3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вербное воскресенье: Какое торжество и какое горе в этом празднике!

Содержание

Вербное воскресенье. История, обычаи и традиции праздника

Вербное воскресенье — это христианский праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи. Вербное воскресенье — народное название, в церковном календаре это Вход Господень в Иерусалим . Другие названия — Пальмовой воскресенье, Неделя ваий, Неделя цветоносная. Английское название — Palm Sunday.

Православные относят Вербное воскресенье к двунадесятым праздникам — 12 самым важным дням года. Всю последнюю неделю Великого поста называют Вербной неделей.

Поскольку Пасха каждый год выпадает на разные дни, то сдвигаются даты всех связанных с ней праздников. Вербное воскресенье приходится на 21 апреля 2019 года . В 2020 году вербное воскресенье выпадает на 12 апреля, в 2021 — на 25 апреля.

Священник и верующие в Вербное воскресенье в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска. 2018 год. Фото: РИА Новости / Игорь Онучин

Вход Господень в Иерусалим. Что отмечают в этот день

Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Иисус Христос въехал в город на осле, которого ученики взяли в соседней Вифании. Жители встретили Иисуса как Мессию — ликованием, бросая на дорогу дорогие одежды и пальмовые листья.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что -нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Евангелие от Матфея

И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!
И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Евангелие от Луки

Вход Господень в Иерусалим. Жан Ипполит Фландрен. 1842

Иисус направился в иерусалимский храм, откуда выгнал торговцев и менял со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Евангелие от Матфея). Когда к Христу подошли хромые и слепцы, Иисус чудесным образом исцелил их. Затем он покинул Иерусалим, вернувшись на ночь в Вифанию.

Вербное воскресенье: в чем смысл праздника?

Вход Господень в Иерусалим — это одновременно признание Иисуса Мессией и прообраз его вхождения в рай. Иудеи ожидали, что предсказанный Спаситель явится на Пасху, так оно и случилось.

Жители Иерусалима знали, что он воскресил Лазаря, потому встречали Христа как победителя смерти — на Востоке пальмовыми ветвями чествовали именно победителей.

Иисус въехал в город на осле, показав, что несет мир — завоеватель по обычаю въезжал в захваченный город на коне.

Вход Господень в Иерусалим. Икона. Фото: rublev.com

Еще один смысл праздника — всепрощение и снисходительность к людям. Посреди всеобщего ликования один Христос знал, что вскоре его ждет смерть. Причем понимал, что требовать его распятия будут те же люди, которые теперь торжественно встречают его.

«Но Господь приемлет эту честь от своих будущих предателей и мучителей. Приемлет с благодарностью, зная непостоянство сердца человеческого, — объясняет архимандрит Савва (Мажуко) на сайте «Православие и мир». — Наши мысли нетверды, а намерения изменчивы. Мы предаем Бога так часто, так привычно… А потому верба — это еще и символ не только Божественной, но и человеческой снисходительности, всепобеждающей доброты. Если нас Господь прощает и принимает от нас даже малые крупицы добра, без укора и суда, так и нам следует подражать Богу милосердия, принимая своих близких, замечая и отмечая с благодарностью самые незначительные зерна добра и доброты».

Вербное воскресенье в России: обычаи и традиции

В России и других православных странах, где нет пальмовых листьев, их заменила неприхотливая верба. По-видимому, это растение играло важную роль еще в языческих обрядах, и с приходом христианства приобрело новое значение. В Вербное воскресенье веточки освящают в храме.

Ветки вербы. Фото: Depositphotos

Согласно народным поверьям, вербе и ее сережки обладают целебной силой. Почки могли добавлять в «вербную кашу» для родных или есть просто так — «чтобы не болели зубы и горло». Вербу клали в воду, где купали заболевших детей.

Вербные почки скармливали и скоту. В Костромской области зафиксирован обычай к Вербному воскресенью печь баранки, освящать в церкви, а затем скармливать скоту для защиты от болезней. Также вербу обмакивали в святую воду и окропляли домашний скот. С веткой вербы в первый раз провожали скот на пастбище.

Читать еще:  Все эти крики «Мы теряем его!» – в прошлом

Кое-где верили, что верба может спасти от грозы и пожара, а робкого человека излечить от трусости (для этого нужно в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы).

До Революции в праздничное воскресенье устраивали вербные торги, народные гуляния, развлекались катанием на лошадях. В Москве гуляли на Красной площади, а катания в этот день называли «вывозом невест».

Вербный торг на Красной площади. Картина Бориса Кустодиева. 1917

Еще один обычая — битье веткой вербы. Утром, после освящения вербы, у церкви или дома веточкой бьют близких, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!»; «Верба хлёст, бей до слез! Будь здоров, как верба!». Часто таким образом хлестали детей, иногда — скот и даже землю, чтобы была плодороднее, а также могилы родных.

Церковный устав на Вербной неделе Великого поста допускает определенные послабления: в субботу разрешает есть икру, а в воскресенье — рыбу.

С вербой связаны приметы и поговорки: «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»; «Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед»; «Святой Лазарь за вербой лазил».
Серафима Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье». 1900

Вербное воскресенье: обычаи праздника, церковные обряды и народные поверья

Ежегодно Вербное воскресенье выпадает на различные числа. Оно полностью зависит от времени проведения Пасхи: ровно за неделю до Светлого праздника православные христиане собирают веточки вербы и идут в церковь на богослужение. Традиционно предпоследняя неделя поста называется Вербной. Она имеет свои обычаи и традиции на каждый день.

В этом году Вербное воскресенье выпадает на 21 апреля. «Комсомольская правда» напоминает об устоявшихся традициях и рассказывает, как правильно отметить праздник.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Вербное воскресенье в древних писаниях имеет другие названия — Вход Господень в Иерусалим или неделя Ваий. Он напоминает о тех евангельских событиях, которые предшествуют крестному страданию Иисуса Христа и его воскрешению.

В этот день Христос спускался с Елисейской горы к стенам Иерусалима, а богомольцы встречали его, как победителя, пальмовыми ветвями. Иисус проходит по праздничным улицам Иерусалима, неся за собой Благую весть — Бог воскресил Лазаря. Народ прославлял его, пел в его честь гимны. Но иудейским священникам это не понравилось — они решили отдать судьбу Иисуса Христа в руки римского прокурора, обрекая сына божьего на смерть. С этого дня Иисусу осталось жить на земле пять дней.

Однако входу Христа в Иерусалим, то есть Вербному воскресенью, предшествует шестая неделя Великого поста.

ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ

Главным атрибутом этой недели у православных славян считается верба. По обычаям веточки с пушистыми почками должны стоять в каждом доме. Однако если на улице мороз , то люди собирают ее заранее, чтобы дома в тепле она распустилась. После из вербы делают семейные обереги, венки или вплетают в косы. Но три дня Вербной недели имеют особое значение и свои традиции.

ПОНЕДЕЛЬНИК

В этот день тещи ходят в гости к своим зятьям и приносят им подарки. Считалось, что преподнесенный в этот день подарок сулит мирную, спокойную жизнь семьи, где муж не будет обижать жену.

ЛАЗАРЕВСКАЯ СУББОТА

В этот день, как гласит Евангелие, Иисус после того, как узнал, что его друг и сподвижник Лазарь умирает, отправляется к нему. Прибыв в Вифанию спустя четыре дня после смерти Лазаря, Иисус начинает усердно молиться у пещеры, где захоронили его товарища. И на просьбы к Богу совершить чудо, так и случилось: Лазарь воскрес.

В Лазаревскую субботу в церквях и храмах проходят богослужения с песнопениями, которые указывают на важный символ, укрепляющий веру. А после заката в этот день священнослужители начинают освящать ветки вербы, которые приносят прихожане. Это и считается началом празднования Вербного воскресенья.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

С утра люди могут продолжить освящать веточки вербы в церквях. Некоторые прихожане остаются на службу, вместе со священниками читают молитвы и участвуют в песнопениях.

Возвращаясь из церкви домой, люди издавна легонько стегают домочадцев вербой, чтобы жизнь была благодатной и здоровой. Прошлогоднюю вербу необходимо сжечь.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

Так как Вербное воскресенье — это один из значимых праздников христиан, то этот день лучше посвятить службе в церкви, а не домашним хлопотам.

В старину в этот день, как и на Благовещение, женщинам запрещалось расчесывать волосы.

Кроме того, под категорическим запретом стояло чревоугодие — конец шестой недели Великого поста не должен заканчиваться обильным застольем. Постящимся христианам можно позволить себе немного вина, постные блюда, приготовленные с растительным маслом, и немного рыбы.

ГДЕ ПРИГОДИТСЯ ОСВЯЩЕННАЯ ВЕРБОВАЯ ВЕТВЬ

Из церквей в дом в Вербное воскресенье люди не просто так приносили веточки вербы: они несли их, чтобы обезопасить себя и своих близких от болезней, ведь считалось, что у этого освященного растения есть огромная лечебная сила.

Поэтому, следуя медицинским приметам, люди заваривали вербу и принимали отвар от головной боли, лихорадки, температуры и даже бессонницы. Втирание отвара помогало от ревматических болей. А настойка на водке избавляла от кишечных инфекций и расстройств.

А вот листья ивы могли посоревноваться с подорожником в живительных соках для ран.

Также раньше женщины, страдающие бесплодием, глотали освященные распустившиеся почки. А младенцев купали в воде, настоянной на ивовых ветках, чтобы те спали спокойнее.

НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ПРИМЕТЫ

Издревле и этот церковный праздник не обошли народные приметы и обычаи. Многие переросли в настоящие ритуалы, которые переходят из поколения в поколение.

Если вербная веточка, опущенная в реку, отплывет от человека, то его ждет обогащение. А вот ветки, закрепленные на крыше, оберегали дом от болезней и душевных терзаний. От молний и пожара дом можно защитить, сохранив пепел от сожженной вербной веточки.

По приметам, если в Вербное воскресенье на улице тепло и сухо, то летом и осенью люди соберут большой урожай. Если сильный ветер разыгрался в этот день, то лето будет холодным. Мороз сулил богатый на пшеницу год. Если Вербная неделя ясная, но морозная, то осенью будет хороший урожай яровых .

Кроме того, девицы со стародавних времен в Вербное воскресенье призывали к себе любимого, и они обязательно встречались в этот день.

Об урожае говорили и сами распустившиеся на деревьях сережки: если их много, то и урожай будет хорош. Если почек мало, то и сборы будут скудны.

А самими веточками вербы в старину на Руси люди лечили больных и немощных людей. Знахарки и ведуньи хлестали хворого человека веточками с пушистыми почками по спине, приговаривая:

«Верба, верба, вербочка,

А я вербой похлещу

И скажу присловье:

Верба, дай здоровья!»

Читайте также

Карантин срывает крышу: Пригожин обещает избить Шнура, Михалков разносит Познера, а Уткин зовет Соловьева на баттл

Как развивались главные скандалы последних недель

«Не плачь, девочка»: сибирячка, которую выбросили младенцем в мусоропровод, сделала тест ДНК

Она была уверена, что наконец-то нашла свою семью. Но правда оказалась неожиданной и породила еще больше загадок в этой истории

Читать еще:  Воткнуть мужчине нож в живот. Сонник: ножевые ранения в живот У парней нож в живот

«От него разом забеременели две девушки. Одна из них — моя мама»: сибиряк ищет отца, которого видел лишь однажды

Мужчина верит, что папа жив, и хочет сам спросить, почему тот выбрал другую семью

Дети нашли награду в сугробе: Орден Красной Звезды спустя четверть века вернулся к семье героя

Каким образом награда ветерана Великой Отечественной войны оказалась в снегу на другом конце Самары – до сих пор неизвестно

Лучшие каркасные бассейны 2020

Узнали про лучшие каркасные бассейны в 2020 году, с помощью которых можно будет хорошо отдохнуть на даче

Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко: Мы уйдем в цифровое Средневековье. На каждого заведут электронную папку с компроматом

Автор «Ночного Дозора» поразмышлял, как изменится мир после пандемии

Не простила отцу, что сдал ее в секту: За что дочь Успенского назвала отца домашним тираном

В открытом письме Татьяна раскрыла нелицеприятные подробности семейных отношений «папы Чебурашки»

Доктор Мясников – Собчак: «За оскорбления можно убить. У меня друг отсидел за двойное убийство»

Известный врач рассказал о дружбе с Соловьевым и скандале с Навальным

Лучшие аэраторы 2020

Выбираем лучшие аэраторы 2020 года: популярные модели и советы от эксперта в материале «Комсомольской правды»

«Затягивать нельзя!» В Совфеде требуют принять закон о такси

По мнению сенатора, это облегчит жизнь извозчиков

В городе Саянске, отказавшемся вводить карантин, коронавирусом не заболел никто! В чем секрет?

Месяц назад мэра, решившего не закрывать парикмахерские и детсады, сочли рисковым «ковидодиссидентом». Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин приехал в этот город — посмотреть, не случилась ли тут эпидемия [фото]

В Сочи переименовали реку Хероту

Неблагозвучное название заменили исторически верным

Сохранить стратегическую перспективу

Исторически Россия являлась и до сих пор является одним из мировых научно-технологических центров. Образование, фундаментальная наука и промышленная система составляют совокупность производительных сил

Окончен школьный роман: учительница из Астрахани, соблазнившая ученика, потеряла работу и смысл жизни

Учительнице биологии Екатерине Савиновой дали условный срок за роман с 15-летним Самвелом и запретили заниматься любимым делом

Открытие магазинов в Москве после самоизоляции с 1 июня 2020: какие заработают

Мэр города рассказал, какие магазины откроют в столице

В Москве разрешат прогулки: пока по графику

С 1 июня в столице заработают непродовольственные магазины, химчистки, мастерские

День мотоциклиста 2020: история и традиции всемирного праздника

Ежегодно он отмечается в июне

Как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович

Наш колумнист — о последних скандалах между звездами

Возрастная категория сайта 18+

Вербное воскресенье

В ербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.

В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

В городах допетровской России Вход Господень в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В XVI–XVII веках в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством.

Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.

В XIX веке празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра.

Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском уезде Пензенской губернии), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины.

В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.

В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.

Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.

Благодарим за предоставленный материал Российский этнографический музей.

Вербное воскресение — содержание праздника и традиции празднования

Нестеренко Василий Игоревич — Вход Господень во Иерусалим (1999)
Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя

Вход Господень в Иерусалим. Тропарь праздника
Хор Московского Сретенского монастыря

И когда вошел Он в Иерусалим,
Весь город пришел в движение
И говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского.

Евангелие от Матфея

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн.

Читать еще:  Призыв нечистой силы на получение желаемого. Магические заклинания

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их.

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.

Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

Вход Господень в Иерусалим — праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых праздников. Празднуется в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи).

В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии.

Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! «

Андрей Рублёв (1405)
Вход Господень в Иерусалим — икона. Праздничный чин
Благовещенский собор Московского Кремля

Задостойник в неделю Входа Господня во Иерусалим

Задостойник — одна из разновидностей богослужебных песнопений в составе евхаристического канона (евхаристический канон — главная часть литургии, во время которой совершается пресуществление святых даров) православной литургии. В качестве задостойника могут служить различные песнопения, например, ирмос или тропарь. В русской богослужебной традиции это обычно ирмос 9‑й песни праздничного канона. В греческой традиции существуют отступления от этого правила.

Пресуществление — богословский термин, используемый для уточнения смысла преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Искупителя Христа в таинстве Евхаристии.
Евхаристия (в переводе с греческого — благодарение), Святое Причастие — христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении.
Ирмос (в переводе с греческого — сплетение, связь), в византийском и русском православном богослужении — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.
Тропарь (в переводе с греческого — обращать) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Своё название задостойник получил благодаря расположению в каноне. Согласно Типикону (в православной литургике Типикон — книга, содержащая главным образом устав богослужения) он поётся вместо Богородичной песни; поскольку первые слова этой песни звучат как «достойно есть. «, постепенно сложилось соответствующее название — за («вместо») и достойник («достойно есть»).

Вход Господень в Иерусалим — видео из цикла «Слово на православные праздники» епископа Василия Родзянко

Нестеренко Василий Игоревич — Вход Господень во Иерусалим
Западный тимпан (тимпан — внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона здания) Храма Христа Спасителя

Вход Господень в Иерусалим. Кондак праздника

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов — как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

Сергей Есенин (1914)

На Востоке в этот день используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм.
У западных христиан используют те растения и цветы, которые свойственны данной местности. Праздник этот называется Пальмовым воскресением.

А вот, к примеру, в Польше, где, как известно, пальмы, как и у нас, не растут, в качестве атрибутов праздника вместо пальмовых ветвей используют изделия из лозы, которые могут достигать в длину нескольких метров, но, обязательно, без каких-либо металлических прутьев. Называют их «пальмами». Лоза увита разноцветными цветами из папиросной бумаги. Проводятся даже соревнования на самую красивую «пальму».
По-польски этот праздник называется — Niedziela palmowa (Пальмовое воскресение).

В России, где пальм нет и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением.
Но подлинное его название: Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.

Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле (христианская церковь ввела его в IV веке, а к нам он пришёл в X веке) назывался Вербным воскресением.
В этот день в храмах проводится Всенощная служба, на которой ветви вербы, освященные молитвой и окропленные святой водой, раздаются молящимся.

Серафима Иасоновна Блонская
Девочки. Вербное воскресение (1900)
Таганрогский художественный музей

Воскресенье вербное
Музыка Елены Фроловой на стихи Александра Блока
Поёт Минский детский хор

При везженных свечах верующие стоят до конца службы с веточками верб в руках, что знаменует победу жизни над смертью.

Шварц Вячеслав Григорьевич — Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти (1865)
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

В допетровское время на Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции.
После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в этой процессии, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь.

В ряде русских городов вплоть до 1678 года также совершалось шествие на осляти с участием местного архиерея и воеводы вместо патриарха и царя, соответственно.
В 1697 году обряд был упразднен.

Русские крестьяне не работали в этот день, молодежь обходила дома с окликанием молодоженов, домочадцы и соседи хлестали друг друга и домашних животных ветками освященной вербы, которая в народном сознании наделялась магической силой.

В Вербное Воскресение на праздничном Всенощном бдении освящаются ветки вербы, окропление повторяется в сам день праздника.
Вербовая ветвь является символом победы жизни над смертью — Воскресение Господне.

Считается, что окропленная верба отгоняет нечистую силу и очищает человека от болезней. Ветви вербы принято ставить в переднем углу за икону и хранить до следующего Вербного Воскресения.

Существовал такой обычай: по возращении домой, люди легонько стегали друг друга освященной вербой и вместо пожелания здоровья от своего имени говорили: «Не я бью, верба бьет». Того же, кто проспал заутреню Вербного воскресения, хлестали больно, приговаривая: «Верба хлест — бьет до слез».

Издавна на Руси существовало поверье, что воткнутая в землю освященная ветка вербы оберегает урожай, брошенная в пламя огня — укрощает его, брошенная против ветра — прогоняет бурю.

Вербовые сережки — котики, по преданиям обладают целебной силой, их давали женщинам, у которых не было детей.
В Вербное воскресение хозяйки запекали в хлебцы почки вербы, а затем скармливали их скотине.

В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.

Холин Дмитрий Аркадьевич — Вербное воскресенье

Барашки — авторская песня
Поют авторы — Сергей и Людмила Ершовы

Как и каждый церковный праздник, Вербное Воскресение отличается набором обязательных и желательных блюд, которые подаются к столу в этот день. Как приготовить рыбу — традиционное блюдо этого праздника, можно прочитать в сюжете:

Кулинарное шоу — рыба на Вербное воскресение

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector