0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Воскресни, Боже, суди земли» Литургия Великой Субботы

Содержание

О Богослужении в Великую Субботу. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже». выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над а ом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: Благообразный Иосиф». Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать.

По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидиде, ублажим Иосифа приснопамятного. «

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения «Свете тихий. » начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

После паремий и Апостола начинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. «, а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это — изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча. » Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе. » Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас». По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22).

Неделя 5-я Вели́́кого поста

Прокимен гласа и преподобной Марии Египетской:

Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Изрáилев.

Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

Брáтия! Христóс, Первосвящéнник бýдущих благ, придя с бóльшею и совершéннейшею скиниею, нерукотворéнною, то есть не таковóго устроéния, и не с крóвью козлóв и тельцóв, но со Своéю Крóвию, однáжды вошёл во святилище и приобрёл вéчное искуплéние.

Читать еще:  Мама мальчика-аутиста: Не выгоняйте нас из автобуса

Ибо éсли кровь тельцóв и козлóв и пéпел телицы, через окроплéние, освящáет осквернённых, дáбы чисто было тéло, тем бóлее Кровь Христá, Котóрый Дýхом Святым принёс Себя непорóчного Бóгу, очистит сóвесть нá шу от мёртвых дел, для служéния Бóгу живóму и истинному. ( Евр 9:11–14 )

Лазарева суббота

Прокимен, глас 3: Госпóдь просвещéние мое / и Спаситель мой, когó убоюся!

Стих: Госпóдь защититель животá моегó, от кого устрашýся!

Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

Брáтия! Мы, приéмля цáрство непоколебимое, бýдем хранить благодáть, котóрою бýдем служить благоугóдно Бóгу, с благоговéнием и стрáхом, потомý что Бог наш есть огнь поядáющий. Братолюбие между вами да пребывáет. Страннолюбия не забывáйте, ибо через него нéкоторые, не знáя, оказáли гостеприимство áнгелам. Пóмните у́зников, как бы и вы с ними были в у́зах, и стрáждущих, как и сáми нахóдитесь в тéле. Брак у всех да бýдет чéстен и лóже непорóчно; блудникóв же и прелюбодéев су́дит Бог. Имéйте нрав несребролюбивый, довóльствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказáл: «Не остáвлю тебя и не покину тебя», так что мы смéло говорим: «Госпóдь мне помóщник, и не убоюсь: что сдéлает мне человéк?»

Поминáйте настáвников вáших, котóрые проповéдовали вам Слóво Бóжие, и, взирáя на кончину их жи́́зни, подражáйте вéре их. Иисýс Христóс вчерá и сегóдня и во вéки тот же. ( Евр 12:28–13:8 )

1. Госпóдь воцарися, в лéпоту облечéся.

2. Ибо утверди вселéнную, яже не подвижится.

Вербное воскресенье

Прокимен, глас 4: Благословéн грядый во Имя Госпóдне, / Бог Госпóдь, и явися нам.

Стих: Исповéдайтеся Гóсподеви яко благ, яко в век милость Егó.

К филипписием послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

Брáтия! Рáдуйтесь всегдá в Гóсподе; и ещё говорю: рáдуйтесь. Крóтость ваша да бýдет извéстна всем человéкам. Госпóдь близко. Не забóтьтесь ни о чём, но всегдá в молитве и прошéнии с благодарéнием открывáйте свои желáния пред Бóгом, и мир Бóжий, котóрый превыше всякого умá, соблюдёт сердцá вáши и помышлéния вáши во Христé Иисýсе.

Наконéц, брáтия мои, что тóлько истинно, что чéстно, что справедливо, что чисто, что любéзно, что достослáвно, что тóлько добродéтель и похвалá, о том помышляйте. Чему́ вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира бýдет с вами. ( Флп 4:4–9 )

Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Рáдуйтесь в Гóсподе всегдá! И снóва скажу: рáдуйтесь! Пусть все видят вáшу крóтость! Госпóдь близко! Ни о чём не забóтьтесь. Но при всякой нуждé просите Бóга, молитесь Ему и, когдá прóсите, благодарите Егó. И мир Бóжий, котóрый превосхóдит всякий ум человéческий, бýдет хранить вáши сердцá и мысли во Христé Иисýсе.

И ещё, брáтья: о том, что истинно и возвышенно, справедливо и чисто, достóйно любви и уважéния, о том, что добродéтельно и похвáльно, – вот об этом размышляйте. И то, чему́ я вас научил, что вы приняли, услышав от меня или увидев во мне, – вот это дéлайте, – и Бог мира бýдет с вáми.

1. Воспóйте Гóсподеви песнь нóву, яко дивна сотвори Госпóдь.

2. Видеша вси концы земли спасéние Бóга нá шего.

Вели́́кий четверг

Прокимен, глас 7: Князи людстии собрáшася вкýпе / на Гóспода и на Христá Егó.

Стих: Вскýю шатáшася язы́цы , и людие поучишася тщéтным.

К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

Брáтия! Я от Самогó Гóспода принял то, что и вам пéредал, что Госпóдь Иисýс в ту ночь, в котóрую прéдан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказáл: приимите, ядите, это есть Тéло Моё, за вас ломимое; это совершáйте в Моё воспоминáние. Тáкже и чáшу пóсле вéчери, и сказáл: эта чáша есть нóвый завéт в Моéй Крóви; это совершáйте, когдá тóлько бýдете пить, в Моё воспоминáние.

Ибо всякий раз, когдá вы едите хлеб сей и пьёте чáшу сию, смерть Госпóдню возвещáете, докóле Он придёт. Посемý, кто бýдет есть хлеб сей или пить чáшу Господню недостóйно, винóвен бýдет против Тéла и Крóви Госпóдней.

Да испытывает же себя человéк, и таким óбразом пусть ест от хлеба сегó и пьёт из чáши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостóйно, тот ест и пьёт осуждéние себé, не рассуждáя о Тéле Госпóднем. Оттогó мнóгие из вас нéмощны и больны и немáло умирáет. Ибо éсли бы мы судили сáми себя, то нé были бы судимы. Бýдучи же судимы, накáзываемся от Гóспода, чтóбы не быть осуждёнными с миром. ( 1Кор 11:23–32 )

Аллилуиа. 1. Блажéн разумевáяй на нища и убóга, в день лют избáвит егó Госпóдь.

2. Врази мои рéша мне злáя: когдá ýмрет и погибнет имя егó?

3. ядый хлéбы Моя, возвеличи на Мя запинáние.

Читать еще:  “Он ничего не хочет!” Когда ребенок живет без интереса

Вели́́кая пятница (на вечерне)

Прокимен, глас 6: Положиша Мя в рóве преиспóднем, / в тéмных и сéни смéртней.

Стих: Гóсподи Бóже спасéния Моегó, во дни воззвáх и в нощи пред Тобóю.

К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

Брáтия! Слóво о крестé для погибáющих есть безу́мие, для нас же, спасáемых, есть сила Бóжия. Ибо написано: «Погублю мýдрость мудрецóв, и рáзум разу́мных отвéргну». Где мудрéц? Где книжник? Где совопрóсник вéка сегó? Не обратил ли Бог мýдрость мира в безу́мие? Ведь поскóльку мир своéй мýдростью не познáл Бóга в премýдрости Бóжией, – благоугóдно было Бóгу безу́мием прóповеди спасти вéрующих. Ибо и иудéи трéбуют знáмений, и э́ллины ищут мýдрости, мы же проповéдуем Христá распятого, для иудéев соблáзн, а для язычников безу́мие, для самих же призванных, как иудéев, так и э́ллинов, Христá – Бóжию силу и Бóжию премýдрость, потомý что безу́мное Бóжие мудрéе людéй, и нéмощное Бóжие сильнéе людéй.

Ибо смотрите, брáтья, на призвáние вáше: не мнóго му́дрых по плóти, не мнóго сильных, не мнóго благорóдных. Но безу́мное мира избрáл Бог, чтóбы посрамить му́дрых, и нéмощное мира избрáл Бог, чтóбы посрамить сильное, и безрóдное мира и уничижённое избрáл Бог, и не-су́щее, чтóбы упразднить сущее, дáбы не похвалилась пред Бóгом никакáя плоть. Но от Негó – вы во Христé Иисýсе, Котóрый стал для нас премýдростью от Бóга, и прáведностью, и освящéнием, и искуплéнием, чтóбы, как написано: «Хвалящийся да хвáлится Гóсподом».

И придя к вам, братья, я пришёл не в преиму́ществе слóва или мýдрости, возвещáя вам свидéтельство Бóжие. Ибо я рассудил ничегó не знать у вас, крóме Иисýса Христá, и Иисýса Христá распятого. ( 1Кор 1:18–2:2 )

Аллилуиа. 1. Спаси Мя, Бóже, яко внидóша вóды до души Моея. 2. Поношéние чáяше душá моя и страсть.

3. Да помрачáтся óчи их, éже не видéти.

Вели́́кая суббота (на утрене)

Прокимен, глас 7: Воскресни, Гóсподи Бóже мой, да вознесéтся рукá Твоя, / не забýди убóгих Твоих до концá.

Стих: Исповéмся Тебé, Гóсподи, всем сéрдцем моим, повéм вся чудесá Твоя.

К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

Брáтия! Мáлая заквáска квáсит всё тéсто. Итак очистите стáрую заквáску, чтóбы быть вам нóвым тéстом, так как вы бесквáсны, ибо Пáсха нá ша – Христóс, зáклан за нас. Посему́ стáнем прáздновать не со стáрою заквáскою, не с заквáскою порóка и лукáвства, но с опрéсноками чистоты и истины.

Христóс искупил нас от клятвы Закóна, сдéлавшись за нас клятвою, – ибо написано: «Прóклят всякий, висящий на дрéве», – дабы благословéние Авраáмово через Иисýса Христа распространилось на язычников, чтóбы нам получить обéщанного Дýха вéрою. ( 1Кор 5 :6Б–8; Гал 3:13–14 )

Аллилуиа. 1. Да воскрéснет Бог, и расточáтся врази Егó, и да бежáт от Лицá Егó ненавидящии Егó.

2. Яко исчезáет дым, да исчéзнут, яко тáет воск от лицá огня.

3. Тáко да погибнут грéшницы от Лицá Бóжия, а прáведницы да возвеселятся.

Вели́́кая суббота (на Литургии)

Прокимен, глас 8: Вся земля да покл óнится Тебé, и поéт Тебé, / да поéт же имени Твоемý, Вышний.

Стих: Воскликните Гóсподеви вся земля, пóйте же имени Егó.

К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

Брáтия! Все мы, крестившиеся во Христá Иисýса, в смерть Егó крестились. Итáк мы погреблись с Ним крещéнием в смерть, дáбы, как Христóс воскрéс из мёртвых слáвою Отцá, так и нам ходить в обновлённой жи́́зни. Ибо éсли мы соединены с Ним подóбием смéрти Егó, то должны быть соединены и подóбием воскресéния, знáя то, что вéтхий наш человéк рáспят с Ним, чтóбы упраздненó было тéло грехóвное, дáбы нам не быть ужé рабáми грехý; ибо умéрший освободился от грехá.

Éсли же мы ýмерли со Христóм, то вéруем, что и жить бýдем с Ним, знáя, что Христóс, воскрéснув из мёртвых, ужé не умирáет: смерть ужé не имéет над Ним власти. Ибо, что Он ýмер, то ýмер однáжды для грехá; а что живёт, то живёт для Бóга. Так и вы почитáйте себя мёртвыми для грехá, живыми же для Бóга во Христé Иисýсе, Гóсподе нá шем. ( Рим 6:3–11 )

Воскресни, Бóже, суди земли, яко Ты наслéдиши во всех языцех.

И читается псалом 81, а хор пóсле кáждого стиха поет

1. Бог ста в сóнме богóв, посредé же бóги разсýдит.

2. Докóле сýдите непрáвду, и лица грéшников приéмлете?

3. Судите сиру и убóгу, смирéнна и нища оправдáйте.

4. Измите нища и убóга, из руки грéшничи избáвите егó.

5. Не познáша, нижé уразумéша, во тьме хóдят.

6. Да подвижатся вся основáния земли. Аз рех: бóзи естé, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человéцы умирáете, и яко един от князéй пáдаете.

Воскресни, Бóже, суди земли, яко Ты наслéдиши во всех языцех.

Воскресни, Боже

«Воскресни, Боже, суди земли…» — этот текст из 81-го псалма мы слышим в Великую субботу на литургии, в последний день перед Пасхой. Во время этой молитвы священнослужители переоблачаются из черных великопостных облачений в белые. Это означает, что мы уже знаем о победе над смертью, радуемся тихой радостью в ожидании Воскресения Христова.

Читать еще:  Нападение на ребенка в Москве: почти все прошли мимо

Хор поет стих: « Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех». А чтец читает стихи из 81 псалма. Однако в большинстве храмов это песнопение поется по нотам П. Турчанинова, где композитор счел допустимой произвольную замену и сокращение уставных стихов. Этот вариант исполнения наиболее распространен в храмах, где любят авторскую музыку и поется по желанию настоятеля.

Текст молитвы: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит. Доколе судите неправду и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте. Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его. Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят. Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете и яко един от князей падаете. Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех.

Перевод: Бог стал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд. До какого времени судить будете вы неправедно и брать под защиту грешников? Сотворите правый суд сироте и убогому, смиренному и нищему явите правду! Спасите нищего и убогого, от руки грешника избавьте их! Не познали, не уразумели они истины, во тьме ходят! Да содрогнутся основания земли! Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего! Но вы, как и все люди, умираете, и как любой из князей, можете пасть. Восстань, Боже, сотвори суд над землей, ибо Ты станешь Владыкой всех народов.

«Воскресни, Боже» староболгарский распев в гармонизации Е.С. Азеева

Евстафий Степанович Азеев (1851—1918) — русский композитор, хормейстер, автор и аранжировщик церковных песнопений. В десятилетнем возрасте был принят в Императорскую певческую капеллу, по окончании которой долгое время был хормейстером Санкт-Петербургской Императорской оперы.

«Воскресни, Боже», музыка П. Турчанинова, в исполнении хора Сретенского монастыря

Пётр Иванович Турчанинов (1779-1856) – протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 81:8

Свт. Иоанн Златоуст

воскресени, Боже, суди земли: яко ты наследиши во всех языцех

Пророк указывает не на настоя­щее наследие, а на будущее. Поэтому он и молит Бога восстать и судить землю, т.е. человека. Когда Он воскреснет, то наследует все народы. Всем Он даст соответствующий жребий: один – смиренным, другой – целомудренным, иной – милостивым, иной – блудникам, иной – высокомерным, иной – корыстолюбцам. Языками в данном случае пророк назвал не различные роды языков, а разные роды жизни.

Беседа на псалом 81.

Блж. Феодорит Кирский

«Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех». – Сие прямо дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс.2:8). Его-то умоляет Пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправдивых отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение.

Евфимий Зигабен

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех.

Сии слова беспрекословно пророчествуют о воскресении Христа из мертвых. По словам Диодора пророк Давид здесь просит Христа, чтоб Он воскрес из гроба и судил праведно чрез Апостолов всю землю, над которою Он поставил их начальствующими, то есть, чтобы сделал защиту всей земле, осудив и изгнав из нее начальника миpa— диавола, который имел ее в порабощении заблуждении идолопоклонства и всякому роду зла. Он сказывает и о причине сей защиты: Ты, говорит, Господи, получишь наследство у всех народов, согласно с сказанным: дам Тебе народы в достояние Твое (Пс. 2,8). А наследство Христово суть те, которые уверовали в Него из всех народов.

Другой говорит, что Давид сказал выше изложенные слова к судиям от лица своего. Слова Феодорита: За сим, сильно обличив неправедных судей, пророк молит истинного и праведного Судию произвесть суд над вселенною. Слова Исихия: Пророк говорит не о настоящем наследстве, а о будущем; почему просит Бога восстать и судить землю, т. е. человека, который воставши наследствует у всех народов. Ибо Он даст приличный жребий всем, один смиренным, другой целомудренным, иной милостивым, другой гордым, и иной любостяжательным. Ибо народами в настоящем месте назвал не по различиям языков, но жизней.

Лопухин А.П.

воскресени, Боже, суди земли: яко ты наследиши во всех языцех.

Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею

О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли Иудейской, но и по всему миру, так как «все народы» — наследие Божие, в Его власти.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector