1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Видеть любовь» — выставка памяти Александра Соколова

«Видеть любовь» — выставка памяти Александра Соколова

Выставка «Видеть любовь» памяти иконописца Александра Соколова открылась в Центральном Доме Художника в Москве. Помимо работ Александра Соколова, автора чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», расписавшего десятки храмов в России и за рубежом, на выставке представлены картины вдовы иконописца – художницы Марии Вишняк. Посетители увидят иконы, фрески, мозаики, которые украшают православные храмы Японии, Америки, Италии, Польши, Индии, Азербайджана, Финляндии, Кипра, храмы России и частные собрания, сообщает интернет-портал «Православный мир».

Так бывает: приходишь на выставку «Видеть любовь» и видишь любовь. Любовь – первое, что предстает перед глазами посетителя выставки памяти Александра Соколова. Передо мной портрет – красивый молодой мужчина у холста. Это не просто портрет художника за работой, он внушает удивительную уверенность – его писала женщина, которая любит, вдова Александра – Мария Вишняк. Рядом картина «Незабудки» – пара в цветущем саду; осенний пейзаж, двое смотрят на увядание листьев. Они прожили вместе всю жизнь, работали бок о бок со времен учебы в художественной школе до февраля прошлого 2015 года, когда Александр скончался после тяжелой болезни.

На мемориальной выставке много необычных «экспонатов» – палитра, небольшие этюды, зарисовки. На одной из таких работ – небольшая сцена из частной жизни – супруга художника кормит одного из четверых детей в семье.

«Это – мемориальная выставка, – рассказала Правмиру искусствовед Ирина Языкова, – Год назад Александра не стало, и это было для всех большой потерей. Ему исполнилось всего 55 лет, он был полон сил, и вдруг случилась такая скоротечная болезнь. Выставка призвана показать художника со всех сторон, поэтому рядом с работами Александра, – картины его жены. Те пейзажи, где они вместе были, работы их духовных наставников – митрополита Антония Сурожского, священника Анатолий Яковина, архимандрита Зинона.

Выставка должна показать атмосферу, в которой жил и творил Александр: здесь юношеские, семейные фотографии, фотографии детей, внуков. Его отличало удивительное жизнелюбие. Он работал для Церкви, но не был аскетом, отрешенным от мира. Он очень любил этот мир, но видел в нем, прежде всего, райское. Поэтому его росписи такие яркие, они дают возможность увидеть в храме отблеск рая. Его иконы душевные, располагающие к молитве. Они показывают и физическую красоту, но это – не гламур, не мирская опошлившаяся красота, а желание соединить красоту земную и небесную.

Александр и Мария Вишняк вместе развивались и формировались как художники. Мария прекрасно составила выставку: здесь есть вещи, которые обычно не показывают – небольшие рисунки на камнях, этюды, написанные для себя… Но из этих мелочей, как из мозаики, складывается образ иконописца. Выставка икон была бы вершиной айсберга, здесь же показан космос, в котором он жил. Собирать эту выставку было нелегко, многие иконы уже стояли в красном углу, но Александра так любили, что люди охотно расставались с работами частных собраний, чтобы мир мог увидеть их».

Александра Соколова знали и любили в Церкви многие. Мария Вишняк рассказала, что даже в организации этой выставки, непосредственное и самое активное участие принял митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

«Эту выставку полностью благословил, оплатил и курирует, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл», – рассказала вдова Александра Соколова “Правмиру”, – «Он и стал главным вдохновителем ее создания. Митрополит Кирилл очень поддерживает меня после того, как не стало Саши. Вряд ли было бы возможно часто проводить такие выставки, многие иконы мы вынимали у людей буквально из красных углов. Есть материалы и для издания мемуаров, но пока нет материальной возможности».

Митрополит Кирилл лично выступил на открытии. «Царство Небесное не может быть горестным. Человек, который всю жизнь занимался тем, что был рядом со Святыми, не может оказаться в другом обществе. Я твердо верю в то, что Александр сейчас с теми, кому мы молимся. Я очень благодарен тому, что Господь дал нам в этой жизни возможность встретиться с этим светлым, по-настоящему добрым человеком, настоящим христианином, настоящим русским иконописцем», – сказал владыка перед собравшимися.

Посетил выставку и протоиерей Владимир Вигилянский. «Я был знаком с Александром с тех пор, как группа молодых художников собралась вокруг тогда еще игумена Зинона в Даниловском монастыре, в середине 80-х годов, тогда еще была Советская власть. Среди этих молодых людей был Александр Соколов. Эти молодые люди сейчас составляют ядро современного православного искусства. После этого мы много раз встречались. В конце жизненного пути Александра нам с супругой удалось пожить вместе с семьей Александра и Марии, узнать их в быту, в обстановке повседневной жизни. Это было общение двух творческих личностей, у которых были разная техника, разный взгляд на жизнь через полотно. Поразительный факт: каждый из них уважал мнение другого и озарение через творческое действо. Не было более благоприятной атмосферы не только уважения и почитания, но и настоящей любви до конца. В такой атмосфере жить и творить – замечательно!», – рассказал протоиерей Владимир.

Провожает гостей стена с фотографиями: здесь счастливая семья Александра и Марии, дети, друзья, прогулки в саду и сцены из мастерской. «На самом деле я счастливый человек, у меня чудесная жена, без которой себя не мыслю. Мы с ней – одно целое», – сказал Александр в одном из своих интервью Правмиру.

В просторном зале – иконы, картины, фрески, фотографии. Но главное – любовь, которая (и здесь это особенно очевидно) не перестает «хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам 13:8).

Читать еще:  “Я открыл пакет и долго потом чесал голову: там были новые ботинки”

«Видеть любовь» — выставка памяти Александра Соколова

Выставка «Видеть любовь» памяти иконописца Александра Соколова открылась 9 февраля в Центральном Доме Художника в Москве. Помимо работ Александра Соколова, автора чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», расписавшего десятки храмов в России и за рубежом, на выставке представлены картины вдовы иконописца — художницы Марии Вишняк. Посетители увидят иконы, фрески, мозаики, которые украшают православные храмы Японии, Америки, Италии, Польши, Индии, Азербайджана, Финляндии, Кипра, храмы России и частные собрания.

Так бывает: приходишь на выставку «Видеть любовь» и видишь любовь. Любовь — первое, что предстает перед глазами посетителя выставки памяти Александра Соколова. Передо мной портрет — красивый молодой мужчина у холста. Это не просто портрет художника за работой, он внушает удивительную уверенность — его писала женщина, которая любит, вдова Александра — Мария Вишняк. Рядом картина «Незабудки» — пара в цветущем саду; осенний пейзаж, двое смотрят на увядание листьев. Они прожили вместе всю жизнь, работали бок о бок со времен учебы в художественной школе до февраля прошлого 2015 года, когда Александр скончался после тяжелой болезни.

На мемориальной выставке много необычных «экспонатов» — палитра, небольшие этюды, зарисовки. На одной из таких работ — небольшая сцена из частной жизни — супруга художника кормит одного из четверых детей в семье.

«Это — мемориальная выставка, — рассказала Правмиру искусствовед Ирина Языкова, — Год назад Александра не стало, и это было для всех большой потерей. Ему исполнилось всего 55 лет, он был полон сил, и вдруг случилась такая скоротечная болезнь. Выставка призвана показать художника со всех сторон, поэтому рядом с работами Александра, — картины его жены. Те пейзажи, где они вместе были, работы их духовных наставников — митрополита Антония Сурожского, священника Анатолий Яковина, архимандрита Зинона.

Выставка должна показать атмосферу, в которой жил и творил Александр: здесь юношеские, семейные фотографии, фотографии детей, внуков. Его отличало удивительное жизнелюбие. Он работал для Церкви, но не был аскетом, отрешенным от мира. Он очень любил этот мир, но видел в нем, прежде всего, райское. Поэтому его росписи такие яркие, они дают возможность увидеть в храме отблеск рая. Его иконы душевные, располагающие к молитве. Они показывают и физическую красоту, но это — не гламур, не мирская опошлившаяся красота, а желание соединить красоту земную и небесную.

Александр и Мария Вишняк вместе развивались и формировались как художники. Мария прекрасно составила выставку: здесь есть вещи, которые обычно не показывают — небольшие рисунки на камнях, этюды, написанные для себя. Но из этих мелочей, как из мозаики, складывается образ иконописца. Выставка икон была бы вершиной айсберга, здесь же показан космос, в котором он жил. Собирать эту выставку было нелегко, многие иконы уже стояли в красном углу, но Александра так любили, что люди охотно расставались с работами частных собраний, чтобы мир мог увидеть их».

Александра Соколова знали и любили в Церкви многие. Мария Вишняк рассказала, что даже в организации этой выставки, непосредственное и самое активное участие принял митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

«Эту выставку полностью благословил, оплатил и курирует, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл», — рассказала вдова Александра Соколова «Правмиру», — «Он и стал главным вдохновителем ее создания. Митрополит Кирилл очень поддерживает меня после того, как не стало Саши. Вряд ли было бы возможно часто проводить такие выставки, многие иконы мы вынимали у людей буквально из красных углов. Есть материалы и для издания мемуаров, но пока нет материальной возможности».

Митрополит Кирилл лично выступил на открытии. «Царство Небесное не может быть горестным. Человек, который всю жизнь занимался тем, что был рядом со Святыми, не может оказаться в другом обществе. Я твердо верю в то, что Александр сейчас с теми, кому мы молимся. Я очень благодарен тому, что Господь дал нам в этой жизни возможность встретиться с этим светлым, по-настоящему добрым человеком, настоящим христианином, настоящим русским иконописцем», — сказал владыка перед собравшимися.

Посетил выставку и протоиерей Владимир Вигилянский. «Я был знаком с Александром с тех пор, как группа молодых художников собралась вокруг тогда еще игумена Зинона в Даниловском монастыре, в середине 80-х годов, тогда еще была Советская власть. Среди этих молодых людей был Александр Соколов. Эти молодые люди сейчас составляют ядро современного православного искусства. После этого мы много раз встречались. В конце жизненного пути Александра нам с супругой удалось пожить вместе с семьей Александра и Марии, узнать их в быту, в обстановке повседневной жизни. Это было общение двух творческих личностей, у которых были разная техника, разный взгляд на жизнь через полотно. Поразительный факт: каждый из них уважал мнение другого и озарение через творческое действо. Не было более благоприятной атмосферы не только уважения и почитания, но и настоящей любви до конца. В такой атмосфере жить и творить — замечательно!», — рассказал протоиерей Владимир.

Провожает гостей стена с фотографиями: здесь счастливая семья Александра и Марии, дети, друзья, прогулки в саду и сцены из мастерской. «На самом деле я счастливый человек, у меня чудесная жена, без которой себя не мыслю. Мы с ней — одно целое», — сказал Александр в одном из своих интервью Правмиру.

В просторном зале — иконы, картины, фрески, фотографии. Но главное — любовь, которая (и здесь это особенно очевидно) не перестает «хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам 13:8).

Читать еще:  Как отвоевать личное пространство в многодетной семье

Выставка продлится до 28 февраля в 16 зале Центрального Дома Художника.

О смирении, духовном Пути и ответственности за этот выбор, о выставке «Видеть любовь» памяти Александра Соколова

«Смирение – значит с миром» — так говорил известный иконописец Александр Соколов. Что это значит?

Я постараюсь написать немного об этом, о великом иконописце Александре Соколове, о выставке в его память «Видеть любовь» и о чудесной художнице, его жене, Марии Вишняк, которая организовала эту выставку в ЦДХ и о посте как о выражении смирения, кстати, он близится скоро.

Смирение – значит трезвое понимание своего места в этом мире… И это не выражение «подставь вторую щёку», в том обычном смысле. Да, подставить вторую щёку, но не ради унижения, а потому что нет в душе гордости, желания защитить что-то – мы понимаем, что отвечая тем же, мы умножим что-то плохое, а победить можно любовью только. Следуя примеру Христа, мы не должны стараться оправдать себя кулаками, защитить правду, потому что мудрость самодостаточна, ей не нужно оправдываться. Почему не нужно… Потому что сильный духом не ищет самоутверждения в ком-то, он не ищет силы вовне. Сила – внутри, ничто не может его сила задеть.

Удивительно, к этой мысли я пришла, а потом услышала ее от Александра…

Александр Соколов и его выставка.Сегодня, в воскресенье, был последний день, показывали фильм о нём. Это удивительной души человек, способный деятельностно творить любовь своими картинами. Он пришёл к Богу в 16 лет, и Он направил его. Вокруг, на показе фильма, мелькали лица – маленьких детей в жёлтом, старушек благородных, умных дяденек… Он – иконописец, она, Мария Вишняк – живописец… Но их творчество в одном зале… И одинаково от них исходит любовь. Она смогла доказать, этой выставкой в честь Александра Соколова, ее мужа, что творя любовь, с Божией помощью возможно и построить семью большую (у них четверо детей!), и реализовать себя в профессии. Так, любовь – это не воздушные замки, не ожидание принца, это не что-то для каждого своё, это сила, творчество, деятельность во имя добра, хотя этот выбор мы должны сделать сами – к любви настоящей, к Богу. И это не простая открытость даже, это работа – над собой, это отдача, прежде всего. Все мы творим сами, да?И это – выставка — пример жизни творческой, где человек нашел себя.

Смирение… Это ключевое к православию для меня. Что это значит, быть православным, верить в Бога, иметь ценности, исповедовать – любовь…?

Для Александра быть православным – это жить в Его присутствии. А верить в Бога – как сказал кто-то мудрый – это значит, быть верным духовному опыту.

А эти ценности – что это, как найти истину? Здесь – смирение…

Ведь мы воплощаем, мы люди, в себе двоякую природу, греховную и божественную. Нужно помнить, что любовь – это выбор: спрашивайте себя всегда, зачем я что-то делаю, во имя чего – и если не во имя Любви, значит, не нужно. Один великий святой писал – «хочу делать добро, а делаю зло» — говорит о том, что нас искушает постоянно что-то.

Поэтому, чтобы помочь нам, есть Евангелие, исповедь, пост… Через которые мы можем получить Божию благодать, если смиренны. Если, немножечно к другом смысле, чем в том, который обсуждался раньше в контексте смирения, если мы доверимся Богу. Потому что мы иногда не ведаем, что делаем, духовное не всегда нам открыто – интуиция, наша душа… Задача жизни – понять своё место в мире, кто мы, зачем, а это, я верю, больше, чем простые потребности, значит, это — духовное. И Он ведёт нас на этом пути, знает нас лучше.

Поэтому, если мы постимся, если ходим в церковь – мы помогаем Ему общаться с нами, а себе – развить понимание своей души, понимание ответственности и осознанности своих поступков, то есть, понять свою душу, понять, чего Он хочет от нас, где наша миссия.

В последнее время я слышу, что мои сверстники не считают соблюдение обрядов – важным для веры. Я не знаю, как лучше, но близкий мне человек на это ответил, и я разделяю, — что если мы кого-то любим, мы хотим окружить себя вещами, напоминающими об этом человеке… Так и с Богом: если мы любим Его, мы будем ходить в его дом, будем ближе стараться быть. Я хожу в церковь потому, что чувствую там по-другому. И каждый, наверное, сам решит, почему ему что-то делать, хотя все должно начинаться в ощущении. А еще раньше – с выбора. Но не батюшке, а перед Богом. Не лгать себе.

Так, самое главное – осознанный выбор стремления к Богу, а сделав его, мы не сможем уйти от ответственности любить, прощать, верить и надеяться. Не будет вопросов, что и как, а будет принятие Его законов, смирение, через которое мы поймем свою душу – Его творенье. Это – доверие духовному опыту.

Путь иконописца: Исцеляющая любовь

В Москве открылась выставка памяти автора чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша»

В Москве открылась выставка памяти автора чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша»

Чуть меньше года назад, в конце февраля 2015 года, выдающийся русский иконописец Александр Соколов скончался на 55-м году жизни. В память о нем в московском Центральном доме художника 9 февраля открылась выставка «Видеть любовь».

Сегодня чудесная целительная сила образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком монастыре общеизвестна, и едут к ней паломники со всей России. Но вот о том, что написал ее наш современник в 1993 году, знают немногие. Мы привыкли к тому, что чудотворные иконы «намолены» веками… Александр Соколов — один из немногих иконописцев, кто смог при жизни наблюдать, как написанная им икона становится по-настоящему почитаемой в народе. Созданная для Серпуховского Высоцкого монастыря в 1993 году, икона «Неупиваемая Чаша» стала по глубоким и искренним молитвам являть чудеса, спасать жизни и судьбы самых отчаявшихся. Копия иконы есть на выставке, а оригинал находится в монастыре.

Читать еще:  Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник

Впервые этот образ был обретен в конце XIX века, когда явился одному крестьянину, отставному солдату, жаждущему исцелиться от своего недуга… Самого горького русского недуга, самой пагубной страсти — винопития. Пройдя пешком нелегкий путь паломника, он отслужил молебен у обретенной иконы и вернулся домой абсолютно здоровым. Икону почитали, к ней притекало множество верующих вплоть до 1929 года, когда большевики подвергли серпуховскую обитель разорению, а икону уничтожили.

В 1993 году иконописец Александр Соколов фактически создал «Неупиваемую Чашу» заново, разрабатывая иконографию самостоятельно под чутким оком своих духовных наставников. Это был его вклад в восстановление монастыря, работал он бесплатно.

В лихие 1990-е, в самый разгар крушения страны, горькое пьянство для множества людей было печальной последней точкой в сломанной судьбе. Былая слава возрожденного образа Богородицы не угасла, и к «Неупиваемой Чаше» пошли люди. Сначала сотнями, потом тысячами, а вскоре — неисчислимым потоком. О том, насколько широким был молитвенный отклик, свидетельствует то, что икону буквально завесили плотной «занавеской» из приношений от исцелившихся прихожан. Жертвовали кольца (в благодарность за спасенную семью), цепочки, серьги и другие драгоценности. Благодаря щедрым дарам от паломников, иконе не только сделали новый оклад, но и начали работы по восстановлению монастыря.

На все вопросы по этому поводу Соколов отвечал, что чудо — это обычное явление для верующего человека, часть реальности. В одном из последних интервью иконописец признался, что не считает свой талант некой формой послушания или подвигом:

«Первое чувство, когда только начинал, было юношески-примитивным: я думал, что своим талантом мог бы послужить Церкви и людям. А потом появилось понимание совершенно другое, что это не служение Церкви и людям, а просто — путь».

Иконописца порой обвиняли в излишнем психологизме. И если его жена Мария занималась духовной живописью, где не так трудно соединить в образе священника или монаха черты человеческого характера и земной личности с высоким призванием служения Богу, то Александр Соколов писал лики Христа, Богоматери, святых — образы молитвенные. Но для него такой персонализированный подход — не попытка как-то принизить искусство иконописи или добиться портретного сходства. Скорее, попытка передать глубину личности святого. Так, например, над иконой «Царственные мученики» Соколов работал около 2 лет. Он изучал различные источники информации о жизни царской семьи, пытался узнать как можно больше о характере каждой из дочерей Романовых. Сегодня у этой иконы молятся монахи в Смоленском скиту на Валааме.

«Роль икон в нашей жизни — это роль свидетелей. Память Церкви хранит множество случаев воздействия на людей сверхъестественной силы непосредственно через иконы. Взгляд, иногда речь, обращенная к предстоящему. Поэтому страшно работать с этими досками, страшно быть недобросовестным, корыстным, невежественным, превращать иконописание в производство, иконы — в товар» (из записок Александра Соколова).

Многие из экспонатов — это эскизы, копии или фото, но иначе и быть не может, ведь оригиналы находятся в храмах — в виде фресок, мозаик, икон и целых иконостасов. Есть и много работ из частных коллекций, которые хранятся не как картины или предметы искусства для коллекционирования, но как настоящие семейные реликвии. Увидеть их можно будет до 27 февраля — закрытие выставки состоится в день трагической годовщины.

Работы, созданные русским иконописным мастером, дополняют живописные картины его вдовы, художницы Марии Вишняк. Творчество супругов во многом переплетается и дополняет друг друга. Мария Вишняк написала портреты многих духовных лиц, с которыми иконописец общался, которые оказали огромное влияние на его жизнь и творчество: митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Зинон, отец Анатолий Яковин, который и благословил художника Александра написать свои первые иконы для маленького храма во Владимирской области. Сегодня этот храм в селе Великодворье недалеко от Гусь-Хрустального считается настоящим памятником возрожденного русского иконописного искусства.

Мария Вишняк отмечает, что на иконах, написанных Соколовым, никогда не увидеть слишком строгого, жесткого выражения ликов святых. Только бесконечное милосердие к молящимся грешникам.

«Я воспитывался в простой советской нерелигиозной семье и пришел в церковь во многом благодаря иконам… Икона влекла своей непонятностью. Это было послание на непонятном языке. Но главный смысл послания был понятен. И выражался он во взгляде Спасителя с иконы XV века (Рублевский Спас). Входя в зал, я встречал взгляд Любви. Это трогало, особенно учитывая наше «духовное сиротство» и мое личное…» (из записок Александра Соколова).

ДОСЬЕ

Александр Соколов родился в 1959 году в Москве. Служил в армии в Балтийском флоте. Прошел обучение в художественной школе им. Сурикова при Академии художеств, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Работал со знаменитым русским иконописцем архимандритом Зиноном (Теодором) над иконостасом в селе Пятница Владимирской области. Расписывал храмы в России и за рубежом: в Польше, Японии, США, Греции, Азербайджане, на Кипре.

Персональные выставки икон Александра Соколова проходили в Японии (1997), Индии (1998), Люксембурге (1998), США (1998), Финляндии (2006) и т.д. В 2014 году работал над созданием алтарного образа для храма на Сицилии (Италия). Скончался 27 февраля 2015 года в Москве после тяжелой болезни.

Самые известные работы Александра Соколова

  • Образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»
  • Иконы для храма Параскевы Пятницы в селе Великодворье Владимирской области
  • Икона «Царственные мученики»
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector