0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)

Шатов Аркадий Викторович.

Дата рождения: 18 сентября 1950 г. Дата хиротонии: 15 апреля 1979 г. Дата пострига: 17 июля 2010 г. День ангела: 9 августа Страна: Россия Биография:

Родился 18 сентября 1950 г. в Москве.

В 1977 г. поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс.

26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (ныне митрополитом Киевским и всея Украины) рукоположен в сан диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм с. Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 г. на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. Переведен в 1984 г. вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. в Смоленский храм с. Гребнево.

В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При храме было создано Свято-Димитриевское сестричество.

В 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия (учредители: правительство Москвы и Свято-Димитриевское сестричество), духовником училища стал о. Аркадий.

В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности приЕпархиальном совете г. Москвы. С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета Больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом «Орехово-Зуевский».

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя.

18 июля 2010 г. возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 20 августа 2010 г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Хиротонисан 21 августа за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 14) назначен на Смоленскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в составПатриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (с марта 2012 г. — Патриаршая комиссия).

Постановлением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) назначен Преосвященным Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Смоленской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющимВосточным викариатством г. Москвы.

Вдовец, имеет четыре замужних дочери, 19 внуков.

Епископ-Пантелеимон Шатов

Заболеваемость растет. В России третий день подряд зафиксировали рекорд смертности от коронавируса.

Говорят о четвертой волне, увеличилось число больниц, готовых принять добровольцев, а число добровольцев, к сожалению, уменьшилось.

На наш первый призыв откликнулись сотни замечательных людей самых разных профессий. В летние месяцы они активно помогали, потому что находились в отпуске или на каникулах. Сейчас у многих изменились обстоятельства, связанные с работой, с личной жизнью, и притока новых добровольцев нет. Поэтому я хотел бы попросить всех, кто хочет помогать страдающим людям, записаться на курсы добровольцев «красных зон». Там очень нужна наша помощь.

Записаться на собеседование можно, заполнив анкету: https://docs.google.com/forms/d/1Z6fw2R-TJyftdwCvdaOQsVhiWADFp_71E4xQeO8aQxc/viewform?edit_requested=true&fbclid=IwAR0ldQ5N2myiU3j23nab_WmlRN0JCN5SABRFCdUBqznF9QY7Inl-LaFmuy0
Телефон для справок: 8 (991) 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).
Курсы организованы на базе Учебного центра Больницы Святителя Алексия по адресу: Москва, Ленинский проспект, 27. Курсы проводятся при поддержке Департамента здравоохранения Москвы. Всего в программу обучения входят три занятия продолжительностью около трех часов. Добровольцев учат основам ухода: как накормить пациента, поменять ему подгузник, постричь ногти, помыть голову. Еще одно занятие посвящено духовным основам милосердия.

Ваша помощь, дорогие братья и сестры, очень и очень нужна!
Ждем вас!

С любовью,
епископ Пантелеимон»> ПОМОЖЕМ ФРОНТУ! НУЖНЫ НОВЫЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ!

Дорогие друзья, у нас на фронте борьбы с ковидом опять беда.

Заболеваемость растет. В России третий день подряд зафиксировали рекорд смертности от коронавируса.

Говорят о четвертой волне, увеличилось число больниц, готовых принять добровольцев, а число добровольцев, к сожалению, уменьшилось.

На наш первый призыв откликнулись сотни замечательных людей самых разных профессий. В летние месяцы они активно помогали, потому что находились в отпуске или на каникулах. Сейчас у многих изменились обстоятельства, связанные с работой, с личной жизнью, и притока новых добровольцев нет. Поэтому я хотел бы попросить всех, кто хочет помогать страдающим людям, записаться на курсы добровольцев «красных зон». Там очень нужна наша помощь.

Записаться на собеседование можно, заполнив анкету: https://docs.google.com/forms/d/1Z6fw2R-TJyftdwCvdaOQsVhiWADFp_71E4xQeO8aQxc/viewform?edit_requested=true&fbclid=IwAR0ldQ5N2myiU3j23nab_WmlRN0JCN5SABRFCdUBqznF9QY7Inl-LaFmuy0
Телефон для справок: 8 (991) 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).
Курсы организованы на базе Учебного центра Больницы Святителя Алексия по адресу: Москва, Ленинский проспект, 27. Курсы проводятся при поддержке Департамента здравоохранения Москвы. Всего в программу обучения входят три занятия продолжительностью около трех часов. Добровольцев учат основам ухода: как накормить пациента, поменять ему подгузник, постричь ногти, помыть голову. Еще одно занятие посвящено духовным основам милосердия.

Ваша помощь, дорогие братья и сестры, очень и очень нужна!
Ждем вас!

Заболеваемость растет. В России третий день подряд зафиксировали рекорд смертности от коронавируса.

Говорят о четвертой волне, увеличилось число больниц, готовых принять добровольцев, а число добровольцев, к сожалению, уменьшилось.

На наш первый призыв откликнулись сотни замечательных людей самых разных профессий. В летние месяцы они активно помогали, потому что находились в отпуске или на каникулах. Сейчас у многих изменились обстоятельства, связанные с работой, с личной жизнью, и притока новых добровольцев нет. Поэтому я хотел бы попросить всех, кто хочет помогать страдающим людям, записаться на курсы добровольцев «красных зон». Там очень нужна наша помощь.

Записаться на собеседование можно, заполнив анкету. Телефон для справок: 8 (991) 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).
Курсы организованы на базе Учебного центра Больницы Святителя Алексия по адресу: Москва, Ленинский проспект, 27. Курсы проводятся при поддержке Департамента здравоохранения Москвы. Всего в программу обучения входят три занятия продолжительностью около трех часов. Добровольцев учат основам ухода: как накормить пациента, поменять ему подгузник, постричь ногти, помыть голову. Еще одно занятие посвящено духовным основам милосердия.

Ваша помощь, дорогие братья и сестры, очень и очень нужна!
Ждем вас!

С любовью,
епископ Пантелеимон»> ПОМОЖЕМ ФРОНТУ! НУЖНЫ НОВЫЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ!

Дорогие друзья, у нас на фронте борьбы с ковидом опять беда.

Заболеваемость растет. В России третий день подряд зафиксировали рекорд смертности от коронавируса.

Говорят о четвертой волне, увеличилось число больниц, готовых принять добровольцев, а число добровольцев, к сожалению, уменьшилось.

На наш первый призыв откликнулись сотни замечательных людей самых разных профессий. В летние месяцы они активно помогали, потому что находились в отпуске или на каникулах. Сейчас у многих изменились обстоятельства, связанные с работой, с личной жизнью, и притока новых добровольцев нет. Поэтому я хотел бы попросить всех, кто хочет помогать страдающим людям, записаться на курсы добровольцев «красных зон». Там очень нужна наша помощь.

Записаться на собеседование можно, заполнив анкету. Телефон для справок: 8 (991) 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).
Курсы организованы на базе Учебного центра Больницы Святителя Алексия по адресу: Москва, Ленинский проспект, 27. Курсы проводятся при поддержке Департамента здравоохранения Москвы. Всего в программу обучения входят три занятия продолжительностью около трех часов. Добровольцев учат основам ухода: как накормить пациента, поменять ему подгузник, постричь ногти, помыть голову. Еще одно занятие посвящено духовным основам милосердия.

Ваша помощь, дорогие братья и сестры, очень и очень нужна!
Ждем вас!

2 октября (сб)
Храм Введения Богородицы в Вешняках
(Кетчерская ул., 2Б)
15:00 Встреча с учащимися воскресной школы для взрослых
17:00 Всенощное бдение, беседа с прихожанами

3 октября (вс)
Храм иконы Божией Матери Знамение при ГКБ №1
(Ленинский просп., 10, корп. 5)
6:30 Часы. Литургия

8 октября (пт), преп. Сергия Радонежского
Храм Сергия Радонежского в Гольяново
(Красноярская ул., напротив д. 11)
9:00 Литургия

Храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Каменки
(МО, Волоколамский район, с. Каменки, ул. Центральная, 43)
18:00 Всенощное бдение

9 октября (сб), ап. Иоанна Богослова
Храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Каменки
(МО, Волоколамский район, с. Каменки, ул. Центральная, 43)
8:30 Литургия

Храм Всех Святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино
(Суздальская ул., вл8Б)
15:00 Встреча с прихожанами
17:00 Всенощное бдение

10 октября (вс)
Храм Илии Пророка в Черкизове
(Большая Черкизовская ул., 17)
10:00 Литургия. Пресвитерская хиротония диакона Олега Заломаева

Храм св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ №1
(Ленинский пр-т, д.8, к.12)
17:00 Молебен о создании семьи

11 октября (пн), день обретения мощей св. прпмцц. Елисаветы и Варвары
Марфо-Мариинская обитель
(ул. Большая Ордынка, 34)
9:00 Литургия

14 октября (чт) Покров Пресвятой Богородицы, престольный праздник храма Обители
Марфо-Мариинская обитель
(ул. Большая Ордынка, 34)
9:00 Литургия

15 октября (пт), прав. Феодора (Ушакова)
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево
(Перовская ул., 64)
8:00 Литургия

16 октября (сб)
Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово
(9-я Парковая ул., 4А)
17:00 Всенощное бдение

17 октября (вс)
Храм св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ №1
(Ленинский пр-т, д.8, к.12)
9:00 Литургия

18 октября (пн)
Храм во имя прп. Серафима Саровского в Кожухово
(1-й Красковский пр., 38А)
9:00 Литургия

25 октября (пн), Иерусалимская икона Божией Матери
Храм Рождества Христова в Измайлове
(Измайловский пр., 28)
9:00 Литургия

26 октября (вт), Иверская икона Божией Матери
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
(Сокольническая площадь, 6)
9:00 Литургия

30 октября (сб) Согласно решению Священного Синода от 23-24 сентября сего года 30 октября совершаются заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении
Храм св. равноап. Владимира при Епархиальном доме
(Лихов пер., 6, стр. 1)
9:00 Литургия, беседа

Храм святого преподобного Александра Свирского
(Гаражная ул., вл3)
15:00 Беседа с прихожанами
17:00 Всенощное бдение

31 октября (вс)
Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
(Колодезный пер., 2А, стр. 10)
9:00 Литургия, беседа с прихожанами

Храм Живоначальной Троицы в Косино
(Святоозёрская ул., 1)
17:00 Всенощное бдение

С любовью,
епископ Пантелеимон»> Дорогие братья и сестры!

Я постарался заранее составить свой график богослужений на октябрь. Хочу вас пригласить на эти службы:

2 октября (сб)
Храм Введения Богородицы в Вешняках
(Кетчерская ул., 2Б)
15:00 Встреча с учащимися воскресной школы для взрослых
17:00 Всенощное бдение, беседа с прихожанами

3 октября (вс)
Храм иконы Божией Матери Знамение при ГКБ №1
(Ленинский просп., 10, корп. 5)
6:30 Часы. Литургия

8 октября (пт), преп. Сергия Радонежского
Храм Сергия Радонежского в Гольяново
(Красноярская ул., напротив д. 11)
9:00 Литургия

Храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Каменки
(МО, Волоколамский район, с. Каменки, ул. Центральная, 43)
18:00 Всенощное бдение

Читать еще:  Метод сильвы управление разумом. Книга Хосе Сильвы «Управление разумом

9 октября (сб), ап. Иоанна Богослова
Храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Каменки
(МО, Волоколамский район, с. Каменки, ул. Центральная, 43)
8:30 Литургия

Храм Всех Святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосино
(Суздальская ул., вл8Б)
15:00 Встреча с прихожанами
17:00 Всенощное бдение

10 октября (вс)
Храм Илии Пророка в Черкизове
(Большая Черкизовская ул., 17)
10:00 Литургия. Пресвитерская хиротония диакона Олега Заломаева

Храм св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ №1
(Ленинский пр-т, д.8, к.12)
17:00 Молебен о создании семьи

11 октября (пн), день обретения мощей св. прпмцц. Елисаветы и Варвары
Марфо-Мариинская обитель
(ул. Большая Ордынка, 34)
9:00 Литургия

14 октября (чт) Покров Пресвятой Богородицы, престольный праздник храма Обители
Марфо-Мариинская обитель
(ул. Большая Ордынка, 34)
9:00 Литургия

15 октября (пт), прав. Феодора (Ушакова)
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево
(Перовская ул., 64)
8:00 Литургия

16 октября (сб)
Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово
(9-я Парковая ул., 4А)
17:00 Всенощное бдение

17 октября (вс)
Храм св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ №1
(Ленинский пр-т, д.8, к.12)
9:00 Литургия

18 октября (пн)
Храм во имя прп. Серафима Саровского в Кожухово
(1-й Красковский пр., 38А)
9:00 Литургия

25 октября (пн), Иерусалимская икона Божией Матери
Храм Рождества Христова в Измайлове
(Измайловский пр., 28)
9:00 Литургия

26 октября (вт), Иверская икона Божией Матери
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
(Сокольническая площадь, 6)
9:00 Литургия

30 октября (сб) Согласно решению Священного Синода от 23-24 сентября сего года 30 октября совершаются заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении
Храм св. равноап. Владимира при Епархиальном доме
(Лихов пер., 6, стр. 1)
9:00 Литургия, беседа

Храм святого преподобного Александра Свирского
(Гаражная ул., вл3)
15:00 Беседа с прихожанами
17:00 Всенощное бдение

31 октября (вс)
Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
(Колодезный пер., 2А, стр. 10)
9:00 Литургия, беседа с прихожанами

Храм Живоначальной Троицы в Косино
(Святоозёрская ул., 1)
17:00 Всенощное бдение

Вконтакте епископ пантелеимон. Епископ пантелеимон орехово-зуевский, биография и деятельность


интервью для историко-литературного журнала СТРАННИКЪ

Биография епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова)

Воспоминаниями о своем детстве владыка поделился в небольшом интервью, данном им в день приезда на Смоленскую кафедру корреспонденту пресс-службы администрации Смоленской области.

Родился будущий архиерей в Москве 18 сентября 1950 года в семье служащих.

«Моя бабушка, Мария Ефимовна, была из мещан города Смоленска. Отсюда был родом и мой дедушка. Моя мама родилась у них в 1923 году, — рассказал епископ. – Дедушка и бабушка были обвенчаны в Верхне- Георгиевской церкви. Скорее всего, в ней же было совершено Таинство крещения над моей мамой. Сам я летом бывал в Колодне, где жили мои дядя и тётя. Я купался в Днепре, собирал грибы в Смоленских лесах».

С 1968 по 1970 годы будущий епископ служил в Советской Армии. В 1971 году женился. В 1974 году принял крещение. В 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу на второй курс.

26 августа 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан диакона. Перешёл на заочное отделение Московской духовной семинарии и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм села Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил в сан священника и назначил отца Аркадия настоятелем Троицкой церкви в селе Голочелово Московской области.

В 1984 году его переводят вторым священником в Тихвинский храм города Ступино, а в 1987 — году в Смоленский храм села Гребнево.

В 1988 году закончил Московскую духовную академию заочно.

В 1990 году умирает его жена, и в том же году он получает назначение настоятелем вновь открывающегося храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Он участвовал в создании вечернего отделения сестёр милосердия при Первом Московском медучилище, которое в 1992 году было преобразовано в Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия, стал его духовником.

В 2002 году назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы. С 2005 года является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

На 2010 год — настоятель Московских храмов святого благоверного царевича Димитрия при I Градской больнице, святителя Луки Симферопольского при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и преподобного Серафима Саровского при Свято-Димитриевском детском доме.

5 марта 2010 года постановлением Священного Синода назначен председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

31 мая того же года постановлением Священного Синода ему определено быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии.

17 июля 2010 года в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры во имя святого праведного Филарета Милостивого Патриархом Московским и всея Руси Кириллом пострижен в малую схиму и наречён в честь великомученика и целителя Пантелеимона, а 18 июля в Успенском соборе Лавры патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

20 августа 2010 года в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря состоялось его наречение, а 21 августа в том же соборе за Божественной литургией — архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

29 сентября 2010 года для возрождения диаконического служения в Марфо-Мариинской обители владыке было поручено совершать богослужения в этой обители, наблюдать за духовной жизнью сестёр, принимать участие в решении текущих дел обители, он также вошёл в попечительский совет обители.

22 марта 2011 года владыка Пантелеимон назначен епископом Смоленским и Вяземским. (Епископ имеет четырех замужних дочерей, одиннадцать внуков).

— Вы были сельским священником, хотелось бы больше узнать о жизни сельских пастырей. Расскажите о своем личном опыте.

— Время, когда я служил в селе, для меня было, конечно, с одной стороны – временем тяжелым, а с другой – радостным. Я тогда не представлял, какие проблемы есть у священника городского, какие трудности есть у архиерея. Я не ценил того, что было тогда у меня. Это время было началом моего священнического служения. Я очень жалею о тех ошибках, которые сделал, когда был молодым священником. Я излишне строго относился к своим пасомым, много с них спрашивал. Это, конечно, мой грех, что я не был по-настоящему добрым пастырем. В прошлом не ценил время, которого было у меня в избытке, иногда не знал, чем себя занять, слишком мало читал, недостаточно и плохо молился. У меня тогда было мало опыта священнического, не было опыта служения, но время было, конечно, замечательное – мирное, тихое, спокойное.
Я служил в Подмосковье, в селе Голочелово. До этого села нужно было сначала ехать от Москвы на электричке, на автобусе, потом идти пять километров пешком, из которых 2,5 километра, по бездорожью. Дорога занимала около 5 часов. Сейчас я до Смоленска добираюсь за это же время.

— Каково Ваше отношение к сельским священникам?

— К сельским священникам я отношусь с большим уважением. Мне кажется, что сельские священники (я – увы! – был другим человеком) – люди очень добрые. Сельским священникам не нужно никуда спешить, у них мало народа, зато они могут уделить время любому приходящему, поговорить с ним, выслушать его. Я жду, когда смогу посетить сельские приходы, посмотреть, как живут сельские священники на смоленской земле. Это своего рода возвращение в мою молодость, в начало моей священнической жизни.

— Считаете ли Вы, что священник должен стремиться уехать из села в город, что село может быть лишь только вехой на жизненном пути?

— Я думаю, что настоящий священник должен стремиться к небу. Он должен свидетельствовать о Христе, чтобы помочь своим прихожанам, своим духовным чадам войти в Царство небесное. Был такой замечательный пастырь отец Павел Груздев, который часто повторял: «Сиди, лягушка, в луже, чтоб не было хуже». Священник должен служить там, где начал свое служение. Конечно, иногда есть нужда в изменении места службы по решению священноначалия, но самому стараться переехать, если не случилось чего-то экстраординарного, ни в коем случае нельзя.

— Прежде чем задать вам этот вопрос, я должен извиниться, поскольку он касается вашего вдовства. Каково было Вам поднимать на ноги четырех детей, будучи приходским священником? Откуда Вы получали помощь? Были ли люди, которые Вам помогали?

— Поднимать детей мне было не так тяжело, как могло бы быть, потому что у меня было много помощников. Одна женщина посвятила себя моим детям, очень много времени им уделяла, с ними занималась. Другие люди мне тоже помогали. У моих детей есть замечательный духовник – отец Владимир Воробьев, который и меня поддерживал в это трудное время. Я часто мысленно обращался к своей почившей матушке, мы с детьми всегда бывали на могилке у нее в памятные дни и всегда просили её помочь нам. Когда она умирала, люди спрашивали её: «Как же, матушка, не боишься умирать? На кого ты детей оставляешь?». Он отвечала, что оставляет на Матерь Божию. И вот её вера оказалась непосрамленной, потому что четыре мои дочери выросли, трое замужем за священниками, одна замужем за врачом, который мне много помогает. У меня 11 внуков. Все мои дочери в память о маме своим первым дочерям дали её имя – София.

— Каких замечательных духовных людей на своем жизненном пути Вы встречали?

— На моем жизненном пути было немало замечательных людей. Самой главной для меня была не личная встреча, но встреча письмами, с отцом Павлом Троицким. С ним меня познакомил о. Владимир Воробьев. Это замечательный святой XX века, абсолютно прозорливый исповедник веры Христовой, проживший долгий XX век, сидевший в лагерях, тюрьмах, начавший свою жизнь в Даниловом монастыре, окончивший свою жизнь в каком-то тайном месте, скрывший себя от людей, но очень много писавший писем. Письма от него получали: о. Владимир Воробьев, о. Дмитрий Смирнов, о. Александр Салтыков, матушка Иулиания Каляда, игумения Зачатьевского монастыря, о. Глеб Каледа, о. Александр Куликов, о. Валентин Асмус, наверное, и другие замечательные пастыри. Батюшка руководил нашей жизнью, в письмах мы задавали ему вопросы. Благодаря своему дару, он иногда отвечал на письма, которые еще не получил. Отец Павел нередко предупреждал нас о каких-то сложностях, трудностях, его молитвами совершались удивительные чудеса. И вот эта встреча с ним помогла мне на моем священническом пути, дала мне правильные ориентиры, понимание того, что такое духовная жизнь. Если бы не отец Павел, который помогал мне выбрать правильный путь, наставлял, предостерегал от ошибок – не знаю, что было бы со мной.
Мы пытались найти отца Павла, зная название селения в Тверской области по телеграмме, которую от него получил о. Всеволод Шпилер. Однако нам это не удалось. В письмах святой старец писал, что он хотел бы остаться неизвестным, как миллионы людей, которые скончались в XX веке. Видимо, это его желание пересиливает все наши усилия по выяснению места, где он похоронен.
Я, даже будучи священником, иногда колебался в вере, поскольку к ней пришел уже взрослым. Однако на все искушения я отвечал: «Если есть отец Павел – значит, есть Бог». Я сожалею, что так мало сделал из того, что он мне писал, что, зная такого великого святого, я сам остаюсь таким никчемным и грешным.
Кроме отца Павла, я знал таких замечательных людей, как о. Павел Груздев, о. Тихон Пелех. Знаком я, и с современными пастырями. Господь благословил меня дружбой с отцом Дмитрием Смирновым. Мой духовник — отец Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского православного университета, который мне очень много помогает в решении духовных вопросов. Когда стало ясно, что моей жене жить осталось немного, он пригласил нас с детьми к себе на дачу. Вся его семья окружила нас удивительной любовью и разделила с нами все скорби и трудности, связанные с болезнью и смертью матушки Софии.

Читать еще:  Тайны китайских пирамид – почему туда не пускают туристов?

— Владыка, жизнь преподносила Вам немало неприятных сюрпризов. Что Вы делаете, когда Вам бывает грустно или плохо?

— Когда мне бывает грустно или плохо, я молюсь Богу. Это единственный способ выйти из всех трудных жизненных ситуаций, и, пройдя уже много испытаний и искушений, я могу сказать всем, что Бог никогда не оставляет нашу молитву без ответа. Я могу засвидетельствовать, что Бог всегда помогает, если ты просишь Его, если ты не отступаешь, если ты не перестаешь молиться, если ты борешься с возникающими соблазнами, если ты каешься, просишь Бога о помощи.

— Вы являетесь руководителем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Расскажите о работе, которую Вы проводите

Работа заключается в том, чтобы поддержать все те благие добрые начинания, которые есть в нашей Церкви, все дела милосердия, которые совершаются у нас. Мы стараемся призвать к социальному служению как можно большее количество людей, стараемся исполнить все благословения священноначалия, Святейшего Патриарха.

— Владыка, расскажите о традициях празднования Пасхи и Рождества в вашем отделе?

— У нас за последние двадцать лет сложились традиции празднования Пасхи и Рождества в Свято-Димитриевском больничном храме. В эти дни мы посещали больницы, социальные учреждения, детей-сирот, детей-инвалидов и много времени отдавали именно этому. Я думаю, что эта традиция должна быть и здесь, в Смоленске, потому что Святейший Патриарх навещает нуждающихся и страждущих, даже бездомным были розданы тысячи подарков от его лица, так что эти традиции надо обязательно возрождать.

— Владыка, у каждого священнослужителя есть любимый святой отец, творения которого он любит больше всего читать. Творения какого святого отца Вы больше всего любите читать?

— Чаще всего я читаю Авву Дорофея, он был сам начальником монашеской больницы. Его писания являются азбукой духовной жизни. Если в Лествице нас (людей недуховных) многое может соблазнить и многое может напугать, то у Аввы Дорофея можно читать все, и все, что он пишет, применимо не только к монашеской жизни, но и к жизни в миру. Поэтому это мой самый любимый из святых отцов.

— Владыка, нам хотелось бы узнать о Ваших музыкальных предпочтениях.

— Я очень люблю Баха. Нравятся мне произведения других композиторов, Свиридова, Моцарта, Вивальди. Но все-таки никто, как Бах, так меня не радует.

— Каких светских авторов вы больше всего любите читать? Какие произведения литературы вам более всего нравятся?

— Читать произведения писателей мне не всегда интересно, ведь жизнь богаче самого гениального творческого человеческого замысла. Описать то, что в жизни происходит, невозможно. В последнее время я очень люблю читать мемуары или дневники. Последние чаще, потому что воспоминания не всегда соответствуют действительности. На собственном опыте я убедился: ты пишешь совсем не то, что было на самом деле. Ты это понимаешь по-другому. Дневники же отражают настоящую жизнь.

— Владыка, вы уже больше месяца находитесь на Смоленской кафедре, каковы ваши впечатления о нашем городе и области?

— В Смоленске ритм жизни совсем не такой, как в Москве, люди здесь проще, добрее. Смоляне смиренные люди, более спокойные, общаться с ними гораздо легче, нет такого накала страстей. Конечно, всякое бывает и здесь, на Смоленщине. Везде есть и грешные, есть и святые, добрые люди.
Встречи с людьми светскими меня очень радуют. Среди них есть замечательные люди, верующие, православные, радеющие о спасении душ людей, о возрождении Смоленщины. Например, директор птицефабрики отдала свое помещение под храм. Таких людей, слава Богу, очень много.
Я сегодня в храме встретил женщину, которая подарила мне цветы, хлеб и соль. На мой вопрос: «Вы здесь староста?» — я получил ответ: «Я здесь никто». Я очень рад, что на Смоленской земле я встречаю таких смиренных людей.

— Спасибо, владыка, за интервью. Будем надеяться, что наши встречи станут регулярными. Храни Вас Господь!

Епископ Верейский Пантелеимон — председатель Отдела

Пантелеимон, епископ Верейский , викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ( Шатов Аркадий Викторович)

Родился 18 сентября 1950 года в Москве

В 1968-1970 годы проходил службу в армии

В 1971 году вступил в брак

В 1974 году принял крещение

В 1977 г. поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс

26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (с 1992 по 2014 гг. – митрополитом Киевским и всея Украины ) рукоположен в сан диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм с. Николо-Архангельское

15 апреля 1979 г. на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. Переведен в 1984 г. вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. в Смоленский храм с. Гребнево

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

18 июля 2010 г. на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архимандрита.

20 августа 2010 г. архимандрит Пантелеимон был наречен во епископа. 21 августа за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла, которое было объявлено на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года, владыке Пантелеимону поручено окормлять приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 14) назначен на Смоленскую и Вяземскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства в качестве заместителя председателя.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал № 23) освобожден от управления Смоленской епархии в связи с увеличением объема работы на должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Священный Синод постановил ему быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Восточным викариатством г. Москвы.

— Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви;

— Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан;

— Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере;

— Общественного Совета Департамента здравоохранения города Москвы.

Епископ Пантелеимон (Шатов): Семейная жизнь должна быть утешением

В рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений 27 ноября в архиерейском доме Астраханского кремля прошла встреча женатого духовенства Астраханской митрополии с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).

Епископ Пантелеимон — глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель и духовник православной службы помощи «Милосердие». Владыка Пантелеимон вдовец, имеет 4 дочерей и 22 внуков, и не понаслышке знает о семейной жизни. Многое, из сказанного владыкой семьям священнослужителей, может быть полезно и семьям мирян.

В начале встречи с семьями священнослужителей Астраханской митрополии епископ Пантелеимон коротко рассказал о своей семейной жизни: о первых годах совместной жизни с супругой, рождении детей, воцерковлении. С большой любовью и теплотой владыка вспоминал свою матушку. Семейная жизнь должна быть утешением — таким был лейтмотив речи владыки Пантелеимона. «Бывали в жизни различные трудности: с деньгами и по службе, – вспоминал архипастырь. – Но придешь домой, а матушка скажет: “Ну что ты расстраиваешься, у нас же все хорошо”. И действительно, думаешь: “Что я расстраиваюсь? Все же хорошо”».

По словам епископа Пантелеимона, задача матушки — всячески оберегать священника, обеспечивать его покой, воспитывать детей в уважении к нему и быть помощницей в его служении. Роль матушки в сохранении мира и покоя в семье неоценима. «Матушка должна поддерживать и укреплять батюшку в его служении. Когда в священнической семье хорошие отношения, тогда батюшке легче молиться, тогда ему легче общаться с людьми, у которых свои трудности и скорби, тогда он может им чем-то помочь», – отметил владыка.

В семейной жизни супруги могут указывать друг другу на недостатки, но с любовью, чтобы помочь исправиться к лучшему. По словам епископа Пантелеимона, такая откровенность действительно нужна, но нужно уметь выбирать для этого правильное время. Например, не стоит говорить о недостатках супруга в раздражении или когда он вернулся домой после трудного дня. «Очень важно также понимать, что когда мы в плохом настроении, то все нам кажется плохим. Но не потому, что на самом деле все плохо, а потому что мы видим все в искаженном виде. А когда хорошо на душе, когда мы покаялись в грехах и причастились, когда Господь покрыл нас Своей милостью, все налаживается. И поэтому не надо верить своим плохим ощущениям, не надо на них утверждаться, а надо всегда по-доброму относиться друг к другу, и конечно, уметь прощать. Мы, христиане, призваны войти в радость Бога уже здесь, на земле, приобрести милостивое, мирное устроение, и тогда вокруг нас будет создаваться особая атмосфера. “Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся”, – говорил преподобный Серафим. А если этот мир будет в семье, то такая семья станет примером для других. В наше время, когда счастливых семей не так много, очень важно, чтобы семья священника была счастливой, поскольку она становится примером для других. Важно не идти на поводу у современного мира и не бояться многодетности. Во всем надо полагаться на Бога и помнить, что наша земная жизнь не может быть без трудностей», – поделился мыслями о супружеской жизни епископ Пантелеимон.

Особенно важно в священнической семье воспитать в детях уважение к отцу. Владыка Пантелеимон рассказывал: «Моя жена меня очень любила, уважала и всегда старалась оградить мой покой. Матушка воспитывала детей в уважении ко мне и всегда им говорила: “Главное, чтобы у папы все было хорошо, тогда и у нас все будет хорошо”. Также она всегда показывала им, что папе должно доставаться все самое лучшее. Сначала папе, потом детям». Владыка также подчеркнул, что и отец должен воспитывать в детях уважение к матери.

Современное общество, в котором господствуют распущенность и вседозволенность, крайне вредно влияет на детей. «В советское время, – рассказывал владыка Пантелеимон, – была идеология, она была ложная, но она была. Люди понимали, что есть какие-то высокие принципы. А сегодня наши дети растут в развращенном обществе. Как их уберечь? В послании апостола Павла есть просьба к отцам не раздражать детей, чтобы они не унывали. Очень важно, чтобы ребенок жил в радости. Нельзя все время делать детям замечания и все запрещать. Очень многие детские недостатки изживаются и проходят сами. Нельзя к детям применять такие высокие требования, как в житиях святых. Это же дети, к ним надо проявлять любовь. И даже наказывая, надо делать это спокойно, с любовью. Нельзя наказывать ребенка в раздражении, иначе он воспримет наказание как несправедливое».

Читать еще:  Сущность и явление в философии. В чем сущность явления электромагнитной индукции

«Недавно наши батюшки ездили на Афон, – рассказывал архипастырь, – и спрашивали у афонских старцев, как воспитывать детей. И все старцы в один голос отвечали, что если в семье будут мир и любовь, то дети обязательно вырастут хорошими. Главное, чтобы родители любили Бога, любили людей, чтобы у них было единство взглядов и добрые отношения».

Отвечая на вопрос аудитории, как ему удалось воспитать трех матушек, и должен ли отец-священник стремиться воспитать будущих батюшек и матушек, епископ Пантелеимон ответил, что он не ставил перед собой такой задачи. «Это получилось само собой, что дочери нашли таких замечательных мужей. Это Господь так устроил, наверное, молитвами моей матушки. Я считаю, что стремиться к этому особенно не нужно, а вот готовить сыновей к священническому служению, на мой взгляд, – это более важная задача, потому что у нас не хватает настоящих священников. Очень важно рассказывать мальчику о высоте священнического служения, которое спасает мир, спасает все человечество. Ведь никто так не может изменить мир в лучшую строну, как священник. Священник может помочь победить диавола, победить зло, священник может привести человека к спасению».

Рассказывая о том, как прививал своим детям любовь к храму, владыка вспоминал: «Когда у меня бывали выходные, я ходил на службу в Елоховский собор, рядом с которым мы жили, и брал с собой детей. Пока шла служба, я подводил их к иконам, кратко рассказывал жития святых, покупал им свечи. Так я приучал детей к храму, к молитве. Для них эти походы не были каким-то послушанием, для них это была радость – пойти с папой в храм. Вера для ребенка ассоциируется с праздниками, с радостью. Надо делать так, чтобы для детей поход в храм был радостью. Также постепенно я приучал их к молитве. Объяснял, что после Причастия надо поблагодарить Бога своими словами».

О выборе духовного чтения для детей епископ Пантелеимон рассказал следующее: «Я читал детям жития святых. Они детям очень интересны, потому что жития святых сюжетные: в них есть про зло, про чудеса, про дела милосердия. Есть очень интересные жития святых, нужно рассказывать их детям как можно чаще. Это намного лучше сказок, хотя хорошие сказки тоже нужно читать. Дети должны знать о святых, должны представлять их живыми людьми. Хорошо, что из года в год, следуя календарю, рассказы будут повторяться. Кроме того, нужно не просто читать все подряд, но выбирать и уметь пересказывать детям на их уровне».

Рассказывая о праздниках в семье, владыка отметил, что для детей ожидание праздника часто гораздо важнее самого праздника. Детям очень нравится атмосфера ожидания, подготовки. В последнее время многие родители во время поста делают для детей календари ожидания праздника: Рождества Христова и Пасхи. По его словам, это очень хорошая практика, поскольку детей нужно учить в игровой форме.

На вопрос о том, как молиться с детьми, епископ Пантелеимон ответил, что молитва с детьми должна быть краткой, но регулярной. Нужно молиться с детьми в особенно важные моменты жизни, когда кто-то заболел или путешествует, чтобы молитва сопровождала всю жизнь. Владыка также подчеркнул, что дети любят церемонии: зажечь свечу, встать перед иконой. Нужно найти такую форму молитвы, которая будет им понятна. «Детям можно молиться своими словами. И хорошо, когда дети так живо обращаются к Богу, – сказал епископ Пантелеимон. – Очень важно, чтобы у детей было живое общение с Богом, чтобы они знали, что Христос пребывает с нами во все дни до скончания века. Нужно, чтобы они любили Христа, не просто знали какие-то правила, но чтобы у них был Его живой образ».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Хорошо, что к карантинным мерам приходится прибегать Великим постом»

— Ваше Преосвященство, что Вы считаете главным в борьбе с вирусной инфекцией?

— Главное — сохранять спокойствие духа и не допустить в себя инфекцию духовную, которая повреждает душу и сердце человека.

Главное — хранить свое сердце в мире, ничего не бояться, не паниковать, не ссориться с людьми, не соблюдающими правил, которые мы считаем для себя обязательными, не навязывать другим свое мнение.

В моменты таких испытаний, будь то война или эпидемия, всегда начинают активнее действовать злые силы — инфекция духовного мира, которая всегда рядом с нами. Она хочет нас погубить. Надо помнить, что, конечно, важно заботиться о здоровье тела, выполнять все предписания, которые указаны, но тем не менее, очень нужно сохранять спокойствие души. Ничего особенного сейчас не происходит.

— Чем отличается нынешняя инфекция от других опасностей?

— В СМИ есть очень противоречивые мнения по поводу этой инфекции. Есть два полюса — два мнения. К одному полюсу принадлежат люди, которые говорят: «Ничего страшного, все это придумано, на эту шумиху не надо обращать внимания». Другой полюс — это те, кто призывает к очень жестким мерам. Понятно, откуда возникает и тот, и другой полюс. Человеку, который верит в Бога, недопустимо склоняться ни в одну, ни в другую сторону: и то, и другое будет ошибкой.

В этой ситуации нужно сохранять трезвомыслие, не терять рассудительности, следить за тем, что тебе говорит твоя собственная совесть. Очень правильно подчиняться тем указаниям светских властей, которые существуют. Священноначалие также предложило меры, которые помогут снизить опасность этой инфекции. Мне кажется, что было бы очень полезно эти правила соблюдать.

Никакие правила не могут охватить всех возникающих ситуаций. Есть некие общие правила, применять их в жизни мы должны, сообразуясь с условиями, в которых мы находимся, — это очень важно. Один мудрый иерарх нашей Церкви говорил, что на всех дураков правил не придумаешь. Мне кажется, очень важно об этом помнить и применять эти правила разумно, со смирением.

— Известно, что мэр Москвы рекомендует пожилым людям не покидать своих домов ввиду инфекции. Как быть с посещением богослужений, участием в Таинствах?

— Мы живем в эпоху новых технологий: интернета, смартфонов, планшетов. Часто мы недовольны развитием таких технологий: они могут потворствовать человеческим слабостям, умножению грехов. Но в данной ситуации они могут нам помочь.

Всенощную можно слушать у себя дома, помолиться в тишине. Некоторым это даже больше нравится, потому что в храме часто что-то отвлекает. Мы знаем, что некоторые люди удалялись от мира: уходили не от людей, а от суеты, предаваясь уединенной молитве. Можно человеку, который опасается инфекции или подвержен особому риску, например, престарелому, слушать песнопения и тексты всенощной и Литургии, не приходя в храм.

В храм нужно прийти, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

Не нужно смущаться тем, что «запивку» в храмах будут предлагать в одноразовых стаканчиках — это не свидетельство нашего маловерия. В некоторых Поместных Церквах совсем не употребляют «запивку». После Причастия можно покинуть храм и прочитать благодарственные молитвы самостоятельно.

На всенощной под Крестопоклонную Неделю не обязательно прикладываться ко кресту, который лежит в центре храма. Если мы слушаем всенощную дома, можно с не меньшим благоговением приложиться к домашнему распятию или к нательному крестику.

Я бы очень не хотел, чтобы мои слова были восприняты ревнителями Православия как то, что я отрицаю благодать и призываю к нарушению традиций. Конечно же, нет. Пусть каждый действует по своей совести и своему разумению. Но прислушаться к словам Священноначалия и выполнять те правила, которые приняты светскими властями Москвы, просто необходимо.

Мы знаем, что карантин привел в Китае к уменьшению количества заболевших — эпидемия там сходит на нет. Мы знаем, что изоляция людей всегда помогала в борьбе с инфекцией. Если все мы будем придерживаться этих правил, то, несомненно, инфекция не будет так сильно распространяться. Каждый из нас призван думать не только о себе, но и о примере, который он подает. Я знаю одного человека, который все время переходил улицу на красный свет, когда нет машин. Ему напомнили, что на него смотрят дети и тоже будут переходить на красный свет. В конце концов кто-нибудь попадет под машину.

Здесь очень важно думать и о здоровье других, чтобы не быть передатчиком инфекции, и о том примере, который показываешь другим.

Поэтому нужно вести себя очень осмотрительно и осторожно.

— А как в этой ситуации быть с Исповедью?

— Есть документ, который принят на Архиерейском Совещании: «Об участии верных в Евхаристии». В этом документе говорится, что Причастие не обязательно может быть связано с Исповедью и что священник может благословить людей, которые к нему обращаются, на Причастие без Исповеди, если они причащались недавно и на совести у них нет тяжелых грехов. Мы знаем, что такая практика вполне допустима.

В данной ситуации, если вы недавно исповедовались и жили благочестиво, можно попросить благословение у священника. Без благословения причащаться нельзя. Благословение можно взять и по телефону, и через интернет.

— Не приведут ли меры, о которых Вы говорите, к тому, что люди не будут собираться вместе по слову Евангелия «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)?

— Я еще раз повторяю, что некоторые святые специально уходили в уединение. Уже скоро в храмах будет читаться житие преподобной Марии Египетской. В этом житии упоминается монастырь, где монахи на время Великого поста уходили из обители и возвращались только к празднику Входа Господня в Иерусалим. Каждый проводил время поста в одиночестве. Мне кажется, что такая практика уединенной домашней молитвы у нас в городе в обычное время не может быть применима, поскольку у нас очень много дел. А нынешняя ситуация с противовирусными мерами способствует уединению и может помочь больше времени уделить молитве. Хорошо, что к карантинным мерам приходится прибегать не в какое-то другое время, а Великим постом.

— Как вести себя верующему человеку, чтобы проведение Великого поста в данной ситуации было спасительным для души?

— Великий пост — это время испытаний. А нынешний Великий пост — это испытание вдвойне. К сожалению, я замечаю, как сейчас некоторые люди иногда начинают нервничать, становятся мнительными, обвиняют друг друга в нарушении эпидемиологических правил, начинают критиковать рекомендуемые меры по уменьшению распространения инфекции, забывают о послушании и о любви. Плохо, что в периоды таких испытаний человек думает только о себе, о своем спасении, о том, чтобы утвердить какую-то свою правду.

Время испытаний — это, наоборот, время явления любви и заботы о ближних. Если вас просят надеть маску, требуют соблюдения правил, то лучше пойти навстречу, даже если вы считаете это излишним. Можно заразиться не коронавирусом, но плохими мыслями.

Хорошо бы выйти из этого времени испытаний, научившись любить и помогать другим. Например, приносить продукты пожилым людям, которым не рекомендовано выходить из дома. Или поддерживать друг друга.

Проводя так время Великого поста, мы сможем встретить Светлое Христово Воскресение не только в телесном здравии, но в мире с ближними и в духовной радости.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector