1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протестантизм: история реформации

Содержание

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Начало протестантской Реформации в Европе

31.10.1517. – Начало протестантской Реформации в Европе

Реформация (лат. reformatio ‒ исправление, превращение, преобразование, реформирование) ‒ широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI ‒ начала XVII века, направленное на оздоровление католической церкви, однако приведшее к отказу от Церкви вообще и ее замене молитвенными собраниями верующих.

Прежде всего следует вкратце охарактеризовать состояние Европы того времени. Основной государственной структурой в ней была «Священная Римская империя» (с 1512 г. ‒ «Священная Римская империя германской нации»), основанная в 962 г. восточно-франкским королем Оттоном I Великим и считавшая себя продолжением Римской империи, восстановленной на Западе Карлом Великим в 800 г. в соперничестве с Восточной Римской Империей. В период наивысшего расцвета в состав новой империи входили: Германия, являвшаяся ее ядром, северная и центральная Италия, Нижние Земли, Чехия, а также некоторые регионы Франции. Во главе империи стоял император, но его титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. С властью императоров конкурировал папский престол. («Священная Римская империя» просуществовала до 1806 г. и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн.)

Реформация была направлена как против церковной, так и против политической власти в империи. Центром Реформации принято считать Германию, которая к началу XVI века была политически раздробленной, вследствие чего Римский папа имел большое политическое и экономическое влияние в отдельных феодальных княжествах, подвергая население поборам (десятина, индульгенции и др.). Это и моральное разложение духовенства послужили поводом к выступлению доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера.

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои 95 тезисов против злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций, понимаемых как отпущение грехов за деньги независимо от таинства исповеди. Основное богословское положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души не через церковь и ее обряды, а при помощи веры и благодати, даруемой ему непосредственно Богом. Лютер отверг все исторические и догматические постановления церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию в его собственном толковании. (Таким образом протестантизм постепенно отверг почти все церковные богослужебные традиции и таинства (крещение, миропомазание, исповедь, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства), большинство протестантских течений сохранили лишь таинство крещения.)

Разумеется, Папа издал буллу, осуждающую учение Лютера. 10 декабря 1520 г. при огромном скоплении народа Лютер сжег эту папскую буллу. Император «Священной Римской империи» Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер, стоя перед императором, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории империи, и начались репрессии против его сторонников.

Реформация вызвала многочисленные религиозные конфликты, крупнейшим из которых была Тридцатилетняя война с 1618 по 1648 гг., затронувшая практически все европейские страны. Общие потери по разным оценкам составили от 5 до 8 миллионов человек. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения империи были опустошены голодом, эпидемиями и долгое время оставались безлюдными.

Концом утверждения Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого стороны отказались от своего исключительного права на знание истины, вместо этого был принят принцип религиозного плюрализма и политической децентрализации. Признание за князьями национально-государственного суверенитета означало, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти и князь имеет право выбирать религию.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), к нынешнему времени насчитываются сотни протестантских деноминаций. (Наиболее консервативная ветвь тогдашнего протестантства ‒ возникшее особым путем англиканство.)

Реформация вызвала ответную реакцию со стороны католической церкви ‒ Контрреформацию. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (территория современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Во Франции государственной религией остался католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.

Контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путем преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг, то внутренне это были некоторые меры очищения в самой католической церкви.

Читать еще:  Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы. Форма уведомления о начале деятельности религиозной группы Уведомление о регистрации религиозной группы

В 1536 г. папа Павел III создал комиссию, которая признала, что во многих злоупотреблениях были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 г. по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, на котором были приняты документы в связи с церковными злоупотреблениями. Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности.

Тем не менее главных своих еретических новшеств католики так и не преодолели, а вожди Реформации их и не порицали, ограничиваясь критикой внешних злоупотреблений.

Помимо социально-экономических причин, предпосылкой Реформации послужили вольнолюбивые идеи эпохи Возрождения с ее возвеличиванием человеческой индивидуальности и земных ценностей, к которым стремился зарождавшийся класс буржуазии, желавший независимости от церковной морали.

В такой атмосфере огромную роль в Реформации сыграло еврейство. Нью-йоркский раввин Л.И. Ньюмэн опубликовал большое исследование на эту тему, резюмируя: «почти все реформаторы христианства имели по крайней мере одного друга или учителя-еврея, все важнейшие движения Реформации в своих истоках обращались к міру еврейской Библии» (Newman, Louis Israel. Jewish Influence on Christian Reform Movements. New York, 1925). Это привело к образованию масонства как унии протестантства с иудаизмом (с целью подрыва христианских монархий и обретению евреями равноправия) и появлению иудаизированных христианских сект, из которых наиболее известны пуританизм в Англии и кальвинизм в Швейцарии, которые приняли иудейское толкование богатства как предопределенной свыше богоизбранности. Наибольшее распространение эти секты и протестантизм в целом приобрели в Америке, в том числе с идеологией т.н. «христианского сионизма», трактующие Россию как «империю зла», «Гога и Магога», который найдет свою погибель в войне против «Израиля».

Однако и в США и в Европе известны также протестантские авторы, подвергающие иудаизм критике за нацизм и подготовку царства антихриста, как и антихристианскую глобализацию. Например: известная книга американского евангелического историка и богослова: Theodore Winston Pike. «Israel: Our duty. Our dilemma (1984); вышедшие в германском издательстве Bibel- und Schriftenmission Dr. Kurt E. Koch e.V книги пастора-антиглобалиста: Wolfgang Borowsky. «Christus und die Welt des Antichristen» (1984); «Kommt Lyzifer an die Macht?» (1985).

В целом Реформация западного христианства ослабила нравственные запреты в общественно-экономической деятельности, что стало причиной возникновения капитализма. Это убедительно исследовал основоположник социологической науки М. Вебер в своем знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).

В светских энциклопедиях к протестантству обычно причисляется и живший веком ранее Ян Гус (1369‒1415) ‒ национальный герой чешского народа. Он был священником и некоторое время ректором Пражского университета, протестовал против пороков католического духовенства. Гус стойко держался своих убеждений и был сожжен в Констанце вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419‒1434). Причины критики католицизма Гусом были во многом теми же, что и у Лютера, однако вот что писал об этом чешском мученике и его сподвижниках видный дореволюционный богослов проф. А.П. Лопухин.

«В глубине его души еще не угасли кирилло-мефодиевские предания, не порвалась еще та внутренняя историческая нить, которая связывала его с православным востоком. И вот, в лице его лучших людей вновь оживились эти предания, взоры их обратились опять к православному востоку, где церковь жила без папы и их разлагающей политики, – жила в простом благочестии, по преданию апостолов и оо. церкви. Если где, то именно там, на правосл. востоке, нужно искать спасения и от удручающих западную церковь зол и невзгод. К сожалению, целые века отчуждения правосл. востока от общего движения западного мiра и особенно его печальное положенье под тяжким игом ислама не дали возможности осуществиться этому стремлению души чешского народа к восстановлению старых кирилло-мефодиевских преданий и как их необходимая следствия – воссоединения с правосл. востоком, и все движение получило другой характер, находя себе стимул и поощрение в движении, возникшем на окраине западного мiра – в Англии и имевшем сродный характер в смысле протеста также против папства и дел его. Виновник этого движения был Виклеф, преобразовательные идеи которого, не имевшие особенного успеха в самой Англии, однако, нашли горячее сочувствие и широкое распространение на разным странам Европы и особенно в Чехии.

Главным источником христ. вероучения и жизни он [Ян Гус] считал Св. Писание, не отрицая однако и другого источника, – именно Св. Предания. Против обвинения, будто он излагает Св. Писание по собственному разуму и не соображается с толкованиями отцов церкви, он приводил в свою защиту то, что в действительности часто приводит мнения отцов и учителей церкви. – Свои убеждения и воззрения относительно церкви он изложил преимущественно в «Трактате о церкви», прочитанном в Вифлеемской часовне. Что касается папства, то Гус прямо говорит, что не папа, а только Христос есть глава вселенской церкви (caput, capitaneus). Двух глав не может быть, иначе вышло бы чудовище. Лишь в том случае римский епископ есть наместник Христов, наследник Петра, обладатель апостольской кафедры, когда он следует по стопам Христа, учит и живет по-апостольски. Папским велениям надо следовать только тогда, когда они основаны на законе Христовом, в противном случае им должно противодействовать. ; иногда может стать долгом – проповедовать Евангелие вопреки папскому отлучению, как это и делал Гус. И в учении об оправдании, и в отношении призывания святых, он стоял на почве древней церкви. В этом заключается его существенное отличие от Виклефа, который открыто сошел с этой почвы и, несомненно, был повинен в разных ересях и заблуждениях, и если Гус увлекался сочинениями Виклефа, то отнюдь не потому, чтобы он сочувствовал его учению во всем его объеме, а просто потому, что находил в нем источник вдохновения и возбуждения для своих стремлений к свободе национально-религиозного духа от тяжелого и позорного ига папской тирании» (Православная Богословская энциклопедия).

1415 г. Сожжение Яна Гуса. Раскрашенная гравюра из издания «Хроники Констанцкого собора»

В Русской Церкви Реформации не было. Православное осмысление Реформации в России началось уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причем тот, отвергая реформаторскую программу Лютера, был согласен с ним в оценке папства. К 1640-м гг. относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений архимандрита Захарии Копыстенского.

Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться протестанты ‒ мастера, а также военнопленные, которым русскими Царями было дозволено исповедовать свою веру. В Москве и ряде торговых городов существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Русские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь.

Лишь в петровскую эпоху дух протестантства вместе со всем западным стал привечаемым в России. С протестантским влиянием ассоциируется деятельность Петра I по преобразованию Русской церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество). Тогда же в русское высшее общество проникло и масонство. Результат известен.

В конце XIX века в Российской Империи было около 5 млн. протестантов. В основном это были жители Финляндии и Прибалтики, а также иммигранты, в том числе обрусевшие (например, протестантами большую часть жизни были русские патриоты В.И. Даль и граф генерал Ф.А. Келлер, в конце жизни перешедшие в Православие). Протестанты не имели ограничений по службе наравне с католиками и православными. К 1917 году в России насчитывалось лишь около 200 тысяч коренных российских протестантов.

В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более 1 млн. верующих. В середине 2000-х гг. прихожанами протестантских церквей считались 2 млн. человек. По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 г. в России насчитывалось 2,56 млн. протестантов. В 2014 г., на основании полевых исследований и данных протестантских союзов религиовед Роман Лункин заявил о 3 млн. протестантов в РФ.

Читать еще:  Православная миссия в Пакистане: невозможное — возможно!

Вместе с ростом численности протестантских общин, растет и их доля среди религиозных объединений, зарегистрированных министерством юстиции РФ. Если в 1991 г. протестанты составляли 3 % от всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 г. это число достигло 21 %. В 2012 г. база данных минюста содержала информацию о 4,4 тысячах протестантских религиозных объединениях. Однако значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Согласно самим протестантам, к 2014 г. в России существовало около 10 тысяч протестантских общин. Рост в любом случае налицо.

Более 90 % современных российских протестантов стали таковыми после 1990 г. благодаря иностранным миссионерам.

Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы. Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, адвентисты и евангельские христиане-баптисты. В стране также действуют общины евангельских христиан (прохановцев), методистов, пресвитериан, реформатов (кальвинистов), меннонитов, англикан, «Армии Спасения», перфекционистов, реставрационистов, квакеров и др.

М. Н.
Использованы сведения из Википедии.

Пояснение. В XVI веке в Европе был Юлианский календарь, Григорианского календаря еще не было. И по Юлианскому календарю 31 октября в этом году соответствует 11 ноября, однако в Европе сохраняют дату 31 октября по н. ст. Этот праздник является государственным в германских землях как День Реформации. Поскольку этот праздник западный, мы тоже ставим его в календарь на эту дату.

Возникновение протестантизма. реформация

Протестантизм возник в XVI в. Его появление и основные особенности тесно связаны с Реформацией — массовым движением трудящегося народа против феодализма и освящавшего его католицизма. Это движение явилось одним из важнейших этапов борьбы за уничтожение устоев феодального общества. Ф. Энгельс назвал Реформацию первой решающей битвой европейской буржуазии против феодализма *.

До Реформации в Западной Европе безраздельно господствовала католическая церковь. Всех, кто не повиновался ей или проявлял малейшие признаки свободомыслия, католическая церковь жестоко наказывала. При этом применялись различные меры наказания — вплоть до сожжения на костре. Власть главы католической церкви — папы римского — распространялась не только на церковь и верующих, но нередко и на государства и их правителей. Католицизм являлся основной формой идеологии в эпоху феодализма.

Молодая буржуазия в борьбе против феодального строя должна была поколебать прежде всего его главный оплот — католическую церковь. Без этого пельзя было поднять трудящиеся массы на борьбу против феодализма. Именно поэтому борьба буржуазии за власть приняла религиозную окраску, а протестантизм, возникший как оппозиция католицизму, стал выражением идеологии сторонников Реформации.

Протестантизм явился такой религией, которая отвечала интересам развивающейся буржуазии. Он, с одной стороны, упростил христианский культ и тем самым удешевил церковь, а с другой — оправдывал обогащение, буржуазную бережливость и предприимчивость, считал их богоугодным делом, а разорение объяснял проявлением наказания божьего за недостаточное усердие в вере. Таким образом, в угоду господствующим классам буржуазного общества протестантизм уже в период возникновения оправдывал обогащение немногих за счет разорения массы мелких производителей. Буржуазия взяла на вооружение протестантскую религию, за что последнюю называют буржуазной разновидностью христианства.

Однако, говоря о тесной связи возникновения протестантизма с реформационным движением, нельзя забывать, что последнее было социально неоднородным. Отсюда и в протестантизме возникают различные направления, которые послужили основой современных протестантских церквей. Степень последовательности каждой формы протестантизма в борьбе с католицизмом и феодальными порядками определялась интересами той или иной социальной группировки. Наиболее последовательной формой протестантизма был анабаптизм — продукт народной Реформации.

Анабаптисты (от греческого anabaptizo — вновь погружаю, вновь крещу), выступая против засилья католической церкви, отстаивали право исповедовать любую религию. Они повторно крестили взрослых, откуда и возникло их название. Сами же себя анабаптисты называли «христианскими братьями». Они ратовали за возвращение к первоначальному христианству, верили в близкое «второе пришествие» Христа и наступление «тысячелетнего царства». Вместе с тем анабаптисты считали, что люди сами способны стать высоконравственными, а это приведет к исчезновению зла, нужды и принуждения. Приверженцы анабаптизма отрицательно относились и к государству как аппарату насилия, отказывались от государственных должностей и службы в армии. Они выступали за отмену крепостного права, за свободное пользование землей, лесами, водами. Один из первых идеологов анабаптизма Томас Мюнцер призывал создать «царство божье» на земле, под которым он разумел такой общественный строй, где не будет частной собственности и эксплуататоров. Социально-политическую программу Мюнцера Ф. Энгельс охарактеризовал как фантастическое предвосхищение коммунизма 1.

Требование анабаптистами социального равенства вызывало ненависть к ним со стороны не только католической церкви, но и руководителей основных протестантских направлений, выражавших интересы имущих социальных группировок. Тем не менее народное движение в Германии под руководством Мюнцера приняло широкий размах. Но в силу исторических условий оно закончилось в 1525 г. поражением. Анабаптисты подвергались жестоким преследованиям и гонениям. Они постепенно отказались от социальной борьбы и занялись главным образом пропагандой религиозных идей.

Победу в протестантизме одержали другие его разновидности. Первой и главной из них явилось лютеранство. Начало ему положил Лютер своим выступлением против католического духовенства и дорогостоящей церкви, за равенство всех верующих перед богом. Особенно резкой критике он подверг так называемые отпускные грамоты — индульгенции, торговля которыми являлась одним из главных средств обогащения католического духовенства. Это выступление Лютера, по существу, послужило началом рефор-мациопного движения в Германии. Лютеру принадлежит и разработка основных положений протестантизма. Протестантизм из антикатолического и антифеодального движения превратился в антинародное. Характерно, что, когда началась Крестьянская война в Германии, Лютер выступил с призывом беспощадно расправиться с восставшими. Делал он это в угоду князьям, на чью сторону после поражения крестьянского восстания он окончательно и перешел.

В основу лютеранского вероучения кроме Библии положены и некоторые богословские сочинения. Основополагающим в лютеранстве остается учение об оправдании п спасении личной верой, о якобы прирожденной испорченности и греховности человека. Лютеранство подрывает веру людей в свои силы и утверждает зависимость человека от воли бога. Лютеранское духовенство большое значение придает проповедям — разъяснению тех или иных положений вероучения, пытается с их помощью сделать религиозность внутренним убеждением каждого верующего. Сохранив таинства крещения и причащения, лютеране несколько переосмыслили их. Так, в таинстве причащения они изменили католическое учение о превращении хлеба и вина в тело и кровь бога, заменив слово «превращение» («пресуществление») словом «присутствие». От этого сущность таинства не изменилась, а его объяснение стало еще более путаным. Лютеране сохранили конфирмацию и сопровождающее ее миропомазание, но таинствами их не считают. В отличие от католиков они разрешили расторжение брака. Лютеранские пасторы приглашаются общиной, но сместить их она не вправе. К тому же сама лютеранская церковь полностью подчиняется светским властям.

Из других разновидностей протестантизма широкое распространение получил кальвинизм, названный Энгельсом идеологией «самой смелой части тогдашней буржуазии» К Основоположником его явился Жан Кальвин, который отрекся от католицизма и возглавил одно из реформа-ционных течений в Женеве. Главной отличительной чертой кальвинизма является учение об «абсолютном предопределении» богом судьбы каждого человека. В соответствии с этим учением одним людям заранее уготован рай, другим — ад. Это божественное предопределение не могут изменить ни добрые дела человека, ни его вера. «Спасение» человека не в том, что он верит, а в том, что он избран богом. Отсюда и верит он лишь потому, что заранее предопределен к спасению. Успех в делах, обогащение считались предзнаменованием богоизбранности. Предопределенность, лежащая в основе кальвинизма, могла привести верующих к фатализму и пассивности, если бы Кальвин не дополнил свое учение положением: никто заранее не знает и не может знать, является он избранником бога или нет, а поэтому каждый верующий должен своей активной деятельностью показать, что он действительно предопределен богом к спасению. В религиозном плане это учение тесным образом связано с положением протестантизма об оправдании верой. Оно, по словам Энгельса, было «религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих» 1.

Читать еще:  Снег, лед и тишина. Польский фотограф нашел зиму далеко от дома

Кальвинистская церковь по сравнению с лютеранской проще и дешевле. Кальвинизм отбросил почти все внешние атрибуты католического культа. Сохранив из таинств только крещение и причащение, он, однако, в отличие от лютеранства признает присутствие тела и крови Христа в хлебе и вине лишь в духовном смысле. Богослужение в кальвинизме сводится к проповедям, чтению и комментированию Библии и пению псалмов — религиозных песен и гимнов, прославляющих бога. Руководство общины сосредоточено в руках пресвитеров и проповедников, которые избираются мирянами. Однако сущность и основная социальная функция кальвинизма, как и любой религии,— защита интересов эксплуататоров. Так, в период Реформации кальвинистская церковь представляла собой наиболее последовательное воплощение интересов буржуазии в области религии и церковного устройства, современный кальвинизм пытается примирить людей с капиталистическим строем и тем самым сдерживает прогрессивное развитие общества. Еще одной разновидностью протестантизма, возникновение которой связано с Реформацией, является англиканство. Это наименее последовательная форма протестантизма. По своей сущности она очень близка к католицизму. «Символ веры» англиканской церкви, состоящий из 39 статей, пронизан духом компромисса между протестантизмом и католицизмом. Англиканская церковь сохраняет церковную иерархию и пышный культ. Она признает католический догмат о спасающей силе церкви, чем отрицает протестантский принцип священства всех верующих. Вместе с тем англиканство признает протестантское учение о спасении личной верой. В эпоху Реформации оно помогло укрепить абсолютную власть английского короля, поставив его во главе церкви. Тем самым было ликвидировано могущество Ватикана в Англии. Англиканство, как и другие протестантские течения, отказалось признавать власть папы, отвергло католическое чистилище, запретило продажу индульгенций, уничтожило мощи и иконы. Упразднив монастыри, англикане передали их земли дворянству. В англиканской церкви сохраняется бесправие мирян и общин, их полное подчинение высшему духовенству, которое в свою очередь зависит от светской власти и выполняет волю господствующих классов.

Читайте также

3. Социальные и политические процессы в период Реформации

3. Социальные и политические процессы в период Реформации Выступление Лютера против основ католицизма, разработка им новой трактовки христианского учения и последовавшая затем Реформация, охватившая всю Германию, существенно повлияли на представления немцев о

ГАБРИЭЛЬ Д`ЭСТРЕ ПОБУЖДАЕТ ГЕНРИХА IV ОТРЕЧЬСЯ ОТ ПРОТЕСТАНТИЗМА

ГАБРИЭЛЬ Д`ЭСТРЕ ПОБУЖДАЕТ ГЕНРИХА IV ОТРЕЧЬСЯ ОТ ПРОТЕСТАНТИЗМА Ни одна революция, как в жизни империй, так и в жизни семьи, не обходилась без женщин, которые участвовали в ней то как причина, то как объект, то как средство. Это к ним Судьба обращается со словами: «Iniperum sine fine

То был период, когда прогрессивно настроенные молодые люди, получив высшее образование, считали своим долгом «идти в народ», «отдать ему долг»

То был период, когда прогрессивно настроенные молодые люди, получив высшее образование, считали своим долгом «идти в народ», «отдать ему долг» По приезде домой Леонид Александрович сразу же открыл бесплатный прием больных. В дальнейшем он стал взимать плату в двадцать

ГЛАВА СЕДЬМАЯ БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ ПРОТЕСТАНТИЗМА

ГЛАВА СЕДЬМАЯ БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ ПРОТЕСТАНТИЗМА Крестовый поход против колдовства позволил Церкви вволю потешить свое женоненавистничество и поставить женщин под авторитарный контроль, переводивший их на положение подчиненных и державший их на якобы предназначенном для

I. Период Реформации (1521–1611)

I. Период Реформации (1521–1611) Время Густава Вазы (1521–1560) /83/ Освободительная война, которую начал Густав Ваза, шла между шведскими сепаратистами (националистами), с одной стороны, и шведскими и датскими сторонниками сохранения унии – с другой. С военными победами

Заключительный период Войны за независимость и образование США

Заключительный период Войны за независимость и образование США В этот период Конфедерации удалось обеспечить себе международную поддержку и лишить Англию союзников в борьбе с восставшими колониями. Военные успехи американской армии, особенно Саратогский котел, и

3. Социальные и политические процессы в период Реформации

3. Социальные и политические процессы в период Реформации Выступление Лютера против основ католицизма, разработка им новой трактовки христианского учения и последовавшая затем Реформация, охватившая всю Германию, существенно повлияли на представления немцев о

Глава вторая Бастилия в период Реформации

Глава вторая Бастилия в период Реформации Преследования протестантов В XV—XVI веках многие бастилии из камня во Франции стали называть бастионами, а затем под этим словом стали подразумеваться все изолированные и фланговые укрепления (иногда их именовали также

СОБСТВЕННО РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

СОБСТВЕННО РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на той позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Возникает, однако, существенный вопрос о

8.4. Направления протестантизма, их возникновение и развитие

8.4. Направления протестантизма, их возникновение и развитие Протестантизм, в отличие от католицизма, не смог сохранить внутреннего единства, разделившись на множество ответвлений и направлений, среди которых нет единственно верного, а все признаются равноправными

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие. 1917 год начался стачкой 9 января. Во время стачки произошли демонстрации в Петрограде, в Москве, в Баку, Нижнем Новгороде,

1. Трудности в период социалистической индустриализации и борьба с ними. Образование троцкистско-зиновьевского антипартийного блока. Антисоветские выступления блока. Поражение блока.

1. Трудности в период социалистической индустриализации и борьба с ними. Образование троцкистско-зиновьевского антипартийного блока. Антисоветские выступления блока. Поражение блока. После XIV съезда партия развернула борьбу за проведение в жизнь генеральной установки

Другие формы протестантизма

Другие формы протестантизма Другие реформаторы — Цвингли в Цюрихе, Бусер в Страсбурге и особенно Кальвин — пойдут дальше Лютера.Жан Кальвин, француз, родился в 1509 г.; в 1536 г. он опубликовал «Христианское установление» (на латыни), в 1541 г. переведенное на французский.Здесь

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие. 1917 год начался стачкой 9 января. Во время стачки произошли демонстрации в Петрограде, в Москве, в Баку, Нижнем Новгороде,

1. Трудности в период социалистической индустриализации и борьба с ними. Образование троцкистско-зиновьевского антипартийного блока. Антисоветские выступления блока. Поражение блока.

1. Трудности в период социалистической индустриализации и борьба с ними. Образование троцкистско-зиновьевского антипартийного блока. Антисоветские выступления блока. Поражение блока. После XIV съезда партия развернула борьбу за проведение в жизнь генеральной установки

10. Протестантизм в России

Автор фото, TASS

Музей Немецкой слободы в Москве и его директор Григорий Стриженов

Оставшись после раскола христианской церкви 1054 года за пределами католицизма, Россия не могла быть затронута теми бурями, которые привнесла в христианский мир Западной Европы Реформация. Однако уже в ходе Ливонской войны (1558-1583) на территории России оказались многие населенные протестантами земли.

Впоследствии во многих городах России появились так называемые «немецкие слободы», где без какого бы то ни было притеснения и вмешательства властей жили поселившиеся здесь протестанты и действовали протестантские церкви.

С протестантским влиянием находившегося под очевидным очарованием по большей части реформистской Северной Европы многие связывают и деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

По различным данным, сегодня число протестантов в России составляет 2,5-3 миллиона человек.

В стране действует около 10 тысяч протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тысячи из них официально зарегистрированы минюстом. Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы (более 1,5 млн верующих). Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, баптисты, адвентисты и евангельские христиане.

Также действуют общины методистов, пресвитериан, реформаторов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и другие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector