1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верность Христу без надежды на Пасху. Архимандрит Савва

Отец Савва Мажуко про Пасху: Заперты дома? Обнимитесь с кошками и кричите из окна «Христос Воскресе!»

Даже сидя дома, нужно радоваться Пасхе.Даже сидя дома, нужно радоваться Пасхе. Фото: Shutterstock

Из-за коронавируса Великий пост для верующих выдался непростым. Во многих губерниях храмы для прихожан закрыли. Даже главный православный праздник Воскресения Господня многие встретят дома, смотря богослужение по телевизору.

Как верующим не унывать в такие сложные дни? Об этом «КП» рассказал священник Савва Мажуко.

В ЧЕМ СМЫСЛ ПАСХИ?

— В том, что Бог с нами, Христос посреди нас. Когда я служу литургию, я всегда поворачиваюсь лицом к народу и говорю: «Христос посреди нас». Мне люди отвечают: «И есть и будет». И наши прихожане друг друга обнимают. Это только для друзей. Потому что церковь – это дружба, прежде всего. Наше христосование, обнимашки во время пасхальной заутрени, это не что иное, как повторение возгласа «Христос посреди нас». Мы на Пасху просто говорим «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Такой литургический вариант пасхальных дней. Но каждая литургия – это пасхальное переживание Христа, который посреди нас. Христа – вечно живого. Христа, который ведет свою Церковь, который остается с нами и в наших радостях, и вместе с нашим страданием.

Как больно бывает от того, что ты хоронишь близкого человека. И христиане говорили, что они по-настоящему переживали присутствие Христа особенно остро в моменты трагедий. Христос посреди нас – это не метафора. И на Пасху это присутствие обнаруживает себя максимально явно. Оно переживается не как личное озарение — Христос для меня. Но мы переживаем Христа посреди нас. То есть приобщаемся не просто к Его жизни, но и к жизни тех людей, которые рядом со мной, в церкви, которых я обнимаю. Поэтому так важны пасхальные объятья.

ВАЖНО ЛИ СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ?

— Вокруг Благодатного огня слишком много было устроено нагромождений. До сих пор у нас нет внятной церковной оценки того, что происходит в этот момент в Иерусалиме. Для меня это величайшее таинство и чудо, как освящение воды на Богоявление Господне. Я знал людей, которые хранили крещенскую воду на протяжении десятилетий. Она у них не портилась. Это великое чудо, вернее – знамение. Чудо нельзя заказать, его нельзя предписать по календарю или установить какой-то дедлайн для чудес, тайм-коды поставить. Мы на Богоявление освящаем воду. Но вы же не зовете епископа, который бы подходил к скале, жезлом стучал по ней, и оттуда бил источник воды.

Отец Савва Мажуко. Фото: Facebook

То же самое с Благодатным огнем. Мне кажется, что там не высекается специально какой-то нетварный огонь из скалы, а просто зажигается от обычной лампады. Но молитвой церкви и Патриарха этот огонь освящается как святая вода.

Это таинство Священного огня является очень ценным. Я против каких-либо манипуляций. Мне кажется, нужно занять нормальную здоровую церковную позицию и честно об этом говорить. Потому что у нас последние несколько десятилетий богословием Благодатного огня занималось исключительно светское телевидение. Поэтому очень много на эту тему разного рода предрассудков и суеверий появилось.

МНОГИЕ ВСТРЕТЯТ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ДОМА. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

— Весело встречайте Пасху! Вы подумайте, как много народа каждый год встречает Пасху дома! Сколько старушек, больных людей не могут выйти даже за порог дома. Поэтому они так ценят посещение храма — на костылях или на коляске приедут в церковь, помолятся, поплачут. А у нас эта возможность всегда была и будет. Эпидемия скоро закончится. И все будет по-прежнему. Только вдруг исчезнет это горячее желание опять ходить в церковь. Была возможность не ходить, а сейчас придется опять каждое воскресенье, никуда не денешься.

Белоруссия перед войной была объявлена полигоном атеизма – самой атеистической республикой. С 30-х годов в Гомеле не было ни одного храма. Люди жаждали причаститься, они жаждали Пасхи, этой радости. Они пережили этот период и научились ценить церковь, те краткие дары радости, которые у них есть. Может быть, Господь нас учит ценить то, что имеем. Переживем, ничего страшного.

Слишком много драмы вокруг всех этих разговоров. Посидите дома. Обнимитесь со своими кошками, похристосуйтесь с кактусами, с фикусами. В конце концов, у вас семья есть. Евреи Пасху совершают в семейном кругу. И ничего страшного. Спойте пасхальный канон, прочитайте Писание. И садитесь скорее за стол, чтобы гибель этих жареных куриц и поросят наделить смыслом. И всегда поблагодарите Бога за то, что у нас есть.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ БЫЛ СЛОЖНЫМ. МОЖНО СЧИТАТЬ ЭТО НАКАЗАНИЕМ ОТ БОГА?

— Мы должны благодарить за него Бога. Мне очень понравился этот пост. Долгое время мы жили в религиозном комфорте, в достатке. И вдруг возникли сложности, которые поставили по-настоящему богословские вопросы. Передается ли вирус через святое причастие? Передается ли вирус через святые иконы? И эти ответы будут находиться. Я вдруг столкнулся с тем, что даже очень воцерковленные люди, даже священники и епископы просто находятся в растерянности. Неужели я умру? Но вы же христианин, верующий человек. Вы понимаете, что мы все умрем. Все тлен.

Спасибо Богу за каждый дар, который у нас есть. Моя первая молитва утром, когда я иду умываться, так и звучит: спасибо, Господи, за водичку. Я благодарю Бога за мою кроватку, за мою подушку, за солнышко, за тепло. Это моя непрестанная молитва. Когда мы перекормлены этими дарами, когда думаешь: устал я от этого боржоми, сколько можно его пить? Пиво темное, каждый день коньяк, черная икра. Хочется чего-то настоящего. Может, ананасов в шампанском?

Пасха со сгущенкой.

Мои друзья работают в больнице, в раковом корпусе. Я вижу людей, которые просто счастливы попить водички и что-то скушать. Когда моя тетя умирала, я ее причащал, у нее были проблемы с желудком. Она уже не могла кушать. Она говорит: мне сегодня приснилась белая булочка. Она так хотела покушать. У нас эта возможность есть у каждого. Нужно помнить, что это не навсегда. Слава Богу за все! И нужно за каждый момент, за такие чудесные вещи благодарить Бога, говорить ему спасибо.

Читать еще:  Протоиерей Андрей Ефанов: Успехи и неудачи современной миссии

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как освятить куличи, яйца на Пасху дома: советы священника

В некоторых губерниях храмы будут закрыты на Пасху. Верующих призвали молиться дома. На главный православный праздник есть традиция — освящать пасхальные яйца и куличи. Как это следать дома? «КП» обратилась за советом к священнику Максиму Первозванскому. (подробности)

Как встречать Пасху дома

Богослужения в московских и подмосковных храмах Русской православной церкви с 13 по 19 апреля пройдут без участия прихожан по требованию санитарных властей города, говорится в письме первого викария патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополита Воскресенского Дионисия к духовенству Москвы и Московской области. Обращение размещено на сайте РПЦ. (подробности)

Слово на Пасху – архимандрит Кирилл (Павлов)

Поздравляю вас, дорогие братия и сестры, с великим, с радостным праздником, всемирной радостью Светлого Христова Воскресения! На языке церковных песнопений праздник Светлого Христова Воскресения именуется праздником всех праздников и торжеством всех торжеств.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе!

Поздравляю вас, дорогие братия и сестры, с великим, с радостным праздником, всемирной радостью Светлого Христова Воскресения! На языке церковных песнопений праздник Светлого Христова Воскресения именуется праздником всех праздников и торжеством всех торжеств. Светлое Христово Воскресение есть торжество и утверждение нашей христианской веры, торжество нашей христианской надежды и утверждение христианской любви. Торжество и утверждение всего доброго, светлого и святого, дорогого для нас.

Мы сказали, что Светлое Христово Воскресение есть утверждение, торжество нашей христианской веры. Господь наш Иисус Христос, воплотившись на земле, восприняв на Себя наше человеческое естество, преподал человеческому роду истинное учение о всем существующем. И о Боге, о существе Его, природе Его и о делах Его; и о происхождении человека, природе его, назначении, настоящем состоянии и будущей судьбе его; и о мире, происхождении мира, природе его, назначении и будущей судьбе мира. Но что может быть твердым ручательством того, что преподанное нам Господом нашим Иисусом Христом истинное учение о всем существующем является Божественным учением, истинным откровением Бога? Сам, преподавший его, является истинным Богом. И оттого само учение Христово имеет на себе печать Божественного происхождения и по своему характеру, и по своему содержанию и достоинству, и оно, конечно, возвышеннее и святее, и отличается в корне от учения мудрецов мира сего. В нем нет чужеродной примеси к истине, лжи и заблуждения, которые мы замечаем в произведениях людей с ограниченным человеческим умом.

Но несмотря на это, в учении Христовом встречаются такие тайны, которые приводят в недоумение и сомнение некоторых людей, которые мыслят по человечески, то есть ограниченно. Поэтому полного свидетельства о Божественности учения Христова Его внутреннее достоинство дать не может, для удостоверения требуется более сильное внешнее свидетельство Его Божества и Божественности Его учения. Такими внешними свидетельствами Божества Христова, Его Божественного учения являются прежде всего чудеса, которые Спаситель совершает во время проповеди Евангелия. Возвещая людям о Своем Божестве, возвещая им жизнь вечную, Господь в то же время отверзал очи слепым, возвращал слух глухим, исцелял расслабленных, изгонял бесов из бесноватых, насыщал пять тысяч человек, воскрешал уже разлагавшихся. И эти свидетельства вполне удостоверяют ту истину, что Господь наш Иисус Христос есть Всемогущий Бог и преподанное Им учение является учением Божественным. И эти свидетельства были бы вполне достаточны, неоспоримы, если бы не одно событие в жизни Богочеловека, которое на время поколебало эту истину.

Событие это — смерть Христа Спасителя. Спаситель добровольно пошел на нее ради нашего спасения. Путем смирения, путем крайнего самоуничижения — ради нашего спасения, Господь идет на крестный подвиг, но маловеры не хотят оценить и понять эту тайну искупления человеческого рода и видят в Том, Кого почитали за Великого Чудо-творца и Бога, видят в Нем только бессилие. Злобные и лукавые враги злобными насмешками стараются эту истину поколебать. И если бы жизнь Спасителя ограничилась бы только одними страданиями и смертью и не было бы Воскресения Его из мертвых, то что бы мы могли сказать этим злейшим врагам и их злобе? Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1 Кор. 15, 14 ). Стало быть, наша вера стоит в тесной связи с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вера наша стоит, если Христос воскрес. Она падает, если Христос не воскрес. Вот так велико значение Воскресения Христова для нашей веры. Но Христос воскрес из мертвых. И воскрес Своею собственной силою. Этим Он показал, что Он — истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог. А Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, явил Себя Владыкою над жизнью и смертью. Стало быть, Он истинный Бог. А раз Господь наш Иисус Христос — истинный Бог, то и преподанное Им учение является учением Божественным. И вера наша в Него спасительна, а недоверие, которое врагами Христовыми было явлено, — ложно. Истинны и чудеса Христовы. Именно Воскресение Христово воскресило и эту веру, эту силу чудес Христовых, опять придало им значение, и люди поняли, что Господь Иисус Христос только ради спасения нашего принял страдания и смерть, снизошел до крайнего самоуничижения, что Он мог бы, как всемогущий Бог, и отменить бы, избежать этой смерти, этих страданий, и сойти со Креста, и уничтожить Своих врагов. Но Он не хотел миновать той чаши страдания, которая Ему была предуготована Отцом Небесным. Таким образом, Воскресение Христово есть торжество, утверждение нашей христианской веры.

Оно есть и утверждение христианской надежды. Благою надеждою каждого христианина в его жизни является то радостное упование, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в вечность для нескончаемой блаженной жизни. Эта благая радостная надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему человеку мужественно и терпеливо переносить все его скорби и, не падая под их бременем, мужественно нести возложенный на каждого из нас промыслом Божиим крест.

Но что может быть твердым ручательством того, что эта надежда на будущее воскресение, на вечную блаженную жизнь не посрамит, что после смерти наступит воскресение, воссоединение души и тела? И в Ветхом и в Новом Заветах имеется много указаний на то, что кроме временной жизни есть вечная жизнь, что наступит всеобщее воскресение. Так, об этом говорили древние пророки: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! ( Ис. 26, 19 ). Пророк Иезекииль своим пророческим оком зрел величайшее чудо, когда по повелению Божию кости сближались друг с другом, сходились, затем покрывались жилами, плотью, кровью и затем в них вошел дух, они встали на ноги — величайшее множество людей (Ср.: Иез. 37, 1-10 ). В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения ( Ин. 5, 28-29 ). Эти слова Божественного Писания окрыляют душу верующего человека и, конечно, вселяют надежду.

Читать еще:  Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии

Но для того, чтобы эту надежду сохранять, требуется сильная вера в слово Божие, потому что мы постоянно видим перед собою смерть, когда тело разрушается, но не видим никого воскресающим. Хотя мы имеем и примеры воскрешения мертвых — пророки Илия, Елисей воскрешали мертвых, и Господь наш Иисус Христос воскрешал мертвых, и ученики Его, но это воскресение не является тем всеобщим воскресением, которое будет в конце мира. Ибо здесь воскресшие люди воскресали в том же бренном виде, в котором и мы живем. И они потом снова умирали. А при всеобщем воскресении люди восстанут нетленными, духовными и бессмертными. Но вот есть более сильное свидетельство из жизни Христа Спасителя, которое полностью утверждает в надежде на всеобщее и наше собственное воскресение, и на вечную блаженную жизнь, — это воскресение из мертвых Самого Христа Спасителя. Христос воскрес из мертвых, поправ смерть, и смерть уже не имеет над Ним власти. Христос не умирает. Христос воскрес как первенец из умерших. И придет время, когда все, веровавшие во Христа, так же воскреснут, но воскреснут уже в новом, прославленном теле, подобно тому, как воскрес Господь наш Иисус Христос. Стало быть, воскресение Христово есть и утверждение, и торжество нашей христианской надежды.

Наконец, вера в воскресение Христово является и величайшим утверждением христианской любви. Любовь, в особенности истинно христианская, требует от верующего человека больших жертв, большого самоотречения; подчас — вплоть до самопожертвования, до смерти. Любить Бога — значит всю свою жизнь, все силы посвятить служению Богу. Это требует самоотречения и самопожертвования, готовности пожертвовать жизнью ради славы имени Божиего, ради святой веры, ради Закона Божиего. Любовь к ближним требует неустанных трудов, попечения о их вечном душевном спасении и о благополучии, о их телесной жизни, требует также и готовности пожертвовать своим имуществом и жизнью ради блага ближнего. Таковы жертвы, которых требует любовь. Но как решиться на эти жертвы, когда наша самолюбивая природа ищет всегда пользы, выгоды только для себя? Когда наше самолюбие внушает нам, что мы должны жить только для своего собственного удовольствия, наслаждения, для собственной пользы? Не лучше ли, действительно, жить в свое удовольствие? Но нет. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал. 6, 8 ). И примером тому является любовь Христова. Чем человек самоотверженнее приносит себя в жертву для блага ближнего, тем любовь бывает благоплодней. И это мы видим на примере Христа Спасителя. Господь любил Бога Отца беспредельной любовью. Для Него пищею было творить волю Отца Небесного. И по любви к Отцу Небесному, из послушания Ему Господь воспринял на Себя величайший подвиг — искупление, спасение грешного человеческого рода. И по любви к Нему Господь положил душу Свою за ближнего.

Господь возлюбил и грешный род человеческий. Он Себя предал ради него, ради его спасения пошел на все страдания и на смерть позорную. И каков же результат этой Его беспредельной любви? Результаты бесценны. Прежде всего, Господь после страданий и смерти воскрес — также для людей. Воскрес в новом, прославленном теле и получил от Бога Отца власть на Небе и на земле, со славою вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. Господь искупил человечество от греха, проклятия и смерти, даровал ему свободу, открыл ему свободной вход в Царствие Небесное, воскресил человеческий род. И эти плоды страданий, крестной смерти и Воскресения Христовых поистине бесценны. Спаситель и Своим страданием прославил Отца Небесного: основал на земле Свое Царствие Небесное — Церковь Христову. И многие верующие по примеру Христа Спасителя, в ответ на Его любовь, возжгли в своем сердце пламя любви и к Богу Отцу, и к Спасителю, и к ближнему. И эта любовь принесла радость всему миру. Вот таковы бесценные плоды любви Христовой. Поэтому Воскресение Христово есть и утверждение нашей христианской любви.

Сей день — день Воскресения Христова — да будет для нас днем радости. И всегда помня, что этот праздник является именно утверждением нашей христианской веры, будем любить нашу святую веру, дорожить ею и стараться свою жизнь управлять по этой вере. И помня то, что Воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, будем надеяться, и все труды, скорби, лишения будем с радостью переносить в чаянии будущего нашего воскресения и будущей нашей вечной жизни. И памятуя, что Воскресение Христово есть торжество и нашей, христианской любви, облечемся в добродетель христианской любви и будем приносить обильные плоды, будем любить друг друга. Этим мы покажем, что мы являемся действительными последователями Христа, Который по любви к человеческому роду сошел на землю. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, — говорит Сам Господь в Евангелии Своем ( Ин. 13, 35 ). Пусть этот светлый праздник, светлое Воскресение, всегда будет для нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью. И пусть он помогает нам терпеливо, безропотно переносить все тяготы земной жизни в надежде, что придет время, когда мы услышим вожделенный глас Спасителя нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25, 34 ). Аминь. Христос воскресе!

Архимандрит Савва Мажуко. «Неизбежность Пасхи»

Архимандрит Савва Мажуко признался однажды, что считает церковную публицистику явлением предсказуемым. Безусловно, любопытно услышать такое мнение из уст известного современного православного публициста, каким является отец Савва. Но батюшка поясняет, что он имеет в виду. Так или иначе, церковная публицистика вращается вокруг церковного календаря: самые распространённые её жанры — проповедь на текущий праздник или евангельское чтение дня. А поскольку всё это на протяжении вот уже многих веков осмыслено Церковью, то и написать что-то принципиально новое, по сути, невозможно. Таким образом, у церковного публициста рано или поздно возникает ощущение некоей неизбежности той или иной темы. И это в общем — совсем даже не плохо, уверен отец Савва. Потому что есть вещи, неизбежность которых человеку, можно сказать, прямо необходима. Например — Неизбежность Пасхи. Именно так архимандрит Савва Мажуко назвал сборник своих размышлений о смысле будней и праздников Великого Поста.

Читать еще:  Прямой эфир с протоиереем Даниилом Азизовым

Признавшись, однако, в нелюбви к систематическому изложению материала, отец Савва решил отойти от привычного формата проповеди на каждый день, и оформил свои статьи в виде писем. Которые адресовал всем без исключения: и тем, кто постится строго, и тем, кто пост не соблюдает, и тем, кто о посте не знает почти ничего.

Автор с первых же страниц книги даёт читателям определённую установку: говорить о Великом посте стоит исключительно как о самом красивом времени в жизни верующего человека. В книге «Неизбежность Пасхи» Отец Савва пишет об удивительных по своей красоте и силе постных Богослужениях. Например, о службах на Крестопоклонной неделе или о Лазаревой субботе, которую автор называет самым утешительным днём Великого поста. Кстати, в связи с этим праздником автор обращает внимание читателей на интересную деталь. В своде наставлений византийского историка XIV века Никифора КсанфОпула, который читается в этот день в храме, есть любопытная подробность о жизни воскрешённого Христом Лазаря: оказывается, после своего воскресения Лазарь питался только сладостями, и ничего, кроме сладкого, не вкушал! Отец Савва считает, что древний историк неслучайно упоминает об этом. Ведь сладости ассоциируются с радостью жизни. А с Воскресением Христа даже в том мрачном месте, откуда Лазарь был вызволен, всё станет по-другому, и оно засияет светом Божьей Любви, а неизбежность смерти сменится Неизбежностью Пасхи — праздника вечной жизни.

Архимандрит Савва Мажуко. Разговор о Боге: без воды и елея

Разговор о Боге: без воды и елея

Однажды ко мне подбежал ученик воскресной школы с просьбой о помощи:

— Отец Савва! Она меня изводит!

Никак не ожидал от малыша услышать такой «взрослый» глагол — «изводит». Хорошо звучит. Красиво. Такое слово можно, как карамельку, перекатывать во рту, наслаждаясь оттенками вкуса. Но — семилетний мальчик! Не детский это словарь, заемное словечко.

— Мама… надо ей сказать… Она меня заставляет про Бога разговаривать. Сил моих нет! Совсем извела!

Вот вам и детская прозорливость: разговор о Боге может изводить! Чистая душа не выдерживает такого богоугодного занятия, страдает, да так мучается, что паренек не нашел в своем лексиконе подходящего слова. Видно, ему и на самом деле пришлось несладко.

Почему говорить о Боге — это пытка? Вне зависимости от того, разговаривает ребенок или взрослый, речь о Христе — тяжелейшее из занятий. И действительно, бывает, что человек просто изводит и себя, и близких этим усилием.

Даже православные журналы и газеты уделяют Христу не так много внимания, как могло бы показаться. Исследуйте содержание церковных изданий: тут много о политике, общественной жизни, новости и хроника церковной жизни, благотворительность, наставления старцев, новейшие чудеса, церковный календарь и — куда без них! — рецепты монастырской кухни. Если и найдете что-нибудь о Христе, то в самом углу, потому что интуитивно все понимают, что это самое скучное.

Вот моя христианская юность. Только через два года активной церковной жизни я вдруг понял, что в церкви есть Христос. Конечно, я об этом знал и раньше, но знал как-то туманно, намеками, побыстрее отводя глаза и заговаривая о чем-то действительно интересном. Оказывается, кроме хорового пения, роскошных служб, старцев, мучеников, батюшек и монахов, есть еще Кто-то, обнаруживающий Свое Присутствие, когда и где хочет. И что я о Нем знал? Как я себе Его представлял? Что о Нем говорил, что слышал?

Пытаюсь быть честным со своей памятью: кажется, о Христе я никогда и не разговаривал, и со мной о Нем мало кто говорил, и я понимаю почему: о Боге вообще говорить очень трудно. А о ком еще говорить христианам, как не о Христе?

Однако я не вижу в этом упорном молчании злого умысла. Здесь скорее совсем другое. Как ни странно, эта немота происходит от благородного целомудрия речи о Христе, сознательного молчания о том, что хочется уберечь от фальши и подмены. Это хорошо чувствуют дети, особенно подростки. У них есть особая чувствительность к правде, и они органически не выносят любых ноток слащавости, елейности в речи о Самом Священном.

Священное — синоним сокровенного, самого важного и значительного, а такие вещи не выносят на всеобщее обозрение. Мне иногда кажется, что люди умышленно надевают маску атеизма и даже богоборчества, чтобы защитить от чужих ледяных взглядов и холодных рук самое святое — Бога, Которого они всю жизнь вынашивают в сердце.

Разговор о Боге есть всегда разговор с Богом, только перед Его глазами ты можешь честно поминать Его имя. Потому так тяжело о Нем говорить. Речь о Христе — всегда молитва, всегда напряжение. «Кто близ Меня, тот близ огня», — так говорит одно из незаписанных высказываний Христа. Тогда не оставить ли нам речь о Христе тем, кто не боится пламенеть, Божьим святым и старцам, у которых уста говорят от избытка сердца?

Но разве мы чужие Богу? Разве мы Ему враги? Говорить о Христе трудно, но о Ком же нам еще говорить и думать, как не о Нем, Спасителе нашем, Друге, Учителе?

Говорить о Христе — ходить по водам. Как Петр дерзнул выйти из лодки вопреки здравому смыслу и окрикам рассудительных товарищей и пошел навстречу Христу, хоть его никто и не просил, хоть это было излишне, не нужно, так и мы имеем право на это дерзновение. Как и право просто отсидеться в лодке — ведь те, кто смирился и занял позицию безучастного свидетеля, не потеряли звание учеников.

И Петр начал тонуть, но Господь поддержал его. Так и всякий, кто дерзает говорить о Христе, обязательно ошибется, непременно начнет «тонуть» и в сладкой воде риторики, и в приторном елее стертых благочестивых слов. Но не могу я петь с чужого голоса, недостаточно мне цитат из святых отцов. Мне нужна моя речь о Христе, мои слова и образы, мое усилие!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector