1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Власти Китая и неофициальное христианство: контроль или диалог?

Россия против Китая: «Все только начинается»

Отношения между обеими странами в настоящее время представляются как дружественные, но трудно назвать их по-настоящему дружескими. Даже в прошлом отношения между СССР и Китаем основывались на расчетах каждой страны и попытках сыграть ведущую роль, и, похоже, это не изменилось, хотя Китай стал «умнее» и богаче с точки зрения ресурсов чем Россия.

Теперь мы рассмотрим «сходство» между Китаем и Россией, способы их сотрудничества и будущие перспективы для них обоих.

Россия является полупрезидентской федеративной республикой, а Китай — социалистической нацией, управляемой генеральным секретарем ее коммунистической партии.

Мы уже можем видеть формальные различия, но если мы углубимся, обе страны по сути почувствуют себя сиамскими близнецами. В России более одной партии, но все, что происходит в стране, решает только одна партия — «Единая Россия». Россия даже не пытается скрыть цель создания указанной партии, которая заключается в поддержке курса президента России Владимира Путина.

В Китае также есть девять партий, но править может только одна из них – Коммунистическая партия Китая отвечает генеральному секретарю, который также является президентом государства.

Таким образом, в России и Китае существует единая правящая партия, и эта партия несет ответственность за реализацию и исполнение того, что пожелает президент, а это означает, что обе страны управляются довольно узким кругом людей. Прогнозировать результаты выборов в России и Китае так же сложно, как и сказать, что следующий день после понедельника — вторник. Чтобы написать эту статью, я потратил много времени, читая об истории Китая и России и текущих событиях, происходящих в этих странах, и по этой причине я решил, что мы также должны взглянуть на значение слова «тоталитаризм».

Тоталитаризм — это политическая система, в которой страной управляют без участия ее народа, а решения принимаются без согласия большинства людей; в тоталитарном режиме наиболее важные социальные, экономические и политические дела контролируются государством. Это тип диктатуры, когда режим ограничивает своих людей во всех мыслимых аспектах жизни.

Принцип:

Власть держится небольшой группой людей – кликой;

Оппозиция подавлена, и общий террор является инструментом управления государством;

Все стороны жизни подчинены интересам государства и господствующей идеологии;

Общественность мобилизуется с использованием культа личности лидера, массовых движений, пропаганды и других подобных средств;

Агрессивная и экспансионистская внешняя политика;

Китай и Россия действительно тоталитарные государства? Формально нет, но если мы посмотрим на суть, то увидим совершенно другую картину. Мы рассмотрим все признаки тоталитаризма в Китае и России, но не будем слишком углубляться в события, с которыми большинство из нас уже знакомо.

Можно ли сказать, что большинство граждан России и Китая участвует в принятии решений? Формально, вроде как да, потому что в этих странах проходят выборы, но можем ли мы их назвать «выборами»? Было бы невозможно перечислить все видеоматериалы или статьи, которые показывают, как работают избирательные участки в этих странах, чтобы обеспечить требуемые результаты выборов. Поэтому мы можем сказать, что общественность участвует в принятии решений, просто результаты всегда определяются теми, кто находится у власти.

Последний абзац подводит нас к первому пункту: власть принадлежит небольшой группе людей – клике. Обе нации управляются президентами, которые назначают, кого хотят, и освобождают от должности, кого хотят. Вот как выглядит власть небольшой группы людей.

Следующий момент – подавление оппозиции и использование всеобщего террора для управления государством. Средства массовой информации писали достаточно о подавлении оппозиции в обеих странах, и каждый видел хотя бы одно видео на эту тему. Чтобы остановить своих политических противников и любые организованные ими мероприятия, Россия и Китай используют не только свои полицейские силы, но и армию.

Время от времени появляется информация о том, что в одной из стран был убит активист оппозиции, и эти убийства так и не раскрываются. Мы даже не будем говорить об уголовных делах и административных арестах активистов оппозиции. Можно сказать, что данный вопрос полностью соответствует действительности: что касается того, что все аспекты жизни подчинены государству и идеологии – есть ли кто-то, кого это не убеждает?

Если Россия занимается ограничением и «обучением» своих граждан совершенно незаметно, у Китая нет времени на церемонии – Коммунистическая партия Китая опубликовала новые руководящие принципы по улучшению «морального качества» своих граждан, и это затрагивает все мыслимые аспекты личной жизни – от организации свадебных церемоний до одевания соответственно. Мобилизована ли общественность в России и Китае с помощью культа личности, массовых движений, пропаганды и других средств? Мы можем посмотреть на празднование 9 мая в России и на всю риторику вокруг нее, а также на мероприятия, посвященные годовщине образования Китайской Народной Республики. Извините, но мне кажется, что я смотрю на монтаж Сталина и Гитлера, но в более современном стиле, и вместо Сталина и Гитлера появились новые лица. Что осталось? Конечно, агрессивная и экспансионистская внешняя политика. Уже много лет Китай очень активно работает в Южно-Китайском море, что обострило напряженность в вооруженных силах его соседей – Брунея, Малайзии, Филиппин, Тайваня и Вьетнама.

Китай продолжает физически захватывать, искусственно строить и вооружать острова вдали от своих берегов. И в последние годы Китай проявляет особую агрессию по отношению к Тайваню, который режим считает своим. Китай также готов ввести санкции против тех стран, которые намерены продавать оружие Тайваню.

Однако, когда речь идет о вооруженной агрессии, Китай меркнет по сравнению с Россией, которая не стесняется использовать вооруженную агрессию против своих близких и дальних соседей для достижения своих целей. Агрессия России неразрывно связана с ее нигилизмом. Я уверен, что мне не нужно напоминать вам о событиях в Грузии, Украине и ранее в Чечне. Россия будет использовать любую возможность, чтобы показать всем свое великое вооружение, и это также включает в себя прямое или скрытое участие в различных военных конфликтах.

Возможно, некоторые из вас не согласятся, но на мой взгляд Китай и Россия в настоящее время являются тоталитарными государствами по своей сути.

История показала нам, что до определенного момента даже две тоталитарные страны могут сотрудничать. Давайте вспомним «дружбу» между нацистской Германией и СССР, но давайте также вспомним, к чему привела эта дружба.

Кроме того, экономические санкции, введенные против России, подтолкнули ее к более дружественным отношениям с Китаем, но похоже что Китай выйдет победителем этих отношений.

Согласно данным Министерства торговли Китая, в 2018 году китайская экономика получила прямые инвестиции из России в размере 56,6 млн. долларов США (+ 137,4%), что означает, что к концу 2018 года объем прямых инвестиций из России достиг 1 066,9 млн. долларов США.

В 2018 году российская экономика получила 720 миллионов долларов США прямых инвестиций из Китая, в результате чего к концу 2018 года было получено 10 960 миллионов долларов США прямых инвестиций из Китая.

Читать еще:  Свои и чужие: почему Москва требует от детей-сирот «прописку»?

Основными сферами китайских инвестиций в России являются энергетика, сельское и лесное хозяйство, строительство и строительные материалы, торговля, легкая промышленность, текстиль, бытовая электротехника, услуги и т. д.

Основными сферами российских инвестиций в Китай являются производство, строительство и транспорт. Из объема инвестиций видно, что в этой «дружбе» Китай намного превзошел Россию. Мы также не можем игнорировать тот факт, что Китай запустил больше крупных инвестиционных проектов в других странах чем Россия.

Следует отметить, что китайские закупки военной техники позволили российским программам вооружений вообще существовать. Россия продала современное вооружение Китаю, несмотря на опасения, что Китай сможет «скопировать» полученное вооружение, а затем улучшить его. Но потребность в деньгах была намного больше. В результате в начале 2020 года выяснилось, что Китай превзошел Россию в производстве и продаже оружия. 6

Если мы посмотрим на то, как Россия и Китай пытаются формировать общественное мнение в долгосрочной перспективе, мы увидим некоторые различия. Россия пытается сделать это с помощью публикаций, демонстрационных мероприятий и пытается, чтобы ее соотечественники стали гражданами страны своего проживания, сохраняя свою культурную самобытность, чтобы создать интеллектуальный, экономический и духовно-культурный ресурс в глобальной политике.

В дополнение к этому, в Китае созданы институты Конфуция, подчиняющиеся министерству образования Китая. Всего в мире насчитывается 541 институтов или классов Конфуция. Эти институты, названные в честь самого известного китайского философа, вызвали резкую критику во всем мире за свои взгляды на внешнюю политику, которые избегают обсуждать права человека или считают, что Тайвань или Тибет являются неотъемлемыми частями Китая. Эти институты даже обвинялись в шпионаже и ограничении академической свободы.

«Институты Конфуция являются привлекательным брендом для распространения нашей культуры за рубежом», – заявил в 2011 году представитель Политбюро Коммунистической партии Ли Чанчунь. «Они всегда были важной инвестицией в расширение нашей мягкой силы. Бренд «Конфуций» довольно привлекателен. При использовании языкового обучения в качестве прикрытия все выглядит снаружи логичным и приемлемым». Руководство Коммунистической партии называет эти институты важнейшей частью своего пропагандистского инструментария за рубежом, и, согласно оценкам, за последние 12 лет Китай потратил на них примерно два миллиарда долларов США. Конституция этих институтов предусматривает, что их руководство, персонал, методические указания, учебные материалы и большая часть их финансирования обеспечивается учреждением Ханьбань, которое находится в ведении Министерства образования Китая.

Граждане России и Китая либо покупают, либо арендуют недвижимость за рубежом. Русские делают это, чтобы им было куда идти в случае «необходимости».

Китайские граждане и компании медленно арендуют или покупают большие участки земли на российском Дальнем Востоке. Точной оценки количества переданных китайцам земель нет, но говорят, что они могут составлять от 1 до 1,5 млрд. гектаров.

Что мы можем сделать из всего этого? Китай и Россия, по сути, являются тоталитарными государствами с раздутыми амбициями. Если Россия пытается достичь своих амбиций открыто агрессивным и бесстыдным образом, то Китай делает то же самое с осторожностью и продуманностью. Если Россия часто использует военные средства для достижения своих целей, Китай, скорее всего, будет использовать финансовые. Если Россия попытается высокомерно выполнить свои амбиции, то Китай достигнет того же результата с кажущейся добротой и смирением.

Какая страна приблизилась к своей цели? Я считаю, что это определенно не Россия. Кроме того, как и СССР, Россия тоже считает себя лучше Китая. Но для сторонних наблюдателей очевидно, что во многих областях Китай намного превзошел Россию и теперь даже приобретает российские земли.

Это возвращает нас к истории – что происходит, когда два тоталитарных государства разделяют границу – одно со временем исчезает. Пока что кажется, что Китай сделал все возможное, чтобы остаться на карте мира.

Независимый журналист,
Зинтис Знотиньш специально для Диалог.UA

Китайское правительство решило покончить с христианством (19 фото)

Правящая коммунистическая партия Китая начала массовые гонения на христиан, пытаясь взять под контроль свободу религий в стране. Церкви разграбляются и разрушаются, у христиан отбирают Библии и иные священные книги. Правительство приняло ряд новых законов, призванных установить слежку за любой религиозной деятельностью в провинции Хэнань, где проживает одна из крупнейших в Китае христианских общин.
При руководстве Си Цзиньпина, самого сильного китайского лидера со времен Мао Цзедуна, свобода вероисповедания для религиозных китайцев серьезно сокращается, при том, что в стране наблюдается настоящее религиозное возрождение. По свидетельствам экспертов и активистов, Си Цзиньпин опасается претензий на власть со стороны христианства, и поэтому подвергает христиан самым сильным репрессиям с 1982 года, когда свобода вероисповедания была гарантирована китайской конституцией.

В домовой церкви в городе Наньян, провинция Хэнань, «»Тайная вечеря» висит рядом с отрывком из китайской конституции, гарантирующей свободу вероисповедания. Церковь была закрыта провинциальными властями в ходе разворачивающейся в стране антихристианской кампании.

Гуо, 62-летний владелец магазина из провинции Хэнань, всю жизнь мечтал построить церковь и все же сумел, в конце концов, возвести каменное здание, вмещающее 200 молящихся. Но в марте в церковь пришла полиция и запретила проводить службы до тех пор, пока все верующие не зарегистрируются у чиновников.

Гонения на христианство — лишь часть более широкой кампании по «китаизации» существующих в стране религий, призванной дополнить их «национальными китайскими чертами» — такими, как преданность коммунистической партии. За последние месяцы в стране закрылись многие сотни небольших домовых церквей. Только в Пекине было закрыто 47 церквей. По словам местных христиан, с февраля они подвергаются беспрецедентному давлению.

«Обучайте верующих славным традициям китайской культуры!» — призывает плакат на стене христианской церкви в Пиндиншане, провинция Хэнань.

В интервью западным журналистам десятки китайских протестантов описывают, как на их собрания вламывается полиция, как их допрашивают и следят за ними. Один пастор рассказал, что верующих его прихода допрашивали по одному об их вере. «Китайские лидеры всегда считали веру угрозой своему режиму, — говорит Си Лянь, студент университета Дьюка, изучающий китайское христианство. — С приходом Си Цзиньпина у власти усилился страх перед западным влиянием».

В ноябре прошедшего года от членов христианской общины в юго-восточной провинции Цзянси власти потребовали, чтобы те заменили плакаты с изображениями креста и Иисуса Христа в своих домах портретами Си Цзиньпина. По словам местных чиновников, их цель — «изменить их образ мысли, чтобы они делали это добровольно, заменить их предрассудки здоровой верой в партию».

«Религиозная деятельность не должна влиять на общественный порядок и жизненный уклад», — написано на плакате в городе Пиндиншан.

Си Цзинпин неоднократно заявлял о необходимости бороться «с западным влиянием, осуществляемым через христианство». Сегодня эта полтика решительно проводится в жизнь. Тем, кто сопротивляется, придется заплатить за это. Так, пастор Цзин Мингри (на фото), руководитель Церкви Сиона в Пекине, рассказал, что после того, как он отказался установить в здании церкви камеры видеонаблюдения, полиция вызвала и индивидуально допросила чуть ли не половину из его паствы в 1500 человек. От большинства требовали, чтобы они подписали согласие на выход из христианской церкви. Некоторых впоследствии выгнали с работы и со съемного жилья, поскольку полиция запугивала их квартирных хозяев и руководство.

Плакат в Пиндиншане, городе с крупной христианской общиной, призывает людей «активнее вливаться в дело партийного строительства».

На христианскую церковь в Чженчжоу, провинция Хэнань, полиция совершила настоящий налет, разбив стекла, оборвав провода, конфисковав Библии и компьютеры.

63-летняя Су Сичжуан — последовательница церкви адвентистов седьмого дня. Она была свидетельницей погрома церкви в Чженчжоу.

Даже церкви, прошедшие обновленную строгую процедуру регистрации, подвергнуты строгим ограничениям. Как сообщают западные журналисты, на всех подобных церквах висят плакаты с надписью: «Несовершеннолетним и членам партии вход воспрещен!» и призывы к членам общины «реализовывать базовые принципы партийной религиозной работы».

Читать еще:  Как журналисты Льва Толстого от школы отлучили

Все чаще рядом с христианскими надписями и плакатами на церковных воротах появляются государственные флаги и портреты Си Цзиньпина.

Другие религиозные конфессии также подвергаются массовым гонениям. В провинции Синьцзян с преимущественно мусульманским уйгурским населением миллионы этнических уйгуров сталкиваются с репрессиями по обвинениям в сепаратизме. Многих отправляют в так называемые «политические учебные лагеря», где их подвергают физическим и моральным пыткам, в качестве наказания заставляя есть свинину и пить алкоголь.

Даже на зданиях церквей, прошедших строгую обновленную процедуру регистрации, религиозные лозунги все чаще заменяются партийными.

Еще одна закрытая церковь в провинции Хэнань.

В июле этого года детей в традиционно буддистском Тибете заставляли подписывать обязательство «не принимать участие ни в каких формах религиозной деятельности в течение лета». Буддистский Тибет подвергается не менее жестким репрессиям, чем традиционно христианские и мусульманские регионы страны. С недавних пор правительство требует, чтобы над всеми религиозными зданиями непременно был вывешен государственный флаг. Представители всех конфессий в страхе ждут, какие еще шаги предпримет китайская власть «для ассимиляции религии в социалистическое общество».

Христианство в Китае сегодня: есть ли гонения на христиан и церковь?

Как сегодня развивается христианство в Китае? Что вы знаете о текущем положении дел христиан в Китае — подвергается ли церковь и отдельные люди гонениям и преследованиям? Китай известен большинству людей. Кунг-фу, китайские иероглифы и каллиграфия, китайская еда — всё это составляющие культуры, известной по всему миру.

Однако далеко не у всех есть правильное представление о жизни христиан в Китае. СМИ отражают вопрос преследования христиан довольно однобоко: храбрые верующие борются с враждебным правительством. Эти истории могут быть захватывающими и вдохновляющими, особенно если заканчиваются примерами героической верности Богу. Но такие истории не отражают, что по-настоящему значит быть христианином в Китае.

Христианство в Китае в 21 веке

Китай, официально и неофициально, предоставляет большую религиозную свободу, чем многие страны мира. По всей стране в католических соборах и протестантских церквях, санкционированных государством, открыто проводятся церковные службы. Самое большое издательство Библии находится именно в Китае! Издательство Amity Press в Нанкине выпустило более 100 миллионов Библий. Китайские христиане часто носят крестики, открыто носят Библии и делятся верой в Иисуса Христа со своими друзьями и коллегами.

Конечно встречаются и случаи гонений. Среди нас самое жестокое гонение было не со стороны правительства, а со стороны парня, который в гневе убил свою бывшую девушку за то, что она начала новую, чистую жизнь христианки. За последние 20 лет наша церковь в Китае не встречала какой-то сильной оппозиции со стороны властей, поскольку мы не активны политически и не выступаем с антиправительственными заявлениями. Мы молимся за мир в Китае и стремимся к исполнению повеления Бога подчиняться властям, Им утверждённым, а не протестовать против них.

В то же время, в Китае есть и свои ограничения христианства. Например, запрещается открыто делиться Благой Вестью. Только две церкви в Китае (протестантская и католическая) имеют законный статус. Христианские организации, которые к ним не относятся, считаются в китайском обществе «подпольными» церквями. Но в большинстве случаев местные власти не вмешиваются в их деятельность, если только они не приносят неприятности или не собираются большими группами.

Когда мне задают вопрос: «Трудно ли быть христианином в Китае?» — я говорю о следующих испытаниях:

Стремительное развитие экономики в Китае имеет большой недостаток — культуру потребительства. Многих молодых людей Китая захватило идолопоклонство «хочу новую машину, новый дом, новый гаджет», и у христиан есть постоянная борьба, как не присоединиться к этому общему поклонению вещам.

Из-за политики «одного ребёнка» (которую сейчас значительно ослабили) многие христиане в Китае — единственные дети в семье. Их семьи ожидают финансовой поддержки и зачастую в ней сильно нуждаются. Стоимость проживания в больших городах зашкаливает, и многие христиане в Китае хотят обязательно приобрести жильё, прежде чем жениться. Некоторые переживают, что никогда не смогут позволить себе собственное жильё или не женятся/не выйдут замуж до 40 лет! Родители давят на христиан, чтобы те женились до 30 лет, но не многие действительно отвечают существующим общественным требованиям в плане финансов. При этом христианин в Китае не будет уделять карьере слишком много времени.

Порнография распространена очень широко. В больших городах случайные связи — нормальное явление. Число разводов растёт, а традиционные моральные устои замещаются современным принятием сексуальных отношений до брака. Если добавить к этому давление в финансовом плане, браки в молодом возрасте становятся чем-то очень редким. Такая ситуация несёт в себе искушения и много опасностей.

Есть ли плюсы христианства в Китае?

Большинство христиан в Китае — первое поколение верующих в своих семьях. Для многих жителей Китая христианство по-прежнему остаётся чем-то неизвестным, они относятся к нему хоть и не всегда серьёзно, но положительно. У китайских христиан очень большой потенциал численного роста. В стране сотни крупных городов, нуждающихся в церквях, а это — большой фронт для обращения людей.

Китайцы известны тем, какой упор они делают на отношения. Их репутация в этом вопросе настолько сильная, что на Западе даже используется слово guanxi («гуаньси» — китайский термин, в русском языке толкуемый как «связи», «кумовство», «круговая порука», «блат»; в оригинале не несёт в себе отрицательной окраски и обозначает помощь, поддержку, услугу), когда речь идёт о взаимоотношениях китайцев. Здесь Церковь предоставляет естественные условия для укрепления взаимоотношений. Малые группы, которыми встречаются христиане в Китае, способствуют строительству этой близости. Существует стереотип, что китайские христиане никогда не ездят поодиночке, и хоть это и стереотип, но доля правды в нём всё-таки есть! У христиан в Китае есть надёжный опыт строительства настоящей церковной семьи.

В китайском языке есть идиома, описывающая большое скопление людей — «ren shan ren hai». Если переводить её дословно, то получится: «люди горы люди море». Естественно, очень легко затеряться в толпе, когда ты живёшь в самом густонаселённом государстве на планете. Христиан отличает основание — спасение во Христе — с Ним можно не бояться утонуть в «море людей».

Христианство в Китае отличается от христианства в других местах планеты, но при этом оно точно такое же. Иисус сделал всех нас членами одной семьи. Уделите минутку молитве за наших братьев и сестёр в Китае.

Источник: www.disciplestoday.org
Перевод Дарья Вандакурова

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

The New York Times (США): Китай намерен взять христианство под контроль — с помощью переговоров и бульдозеров

Пекин — За последние два года примерно 60 миллионов китайцев на себе почувствовали силу новой и весьма агрессивной власти, стремящейся подчинить их веру государству.

Примерно 50 миллионов протестантов в Китае избежали государственного вмешательства, но власти сносят сотни церквей по всей стране, сбрасывают кресты со шпилей и выгоняют паству на улицу. Все это — часть масштабной кампании с целью ужесточения контроля над религией.

Приблизительно 10 миллионов католиков в Китае сталкиваются с аналогичными ограничениями. Но в прошедшие выходные китайские власти начали действовать иначе, заключив дипломатическую сделку с Ватиканом. По условиям этой договоренности, папа римский Франциск признает законность семерых назначенных Пекином епископов, а взамен получает право голоса при назначении будущих китайских епископов.

Руководство Ватикана назвало это соглашение историческим прорывом и первым официальным признанием коммунистическим государством власти папы в римских католических церквях Китая. Но цель Пекина не претерпела особых изменений, оставшись такой же, как и при уничтожении храмов. Он хочет взять под свой контроль стремительное распространение христианства — первой иностранной веры, завоевавшей плацдарм в Китае после появления там две тысячи лет тому назад буддизма.

Читать еще:  Помог вскопать грядку соседу. Надо ли платить налог?

«Мы оказались на переломном этапе, — заявил директор богословского факультета Китайского университета в Гонконге Ин Фук Цан (Ying Fuk-tsang). — У администрации складывается такое ощущение, что государство в прошлом вело себя слишком либерально, а теперь решило усилить давление».

Правящая коммунистическая партия видит в компромиссе с Ватиканом важный шаг вперед в деле ликвидации подпольных церквей, где целыми поколениями молились китайские католики, не желавшие признавать партийную власть. Теперь, когда папа признал всех утверждаемых и контролируемых партией епископов и все духовенство римских католических церквей, у подпольной церкви не осталось причин для существования.

Такие меры проводятся в рамках обширной кампании властей по ужесточению контроля над всеми сферами жизни общества. Их стали осуществлять после того, как лидером партии и руководителем страны в 2012 году стал Си Цзиньпин. При нем началась далеко идущая кампания борьбы с коррупцией, гражданскими организациями и независимой журналистикой. Но его отношение к религии оказалось более избирательным.

Сегодня, когда многие китайцы в условиях путаных и порой хаотичных экономических перемен занялись поисками ценностей и традиций, Си содействует укреплению некоторых религий, таких как буддизм и даосизм, правда, одновременно следя за тем, чтобы они следовали партийной линии. В прошлом месяце знаменитый Шаолиньский монастырь впервые за 1 500 лет своего существования поднял китайский национальный флаг.

Си ведет себя намного суровее по отношению к исламу. Власти считают, что эта религия стремится управлять этническими меньшинствами и плодит сепаратистские и террористические группировки на крайнем западе Китая. Возникла угроза сноса мечетей, нападкам подвергаются мусульманские обычаи и традиционная одежда. Мужчин с чрезмерно длинными, как считают власти, бородами и женщин с закрытыми лицами задерживают и в больших количествах отправляют на перевоспитание.

Христианство создает иные вызовы. Самыми быстрыми темпами оно распространяется среди специалистов и работников умственного труда в крупнейших городах страны и в наиболее благополучных регионах. Многие христиане там посещают неподконтрольные властям подпольные храмы, и тактика действий государства отражает разные судьбы двух христианских конфессий.

Католицизм впервые появился в Китае на постоянной основе 400 лет назад. Он существенно выиграл от того, что западные армии потребовали от Китая пустить в страну миссионеров. Мировая церковь начала вкладывать деньги и посылать в Китай свои таланты, открывая на его территории храмы, школы и больницы.

Контекст

Кто мы такие, чтобы судить геев?

Норвежская церковь теряет христиан

Должны ли христиане быть коммунистами

Как меняется христианство при папе Франциске?

Христианство — больше не норма?

С того времени католицизм в Китае находится в застое. Количество католиков в целом соответствует росту населения. В 1949 году оно составляло три миллиона человек, а сегодня выросло до 10 миллионов. Это самая малочисленная из всех официально разрешенных в Китае церквей.

Миллионы верующих католиков упорно сопротивляются контролю со стороны государства. В некоторых районах Китая население целых округов ходит в подпольные церкви, а подконтрольные государству храмы стоят пустые, и верующие попросту игнорируют их настоятелей.

Но все может измениться после примирения Ватикана и Пекина.

Часть подпольных епископов в Китае, в том числе, два популярных епископа в стойких католических районах страны, могут уйти, уступив место тем людям, которые за последние 10 лет были назначены Пекином, и которых согласился признать папа. В ответ папа получит некие полномочия при назначении новых епископов. В Китае всего около 100 епископов и прелатов, включая подпольных и утвержденных государством. А 12 мест вакантно.

Непонятно, как именно будет работать такая система. Обе стороны говорят, что подписанное в субботу соглашение является предварительным, и не разглашают его детали. Но вполне вероятно, что будет введена некая неформальная система вето. Ватикан сможет отвергать кандидатуры, предлагаемые китайскими властями, но в основном посредством спокойных консультаций, а не официального голосования.

В перспективе могут быть восстановлены и дипломатические связи между Пекином и Ватиканом.

Некоторые китайские католики полагают, что это поможет церкви, которая не в состоянии соответствовать переменам. Например, в Китае происходит бурный рост городов, но многие сельские католики после переезда в город в поисках работы не могут посещать службы. Объединенная церковь сможет решить эту проблему.

«Я думаю, если это поможет объединить церковь, то это хорошо, — сказал католический писатель Ю Юнсинь (You Yongxin) из восточного китайского города Фучжоу. — Если папа убедится, что благодаря этой сделке можно добиться назначения хороших епископов, то можно надеяться, что он так и сделает».

Если все пойдет так, как обещают власти, данное соглашение даст церкви официальное право участвовать в назначении священников в контролируемые партией церкви Китая. Это произойдет впервые почти за 70 лет. И это будет важная уступка со стороны государства. Следует сказать, что Пекин не дает духовному лидеру тибетских буддистов далай-ламе никаких полномочий при назначении монахов и настоятелей монастырей.

Тем не менее, эта сделка потрясла многих китайских католиков.

Священник Пол Дон Гуаньхуа (Paul Dong Guanhua), сам себя посвятивший в духовный сан и ставший епископом в подпольной церкви города Чжэндин на севере Китая, заявил, что Пекину нет никакого смысла соглашаться на сделку, которая может усилить церковь.

«Что ж, если есть соглашение, то так тому и быть, — сказал он во время телефонного интервью. — Но мне оно кажется абсурдным, и я не знаю, сколько католиков согласятся с таким решением».

Другие видные представители подпольного духовенства, скажем, епископ Гуо Сицзинь (Guo Xijin), которому придется оставить свою должность по условиям соглашения, от комментариев отказались. Давая интервью несколько месяцев назад, епископ Гуо сказал, что он уйдет, если его попросит об этом папа.

Риму также придется завоевать сердца сомневающихся католиков Тайваня и Гонконга, сказал профессор политологии Лоуренс Риардон (Lawrence C. Reardon), работающий в Нью-Гемпширском университете и занимающийся исследованиями отношений между Китаем и Ватиканом.

Многие люди, такие как вышедший в отставку кардинал Тайваня Джозеф Цзэнь (Joseph Zen), выступают резко против договоренности с Пекином, утверждая, что коммунистической партии нельзя доверять.

Мультимедиа

Папа римский на ветру

Ситуация с протестантами в Китае совсем другая. Если в 1949 году их количество составляло один миллион верующих, то сейчас их более 50 миллионов. Отчасти это объясняется тем, что из-за отсутствия церковной иерархии даже во времена гонений число верующих быстро увеличивалось.

Не имея дипломатического партнера, с которым можно было бы вести переговоры, китайские власти прибегают к иной тактике: они уничтожают отдельные церкви, подавая сигнал остальным.

Эта кампания началась в 2014 году, когда в провинции Чжэцзян снесли большой протестантский храм и начали убирать шпили со многих других церквей. К 2016 году в провинции лишились своих шпилей и крестов более 1 200 храмов, в основном протестантских. Похоже, что эти действия осуществлялись с целью уменьшить заметность религии.

В этом году темпы сноса храмов увеличили, и несколько церквей в других частях страны закрыли либо снесли, в том числе, церковь Золотой лампы в провинции Шаньси и крупный незарегистрированный храм Сиона в Пекине, известный тем, что служба там велась на корейском и английском языках.

Государство также запретило продажу Библии в интернете и призвало развивать христианское богословие в китайском стиле.

По всей видимости, цель заключается в том, чтобы добиться от протестантских храмов согласия на государственную регистрацию. «Поданный сигнал состоит в том, что они не могут быть независимыми, — сказал профессор Ин Фук Цан. — Вопрос в контроле».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector