году тело было эксгумировано снова и перенесено в Иволгинский дацан (резиденцию сегодняшнего Хамбо-ламы), где оно было тщательно осмотрено монахами и, что более важно, учёными и патологоанатомами. Официальное заключение гласит: тело замечательно сохранилось, никаких следов разложения не обнаружено, все мышцы и внутренние ткани без повреждений, кожа мягкая, суставы подвижны. Самое интересное, что тело никогда не бальзамировалось и не мумифицировалось.

Сейчас тело Итигэлова находится на открытом воздухе, никакой специальные режим температуры и влажности не поддерживается, к нему приходят люди. Никто не знает, каким образом тело Итигэлова остаётся в таком состоянии.

ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕОСПОРИМЫЙ СЛУЧАЙ НЕТЛЕННОГО ТЕЛА во всём мире. Бальзамирование и мумифицирование широко известно среди разных народов: Чили (Чинчорро), египетские мумии, христианские святые, коммунистические лидеры и так далее. Некоторые тела замораживали, но как только они попадали в кислородную среду, они начинали гнить буквально в течение нескольких часов.

Буддистские тексты описывают подобные чудеса, но в действительности таких примеров не существует. Хотя нет, теперь существует.

Через два года после эксгумации на теле Итигэлова не было никаких признаков разложения, на нём нет плесени, с ним абсолютно ничего не происходит. Перед смертью Итигэлов сказал, что он оставил послание для всех жителей планеты Земля. Это послание без слов. Сегодня наша очередь попытаться разгадать его.

Благословенный Тремя драгоценностями1 незабвенного Ламы

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами2.

Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?

Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?

Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!

Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!

К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться.

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведущий на встречу к хозяину смерти.

Во время одинокого ухода в следующий мир,

Все твое богатство, родные, близкие,

Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и станут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний3 – незамедлительно.

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда пребываю в данной жизни.

Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева

1. Три драгоценности — Будда, Дхарма, Сангха.
2. Пять Скандх — основа буддийского описания реальности, буквально означает пять совокупностей — единый процесс восприятия реальности живым существом разбит для удобства разъяснения на пять аспектов:

Рупа — скандха или совокупность воспринимаемого (весь обективный мир живого существа, включая его физическое тело);
Видана — скандха — восприятие или чувство (приятное, неприятное и нейтральное);
Самджня — скандха — различение, функциональный разум;
Санскара — скандха — совокупность подсознательных импульсов (принятия, отвержения и безразличия), формирующих весь спектр восприятия живых существ;
Виджняна — скандха — осознание, имеющее 6 аспектов: осознание видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого и работы ума.

3. Практика десяти Благих намерений — отказаться от десяти грехов тела, языка, сознания. Практика нравственности, основанная на воздержании от десяти недобродетелей.

Три физические недобродетели:
лишение жизни живого существа;
воровство;
сексуальный проступок, разврат.

Четыре недобродетели речи:
ложь;
злословие (вносить распри или раздоры);
грубость;
пустословие.

Три недобродетели ума:
зависть;
злонамеренность;
ложные взгляды (представлять несуществуюшее существующим).

Хамбо лама Итигэлов — человек, о котором слагали легенды. Говорили, он может левитировать, ходить сквозь стены и даже по воде. Не менее загадочной была и смерть великого религиозного деятеля: 15 июня 1927 года он собрал учеников, сел в позу лотоса и под молитву-благопожелание умершему ушёл в нирвану. Предварительно попросил проведать тело через 75 лет.

В 2002 году глава Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР) Хамбо лама Дамба Аюшеев вместе с группой лам подняли саркофаг. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилась. Десятки лет оно оставалось нетленным. Сегодня это главная святыня Иволгинского дацана — центра БТСР. Несколько раз в год, в праздничные дни, Хамбо лама Итигэлов появляется перед верующими: драгоценное и неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться и по-просить о сокровенном любой желающий.

Как только возник феномен Итигэлова, про это событие заговорили во всё мире. Наука и по сей день остаётся перед ним в замешательстве. В 2005 году по настоянию лидера российских буддистов доступ к нетленному телу для учёных был закрыт.

С тех пор исследования феномена проводились только в рамках конференций, организуемых БТСР. Раньше их устраивали раз в два года, а с 2017-го решили сделать ежегодными. Изменился и формат мероприятия — отныне на нём обсуждают послания Итигэлова, которые поступают в наш мир каждый день через его главного хранителя — Бимба ламу Доржиева. Хамбо лама Аюшеев публикует наставления, советы и предупреждения Учителя в соцсетях.

Главный хранитель получает эти послания на бурятском, записывает и несёт Хамбо ламе, а он обдумывает их и уже с собственными комментарием размещает на своей странице в Facebook: утром — на бурятском языке, а во второй половине дня — на русском, — рассказала на правительственном брифинге 18 июня пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева. — Многие делают перепосты этих записей.

Учения Итигэлова уходят на север Китая, где служители дацанов и прихожане постигают тайные знания.

Послание на бурятском расходится по всему миру, его берут буддисты из Внутренней Монголии и распространяют у себя на старомонгольском вертикальным шрифтом, — добавила Алла Намсараева.

Очередная VII конференция, посвящённая феномену Хамбо ламы Итигэлова, пройдёт с 23 по 24 июня в Иволгинском дацане. В Бурятии готовятся встретить более 60 гостей из Внутренней Монголии плюс участников из Москвы, Питера, Иркутска и других российских городов. Итого — свыше 200 человек.

Что, впрочем, неудивительно, ведь наставления Учителя, ответы на вопросы и пророчества не всегда понятны обычному человеку и иногда не имеют очевидной для обывателя логики. А потому каждый понимает их по-своему. Среди ежедневных посланий Итигэлова есть такие, что запоминаются лучше всего и кажутся особенно близкими.

Было учение, говорящее о том, что только ум возвышает человека, — привёл пример Дымбрыл-багша Дашибалданов. — Но, с другой стороны, если ум положительный, то он подавляет высокомерие.

К слову, люди, которые знают и русский, и бурятский, зачастую отмечают различия в посланиях. Это объясняется особенностями менталитета народов.

Читать еще:  Общее каноническое положение Православной Церкви в Италии

Даши-Доржо Итигэлов — Пандито Хамбо-лама XII (то есть глава буддистов Бурятии). Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы.

Согласно существующим источникам об Итигэлове, с большой степенью вероятности Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия).

По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего.

Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов якобы ушел в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигэлова и убедились в сохранности тела.

7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо-ламе Д. Аюшееву местонахождение Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.

Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить светским учёным.

По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников.… трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.

Виктор Звягин, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы

Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам доктора Звягина,до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Дамбы Аюшеева.

«Он служит России!»

Список ВИП-персон, приезжавших к нему на поклонение (часто инкогнито), впечатляет. Помимо упомянутого ранее Чубайса здесь побывали Виктор Зубков, Владимир Якунин, Валентина Матвиенко, Геннадий Зюганов, Олег Дерипаска, Сергей Иванов. Последний, будучи в ранге министра обороны, взялся рассуждать о том, что в России служат лишь в двух местах — в армии и церкви. «Хамбо Лама Итигэлов до сих пор служит России!» — резюмировал Иванов.

Навещали Итигэлова космонавт Сергей Крикалёв, сатирик Михаил Задорнов, актёры Вилле Хаапасало и Александр Михайлов. Все они не скупились на громкие заявления. «Например, Михайлов, который сам родился в Забайкалье, сказал, что благодаря Итигэлову наша Родина встанет с колен, — вспоминает Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова. — Но особенно важными для нас стали визиты двух Президентов России».

Дмитрий Медведев приезжал в Иволгинский дацан в 2009 г. и был принят с большими почестями. После встречи с Драгоценным телом он сказал: «Хамбо Лама за нами не просто наблюдает, но и присматривает». Что до Владимира Путина, то он посетил буддийский монастырь и его главную святыню в апреле нынешнего года и в какой-то момент попросил оставить его с Итигэловым наедине. Ламы монастыря уверены, что президента интересовали вопросы вечной жизни, и он искал на них ответы. Но, возможно, Владимиру Путину просто было наконец с кем пообщаться. Ведь, как он сам ранее признавался, «после смерти Махатмы Ганди и поговорить стало не с кем».

  • Select a language for the TTS:
  • Russian Female
  • Russian Male
  • Language selected: (auto detect) — RU

    Aif

Время от времени Хамбо Лама Итигэлов, «живущий» в Благословенном Дворце на территории Иволгинского дацана, появляется перед верующими. Это бывает в праздничные дни, в году их набирается 7-8. Драгоценное и Неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться (и по­просить о сокровенном) любой желающий. Но если в монастырь заглядывает кто-то из очень важных персон, XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов может дать ему и внеплановую аудиенцию.

Список ВИП-персон, приезжавших к нему на поклонение (часто инкогнито), впечатляет. Помимо упомянутого ранее Чубайса здесь побывали Виктор Зубков, Владимир Якунин, Валентина Матвиенко, Геннадий Зюганов, Олег Дерипаска, Сергей Иванов. Последний, будучи в ранге министра обороны, взялся рассуждать о том, что в России служат лишь в двух местах — в армии и церкви. «Хамбо Лама Итигэлов до сих пор служит России!» — резюмировал Иванов.

Навещали Итигэлова космонавт Сергей Крикалёв, сатирик Михаил Задорнов, актёры Вилле Хаапасало и Александр Михайлов. Все они не скупились на громкие заявления. «Например, Михайлов, который сам родился в Забайкалье, сказал, что благодаря Итигэлову наша Родина встанет с колен, — вспоминает Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова. — Но особенно важными для нас стали визиты двух Президентов России».

Дмитрий Медведев приезжал в Иволгинский дацан в 2009 г. и был принят с большими почестями. После встречи с Драгоценным телом он сказал: «Хамбо Лама за нами не просто наблюдает, но и присматривает». Что до Владимира Путина, то он посетил буддийский монастырь и его главную святыню в апреле нынешнего года и в какой-то момент попросил оставить его с Итигэловым наедине. Ламы монастыря уверены, что президента интересовали вопросы вечной жизни, и он искал на них ответы. Но, возможно, Владимиру Путину просто было наконец с кем пообщаться. Ведь, как он сам ранее признавался, «после смерти Махатмы Ганди и поговорить стало не с кем».

Хотя учёные, исследовавшие нетленное тело умершего в 1927 г. человека, ничего конкретного сказать не смогли (напомним их вердикт: тело находится в состоянии, неизвестном науке), феномен Итигэлова нужно как-то объяснять. Интриги добавляют версии, выдвигаемые представителями «альтернативных наук». Например, что Итигэлов страдал дефектом гена, который «ускоряет разрушение клеточной структуры после смерти». Или что он, умирая, включил «секретный процесс бальзамирования». Проверить эти гипотезы, не взяв биоматериал на анализ, невозможно, а доступ учёным к Драгоценному телу с некоторых пор приостановлен.

Впрочем, бурятских буддистов мнение учёных мужей интересует в последнюю очередь. Ведь сами они уверены, что Хамбо Лама Итигэлов до сих пор жив! «Точнее, у нас есть два мнения по этому поводу, — признаётся Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела. — Одни считают, что Итигэлов достиг просветления, благословил своё тело и оставил его. В таком случае его душа сейчас может быть где угодно (в других мирах, рядом с Буддой), а здесь находится лишь её частица. Но большинство лам придерживаются второго мнения: они думают, что учитель погрузился в глубокую медитацию и пребывает в ней до сих пор. То есть вот уже на протяжении 86 лет».

Известно, что йоги, практикующие медитацию, стремятся достигнуть особого состояния просветления — самадхи. Это последняя, наивысшая ступень медитации: человек теряет представление о собственной индивидуальности, сливается с космосом, и его душа становится способна покидать бренное тело. Само тело снаружи кажется умершим: физиологиче­ские процессы в нём резко замедляются, почти прекращаются (биологам это состояние известно как анабиоз), но находящийся в медитации йог способен их регулировать. А главное — его сознание остаётся при нём! Оно живо и функционирует, вот только проявляется совершенно неожиданно для нас, не подчиняясь законам логики. Бурятские ламы предполагают, что Итигэлов как раз по­гружён в состояние самадхи, а сознание его проявляется в виде. посланий, которые он ежедневно передаёт хранителям своего тела.

«Каждое утро после молебна главный хранитель, Бимба Лама, остаётся наедине с Итигэловым, — поясняет Даши Батуев. — Он медитирует на него около 30 минут, оценивая его состояние. И в это время получает информацию от него. Это могут быть различные мысли, сообщения, видения. Потом Бимба Лама пересказывает послание преподавателям Буддийского университета, и они пишут толкование. Могут 10 томов написать, но обычно пишут одну страницу». «Простите, но почему вы уверены, что это всё послания Итигэлова? Может, это образы и мысли, приходящие в голову хранителю?» — не удержался я от вопроса. «Я точно знаю, что это не мысли Бимба Ламы, — улыбается Даши. — Я давно с ним знаком, у него совсем другой словарный запас. Он иногда приносит от Итигэлова слова, которые сам не знает. Ему такие мысли и в голову не могут прийти».

Надо сказать, что «послания Итигэлова» выглядят весьма причудливо. Нужно быть «в теме», чтобы понять большин­ство из них. Но кое-что вполне доступно и людям, далёким от буддизма. Вот, скажем, наставление, данное воображаемому пьянице, который решил завязать: «Повторяй: стараюсь воздержаться, но без особой нужды. Если постоянно твердить о своей победе, можно затвердеть, как камень, и сорваться с горы. Лучше быть подобно песку и пропускать через себя всякие мысли».

Читать еще:  Как чужие люди незнакомого студента приютили

В 2008 г., накануне очередных волнений на Ближнем Востоке, рядом с сидящим в позе лотоса Итигэловым хранитель увидел синее пламя. А затем — маятник в его руке. Ламы сделали вывод: учитель напоминает нам о непостоянстве жизни — зачем воевать, когда жизнь и так быст­ро проходит? Были послания, связанные с инаугурацией Барака Обамы (якобы Итигэлов предсказал, что тот запнётся при произнесении клятвы) и с тем, апрельским, визитом Владимира Путина. За день до его появления в Иволгинском дацане Хамбо Лама сообщил: «Будда Майтрея едет».

Майтрея — это грядущий Учитель человечества, Будда нового мира. Определённо, им было о чём поговорить друг с другом.

Что хотел сказать Итигэлов своим «возвращением»? И почему всё-таки он так хорошо сохранился? Окончание — в ближайших номерах.

Ученик Будды. «Нетленный старец» борется с пьянством и улучшает погоду >>

Нетленный старец. Жизнь и «смерть» Хамбо Ламы Итигэлова >>

Похождения «нетленного старца». Тайна Хамбо Ламы Итигэлова >>

75 лет под землёй. В чем секрет Хамбо Ламы Итигэлова? >>

2021 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР), регистрационный номер Эл № ФС 77-78200 от 06 апреля 2020 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: [email protected], тел. 8 495 783 83 57. 16+

Послесловие.

Вот собственно и всё, что я хотел бы вам рассказать на сегодняшний день. Что думаю по этому поводу лично я? Я думаю всегда стоит оставить вероятность того, что рядом с нами есть что то непознанное. Мне кажется люди очень сильно ошибаются, когда признают только то, что можно увидеть, измерять и потрогать. Когда отвергают всё непознанное, выходящее за рамки привычного мира цифр и фактов, где любой феномен может объяснить физика или математика.

А что вы думаете по этому поводу? Расскажите об этом в комментариях!

Понравилась публикация? Поделись ей с друзьями!

Нетленные ламы беседуют со звездами

В конце января 2015 года мир облетела сенсационная новость – к северо-западу от монгольской столицы, в провинции Сонгинохайрхан, было обнаружено нетленное тело монаха, застывшего в позе лотоса… примерно 200 лет назад.

В позе лотоса

Мумию обнаружил житель Улан-Батора (его имя не разглашается) в пещере, расположенной в 40 километрах от столицы. На плечи мумии была накинута шкура быка. Человек, нашедший тело, перевез его в свою столичную квартиру, намереваясь в скором времени вывезти драгоценную находку за границу. Предприимчивый гражданин смекнул, что может поправить свое материальное положение, сбыв находку зарубежным коллекционерам. Однако монгольским правоохранителям удалось пресечь преступные намерения – мумия была изъята и доставлена в Национальный центр судебной экспертизы, специалисты которого занялись ее изучением. Идентифицировать личность мумифицированного мужчины пока не удалось. По одной из версий, это буддийский монах, погрузившийся в результате длительной медитации в состояние самадхи (психического сосредоточения, транса. – Прим. ред.).

Монгольские ученые высказали предположение, что он, возможно, был учителем (!) знаменитого бурятского Хамбо-ламы Итигэлова. Официальный пресс-релиз по поводу находки гласит: «Лама сидит в позе лотоса ваджры, левая рука раскрыта, а правая символизирует проповедь Сутры. Это знак, что лама не умер, а пребывает в очень глубокой медитации по древнейшей традиции буддийских высокореализованных лам».

Монгольские ученые намерены тщательно исследовать состояние находки и решить, как сохранить мумию. В этом им должен помочь опыт монахов Иволгинского дацана в Бурятии. Именно там с 2002 года хранится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова.

Итигэлов: жизнь после жизни

Судьба этого уникального религиозного деятеля таит в себе много мистических загадок. Согласно сохранившейся родословной, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в Оронгое (нынешний Иволгинский район Бурятии). Он рано потерял родителей и воспитывался в чужой семье. В юные годы отличался тягой к знаниям и не раз заявлял, что в будущем непременно станет Хамбо-ламой (главой буддийских лам).

В 15 лет Итигэлов отправился на учебу в Анинский дацан, который славился высоким уровнем преподавания. Молодой человек поражал учителей прилежанием и способностью впитывать знания. За четыре года он достиг больших успехов в изучении буддийских священных книг, а также логики, математики, философии, истории, иностранных языков.

Итигэлов совершенствовал свои знания в Цугольском и Тамчинском дацанах. В последнем обрел статус габжи-ламы. Вернувшись в Янгажинский дацан, он стал штатным ламой.

Известно, что Итигэлов не раз посещал буддийские храмы в Монголии и Тибете, где изучал хранящиеся там древние фолианты, общался с ламами и совершенствовал медитационные практики. Вполне возможно, одним из его учителей был тот самый лама, нетленное тело которого было найдено в Монголии в январе 2015 года.

Следует отметить, что глубочайшие знания и непререкаемый авторитет выделяли Итигэлова среди других лам, поэтому его религиозная карьера стремительно развивалась. В марте 1911 года он был избран из 10 кандидатов на пост XII Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири.

Находясь на высоком посту, Итигэлов отдал много сил устранению разногласий между руководителями различных дацанов, занимался активной просветительской деятельностью, способствовал изданию религиозной литературы для верующих и светской литературы для мирян. В годы Первой мировой войны Итигэлов организовал сбор средств для российской армии.

Хамбо-лама был удостоен высоких государственных наград. Николай II в 1913 году лично пригласил Итигэлова в столицу на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых. Итигэлов принял участие в освящении буддийского храма в Санкт-Петербурге. Инициатор постройки этого храма – известный буддийский деятель Агван Доржиев − был ближайшим сподвижником и соратником Итигэлова. В Санкт-Петербургском дацане был совершен торжественный молебен о здравии и благополучии дома Романовых.

Завещание Учителя

В 1917 году Итигэлов покинул свой пост «по состоянию здоровья», но в последующие годы приложил все силы, чтобы не допустить притеснений верующих и гонений на буддийские храмы. Итигэлов написал более полусотни книг, посвященных истории буддизма, а также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор».

По воспоминаниям современников, Итигэлов мог легко читать мысли человека, обладал даром предвидения, мистической способностью ходить по воде и за несколько минут преодолевать огромные расстояния. Например, во время встречи с ламой Агваном Доржиевым, который вернулся в Советскую Россию из Монголии в 1921 году, Итигэлов сказал:

– Зря вы сюда вернулись. Лучше было бы остаться за границей. Уверяю вас, что совсем скоро начнутся аресты лам. Попадете в руки к чекистам – они в живых вас не оставят!

Агван Доржиев с недоверием отнесся к предостережению Итигэлова и задал вопрос:

– А вы почему не уезжаете за границу?

На что Итигэлов ответил:

– Меня они не успеют взять.

Эти слова оказались пророческими. В 1930-е годы многие служители культа были репрессированы. Доржиев в 1937 году был арестован и позже скончался в тюремной больнице.

А вот сам Итигэлов действительно избежал застенков. 15 июня 1927 года он призвал своих учеников, вручил им свое завещание и попросил прочитать специальную молитву для покидающего бренный мир. Те, при живом Учителе, не решились на этот шаг, тогда Учитель сел в позу лотоса и сам начал читать молитву. Постепенно он впадал в состояние медитации, а затем перестал подавать признаки жизни. Ученики поместили тело учителя в кедровый саркофаг, засыпали его доверху солью, закрыли крышкой и поместили в мавзолей в местечке Хухэ-Зурхэн, где с древних времен хоронили знаменитых лам.

Саркофаг с телом Итигэлова поднимали дважды – в 1955 и 1973 годах. Ламы извлекали тело из кедрового куба, проводили необходимые религиозные обряды и меняли одежду. Затем тело снова помещали в мавзолей.

10 сентября 2002 года (согласно завещанию Хамбо-ламы) его тело подняли в присутствии высших буддийских лам, чтобы перезахоронить в новом «Благословенном дворце». Участники церемонии отмечали, что характерного запаха тления не было. Биологическое исследование образцов волос, кожных покровов и ногтей Итигэлова не выявило в органике отличий от тканей живого человека. Именно тогда возник термин – «феномен Итигэлова». Опытный эксперт-патологоанатом В.Н. Чащин так прокомментировал обретение тела Хамбо-ламы:

– Понимаете, такого просто не может быть! Все живое должно обращаться в тлен. Соль, конечно, может приостановить процесс разложения, но только на несколько суток, а не на 75 лет. Иногда в моей практике встречались случаи окаменения некоторых частей тела, которые сохраняли форму, становясь очень твердыми. А при мумификации или бальзамировании тело вообще неизбежно высыхает. Здесь же я чувствовал абсолютно живую, эластичную кожу. Более того, у ламы гнутся все суставы, включая самые мелкие на пальцах. У него здоровый цвет лица, темные волосы, ресницы, брови, отлично сохранились зубы. Я могу констатировать одно: нет ни одного признака смерти, а значит, он жив…

Ген нетленности

Выдвигались различные версии, объяснявшие «феномен Итигэлова». Среди них была такая: Итигэлов являлся носителем особого гена нетленности, что и обусловило сохранность его тканей. Также высказывалось мнение, что бурятские ламы обладают каким-то особым секретом бальзамирования.

По мнению адептов буддизма, помимо «грубого» – физического − тела, человек обладает особым, «тонким» телом, состоящим из духовных каналов − нади, особых точек − бинду и энергий − праны. На каналах расположены узлы-центры, чакры. «Грубое» человеческое тело базируется на «тонком». В последние часы земного существования лама, медитируя, может впасть в состояние самадхи. После смерти «тонкое» тело подпитывает энергией «грубое», что и объясняет его нетленность.

Читать еще:  «Талли»: счастливая и многодетная – новая голливудская сказка

В настоящее время в специально построенном павильоне на территории Иволгинского дацана, где находится тело Хамбо-ламы, поддерживается температура 16 °С. Причем температура тела Итигэлова составляет 22-24°. Когда же его посещают гости, она повышается до 34-35°. Хамбо-лама восседает на специальном троне в позе лотоса, его глаза прикрыты.

За последние годы его имя обросло легендами. Прочно укоренилось поверье, что у того, кто прикоснулся к телу Хамбо-ламы, исполняются любые желания. Многие посетившие обитель твердо уверены, что Итигэлов способен исцелять недуги. О подобных примерах не раз сообщали бурятские СМИ.

Дальняя родственница Итигэлова, Янжима Васильева, в 2002 году создала информационный центр, который назвала «Вместе с Итигэловым», а через два года – институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил президент России В.В. Путин, который, по сообщению местных СМИ, «дважды в духовном уединении общался с нетленным».

«Общались» с Хамбо-ламой и многие знаменитости. Среди них − голливудский актер и убежденный буддист Ричард Гир, певец и композитор Олег Газманов, вездесущая телеведущая Ксения Собчак, а также известные политики, депутаты и журналисты. Посетившие Хамбо-ламу единодушно отмечали, что от него исходит мощная энергетика. Очевидцы утверждали, что Хамбо-лама открывал в моменты общения глаза, а его губы иногда трогала доброжелательная улыбка.

Тибетологи считают: «феномен Итигэлова» соответствует буддийским представлениям о человеке и показывает их правоту. А Янжима Васильева так говорит о своем родственнике:

Хамбо-лама Итигэлов: миф и реальность

Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова

Профессор Галина Ершова о феномене бурятского «чуда».

В Бурятии произошло чудо — в Иволгинском дацане камеры зафиксировали передвижение тела Хамбо — ламы Итигэлова, который умер в 1927 году. Возможно ли такое на самом деле и почему люди готовы верить в нетленные мощи?

Кадр, снятый камерой видеонаблюдения в резиденции Хамбо Ламы Этигэлова

Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова подробно рассказала “Новым Известиям” о феномене тела бурятского ламы, о том, что увидели исследователи во время эксгумации. И не только об этом.

— Почему люди поклоняются нетленным мощам, верят в их чудодейственность, даже если никогда их не видели и понятия не имеют, откуда они появились?

— Этот феномен, кстати, хорошо понятен для русской культуры, где поклонение «нетленным мощам» в качестве залога ожидаемого возрождения приобрел особое значение еще в период Киевской Руси. Появление культа нетленных мощей сформировался, возможно, благодаря особым климатическим режимам пещер-катакомб в сочетании со специфической диетой обитателей Киево-Печерской лавры.

Как комментировал протоиерей Александр Мень, слово «мощи» означает «тело усопшего».

Александр Мень

Мощи святых могут находиться в разной степени сохранности. Останки подвижников Киево-Печерской Лавры нетленны (естественно мумифицированы), а в гробнице Серафима Саровского в 1903 году обнаружились лишь костные останки. Однако народная вера в «абсолютную нетленность» приводила впоследствии многих к разочарованию в вере – когда оказывалось, что большинство мощей всего лишь костные останки. Однако в оправдание этой народной веры хотелось бы отметить, что факты совершенной нетленности – наподобие произошедшего в Бурятии уже в наше время случая – столь редки, недолгосрочны и невероятны для обыденного сознания, что складывается парадоксальная ситуация: люди хранят в качестве почти мифа память о реальном событии сохранности тела, которое действительно со временем превращается естественным путем в целостную мумию. Но тот, кто не наблюдал сам этого уникального состояния, поверить в него просто не в состоянии.

— Это правда, что тело буддийского ламы эксгумировали по его собственной просьбе?

— Да. Все это осуществилось лишь потому, что сам Итигэлов распорядился перед «уходом» достать спустя 75 лет свое тело. И 10 сентября 2002 года на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация — по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшева, а так же с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой мужчина, покрытый шелковыми тканями. При этом тело его оказалось полностью сохранным – с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами. Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации. Общественность восприняла эту новость по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что это «журналистский прикол» или «бурятская фальсификация», другие сочли, что это обычная мумия. Многие публикации поэтому были выдержаны в ерническом стиле.

— А что указывает на реальность феномена бурятского «чуда»?

— Уже одно то, что тело после эксгумации оказалось полностью сохранным, а признаки мумификации или бальзамирования отсутствовали. Волосяной покров и ногти сохранены. При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние. Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков. Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись. После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.

На голени и кисти руки при раздевании был немного поврежден кожный покров. В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в журнале Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь. И свидетели утверждали, что кровь имела желеобразный вид.

Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М.Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

— Ну и разве это не чудо?

Мне посчастливилось участвовать в исследовании биологических образцов. Нам было разрешено взять образцы отслоившегося эпидермиса со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы. Так вот результаты показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую нервную систему.

Мы предположили, что Итигэлов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию. Таким способом он сумел смоделировать анабиозоподобное состояние — временное прекращение жизнедеятельности. Само по себе это явление в живой природе не в новинку.

С XIX века было открыто, что после состояния «выжидания» могут вернуться к жизнии микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные — хомяки и мыши. Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось. Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди. Народные русские лечебники содержали целые разделы, посвященные оживлению замороженных заживо. Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является «чудом».

— А что произошло с телом после извлечения из могилы? Оно не менялось?

— В том-то и дело, что изменения были видны уже через два года. Итигэлова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря. Через некоторое время начали наблюдаться определенные изменения. Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага. Спустя несколько месяцев произошел достаточно ощутимый выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором поначалу хранилось тело. Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль – на лице и остальном теле. Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Повторный осмотр (организованный мною в рамках проекта) в присутствии д.м.н. В.Н. Звягина, зав. отделом идентификации личности судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н. К.М. Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г. В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. При контакте ощущался достаточно приятный запах. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке Д.А. Горина, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг. Был составлен официальный «Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова», где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах (это было отмечено в Протоколе).

— Конечно нет. В мире известно немало случаев случайной сохранности тел умерших, например, в Италии. В некоторых традициях существовали даже специальные практики, среди которых — регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Специально эти методы были разработаны в индуистско-буддистском пространстве. Известны случае во Вьетнаме, Японии, Индии. Итигэлов явно следовал этим традициям. Известно, что он писал комментарии к «Дымбрыл Додво» (постижение Пустоты) — учению основателя тибетского буддизма Богдо Цзонхавы, который также пытался сохранить свое тело, но на седьмой день появились признаки разложения.

В буддизме, несмотря на разнообразные попытки, подобные практики не стали обыденностью, что связано и с трудностью осуществления,и с отсутствием канонических обоснований в рамках религиозной доктрины. Тем не менее лама Итигэлов, готовясь к смерти, сумел освоить таинства «нетленного тела».

Послечувствие

Иволгинский дацан я покидала со странным чувством. Все до сих пор полученные знания говорили о том, что не может человек оставаться живым после 75 лет захоронения. Да и 165 лет – тоже, скажете, немалый возраст для жизни. Это просто не-ве-роят-но, невозможно. Но то самое седьмое чувство терзало смутными сомнениями. Впрочем, всегда же хочется верить в чудо. Тем более монахи в дацане наперебой говорят, что Лама вернулся, а он завещал, что это будут хорошие времена. И в это тоже хочется верить.

Кстати, несколько желаний после возвращения домой сбылись…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector