0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вход Господень в Иерусалим: Торжество служения

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества»[1]. В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21: 9; Мк. 11: 9; Лк. 19: 38; Ин. 12: 13).

В непосредственном описании Входа Господня в Иерусалим наиболее близки между собой рассказы синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Они уделяют пристальное внимание отсутствующей у Иоанна истории с обретением осла для поездки, которая имеет много общего с повествованием о подготовке тайной вечери (см.: Мф. 26: 17–19; Мк. 14: 13–16; Лк. 22: 8–13). Обстоятельства нахождения этого животного становятся исполнением пророчества Быт. 49: 10–11, а благополучная реализация поручения учениками предстает как результат божественного всеведения Иисуса Христа.

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (см.: Зах. 9: 9). У Матфея оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. При этом из текста можно даже понять, что Господь воссел на них одновременно (см.: Мф. 21: 2–3, 5, 7). Для разрешения данного противоречия предлагается несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.

Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.

Вероятнее всего, прибытие верхом на осле было событийной реминисценцией помазания Соломона на царство (см.: 3 Цар. 1: 32–40). Иными словами, Вход Господень понимался как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что встречающие клали Ему под ноги свою одежду (см.: Мф. 21: 8; Мк. 11: 8; Лк. 19: 36; ср.: 4 Цар. 9: 13).

Однако чрезвычайно символично следующее. По традиции, все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими – в знак смирения и почитания Святого города и храма. Евангелисты же говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вступил в город.

Если все же предположить второе, то рассказ о встрече Христа предстает описанием настоящей религиозной процессии и отсылает к ритуальным пальмовым ветвям, которые фигурировали на осеннем празднике Кущей. Данное мнение приобретает еще большую доказательность, если не забывать, что Входу Господню в Иерусалим предшествовало воскрешение Лазаря, которое в свою очередь предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых. Но ведь данные события выступают еще и в качестве тем праздника трубного звука, который проходил перед праздником Кущей.

Кроме того, для последнего празднования были характерны ликование и радостные восклицания (см.: Ис. 12: 6; 42: 1–2; 44: 23; Иер. 31: 7; Зах. 9: 9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: Ис. 26: 19). Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!»(буквально – «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу.

Не исключая совершенно возможности употребления слова«осанна»в качестве аккламации (если присвоить ему междометно-эмоциональную роль), можно воспринимать его и как просьбу о Царе – особенно в позиции обращения (ср. в связи с этим аналогичный по содержанию Пс. 117, стихи 25–26 которого звучали во время Входа Господня в Иерусалим). И здесь особо надо указать на следующий факт: все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами рассматриваемого события, и в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его словами «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!», однозначно понимавшимися как мессианское приветствие.

Праздник в православном богослужении

Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы.

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.

Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.

В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид.

Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу Великого поста (особенно Лазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.

Итак, согласно Уставу, общий формуляр празднования Входа Господня в Иерусалим таков. Предписывается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа. Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из монастыря, символизирующее известное шествие, совершается после часов. На литургии положены праздничные антифоны.

Отдельно надо указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы Великим постом на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.

В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.

Отдельного упоминания достойны молитвы на благословение и освящение ваий. Всего по рукописям известно четыре текста: «Собезначальне Слове непостижимаго Твоего Отца», «Господи Боже наш, иже кивотом», «Владыко Господи Боже наш Вседержителю», «Господи Христе Боже наш, седяй на херувимех»[2]. Однако только последняя молитва содержится в принятых ныне в Православной Церкви богослужебных книгах. Непосредственное ее чтение предваряется тем, что предстоятель кадит ветви. В русской практике принято также после молитвы окроплять ветви святой водой.

Святоотеческая экзегеза праздника

Следует отметить неизменное и единодушное истолкование Входа Господня в Иерусалим как важного события евангельской истории, описывающего торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть (святитель Амвросий Медиоланский).

Помимо этого, несомненно соотношение данного события и с Рождеством Христовым: положение Спасителя в ясли и участие осла; свидетельство младенцев и ликование детей (преподобный Ефрем Сирин).

Отцы Церкви, подчеркивая необычайную торжественность Входа Господня в Иерусалим, отмечают его связь с чудом воскрешения Лазаря из мертвых и с Воскресением Иисуса Христа[3]. Они сосредотачиваются на сверхъестественно явленном царском достоинстве Спасителя: Сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал Христа. Вступив в Святой город с величайшим смирением Сына Божия, Он, между тем, оказывается равночестным Отцу (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама и др.).

Читать еще:  Каждый гарнизон выживает как может. Пожарный о системе изнутри

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Анализ места праздника Входа Господня в Иерусалим в богослужении нехалкидонитов позволяет сказать, что, например, в армянской практике, которая во многом восходит к древней иерусалимской традиции, рассматриваемое празднество носит названиеВоскресенье цветов, или Благословенное воскресенье. Крайне интересен здесь диалог, происходящий между двумя священниками, один из которых находится внутри храма, а другой – снаружи, заимствованный из канона Великого вторника и парафразирующий евангельскую притчу о десяти мудрых девах.

В коптском богослужении, так же как и в эфиопском, главные особенности праздника составляют процессия с пальмовыми ветвями, в память о событии совершаемая перед литургией, а также чин поминовения усопших после литургии.

На латинском Западе предпасхальное воскресенье долгое время не связывалось с Входом Господним в Иерусалим. И только с конца VII – начала VIII веков в богослужебных книгах римского обряда появляется заглавие «Die dominica in palmas» (Воскресный день пальм), а к X столетию окончательно утверждается традиция совершать в этот день торжественную процессию в память о прибытии Иисуса в Святой град[4].

Надо заметить, что нынешнее чинопоследование рассматриваемое празднование обрело только во второй половине XX века – вследствие реформ, начатых II Ватиканским Собором. Современные римско-католические книги, развивая две темы – воспоминания Входа Господня в Иерусалим и Страстей Христовых[5], – предлагают на выбор три варианта празднования: процессия с последующим совершением мессы; месса, предваряемая торжественным входом в храм, без совершения процессии; месса без торжественного входа.

В амвросианском обряде одной из главных составляющих анализируемого праздника был первоначально обряд передачи Символа веры, позже перенесенный на день раньше.

В Галлии в IX столетии символико-аллегорические шествия с пальмовыми ветвями имели уже характер традиции, хотя начало празднования относится к самому концу VII века.

Центральном моментом в испано-мосарабской практике, где Вход Господень в Иерусалим именуется Dominica palmarum (Воскресенье пальм), достаточно долго были предкрещальные чины, поэтому праздник назывался еще и Малой Пасхой. Напоминанием о них в современном богослужении служит молитва-увещевание «Catholicam fidem» («Католическую веру»).

Неоднозначно трактуемая фабульность Входа Господня в Иерусалим находит свое отражение в иконографии. Изображения этого события – на саркофагах – известны с IV века. Встречаются два варианта: Спаситель чаще всего изображен восседающим на осле; реже – рядом с ослицей, на которой едет Христос, идет жеребенок (см.: Мф. 21: 1–9).

За Христом обычно находятся апостолы, впереди – дети. Они возлагают под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Спасителя с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины – опять-таки с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом.

Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола – Петр и Иоанн, по сторонам от Учителя.

В палеологовскую эпоху появилась новая иконография: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам. Этот извод, отличающийся, как, впрочем, и другие, малочисленностью сюжетных деталей и изобразительной сдержанностью, получил широкое распространение в русском искусстве XV столетия.

Рассмотренные образы и их диахронная динамика являются «примерами незаурядного иконографического творчества создававших их православных художников, опровергающими при ближайшем рассмотрении устоявшийся в литературе тезис о вековой неизменности иконографии Входа Господня в Иерусалим»[6].

28 марта 2010 г.

[1] См.: Вход Господень во Иерусалим, с приложением избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1903. С. 27.

[2] Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 47–48.

[5] Кунцлер М. Литургия Церкви. Кн. 3. М., 2001. С. 153.

Православная Жизнь

Main menu

You are here

Что нужно вспомнить в праздник Входа Господня в Иерусалим

Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева), ректора Киевских духовных школ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что, дорогие братья и сестры, мы услышали евангельский отрывок (Ин. 12:1–18), который повествует о Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Данное торжественное действие тесно связано с другим событием, произошедшем накануне, – с воскрешением Лазаря. Именно воскрешение Лазаря вызвало среди иудеев такое удивление, что народ ликовал и прославлял входящего во Святой град Иисуса Христа. Ведь чудо, какое совершил Христос, никто и никогда прежде не совершал, потому что это под силу только одному Богу.

Из Священного Писания известно, что Иисус Христос был другом семьи Лазаря, его сестер Марфы и Марии. И после чудесного воскрешения их брата Марфа и Мария всем сердцем восприняли Христа как Спасителя, как Мессию. Именно этим можно объяснить факт помазания Марией ног Христа миром, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии.

Это обычай страны, где жарко и где в то время люди в основном ходили пешком, а значит, утомляясь и придя в помещение, первым делом омывали ноги. Гостеприимные хозяева также предлагали гостю умыть ноги, дабы человек мог освежиться. Особо почитаемым гостям предлагалось не просто омыть ноги, но и помазать их маслом. Поэтому и Христу, как особо дорогому и почетному гостю, ноги помазали миром, то есть благовонным маслом. Но, как видно из Писания, один из учеников возмутился этому. Апостолом, высказавшим свое негодование, был Иуда Искариотский.

Однако Спаситель одобряет действия Марии и говорит, что тем самым она приготовила Его к погребению. Христос показывает: то, что всем казалось знаком уважения к особому гостю, на самом деле было Его приготовлением к смерти, так как тела умерших после смерти тоже умащали миром (ср. Мк. 16:1).
Иуда предложил якобы благое применение тому миру, которое было вылито на ноги Христу: его можно было продать, а вырученные деньги раздать неимущим. Но при этом в его сердце вовсе не было любви к бедным, а говорил он из зависти и только для того, чтобы упрекнуть Своего Божественного Учителя и Его благочестивых друзей. В сердце Иуды уже скрывалась неприязнь и ненависть ко Христу, и все, что люди делали доброго для Христа, воспринималось Иудой отрицательно.

На следующий день после этого совершился торжественный Вход Господа в Иерусалим. Именно это событие мы сегодня вспоминаем. В этот день Христа, грядущего на смерть ради спасения человека, народ встречал как никогда раньше: с пальмовыми ветвями, восклицаниями и постилая пред Ним свои одежды.

Это действие Христово имеет глубокий богословский смысл. Сам вход Господень в Иерусалим предсказан был ветхозаветным пророком Захарией, который говорит: «Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
По обычаю того времени иудеи на религиозные праздники входили в Святой Город пешком. Однако в Ветхом Завете в Книгах Царств встречаются рассказы о том, что в некоторые моменты именно цари Израилевы въезжали в Иерусалим – и перед ними торжествующий народ стелил одежду.

Чтобы понять суть происходящего, следует обратить внимание на один очень существенный аспект. Христос до этого нигде и никогда не принимал славы от людей. Он всегда пытался уйти от нее, скрыться. Когда Христос творил те или иные чудеса, что Он повелевал? Он запрещал всем говорить о Себе и о сотворенных чудесах. Почему Он так поступал, почему скрывался? Потому что образ Его служения был связан со смирением и кротостью. Как говорил Сам Христос: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Именно поэтому вся земная жизнь Господа Иисуса Христа была уклонением от славы. Он не искал славы, почитания или возвеличивания. Это все было противно духу Его служения.

Почему Христос в конце Своего земного служения решается войти в Иерусалим со славой, ведь это событие, как кажется, идет вразрез со всей предыдущей жизнью Христа? Грядущий тем самым показывает, что именно Он – долгожданный Мессия, Спаситель мира. Своим торжественным входом в Иерусалим Христос открывает то, что Он и есть истинный Царь и Властитель мира, Он тот Мессия, Которого ожидали тысячелетиями.

В православном богословии есть учение о тройственным служением Христа, то есть Господь наш Иисус Христос проявил Себя в трех основных священных служениях: как царь, как пророк и как первосвященник.

И вход Господень в Иерусалим – это открытое указание на Царское служение!
В то же время Христос понимал, что ликование и восклицание иудеев: «Осанна, сыну Давидову!» – довольно скоро сменятся на крики: «Распни Его!». И в этом также, и даже в большей мере, открывается кенозис, то есть самоумаление, Христа.

Читать еще:  Когда вы смертельно устали от своего ребенка

Скоро будут читаться Страстные Евангелия, где очень ярко изображено, как римские солдаты насмехались над Христом и издевательски иронично наклонялись перед Ним на колени и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский» (Ин. 19:3). Это насмешки солдат можно понять только в контексте Входа Господнего в Иерусалим, ведь воины знали, что еще пять дней назад Христа встречали с ликованием. Тем самым солдаты как бы говорили Христу: «Вот видишь, чем закончилось Твое славное вхождение в город!» Нельзя сполна понять Страстную Пятницу без Входа Господнего в Иерусалим, нельзя понять того крайнего унижения, которое принимает Христос, без вот этого ликования в день Входа Господнего в Иерусалим.

Христос входит в Иерусалим за 6 дней до иудейской Пасхи. Согласно обычаю того времени именно в это время выбирался агнец, которого должны были заклать и съесть в этот Праздник. Святые отцы, например, свт. Амвросий Медиоланский, в том, что Христос входит в Иерусалим именно в тот день, когда выбирают жертвенного агнца, видит символическое указание на грядущую жертву Христа, который, как говорится в Писании, есть Агнец, закланный от создания мира (Откр. 13:8).
Господь наш Иисус Христос – Бог «любви и мира» (2 Кор. 13:11), и потому хоть и показано Его величественное царское служение, однако въезжает Он не на боевых конях, а на ослике, что показывает Его как Царя кроткого.

Сегодня нам, стоящим в память этого события с ветвями в руках, это напоминание еще раз о пути Христовом. Даже в славе Он кроткий. Так и мы, братья и сестры, смотря на Царя нашего Иисуса Христа, будем подражать и следовать ему, понимая, что не славным и могущественным обещано Царство Небесное. Богу угодно сделать наследниками Царства Небесного не властных и сильных, но добрых и кротких. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», – говорит Писание (Мф. 5:5), землю обновленную, землю, очищенную от греха и страданий, землю, которую Писание называет новой землей (Откр. 21:1).

Дорогие братья и сестры, сегодняшней праздник радостный, ликующий. Но давайте еще раз вспомним: Вход Господа в Иерусалим – это вхождение на страдания! Пусть сегодня наши сердца ликуют, но наши мысли пусть помнят слова Христовы: «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Следование со Христом и за Христом не с ветвями, а с крестом! Кто думает, что просто за Христом можно пройти в Царствие Небесное, восклицая «осанна» и неся ветки, тот горько ошибается. Того постигнет страшная участь, подобная Иуде и распинателям Христа, которые соблазнились о Нем. Войти в Пасхальную Радость Христа можно, только пройдя с ним Голгофу! Аминь!

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим – это один из наиболее значимых и светлых праздников. В Православной Церкви он относиться к двунадесятым торжествам и имеет большое значение с точки зрения хронологии событий произошедших с Иисусом Христом в завершающий период странствий, входит в перечень наиболее значимых и важных событий, отраженных в религиозном учении и концепции православия. Празднование этого дня имеет свои традиции и отмечается православными незадолго до Пасхи.

История события

Хронология развернувшихся у стен Святого города событий, подробно описывается четырьмя евангелистами. Найти упоминание этого события и его толкование можно найти в:

  • Евангелие от Матфея;
  • Евангелие от Марка;
  • Евангелие от Луки;
  • Евангелие от Иоанна.

Несмотря на небольшие расхождения в толковании мелких деталей события, суть передается одинаково всеми четырьмя источниками. Вхождение Господа в Иерусалим произошло в воскресенье ровно за 1 неделю до празднования Пасхи. Также это событие предшествовало распятию Христа. Именно поэтому сложно не дооценивать значение этого праздника как исторической даты – посещение Христом древнего города перед окончанием своего существования в теле.

Вхождение Господа в Иерусалим произошло после посещения им села Вифании. Чудо воскрешения Лазаря, которое также отображено в евангелие, в православии считается важным свершением, которому сопутствует соответствующее богослужение. День Воскрешения Лазаря празднуется в субботу, непосредственно перед днем входом Христа.

В Святой Город Спаситель отправился с компанией наиболее преданных последователей, принявших его учение. Оказавшись на вершине Елеонской горы, Христос приказал своим ученикам спуститься в город и найти ему ослика, который еще не бывал под седлом. На нем он и должен был спуститься в Иерусалим, пройдя сквозь главные ворота города. Молодой ослик должен был стать символом чистоты и в дальнейшем мог бы послужить жертвенным животным. В соответствии с традицией паломники, посещающие Святой город, в знак смирения должны вступать в него – спешившись.

Вхождение Господне в Иерусалим произошло в присутствии тысяч жителей города, вышедших поприветствовать Спасителя. Христа встречали криками «Осанна», что в переводе с иудейского означает «Спасение». Многие из историков склонны полагать, что этот возглас был обусловлен тем, что встречающие его люди уже знали, что спаситель воскресил Лазаря и приветствовали Христа именно как спасителя, способного воскрешать умерших.

Когда вошёл Иисус Христос на ослике, дорогу перед ним устилали ветвями деревьев растущих в городе (вербами), поэтому по-другому этот праздник называется: “Вербное Воскресенье”. В частности использовались финиковые и пальмовые ветви, называемые – вайи. Некоторые люди устилали дорогу перед ним своими одеждами. Это должно было продемонстрировать смирение перед волей Спасителя, поклонение ему и признание его Мессией. Праздник представляется как появление спасителя, которого встречают ликующие толпы, знающие о том, кто он и с какой целью посетил город.

В толковании праздника можно встретить некоторые расхождения у евангелистов. В частности все, кроме Иоанна, видят в этом благословенный знак и в их описании люди, встречающие Господа, искренне ликуют появлению спасителя, разделяя благостность его намерений. Иоанн же, напротив, представляет толпу встречающих – с уходом в реализм с учетом дальнейших событий.

Совет. В этот праздник обязательно сходите на исповедь!

Многие в толпе, в дальнейшем, будут преследовать Христа, станут виновниками и последующего распятия. Но независимо от толкований во всех источниках такое событие описывается как одно из наиболее значимых путешествий Христа за годы его странствий.

Когда празднуется Вход Господень в Иерусалим?

День, когда пришёл спаситель не имеет конкретной даты, в которую ежегодно отмечался бы этот праздник. Как и было сказано выше, он высчитывается вместе с пасхой и назначается на воскресный день, идущий перед праздничным Пасхальным воскресеньем. Ближайшим к нему православным праздником является день Воскрешения Лазаря, празднуемый в субботу накануне. Таким образом, если нужно выяснить когда празднуется пришествие спасителя Христа достаточно знать, когда по календарю православная Пасха.

Значение праздника

Вход Господень в Иерусалим – это символическое явление. Посещение Святого Города и дальнейшее распятие Христа неразрывны, так как предполагается, что Господь знал всё наперед и самостоятельно выбрал свой путь во спасение людей уверовавших в него.

Символичным в данном событии является все, начиная от того, что Господь вошел в город в сопровождении своих учеников и был встречен с почестями, достойными царя, и заканчивая использованием пальмовых и финиковых ветвей для устилания дороги.

Сошествие с горы и вход в Иерусалим были произведены на ослике, ранее никого не возившем. В некоторых источниках утверждается, что с осленком была и взрослая ослица. В данном случае, молодой ослик – символ безгрешности, выбранный Христом.

Важность использования ослика сохранилась и в христианских ритуалах. Долгое время служения в этот день включали проведение крестного хода. Возглавлял шествие Патриарх верхом на лошади или в традиционном порядке – на осле. Этот символ пришествия спасителя в город обозначает появление духовно чистого человека на земле верхом на чистом животном, как символ безгрешности его личности.

Устилание дороги ветвями деревьев, срезанными в преддверии праздника, также имеет свою символичность. В частности, пальмовые ветви использовались для приготовления елея, который играл роль средства способного залечивать раны и исцелять тело. Финиковые ветви с белым окончанием листьев, символизировали ход жизни, с вознесением бессмертной души в конце пути. Таким образом, использование ветвей как-бы символизирует, что народ относится к Христу как к целителю и спасителю душ людских. Часто в России и ряде других православных стран за неимением пальмовых ветвей применялись молодые побеги вербы.

Христос вступил в Святой Город в воскресенье, после воскрешения Лазаря, произошедшего в субботу и за неделю до пасхального воскресенья. Сочетание этих важных для православной религии дат символизирует важность этого периода в жизни Спасителя. Ведь распятие Христа и пытки, названные Страстями Христовыми – есть жертва принесенная спасителем во имя искупления грехов человечества. Поэтому во все времена существования Православной церкви праздник почитался одним из важнейших событий.

Читать еще:  “Почему они хватали сумки?” Но люди — не примитивные эгоисты

Вход Господень в Иерусалим означает смирение перед необходимостью самопожертвования во имя общего спасения. Спаситель знал, чем окончиться его путь в Святом Городе, но не отринул от своего пути. Этот праздник в православии прочно ассоциируется с прощением, умением отпускать горести и затаенные обиды. Он символизирует очищение духа, что особенно важно в завершении поста, перед его самой тяжелой неделей.

Также, праздник символизирует победу света над тьмой, олицетворяет собой приход Царя Небесного, дарующего спасение и благодать встречающим его людям. Празднику уделено значительное внимание в православной религии наравне с другими важными и торжественными датами.

При оценке значимости события стоит помнить, что народ Иерусалима в тот период находился под гнетом Римской империи. Оттого Христа встречали не только как духовного освободителя, заступника и спасителя рода людского, но и как мессию, способную принести освобождение от оков гнетущей власти Римского Легиона.

Правила и особенности храмового богослужения в этот день

Праздник входит в перечень двунадесятых праздников, подтверждающими его происхождение и закрепляющими веру в него. Значимость праздника сложно переоценить, особенно с учетом того, что произошедшее упоминается во всех писаниях Христа того периода. Встречается православными всех стран с надеждой на очищение душ и помыслов. Праздник предполагает ряд богослужений проводимых в храмах накануне, а также непосредственно во время его празднования.

Храмовые богослужения в день Входа Господнего в Иерусалим трансформировались со временем. В разные века происходили по-разному, имея, тем не менее, схожие характеристики в проведении определенных ритуалов. Стоит вспомнить одно из первейших традиционных служений по Иерусалимскому канону. Предполагалось народное шествие, участники которого несли ветви пальмы, а во главе процессии выезжал епископ, которому полагалось восседать на осле.

В Константинопольском богослужении до 12 века праздник праздновался в храме 40 мучеников Севастийских. Богослужение проводилось утром, патриарх прибывал в храм на осле или лощади в память о вхождении Христа в Святой город верхом на осле.

Вход Господень в Иерусалим, несмотря на свою важность, не имеет предварительных, подготовительных церковных служб. Во многом, это обусловлено тем, что предшествует ему Лазарева суббота – праздник чуда воскрешения Лазаря сам по себе имеющий определенные параметры богослужений проводимых в храмах. Именно поэтому он празднуется в день его свершения. Сам же праздник отмечается православными по всему миру. Также к празднеству присоединяются другие представители Христианской конфессии.

В традициях Русской Православной Церкви до начала 18 века, важной частью празднования, является чин шествия на ослах. Для этого совершался крестный ход по городу, во главе которого верхом на осле ехал патриарх, в руках которого были крест и евангелие. Вместо осла могла выступать наряженная лошадь, но в остальном чин шествия не менялся. В современной традиции праздник предполагает проведение крестного хода, в котором участвуют церковные служители и простые верующие.

Церковное Богослужение в этот день, предполагает проведение вечери, великого чтения и утренней службы. Служители и верующие присутствуют в храме всю ночь, так как ночь с Лазаревой субботы на воскресный день предполагает ночные бдения. Время проводят в молитве, держа в руках свечи, ветви вайи или вербы.

Далее с приходом утра и окончанием утренней службы проводиться крестный ход вокруг храма. В ходе молитвенных служб, производится освящение и окропление святой водой Вайи или ветвей вербы как это принято в Русской православной традиции. Освещенная верба символизирует собой этот праздник, возможность искупления грехов человеческих.

В Субботний вечер перед праздником проводят трапезы. Учитывая строгость поста в дни его окончания, в этот вечер допустимо послабление. В частности, в пищу употребляется рыба, которая далее, до конца поста запрещена категорически.

В этот день обязательно посещение храма, прочтение молитвы. Сходите на исповедь, причаститесь. День нужно провести в праздных занятиях без работы. Наибольший контраст торжественность дня имеет с последующей страстной неделей, во время которой правила поста становятся более строгими.

Иконопись о событии

Существует множество икон разного периода, иллюстрирующих сюжет Входа Господня в Иерусалим. Центральной фигурой сюжета является Христос, едущий на осле. Позади Христа следуют его ученики, прославляющие имя Господне.

Есть достаточно большое количество старинных икон, демонстрирующих события праздника. Их сюжеты идентичны, что говорит о верности следования истории, описанной в Евангелие. В дни празднования этим иконам уделяется наибольшее внимание.

Вход Господень в Иерусалим

Историческое содержание

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Обратимся к евангельской истории

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

«Вход Господень в Иерусалим»

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды.

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской. » (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector