1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вера, Надежда, Любовь, София — паломничество в Эшо

Содержание

«Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь…»

Из записок паломника

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

В средневековой Европе почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии было широко распространено. Мощи их привлекали к себе такое множество паломников, что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих». Служились и так называемые мессы Софии. К заступлению мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби. Папой Львом III была составлена специальная месса, служившаяся им при дворе Карла Великого в Падерборне по случаю бедственного положения короля. Известная раннесредневековая писательница монахиня Росвита из Гандерсгеймского монастыря (род. ок. 935 г.) в Германии, писавшая пьесы и стихи по латыни, посвятила этим святым мученицам свою драму «Sapientia» («Премудрость», то есть «София»). Считается, что материал она заимствовала из жития, датированного VIII веком и принадлежавшего перу медиоланского монаха Иоанна, утверждавшего, что святые происходили из его родного города Медиолана (Милана).

О том, что почитание мучениц было широко распространено не только в Европе, но и на Востоке, свидетельствуют первые тексты жития (возникли не ранее VII–VIII вв.), написанные на разных языках: грузинском, армянском, болгарском, латинском и греческом. На латинском языке имена святых мучениц звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом – Пистис, Елпис, Агапи и София.

Почитание мучениц было издавна широко распространено и на Руси, где при переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии – Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке – Вера, Надежда и Любовь. Имена мученич символичны: мудрость – мать трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви.

На византийских иконах святые Пистис, Елкис и Агапи изображались так, что их возраст не подчеркивался, за исключением изображения сцен мученичества. В древнерусской же иконописи появились иконы, где в центре представлена святая мать, а перед ней – три небольшие фигурки малолетних дочерей. В некоторых храмовых росписях и в иконописи святая София и мученицы Вера, Надежда и Любовь представлены вместе стоящими, одиного роста. То же можно видеть и на фреске в Кельнском соборе.

В широко распространенном житии святых мучениц рассказывается, что они происходили из Италии. Их мать была христианкой и назвала своих дочерей именами трех христианских добродетей. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа. Об этом стало известно императору Адриану, и тот повелел привести их в Рим. Призывая к себе по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12 лет, Надежде – 10, а Любови – 9) отказались. Тогда император приказал жестоко истязать их. Святую Софию подвергли тяжелейшему испытанию: ее не казнили, ей оставили жизнь, но оставили и безысходное горе: мать вынуждена была смотреть на страдания своих дочерей. Перенеся невиданные муки, три отроковицы мужественно встретили свою кончину. Святая София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», похоронила дочерей недалеко от города и три дня не отходила от их могилы, пока не предала свою душу Господу.

В VIII веке мощи мучениц из крипты кладбища святого Панкратия в Риме по распоряжению папы Римского Павла I (757–767) были перенесены в построенную новую церковь на Марсовом поле, а часть мощей мучениц была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в Брешии. В 777 году мощи мучениц перенесены из римской церкви святого Сильвестра в Эшо.

Выполненный из песчаника саркофаг (XIV в.), в котором с 1938 года хранится частица мощей святой Софии, установлен в церкви Эшо на белом постаменте с поддерживающими его небольшими колоннами. Он имеет следы стершихся от времени рисунков и барельефов, рассказывавших о некоторых сценах из жития мучениц. На стене, слева и справа над ковчегом, укреплены цветные скульптурные изображения мученика Христофора и основателя аббатства епископа Ремигия, а в центре – святой Софии и ее дочерей-мучениц.

Читать еще:  Ростислав Полчанинов: Я рос мечтой о России

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы и доблестных дщерей мудрая мати София, к вам ныне притецем со усердною молитвою…». Слова этой молитвы звучат из уст паломников, прибывающих на автобусах в Эшо, чтобы вместе со священником совершить у святых мощей молебен, прочитать акафист, поклониться мощам, помолиться и помянуть своих близких, особенно любимых детей, носящих имена святых отроковиц и их матери Софии. Для православных паломников не столь уж важным представляется сравнительный анализ агиографической литературы и таинственная история с исчезновением мощей мучениц Веры, Надежды, Любови. Их мало заинтересуют выводы, сделанные исследователями из Научного общества болландистов (г. Антверпен, Нидерланды), основателем которого был Ж. Болланд (1596–1665), которые занимаются публикацией каталогов рукописной житийной литературы и изданием житий святых (Acta sanctorum). Изучив древнейшие мартирологи, они выдвинули такое предположение: сами мученицы Вера, Надежда, Любовь вовсе и не были реальными личностями, а являются только аллегориями или персонификациями христианских добродетелей.

Для верующих людей ценным является совсем другое – православное богослужение и сугубо личная молитва в эльзасской церкви. Все это запоминается как сильнейшее эмоциональное и духовное переживание, приобщающее их к вечности. И, возвращаясь в свое отечество, паломники по-особому воспринимают строки из послания апостола Павла «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь…» (1 Кор. 13: 13).

В статье использованы материалы сайта «Православная Франция».

Вера, Надежда, Любовь и Одилия — православные святые Страсбурга

Протоиерей Андрей Ткачев рассказал о православных святынях политического центра Евросоюза

Протоиерей Андрей Ткачев рассказал о православных святынях политического центра Евросоюза

Есть на востоке Франции провинции Эльзас и Лотарингия. Нам навязли эти слова на уши, когда мы изучали историю Первой мировой войны. По крайней мере, мне они сильно запомнились. Нам постоянно говорили о том, что Германия и Франция воевали за смежные области, за Эльзас и Лотарингию.

Мы сегодня тоже поговорим про Эльзас. Там есть город Страсбург, который является одной из фактически реальных столиц Евросоюза. Там размещены ЕСПЧ, Европейский суд по правам человека, и еще много-много разных организаций, которые функционируют в рамках европейской коммунии.

А что нам там интересно? Там, оказывается, тоже не без святости. Недалеко от Эльзаса, примерно в 15 километрах, находится аббатство Эшо. Такое, из трех букв, Эшо. Оно связано своим существованием с мощами мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, пострадавших в Риме, память которых мы отмечаем в сентябре. Всемирно известные святые, мощи которых были перенесены туда в Средневековье. Это было известное место паломничества.

К сожалению, святыню уничтожили во время Французской буржуазной революции. Монастырь был осквернен и превращен в винную лавку с большими погребами и подвалами. И только потом-потом-потом, уже ближе к нашему новейшему времени, монастырь опять возобновил свою деятельность. И даже частицы мощей этих святых мучениц, какие-то фрагменты которых были найдены в Риме (сами мощи пропали во время революции), опять были принесены и подарены.

Есть там такая еще святая преподобная Одилия. «Мать Эльзаса», называют ее. Она жила в VIII веке. Время ее упокоения – 720 год от Рождества Христова. Опять-таки за 268 лет до крещения Руси князем Владимиром. Почти за три столетия до этого она была человеком, который собирал вокруг себя всех страждущих и обремененных. Родилась слепой, в семье очень сурового и вредного по характеру богатого человека, который не хотел иметь слепую дочку. Потому что посчитают, что его род проклят. Как бы он ее вообще хотел истребить с лица земли. Но ребенок остался жив, был крещен святым епископом Эрхартом, и она прозрела в крещении. Потом она была сама целительней слепых, несла многие подвиги.

Монастырь святой Одилии находится в 15 километрах от Страсбурга. Тоже непривычное для русского уха имя. Напиши в записку: о здравии Одилии, но если б назвал кто-нибудь дочку Одилия, то у нас бы не взяли бы эту записку. Не взяли. Сказали бы, нет такой святой. Но есть такая святая, просто вы не знаете ничего. И мы не знаем ничего.

Только мы хотим учиться. Мы хотим узнать про святых, имена которых трудно выговариваются. Настоящих православных святых. Святых той церкви, которая не знала разделений. VI-VII-VIII-IX века. И, кстати, в Страсбурге строится наш большой православный храм Московского Патриархата, всех святых. Конечно же, наверное, молитвами той святой Одилии. В виде монахов этак подобраться ближе к Евросоюзу, чтобы колокольным звоном бесов гонять. И почаще, побольше Богу молиться, чтобы на место что-нибудь у еврочиновников встало. Может, они про Господа Бога вспомнят. Потому что сам дух Евросоюза – это марширующий дух, колоннами марширующий дух безбожного атеизма. Ну вот пока все, что успеваю сказать. Вера, Надежда, Любовь. Монастырь Эшо. Святая Одилия. VIII век от Рождества Христова. Страсбург. Центр политических решений сегодняшнего дня. И там есть тоже святость. До свидания.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

История мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии

София и её дочери :Вера (12 лет), Надежда (10 лет) и Любовь (9 лет), это христианские святые, почитаемые в лике мучениц. Жили во II веке в Риме.

София, вдова из Милана, прибыла в Рим и остановилась у богатой дамы по имени Фессамния. Согласно преданию. девочки воспитывались матерью в христианском благочестии. Когда император Адриан узнал об этом, он попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Артемиде — сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Христа. Император повелел подвергнуть дочерей Софии жестоким пыткам, но они чудесным образом перенесли их и погибли только будучи обезглавленными или зарубленными.

Читать еще:  Введение Пресвятой Богородицы во храм: О чем нам нельзя забывать

Император отдал истерзанные тела дочерей Софии, она с почестями похоронила их и умерла сама на могиле дочерей через три дня. Тело Софии нашёл благочестивый христианин Палладий, похоронил её рядом с дочерями и поставил надгробный памятный крест над всеми погребёнными, заповедуя и его по смерти похоронить рядом.

Интересно то, что в оригинале не было таковых имён как Вера, Любовь и Надежда. Например Католическая Церковь в этой истории вспоминает имена трёх девочек-сестёр Fides, Spes, Caritas. А Греческая Православная Церковь говорит о именах Пистис, Элпис и Агапэ . Но и в первом и во втором случае у девочек была мать по имени София.

Почему такое расхождение в именах девочек, дочерей Софии? Всё очень просто! Славянские переводчики, переводившие эту историю жития святых, перевели и имена девочек. Оригинал же имён остался у греков. А вот имя матери оставили в оригинале, хотя Софию можно было тоже перевести как «Мудрость».

В то время в Эшо находился монастырь святого Трофима. Святой Трофим является первым епископом той местности, который ещё распростронял в Эльзасе. в провинции Нижний Рейн христианство ещё во втором-третьем веках.

В средневековой Европе почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии было широко распространено. Мощи их привлекали к себе такое множество паломников, что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих». Служились и так называемые мессы Софии. К заступлению мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби.

Папой Львом III была составлена специальная месса мученицам, служившаяся им при дворе Карла Великого в Падерборне по случаю бедственного положения короля.

Известная раннесредневековая писательница монахиня Росвита из Гандерсгеймского монастыря (род. ок. 935 г.) в Германии, писавшая пьесы и стихи по латыни, посвятила этим святым мученицам свою драму «Sapientia» («Премудрость», то есть «София»). Считается, что материал она заимствовала из жития, датированного VIII веком и принадлежавшего перу медиоланского монаха Иоанна, утверждавшего, что святые происходили из его родного города Медиолана (Милана).

Реформация и Французская революция не пощадили монастырь в Эшо. Монастырь был полностью разграблен, а мощи мучениц исчезли. В 1792 году монастырь был продан с аукциона и в нём разместили трактир. В 1822 году и трактир был разрушен.

В 1898 году остатки монастырской церкви Святого Трифона были объявлены Францией, как «Исторический памятник» и началось постепенное восстановление храма.

3 апреля 1938 года, католический епископ Шарль Руш привозит из Рима в Эшо две частички мощей святой матери Софии .

Сегодня старинный католический храм святого Трофима потерял своё некогда огромное значение. Если до 18 века в этот храм приезжали люди в поломничество со всей Европы чтобы поклонится мощам мучениц и получить исцеления, то сегодня в Эшо можно сказать пустынно. В храме проводятся богослужения только в воскресные дни, паломников давно уже нет, а местный приход очень маленький.

В 1994 году вокруг храма востановлен некогда очень здесь популярный в средние века, сад лекарственных растений.

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Дата праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Читать еще:  Руководитель тотального диктанта: грамотность стала модной

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.

Дни Ангела для Надежды:

14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector