0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминание о Тайной Вечере и наше новое рождение

Великий Четверг . Воспоминание Тайной Вечери

Историческое содержание

Сре­ди дней Страст­ной сед­ми­цы Ве­ли­кий чет­верг за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. В этот день Цер­ковь вспо­ми­на­ет Тай­ную ве­че­рю Гос­по­да Иису­са Хри­ста с Его уче­ни­ка­ми – апо­сто­ла­ми. На Тай­ной Ве­че­ри Спа­си­те­лем бы­ло уста­нов­ле­но глав­ное Та­ин­ство на­шей ве­ры – Та­ин­ство Ев­ха­ри­стии, или При­ча­ще­ния, во вре­мя ко­то­ро­го все ве­ру­ю­щие под ви­дом хле­ба и ви­на вку­ша­ют ис­тин­ные Те­ло и Кровь Хри­сто­вы.

Без при­ча­ще­ния, учит Свя­тая Цер­ковь, нет ис­тин­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни, так как в этом Та­ин­стве про­ис­хо­дит са­мое пол­ное, пре­дель­но воз­мож­ное на зем­ле бла­го­дат­ное со­еди­не­ние че­ло­ве­ка с Бо­гом.

Тай­ная ве­че­ря бы­ла со­вер­ше­на Хри­стом за день до празд­но­ва­ния вет­хо­за­вет­ной Пас­хи. Евреи со­вер­ша­ли этот празд­ник в па­мять о чу­дес­ном ис­хо­де из Егип­та, где они на­хо­ди­лись в раб­стве в те­че­ние че­ты­рёх­сот лет.
Как и мно­гие дру­гие со­бы­тия вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии, празд­ник иудей­ской Пас­хи имел про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние. Он го­то­вил лю­дей к при­ня­тию ис­тин­ной Пас­хи, ис­тин­но­го спа­се­ния от раб­ства гре­ху и смер­ти. Та­кое спа­се­ние дол­жен был при­не­сти лю­дям Сын Бо­жий – Но­во­за­вет­ный Пас­халь­ный Аг­нец, за­клан­ный за гре­хи ми­ра. Так ве­ли­ко и глу­бо­ко бы­ло па­де­ние лю­дей, что толь­ко Сам Бог, доб­ро­воль­но при­няв на Се­бя пад­шую че­ло­ве­че­скую при­ро­ду, мог спа­сти че­ло­ве­ка.

Гос­подь пре­по­да­ет нам Се­бя в Та­ин­стве Ев­ха­ри­стии, дабы каж­дый ве­ру­ю­щий в Него мог до­стичь глав­ной и един­ствен­ной це­ли сво­ей жиз­ни – при­об­щить­ся Бо­же­ствен­ной люб­ви, при­об­щить­ся Са­мо­го Бо­же­ства.

Тай­ная ве­че­ря на­ча­лась с омо­ве­ния. Сын Бо­жий, Тво­рец ми­ра со­вер­ша­ет об­ряд, ко­то­рый тра­ди­ци­он­но со­вер­ша­ли ра­бы: Он омы­ва­ет апо­сто­лам но­ги.

Уче­ни­ки бы­ли по­ра­же­ны дей­стви­я­ми их Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля. Они мол­ча при­ни­ма­ли омо­ве­ние. Толь­ко апо­стол Пётр, че­ло­век го­ря­чий, не мог сдер­жать овла­дев­ших им чувств.

«Гос­по­ди! – вос­клик­нул Пётр, – Те­бе ли умы­вать мои но­ги?» На это Хри­стос от­ве­тил: «что Я де­лаю, те­перь ты не зна­ешь, а ура­зу­ме­ешь по­сле… Ес­ли не умою те­бя, не име­ешь ча­сти со Мною». Сво­им при­ме­ром Гос­подь по­ка­зал не толь­ко лю­бовь к уче­ни­кам, но и на­учил их сми­ре­нию – чтобы они не счи­та­ли за уни­же­ние для се­бя слу­жить ближ­не­му.

И в на­ши дни в Ве­ли­кий Чет­верг за ар­хи­ерей­ским бо­го­слу­же­ни­ем по­рой со­вер­ша­ет­ся об­ряд омо­ве­ния ног. По окон­ча­нии Ли­тур­гии при чте­нии Еван­ге­лия об омо­ве­нии ног ар­хи­ерей в па­мять о сми­рен­ном по­ступ­ке Хри­ста омы­ва­ет но­ги свя­щен­ни­ков.

По тра­ди­ции в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Её Пред­сто­я­тель, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, освя­ща­ет в Ве­ли­кий Чет­верг ми­ро – олив­ко­вое мас­ло с при­ме­сью раз­ных аро­ма­тов, – ко­то­рое ва­рит­ся в пер­вые дни Страст­ной сед­ми­цы. Освя­щён­ное ми­ро рас­сы­ла­ет­ся по епар­хи­ям и при­хо­дам. Свя­тое ми­ро ис­поль­зу­ет­ся в Та­ин­стве Ми­ро­по­ма­за­ния. Оно со­вер­ша­ет­ся над че­ло­ве­ком один раз в жиз­ни сра­зу по­сле Та­ин­ства Кре­ще­ния, через ми­ро­по­ма­за­ние но­во­кре­щён­ный об­ре­та­ет пол­но­ту да­ров бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха.

По­сле омо­ве­ния и про­щаль­ной бе­се­ды с уче­ни­ка­ми Хри­стос пре­ло­мил хлеб и, бла­го­сло­вив его, по­дал апо­сто­лам со сло­ва­ми: «сие есть Те­ло Моё, ко­то­рое за вас пре­да­ёт­ся; сие тво­ри­те в Моё вос­по­ми­на­ние». Взяв ча­шу и бла­го­сло­вив её, ска­зал: «пей­те из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя но­во­го за­ве­та, за мно­гих из­ли­ва­е­мая во остав­ле­ние гре­хов».
В скром­ной Си­он­ской гор­ни­це про­ис­хо­дит ве­ли­кое чу­до: че­ло­век, неко­гда от­верг­ший Бо­га, вновь при­об­ща­ет­ся к Бо­гу – Ис­точ­ни­ку Веч­ной Жиз­ни.

В чет­верг Страст­ной сед­ми­цы в хра­мах со­вер­ша­ет­ся Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия. В этот день каж­дый ве­ру­ю­щий, по при­ме­ру апо­сто­лов, стре­мит­ся со­еди­нить­ся со Хри­стом в Та­ин­стве При­ча­ще­ния. За бо­го­слу­же­ни­ем несколь­ко раз про­из­но­сит­ся мо­лит­ва «Ве­че­ри Тво­ея тай­ныя днесь, Сыне Бо­жий, при­част­ни­ка мя при­и­ми…» Эту мо­лит­ву по­ёт хор, чи­та­ет свя­щен­ник, по­вто­ря­ют все ве­ру­ю­щие. В ней хри­сти­а­нин про­сит у Бо­га со­де­лать его при­част­ни­ком Тай­ной ве­че­ри, ныне со­вер­ша­ю­щей­ся в хра­ме…

При­сут­ствуя в Страст­ную сед­ми­цу на цер­ков­ных бо­го­слу­же­ни­ях, пред­став­ля­ю­щих нам все ча­сы по­след­них дней зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, мы ста­нем сви­де­те­ля­ми и ве­ли­чай­ше­го со­бы­тия че­ло­ве­че­ской ис­то­рии – Слав­но­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

Молитвы

Тропарь на Великий Четверг, глас 8

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Кондак на Великий Четверг, глас 2

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.

Перевод: Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец.

Тайная Вечеря

(см.: Мф 26, 1 7–29; Мк 14, 12–25; Лк 22, 7–38; Ин 13, 1–30)

Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.

Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».

Читать еще:  Реабилитация детей с ДЦП: почему это проблема и что делать

Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии [1] . Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет. Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет — союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет — вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее. Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

Воспоминание о Тайной Вечере и наше новое рождение

Протоиерей Павел Адельгейм

Сегодня, братие, день, когда Господь впервые на земле совершил Божественную литургию. Литургия с греческого языка означает общее дело, т.е. то дело, которое связывает христиан в единую Церковь. И мы с вами в этот день обращаемся к Богу с молитвой:

«Вечери Твоей тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…»

Господь совершил первую литургию втайне. Совершил в Сионской горнице, собрав Своих учеников. В чем же смысл этого действия? Действие, которое Господь, совершив, заповедал нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 23, 19).

Т.е. память о Христе и осуществляется посредством Божественной литургии. Что произошло в Сионской горнице? Господь собирался принять страдание за человеческий род. За всех людей, которые жили на земле прежде, которые жили в Его время, и за тех, которые будут жить в будущие века, т.е. и за всех нас. Он приносит Свою жизнь за жизнь мира, как говорит евхаристическая молитва. Христос умирает за спасение всего мира. Для того, чтобы исцелить нас от греха, снять с нас то проклятие, которому подвергся человеческий род, отпавший от Бога. И воскресить нас из мертвых, даровав Свое Вечное Царство. Тот хлеб, который Он предлагает ученикам на Тайной вечере, Он называет Телом Своим. И, взяв хлеб, Он помолился над ним, воздев глаза к небу, и, благословив, преломил, и, подавая ученикам, сказал: «Примите и ешьте – это Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов» (см. Мф. 26, 26).

И затем, взяв чашу и подняв глаза к небу, Он помолился над ней и, давая каждому из учеников, сказал: «Пейте от нее все, это – кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов» (см. Мф. 26, 27-28).

И затем дал заповедь: «Делайте это в память обо Мне».

И с тех пор в течение двух тысяч лет ежедневно совершается эта Божественная литургия, связывая нас всех в Единое тело Христово. Телом Христовым мы называем тот хлеб, который Господь претворил в Свое истинное и подлинное Тело. Телом Христовым апостол Павел называет Церковь.

Церковь – это человеческое тело, и как человеческое тело состоит из множества отдельных клеточек, связанных между собой единством жизни, так и Церковь состоит из нас, из множества и множества человеческих личностей, и связаны мы все воедино, потому что имеем в себе эту общую жизнь Христову.

Организм потому и един, что он живет единой жизнью тела, и Церковь потому едина, что в ней есть Единая Евхаристия. Евхаристия – это и есть единство Христовой жизни.
И это то самое Тело, которое было из Пречистых кровей Девы образовано в Ее утробе Святым Духом. Это – то самое Тело, в котором Христос жил на земле, которое было и предано, и поругано, это Его бичевали и распяли на кресте. Это Тело было положено во гробе и воскресло силой Божией из мертвых. Это – то самое Тело, которое здесь, на Престоле, пресуществляется из хлеба молитвами всей Церкви, силой Духа Святого в подлинно Тело Христа. И мы причащаемся уже не просто хлеба и вина, а мы причащаемся действительного Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина. Т.е. меняется не химический состав, а хлеб меняется мистически, т.е. меняется в Божественной тайне сама Сущность этого вещества.

Читать еще:  Именины в феврале, православные праздники в феврале

Под видом хлеба и под видом вина мы принимаем Тело и Кровь Христа. И никак иначе мы не можем воспринять Тело и Кровь Христовы, как только под видом хлеба и вина. Это – Таинство Церкви, которое лежит в основе всех Таинств. Ни одно Таинство не совершается отдельно от Таинства Евхаристии. Евхаристия – это и есть Таинство Церкви, или сама Церковь. И мы с вами сегодня причащаемся самого главного Дара, который нам предлагает Бог, – Тела и Крови Христовых. Причащаемся во оставление грехов, причащаемся для того, чтобы соединиться всем воедино в Церкви в Теле Христовом.

Как это происходит? Вот представьте себе. Есть человеческое естественное рождение, мы все рождаемся от своих родителей. А кроме того, есть в природе иное Рождение. Мы рождаемся от своих родителей, воспринимая ветхую природу Адама, а затем мы принимаем Святое Крещение, рождаясь новым Творением водой и Духом.

Каким же образом происходит это новое рождение? Вот есть, братие, рождение, растение от одного корня, но это рождение не единственная возможность расти. Кроме происхождения от одного корня, от одного зерна, есть еще вегетация, т.е. привитие иной почки к дереву. Если садовник бросает семечко яблони в землю, то из него всегда вырастает яблоня, которую мы называем «дичком». Т.е. это яблоня, плоды которой непригодны для употребления в пищу. Они горькие, кислые и мелкие.

И для того, чтобы это дерево стало плодоносным, садовник обсекает все дикие побеги и прививает почку от плодоносной яблони. Привитая почка начинает расти, и растет она от того же корня, питаемая теми же соками земли, но из этой почки вырастает ветка, которая принесет плоды крупные и сладкие, пригодные в пищу. И если садовник будет заботиться об этой ветке, будет обсекать дикие побеги яблони, то эта ветка разрастется и станет деревом, хотя привита она к дичку. А если садовник не будет обсекать дикие побеги, то они разрастутся и эту ветку заглушат, и она умрет, не сумев принести плодов.

Вот здесь сочетается, с одной стороны, таинство Крещения, когда мы прививаемся ко Христу, принимаем эту почку, и эта почка начинает жить новой жизнью. Но новая ветка прививается не взамен новой жизни, прежняя жизнь остается. Остаются дикие побеги, которые всегда могут заглушить благородную почку. Нам приходится постоянно, как усердному садовнику, обсекать эти дикие побеги, т.е. укрощать и уничтожать наши страсти и похоти.

И если мы будем заботиться о том, чтобы преодолеть, укротить в себе наши страсти, то привитая в крещении почка, т.е. Жизнь Христова, разрастется и станет в нас плодоносной силой, приносящей добрые плоды.
Если мы не будем этого делать, то жизнь, привитая нам в крещении, может быть заглушена нашими страстями и умрет, не принеся плода.

И вот мы с вами, братие, причащаемся Тела и Крови Христовых, той живительной и плодотворной силы, которая дает нам возможность жить с Богом и по-Божьи.

Мы приступаем к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, входя в Божественную жизнь. Преподобный Симеон Новый Богослов, причастившись Тела и Крови Христовых, входит в свою келью, и смотрит на свое тело, и пишет в своем дневнике: «Я вижу свои руки и поражаюсь, что это руки, приобретшие Божественную славу. Я вижу, как эта Божественная слава наполняет все мое тело, немощное человеческое тело наполняет Божественная слава, источник жизни» (Прп. Симеон Новый Богослов, Гимн 58).

Вот этого источника жизни мы собираемся с вами, братие, причаститься сейчас. В течение Божественной литургии мы все молились о том, чтобы предлагаемые на престоле хлеб и вино стали действительными Телом и Кровью Иисуса Христа.

А теперь мы с вами собираемся приблизиться к Святой Чаше, чтобы приобщиться Тела и Крови Христовых.

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

Православная Жизнь

Main menu

25 апреля — Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

Тайная вечеря. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского).

В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: «где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» Иисус Христос сказал им: «пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху». Сказав это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: «очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она «тайною вечерею».

Читать еще:  Как вы читаете «Правмир» — расскажите нам!

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», (т.е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: «пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов».

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание». Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней.

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: «не я ли Господи?» Спросил и Иуда: «не я ли, Равви?» Спаситель тихо сказал ему: «ты», но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: «Господи! кто это?» Иисус Христос так же тихо ответил : «тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: «что делаешь, делаей скорее». Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику, или раздать милостыню нищим. Иуда приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: «Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы — друзья Мои, если исполните то, что я заповедую вам». Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, — все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Тогда Спаситель сказал ему: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня». Но Петр еще больше стал уверять, говоря: «хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их. Утешая их, Господь сказал: «да не смущается сердце ваше (т.е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте». Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя — Святаго Духа. Он сказал: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа — в Церкви Христовой). Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам». Дух Святой — Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 15, 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)», сказал Спаситель, «Я победил мир» (т.е. победил зло в мире).

Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвой об учениках своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собой.

Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

Молитвы

Тропарь на Великий Четверг, глас 8

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Кондак на Великий Четверг, глас 2

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector