0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вселенский собор в 325 году. Вселенский собор в Никее

filaretuos

Друзья и враги

Арий и Первый Вселенский Собор

В 325 году в Никее был созван Первый Вселенский Собор, созвал его император Константин. Это был бесприцендентный случай в истории Церкви. Ибо за 3 вековую историю христианские епископы ни когда не вели общения между собой, жили общинно и теперь император Константин на свои средства, предоставив транспорт (лошадей, повозки) пригласил в Никею всех значимых епископ со всего мира, чтобы они пообщались, познакомились друг с другом. Но главная причина была в вопросе связанным с расколом Ария и последователями его учения Арианами.

КТО ТАКОЙ АРИЙ И ЧЕМУ ОН УЧИЛ?
Священник из Александрии (Египта), человек очень образованный и очень статной великолепной наружности создал простое учение. Он доказывал, что Иисус Христос не вечен и не единосущен Богу Отцу, который создал своего Сына как орудие спасения мира Арий признал Христа за совершенного человека, но доказывал, что как Сын Христос не может быть равен Отцу, а должен был ему подчиняться. Востояная Церковь посчитала, что Арий издал очень опасную доктрину, которая начала распространяться по Востоку. Каждый епископ имел собственное мнение и мог как согласиться с Арием так и не соглашаться. Но Арий был блестящим проповедником и было трудно с ним не соглашаться, ведь он ещё был поэтом , писателем и письменно действовал на сознание христиан. Вот Церкви и предстояло рассмотреть этот вопрос и вынести общий взгляд на учение Ария, за или против.

КТО ПРИБЫЛ НА СОБОР?
До нас дошло 220 имен, но таковых по мнению историков было более 300. Самые известные делегаты собора: Александр Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский, Леонтий Каппадокийский, Иаков Низибийский, Амфион Киликийский. Прибыл так же с Кипра Спиридон Тримифунтский, который тогда был известен уже как прозорливый чудотворец и епископ-путешественник. На собор прибыл Павел Неокесорийский у которого были сожжённые руки за веру язычниками. Так же прибыл Патамон из Египта, он был полностью слеп, так как за веру у него были выколоты глаза и вывернуты ноги и вот в таком состоянии он был сослан язычниками в каменоломню и там работал . Бог дал Патамону дар чудотворца и целителя. Прибыл в Никею он как исповедник веры Христовой. И когда к делегатам вошёл царь Константин, он поприветствовал каждого приехавшего на собор, а подойдя к Патамону , он обнял его и расцеловал, поцеловал и в две глазницы, где не было глаз.
Конечно прибыли и ариане, это :Арий из Александрии, Евсевий Никомедийский,Евсевий Кесарийский, Фиогнис Никейский, (тут важно отметить что принимающий стороной собора, были как раз ариане и местный епископ был арианец), тут же был Марий Халкидонский, Павлин Тирский, Патрофил Скифопольский, Секунд Птолемаидский, Феон Мармариксий.

ПОЧЕМУ НА СОБОРЕ НЕ БЫЛО СВЯТОГО СИЛЬВЕСТРА ПАПЫ РИМСКОГО?
Есть версия, что Папа Сильвестр не пожелал покидать Рим, так как был в обиде на царя Константина, что он перенёс столицу в Константинополь и Папа хотел показать, что именно он мировой первосвященник и ехать на Восток на поклон ему было бы унизительно.
Однако, не будем забывать, что Сильвестр , он ещё и святой Православной Церкви и не стоит искать у святого гордость перед другими святыми людьми. А потому есть версия ещё одна. Арианство не коснулось Западную Церковь и это не был вопрос для Рима такой важности, чтобы ехать за тридевять земель разбирать проблемы Востока. Западная Церковь всегда хорошо жила рука об руку с монархами своих стран и только на Востоке всё крутилось и мутилось. Папе Сильвестру, ровно как и другим епископам Запада, это не было интересно. Вопрос Ария, это была не проблема Запада. Потому из 300 делегатов собора, с Запада приехали только пять и два священника из пяти, это были делегаты из Рима от Папы, священники Витт и Викентий.

БЫЛ ЛИ НА СОБОРЕ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИР ЛИКИЙСКИЙ? ВЕДЬ В ЖИТИИ СВ. НИКАЛАЯ УКАЗАНО, ЧТО ОН УДАРИЛ В СПОРЕ АРИЯ
Весь парадокс в том, что Святителя Николая скорее всего на соборе не было. Среди известных 220 имен из примерно 300, его имени не значиться. Историки говорят, что кафедра Мир Ликийская была на столько маленькой и незначительной, что епископы таких второстепенных кафедр на Вселенский собор приглашены не были. Но при этом святитель Николай мог действительно в споре ударить Ария по лицу, но не на соборе. Если бы такое произошло бы на соборе, это бы отразилось в документальных источниках того времени, но этот факт почему-то всеми пропущен и отразился только в житии самого Св.Николая. Потому, принято считать, что на соборе такого происшествия не было, как наверное не было там и самого Николая. Но Арианство существовало ещё 55 лет и после собора , а Ариями называли всех ариан и вполне допустимо, что св.Николай где-то пересекался или с самим Арием или с каким либо арианом и влепил ему оплеуху, за что был осуждён, это всё возможно.

КАК ПРОХОДИЛ СОБОР?
Собор проходил не один день и даже не неделю, он открылся 20 мая и закрылся 25 августа. Епископы постоянно менялись, одни уезжали домой по делам, другие наоборот приезжали к концу собора. То есть делегаты собора , могли даже не увидеть друг друга и не встретиться. Кто-то прибыл раньше и уехал, другой приехал позже. Это было вольное общение мировых епископов. Кто-то пребывал в течении всего срока. Пленум Собора был вынесен только 14 июня, а голосование по вопросу Ария произошло 19 июня. История говорят и о пышных обедах владык и императора. Это была и работа и праздник для прибывших.
Император Константин весь блестел в золоте, он был главной фигурой собора, открывал собор речью на латинском языке. Рядом с ним были председательствующие Евстафий Антиохийский (Антиохийский владыка в то время был выше Византийских владык по рангу), Евсевий Кесарии Палестинский (самый образованный человек того времени и любимец царя Константина) и Осий Кордубский ( это был глубокий старец самого почтенного возраста).
Страсти кипели нешуточные. Арий выступал очень смело и открыто, он был уверен, что его поддержит и император и делегаты, но большинство епископов негодовало от слов Ария, но парировать не могли . Евсевий Кессорийский как пишется, который умел своим словом заставлять молчать тех, кто говорил краше всех .
Сам император Константин в спор не вникал, он одинаково встретился и переговорил с каждым делегатом, он постоянно смягчал спорные страсти, подчёркивал важность единства церкви и призывал к компромиссу.
Евсевий Кессарийский прочитал Крестильный Символ веры и там были слова: «Веруем, во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. «, он намекал, что Отец Творец всего видимого и невидимого и не может Христос как Сын быть ему равным. Наступила тишина. Император Константин выслушав одобрил текст Символа веры и предложил в текст внести только одно словечко «ЕДИНОСУЩНОЙ» Троицы уровняв Отца с Сыном. Ранее 70 лет Восточные богословы отказывались принимать слово «Единосущность», но тут предлагает император, который узаконил христианство в мире и предложение проходит. Вчерашний император-язычник побеждает один умного Ария.
О соборе говорили: «Пожар Церкви залит водою власти Константина»
Есть мнение, что императора боялись и потому не было возражений, и даже есть описания, что император запугивал не согласных с ним. Император продемонстрировал силу убеждения и добился своего. Этим принятием предложения Константина, формально Арий был осуждён, а его сочинение предавались анафеме и сожжению. Самого Ария перевели ближе к Риму служить Богу и запретили возвращаться в александрию. Но он переехал в Никомедию и стал там смущать народ. Константин вновь вызывал его к себе и строго беседовал, ни чего не помогало, Арий видел врага и в императоре Константине. Повествуется, что умер Арий внезапно позорной смертью в туалете. Но в германских племенах арианство ещё исповедовалось 300 лет.
Кроме вопроса с Арием на соборе было решено ещё 20 вопросов, но они не имели такого большого значения.
В конце собора было выписано два Указа, от имени Церкви и от имени Императора.

Читать еще:  Ирина Языкова: Церковное искусство должно быть литургическим

КАКОЕ ВЕРООПРЕДЕЛЕНИЕ БЫЛО ВЫНЕСЕНО НА ПЕРВОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ? ТАМ БЫЛ НАПИСАН ПЕРВЫЙ СИМВОЛ ВЕРЫ, СИЛЬНО ЛИ ОН ОТЛИЧАЛСЯ ОТ СОВРЕМЕННОГО?
==Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отца, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафемствует кафолическая церковь.==

В 325 году Христианство уничтожили.

Николай Тальберг
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, издано РПЦ

Эпоха Вселенских Соборов.

Первый вселенский собор.

В Александрии образованный диалектик, священник Арий, ученик пресвитера Лукиана, начал в церковных собеседованиях и в частных разговорах проводить мысль, что сын Божий, не есть сын по существу, а только по благодати, есть творение, хотя высшее и существовавшее прежде других, но не одного существа с Богом. Говорил, что у Бога есть Слово и Премудрость, но не как особые лица, а как свойства или принадлежности, подобно разуму и воле в душе человеческой. В сущности, он отрицал Св. Троицу, и ересь его, по мнению епископа Арсения, высказанного в «Летописи Церковных Событий,» можно считать следствием ереси савеллианской и монархианской. Епископ Александрийский Александр, строго следуя учению св. Писания и преданию своих благочестивых предшественников, приказал Арию прекратить распространение своего лжеучения.

Дорогие друзья!
А где о Св. Троице учил Иисус Христос? Кто придумал Св. Троицу и почему Арий и арианцы должны были этому следовать, согласно хотя бы Евангелий? Также Арий и арианцы считали Иисуса Христа Сыном Человеческим, Человеком и Великим Учителем, а не Богом! А разве Сам Иисус Христос об этом не говорит в Новом Завете, где около 70 раз встречаются слова о том, что Иисус Христос есть Сын Человеческий? Говорит. И говорит Иисус Христос о том, что все что умеет Он все смогут делать и даже более Него. Тогда почему был принят Символ Веры, что только один Иисус Христос является Сыном Бога, а не все люди Земли сыновья и дочери Бога, как Сам Иисус Христос обучал людей?

Вы боги!
(Евангелие от Иоанна, Гл.10)
31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

И какого Бога? Иеговы? Но Иисус Христос не признавал личностей Богов, как Своего и самарянке у колодца дал определение Своего Бога, что «Бог есть дух» (энергия), из которой состоит — все Мироздание и сама Жизнь! И тогда на чем построен Символ Веры? Ни на чем.

Арий, считая себя осужденным несправедливо, обратился с жалобами на своего епископа к некоторым прежде знакомым ему епископам, прося заступничества. Особенно надеялся он найти защиту у еп. Евсевия Никомидийского, сотоварища по Лукиановой школе, близкого ко двору императора. Тот действительно его поддержал, как и некоторые другие епископы.

Епископ Александр счел тогда нужным ознакомить всех епископов с положением дел в своей епархии. Еще подробнее разоблачил он ересь Ария в послании на имя Александра, епископа Византии. На волнения в Церкви обратил тогда внимание император Константин Великий. Он пытался помирить епископа Александра с Арием, отправив им послание. С ним он послал в Александрию опытного пастыря, еп. Кордубского. «Но Осия, — пишет владыка Иоанн, епископ Аксайский, викарий донской епархии, — родом испанец, и не мог быть знаком с тонкостями греческого языка и с обстоятельствами церкви Александрийской, чтобы можно было возлагать на эту миссию большие и несомненные надежды. Что предпринимал в Александрии маститый старец кордубский к примирению враждовавших, неизвестно; известно только, что путешествие Осии оказалось безуспешным, и императору Константину нужно было подумать о мерах других» («История Вселенских Соборов,» 1906 г.). В позднейшем послании к Арию Константин пытался вразумить заблуждавшихся.

Еп. Арсений высказывает мнение, что именно еп. Осия первый подал имп. Константину мысль о созвании в 325 году Вселенского Собора для устроения церковных дел. Далее он повествует: «В начале сего года император особым повелением пригласил епископов поспешить в Никею, на собор. Все издержки их путешествия и пребывания в Никее принимал на себя. Из одних восточных областей прибыло до трехсот епископов; еп. Римский, Сильвестр, по старости, прислал вместо себя двух пресвитеров; Цецилиан Карфагенский был представителем африканских церквей; Осия Кордубский — испанских, а епископ из Галлии был представителем и церкви Британской. Из новообращенной Армении присутствовал епископ Аристав, сын святого Григория Просветителя, и даже из Персии, по требованию Антиохийского Патриарха Евстафия, имевшего ту страну в своем главном ведении, присутствовал Иоанн, перс, епископ всей Персии и Великой Индии» («Летопись Церковных событий»).

По данным св. Афанасия Великого, тогда диакона Александрийской церкви и других, Церковь считает, что участников Собора было 318. Председательствовал Антиохийский патриарх Евстафий, Заседания, происходившие в одной из палат царского дворца, продолжались с 19 июня по 25 августа.

Все люди и все живое Единосущно со всем Мирозданием! Вся Природа Земли Единосущна с Природой Мироздания! Все есть одна и та же Энергия (дух)! И все состоит из одной той же Энергии (духа)! И поэтому Никейский Символ Веры — это есть подлог.

«Сам Арий, — пишет еп. Иоанн Аксайский, — остался в своих мнениях непреклонным; но так как оставлять его без применения к нему каких либо мер взыскания значило бы открывать новое поле к возмущениям и волнениям, то его присудили к низложению и заточению в Иллирию; сочинения его повелено было предать огню, и всем, кто обличен будет в утайке и тайном хранении, тем угрожала смертная казнь.

А это что такое? Самая настоящая инквизиция была уже в 325 году по Решению Первого Вселенского Собора. И поэтому Первый Вселенский Собор положил то, что Христианство по Линии Иисуса Христа стало Преследоваться и уничтожаться. И Первый Вселенский Собор положил начало не продолжению Христианства по линии Иисуса Христа, а положил начало вырождению Христианства по линии Иисуса Христа и мракобесию Инквизий.

Читать еще:  Как убрать порчу в домашних условиях. Способы самостоятельного снятия порчи Как убрать от себя порчу
Сторонникам Ария, которые решились бы и после рассуждений защищать учение своего ересиарха, тоже угрожала, по определению императора, ссылка в заточение.» Это заставило Евсевия Никомидийского и других подписать исповедание веры, составленное на соборе. Но они не согласились подписать осуждение Ария, говоря, что Арий не заслуживает строгого взыскания. Два епископа не подписали определение веры и осуждение Ария. Император Конствантин Евсевия и остальных лишил кафедр и отправил в ссылку в Галлию.

Вот как происходило. И вы теперь считаете, что император Константин святой? Нет. Это был диктатор, который, кто не с ним и с его подхалимами, мог посадить в тюрьму за инакомыслие и даже казнить. Тогда может ли быть после такого Легитимнымни документы, принятые на Первом Вселенском Соборе? Нет! Этот Собор уже поэтому является не Легитимным. Также происходили и другие Вселенские Соборы, когда императоры и их палачи стояли за теми, кто голосовал по тому или иному вопросу Развития Церкви, когда вопросы для обсуждения также ставили сами императоры, чтобы рабы были рабами, а императоры Богами на Земле.

Император и отцы собора разослали повсюду уведомления о том, что происходило на Никейском соборе. Император Константин от своего лица писал к церкви Александрийской против Ария и к никомидийцам против епископов Евсевия и Феогния. Еп. Иоанн Аксайский приводит следующие строки из его послания к церкви Александрийской: «Признанное единогласно тремястами святых епископов есть не что иное, как мысль самого Сына Божия, особенно, когда в умах столь великих и многих мужей присутствовал Дух Святый, Который открыл им божественную волю. Посему да исчезнет у вас всякое сомнение и колебание. С твердым духом вступайте все на путь истины, чтобы мне, когда я буду у вас вместе с вами, принести благодарение всевидящему Богу за то, что Он явил нам истинную веру и возвратил вожделенную любовь. Бог да сохранит вас, возлюбленные братия.»

Какое имел право кесарь влезать в Дела Боговы?

Ход Собора

Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.

А. Карташев, предлагает согласовать эти даты следующим образом:

Собор начался с речи императора Константина на латинском языке. «Не медлите, — сказал император, — о, други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю». Затем эта речь была переведена на греческий язык и начались горячие прения, в которых император принимал активное участие.

Во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. Накал страстей нарастал. В нужную минуту Евсевий Кесарийский выступил с хитрым дипломатическим предложением, которое состояло в том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, для большинства привычный:

Замысел Евсевия состоял в том, чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на Соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, свести этот собор к формальности, приняв православную привычную для всех формулировку, на которую легко должно согласиться большинство, но при этом недостаточно четко сформулированную, и оставляющую место для еретического учения Ария.

Но император Константин перехитрил схитрившего Евсевия. Одобрив текст, он как бы между прочим предложил этот текст обогатить лишь маленьким дополнением, одним словом «единосущный» (омоусиос). При поддержке авторитетных православных епископов, большинство епископата, который будучи православными, не был тем не менее достаточно образованными, чтобы вникнуть и понять все тонкости этого вопроса, поддержало и проголосовало за это предложенное императором добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.

После этого главного для ариан поражения, ряд других небольших поправок и дополнений к символу веры, тоже направленных против ариан, но уже не имевших принципиального значения, был принят уже без споров. Вот эти дополнения, согласно Карташеву:

Кратко о церковных Соборах

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Читать еще:  Невозможная, а значит – настоящая любовь мироносиц

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле. Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя [1] .

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание [2] . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

Содержание

На Первом Вселенском соборе присутствовало, по свидетельству Афанасия Великого, 318 епископов [1] . При этом, в других источниках содержатся и меньшие оценки числа участников собора [2] . Папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе и делегировал на Собор своих легатов — двух пресвитеров. На Собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Кроме епископов в работе Собора приняли участие много пресвитеров и диаконов. Многие из них ещё совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. Они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствовал на их собрании, чего ещё никогда не было. На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии прославленных церковью в лике святых (святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский); некоторые историки считают, что сказание о допущенной свт. Николаем пощечине Ария по лицу, должно быть признано ложным, как несообразное с личным характером святителя и возникшее не ранее XIV—XV века.

После нескольких попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Св. Писание Собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению св. императора Константина, была добавлена характеристика Сына «единосущна Отцу». Указанный Символ веры был утвержден Собором для всех христиан империи, а не принявшие его епископы-ариане удалены с Собора и отправлены в ссылку. Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных сторон церковной жизни.

Результаты Первого Вселенского Собора

На этом Соборе, продолжавшемся около двух месяцев, был введен во всеобщее церковное употребление Символ веры, (впоследствии дополненный и законченный на Втором Вселенском Соборе, бывшем в Константинополе в 381 году по Рождестве Христовом).

На этом же Вселенском Соборе подвергнут был осуждению Мелетий, который присвоил себе права епископа, будучи сам нарушителем церковных правил.

Наконец, на этом Соборе было отвергнуто и торжественно предано анафеме учение Ария и его последователей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector