4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы

Вход Господень в Иерусалим

В рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Фомапостер. Скачать бесплатно

Что мы знаем о празднике

Дата: 21 апреля

Статус: двунадесятый праздник

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф 21).

Весной 30 года от Р. Х. в Иеру салим со всех сторон стека лись паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.

Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».

Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

Икона праздника:

В центре иконы — Сам Христос.

Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.

Слева изображены апостолы,

они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.

Справа на иконе — жители Иерусалима и гости,

которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.

Елеонская гора

Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

Ослик

на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

Дети, постилающие одежду

в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар 9:13).

Пальмовая ветвь

для еврейского народа символизировала веселье и торжество. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней (Лев 23:40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк 13:51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или Вербным, воскресеньем (Неделя ваий).

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Пред­ла­гаю со­вет про­тив уны­ния: тер­пе­ние, псал­мо­пе­ние и мо­лит­ва.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Легче войти в Иерусалим, чем в свое сердце, легче слушаться сурового и даже жестокого царя, чем слушаться тихого голоса божественной благодати в своей душе. Вход Господень в Иерусалим это кульминация взаимоотношений Христа с израильским народом. Кульминация по внешнему своему виду как будто торжественная.

Когда Он входил в Иерусалим, люди постилали перед Ним свои одежды, встречали Его пальмовыми ветвями, кричали Ему: Осанна, Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! (Мф. 21, 9). Все эти почести были царскими. Народ, или, по крайней мере, часть народа признала в Нем одновременно и царя и Мессию.

Народ ликовал, ибо свежо воспоминание: накануне Христос воскресил четырехдневного Лазаря. И весь Иерусалим полнился слухом об очередном великом чуде пророка Иисуса из Назарета.

Однако же и мы сами, взирая на это событие, смотрим на него сквозь призму последующих за ним страданий Христовых — Его предательство Иудой, поругание и смерть на кресте. Поэтому мы сами в отличие быть может от самих иерусалимлян, знаем, что вслед за этим через пять дней последовало совсем другое восклицание: «Распни, распни Его!». И народ променял Христа на разбойника и убийцу Варавву, а Мессию предал на позорную смерть распятия. Каким же образом так легко и бесповоротно изменилось мнение, отношение этих простых людей к Мессии, Которого они ждали много веков?

Вход Господень в Иерусалим, несмотря на всю красочность и праздничность этого события, явился фактически поражением Христа, поражением, которое спустя некоторое время обратилось победой, победной значительной и окончательной. Но, тем не менее, поражением это осталось. Ибо как не поражение, когда в течение более чем тысячи лет народ израильский уготовлялся промыслом Божьим к принятию Мессии. Через пророков, через сами события священной истории израильский народ готовился к пришествию своего Спасителя.

Этот народ, утвержденный в законе и пророках, в итоге отвергся Христа. Отвергся, и Господь Сам признает это Свое поражение, признает, когда перед входом в Иерусалим Он взирает на этот город, и как сказано у евангелиста Луки, плачет о нем. Плачет и восклицает, что за то, что ты не узнал времени посещения твоего, то однажды обложат тебя острогами, то есть окопами, разбиют тебя, убьют всех детей твоих и не оставят здесь камня на камне.

Христос пророчествует о событиях, которые совершились в 70-ом году, когда римское войско осадило Иерусалим и взяло его. Тогда по разным оценкам погибло от нескольких сотен тысяч до миллиона иудеев. Огромная цифра для того времени Колоссальная трагедия. Это случилось по слову Христову именно по той причине, что город сей не познал в Нем Мессию или вернее, познал не того Мессию, Которого надеялся увидеть. Не секрет, что иудеи ожидали увидеть земного царя. Они ожидали пришествия национального мессию, который восстановит Израильское царство, который обеспечит ему могущество, обложит данью окрестные народы.

И снова, как при Соломоне, в Иерусалим потекут в город караваны с золотом и пшеницей, благовониями и ценным деревом. И снова иудеи будут жить и властвовать над всем миром, будут жить в достатке и довольстве. Эта мечта об обетованной земле преследовала израильский народ многие века. Через все их пленения, через отступления от Бога, обращения к идолам, они учились веровать в Единого Бога, но, несмотря на это, восприняли лишь то, что им было удобно принять. Несмотря на это их мечта о Мессии оказалась очень земной, очень простой и понятной для обычного человека, а не достойной звания богоизбранного народа.

Задолго до этих событий тысячу лет назад, когда еще у израильского народа не было царей, к пророку Самуилу пришли старейшины народа Израилева и запросили у него царя. И огорчился пророк Самуил, помолился Богу, и Господь сказал ему: не печалься и сделай все, как они тебе говорят, поставь им царя, ибо они не тебя отвергли, а Меня, ибо они не хотят, чтобы Я властвовал над ними. И объяви им обязанности, которые они будут нести перед своим царем, что он будет забирать их сыновей, делать из них всадников и воинах на колесницах, что он будет забирать от них десятую долю урожая и лучшие земли и виноградники отдаст своим слугам. И в конечном итоге он сделает их своими рабами.

Читать еще:  Святитель Филарет Московский: чем дышит «просвещения дух»?

Но народ израильский, несмотря на эти предупреждения, согласился с этими обязанностями. Но Господь добавил еще нечто. Господь сказал: И когда народ познает суровую руку своего царя и востенает ко Мне, Я не услышу его. Эти слова исполнились в 70-ом году, когда осажденный римлянами народ Иерусалима, очевидно, воссылал молитвы к Богу, но Господь не услышал их. Не услышал, потому что они сделали тоже, что и ранее тысячу лет назад. Они избрали себе земного царя, а Небесного Царя отвергли.

События израильской истории как бы схема, которая повторяется в жизни каждого человека регулярно. В жизни современных христиан точно также этот выбор также стоит, стоит в том, как мы взираем на Христа, что мы от Него желаем, какого властвования над собой, над своей жизнью мы ожидаем от Него. Не трудно заметить, что желания израильского народа видеть в Христе земного царя, который освободит их от римского ига, это было продолжением того самого искушения в пустыне от дьявола, который в третьем своем предложении обещал Христу, если Он поклонится ему, даровать власть над всеми царствами земными. Вот и израильский народ искушает Христа, предлагая Ему царство, царство над собой, предлагает, чтобы они сделались рабами этого земного царя.

И Господь, как и ранее, отверг это искушение от дьявола, точно так же отвергает это искушение уже от израильского народа. Он не желает властвовать над ними внешней властью, не желает делать их рабами. Он желает по их добровольному выбору войти в их сердце. Он желает, чтобы они отдали Ему свое сердце, чтобы они наконец-таки осознали, что личное спасение совершается не путем принадлежности к церкви или к богоизбранному народу, а личное спасение совершается не на личном подвиге каждого неверующего человека. И подвиг совершается в основном в глубине нашей души, в нашем сердце.

Господь еще до этого события, до входа в Иерусалим, полемизирует с иудеями. Он прямо говорит им: «Ныне же ищите Мене убити, Человека, иже истину вам глаголах». В другом месте Господь говорит: «Аз есмь путь, и истина, и живот». О чем же эта истина? «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный»; «аще вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете: и разумеете истину, и истина свободить вы»; аще будете делать заповеди, которые Я вам говорю, то благодать осияет ваше сердце. И в этой благодати, в этом свете, в невидимом свете, который осияет нашу душу, вы узрите грехи, которые владеют вами, узрите свое порабощение, свое падение, которое, несмотря, казалось бы, на всю вашу внешнюю исправность, последование внешним правилам и законам, вы тем не менее пребываете во грехе.

Истина свободит вы, сказал Господь иудеям. И тогда с возмущением они сказали: мы рабы Авраама никому никогда не работали. Почему Ты говоришь: истина свободит вы? Тогда Господь открывает им эту истину, истину о том, что они все порабощены греху. Он говорит: «всяк, творяй грех, раб есть греха». И далее говорит им, уже напрямую обвиняя их в том, кому они служат на самом деле. Господь изрекает: вы волю отца вашего творите. И тогда они с возмущением отвечают Ему: не от любодеяния мы рождены, единого Отца имеем Бога. Но Господь на это уже совершенно четко, ясно и прямо говорит: «вы отца вашего дьявола есте, и похоти отца вашего хощете творити». Всякий, кто не со Христом, тот не пребывает один без Христа, но пребывает с Его врагом и противником дьяволом. Всякий человек, живущий без Бога, не признающий Сына Божия, как бы он по всей своей жизни видимой ни жил исправно, как бы он не величался среди таких же неверующих людей, он фактически является куклой, за ниточки которой, как за страсти, дергает сам князь мира сего, князь тьмы. Всякий человек, который не соединился с Богом, он беззащитен перед темными силами, которые через разные помыслы, внушения, через постоянное раздражение страстей исполняют волю дьявола. Эту истину, которую мир, иудеи не хотели услышать никогда, эту истину, которую мир, не знающий Христа, не желает слышать и сегодня. Если мы сами попробуем говорить об этом людям неверующим, то думаю, многие из вас представляют, что будет. Если мы начнем говорить, что раз вы не веруете во Христа, то исполняете вою дьявола, нас обзовут мракобесами, над нами будут смеяться, кто-то будет гневаться, упрекать нас в осуждении, в отсутствии любви. Но несмотря на все это именно таковы слова о людях, которые не со Христом.

И вот главная весть, которую принес Христос о порабощении человека греху, о том, что спасение возможно только во Христе, о том, что Господь является путем, по которому мы должны идти, и что помимо Христа никто не может прийти к Богу. Эту истину иудейский народ отверг. Эту истину, подчас не замечая, мы также отвергаем, хотя на словах так же, как иудеи, кричим: «осанна Сыну Давидову!». Мы также часто желаем такого же владычества Христа над собой, над своей жизнью, какого ожидали и иудеи. Мы также желаем, что Господь, вера в Него, исполнение церковных правил, посильная молитва поможет нам в этой жизни преуспеть. Конечно же у каждого свои запросы. Один желает удачно жениться или выйти замуж, другой излечиться от болезней, третий найти работу, четвертый прославиться, пятый преуспеть в бизнесе. И так далее и до бесконечности. Но когда мы только на этом ограничиваем свое общение со Христом, только в этом желаем разрешение своих проблем, тем самым мы уподобляемся вот эти иудеям, которые желали, что Господь послужит им в их земных планах, в их земных целях. И мы с вами должны постоянно задавать себе вопрос, для чего мы пришли ко Христу, действительно ли мы заботимся о внутреннем очищении души нашей, об очищении ее от помыслов греха, об очищении от страстей, которые владеют нашим сердцем, хотя бы окружающие люди этого не видели.

Человек призван не просто исполнять заповеди, но призван обрести Бога в своем сердце ибо Бог постоянно стучит в наше сердце. И как раньше Он не хотел насильственного принятия, так и сейчас Он не желает нашего выбора для того, что мы увидим некое чудо, из-за чего мы получим исполнение своих молитв, исполнение своих желаний. Господь желает от нас добровольной любви, желает, чтобы мы по собственному выбору решили обрести этот союз, который Сам Господь желает получить от нас. «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Именно это вхождение во внутренность нашего сердца по-настоящему является смыслом этого выражения, этого события входа Господня в Иерусалим. Ибо войти в Иерусалим, свершить в него паломничество — это не самое великое. Великое — обрести Бога в своем сердце. Аминь.

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим. Около 1341. Новгородский музей-заповедник.

Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют, — от Луки святое благовествование глава 19 стихи 28-40.

Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью, — от Марка святое благовествование глава 11 стихи 1-11.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского, — от Матфея святое благовествование глава 21 стихи 1-11.

Читать еще:  Борис и Глеб: «Легли и ждали, пока убьют»?

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним, — от Иоанна святое благовествование глава 12 стихи 12-19.

В Евангелиях не много таких событий, о которых рассказали все четыре евангелиста. Обычно о том или ином событии рассказывается тремя, двумя или одним из них. События, о которых рассказали все четыре евангелиста, – самые важные из евангельской истории, и о них каждый посчитал рассказать, даже зная, что и другие об этом рассказали. Как было с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который писал свое Евангелие позже других, и, по-видимому, уже знал, что написали другие евангелисты.

Когда мы сравниваем повествования четырех евангелистов об одном и том же событии, мы видим, что каждый из них обращает внимание на какие-то детали, которые ускользают от внимания других евангелистов. Три евангелиста Марк, Лука и Иоанн повествуют о том, как Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим, сидя на на молодом осле, но только евангелист Матфей отмечает, что была ослица и молодой осленок, которые были приведены к Иисусу во исполнение пророчества Захарии, — митрополит Волоколамский Иларион.

Ликбез от православного журнала «Фома».

На иконе изображены восседающий на осле Христос и торжественно шествующие за Ним апостолы. Справа представлен Иерусалим, у стен которого Спасителя встречает народ с ветвями в руках. Маленькие дети постилают под ноги осла свои одежды. Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим отмечается церковью за неделю до Воскресения. В основе сюжета лежат тексты Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна и апокрифическое Евангелие от Никодима. Согласно евангельскому повествованию, Христа, вернувшегося в Иерусалим перед иудейской Пасхой, торжественно встречали жители города. Они постилали под ноги осла, на котором ехал Христос, свои одежды и пальмовые ветви.

Иконография «Входа в Иерусалим» складывается уже в раннехристанское время и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений.

Икона «Вход Господень в Иерусалим» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Спаситель изображен шествующим на осле в Иepyсалим. Справа город с византийскими архитектурными формами. Спасителя, сопровождаемого апостолами, встречают отроки и народ. На золотом свету горы и пальма, с сидящими на ней и срывающими ветви отроками.

Икона Новгородских писем, конца XV века. Размер: 18х14 вершков. Доска липовая с одной выемкой и двумя шпонками. Из собрания И.С. Остроумова. Москва. Из каталога «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия Дома Романовых».

Икона из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, — датируется третьей четвертью XV века.

Икона «Вход Господень в Иерусалим» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, — около 1497 года, — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Вход Господень в Иерусалим. XVI век. Из Покровской старообрядческой церкви в Серпухове. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.

Икона «Вход Господень в Иерусалим» сфотографирована в экспозиции Музея русской иконы. Середина XVII века.

Икона находится в экспозиции «Вехи истории Коломенского», — датируется концом XVII века.

Москва, мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, конец XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.

XVII век – первая треть XVIII века. Греция. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.

XVII век – первая треть XVIII века. Греция. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.

Вход Господень в Иерусалим, — 1805 год. Иконописная артель И.И.Богданова-Карбатовского. Из церкви Рождества Христова в деревне Большая Шалга Каргопольского района Архангельской области. Фотография сделана на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Зураба Церетели.

Икона «Вход Господень в Иерусалим, со святыми на полях» (прп. Паисий Великий, прп. Иосиф, сщмч. Иоанн Воин, сщмц. Стефанида, сщмц. Татьяна, сщмц. Наталия), — первая половина XVIII века, — Невьянск, — музей «Невьянская икона». Фотография иконы сделана на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы».

Икона «Вход Господень в Иерусалим» сфотографирована в Музее русской иконы, — последняя треть XIX века, — Палех.

Последняя четверть XIX века. Мстера. Икона «Вход Господень в Иерусалим» сфотографирована в экспозиции Музея русской иконы.

Икона «Вход Господень в Иерусалим», — вторая половина XIX века, — Тверская областная картинная галерея.

Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XIX века. Палех.

Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.

Икона «Вход Господень в Иерусалим» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

(Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе)

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страстей — Матфей (Мф. 21:7-11), Марк (Мк. 11:7-10), Лука (Лк. 19:36-38) и Иоанн (Ин. 12:12-15). Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для её празднования идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий. У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением» , т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни.

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.

Стояние на богослужении в храме с ветвями вербы и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

История установления праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

Читать еще:  Убийство ребенка в Москве — мнения психиатров

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле — царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

Иконография праздника

На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами — Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.

Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие — ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим — это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь — вход в Новый Иерусалим.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Святая Четыредесятница состоит из двух примыкающих друг к другу и слитых воедино постов, которые отражают различные события земной жизни Христа Спасителя.

Сама Четыредесятница учреждена Церковью в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Иудейской пустыне – диком, страшном месте, поблизости от так называемой Горы Искушений.

Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим.

Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Потому что оно содержит в себе глубокий духовный смысл, оно знаменует пророчески Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю, воскрешение мертвых и Страшный Суд.

Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо – воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании (Ин. 11:1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, воочию всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей. Иудейские представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде, – эти земные представления как будто отступили в тень, сердца людей осиял луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка.

Что предображало собой воскрешение Лазаря из мертвых? Всеобщее воскрешение, день Страшного Суда. В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. На четвертый день труп Лазаря уже потерял человеческие черты, тело распухло, почернело, источало сукровицу.

Воскрешение Лазаря – это было не просто возвращение его к жизни, но как бы воссоздание его вновь, то есть – образ того, как Господь воссоздаст тела умерших из праха. Но, братия и сестры! Лазарь был возвращен к земной жизни, прожил несколько десятилетий, стал епископом и, по преданию, принял мученическую смерть за веру в Иисуса Христа. А всеобщее воскресение мертвых будет не только воскрешением, но и преображением, одухотворением человеческих тел. Воскресение мертвых станет началом вечной жизни, не имеющей конца, и будет победой над смертью.

Иисус Христос велит Своим ученикам приготовить двух животных для входа Его в Иерусалим – ослицу и молодого осленка. Что это значит? В то время цари в мирное время употребляли этих животных для своих поездок по стране. Конь означал военные сборы. На коне отправлялись в походы. Иисус Христос сел на молодого осленка в знак того, что Он несет с собой мир, что Он – Царь Мира. Святые Отцы говорят также, что ослица символически знаменует собой иудейский народ, а молодой осленок – языческие народы, которые склонили главу под благое иго Христа Спасителя, приняли учение Его, запечатлели в сердцах своих.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, предображает и Второе Пришествие Его на землю. Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, Господа, окруженного апостолами и народом, восклицающим: «Осанна Сыну Давидову, слава Сыну Давидову!»

Братия и сестры, когда Господь посмотрел с Елеонской горы на Иерусалим, то на глазах Его выступили слезы. О чем заплакал Спаситель? О городе Своем. Священное Предание гласит, что когда начался потоп, Ной взял с собой в ковчег, как великую святыню, голову Адама. Затем он отдал ее своему старшему сыну – Симу. Сим построил город Иопию, затем соорудил жертвенник, под которым положил голову нашего праотца и невдалеке от этого жертвенника основал город Иерусалим, что значит – Мир Божий. Затем Палестину завоевали хананейские племена, и место, где лежала голова Адама, пришло в запустение, хотя по памяти народ называл это место «Голгофой» (по-еврейски – череп, лоб). Там, на Голгофе, и должно было совершиться дело искупления мира.

Господь смотрел с горы на Иерусалим, видел Иерусалимский храм, позолоченные купола которого сияли, горели огнем. Но Господь думал о том, какая страшная кара постигнет этот святой и преступный город. Своими очами Он видел, как другое пламя, пламя возмездия, взовьется над Храмом, превратит дивный Храм, который, как небесный цветок, вырос в расселине скалы, в груду развалин, в груду обгоревших бревен и пепла. Тогда на улицах Иерусалима будут лежать непогребенные трупы, и сама земля будет напоена кровью, как дождем; тогда город этот превратится в руины, и, мертвый, он будет похож на пшеничное поле, побитое градом.

Здесь, в Иерусалиме, должен был совершиться величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества. И здесь, в Иерусалиме, должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние – Богоубийство. Поэтому Господь плакал о городе Своем.

Иисус Христос вошел в Иерусалимский храм. Здесь Его встретил шум, крики людей, блеяние животных, которых продавали прямо в Храме. Жертвенных животных должны были продавать у стен, но ради успешности торговли первосвященники разрешили вводить их в само святилище. Там же стояли лавки менял, потому что, по иудейскому обычаю, нельзя было жертвовать на храм и покупать животных на деньги языческих государей, их необходимо было обменять на иудейские монеты.

Итак, в церкви Божьей стоял страшный шум, и Господь взял бич в Свои руки и изгнал продающих скот и менял из дома Своего Небесного Отца. Братия и сестры, в Евангелии мы видим Господа гневающимся, когда Он обличает фарисеев, этих лицемеров от религии, и когда Он видит осквернение Своего храма.

Пусть это послужит и для нас уроком: с каким благоговением нужно вести себя в церкви Христовой! Как часто мы нарушаем святость, тишину этого места. А некоторые из нас, их очень мало, но есть и такие, даже безобразничают в храме и как будто гордятся своей безнаказанностью, тщеславятся своим духовным хамством. Пусть это Евангельское событие напомнит нам о том, что храм есть образ Царствия Небесного.

Вхождение Иисуса Христа во Храм символически означает Страшный Суд, который начнется с Церкви Божией. И строже всего Господь будет судить христиан. В житии преподобного Макария Великого приведена его беседа с душой умершего египетского жреца. Жрец говорил, что находится во аде, однако есть места еще более страшных мучений, нежели те, которые испытывает он. Они уготованы для христиан, принявших благодать Святого Духа в крещении, а затем поправших ее своими грехами.

Первосвященники, обратившись ко Христу, требовали, чтобы Он запретил ученикам Своим прославлять Его. Христос же сказал: если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19:40). Святые Отцы под камнями понимали язычников, которым суждено было прославить Бога после проповеди апостолов по всему миру. В Евангелии говорится, что малые дети кричали Христу: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мк. 11:9). Под детьми подразумеваются люди простые и чистые сердцем. Только лишь от чистой души возносимую хвалу принимает Господь.

По обычаю, мы стоим сегодня в церкви с вербами в руках. Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как Победителя. Верба же означает еще и воскресение из мертвых: она расцветает после зимы прежде всех других растений.

Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, демона и ада. Держа ее в руках, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.

«Осанна!» – это значит: «Господь идет!», «Спасение от Господа», «Господи, спаси нас!» Братия и сестры, Господь в день этого праздника невидимо приближается и к нам, к нашим сердцам.

Братия и сестры! И в наших сердцах, как и в Иерусалимском храме, кричат животные – это наши низменные страсти, которые заглушают голос молитвы; и в нашей душе сидят менялы монет – это те помыслы, которые даже в священные минуты заставляют нас думать о мирских выгодах, о мирских и суетных делах.

Господь бичом Своим изгнал оскверняющих Его храм. Пусть бичом благодати Своей Он очистит наши сердца, ибо они – нерукотворный храм, созданный Им и созданный только для Него.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
(из цикла Мульткалендарь)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector