2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание по Песталоцци: право на ошибки и другие открытия

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Воспитание по Песталоцци: Любовь – понятие конкретное. Андрей Максимов.

Воспитание по Песталоцци: Любовь – понятие конкретное

О какой любви идет речь? О милом сюсюканье? О том, чтобы говорить ребенку хорошие слова и гладить по головке? Да, все это тоже важно. Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном.

• Воспитание по Песталоцци: право на ошибки и другие открытия
• 5 шагов к нахождению призвания
• Песталоцци ХХI, или Школьная каторга

Открытия Иоганна Генриха Песталоцци столь же необходимы современной педагогике, как, скажем, открытия Фрейда – психологии, а Эйнштейна – физике.
Но, увы, подавляющее большинство не то что родителей, а даже педагогов не могут объяснить, в чем суть этих открытий, и чем они могут пригодиться нам, сегодняшним.
Обо всем этом я и попытался рассказать в своей книге, знакомя родителей с выводами швейцарского гения, адаптируя их и дополняя.
Что такое: любовь к ребенку?
Почему невозможно говорить о природосоответствующем методе Иоганна Генриха Песталоцци, не конкретизировав максимально само понятие «любовь в педагогике»?

Чтобы ответить на этот важный, с моей точки зрения, вопрос, давайте еще раз вспомним суть метода. Тем более что постулат «повторение – мать учения» никто не отменял.
Итак.
Суть метода состоит в том, чтобы понять, что дано человеку Богом (если кому больше нравится – Природой) и развить это.
Очень хорошо!
Как понять?
Наблюдая за своим чадом.
Прекрасно!
Как наблюдать?
Не формально, не механически, а с любовью.
Только любя свое чадо больше, нежели мы любим самих себя, – мы сможем не навязать ему свои представления, а разглядеть его собственные желания и устремления.
Без любви теория Песталоцци, попросту говоря, не работает.
Красиво?
Красиво. Но не конкретно.
О какой любви идет речь? О милом сюсюканье? О том, чтобы говорить ребенку хорошие слова и гладить по головке?
Да, все это тоже важно.
Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном.
Давайте снова призовем на помощь психофилософию и вспомним, как она понимает, что такое любовь.
Любовь – осознанное чувство невозможности собственного существования без другого человека, без дела, без города и так далее.
И снова сплетаются психофилософия и жизнь великого швейцарца. Да что там сплетаются, когда вся жизнь Песталоцци каким-то удивительным – чтобы не сказать мистическим – образом доказывает это определение.
Ведь если бы не его любовь к педагогике – то есть не его понимание того, что без педагогики он не сможет жить – мы бы и не знали этого гения!
Однако когда речь идет о его педагогической теории, подобного определения явно недостаточно.

«Любовь» как понятие в педагогической системе Песталоцци требует более действенного и конкретного понимания.
Любовь к детям для Песталоцци была настолько естественна, что он, видимо, не видел никаких оснований для того, чтобы ее объяснять или доказывать.
Но вот – цитата. Казалось бы, здесь нет прямого определения. Однако когда великий педагог пишет о своих взаимоотношениях с воспитанниками, весь текст превращается в определение «любви».
«Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их похлебка была моей похлебкой, их питье было моим питьем. У меня ничего не было, у меня не было ни дома, ни семьи, ни друзей, ни слуг – только они были у меня.
Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них».
Разве из этих удивительных слов не становится абсолютно ясно, как понимал Песталоцци, что такое «любовь в воспитании»?
Основываясь на взглядах великого швейцарца, я бы определил ее так:
Когда мы говорим о воспитании, то любовь – это, в первую очередь, умение не оценивать ребенка, а быть рядом.
Умение ставить себя на место маленького человека.
И снова спрошу: сможет ли это когда-нибудь сделать школа?
И снова отвечу: маловероятно. И уж во всяком случае, не завтра.
И снова сделаю вывод: значит, любить ребенка должны родители. Больше некому.
Это очень важно.
Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – могут кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе.
Любить ребенка могут только его самые близкие люди: родители, бабушки-дедушки, братья-сестры.
Эту любовь им/нам передоверить некому.
Эмпатия – это «вчувствование»
По Песталоцци в любви к детям нет никакого романтического флера, нет слащавости. Она сродни эмпатии.
Что такое эмпатия?
Все та же психофилософия определяет это «таинственное» слово, не имеющее, кстати, к симпатии вовсе никакого отношения, следующим образом:
• эмпатия – от немецкого «еinfuhlung»: «вчувствование» в другого человека, абсолютное слияние с ним, невозможность отстраненной оценки.
Понятие это появилось в конце XIX начале ХХ века, и Песталоцци, очевидно, знать его не мог.
Но, по сути, он говорит именно об этом: жизнь педагога (родителя) должна сливаться с жизнью ребенка. Они – вместе – должны проживать одну жизнь.
В жизни эмпатия может и мешать: очень часто человек как бы сливаясь с другим, теряет свою самость, теряет самого себя. Если Вы испытываете к человеку эмпатию, то Вы не в состоянии объективно его оценивать, не в состоянии в случае необходимости наставлять его на тот путь, который Вам кажется истинным.
Но в воспитании – по Песталоцци – оценка вторична, а первично понимание, умение поставить себя на место ребенка. И в этом эмпатия может серьезно помочь.
Мы ведь не только не умеем ставить себя на место нашего чада, мы даже не представляем себе, что может быть такая задача…
Самая существенная проблема воспитания сегодня состоит в том, что в общении с детьми мы нарушаем основной принцип человеческого общежития: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Вы никогда не задумывались над тем, что если бы дети относились к нам так, как мы относимся к ним, – мы бы быстро сошли с ума.
Например, если бы они заставляли нас есть не то, что нам хочется, а то, что полезно; если бы они укладывали нас спать в определенное время, не разрешая посмотреть какую-нибудь интересную передачу; если бы они приходили к нашим начальникам, и те говорили про нас всякие обидные слова ровно так, как говорят учителя про наших детей; если бы они запрещали нам надевать на улицу красивую одежду, мотивируя это тем, что она не по погоде; если бы на досуге заставляли нас делать не то, что хочется, а то, что они считают нужным…
И так далее, и далее, и далее – без конца…
А каково было бы жить нам, взрослым, если бы дети ругали нас и делали замечания столь же часто, как мы их ругаем и делаем замечания им?
Попробуйте подсчитать (хотя бы в течение одного дня) сколько раз Вы ребенка ругали, а сколько – хвалили?
И если количество критики превысит долю похвалы, значит, Ваша система общения с собственным чадом строится не на любви. Значит, Вы не хотите ставить себя на его место. В ваших отношениях нет эмпатии.
Повторю еще раз важнейший вывод Иоганна Генриха Песталоцци:
• любовь к детям – конкретна.
Ставьте чаще себя на их место, и постепенно в ваших отношениях родится эмпатия, которая поможет Вашим детям стать счастливыми, а Вам – испытать счастье от их счастья.

Читать еще:  Экономист Алексей Ульянов: Классического дефолта в России не будет

«Педагогическая концепция по И.Г.Песталоцци»

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме — высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

Он организовал «Учреждение для бедных» , в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею соединить обучение и труд , но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные даты жизни и деятельности.

1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769- 1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775 -1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

1781- 1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей».

1826 — «Лебединая песня».

Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку «.

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению « внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне».

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь». Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его».

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».

«Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы» , — утверждает Песталоцци.

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» — основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: «Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента».

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

Читать еще:  Великая Отечественная война: Чудо и сказки

В « Лебединой песне » четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

Песталоцци рассматривал « Лебединую песню » , как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в « Лебединой песне », представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Методическая работа учителя

Чтобы стать (быть) Учителем нужно, прежде всего, уметь учиться. Без остановки. Если хотите, с воодушевлением. Не переставая перенимать опыт – иногда спорный – признанных, исправлять их ошибки, пополнять и усовершенствовать накопленную методологическую базу собственными открытиями и достижениями. Не бояться отстаивать свою точку зрения и доносить ее до коллег, которым судьба доверила решение одной из самых сложных, ответственных и, в тоже время, почетных задач – воспитание Личности.

Выбор, с чего начинать, каждый может осуществлять самостоятельно. Я бы отталкивалась от истоков. А у них стоял Иоганн Генрих Песталоцци.

Песталоцци Экономическая нестабильность, политические потрясения, социальная несправедливость, одним словом, все то, что становится причиной пессимизма, нервных расстройств и срывов у обычных людей, послужило благодатной почвой для расцвета таланта Иоганна Генриха Песталоцци.

Его наследие тяжело переоценить. Неоспоримым является вклад Песталоцци в развитие философской и политической наук. Много внимания ученый уделял вопросам религии. Но в историю вошел, все-таки, как выдающийся педагог, оставивший потомкам для переосмысления и на вооружение около 300 работ и более 6000 писем, касающихся проблем обучения.

Через все работы красной нитью проходит главная цель образования «по Песталоцци»: возрождение нравственной жизни, формирование «морального человека». При этом под моралью понимаются не отдельные попытки совершения добрых дел, а победа над эгоизмом (необходимым условием одержания таковой Иоганн считал истинную религиозную веру) и готовность самосовершенствоваться. Ученый понимал и признавал: путь нравственности – тернист; такой выбор противоречит человеческой природе хотя бы потому, что люди стремятся к получению удовольствия и избеганию неприятных для них событий. Для преодоления этого обстоятельства и, таким образом, достижения вышеупомянутой цели, по мнению Песталоцци, необходимо придерживаться следующих принципов:

• первый и основной – образование должно осуществляться в соответствии с природой. Не в широком смысле этого слова, а с точки зрения характерных особенностей, индивидуальных черт, склонностей, способностей отдельной личности, то есть ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ, неподвластной влиянию внешних условий. При этом все люди имеют один общий и серьезный недостаток – эгоизм, преодолеваемый лишь по достижении моральной устойчивости. Жизнь в истине и любви способствует раскрытию талантов; привносит смысл в человеческое существование и является неотделимым элементом природы.

Но она – человеческая природа – такова, что не дает возможности своему «носителю» достичь совершенства без образования, т.е. без влияния окружающих и учета социальных ограничений. Подчеркивая его (образования) роль в становлении молодого человека, автор теории вводит термин искусство воспитания (или просто – искусство). Таким образом, личность формируется под влиянием природы (первичной, постоянной и потому – главенствующей) и искусства (изменчивого и существенно зависящего от социальных условий).

Вывод однозначен: требования, противоречащие природе ребенка, являются неестественными, неправильными и сводят на нет все попытки достичь конечной цели образовательного процесса – человечности. Последний постулат коренным образом отличает подход Песталоцци от умозаключений предшественников;

выявление сильных сторон и развитие способностей. Песталоцци доказывал, что в момент рождения ребенок – уже не «пустой сосуд»; в него не нужно ничего заталкивать. При этом вокруг юного существа необходимо формировать особую «человечную» среду, которая способствовала бы развитию заложенных в момент зачатия склонностей и талантов;

принцип независимости, в основе которого лежит утверждение, что способности развиваются только в процессе применения (другими словами – активного обучения). Песталоцци исходил из подтвержденного его опытом предположения: в общем случае, дети хотят учиться; заложенный в каждом природный талант ищет выхода (так называемая «сила стремления», которую может увидеть любой неравнодушный, с детьми работающий).

гармоничное развитие трех составляющих человеческой природы: головы, сердца, руки. Под «головой» Песталоцци понимает совокупность всех психических функций, которые помогают человеку осознавать мир и принимать рациональные решения (восприятие, воображение, память, мышление и т.д.). Совокупность этих функций представляет собой ум или интеллектуальное состояние.

Сердце в учении Песталоцци, прежде всего – нравственное начало (доверие, благодарность, любовь, вера), а также все другие ощущения, окрашивающие в те или иные тона нашу повседневность.

Смысл категории «рука» не сводится к простым физическим навыкам. Она охватывает всю практическую деятельность человека, подразумевает единство данной природой силы и ума; предназначена для плодотворных дел на благо всех.

приоритет «воспитания сердца». Песталоцци предупреждает, что нельзя пренебрегать ни одной из вышеупомянутых составляющих, но настаивает: сердце, все-таки, важнее, поскольку именно оно ответственно за человечность; голова и руки тоже выполняют важную роль – спасение человека, но только тогда, когда полностью подчинены сердцу. В противном случае даже самый развитой ум в сочетании с необыкновенной силой могут превратить особь в монстра, представляющую угрозу для всех и себя в том числе;

закономерности развития. В основе открытой ученым «тройственности» лежат особые законы развития головы, руки и сердца. Например, ум в своем изменении проходит четыре этапа от «темного чувственного (животного) впечатления» через «конкретное» (например, количество) и «четкое» (структура, форма, температура) – к однозначной «концепции восприятия». Обучение ремеслу (рука) предполагает наблюдение и осознание последовательности действий (чувственное впечатление); имитацию; повторение (практику); независимость и свободу. Сердце развивается путем пробуждения нравственного состояния ума; добрых дел и послушания; размышлений и обсуждения добра;

принцип близости. Песталоцци неоднократно подчеркивал, что в любом случае в качестве фундамента образования должно рассматриваться чувственное впечатление, то есть реальный опыт ребенка в наблюдении за объектами или происходящими с ними явлениями. При этом, настаивает педагог (и спорить с ним в данном случае бессмысленно), понимание будем тем глубже, чем меньше расстояние данный объект от наблюдателя отделяющее, поскольку имеет первостепенное значение для сенсорной активности (непосредственная близость в данном случае – идеальный вариант);

Читать еще:  Экстернат поневоле: матушка Ольга Юревич об опыте домашнего обучения

принцип полноты, также затрагивающий все три сферы. Базируется, фактически, на соответствии природе и «*преемственности знаний*» (все новое вытекает из предыдущего; подобно древу – ствол произрастает из корня, ветви – из ствола, листья – …). Каждый новый навык является подкреплением и продолжением предыдущего; фундаментом – для будущего;

индивидуализация – наличие связи между успехами ребенка в одной из трех областей и взаимодействием в цепи «способности ученика – влияние учителя» как образца нравственного поведения и профессионального умения.

Эти педагогические идеи Песталоцци прочно вошли в жизнь современной возрастной психологии и педагогики.

Влияние учителя, в соответствии с теорией Песталоцци, является настолько важным, что, безусловно, требует отдельного, более детального рассмотрения.
Читайте продолжение размышлений о теории Песталоцци и о реализации ее учителем в процессе обучения в статье «Учитель — каким его видел Песталоцци».

«Педагогическая концепция по И.Г.Песталоцци»

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме — высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

Он организовал «Учреждение для бедных» , в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею соединить обучение и труд , но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные даты жизни и деятельности.

1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769- 1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775 -1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

1781- 1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей».

1826 — «Лебединая песня».

Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку «.

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению « внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне».

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь». Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его».

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».

«Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы» , — утверждает Песталоцци.

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» — основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: «Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента».

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

В « Лебединой песне » четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

Песталоцци рассматривал « Лебединую песню » , как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в « Лебединой песне », представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector