0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание по Песталоцци: Любовь – понятие конкретное

Воспитательная методика ребенка по И.Г. Песталоцци

Этот гениальный педагог попытался применить на практике систему воспитания, разработанную Же. -Же. Руссо.

Он первым начал рассматривать педагогический процесс с позиций ребенка, эти взгляды с середины XIX века распространились в мире.

Практически во всех произведениях И. Г. Песталоцци говорит о своей воспитательной методике, как о формировании у ребенка «сил, сердца, ума и руки». Важность домашнего воспитания он обосновывает так: «Заменой семейному воспитанию школы никогда… стать не смогут; они могут служить миру как дополнение к семейному воспитанию и для его заполнения пробелов».

Как и Г. Монтень, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. -Же. Руссо, И. Г. Песталоцци при построении воспитательной системы первоочередное внимание обращает на физическое развитие ребенка и сохранение здоровья, а также методам профилактики разнообразных детских психосоматических заболеваний, например, как детский энурез. В этих планах он расширяет спектр средств положительного влияния на ребенка, предложенных его предшественниками. Не отвергая их рекомендаций, основным средством физического развития ребенка И. Г. Песталоцци считает регулярную физическую работу. К ней ученый относит не только обучение определенного ремесла, но и повседневную бытовую труд: заботу о младших братиков и сестричек, помощь родителям в домашней работе, самообслуживания.

Опираясь на опыт народной педагогики, ученый пытается адаптировать систему квалифицированного гувернерского воспитания к применению не только в богатых, но и в самых бедных семьях, в которых родители должны обладать теми знаниями и умениями, которые до этого времени были доступны исключительно квалифицированным домашним наставникам. С целью распространения этих знаний среди народа. Г. Песталоцци и пишет книги, организует свою практическую деятельность.

И. Г. Песталоцци считает, что справедливая поведение родителей, их любовь, их верность в словах и на деле, их «внутренняя домашняя» мудрость и добродетель является истинным фундаментом воспитания детей.

Выдающийся педагог рекомендует начинать день с разъяснения детям важности их ежедневных обязанностей.

И. Г. Песталоцци разработал перечень вопросов, на которые каждый вечер дети должны отвечать гувернеру:

♦ Упомянул ли ты сегодня Бога и отца небесного и пытался ли ты помнить о его вездесущности, чтобы все твои поступки были ему по душе?

♦ Слушался ты сегодня своих родителей и учителей?

♦ Проявлял ли ты свою любовь к сестрам и братьям.

♦ Был ли ты сегодня приветливым, ласковым и благородным к слугам твоих родителей, которые по их приказу пытаются сделать твою жизнь светлой и приятной?

♦ Хорошо ли ты сегодня учился?

♦ Как состояло сегодня дело с чтением?

♦ Как складывалась дело с письмом?

♦ Как складывалась дело с арифметикой?

♦ Имел ли ты сегодня в какой-нибудь отрасли нечто, за что хотел бы особенно поблагодарить Бога и того, кто тобой занимается?

Ученый указывал на целесообразность ежедневно говорить ребенку, насколько важным мог бы быть этот день и насколько больше пользы он мог бы получить, если бы обнаружил большее внимание и добросовестность к тому, чего ему следовало учиться.

Как видим, воспитательная система И. Г. Песталоцци существенно отличается от систем, созданных до него, всеохватывающей ориентацией ребенка на самовоспитание. Усилия педагога направляются на отработку с детьми каждой составляющей самовоспитания: системы планирования и прогнозирования, системы самонаблюдения, самоанализа, самооценки, корректировки ребенком собственного поведения.

Возможно, наиболее полно раскрывается воспитательная система И. Г. Песталоцци в произведении «Лингард и Гертруда». В указанном труде педагог доказывает, что необходимо управлять не только мыслями и чувствам ребенка, но и окружением, в котором он находится. Он пишет, что в детстве значение имеют тысячи мелочей. Он встала на полчаса раньше или позже, он швыряет свою воскресную одежду в угол или тщательно составляет в определенном месте, или научился он равномерно распределять на неделю свой хлеб, муку, масло, чтобы их хватило, или он небрежно хватает то больше, то меньше. Сотни таких мелочей ведут к тому, что человек, неправильно воспитан в детстве, способности довести себя и свою семью до большой нужды.

Особое внимание обращает ученый на воспитание девочек. Он объясняет, если дочерей воспитывать так, как будто их единственная задача на свете — это стать красивыми девушками, то они, стремясь к этому, «толпами устремляются… навстречу своей гибели». Если же хотят добиться большего, следует с юных лет заполнять им головы помыслами о хозяйстве. Нужно пытаться достичь, чтобы рядом с упорным трудом они упражнялись в рассуждениях и расчетах. В то же время нужно привить им чувство честолюбия, чтобы ни одни из них не желала остаться последним ни в одной из женских работ. Таким образом, можно было бы не позволить неупорядоченных половых влечений.

«Педагогическая концепция по И.Г.Песталоцци»

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме — высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

Он организовал «Учреждение для бедных» , в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею соединить обучение и труд , но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные даты жизни и деятельности.

1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769- 1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775 -1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

Читать еще:  Режим «Covid». Как дома престарелых и ПНИ превращаются в госпитали

1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

1781- 1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей».

1826 — «Лебединая песня».

Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку «.

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению « внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне».

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь». Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его».

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».

«Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы» , — утверждает Песталоцци.

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» — основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: «Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента».

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

В « Лебединой песне » четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

Песталоцци рассматривал « Лебединую песню » , как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в « Лебединой песне », представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Педагогическая теория И.Г. Песталоцци;

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.

1. Краткий биографический очерк

2. Основы педагогической теории Песталоцци

1. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась молва «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он, вместе с двумя сестрами, был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды.

Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным влиянием идей Руссо после прочтения «Эмиля».

В 1774 году Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. В планы Песталоции входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали также минимальное общее образование (учились письму, счету, чтению, пению). В сущности, это была попытка соединить обучение с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда».

В 1789 году у Песталоцци появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце.

Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь н вновь возобновлял педагогическую работу сначала в Бургдорфе (1800 — 1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805 — 1826).

На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщает свой опыт. Среди них — знаменитая «Лебединая песня».

2. Цель школы, с точки зрения Песталоцци, — всестороннее гармоничное развитие; оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду.

Песталоцци выделяет и характеризует составные части элементарного образования:

интеллектуальное, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;

физическое — всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками»;

нравственное — всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития.

Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке.

Читать еще:  Замкнутый круг епископа Североморского Митрофана

Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей.

Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание реализовать себя в деятельности.

Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков.

Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики

Тема 11.Становление российской образовательной системы и педагогики Русского Просвещения.

Социально-педагогический подход И. Г. Песталоцци.

В эпоху Нового времени в педагогике все более рельефно происходит формирование двух педагогических подходов: первый связан с убежденностью и верой в индивидуальные силы и возможности ребенка, независимость процесса развития и формирования личности от окружающей среды (Ж. Ж. Руссо и другие); другой ориентирует педагогический поиск на взаимодействие в организованном процессе становления личности индивидуальных возможностей человека и социокультурных условий его проживания. Эту вторую тенденцию составили социальноориентированные концепции, которые стали основой для расширения поля педагогической практики, формируя содержание социально-педагогической деятельности. К числу социально-ориентированных педагогических подходов этого времени, прежде всего, необходимо отнести деятельность И. Г. Песталоцци (1746—1827), швейцарского педагога, которого по праву считают одним из первых представителей собственно социальной педагогики.

Хорошо известны этапы жизнедеятельности этого педагога, его педагогические идеи были сформированы под влиянием произведений Ж. Ж. Руссо: «воспитание человечности» как главная педагогическая задача. Но всю свою жизнь он уделял огромное значение подготовке детей, прежде всего, детей бедняков, к будущей реальной жизни и профессиональной деятельности. В 1775 г. в имении семьи (Нейгоф) он открывает приют для сирот, детей беднейших слоев населения, где стремился «спасти отверженных» не только от нищеты, но и от развращающей их благотворительности имущих. Главным средством становится соединение воспитания с производительным трудом. В имении были открыты мастерские, молочная ферма, Песталоцци пытался своим примером образцового хозяина показать людям, как можно избавиться от нищеты. К 1780 г. мастерские пришли в упадок вследствие низкой производительности труда вообще и малопроизводительное™ детского труда, который должен был обеспечить материальный достаток самому ребенку. Непонимание экономических законов привело к закрытию мастерских, однако, этот опыт позволил Песталоцци сформулировать важную педагогическую закономерность. «Я убедился на опыте, что эти дети при непривычном для них, но регулярном труде, очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они поднимаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе. И я убедился, что такое переживание ребенка, пребывающего в глубокой нищете, имеет решающее последствие для его нравственности и дальнейшего развития» [62]. Лишившись возможности на практике проверять свои научные идеи, Песталоцци пошел по пути Руссо, он пишет роман-трактат «Лингард и Гертруда», который, в отличие от «Эмиля», адресован простому народу. Роман рисует общество будущего: большая деревня, где есть образованный помещик, который озабочен, чтобы все дети получили образование. Церковь совместно со школой воспитывают детей по образцу семьи, но центром воспитания являются родители. Произведение принесло широкую известность, Песталоцци получил звание французского гражданина, приобрел знакомства с Гете, Фихте.

Буржуазный переворот, свершившийся в Швейцарии, позволил Песталоцци продолжить реализацию своих идей в ранге государственного чиновника. В 1798—1799 гг. по просьбе правительства он возглавлял воспитательный дом — школу, приют на 80 детей от 5 до 10 лет в Станце. Здесь родились самые известные идеи педагога о развивающем характере обучения и воспитательных возможностях труда, концепция «элементного образования» как формирования всесторонней уравновешенной развитой личности на основе особых «элементов познания». Однако приют был отдан под лазарет. С 1800 г. он сначала помощник учителя начальной школы, а затем — учитель и руководитель воспитательного учреждения в Бургдофе, а с 1805 по 1825 г. — руководитель школы-интерната в Ивердоне. Ивердонский «институт» не только давал образования детям разных социальных групп из разных стран Европы, но и готовил учителей для начального обучения.

Песталоцци не использует термин «социальное воспитание» (или «общественное воспитание»), однако в его педагогической концепции очень четко просматривается социальный аспект. В его произведениях («Письма г-на Песталоцци к г-ну Н. Э. Ч. о воспитании сельской молодежи», «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей», «Письмо другу о пребывании в Станце» и др.) большое внимание уделяется проблеме взаимосвязи педагогики и школы с экономикой и политикой. Эпоха Великой французской буржуазной революции, повлиявшая на становление буржуазных отношений в Швейцарии, актуализировала, с одной стороны, проблемы всеобщего начального образования как условия культурного и экономического развития страны, с другой — обострила социально-экономические противоречия, выражавшиеся в низком уровне жизни крестьян и ремесленников, росте беспризорности. Как один из вариантов разрешения проблем предлагалось организовывать приюты для бедных детей в виде дорогостоящих воспитательных заведений с очень хорошими условиями содержания питомцев (Н. Э. Чарнер и его статья «Грезы»). Песталоцци предложил иной подход, который обосновал и практически реализовывал. Песталоцци был категорически не согласен с подобным подходом. Он считал, что любое учебно-воспитательное заведение для детей бедняков, а тем более закрытые приюты, в которых отсутствует семейное воспитание, должны, в первую очередь, готовить этих детей к реальной взрослой жизни, где те станут крестьянами, ремесленниками, работниками мануфактур и т.п. Одну из главных причин бедности Песталоцци видел в том, что бедняк не может разумно оценивать свои возможности, правильно тратит деньги, адекватно реагировать на социально- экономические условия жизни в конкретном регионе. Принцип воспитания бедных детей: «Бедняк должен быть воспитан для бедной жизни» [63] — звучит совершенно естественно, если помнить, что эти слова были написаны в XVIII столетии, когда даже в Швейцарской республике доминировало разделение людей по сословиям. Стоит также учесть, что в Швейцарии были распространены взгляды пиетистов (представителей протестантизма) и принципы протестантской этики были нормой жизни: человек должен на своем месте жить и трудиться — в этом смысл жизни и служения Богу. Социальный характер педагогики Песталоцци в том, что он был убежден в необходимости и возможности социальных изменений, всестороннего совершенствования представите- юз лей беднейших слоев населения в результате правильной организации воспитательной работы, способной усовершенствовать систему народного образования, а через это — изменить само общество.

Читать еще:  Сонники, онлайн толкования снов. Сонник юноны Сонник онлайн и Толкование снов

В основу понимания целей воспитания Песталоцци заложил принцип социальной обусловленности развития человека. Социальную характеристику человека он трактовал как развитие духовного совершенства, изначально присущего человеку, как члена социального целого. «Идеальный человек Песталоцци — это не просто психологически развитая “индивидуальность”, особь, но нравственная личность, которая живо чувствует и должна в себе чувствовать единение со всем человечеством» [64]. Как и Кант, Песталоцци связывает совершенство личности с нравственным развитием, уделяя особое внимание роли практической подготовленности человека, формированию практических умений и навыков, необходимых человеку как в интересах материальных, так и в духовно-нравственных, личных и общественных. Именно эти качества служат элементарной основой для высшего духовно-нравственного воспитания.

Идея социальной обусловленности развития человека не противоречит принципу природосообразности, который он трактует исходя из понимания природы как внешней силы, куда входит естественное развитие ребенка, окружающая жизнедеятельность, коллективы детей и взрослых. Весь комплекс этих условий должен быть, по мнению Песталоцци, задействован в воспитании каждого ребенка, как бы бедна и убога ни была его среда, как бы ни были ограничены его способности. Поскольку социальное развитие индивида происходит как саморазвитие сил человека, а не сообщение внешних воздействий, то на первое место выходит обучение человека самопомощи, использование собственных ресурсов. Он был убежден, что бедняка следует воспитывать для приспособления к своему будущему положению, и стремился дать детям такие знания, которые возместят им бедность.

В основе системы его социально-педагогической деятельности выделяют ряд компонентов. Во-первых, учет социально-психологических особенностей детей, с которыми Песталоцци работал. Воспитатель должен быть хорошо знаком с условиями жизни своих воспитанников и особенностями различных видов профессиональной деятельности, которой впоследствии смогли бы заниматься учащиеся. Песталоцци также специально обращал внимание на то, что у детей из бедных семей, кроме конкретных профессиональных навыков, следует вырабатывать те качества, которые необходимы каждому человеку, а бедняку — в особенности. Это бережливость, умение предвидеть «доходы от различных видов заработка»; «гибкая приспособляемость», под которой понималась способность менять профессию в зависимости от конъюнктуры на рынке труда; высокая социальная активность и т.п. Для этого важна диагностическая деятельность педагога. Вот как он писал во время работы в Станце: «Многие поступили с хронической чесоткой. с проломленными головами, некоторые в лохмотьях, усыпанных насекомыми, худые, словно скелеты, желтые, со впалыми щеками, с глазами, полными страха, у некоторых лбы изрезаны морщинами — следствие недоверчивости и озабоченности» [65]. Песталоцци также давал подробную характеристику психологическим качествам своих подопечных: многие из них озабоченны, наглы, лицемерны, фальшивы из-за привычки попрошайничать; другие — подавлены бедствиями, терпеливы, но недоверчивы, жестоки и робки. Однако встречались и «неженки», жившие до этого в комфортной обстановке. Они с презрением относились к нищим и бедным детям. Диагностика позволяла педагогу судить о прежней социальной ситуации развития детей.

Во-вторых, детские учреждения, организуемые Песталоцци, были преимущественно закрытого типа, рассчитанные на постоянное пребывание воспитанников, однако для них была характерна большая текучесть детей. В Станце одной из главных причин ухудшения физического и духовного состояния подопечных педагог считал вмешательство родителей в воспитательный процесс. Воскресенье он считал ужасным днем, так как приходили родственники детей, ранее заставлявшие их побираться. Теперь матери, отцы, братья, сестры утверждали при всех, что детей плохо содержат в приюте, и забирали их.

Соответственно социальному пониманию «человечности» как развития человека до чувств «сыновства» и «отцовства» по отношению ко всему человечеству, и даже по отношению ко всему миру, Песталоцци и лучшей средой воспитания «человечности» в ребенке считает социальную атмосферу семейной любви, семейности. Убеждение в благотворном влиянии семейности заставляет Песталоцци считать атмосферу любви основным условием не только домашнего, но и школьного воспитания и порядка. Для этого он стремился создавать в воспитательных учреждениях домашнюю обстановку. Швейцарский педагог сплачивал своих подопечных в одну большую семью, где все они чувствовали себя братьями и сестрами. Основой нравственного воспитания становились, таким образом, семейные отношения детей, порождающие у них внимательность и сердечность друг к другу.

Песталоцци часто описывал своим подопечным счастье тихой и мирной семьи, которая благодаря рассудительности и трудолюбию имеет надежный кусок хлеба и может помогать незнающим, невоспитанным и несчастным людям. Со временем детей начинала радовать перспектива не оставаться вечно нищими, а когда-нибудь стать полезными обществу и пользоваться уважением окружающих, применяя навыки, полученные в приюте. Важно подчеркнуть, что дети, попадавшие в воспитательные учреждения, были разного возраста. Тем не менее данное обстоятельство явилось для педагога положительным фактором в работе. Старшие и более способные дети, узнавая новый материал, сразу старались растолковать его младшим. Таким образом, он приобрел себе помощников и сотрудников среди детей.

Важнейшим условием воспитания социальности является совместная практическая деятельность: дети воспитываются, вместе работая.

В учебных заведениях для бедных детей, по мнению Песталоцци, следовало организовать профессиональное обучение и обеспечить непосредственное участие ребенка в производительном труде. Подготовка ребенка к участию в труде должна отвечать ряду требований: развивать у него способность творчески решать встающие в процессе производственной деятельности задачи; сформировать отношение к труду как к сложному и необходимому занятию; научить ребенка с помощью специально разработанного комплекса упражнений правильно пользоваться инструментами и инвентарем; максимально приблизить условия труда в учебном заведении к реальным условиям, с которыми воспитаннику придется столкнуться во взрослой жизни. По мнению Песталоцци, крестьянам предстоит трудиться, а значит, народная школа должна быть школой трудовой.

Таким образом, учение Песталоцци о роли труда в воспитании и саморазвитии ребенка, создание слогообразующего способа обучения, доступного любой семье; его личная педагогическая работа с сиротами ознаменовали новое качество в содержании и методах обучения и воспитания с учетом социального фактора. «Истинное величие Песталоцци, прежде всего заключается в социальном характере его педагогики, в признании тесной связи между социальным вопросом и вопросом об истинном человеческом развитии, в идее спасти от погибели опустившееся человечество путем пробуждения и укрепления лучших, истинно человеческих сил; призвать людей путем образования к самопомощи. Отсюда проистекает уважение Песталоцци к труду и его мысль о необходимости организовать труд, соединиться вместе с детьми в одну рабочую общину. Работа воспитывает для работы, только при ее помощи пробуждаются и освобождаются физические и духовные силы. Работа помогает и развитию ума и нравственных сил, благодаря сознанию значения работы как силы связывающей воедино людей» [66].

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector