0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан

Содержание

Как родители-христиане воспитывают детей-отступников

Б удучи пастором более 30 лет, я поражён тем, насколько низок процент среди детей, воспитанных родителями-христианами, действительно служащих Господу после достижения подросткового и более старшего возраста, включая детей Христианских лидеров. Так как воспитание детей в завете является основным методом, который Бог использует для утверждения Своего владычества на земле, как оно утверждено на небесах, существует мало тем, превосходящих в важности ту тему, которую я затрагиваю в этой статье.

В этой статье я сопоставляю поведение родителей-христиан с возможными результатами, связанными с верой их детей. Иными словами, каждый из нас может прочесть эту статью и, с большой вероятностью, сказать, будут ли наши дети служить Господу от всего своего сердца в будущем, или будут «тёплыми» или неверующими, когда станут постарше. Ниже я привожу свои наблюдения о том, почему, становясь старше, дети родителей-христиан не служат Господу.

1. У многих родителей-христиан нет эмоциональной связи с их детьми

У меня пятеро детей, и я научился тому, что недостаточно просто читать Библию и молиться с моими детьми. Мне нужно веселиться с ними, изучать их особенный язык любви (прочитайте книгу Гэри Смолли «Пять языков любви детей»), и стараться достичь их сердца и наладить глубокие взаимоотношения с ними, пока они маленькие. Я научился этому сложным способом, так как я, на самом деле, не нашёл эмоциональной связи с одним из моих детей должным образом, когда мои дети были маленькими (теперь мы близки). Это привело в результате к большим трудностям в вере, несмотря на все совместные Библейские учения и молитвы, которые у нас были. Дети, не имеющие эмоциональной связи со своими родителями, могут пойти по пути нездоровых душевных связей с безбожными людьми, которые будут их утаскивать прочь от Господа.

2. Многие родители-христиане не молятся целенаправленно со своими семьями и не имеют такой привычки в своих семьях

Когда я проводил исследование Христианских семей, то даже среди семей некоторых лидеров я обнаружил, что в редких случаях алтарь Господа в семье был утверждён регулярными, последовательными молитвами. Часто, когда молитва есть, она формальна и поверхностна, или молится только один из родителей, в то время как остальные члены семьи не принимают активного участия (показывая тем самым детям, что молитва, на самом деле, не важна). Дети таких родителей пойдут по пути номинальных Христиан, которые не знают, как искать Бога или ходить в присутствии Бога.

3. У многих родителей-христиан нет целенаправленного подхода к катехизации своих детей (обучению их основам Христианского вероучения)

Большинство родителей невежественны, когда речь заходит об обучении их детей в Слове Божьем. Я говорю родителям, что одна простая вещь, которую они могут делать — это регулярно учить детей из книги Притч. Притчи — это основная книга наставлений, которой родители могут пользоваться для того, чтобы научить своих детей жить мудрой жизнью в страхе Господнем.

К сожалению, многие независимые евангельские церкви «выбросили за борт» всё, что касалось исторических деноминаций, даже такие хорошие вещи, как понятие катехизации. Мы можем взять катехизис (например, Гейдельбергский Катехизис) и адаптировать его к нашим доктринальным взглядам, чтобы мы могли дать нашим детям замечательное общее представление об основных учениях Писания.

Я верю, что всем церквям необходимо установить какую-то форму обучения своих детей катехизису. Одна из церквей, которую я знаю, использует это для детей, когда они ещё очень маленькие. В результате у них нет классов Воскресной школы, которые отделяют детей от родителей: дети настолько хорошо подготовлены в Писании, что могут понимать взрослую проповедь так же хорошо, как и их родители!

Дети родителей, которые не наставляют их в вере, будут детьми без библейского мировоззрения. Это оставит их уязвимыми и направит их на путь соединения разнородных вероучительных положений с ложными религиозными взглядами, основанными на духовности, а не на Христе как на Истине во всей жизни.

4. Многие родители позволяют своим детям пропускать церковь по воскресениям ради того, чтобы они могли участвовать в мероприятиях, связанных с командными видами спорта

Каким-то образом, в этой стране (США, прим.пер.) существует неписанный закон, который гласит: «Почитай день седьмой, за исключением тех случаев, когда твой ребёнок занимается спортом!» Родители, которые позволяют своим детям постоянно пропускать воскресные служения из-за спортивных программ, стоят на пути воспитания детей-отступников, наученных тому, что спорт и хобби в жизни важнее поклонения Богу! В Евангелии от Марка, 4:19, сказано, что «пожелания других вещей входят и заглушают Слово Божье».

5. Многие родители с большей охотой остаются дома, если их супруги работают или не могут пойти на воскресное собрание

Есть некоторые родители, которые не будут посещать церковь в воскресенье, если их супруги не посещают церковь, потому что это слишком затруднительно — в одиночку приготовить детей к тому, чтобы пойти в церковь! Родители, которые так поступают, наставляют своих детей на путь служения Богу только при условии, что это удобно. Это приведёт их в категорию «тёплых» Христиан, тех, о которых Иисус сказал, что Он извергнет их из уст Своих (Откровение, 3:14-16)!

6. Многие родители-христиане живут дома компромиссной жизнью

Многие родители регулярно смотрят безбожные шоу по телевизору, слушают безбожную мирскую музыку, рассказывают расистские или грязные анекдоты и используют брань в присутствии своих детей, находясь в стенах своего дома. Затем они идут в церковь и ведут себя духовно по воскресеньям. Такое двуличное поведение наставит их детей либо на путь лицемерия, либо приведёт к пренебрежению Богом, церковью и Христианством!

7. Многие родители-христиане не смотрят за своими детьми должным образом

Многие родители позволяют своим маленьким детям иметь в своей комнате телевизоры, компьютеры, смартфоны и даже ходить на свидания в раннем подростковом возрасте! В результате, у таких родителей нет ни малейшего понятия о том, что смотрят их дети, с кем они связываются лично или в социальных сетях. Мир внушает свои ценности оставленным без присмотра детям 60-80 часов в неделю. Один час в неделю в церкви не может с этим конкурировать! Возможно, такие дети окажутся на пути, где их ждёт отсутствие сосредоточенности или зависимое/навязчивое поведение из-за слишком большого количества смс, социальных сетей, видеоигр или даже порнографии.

8. Многие родители-христиане плохо говорят о своих церквях или лидерах церкви дома, в присутствии своих детей

У многих родителей есть привычка ругать своих пасторов или церкви, или высказывать критику о других Христианах. Это вкладывает критичный дух в их детей. В результате их дети думают, что церковь только для лицемеров! Такие дети оказываются на пути к тому, чтобы критиковать всё, связанное с церковью, и в результате они будут держаться подальше от участия в общем поклонении.

9. Многие отцы проявляют больше энтузиазма к спорту, чем к тому, чтобы искать Бога

Я знаю многих отцов, которые будут вопить и кричать во время футбольного матча, но при этом сохраняют безразличное отношение, когда речь заходит о молитве, посещении церкви и служении Богу. Я даже знаю одного пастора, который сокращал свои проповеди во время футбольного сезона, чтобы успеть домой и посмотреть игру в воскресенье днём! Иисус сказал нам, что там, где ваше сокровище, там будет и ваше сердце. Таким образом, когда родители показывают, что они увлечены чем-то другим больше, чем они увлечены Богом, или ценят что-то больше, чем они ценят Бога, их дети оказываются на пути мышления, что Бог недостоин их страсти, времени или внимания!

Читать еще:  Воскресная школа: Библейские уроки. Воскресение (Урок) Урок воскресной школы исцеление слепорожденного

10. У многих родителей-христиан есть поверхностное понимание Бога и своей веры

У многих родителей система веры очень поверхностная, некоторые даже не знают основ веры! По этой причине они неспособны передать веру своим детям существенным образом. Таким образом, в лучшем случае, у их детей также будет поверхностная вера. Скорее всего, они окажутся на пути, где у них не будет никакой веры, и став постарше, они не будут посещать церковь.

Не каждый из родителей должен быть теологом, но каждый родитель должен быть укоренён в основных принципах веры, и должен передать их своим детям.

11. Многие дети редко видят, как их родители ищут Бога искренне и с постоянством

Нашу веру легче перенять, чем научить ей. Поэтому дети намного больше учатся, наблюдая за тем, как их родители прилежно ищут Бога в своих собственных жизнях. Это показывает детям, что у их родителей есть серьёзные взаимоотношения с Богом даже тогда, когда другие люди не смотрят на них. Дети, которые не видят своих родителей постоянно и усердно ищущими Бога, находятся на пути к взаимоотношениям не дружбы, но случайного знакомства с Богом.

12. Многие родители слишком сильно зависят от воскресной школы или от молодёжной группы своей церкви в том, чтобы взращивать своих детей в вере

Мне приходилось поправлять многих родителей, которые думали, что это работа поместной церкви — дисциплинировать и обучать их детей в Господе. Истина в том, что, в лучшем случае, церковь получает их детей всего на несколько часов в неделю. Родители проводят со своими детьми, по крайней мере, 50 часов в неделю. Действительно, основная ответственность за воспитание детей в путях Господа лежит на родителях, а не на церкви (Притчи, 22:6; Второзаконие, 6:6-9). Дети, не наученные дома своими родителями, могут оказаться на пути к номинальному Христианству без всякой личной духовной дисциплины для поиска Бога.

13. Многие родители-христиане постоянно пропускают церковь по всевозможным причинам

Как пастор, я удивляюсь тому, что многие родители регулярно пропускают служения церкви из-за семейных событий, спортивных событий, из-за того, что они устали или немного заболели, или из-за того, что они хотят остаться дома, чтобы расслабиться или походить по магазинам. Действительно, если родители живут таким образом, для них не должно быть шоком, когда их дети вырастают «тёплыми» Христианами, которые не воспринимают Божьи вещи всерьёз! Если бы те же самые родители относились к своему бизнесу или рабочему месту точно так же, как они относятся к церкви, они бы обанкротились или были уволены много лет назад! Дети таких родителей стоят на пути, на котором они сделают Бога только частью своей жизни вместо того, чтобы сам Иисус был всей их жизнью!

14. Многие родители-христиане не проводят полноценного времени со своими детьми

Многие лидеры виновны в том, что приносят своих детей в жертву служению или амбициям, связанным с работой. Что пользы нам, если мы приобретём весь мир, но потеряем наших детей? Дети таких родителей находятся на пути к тому, чтобы иметь низкую самооценку, так как они не считают себя достаточно важными для своих родителей, чтобы те нашли для них время.

15. Многие родители-христиане прыгают из церкви в церковь

Я не говорю о том, что вы не можете ощущать водительство покинуть поместную церковь, но некоторые люди, которых я знаю, прыгают из одной церкви в другую каждый год или два. Дети этих родителей на пути к тому, чтобы стать лично нестабильными в своей вере, индивидуалистами в отношениях с Богом, неспособными посвятить себя любой общине веры, и недоверчивыми к любой духовной власти в своей жизни.

16. Многие родители-христиане постоянно «пилят» своих детей

Я научился тому, что это не мудро — проповедовать своим детям. Когда они становятся старше, важно не «пилить» их постоянно о том, что правильно. В определённый момент мы должны поверить Богу, что Он достучится до их сердец и изменит их.

Вместо того, чтобы придираться к нашим детям, мы должны проводить то же самое количество времени, или даже больше того, в молитве и посте в вере за их души. Дети придирчивых родителей оказываются на пути, когда они перестают слышать своих родителей и других взрослых, достигнув подросткового возраста, что в результате приводит к бунту против власти и к глупому поведению.

17. Многие родители-христиане слишком законнические или религиозные со своими детьми

Очень строгий, религиозный или законнический родительский подход может быть так же вреден в доме, как и «теплота» родителей по отношению ко Христу. Когда родители пытаются заставить своих детей верить во Христа, вынуждая их жить по строгим, угнетающим правилам безо всякой эмоциональной связи, духовной связи или радости, они воспитывают обиженных детей, которые убегут от Бога, когда станут достаточно взрослыми.

Дети законнических религиозных родителей стоят на пути неограниченного злоупотребления греховными наслаждениями как реакции на гнетущую атмосферу жесткой законнической религии. Дети в законнических пятидесятнических семьях редко служат Богу, когда становятся старше, и они часто перестают ходить в церковь в свои поздне-подростковые годы.

В заключение скажу, что это только некоторые из моих наблюдений, которые, как мне кажется, обеспечивают отступничество и «тёплость» в ребёнке, воспитанном в Христианской семье. Однако всегда существуют исключения из таких наблюдений. Некоторые дети могут продолжать идти и выполнять своё предназначение во Христе со страстью, вопреки препятствиям своих родителей.

Как родители, мы также можем делать всё правильно и не нарушать ни одного из вышеперечисленных пунктов, и при этом обнаружить, что наши дети испытывают трудности в своей вере. Статья предназначена не для того, чтобы принести родителям осуждение, но чтобы пробудить нас к нашей ответственности, когда мы сотрудничаем со Святым Духом в воспитании наших детей. В конечном счёте, если наши дети не встретятся с Богом сами, они не будут искать Его, даже если мы, как родители, будем придерживаться самых лучших практических методов.

Воспитание детей в православных традициях

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.
Читать еще:  Владимир Познер: «Давайте не будем лицемерами»

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Как воспитать ребенка христианином: советы семи праведников

В детях мы видим свое продолжение и очень хотим, чтобы они во всех смыслах были лучше своих родителей. Нет большей скорби для отцов и матерей, как неблагополучие детей, их дурной нрав, невоспитанность и плохое поведение. Как воспитать ребенка христианином, достойных преемников? Сегодня ответы на эти вопросы дадут святые отцы Православной Церкви.

«Образ обращения и действия воспитателей по отношению к воспитанникам впоследствии будет служить руководством для воспитанников в обращении и в образе действий их относительно человечества» –

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Воспитание начинается еще в утробе матери» (Старец Порфирий Кавсокаливит)

Ребенку в утробе передаются все чувства матери. Родителям необходимо следить за состоянием беременной, окружать ее заботой и любовью, чтобы и она передавала свои положительные эмоции и чувства ребенку. Они остаются с ребенком на всю жизнь.

Мама должна заботиться о своей духовной жизни в период беременности с особым усердием. Ей необходимо молиться, читать псалмы, участвовать в Таинствах. Благодатные Дары Святого Духа женщина всецело разделит с находящимся в утробе плодом.

«Не баловать, а воспитывать в строгости» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

Святой предостерегает родителей от того, чтобы идти на поводу капризов детей. Отец Иоанн предупреждает, что из-за потакания детским «хотелкам», чада забудут цену родительской любви, станут злыми, и вообще растеряют все высокие нравственные качества.

Потворство «сердечной порче», как святой называет детские капризы, приведет к тому, что дети в более сознательном возрасте обвинят самих родителей в недолжном воспитании.

Праведный Иоанн призывает заниматься не только «воспитанием ума» (то есть получением образования), но и сердца. Воспитание «чистого сердца» ребенка возможно родителем, который сам понял, что это такое. Или хотя бы встал на путь очищения себя от страстей.

«Научить различать добро и зло» (Старец Паисий Святогорец)

Понимание, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается в самом раннем возрасте. К сожалению, традиция последних десятилетий привела к деградации института семьи. Детей – личностей, которым нужно оказать помощь в становлении в этом мире, очень долгое время считают недалекими и неспособными к пониманию мира существами. Это не так. Родившийся ребенок впитывает все вокруг себя, как губка. Именно в этом возрасте ему необходимо объяснить, что такое добро.

Старец не советует всю жизнь нянчиться с детьми. Он убежден, что помощь нужна детям до определенного возраста. Позже им требуется учиться быть самостоятельными. Защитником в трудных ситуациях им станет ангел-хранитель.

Чтобы не потерять уважение и расположение детей, старец призывает родителей быть благочестивыми, то есть соблюдать заповеди и работать над собой. То, что находится внутри у человека, является основой его личности. Дети все чувствуют и видят. Скромная и следящая за духовным здоровьем мать будет примером для детей. Ее дурное поведение, по словам старца, опустошает ребенка.

«У отца – строгость, у матери – снисхождение» (Святитель Феофан Затворник)

Воспитание детей есть многогранный процесс. Мать обязательно должна любить своих детей. Если нет любви, нет и достойного воспитания. Мама всегда воспринимается человеком как оплот снисходительной любви и заботы. Отец, наоборот, любит детей в строгости, действуя на их души отрезвляюще.

Святитель Феофан говорит о необходимости любить своих родителей. Это залог того, что и дети будут относиться к вам с любовью и уважением. Ведь они подсознательно копируют именно ваше поведение.

Чтобы избежать отчуждения детей, необходимо уделять им время. Да, жизнь такова, что мы все время вынуждены чем-то заниматься ради выживания и обеспечения семьи. Но детям недостаточно только «материального» внимания. Они нуждаются в общении с родителями.

«Развращение детей происходит от привязанности родителей к житейскому» (Святитель Иоанн Златоуст)

Детей нужно учить доброму отношению к людям и приветливости. Если застанете детей за обсуждением или осуждением другого человека, нужно найти любой способ увести разговор и переключить его на самого ребенка. Так появится привычка следить в первую очередь за собой и работать над собой.

Обеспокоенность родителями только житейской стороной своей жизни убивает всю тягу к духовному в их детях. Мы уже видим, как в наше время данная проблема стала нормой, так как в редких семьях всерьез разговаривают о Боге, вере и нравственном выборе. А вот обсуждение финансовых, хозяйственных и других приземленных вопросов занимает 100% времени в семьях. Иоанн Златоуст называет родителей, воспитывающих детей в таком ключе, «хуже детоубийц».

Нужно следить и за своим внутренним миром, и за словами, и за поведением. Каждое слово родителей отпечатывается в душах детей. Именно так в них закладывается то, что можно назвать «природой» человека. Родители именно своим поведением, наличием у них добродетелей или страстей формируют будущие склонности детей.

Заложенное достойное воспитание сыновей заложит добрую традицию на поколения вперед. По слову Златоуста, это будет длиться до Пришествия Христова, где заложивший основу получит награду от Спасителя.

«Особенно дитя смотрит почти всегда на своих воспитателей и учителей без анализа, с доверчивостью и усваивает себе на всю жизнь их понятия и правила» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий в своих трудах о воспитании также уделяет огромное значение влиянию на детей жизненного примера родителей и воспитателей. Только личный пример благочестия и любви может служить на благо воспитанника.

По мнению святителя за серьезные проступки обязательно должно следовать наказание. Безнаказанность способна развращать. Но наказание не в гневе, без оскорбительных слов и ругательств: «Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам». Родители должны демонстрировать в своих нотациях только любовь: давать «наказ» о том, чтобы плохие поступки больше не повторялись.

Исправление и осознание ребенком своего поведения должно сопровождаться со стороны родителей немедленным прощением и отменой наказания.

«Молитва о детях – залог успеха воспитания» (Амвросий Отптинский)

XIX век не отличался от нашего времени, и в те годы святой жаловался на проблемы с воспитанием детей. Понимая, что кроме родителей сверстники оказывают влияние на чад, необходимо пользоваться первым и самым действенным христианским оружием – молитвой. Только разговор с Богом, просьбы о благополучии и вразумлении детей могут дать плоды.

Святой говорит о, казалось бы, банальной вещи: воспитании детей в Православной вере. То есть родитель должен быть христианином по образу мыслей и поступков. Тогда он сможет передать нравственные основы веры ребенку. Отношение родителя к Богу закладывает отношение к Создателю и детей. Потребительское, нечестное, корыстное отношение к Господу может привести к религиозному безразличию ребенка в будущем со всеми вытекающими последствиями.

Не стоит выяснять отношений при детях. Для этого стоит иметь выдержку и хладнокровие, а все вопросы обсуждать мужу и жене наедине. Это поможет сохранить восприятие детьми семьи как места любви, взаимопонимания и мира. Обсуждения проблемы от них не утаишь, но это будет для них примером, как уважительно относиться к своей половинке в будущем и строить семейную жизнь.

Вот некоторые советы святых отцов Церкви о том, как стоит воспитывать детей. Готовых рецептов не бывает, но все старцы и праведники сходятся в одном: необходимо показывать детям собственный пример нравственной жизни. Дети видят, как родители молятся, слышат содержание их разговоров, чувствуют атмосферу в доме, слушают Священное Писание и другие книги, если они читаются в семье. Иногда можно услышать о случаях, когда дети индифферентны к вере, несмотря на видимое благочестие родителей.

Детская душа очень тонко воспринимает происходящее. Дети отворачиваются от Церкви, как правило, если чувствуют в чем-то фальш. Родители – последний авторитет, на который ребенок будет опираться в принятии решении о своем отношении к вере. Поэтому за внешним благочестием непременно должен стоять живой, свободный и любящий родительский дух. Если родители ищут Христа в нашем непростом и запутанном мире человеческих страстей, можно с уверенностью сказать, что и их дети обретут в сердце Господа. Будем же молиться о том, чтобы Бог даровал нам и нашим детям сердечной чистоты для принятия Духа Святого и радость полноты жизни.

Защитницей детей в христианском мире издревле считалась Пресвятая Богородица. Молитвы родителей о детях к Владычице неоднократно спасали погибающих, помогали найти путь заблудшим, открывали очи неразумным и помогали попавшим в трудное жизненное положение. Даже если жизнь детей кажется счастливой, они крепки в вере и все у них спорится, им всегда необходима молитва родителей. Обращенное к Богу и Его святым прошение отца или матери – это нескончаемое благословение, нужное нашим детям и для этой, и для будущей жизни.

Христианское воспитание детей

Опубликовано admin в 12.04.2018

Главная>>Религия и семья>>Воспитание детей в христианстве

Воспитание детей в христианских традициях

Воспитание в христианстве

Главная социальная функция семьи в христианской культуре — это духовно-нравственное воспитание детей в традициях христианства.

Рождение детей в христианской семье воспринимается не как случайное события, а как дар Божий. И такой дар мать и отец обязаны «беречь и приумножать», а также раскрывать в нём все качества и таланты, которые приведут его к добродетельной жизни православного христианина.

При воспитании детей роль отца и матери незаменима. Для духовного становления детской личности семья незаменима. И в этом отношении семью не сможет заменить ни один социальный институт. Именно под влиянием матери и отца ребёнок узнаёт, «что такое хорошо и что такое плохо» и учиться справляться с проявлениями эгоизма.

Читать еще:  Выборность духовенства, или Есть ли в Церкви демократия?

При контактах с близкими людьми у малыша развиваются необходимые формы поведения: развивается речь у ребёнка в семье, совершенствуется мышление и ориентация в окружающем мире.

Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

Ребёнку прививаются нравственные качества, появляются необходимые ценности в жизни, идеалы и устремления.

В семье возникает и продолжается преемственность поколений, каждый родившийся человек становится частью своей семью, своего народа и становится частью истории своей Родины.

По словам известного философа Ильина И.А., счастливая семья воспитывает в человеке «два священных первообраза», которые укрепляют дух и способствуют росту души:
— первообраз матери, которая даёт человеку любовь, чувство защиты и свою милость;
— первообраз отца, который даёт человеку пищу, учит справедливости и разуму.
Эти образы родителей православный философ определяет, как неиссякаемые источники духовной любви в семье и веры человека.

С древних времён воспитание доброты в человеке с детства и ведение праведного образа жизни во многом определялось тем, как живут и ведут себя родители ребёнка. Если мать и отец обладают многими добродетелями и показывают примеры добродетели детям, то дети начинают следовать примерам родителей. Без родительского примера и наставничества ребёнок не сможет оформиться, как личность.

Об этом говорят святые отцы:
— святитель Василий Великий: «Прежде воспитания других людей, для начала сумей воспитать сам себя в Боге»;
— святитель Феофан Затворник: «Отец и мать растворяются в своих потомках и души в них не чают. И если их дух пропитан добродетелями, то не может такого быть, чтобы эти добродетели не оказали влияния на душу ребёнка»;
— священник Александр Ельчанинов: «Самая главная вещь в воспитании ребёнка — это их видение своих отца и матери, которые живут большой и праведной внутренней жизнью».

Линии поведения отца и матери в христианской семье тесно переплетались в семейных отношениях, построенных на иерархии, т.е. определённом порядке и положительно влияли на приобщение детской души к православным традициям и способствовали укреплению семьи.

Традиционный уклад жизни в христианской семье позволял ребёнку изучить различные стороны жизни и понять, как следует включаться в жизнь по мере сил и возможностей. Последующая состоятельность ребёнка в духовном и социальном планах закладывалась благодаря духовно-нравственным семейным традициям и обычаям.

Дети в православном обществе воспитывались на послушании своим родителям и почитании их. Почитать мать и отца воспринималось как заповедь Божия, без соблюдения которой было невозможно благополучное взросление человека. А женщина и мужчина в семье знали свою ответственность семейного служения и осознавали свой долг по духовному воспитанию детей. Родители понимали всю необходимость мудрых педагогических разговоров с ребёнком в семье.

Таким образом, все древнейшие православные традиции определяют особую роль семьи в воспитании детей, а, следовательно, и в формировании всего христианского, православного общества и человечества в целом. А в основе воспитания детей лежит воспитание родителями самих себя. И это единственный верный путь.

Поскольку только собственным примером можно научить ребёнка любить и почитать родителей, быть нравственно и духовно развитыми, честными и ответственными и быть готовыми к тому, чтобы воспитывать уже своих детей и заботиться о них. И делать это также, на основе собственных примеров и через воспитание самих себя.

На основе статьи христианина,отца
двоих детей, организатора паломничества
по святым местам России, Александра Котилина.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан

Воспитание детей в обстановке современного мира

Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную.

Воспитание детей в христианских традициях

С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания… Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку — почти на любой аспект нашей современной культуры, — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу — и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием.

Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.

Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании.

Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире — это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое Православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают…

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдо музыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector