0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вход Господень во Иерусалим: Грустный праздник

Вход Господень в Иерусалим

О том, как встретить Христа по-настоящему

Радостно в Вербное Воскресенье: Господь пришёл в нашу жизнь искупить нас всех. Но впереди еще — Страстная седмица. В чём же радость и в чём трагизм праздника Вход Господень в Иерусалим?

Они встречали Его в Иерусалиме со словами “осанна”, и они же потом кричали “распни!”. Так, почему происходят предательства? И как не впасть в уныние и не утратить надежду в светлое, когда вокруг света нет?

В интервью “PravLife” — епископ Банченский Лонгин (Жар).

— Вербное Воскресенье – это одновременно и радостный, и грустный праздник. На иконе Вход Господень в Иерусалим мы видим людей, встречающих Господа и кричащих «осанна», а вдали виднеется пещерка, в которой будет Спаситель погребён, когда Его снимут с креста.

Те же люди, которые кричали «осанна», затем будут кричать «распни». Сегодня, как и две тысячи лет назад, люди предают Христа и друг друга. В чём радость и в чём трагизм этого праздника? О чём он говорит современным людям?

Ещё в этот день радостно на душе потому, что думаем о Воскресении, приближаемся к нему. Ведь Господь сказал, что воскреснет в третий день. Весь Великий пост мы идём через покаяние и раскаяние в своих грехах к Пасхе.

Думаю, не я один считаю, что в Великий пост не должна быть доминирующей радость. Все страдают вместе со Христом.

Особенна Страстная седмица для нас. В Евангелии говорится, что Господь идёт страдать за наши грехи.

Но Воскресенье Господне, Святая Пасха приносит нам радость — и все страдания уже забываются. Вот так и живут современные люди — вначале поют «осанна», а через несколько дней будут снова Его мучить и распинать на кресте. Люди вроде бы верят, ходят в Церковь, молятся, но мы же видим, что творится в нашей стране — мы убиваем друг друга, ненавидим друг друга. Так сегодня мы принимаем Господа нашего Иисуса Христа.

А должны мы жить по-другому – в любви, в дружбе, без зависти. И тогда будет для нас настоящее Воскресение Господне.

— Я думаю, что люди предают потому, что не имеют достаточной любви и достаточной веры. Помню, когда я был маленьким, как хорошо мы жили. Вспоминаю те времена – все были весёлые, как радостно жили, всё было по-другому, и у детей с родителями были другие отношения, а сейчас всё тоскливо. Ненависть большая, зло, и всё из-за того, что мы живём во грехах и не хотим этого признавать.

— Т.е. мы получаем по заслугам?

— Господь попускает нам это, потому что мы живём во грехах, не хотим покаяться в них, не хотим исправить свою жизнь и не хотим служить и жить для Господа.

У нас всегда есть спасение – покаяние. Но мало кто умеет любить, прощать и верить по-настоящему

— Уныние и отчаяние – грех. Как в нынешних условиях обрести надежду и не впасть в уныние от беспросветности?

— У нас всегда есть спасение – покаяние. Господь пришёл не погубить нас, пришёл спасти род человеческий. Каждый человек должен повернуться к Богу. Со слезами покаяться и начать учиться любить, прощать и верить по-настоящему в Господа Бога. Ведь мало кто умеет это по-настоящему.

— Можем ли мы радоваться в грустные праздники, трагичные дни, когда мы сопереживаем Христу и сораспинаемся с Ним?

— Мы всегда должны радоваться о спасении. Несмотря на то, что Господь страдает, Он знает, для чего пришёл . Он пришёл не жить для Себя, Он пришёл заплатить за наши грехи. И мы должны радоваться всем праздникам Господним – ибо Господь пришёл к нам. Но не забывать, что настоящий праздник – это когда мы делаем кого-то счастливыми. Когда дарим радость ближнему, приносим прощение и любовь. Это не праздник – просто прийти в храм и торжественно отстоять всю службу. Праздник – в празднике ближнего.

Читать еще:  Никогда не говорите женщине, что она женщина

С Божьей помощью так должны поступать все – делать только добро. Господь никого не оставляет, даже самых, казалось, безнадежных, Он покрывает Своей любовью всех. Всех любит и всех призывает к Себе. Не выборочно, а всех. И мы должны на Его зов ответить.

Православная Жизнь

Main menu

You are here

Вход Господень в Иерусалим: Епископ Лонгин (Жар): Как встретить Христа по-настоящему?

Радостно в Вербное Воскресенье: Господь пришёл в нашу жизнь искупить нас всех. Но впереди еще — Страстная седмица. В чём же радость и в чём трагизм праздника Вход Господень в Иерусалим?

Они встречали Его в Иерусалиме со словами “осанна”, и они же потом кричали “распни!”. Так, почему происходят предательства? И как не впасть в уныние и не утратить надежду в светлое, когда вокруг света нет?

В интервью “PravLife” — епископ Банченский Лонгин (Жар).

Как и 2 тыс. лет назад, живут сегодня люди — вначале поют «осанна», а через несколько дней будут снова Его распинать на кресте

— Вербное Воскресенье – это одновременно и радостный, и грустный праздник. На иконе Вход Господень в Иерусалим мы видим людей, встречающих Господа и кричащих «осанна», а вдали виднеется пещерка, в которой будет Спаситель погребён, когда Его снимут с креста.

Те же люди, которые кричали «осанна», затем будут кричать «распни». Сегодня, как и две тысячи лет назад, люди предают Христа и друг друга. В чём радость и в чём трагизм этого праздника? О чём он говорит современным людям?

— Радостно в этот праздник оттого, что Господь пришёл в нашу жизнь искупить нас всех. Это – самое радостное. Иначе мы бы все погибли. Радостно, когда есть спасение, есть избавление от грехов. Но при этом мы скорбим, потому что наш Спаситель идёт страдать на кресте. Какая высокая цена за наши грехи, за нашу вину, за наши недостатки.

Ещё в этот день радостно на душе потому, что думаем о Воскресении, приближаемся к нему. Ведь Господь сказал, что воскреснет в третий день. Весь Великий пост мы идём через покаяние и раскаяние в своих грехах к Пасхе.

Думаю, не я один считаю, что в Великий пост не должна быть доминирующей радость. Все страдают вместе со Христом.

Особенна Страстная седмица для нас. В Евангелии говорится, что Господь идёт страдать за наши грехи.

Но Воскресенье Господне, Святая Пасха приносит нам радость — и все страдания уже забываются. Вот так и живут современные люди — вначале поют «осанна», а через несколько дней будут снова Его мучить и распинать на кресте. Люди вроде бы верят, ходят в Церковь, молятся, но мы же видим, что творится в нашей стране — мы убиваем друг друга, ненавидим друг друга. Так сегодня мы принимаем Господа нашего Иисуса Христа.

А должны мы жить по-другому – в любви, в дружбе, без зависти. И тогда будет для нас настоящее Воскресение Господне.

Люди предают потому, что не имеют достаточной любви и достаточной веры

— А почему происходят предательства?

— Я думаю, что люди предают потому, что не имеют достаточной любви и достаточной веры. Помню, когда я был маленьким, как хорошо мы жили. Вспоминаю те времена – все были весёлые, как радостно жили, всё было по-другому, и у детей с родителями были другие отношения, а сейчас всё тоскливо. Ненависть большая, зло, и всё из-за того, что мы живём во грехах и не хотим этого признавать.

— Т.е. мы получаем по заслугам?

— Господь попускает нам это, потому что мы живём во грехах, не хотим покаяться в них, не хотим исправить свою жизнь и не хотим служить и жить для Господа.

У нас всегда есть спасение – покаяние. Но мало кто умеет любить, прощать и верить по-настоящему

— Уныние и отчаяние – грех. Как в нынешних условиях обрести надежду и не впасть в уныние от беспросветности?

Читать еще:  «Ты должен быть мужиком». Самое страшное, что можно сказать сыну

— У нас всегда есть спасение – покаяние. Господь пришёл не погубить нас, пришёл спасти род человеческий. Каждый человек должен повернуться к Богу. Со слезами покаяться и начать учиться любить, прощать и верить по-настоящему в Господа Бога. Ведь мало кто умеет это по-настоящему.

Это не праздник – просто торжественно отстоять всю службу. Праздник – в празднике ближнего

— Можем ли мы радоваться в грустные праздники, трагичные дни, когда мы сопереживаем Христу и сораспинаемся с Ним?

— Мы всегда должны радоваться о спасении. Несмотря на то, что Господь страдает, Он знает, для чего пришёл . Он пришёл не жить для Себя, Он пришёл заплатить за наши грехи. И мы должны радоваться всем праздникам Господним – ибо Господь пришёл к нам. Но не забывать, что настоящий праздник – это когда мы делаем кого-то счастливыми. Когда дарим радость ближнему, приносим прощение и любовь. Это не праздник – просто прийти в храм и торжественно отстоять всю службу. Праздник – в празднике ближнего.

С Божьей помощью так должны поступать все – делать только добро. Господь никого не оставляет, даже самых, казалось, безнадежных, Он покрывает Своей любовью всех. Всех любит и всех призывает к Себе. Не выборочно, а всех. И мы должны на Его зов ответить.

Вход Господень в Иерусалим

Историческое содержание

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Обратимся к евангельской истории

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

«Вход Господень в Иерусалим»

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды.

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской. » (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Читать еще:  Митрополит Антоний Сурожский: таинство любви

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

Вход Господень во Иерусалим: Грустный праздник

У нас – двунадесятый праздник! Странный, конечно, праздник. Христос входит в город, где Его убьют. Толпа, сошедшаяся, по замечанию евангелиста Иоанна, чтобы поглазеть на Воскресившего Лазаря, и есть толпа – отчего же в толпе не поорать «Осанна». Через пять дней та же толпа будет кричать «распни Его». Грустный праздник… Но раз праздник, нам надо ликовать и умиляться.

Вот два повода к умилению.

Первый: в наших богослужебных текстах, и сегодняшнего дня, и в продолжение всей Страстной Седмицы время от времени гимнописцы будут молитвенно радоваться: «злобные иудеи распяли Тебя, Господи – мы же благословим и превозносим Тебя во вся веки». Преп. Исаак Сирин дал как-то практический совет: «Если тебе плохо, вспомни, что есть люди, которым ещё хуже – и утешишься». Здесь то же самое: «Если ты грешник – вспомни, что есть и погрешнее тебя, и возликуешь».

Но ведь Евангелие – про нас. Ведь каждый из нас может оказаться в такой ситуации, когда сегодня он будет взывать «Осанна» Христу, а завтра распнёт Его – своими мыслями, словами, делами, отношением к ближнему… Одно дело – ликовать в толпе. Совсем другое – делать личный осознанный выбор за Христа, особенно когда Его бьют и осуждают на смерть. Тут и верный и горячий Пётр дал слабину… а мы ликуем: «Это не мы, это иудеи Тебя распяли, Господи, мы же благословим и превозносим во вся веки». А вот как раз может быть и не нужно «во вся веки». С «во вся веки» Господь Сам разберётся, воздавая каждому по делам его. А нужно нам здесь и сейчас блюсти себя, чтобы быть верным Христу; а если не находим в себе такой уж прочной верности – то, может быть, стоит и потише кричать «Осанну»…

А второй повод к умилению – ну как же, конечно: «неискусозлобные дети». Недавно слышал по «Радонежу» – проповедник весь изликовался: «чистые дети, злобные взрослые». Но вся беда в том, что дети-то вырастают. Сегодня их подносят к причастию – ах, милые крошки, как хороши! Вот семи-десятилетние детки стоят в храме – прямо ангелы, аж светятся! К Чаше подходят, ротик открывают, сердечко чистое… а вот шестнадцать-семнадцать – и те же детки такое вываливают на исповеди, что их по букве канонов лет на двадцать нужно отлучать… и это те ещё, кто до исповеди дошёл, а большинство – Церкви ручкой сделали. Злобные взрослые не из кого иного, как из чистых детей получаются. А мы всё ликуем…

Вот и урок нам, и упрёк от сегодняшнего празднуемого события. Поменьше бы нам ликовать, а побольше думать, чтобы со Христом быть. Может, подумав, и к делам перейдём – не только к делам выстаивания величайших служб в году, но и к жизни евангельской.

Чего и, в первую очередь, себе, и всем вам, дорогие братья и сёстры, от души желаю. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector