0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вознесение Господне

Вознесение Господне

Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин.16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян.2:1-4).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).

В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа – от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1-2; Мк.1:12-13; Лк.4:1-2).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян.2:32-36, 3:15-16, 4:10, 5:30-32, 10:40-43, 13:31; 1Кор.15:5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин.20:17).

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8-10; Флп.2:6-11; 1Тим.3:16; Евр.1:3, 5, 2:9, 5:5, 12:2; Откр.3:21, 12:5; о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет.1:21; о «седении одесную Бога» – в Рим.8:34; Еф.1:20, 2:5-6; Кол.3:1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк.12:35-37, 14:62). В Откр.3:21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр.4:14, 6:20, 7:26, 8:1, 9:11-12, 24, 10:12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф.16:27, 24:30, 26:64; Мк.8:38, 13:26; Лк.21:27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин.3:13, 13:1-3, 16:5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин.3:17, 31, 6:38, 8:23, 13:3, 16:28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8-10 и 1Пет.3:18-22 (ср.: Пс.67:19 и 138:8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1Тим.3:16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3, 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24-26).

Читать еще:  Очищение квартиры, дома по фен-шуй. Очищение дома от негативной энергии по фен-шуй Где хранить веник по феншую

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) – Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи – Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441–452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost»), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста – до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19–20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531–4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3–5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках – сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей – свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

Читать еще:  Индийских суфиев. Суфии в индии

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Традиции и народные обычаи праздника

В народе считалось, что в этот день весна окончательно переходит в лето, становится по-настоящему жарко, отцветают сады. Учитывая, что Вознесение всегда выпадает на май или июнь, то такая примета вполне справедлива.

Как и многие православные праздники, Вознесение вобрало в себя бытовые народные традиции и даже древние языческие обычаи. В этот день, например, водили хороводы в честь будущего хорошего урожая, в некоторых местах устраивали веселые гуляния.

В домах на Вознесение пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья — «лесенки», или «лествицы», на которых обязательно делали семь «перекладин», символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.

Считалось особым грехом в период с Пасхи до Вознесения в чем-то отказывать странникам, верующие старались больше помогать нуждающимся, подавать милостыню просящим.

Значение и символ православного праздника

С вознесения на небеса начался новый, божественный этап жизни Иисуса Христа. Спаситель вошел в небесное царство в человеческом облике. Иисус не избежал смерти, он ее победил. Христос вознесся на небеса к своему Всевышнему Отцу, занял место по правую руку от него и стал править миром. Благодаря этому событию все христиане уверовали в силу веры.

Иисус стал всемогущим Богом, спасающим грешников от погибели. После своего чудеснейшего вознесения Христос не оставил людей. Он послал им Святого Духа, чтобы укрепить веру и дать людям силы выдержать все жизненные испытания. Каждый христианин верит, что в день Второго Пришествия Христа он тоже воскреснет и вознесется на небеса, если будет жить по заповедям Господним.

История праздника

В Новом Завете рассказывается о том, как Иисус после чудесного воскрешения не раз представал перед своими учениками. На 40-й день он попросил их собраться в Иерусалиме. Там они стали свидетелями очередного чуда. Спаситель поднялся в небо, а ученикам явились два одетых в белые одежды ангела. Они успокоили апостолов и сказали, что их Учитель вернется к ним так же, как только что вознесся.

О своем вознесении на небеса Спаситель задолго до смерти рассказывал ученикам. Об этом великом дне есть упоминания в Евангелиях от Марка и Луки.

До конца IV века Вознесение и Троица были единым праздником, после чего их разделили на два отдельных торжества.

Смысл праздника

Победив смерть и дав тем самым возможность воскреснуть, Господь вознес в своем лице человеческую природу, открыв каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. Этот день символизирует надежду христиан на второе пришествие Христа, а еще означает полный расцвет весны по славянским традициям. В народно-христианской традиции считалось, что с Вознесения (на Руси этот праздник иногда называют Вознесеньев день) весна окончательно уступает место лету.

«И облако взяло Его». Вознесение Господне. Церковный календарь на 10 июня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

10 июня (28 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 6-й седмицы по Пасхе (шестой недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. Сегодня совершается великий двунадесятый праздник Вознесения Господня, а также память многих христианских святых. Далее коротко расскажем о них и о сегодняшнем празднике.

Вознесение Господне. В самом центре Москвы, на Большой Никитской улице, находятся сразу несколько старинных храмов, два из которых, исторически именуемые «Малым» и «Большим Вознесением», посвящены одному из самых главных христианских праздников – Вознесению Господню. Торжеству, совершающемуся на 40-й день после Пасхи и завершающему празднование Светлого Христова Воскресения.

Согласно книге Деяний святых апостолов, Спаситель после Своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся ученикам, говоря о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». После чего «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

Сегодня именно храм Вознесения Господня у Никитских ворот – «Большое Вознесение», в котором (а если быть точнее, в храме, который был прежде на его месте) в 1831 году венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, – является самой известной русской святыней, посвящённой этому великому двунадесятому празднику. Сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно посещал эту церковь и совершал здесь торжественные богослужения. В том числе в день Вознесения Господня.

Московский храм «Большое Вознесение». Фото: Ruslan Merinov / Shutterstock.com

Так, в одном из своих Первосвятительских слов, произнесённых в стенах этого храма, Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул значимость события Христова Вознесения для всех нас:

Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Своё вознёс в Божественную жизнь, и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно неслучайно, что именно тело Своё Он приносит в заклание и что тело Своё Он даёт нам в заклание через таинство Святой Евхаристии. Когда, причащаясь тела и крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом – тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле.

И в праздник Вознесения Господня, приходящийся на конец весны или начало лета, всем православным христианам стоит забыть о повседневных заботах и постараться посетить храм. Чтобы в молитвах и Таинствах соединиться с Вознёсшимся на Небеса Спасителем.

Читать еще:  Маски, капли, оксолинка – что реально работает в сезон простуд

Святитель Никита Исповедник, епископ Халкидонский. Архипастырь второй половины VIII века, времени, когда в Империи Ромеев (Византии) господствовала ересь иконоборчества, отвергающая православное учение о необходимости почитать изображения святых, а также их честные мощи. Святитель Никита прославился своим милосердным отношением к нищим и обездоленным, к старикам, вдовам и сиротам, которым всегда помогал всем, чем мог.

Святитель Никита Исповедник. Фото: pravoslavie.ru

И вместе с тем этот подвижник был очень твёрдым в вопросах веры, смело обличая за ересь иконоборчества не только высоких сановников, но и самого императора-еретика Льва Армянина. За это святитель был подвергнут мучениям и ссылке, в которой и скончался в начале IX века. От мощей святого Никиты сразу же стали происходить многочисленные исцеления.

Святитель Игнатий Ростовский. Глава Ростовской епархии во второй половине XIII века, известный чудотворец. В молодости был знаком со святым благоверным Князем Александром Невским, который и выдвинул архимандрита Игнатия помощником ростовского епископа Кирилла (после упокоения которого будущий святитель возглавил епископскую кафедру Ростова Великого). Несмотря на высокую церковную должность, прославился нестяжанием, глубокой молитвенностью и прижизненными чудотворениями. Примирял князей и неоднократно бывал в Орде, ходатайствуя за то, чтобы ордынцы не притесняли Русскую Церковь.

Преподобная Елена Дивеевская. Одна из духовных чад и учениц преподобного Серафима Саровского. Молодая дворянка, дочь титулярного советника Василия Мантурова, в 1822 году 17-летней девушкой решившая принять монашеский постриг. Сначала преподобный Серафим не благословил её на уход из мира, и только после того, как будущая преподобная три года провела в добровольном домашнем затворе, она была пострижена в инокини. В 1832 году преподобная Елена отошла ко Господу и была похоронена возле могилы основательницы Дивеевского монастыря преподобной Александры.

Преподобная Елена Дивеевская. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Евтихий, епископ Мелитинский. Ученик и сомолитвенник апостолов, один из первых страдальцев за Христа, принявший мученическую кончину в городе Мелитине в I веке.

Мученица Еликонида. Фессалоникийская христианка, пострадавшая за веру в III веке от Рождества Христова. Во время её проповеди Слова Божия жителям Коринфа язычники схватили подвижницу, которую сначала уговорами, потом угрозами, а в итоге чудовищными мучениями пытались заставить отречься от Христа. В заключение мученице явился Сам Спаситель с Архангелами Михаилом и Гавриилом, исцелившими раны святой страдалицы Еликониды. Великим чудом стало также то, что, когда её бросили на съедение львам, хищники покорились святой, после чего бросились на её мучителей. В 244 году от Рождества Христова святая Еликонида была обезглавлена.

Святитель Герман, епископ Парижский. Святой Западной Церкви до её разделения с Православием. Возглавлял епископскую кафедру города Парижа вплоть до своей смерти в 576 году от Рождества Христова. Прославился тем, что боролся за благочестие священнослужителей, а также с пережитками язычества, смело обличал пороки и преступления знати, многое сделал для преодоления междоусобной брани представителей династии Меровингов.

Священномученик Елладий Восточный. Об этом святом сохранилось мало сведений. Известно, что он был епископом в IV веке и пострадал за Христа либо от языческих гонений, либо от нападения персов. По преданию, этому святому в темнице явился Сам Спаситель и исцелил его раны.

Священномученик Елладий Восточный. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси. Один из первых Предстоятелей автокефальной Русской Церкви, Первосвятитель Третьего Рима, Первопрестольной Москвы, ставшей центром Православного мира после падения Константинополя. При святителе Геронтии в столице было возведено много каменных храмов, в том числе закончилось строительство Успенского собора Московского Кремля, в котором и был погребён митрополит после своей блаженной кончины в 1489 году.

Преподобномученики Макарий и Дионисий, священномученик Николай диакон, мученики Игнатий и Пётр – святые страдальцы, погибшие за веру в 1931 году и прославленные в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также в этот же день совершается память двух других святых, пострадавших за веру в годы советских богоборческих гонений, – преподобного Ираклия исповедника (отошёл ко Господу в 1936 году) и преподобномученицы Гермогены (скончавшейся в 1942 году в Онежском исправительно-трудовом лагере).

Также 10 июня празднуется день двух чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Никейской, прославившейся в городе Никее в 304 году от Рождества Христова, то есть ещё в период антихристианских гонений. И иконы Божией Матери Галичской-Чухломской «Умиление», явленной преподобному Авраамию Галичскому, ученику преподобного Сергия Радонежского, в 1350 году.

Чухломская (Галичская) икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь, великим двунадесятым праздником Вознесения Господня и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector