0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Богородице-Рождественский мужской монастырь — монастырь Владимиро-Суздальской епархии, до основания Троице-Сергиевой обители являлся главным центром монашеской жизни в Северо-Восточной Руси.

Город Владимир считается одним из старейших городов не только современной России, но и территорий, которые ранее являлись единое древнерусское государство. Много событий связаны с этим городом, но с тех пор прошло много времени, и сегодня город уже не имеет того политического значения, как раньше. Но до сих пор сохраняет дух древности и истории благодаря архитектурным сооружениям. Каким и является мужской Богородице-Рождественский монастырь.

Панорама Богородице-Рождественского мужского монастыря во Владимире на Яндекс. Картах:

Богородице-Рождественский монастырь — одна из древнейших обителей Русской земли, которая в свое время стала свидетелем многих событий: периоды расцвета, нашествие татаро-монгол, жестокие междоусобные войны, кончина великого князя Александра Невского. В стенах монастыря творилась и хранилась Лаврентьевская летопись. Долгое время этот монастырь являлся важным духовным центром Северо-Востока.

В монастыре пекут бездрожжевой хлеб по уникальному рецепту, а также делают различную постную выпечку.

Храмы и часовни монастыря:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Колокольня с церковью св. кн. Александра Невского;
  • Надвратная церковь св. кн. Александра Невского и Часовня свт. Николая Чудотворца;
  • Пристенный храм Рождества Христова;
  • Надвратная церковь св. Иоанна Предтечи.

Другие постройки монастыря:

  • Казённые кельи (XVII в.);
  • Проездные ворота;
  • Архиерейский корпус (XVIII в.) с церковью свт. Феофана Затворника при архиерейском кабинете;
  • Монастырская постройка;
  • Больничный корпус (XVII—XIX вв.);
  • Келейный корпус (XVII—XIX вв.);
  • Мемориальный крест;
  • Контрфорсы (XIX в.);
  • Стены и башни ограды (XVIII в.).

Подворья:

  • Покровское подворье;
  • Свято-Троицкое Подворье с. Заястребье;
  • Богородице-Рождественское подворье с. Мёдуши.

На базе монастыря рабоатет церковно-исторический музей, созданный в 2021 году. Музей посвящен истории одного из древнейших монастырей России, жизни и деятельности святого благоверного великого владимирского князя Александра Невского. Экспозиция музея располагает книгами и вещами, информационными стендами, которые повествуют об основных этапах жизни князя Александра Невского, связанные с историей Владимирского края и Богородице-Рождественского монастыря.

В монастыре нужно придерживаться строгих правил — на службе царит особая атмосфера, здесь женщины должны стоять слева, мужчины — справа. На входе стоит охрана, там же висит свод правил, которые должны придерживаться приезжающие туристы. Фото и видео можно делать только с благословения настоятеля монастыря. На территории очень красиво, тихо и спокойно. Каждые полчаса звонят колокола.

Аудиоэкскурсии

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира Епархиальные монастыри РПЦ

История

Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице — Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

Первое время Богородице — Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице — Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице — Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.

В 1263 г. в соборе Богородице — Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро — Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Многие настоятели Богородице — Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице — Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице — Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона — в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице — Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) — являлись членами Святейшего Синода.

Богородице — Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.

В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице — Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Читать еще:  Что для вас вечное и преходящее. Г.Флоровский

Библиотека Богородице — Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице — Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице — Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество — Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.

В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже — спортивный зал.

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице — Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),

30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице — Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене — мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице — Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,

С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

С 25 июля 2014 г. — постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

Настоятели и наместники

  • Свт. Симон (1206 — 1214)
  • Сщмч. Митрофан (1219 — 1227)
  • Свт. Кирилл (? — 1231)
  • Сщмч. Пахомий (? — 1238)
  • Геннадий (Богоявленский) (? — 1517)
  • Евфимий (? — 1572/73)
  • Захария (после 1572/73 — 1578)
  • Иоаким (1578/79 — ?)
  • Варлаам (Рогов) (1583 — 1584)
  • Иона (Думин) (1585 — 1588)
  • Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 — 1637)
  • Иоасаф (1654 — 25 апреля 1656)
  • Филарет (ноябрь 1659 — 1672)
  • Гавриил (Русской) (ок. 1730 — 1731)
  • Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 — 1748)
  • Владимирские владыки (с 1748)

Наместники

    Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)

Богородице-Рождественский монастырь («Владимирский кремль»)

Богородице-Рождественский мужской монастырь, расположенный на высоком холме над Клязьмой, следуя его изгибам, как бы завершает ансамбль древних белокаменных храмов Владимира. Основатели монастыря – великий владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо и епископ Иоанн.

Здесь до середины XIX века стоял очень искаженный переделками белокаменный Рождественский собор, построенный в 1192-1195 гг., почти одновременно с княжеским Дмитриевским собором. Он и внешне напоминал последний, уступая ему, однако, в обилии резного убранства. Вместо аркатурного-колончатого пояса его стены обегал геометрически простой поясок из зубчатых треугольников-городков. Резьба использовалась лишь для оформления порталов и капителей.

Несмотря на то, что Рождественский собор не дошел до наших дней, его реконструкция показывает наличие двух расходящихся линий во владимирском белокаменном зодчестве XII в. Одна – церковно-монастырская — представлена Успенским собором и упомянутым собором Рождественского монастыря. Для нее характерна строгость архитектурных форм, отрицание разнообразия скульптурного убранства как греховного напоминания о резных языческих идолах. Другая линия – княжеская – представлена Дмитриевским собором с его пышным резным убором. В ней проявились светские художественные взгляды феодальной знати, склонность к праздничности и смелому полету фантазии.

До начала XIV в. храм считался кафедральным собором русских митрополитов. В 1263 г. под сводами Рождественского собора был погребен выдающийся государственный деятель и полководец, герой Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) князь Александр Ярославич Невский, внук Всеволода Большое Гнездо. Его мощи более четырех с половиной веков покоились в монастырском соборе, привлекая знатных и богатых покровителей и жертвователей. В монастыре создавалось и рукописное «Житие Александра Невского» и хранилось много других рукописей. В частности, практически до начала XVIII в. здесь хранилась одна из древнейших русских летописей – Лаврентьевская.

Рождественский монастырь долгое время считался старшей обителью на Руси. Лишь в 1561 г. он уступил свое первенство Троице-Сергиевой лавре, а в дальнейшем – Александро-Невской Лавре, куда в 1723 г., по решению Петра I, были перенесены мощи Александра Невского. С этого времени Рождественский монастырь во Владимире стал считаться третьим по значимости в России. После переноса мощей место их пребывания в Рождественском соборе продолжало почитаться. Оно было выделено железной решеткой с холстом, на котором лежал писаный по зеленому атласу образ святого князя. Кроме того, в монастыре осталась реликвия – памятная гробница-рака в виде простого деревянного ящика, в крышку которого была встроена частица его мощей. С 1923 г. она бережно хранится в Успенском соборе.

Рождественский собор вплоть до конца XVI в. оставался единственным каменным зданием в монастыре, пока не была построена надвратная церковь во имя Александра Невского. Постепенно монастырский комплекс прирастал новыми зданиями. В начале XVII в. в одну линию со Святыми вратами строится трапезная шатровая церковь (Троицкая, переименованная затем в Христорождественскую, которая ныне выходит на Большую Московскую улицу). В середине XVII в. сооружается шатровая колокольня с «боевыми» часами, а также каменные жилые келейные здания. К концу века появляются северный, служительский, и южный корпус братских и больничных келий, а затем – восточный архимандритский корпус.

В 1744 г. указом Елизаветы Петровны была учреждена Владимирская епархия. Рождественский монастырь был упразднен, став резиденцией архиерея. Именно тогда строится Архиерейский дом – нарядный, в стиле барокко, с тремя высокими кровлями-«колпаками», с двумя парадными лестницами у входов.

А что же стало с древним Рождественским собором? Он дожил до середины XIX в. очень обветшалым, что увидел Александр II, будучи проездом во Владимире. Государь повелел восстановить храм в первозданном виде и пожертвовал 40 тыс. рублей. В результате появилось новое здание (реконструкция), воспроизводящее облик древнего собора. Но его век был недолог.

Читать еще:  Митрополит Иларион: Бутово — это Русская Голгофа

В 1918 г. монастырская жизнь прекратилась – более чем на 70 лет. Весь монастырский комплекс поступил в распоряжение губЧК: на дверях храмов повесили замки, кресты были заменены на красные флаги, в бывшей трапезной церкви разместился танцевальный зал. В июле 1930 г. Рождественский собор, который «заслонял свет и солнце в квартиры сотрудников» ОГПУ и мешал учебным стрельбам, был разобран вместе с фундаментом. Та же участь постигла и колокольню XVII в. В 1930-х-1070-х годах территория и все здания бывшего монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ.

В 1992 г. на старом месте был восстановлен мужской монастырь и резиденция архиерея. 30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Свято-Рождественского монастыря открыт поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в.

Восстановлению Рождественского собора предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1997-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 2004 г. было завершено строительство нового красивого и необычного храма, который воспроизводит некоторые детали первоначального собора (резной портал с орнаментом, городчатый пояс). В 2006 г. около храма появилась колокольня со звонницей и престолом Александра Невского. Эти новые здания, не повторяя прежние, возвращают ансамблю Рождественского монастыря его выдающуюся роль в городской панораме. Не случайно, многие владимирцы привыкли называть это величественное сооружение на высоком берегу Клязьмы «владимирским кремлем».

Святыни монастыря:

  • мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова);
  • частица Пояса Пресвятой Богородицы;
  • частицы мощей Киево-Печерских святых и новомучеников Владимирских.

ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Владимирской и Суздальской епархии), основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире кн. Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Юж. и вост. границей В. Р. м. служил вал т. н. Печернего города, на западе к мон-рю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресв. Богородицы. В наиболее раннем описании Владимира — писцовой книге И. А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг.- эта местность названа «кремлем» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 1 об.).

В. Р. м. в кон. XII-XVIII в.

Мн. исследователи считают временем основания В. Р. м. год закладки каменной ц. в честь Рождества Богородицы — 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке зап. стены храма (до его разрушения в 1930) находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем мон-ря (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 409, 413). Впервые игумен В. Р. м. упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г., в некрологе вел. кн. Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424, 437). (При описании погребения в 1175 св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, к-рый привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 370; М., 1998. Т. 2. Стб. 593). Нек-рые историки, ошибочно считая Феодула игуменом В. Р. м. (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем мон-ря кн. Андрея Боголюбского.)

Первое время В. Р. м. управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, мон-рь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Пахомий убит, вероятно, погибли и др. иноки ( Приселков М . Д . Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 316). В. Р. м. считался старшей рус. обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву мон-рю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. В. Р. м. стоит на 2-м месте среди рус. обителей. В 1667 г. настоятелю мон-ря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К В. Р. м. были приписаны в 1682 г. Феодоровский мон-рь в вост. предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь.

В 1263 г. в соборе В. Р. м., в юго-зап. углу под хорами, был погребен св. кн. Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, к-рую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в наст. время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у юж. двери собора, к-рая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В февр. 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге.

В. Р. м. пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в мон-ре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми» (ПСРЛ. Т. 4. С. 530; Т. 6. С. 38; Т. 8. С. 221). В 1536 г. сгорела «половина монастыря».

Мн. настоятели В. Р. м. занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) — до своего поставления на кафедру управляли В. Р. м. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. В. Р. м. Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели мон-ря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архим. Исаия первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архим. Исаия участвовал в поставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сент. 1645 г. архим. Иона — в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского мон-ря в Москву, в дек. 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты В. Р. м.- Павел и Платон (Петрункевич) — являлись членами Святейшего Синода.

В. Р. м. посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. № 3. Л. 328 об.). Патриарх Иосиф 30 янв. 1643 г. в мон-ре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег (Там же. № 15. Л. 515 об.). 23 янв. 1653 г. Патриарх Никон служил в мон-ре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней (Там же. № 34. Л. 112 об.).

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во В. Р. м. жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном мон-ре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. № 68. Л. 12-13 об.). В 1741 г. в В. Р. м. значились 35 насельников, при мон-ре служили 65 чел. В обители также жили 8 отставных военных (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 11 об.- 12).

Читать еще:  «Следующий!» – как избавиться от грехов по очереди

В 1722 г. на территории мон-ря было открыто 1-е в городе учебное заведение — цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом имп. Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. В. Р. м. в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апр. 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, мон-рь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом имп. Павла I от 14 апр. 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Материальное обеспечение

Никоновская летопись в статье, сообщающей о смерти кн. Всеволода Большое Гнездо, пишет, что князь, создав В. Р. м. во Владимире, наделил его «селы, и бортми, и озеры, и реками и многим имением удоволи» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 10. С. 65). Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты вел. кн. Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также села Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 392 об., 397; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 86). В кон. XIV — нач. XV в. св. кнг. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала В. Р. м. села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 390, 396; ГВСМЗ ОР. Вкладная книга В. Р. м. № В-5636/511. Л. 10 об.). В 1-й пол. XV в. вел. князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали В. Р. м. мельницу на р. Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 375 об., 393, 393 об.; Вкладная книга. Л. 9 об.). В XVI в. были пожалованы вел. кн. Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по р. Рпень у Владимира и с. Шахово Московского у. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском у. и благовестный колокол (Вкладная книга. Л. 11-13). Согласно переписным книгам 1678 г., за В. Р. м. числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, мон-рю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 488. Ч. 1).

Начиная с XVI в. В. Р. м. получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казненным и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 р. и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 р. В 1605 г. царь Борис Годунов пожертвовал 150 р. Колокол весом 300 пудов пожаловал в мон-рь в 1636 г. царь Алексей Михайлович. В 1678 г. царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками были Ростовский митр. Иона, передавший в 1606/7 г. в мон-рь вещей и денег на сумму 1750 р., Рязанский и Муромский архиеп. Варлаам, пожертвовавший обители в 1616/17 г. 500 р., Н. Пушкин (в иночестве Нифонт), вклад к-рого составил 600 р., архим. Троице-Сергиева мон-ря Викентий, Патриарший ризничий иеродиак. Боголеп, окольничий Н. И. Акинфов (Там же. Л. 11 об., 12 об., 14, 21 об.- 23 об., 25, 30-33 об., 66 об.- 69 об., 70 об.- 73 об., 74 об.- 81 об.).

В описи монастырского архива имеется упоминание о несохранившейся жалованной ружной грамоте обители царя Иоанна IV 1576/77 г., предписывавшей «давать на чюдотворцев канун меду на год по пяти пуд» (Там же. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 375 об.). В XVII в. архимандрит с братией получали «панихидные» 35 р. 7 алтын 3 деньги, на освященный мед за 5 пудов — 2 р. 20 алтын.

В 1741 г. денежные доходы мон-ря составляли 703 р. 90,5 к., хлебные доходы — 611 четв. Из этих денег 35 монахам и жившему в обители белому духовенству выдавалось 175 р. и 175 четв. хлеба, 65 служителям-бельцам- 98 р. 56 к. и 455 четв. и 6 четвериков хлеба, находившимся в мон-ре на пропитании 8 военным — 103 р. 97,5 к., 38 четв. 2 четверика хлеба. В доход Коллегии экономии мон-рь собирал 830 р. 20 к. и 515 четв. ржи, овса, пшеницы, ячменя, гороха и гречи (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 10 об.- 12).

Библиотека В. Р. м.

Согласно описи степенных мон-рей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга мон-ря, написанная мон. Симеоном Златописцем в 1684/85 г., при архим. Иосифе (ГВСМЗ ОР. № 511).

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской б-ки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из В. Р. м., имеются и в др. рукописных собраниях России. В Лаврентьевской летописи, к-рую большинство ученых считают копией Владимирского летописного свода 1305 г., на 1-м листе имеется запись XVI — нач. XVII в.: «Книга Рожесвенского монастыря Володимерьскаго» (РНБ. F. IV. 2), по мнению А. Н. Насонова, именно во В. Р. м. мон. Лаврентий составлял свою летопись, здесь же была написана Троицкая летопись. В кон. XVI в. настоятель В. Р. м. архим. Иона (Думин) вложил в обитель крупное собрание рукописных книг, в т. ч. список Воскресенской летописи (ГИМ. Син. № 144) и список «Книги степенной царского родословия» (РГАДА. Ф. 381. № 346). На одном из списков Владимирского летописца имеется запись о принадлежности его В. Р. м. (ГИМ. Син. № 793), список Царской Софийской I летописи принадлежал в XVIII в. приказным стряпчим мон-ря (ГИМ. Увар. № 248). В описи книг степенных мон-рей указано, что в обители помимо Степенной книги имелось 5 «летописцов», «гранограф», «книга царственная» и «книга греческая царственная».

В. Р. м. связан с историей рус. агиографии. До 1214/15 г. игуменом мон-ря был свт. Симон, один из авторов Киево-Печерского Патерика. Вероятно, во В. Р. м. в 80-х гг. XIII в. была создана первоначальная редакция «Повести о житии Александра Ярославича Невского». К соборному прославлению блгв. князя в 1547 г. по благословению Московского митр. св. Макария инок В. Р. м. Михаил создал службу святому и «Слово похвальное благоверному великому князю Александру». Пространную редакцию жития и службы св. князю написал архим. Иона (Думин), он же составил собрание сочинений прп. Максима Грека. В XVII в. архим. Викентий переделал редакцию Жития архим. Ионы. Мон. Михаил помимо службы св. Александру Невскому написал службу св. Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским.

Опись архива В. Р. м. XVIII в. фиксирует ок. 170 актов XIV — нач. XVII в. Значительная часть документации В. Р. м. утрачена. К 2004 г. сохранилось ок. 60 подлинных и копийных текстов, бо́льшая часть вотчинных документов XVII-XVIII вв. хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, нек-рые источники XVI-XVIII вв. в составе фондов др. архивов Москвы и С.-Петербурга.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector