0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Содержание

Как Владимирская икона спасала Русь от смертельной опасности

Эта рубрика выходит по средам в еженедельном выпуске газеты «толстушка». И на радио «Комсомольская правда» 95.3 FM по средам в 15:00.

Аудио: Православный календарь на радио «Комсомольская правда» 95.3 FM

Кстати, в последнем выпуске мы обсудили темы:

— В Челябинске желающих закапывают в землю за 3 тыс. руб

— Можно ли носить крестик в кармане

— Почему не стоит делать тату

29 мая, среда

Аудио: Православный календарь на радио «Комсомольская правда» 95.3 FM

Разрешается рыба

Блаженная отроковица Муза

Эта девочка жила в V веке. О ней мы узнаем из рассказов святого Григория Двоеслова. Он в свою очередь узнал о Музе от ее родного брата. Однажды во сне к этой девочке пришла Пресвятая Богородица, окруженная девочками, и спросила ее:

— Хочешь следовать за Мною и жить вместе с этими отроковицами?

— Хочу, — ответила Муза.

— Тогда не делай ничего плохого, избегай смеха и игр. В тридцатый день приду за тобою и ты будешь с нами.

С этого времени Муза стала серьезной и долго сосредоточенно молилась. Родителей были удивлены таким поведением дочери, и тогда она рассказала им о своем видении. На 25-й день девочка заболела, а в 30-й снова увидела Божию Матерь. И со словами: «Иду, Госпожа моя!» — отроковица преставилась к Богу.

30 мая, четверг

Поста нет

Преподобная Евфросиния Московская (Евдокия)

Дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича. В 1367 году в 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича ( Донского ). Их союз был для Руси залогом мира между враждовавшми Москвой и Суздалем . Большое влияние на жизнь семьи оказал Преподобный Сергий Радонежский . Княгиня основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, построила множество храмов. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на Русь, она повелела принести в Москву Владимирскую икону Божией Матери . Русь была спасена.

После гибели мужа Евдокия тайно под дорогими одеждами носила тяжелые ржавые вериги. Воспитала пятерых сыновей. Когда старший заступил на княжение, отправилась в монастырь. Шла пешком из царских палат. Ее узнавали и к ней подходили и прикасались нищие. По преданию в тот день, прикоснувшись к ней, исцелились тридцать человек.

31 мая, пятница

Разрешается рыба

В этот день в храмах читается отрывок из Евангелия от Иоана (гл. 10)

Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо.

Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Толкование Феофана Затворника:

Господь — пастырь: Его овцы идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники — это овцы больные, но все же плетущиеся вместе со стадом. А веру потерявшие — это те, которые совсем отстали и брошены на съедение зверям. Они голоса Его не слушают; и Он не знает их, потому что они не дают знать о себе (не молятся Ему. — Прим ред.). И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

1 июня, суббота

Поста нет

Преподобный Корнилий Комельский

Жил в XVI веке. Принадлежал к знатному боярскому роду. В 20 лет ушел в монастырь, но вскоре оттуда удалился в лес, стал жить один. Его находили монахи, странники и простые люди: шли к нему за советом и благословением. Чтобы избежать славы людской, он менял место уединения. И все же ему пришлось основать монастырь в 50 км от Вологды для истинно верующих, следовавших за ним.

Корнилий отличался щедростью к бедным. Во время голода на монастырском дворе им был устроен приют для сирот. Дожил до 82 лет. Многие ученики Преподобного Корнилия также прославились святостью жизни.

2 июня, воскресенье

Поста нет

В этот день в храмах читается отрывок из Евангелия от Луки, гл. 6:

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Толкование Григория Нисского:

Признак блаженства — непрестанная радость, происходящая от добродетели. А противоположно блаженству состояние бедственное. А кто обнищавший духом? Тот, кто предпочел телесному изобилию душевное богатство. Тот, кто земное богатство отряс с себя, как некую тяжесть, чтобы, став воздухоносным, взойти вместе с Богом.

3 июня, понедельник

Поста нет

Владимирская икона Божией Матери

Празднество иконы установлено в память о спасении Москвы в 1521 году от нашествия хана Махмет-Гирея. Татарские полчища на своем пути уничтожали города и села, истребляя их жителей. Навстречу им вышел Великий князь Василий. А митрополит Варлаам вместе с москвичами усердно молился о победе.

Благочестивая слепая монахиня рассказала ему свое видение: из Спасских ворот выходили московские святые, унося Владимирскую икону в наказание за грехи ее жителей. Их встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, умоляя не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После икону внесли обратно.

Известно, что татарскому хану в лагере было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. В страхе он приказал войску отступать.

4 июня, вторник

Поста нет

Праведный Иаков Боровичский

В 1540 году к селу Боровичи в Новгородской области по реке против течения приплыла льдина, на которой стоял гроб без крышки, а в нем лежало тело юноши. В страхе крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась. Так повторялось трижды. Ночью старейшине села явился во сне тот самый юноша и сказал: «Я христианин, не гоните меня. Меня зовут Иаков в честь святого Иакова, брата Господня». О нем известно только то, что он принял на себя подвиг юродства (изображал душевнобольного). Мощи святого отрока были перенесены в храм. Они имели целительную силу. Патриарх Никон часть мощей перевез на Валдай , в Иверскую обитель.

Читайте также

В Челябинске пройдет крестный ход с мироточивой иконой «Семистрельная»

После него святой образ повезут в Магнитогорск

Читать еще:  Свобода паче послушания, или разговор монахини с игуменом

Как правильно молиться, рассказано в притче о ночном госте

Православный календарь 4 -10 ноября (святые, праздники, притчи)

Как апостол Лука написал самое точное Евангелие

Православный календарь 2019 год: 28 октября — 3 ноября

Моисей Мурин: Как великий разбойник стал великим святым

Православный календарь 4 — 10 сентября 2019 (даты, праздники, иконы)

Как Владимирская икона спасала Русь от смертельной опасности

Православный календарь 2019 года (22 мая — 4 июня)

Православный календарь 22 — 28 апреля: Чистый четверг, Страстная пятница, Великая суббота и Пасха

Даты, святые, праздники

Православный календарь: 15 апреля — 21 апреля 2019 года

Подвиги и изречения святых, посты, праздники

Православный календарь: 8 апреля — 14 апреля 2019

Подвиги и изречения святых, посты, праздники

Православный календарь 2019 год: на 1 — 7 апреля

Праздники, святые, молитвы

Православный календарь 2019 год: 25 — 31 марта

Праздники, святые, даты

Православный календарь: 18 — 24 марта 2019

Памятные даты, святые, праздники

Митрополит Григорий: Великий пост — не отказ от мясного, а борьба с пороками

Владыка рассказал, для чего нужно 40-дневное воздержание и кто может сделать для себя послабления

Православный календарь 2019 год: 4 — 10 марта

Памятные даты, святые, праздники

Православный календарь 2019 год: 25 февраля — 3 марта

Памятные даты, святые, праздники

Православный календарь: 4 — 10 февраля 2019

Праздники, жития святых

Православный календарь: 28 января — 3 февраля 2019

Подвиги и изречения святых, посты, праздники

Возрастная категория сайта 18+

Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Державная икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2(ст.стиль) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского (ныне в черте Москвы).

Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. В своём донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон (Беллавин), в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря).»Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

В тот же день, 2 марта 1917 года императора России вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года).

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

В 1990 году икона была возвращена в Коломенское.
После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.
Празднование иконе совершается в день её явления — 2 марта по юлианскому календарю.
Икона является главной святыней монархистов России.

Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.
О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец, в начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современные историки указывают на то, что существование монастыря в XII веке ещё не получило никаких прямых доказательств. Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно.

Легенды
Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня[3] близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.

Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.

От имени великомученика Феодора икона получила своё название — Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно нему икону обрёл 16 августа 1263 года младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.

Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.

Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.

Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х годах кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север — в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход.

В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После смерти князя в 1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали.

Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе. В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», — с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот привезла в Москву из Костромы сама инокиня Марфа.

Читать еще:  О Рокоссовском, детях, оккупации и фресках Ферапонтова монастыря

Другие чудотворные списки с Феодоровской имелись в Вознесенском монастыре в Сызрани, в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, в Троицкой церкви в Казани (ее поставил туда святитель Гермоген), в Моршанске, Ярославле и во многих иных местах. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный, список с Феодоровской — в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.

Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.

В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания иконы — был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

Промыслительно, что когда рухнуло в России «засилье дьявола», возобновились и крестные ходы с Феодоровской иконой. И, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руки Алексий II, ходы эти «ныне приобретают государственное общероссийское значение».

Как Владимирская икона спасала Русь от смертельной опасности

Эта рубрика выходит по средам в еженедельном выпуске газеты «толстушка». И на радио «Комсомольская правда» 95.3 FM по средам в 15:00.

Аудио: Православный календарь на радио «Комсомольская правда» 95.3 FM

Кстати, в последнем выпуске мы обсудили темы:

— В Челябинске желающих закапывают в землю за 3 тыс. руб

— Можно ли носить крестик в кармане

— Почему не стоит делать тату

29 мая, среда

Аудио: Православный календарь на радио «Комсомольская правда» 95.3 FM

Разрешается рыба

Блаженная отроковица Муза

Эта девочка жила в V веке. О ней мы узнаем из рассказов святого Григория Двоеслова. Он в свою очередь узнал о Музе от ее родного брата. Однажды во сне к этой девочке пришла Пресвятая Богородица, окруженная девочками, и спросила ее:

— Хочешь следовать за Мною и жить вместе с этими отроковицами?

— Хочу, — ответила Муза.

— Тогда не делай ничего плохого, избегай смеха и игр. В тридцатый день приду за тобою и ты будешь с нами.

С этого времени Муза стала серьезной и долго сосредоточенно молилась. Родителей были удивлены таким поведением дочери, и тогда она рассказала им о своем видении. На 25-й день девочка заболела, а в 30-й снова увидела Божию Матерь. И со словами: «Иду, Госпожа моя!» — отроковица преставилась к Богу.

30 мая, четверг

Поста нет

Преподобная Евфросиния Московская (Евдокия)

Дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича. В 1367 году в 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича ( Донского ). Их союз был для Руси залогом мира между враждовавшми Москвой и Суздалем . Большое влияние на жизнь семьи оказал Преподобный Сергий Радонежский . Княгиня основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, построила множество храмов. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на Русь, она повелела принести в Москву Владимирскую икону Божией Матери . Русь была спасена.

После гибели мужа Евдокия тайно под дорогими одеждами носила тяжелые ржавые вериги. Воспитала пятерых сыновей. Когда старший заступил на княжение, отправилась в монастырь. Шла пешком из царских палат. Ее узнавали и к ней подходили и прикасались нищие. По преданию в тот день, прикоснувшись к ней, исцелились тридцать человек.

31 мая, пятница

Разрешается рыба

В этот день в храмах читается отрывок из Евангелия от Иоана (гл. 10)

Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо.

Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Толкование Феофана Затворника:

Господь — пастырь: Его овцы идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники — это овцы больные, но все же плетущиеся вместе со стадом. А веру потерявшие — это те, которые совсем отстали и брошены на съедение зверям. Они голоса Его не слушают; и Он не знает их, потому что они не дают знать о себе (не молятся Ему. — Прим ред.). И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

1 июня, суббота

Поста нет

Преподобный Корнилий Комельский

Жил в XVI веке. Принадлежал к знатному боярскому роду. В 20 лет ушел в монастырь, но вскоре оттуда удалился в лес, стал жить один. Его находили монахи, странники и простые люди: шли к нему за советом и благословением. Чтобы избежать славы людской, он менял место уединения. И все же ему пришлось основать монастырь в 50 км от Вологды для истинно верующих, следовавших за ним.

Корнилий отличался щедростью к бедным. Во время голода на монастырском дворе им был устроен приют для сирот. Дожил до 82 лет. Многие ученики Преподобного Корнилия также прославились святостью жизни.

2 июня, воскресенье

Поста нет

В этот день в храмах читается отрывок из Евангелия от Луки, гл. 6:

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Толкование Григория Нисского:

Признак блаженства — непрестанная радость, происходящая от добродетели. А противоположно блаженству состояние бедственное. А кто обнищавший духом? Тот, кто предпочел телесному изобилию душевное богатство. Тот, кто земное богатство отряс с себя, как некую тяжесть, чтобы, став воздухоносным, взойти вместе с Богом.

3 июня, понедельник

Поста нет

Владимирская икона Божией Матери

Празднество иконы установлено в память о спасении Москвы в 1521 году от нашествия хана Махмет-Гирея. Татарские полчища на своем пути уничтожали города и села, истребляя их жителей. Навстречу им вышел Великий князь Василий. А митрополит Варлаам вместе с москвичами усердно молился о победе.

Благочестивая слепая монахиня рассказала ему свое видение: из Спасских ворот выходили московские святые, унося Владимирскую икону в наказание за грехи ее жителей. Их встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, умоляя не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После икону внесли обратно.

Известно, что татарскому хану в лагере было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. В страхе он приказал войску отступать.

4 июня, вторник

Поста нет

Праведный Иаков Боровичский

В 1540 году к селу Боровичи в Новгородской области по реке против течения приплыла льдина, на которой стоял гроб без крышки, а в нем лежало тело юноши. В страхе крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась. Так повторялось трижды. Ночью старейшине села явился во сне тот самый юноша и сказал: «Я христианин, не гоните меня. Меня зовут Иаков в честь святого Иакова, брата Господня». О нем известно только то, что он принял на себя подвиг юродства (изображал душевнобольного). Мощи святого отрока были перенесены в храм. Они имели целительную силу. Патриарх Никон часть мощей перевез на Валдай , в Иверскую обитель.

Читайте также

В Челябинске пройдет крестный ход с мироточивой иконой «Семистрельная»

После него святой образ повезут в Магнитогорск

Как правильно молиться, рассказано в притче о ночном госте

Православный календарь 4 -10 ноября (святые, праздники, притчи)

Как апостол Лука написал самое точное Евангелие

Православный календарь 2019 год: 28 октября — 3 ноября

Моисей Мурин: Как великий разбойник стал великим святым

Православный календарь 4 — 10 сентября 2019 (даты, праздники, иконы)

Читать еще:  Американец принял православие и готов служить в Российской армии

Как Владимирская икона спасала Русь от смертельной опасности

Православный календарь 2019 года (22 мая — 4 июня)

Православный календарь 22 — 28 апреля: Чистый четверг, Страстная пятница, Великая суббота и Пасха

Даты, святые, праздники

Православный календарь: 15 апреля — 21 апреля 2019 года

Подвиги и изречения святых, посты, праздники

Православный календарь: 8 апреля — 14 апреля 2019

Подвиги и изречения святых, посты, праздники

Православный календарь 2019 год: на 1 — 7 апреля

Праздники, святые, молитвы

Православный календарь 2019 год: 25 — 31 марта

Праздники, святые, даты

Православный календарь: 18 — 24 марта 2019

Памятные даты, святые, праздники

Митрополит Григорий: Великий пост — не отказ от мясного, а борьба с пороками

Владыка рассказал, для чего нужно 40-дневное воздержание и кто может сделать для себя послабления

Православный календарь 2019 год: 4 — 10 марта

Памятные даты, святые, праздники

Православный календарь 2019 год: 25 февраля — 3 марта

Памятные даты, святые, праздники

Православный календарь: 4 — 10 февраля 2019

Праздники, жития святых

Православный календарь: 28 января — 3 февраля 2019

Подвиги и изречения святых, посты, праздники

Возрастная категория сайта 18+

«Не хотите — не молитесь». Интервью с главным художником храма Вооруженных сил России Василием Нестеренко

После публикации «МБХ медиа» о мозаике для храма Вооруженных сил России с изображениями Путина, Шойгу, Патрушева, Матвиенко и других видных государственных деятелей появились сообщения о демонтаже этого произведения. Мы обратились за комментарием к главному художнику храма Вооруженных сил России народному художнику России Василию Нестеренко. Он подробно рассказал «МБХ медиа» о храме, о том, что вызвавшие бурную реакцию мозаики — «маленькие», и что изменения в оформлении храма — это «творческий процесс».

— Откуда у вас информация про демонтаж?! Это творческий процесс, все будет меняться до утверждения Русской Православной Церковью и Вооружёнными силами. Не надо фейки пускать. Вот откроется храм — придёте и посмотрите, что там, а сейчас гадать не надо. Это творческий процесс. Нельзя сказать, что будет в конечном итоге, творческие планы меняются.

— А что сейчас меняется в творческом процессе?

— И мозаики, и живопись, и скульптуры с витражами — нужно делать. Когда это все в творческом проекте — это одно. Когда это вживую ставится прямо сейчас — это другое. Все это прямо оживает прямо на глазах. Никто еще даже не может понять, каким может быть окончательный вариант. Все, возможно, будет меняться, потому что так всегда бывает.

— Сюжет про Крым останется?

— Есть два сюжета — «Воссоединение Крыма с Россией» и «Присоединение Крыма к России». На втором в центре великий князь Владимир, креститель Руси. Но храм отражает всю историю России.

Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе. Фото: пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС

— Для всего мира важный момент — что у нас самое большое изображение Христа в мире в куполе. Купол, правда, не самый большой, но изображение Христа — лика Спасителя — самое крупное. Это ноу-хау. Такого никогда не было. Спас Нерукотворный.

В барабане изображен образ святой Троицы Ветхозаветной и ветхозаветные пророки и праотцы, ниже — евангелисты. Еще ниже, в восточной апсиде изображены восемь святых, которые известны как литургисты — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и так далее. По нижним частям идут Страсти Христовы. Это Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, Евхаристия будет в мозаике в центральной апсиде внизу, Моление о чаше и Христос в темнице. Это по размерам абсолютно гигантская часть храма.

На западной апсиде с противоположной стороны огромная тридцатиметровая Богородица, которая свидетельствует обо всех войнах, которые были у нас. Ее чаще всего воспринимают в связи с Великой Отечественной войной.

В двух маленьких медальонах на западной апсиде — как раз два сюжета, связанные с 9 мая 1945 года и Крымской весной. Они реально маленькие, чего о них столько разговоров…

Верхние части четырех приделов, у которых по низу идут Страсти Христовы, посвящены небесным покровителям разных видов Вооруженных сил — там есть Александр Невский, Варвара Великомученица, Андрей Первозванный и Илия Пророк.

Помимо этого, есть тимпаны, посвященные русской истории. Например, Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву, воин держит Донскую икону Божьей Матери. Или ангелы, которые держат Владимирскую икону Божьей Матери, спасающую Русь от нашествия Тамерлана.

И так вплоть до наших дней. Есть явление Пресвятой Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года. И явление Богородицы на Курской дуге 12 июля 1943 года. Есть сюжет с помощью Тихвинской иконы Божией Матери Москве в 1941 году. Они с одной стороны церковные, с другой стороны, очень интересные сюжеты. Русско-Японская война отражена — явление Порт-Артурской Богородицы. Первая Мировая, Крымская, Северная война…

Большая часть посвящена Великой Отечественной войне, небесным покровителям нашего войска. Изображены солдаты разных родов войск, парад Победы, а сверху — большой небесный покровитель.

Есть очень интересные сюжеты, на мой взгляд, в притворе храма, посвященные роли Церкви в Великой Отечественной войне. Впервые мы даем полную характеристику и описание главных событий с участием Церкви в войне. Например, обращение митрополита Сергия Страгородского в первый день войны к народу. В 1943 году он стал патриархом. В конце войны появился новый патриарх, Алексий Симанский, он тоже изображен. Изображены там и святые, которые были в то время — Александр Свирский, Матронушка Московская и другие. Есть сюжет с Тихвинской иконой Божией Матери перед погрузкой в самолет перед облетом Москвы. Крестный ход на Пасху в блокадном Ленинграде в 1942 году. Наконец, передача митрополитом Николаем Ярушевичем танковой колонны «Дмитрий Донской» Красной армии.

Отделочные работы в храме 30 апреля 2020 года. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

— Да. Это уникальные сюжеты. Они известны людям, но это все как-то замалчивалось, принижалось. А известно же было и про Сталинград, и про Курскую дугу — что были явления Богородицы. Это уникально. Вот у меня немцы интервью брали, говорили, известна икона, рисунок немецкого солдата, художника, он в окопах нарисовал Богородицу, немецкую. А у нас-то прямо явление Богородицы было! Это уникальнейшие сюжеты, а тут начинают спрашивать какую-то мелочь, кто-то где-то вброс там сделал.

Это тоже часть нашей истории, и полководцы наши, и этому специальное место найдено. Когда говорят: мол, мы там молиться не будем… А что, так не молитесь!

В храмах изображаются разные вещи, и заведомо плохие, и нейтральные персонажи. Например, воины, которые бичуют Христа. Вы скажете — «мы не хотим молиться на них». Так не молитесь! Иуда изображается, демоны изображаются в Страшном суде! Так и здесь, мы исторических оценок не даем никаких. Мы изображаем полководцев Великой Отечественной в строго отведенном месте. Не где-то, где захотим, а в строго отведенном месте. Главнокомандующего изображаем (речь о Сталине, его изображение в храме вызвало реакцию в сетях не меньше, чем изображение Путина. — «МБХ медиа»). А главное — это солдаты Победы. Это главные герои — народ.

Вот я вам рассказываю, а это все надо видеть своими глазами, прийти в храм и самим все посмотреть.

Иосиф Сталин на мозаике. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

— Даже я, когда вам сейчас это рассказываю, чувствую, сколько всего здесь нового и интересного с точки зрения и Русской Православной Церкви, и русского человека вообще. Да даже и не православного, даже мусульманина, даже атеиста, и даже не русского, а из других стран. Тут дан такой взгляд на все столетия последней истории… Мы пересекались и с Наполеоном, и со шведами, и с поляками. Все это мы — с точки зрения духовной истории.

— Наверное, люди так интересуются мозаикой с Владимиром Путиным и другими политиками, потому что мы живем с ними в одно время. А считается, что в церкви человек может быть изображен, если он стал святым…

— Почему? Почему?! Да нет, конечно! Смотря где. Если человек стал святым, его изображают как святого в определенном месте. А так всю жизнь и в русских, и в европейских храмах изображали людей, которые сделали вклад в храм. Их могут изображать и в виде фресок, и в виде мозаик. Не как святых, а рядом, они стоят там где-то сбоку. Это все как раз нормально, это в традициях многовековых.

— То есть демонтаж — это слухи?

— Смотрите, вот если я вам сейчас все расскажу, вам будет не интересно прийти в храм. А так пускай какая-то интрига останется. Я вам скажу, что ничего неканоничного в изображении президента, руководителей в специально отведенных местах в храме нет. Так делалось и в прежние века, и в XIX веке, и никаких вопросов. Другой вопрос — будет ли это? Будет ли это… А может, и не будет. Я пока не могу ничего сказать. В любом случае, храм посвящен не этому.

— Есть ли примерные сроки, когда храм будет открыт?

— Я пока не знаю. Это нужно уточнить у пресс-службы Минобороны. Но я не слышал, что поменяли сроки. Пока все остается к 9 мая. Но кто его знает… Художники у нас настраиваются на 9 мая. Но, может и перенесется.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector