0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день

Свято-Николаевский храм с.Нижние Пены

«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша.»

Главное меню

Навигация по записям

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день

Как в больших городах, так и в сельской местности Страстная неделя – это необходимость совместить длительную молитву в храме и множество предпраздничных забот. В связи с этим нет-нет, да и проскользнет мысль не причащаться в Великий четверг — всё равно ведь будет причастие на Пасху. Как в данном случае можно себя одернуть? Отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря архиепископ Обуховский Иона (Черепанов).

Расскажу один случай, который произошел у нас в монастыре. Как-то раз слово на литургии в Великий четверг говорил один из наших братьев – весьма талантливый, пламенный проповедник.

И в тот день Господь его так вдохновил и наставил, что проповедь, действительно, была замечательная, проникновенная. Я сам слушал в трепетном и возвышенном состоянии.

После проповеди я вышел из алтаря в храм, Причастие вот-вот должно было начаться. И тут со слезами на глазах ко мне подошла одна прихожанка: «Батюшка, я не собиралась, но поняла, что в этот день не могу не причаститься. Благословите, хоть я и не готовилась…»

Конечно, я благословил, ведь такой день, и явно видно, что человек на самом деле ощутил себя на Тайной Вечери Господа, почувствовал, что не участвовать в ней – это уподобиться Иуде. Думаю, Господь в тот день принял эту женщину среди причастников…

Нужно понимать конечную цель всех этих наших предпасхальных хлопот. Ведь мы стремимся отпраздновать не чей-то день рождения, день ангела или какое-то событие государственное, не имеющее отношения к Церкви. Это именно «день Господень», Воскресение Христово. И ради подготовки к Господнему дню уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо.

Лучше не подготовиться к Пасхе в нашем, земном понимании, не наготовить каких-то блюд — всё равно ведь наедимся в послепасхальные дни. Но сейчас – Страстная седмица. И самое главное — идти с Господом, с Его учениками по этому скорбному страстному пути. Тогда и Пасха для нас будет торжеством, настоящим «Праздником праздников».

Главный мотив литургии Великого Четвергапеснопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…» В нём есть такие слова: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда». Если говорить о современных христианахкаким врагам Господа какую тайну мы можем выдать?

– Не только в Великий четверг, но на каждой Литургии, когда готовимся к причастию, вспоминаем эти слова.

Святые отцы говорили, что мы «распинаем» Господа своими грехами. Действительно, когда грешим, то отворачиваемся от нашего Господа и поворачиваемся в сторону греха.

Любой грех – это и есть предательство Бога. И каждый раз, исповедуясь, мы вспоминаем о том, что вновь и вновь уподобились Иуде, уподобились тем апостолам, которые оставили Христа, разбежались и оставили Его одного.

Но у нас есть два пути: путь Иуды и путь Петра. Всегда нужно помнить, что мы – с Петром, что мы ученики того, на ком Господь основал Свою Церковь. И поступать хотелось бы так, как поступил апостол Петр. Хоть он и смалодушничал, хоть и отрекся от Христа, но всё равно нашел в себе силы для покаяния и – самое главное – для изменения себя.

Впоследствии именно он, малодушный рыбак, который трижды сказал, что не знает «этого Человека», стал одним из самых мужественных проповедников Евангелия. Всегда нужно об этом помнить и взирать на его благой пример.

Люди неверующие упрекают христиан, что те используют исповедь для успокоения совести. Греши как хочешь и сколько хочешь, а потом покайся, и живи как ни в чем не бывало. Считают, что исповедь, причастиеэто легкий путь. Так ли это?

– Исповедь не содействует расслаблению, я бы сказал, наоборот, делает человека ответственным. Это в своем роде экзамен, до, во время и после которого мы испытываем отнюдь не чувства легкости и свободы, а напротив – сосредоточенности, внимания и ответственности.

Почему необходимо как можно чаще исповедоваться, спешить прибегать к этому таинству? Мы знаем слова Господа: в чем застану, в том и сужу. Действительно, неизвестно, когда застанет нас Страшный суд Господень. Это первое.

Второе. Существует такое понятие, как навык ко греху, привычка ко греху. Если исповедоваться раз в неделю, это будет один набор прегрешений: человек значительно ярче помнит свои мелкие оплошности, проступки, и это понуждает его относиться к себе более внимательно.

Если же исповедоваться раз в месяц или еще реже, сердце будет покрываться как бы некоторой коростой, под которой остаются видимыми только самые большие, выпуклые грехи. Это уже будет совершенно иной набор прегрешений, потому что на менее заметные, но не менее опасные, мы практически перестанем обращать внимание.

Если вовремя не исповедоваться, сразу после того, как согрешишь, рана в душе – а любой грех является именно раной – начинает увеличиваться, разрастаться. Так небольшой рубец на сердце человека незаметен, невидимо увеличивается и может достигнуть критических размеров, так что даже хирургическое вмешательство не поможет остановить этот процесс.

Так и здесь. Пока рубец невелик, пока грех «свеж», и мы видим его перед собой, нужно как можно быстрее его исповедовать. Чтобы ничто нас не тяготило, не прижимало к земле. Чтобы всем сердцем мы могли воспарить к нашему Богу.

Читать еще:  Епископ Троицкий Панкратий: Мироточение: знамение или обман?

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день

Как в больших городах, так и в сельской местности Страстная неделя — это необходимость совместить длительную молитву в храме и множество предпраздничных забот. В связи с этим нет-нет, да и проскользнет мысль не причащаться в Великий четверг — всё равно ведь будет причастие на Пасху. Как в данном случае можно себя одернуть? Отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря архиепископ Обуховский Иона (Черепанов).

Архиепископ Иона (Черепанов)

Расскажу один случай, который произошел у нас в монастыре. Как-то раз слово на литургии в Великий четверг говорил один из наших братьев — весьма талантливый, пламенный проповедник.

И в тот день Господь его так вдохновил и наставил, что проповедь, действительно, была замечательная, проникновенная. Я сам слушал в трепетном и возвышенном состоянии.

После проповеди я вышел из алтаря в храм, Причастие вот-вот должно было начаться. И тут со слезами на глазах ко мне подошла одна прихожанка: «Батюшка, я не собиралась, но поняла, что в этот день не могу не причаститься. Благословите, хоть я и не готовилась…»

Конечно, я благословил, ведь такой день, и явно видно, что человек на самом деле ощутил себя на Тайной Вечери Господа, почувствовал, что не участвовать в ней — это уподобиться Иуде. Думаю, Господь в тот день принял эту женщину среди причастников…

Нужно понимать конечную цель всех этих наших предпасхальных хлопот. Ведь мы стремимся отпраздновать не чей-то день рождения, день ангела или какое-то событие государственное, не имеющее отношения к Церкви. Это именно «день Господень», Воскресение Христово. И ради подготовки к Господнему дню уклоняться от Господнего таинства — совершенно нелепо.

Лучше не подготовиться к Пасхе в нашем, земном понимании, не наготовить каких-то блюд — всё равно ведь наедимся в послепасхальные дни. Но сейчас — Страстная седмица. И самое главное — идти с Господом, с Его учениками по этому скорбному страстному пути. Тогда и Пасха для нас будет торжеством, настоящим «Праздником праздников».

Главный мотив литургии Великого Четвергапеснопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…» В нём есть такие слова: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда». Если говорить о современных христианахкаким врагам Господа какую тайну мы можем выдать?

— Не только в Великий четверг, но на каждой Литургии, когда готовимся к причастию, вспоминаем эти слова.

Святые отцы говорили, что мы «распинаем» Господа своими грехами. Действительно, когда грешим, то отворачиваемся от нашего Господа и поворачиваемся в сторону греха.

Любой грех — это и есть предательство Бога. И каждый раз, исповедуясь, мы вспоминаем о том, что вновь и вновь уподобились Иуде, уподобились тем апостолам, которые оставили Христа, разбежались и оставили Его одного.

Но у нас есть два пути: путь Иуды и путь Петра. Всегда нужно помнить, что мы — с Петром, что мы ученики того, на ком Господь основал Свою Церковь. И поступать хотелось бы так, как поступил апостол Петр. Хоть он и смалодушничал, хоть и отрекся от Христа, но всё равно нашел в себе силы для покаяния и — самое главное — для изменения себя.

Впоследствии именно он, малодушный рыбак, который трижды сказал, что не знает «этого Человека», стал одним из самых мужественных проповедников Евангелия. Всегда нужно об этом помнить и взирать на его благой пример.

Люди неверующие упрекают христиан, что те используют исповедь для успокоения совести. Греши как хочешь и сколько хочешь, а потом покайся, и живи как ни в чем не бывало. Считают, что исповедь, причастиеэто легкий путь. Так ли это?

— Исповедь не содействует расслаблению, я бы сказал, наоборот, делает человека ответственным. Это в своем роде экзамен, до, во время и после которого мы испытываем отнюдь не чувства легкости и свободы, а напротив — сосредоточенности, внимания и ответственности.

Почему необходимо как можно чаще исповедоваться, спешить прибегать к этому таинству? Мы знаем слова Господа: в чем застану, в том и сужу. Действительно, неизвестно, когда застанет нас Страшный суд Господень. Это первое.

Второе. Существует такое понятие, как навык ко греху, привычка ко греху. Если исповедоваться раз в неделю, это будет один набор прегрешений: человек значительно ярче помнит свои мелкие оплошности, проступки, и это понуждает его относиться к себе более внимательно.

Если же исповедоваться раз в месяц или еще реже, сердце будет покрываться как бы некоторой коростой, под которой остаются видимыми только самые большие, выпуклые грехи. Это уже будет совершенно иной набор прегрешений, потому что на менее заметные, но не менее опасные, мы практически перестанем обращать внимание.

Если вовремя не исповедоваться, сразу после того, как согрешишь, рана в душе — а любой грех является именно раной — начинает увеличиваться, разрастаться. Так небольшой рубец на сердце человека незаметен, невидимо увеличивается и может достигнуть критических размеров, так что даже хирургическое вмешательство не поможет остановить этот процесс.

Так и здесь. Пока рубец невелик, пока грех «свеж», и мы видим его перед собой, нужно как можно быстрее его исповедовать. Чтобы ничто нас не тяготило, не прижимало к земле. Чтобы всем сердцем мы могли воспарить к нашему Богу.

Великий четверг 2019 года: что можно делать, службы, приметы и традиции

Каждый день завершающей недели Великого поста посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Спасителя, которые в церковной традиции называются Страстными или Великими

Великий четверг выпадает на последнюю неделю Великого Поста и знаменует собой начало подготовки к светлому празднику Воскресения Христова

Великий или Чистый четверг Страстной седмицы выпадает в 2019-м на 25 апреля.

Читать еще:  Как Михаил Задорнов желания больных детей исполнял

В Великий четверг Страстной седмицы во время богослужений вспоминают сразу четыре события, в частности Тайную Вечерю, на которой Спаситель установил Таинство Евхаристии (Причащения), омыл ученикам ноги, молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великий четверг

Издревле Великий четверг Страстной седмицы считается днем обновления, который наделен особой силой, потому что именно он является предвестником тяжких земных страданий Иисуса Христа, после которых наступит Светлое Воскресение.

История Великого четверга уходит своими корнями в раннее христианство – она связана с Тайной Вечерей — одним из самых значимых евангельских событий, предшествовавших распятию Христа.

Христос, во время последней трапезы с учениками, как рассказывают евангелисты, поведал, что будет предан одним из них, затем схвачен римскими властями и распят. Иуда своего учителя продал именно в ту далекую ночь за тридцать сребреников.

Для любого христианина Великий четверг — символ полного духовного и физического очищения — день, когда Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, тем самым показав пример смирения истинного христианина и братской любви.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в память об этом в Великий четверг по традиции омывает ноги двенадцати священникам, как Спаситель — апостолам.

Суть Великого четверга Страстной седмицы, как поясняют священнослужители – показать, насколько готовы люди быть терпимыми, искренними и сострадающими по отношению ко всем их окружающим.

Святое Причастие и службы

На последней трапезе с апостолами – Тайной вечере Иисус Христос установил главное Таинство Церкви — Святое Причастие (Евхаристию).

Спаситель, собрав своих ближайших учеников, дал им вино и преломил хлеб для них со словами: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая».

Святое Причастие признается всеми христианами — верующие вкушают хлеб и вино, подразумевая тело и кровь Иисуса Христа под ними.

Церковные службы во всех православных храмах с Великого четверга до воскресенья посвящаются воспоминаниям о земных страданиях Спасителя. Страстной четверг – это символичный переход от греховной бренной жизни к духовному очищению.

Посему, верующие в этот день приходят в церковь на богослужение и причащаются Святых Тайн Христовых.

Вечером в Великий четверг Страстной седмицы совершается Утреня Великой пятницы – богослужение это называется служба 12 Евангелий, которое посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Спасителя.

В Великий четверг вечером или поздней ночью читается рассказ о последней встрече и трапезе Иисуса Христа со Своими учениками, о страшной ночи, проведенной Им одиноко в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти.

Великий четверг – это начало самой строгой части поста – она продолжается вплоть до наступления Пасхи и предполагает значительные ограничения в пище, полное воздержание от приема алкоголя и курения.

Традиции

В Великий четверг принято по традиции искупаться до восхода солнца, чтобы смыть символично с себя все грехи, накопившиеся за год. Затем посетить церковь, чтобы исповедаться и причаститься.

Свечу, зажженную в Чистый четверг, из церкви нужно принести домой, стараясь по дороге не погасить ее. В старину считали, что эта свеча защищает дом от пожаров, а семью – от болезней.

Отдав дань уважения церкви, истинные христиане начинают готовить свой дом к великому празднику — это день капитальной уборки дома и стирки. Хозяйственными делами заниматься в пятницу и субботу, следующие за четвергом, никакими нельзя, иначе «грязь и пыль могут попасть в глаза Иисусу».

Помимо уборки, в Великий четверг позаботиться нужно и о пасхальном столе — сделать творожную пасху, выпечь куличи, покрасить яйца. В Грузии, по традиции, яйца красят в пятницу во второй половине дня, до захода солнца.

Четверговую соль также готовят в этот день, она обладает целебными свойствами. Для этого обычную соль прокаливают в печи, а потом освящают в церкви.

Чистый четверг в старину был днем пивоварения – варили пиво на целую неделю вперед.

С Великим четвергом в православной традиции связано много обрядов и примет, в том числе и языческие, которые сохранились после принятия христианства. Они связаны с личным и семейным благополучием, а также со здоровьем.

По традиции, обряды в Чистый четверг совершались в течение всего дня — с рассвета и до полуночи. В Грузии — древнейшая традиция Чиакоконоба — языческий праздник, сохранившийся с древних времен.

Чиакоконоба, праздник похожий на славянскую ночь Ивана Купала, отмечают в ночь на Великий четверг — в некоторых деревнях до сих пор, как только стемнеет, разжигают большие костры.

Прыгать через костер люди начинают, когда основная часть его сгорит, так как считают, что это очищает от злых духов. «Чиакоконоба» приносит большую радость детям, но грузинская церковь считает эту старую традицию проявлением язычества и выступает против празднования.

Обычаи и приметы

В Чистый четверг, по народным приметам, необходимо вынести весь сор из дома, во время генеральной уборки, в том числе и хлам, который хранится по углам.

К примеру, вещь, которой не пользовались год, лучше отдать тому, кому она нужнее. Такая «уборка» поможет создать в доме атмосферу уюта и любви, убрав из него «негатив», накопившийся долгие годы.

По древней традиции, умывание в Чистый четверг с серебряной монетки или ложки одарит человека не только красотой, но и крепким здоровьем.

Самой сильной монетой, кстати, считали украденную – ее берегли и использовали при лечении, ворожбе и гадании.

По приметам, купание до восхода солнца поможет привлечь к себе удачу. Только во время купания обязательно нужно прочитать заговор: «Водичка, водичка, ты лейся-лейся, лицо мое очищая, тело мое очищая и душу мою очищая, наполни меня красотой и здоровьем». А после купания облить себя прохладной водой из ковша.

Каким будет весь год до следующей Пасхи, можно было предположить по тому, какие получились куличи. Если куличи получались пышные и вкусные, значит год будет удачным, а если выпечка не удалась, то и год предстоит сложным.

Читать еще:  Протоиерей Валериан Кречетов: «За что?!» А вспомни: есть за что

Отдавать в Великий четверг что-либо из дома, считалось плохой приметой, так как с этой вещью можно отдать покой и достаток из своего дома.

Люди в Великий четверг гадали и на будущее — для этого брали свечу, принесенную с вечерней службы, зажигали ее и шли на чердак — одно из мест обитания домового. Какое-то время там нужно было постоять и подождать домашнего духа. Появление мохнатого домового сулило семье богатство, а лысого — жить хозяевам в нищете.

И у лешего можно было спросить о будущем. Для этого нужно было пойти в лес, сесть на осину (проклятое дерево) или на березу (связанное с душами умерших), снять с себя нательный крест и позвать лесного духа.

Люди верили, что в Великий четверг леший обязательно явится и ответит на все вопросы человека, отважившегося поговорить со злым духом.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день

Расскажу один случай, который произошел у нас в монастыре. Как-то раз слово на литургии в Великий четверг говорил один из наших братьев – весьма талантливый, пламенный проповедник.

И в тот день Господь его так вдохновил и наставил, что проповедь, действительно, была замечательная, проникновенная. Я сам слушал в трепетном и возвышенном состоянии.

После проповеди я вышел из алтаря в храм, Причастие вот-вот должно было начаться. И тут со слезами на глазах ко мне подошла одна прихожанка: «Батюшка, я не собиралась, но поняла, что в этот день не могу не причаститься. Благословите, хоть я и не готовилась…»

Конечно, я благословил, ведь такой день, и явно видно, что человек на самом деле ощутил себя на Тайной Вечери Господа, почувствовал, что не участвовать в ней – это уподобиться Иуде. Думаю, Господь в тот день принял эту женщину среди причастников…

Нужно понимать конечную цель всех этих наших предпасхальных хлопот. Ведь мы стремимся отпраздновать не чей-то день рождения, день ангела или какое-то событие государственное, не имеющее отношения к Церкви. Это именно «день Господень», Воскресение Христово. И ради подготовки к Господнему дню уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо.

Лучше не подготовиться к Пасхе в нашем, земном понимании, не наготовить каких-то блюд, всё равно ведь наедимся в послепасхальные дни. Но сейчас – Страстная седмица. И самое главное — идти с Господом, с Его учениками по этому скорбному страстному пути. Тогда и Пасха для нас будет торжеством, настоящим «Праздником праздников».

Главный мотив литургии Великого Четвергапеснопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…» В нём есть такие слова: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда». Если говорить о современных христианахкаким врагам Господа какую тайну мы можем выдать?

– Не только в Великий четверг, но на каждой литургии, когда готовимся к причастию, вспоминаем эти слова.

Святые отцы говорили, что мы «распинаем» Господа своими грехами. Действительно, когда грешим, то отворачиваемся от нашего Господа и поворачиваемся в сторону греха.

Любой грех – это и есть предательство Бога. И каждый раз, исповедуясь, мы вспоминаем о том, что вновь и вновь уподобились Иуде, уподобились тем апостолам, которые оставили Христа, разбежались и оставили Его одного.

Но у нас есть два пути: путь Иуды и путь Петра. Всегда нужно помнить, что мы – с Петром, что мы ученики того, на ком Господь основал Свою Церковь. И поступать хотелось бы так, как поступил апостол Петр. Хоть он и смалодушничал, хоть и отрекся от Христа, но всё равно нашел в себе силы для покаяния и – самое главное – для изменения себя.

Впоследствии именно он, малодушный рыбак, который трижды сказал, что не знает «этого Человека», стал одним из самых мужественных проповедников Евангелия. Всегда нужно об этом помнить и взирать на его благой пример.

Люди неверующие упрекают христиан, что те используют исповедь для успокоения совести. Греши как хочешь и сколько хочешь, а потом покайся, и живи как ни в чем не бывало. Считают, что исповедь, причастиеэто легкий путь. Так ли это?

– Исповедь не содействует расслаблению, я бы сказал, наоборот, делает человека ответственным. Это в своем роде экзамен, до, во время и после которого мы испытываем отнюдь не чувства легкости и свободы, а напротив – сосредоточенности, внимания и ответственности.

Почему необходимо как можно чаще исповедоваться, спешить прибегать к этому таинству? Мы знаем слова Господа: в чем застану, в том и сужу. Действительно, неизвестно, когда застанет нас Страшный суд Господень. Это первое.

Второе. Существует такое понятие, как навык ко греху, привычка ко греху. Если исповедоваться раз в неделю, это будет один набор прегрешений: человек значительно ярче помнит свои мелкие оплошности, проступки, и это понуждает его относиться к себе более внимательно.

Если же исповедоваться раз в месяц или еще реже, сердце будет покрываться как бы некоторой коростой, под которой остаются видимыми только самые большие, выпуклые грехи. Это уже будет совершенно иной набор прегрешений, потому что на менее заметные, но не менее опасные, мы практически перестанем обращать внимание.

Если вовремя не исповедоваться, сразу после того, как согрешишь, рана в душе – а любой грех является именно раной – начинает увеличиваться, разрастаться. Так небольшой рубец на сердце человека незаметен, невидимо увеличивается и может достигнуть критических размеров, так что даже хирургическое вмешательство не поможет остановить этот процесс.

Так и здесь. Пока рубец невелик, пока грех «свеж», и мы видим его перед собой, нужно как можно быстрее его исповедовать. Чтобы ничто нас не тяготило, не прижимало к земле. Чтобы всем сердцем мы могли воспарить к нашему Богу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector