0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великая Суббота – толкования, проповеди, песнопения

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Читать еще:  Посещение больных в реанимации – общемировая практика

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Чи­тая пи­са­ния свя­тых отец, мы ви­дим, что же­ла­ю­ще­му очис­тить серд­це от страс­тей нуж­но при­зы­вать Гос­по­да на по­мощь.– Это так, но мы не мо­жем тво­рить мо­лит­ву Ии­су­со­ву без рас­хи­ще­ния мыс­лей. С но­во­на­чаль­ных не взыс­ки­ва­ет Бог не­рас­хи­ща­е­мой мо­лит­вы, она при­об­ре­та­ет­ся мно­гим вре­ме­нем и тру­да­ми; как пи­са­ние свя­тых отец го­во­рит: „Бог да­ет мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся», а мо­лить­ся все-та­ки про­дол­жать на­до, ус­та­ми и умом.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Проповедь в Великую Субботу

«Что это такое? Отчего ныне такое глубокое молчание на земле
и такая тишина. Земля стихла от страха, потому что Господь
уснул плотию и воскрешает усопших от века».

Свт. Епифаний Кипрский

С егодня Святая Церковь вступила в Великий день Великой Субботы! Давайте откроем св. Синаксарий на этот удивительный таинственный день и прикоснемся к его прекрасным сокровенным страницам: «Все дни, — говорится в нем, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая Страстная Седмица, и больше самой Великой Седмицы сия Великая и Святая Суббота!

Называется это седмица Великою не потому, что ее дни больше других, но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса нашего Спасителя!

Как при первом миротворении Бог, создавши весь мир, и в шестой день венец Своего Творения — человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, что значит покой, — так и дивно совершив дело искупления, возсоздавши опять истлевшего человека и обновив его живоносным Крестом и смертию, — Господь в настоящий, опять субботний день, упокоился совершенным успокоением от дел, почив животоестественным и спасительным сном!»

Величественно и прекрасно описывается суть Великой Субботы в тропаре, который священник молитвенно читает на каждой Божественной Литургии: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный».

Сегодня вся Вселенная затаила дыхание! Сегодня Святая Церковь все и вся: небо и землю, ангелов и человек призывает поклониться Живоносному Гробу Христову — Источнику нашего Воскресения. Бог Слово плотию снисходит во гроб. Снисходит Он и во ад Своею безсмертною и Божественною душою!

Нисхождение во ад блаж. Прокл Константинопольский называет мостом умерших к возрождению! Во аде страдали до крестной смерти Христовой души всех скончавшихся людей. Все /без исключения/ наследовали темницу ада. За Адамом не избежали этой участи и все Ветхозаветные праведники! Господь — Сама Жизнь — безстрашно вошел в Царство смерти: «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя…»

Святитель Епифаний Кипрский образно, прекрасно описывает нисхождение Христа во ад. Он говорит, что Господь спустился во ад «Богоподобно, воинственно, властно!» Сошел, сопровождаемый не 12 легионами, но тысячами мириадов ангелов. «Кто есть сей Царь славы?» — в великом ужасе громко воззвали властители ада. И все Небесные Силы велегласно воззвали: «Господь Сил — Той есть Царь Славы!» И далее Святитель Епифаний говорит, что Адам услышал шаги грядущего Христа таким же образом, как некогда в раю услышал их после преступления и ослушания. Тогда он чувствовал — горечь, смущение и страх. Теперь же — необыкновенную неописуемую радость и веселие!

Сегодня Господь сходит во ад каждой человеческой души, чтобы вырвать ее из плена смерти, из мрачного служения миру и служения своим страстям… Мы должны услышать эти шаги грядущего Христа, услышать и возрадоваться как возрадовался Адам великой неизреченной духовной радостию! Для этого мы и прошли этот путь, длинною в Великий Пост! Для этого и была предпринята наша попытка воздержания, попытка утеснения себя, попытка углубления в свое собственное сердце!

…По–разному мы прошли этот Великопостный путь! И, конечно, было очень много падений, ошибок, духовных провалов, неудач… И, может быть, нам удалось хотя бы как-то соблюсти телесный пост, отказавшись от недозволенных явств, но удалось ли воздержаться от греховных впечатлений, которые приносил нам мир, который всегда пытается заслонить собою Бога? Воспользовались ли мы призывом св. Иоанна Златоуста, который говорил: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания! Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица — и не засматриваться на чужую красоту! Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы! Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев своих угрызаем и снедаем?»

Читать еще:  Реституция церковного имущества: кто приобретет, а кто потеряет?

…Мир и диавол ежедневно и ежесекундно наносят человеку множество страшных кровавых ран! Человеческими силами многие из них излечить — невозможно! Только Господь, Таинственный Небесный Врач, способен исцелить эти кровоточащие раны Своим Божественным пластырем милости и любви!

Так уж повреждена грехом наша душа, что ей не хватает цельности, целомудрия… Она становится как бы сотканной из множества внутренних противоречий:

— тут и Вера и мрачные тени сомнений;

— всплеск ревности к Богоугождению и в тоже время мертвящая теплохладность;

— теплота молитвы и холод уныния;

— желание служить ближним и стальной бронежилет эгоизма.

Ап. Павел говорит об этом духовном парадоксе нашей души: «Доброе, которое хочу делать — не делаю. А злое, которое не хочу делать — делаю!» Пост — это и была наша попытка вырваться из этих противоречий /этого парадокса/ и обрести цельность души!

Преп. Иустин Сербский прекрасно называет покаяние — бунтом человека против ложного себя…Против всего, что мешает нам приблизиться к Богу! Что заслоняет от нас Духовное Небо, что мешает нам обрести Христа в своем сердце! Пока человек живет без веры, без покаяния, без благодати Божией, без Церкви, то он не смотрит, а как бы подглядывает в мир: сквозь щелку своих земных устремлений, через замочную скважину плотских утех! Он не способен видеть и по-настоящему чувствовать всю широту, всю красоту, объемность жизни! Целостность и гармонию восприятия жизни дает только вера и Божия благодать! Поэтому верующему человеку, христианину бывает как бы тесно среди забот мира сего. Поэтому он устремляется из этой душной земной тесноты в обжигающий простор духовной жизни!

Когда человек пробирается по труднопроходимой местности, то и ветки хлещут его по лицу; и ноги увязают в болоте; и колючки цепляются за одежду; и ноги истаптываются в кровь. Так и мы все, когда продираемся сквозь чащобу этого мира, то и неправда и ложь мира хлещет нас по лицу; и душа увязает в болоте грехов; и колючки страстей цепляются за сердце; и часто оно бывает просто изранено и истоптано в кровь! Но идти надо! Потому, что впереди — «Пасха, двери райские нам отверзающая». Не уныло нужно идти, а «веселыми ногами», потому что Господь стер жало смерти! «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?»

…Сегодня, в день Великой Субботы уже много столетий в Иерусалиме происходит величайшее чудо и свидетельство Истинности нашей веры — схождение благодатного огня на гробе Господнем! Пусть сегодня каждый из нас очень явственно увидит высохшую пустыню своей души и возжаждет схождения этого Благодатного Огня Божественной любви на гроб своего сердца. Пусть сегодня все останется позади — и унылый хоровод будней, и безпросветная череда земных дел, и страшная неустроенность нашей жизни! Пусть каждый со смиренным дерзновением откроет Царские врата своего сердца — в них сегодня входит Божественный Небесный Архиерей!

Сегодня вся Вселенная затаила дыхание! Остались считанные часы до того момента, когда весь мир огласится светлым Пасхальным приветствием! Сегодня сердце каждого верующего человека затаило свое дыхание!

Преп. Максим исповедник замечательно говорит, что в своей жизни нам необходимо распинать все призрачное, т. е. всю суету, пустоту, хаос, которые навязывает нам мир, и предать погребению, все, что мешает нам жить по Богу, только тогда мы почувствуем радость Пасхи Христовой!

Церковь святых апостолов Петра и Павла

Дорогие братья и сестры!

Сегодня день благоговейного молчания. “Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом!” Такие слова мы услышим сейчас вместо обычной Херувимской песни.

Но нельзя сказать, что этот день мы провели в тишине. И вчера вечером, и сегодня в храме нам предлагается множество слов. Сегодня одна из самых длинных литургий в году, наполненная множеством текстов.

Как совместить призыв к молчанию и такое насыщенное смыслами богослужение?

Мы живем в мире, наполненном многими словами: правдивыми и лживыми, искренними и фальшивыми. И важно, чтобы среди пустого шума прозвучало Слово, прозвучал голос Божий, голос Бога — Слова.

Поэтому наши многочасовые богослужения и наши беседы о Боге — это то, что наполняет смыслом наше молчание.

Читать еще:  Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею

Эти многие священные слова необходимы, чтобы обезвредить другие слова, грязным потоком льющиеся нам в голову. Чтобы наше молчание не роднило нас с бессловесными животными, а стало причащением Тайне Воскресения.

Как это не неожиданно, литургия Великой субботы, которую мы сейчас совершаем, это не только преддверие Пасхи, но и сама Пасха. Именно сейчас, спев воскресные стихиры и одев белые одежды, мы начинаем пасхальное торжество.

Но мы начинаем его с благоговейной тишины, пронизывающей слова песнопений, в смирении склоняясь перед Тайной Воскресения. И только потому, что обычно мы мыслим праздник Воскресения Христова в категориях громкого веселья и разговения после долгого поста, мы пока не видим этого Света и Радости, исходящих из Святого Гроба.

В этом Гробе не мертвец, а Тайна. Тайна попрания смерти, а вместе с ней и торжествующего в нашем мире бесстыдства силы, наглости и хамства. Всё это сметается смирением и кротостью Бога, давшего Себя убить добровольно.

Проливая Свою кровь, Он искупил нас из рабства греха и смерти, “разбил одиночество наших слёз, вошел во все наши страдания и тревоги”, разделил нашу смерть, пришел нам на помощь (Блаженный Августин).

Смерть над Христом не имеет власти, а если мы со Христом, то нет места и в нашей жизни страху смерти.

Чем же мы можем отблагодарить Бога?

“Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога”, — даёт нам сегодня добрый совет небесный покровитель нашего храма апостол Павел (Рим. VI, 3-11).

Хотелось бы жить так. Ради этого мы и соединились с Богом в Таинстве Крещения. Ради освобождения от рабства греху мы и ходим в храм, пытаемся соблюдать заповеди Христовы.

Но… Пока мы слабы. И еще многого боимся. И грех еще царствует в нас. Но уже сегодня мы можем выгнать из жизни уныние радостью о Христе Воскресшем. Уже сегодня можем увидеть вокруг не смутные тени и контуры, а ясно видимых в свете Воскресения людей — наших ближних, помогая которым, мы помогаем себе жить для Бога.

Не будем унывать, видя, как мало мы готовы к принятию Пасхи. Ведь Христос ободряет нас сегодня и всегда: “Радуйтесь, не бойтесь! … Я буду с вами до скончания века” (см. Мф. XXVIII, 1-20).

Песнопения Страстной седмицы

11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас ждет один день из нашего великопостного онлайн-календаря: события православного календаря, библейское чтение дня и вдохновляющий материал.

Календарь питания:

Особенности богослужения:

Литургия не служится.

Аудиокалендарь:

Библейские чтения:

Страстная седмица (22-27 апреля в 2019 году) — это сосредоточение, центр церковного года. В это время уже закончен собственно сам пост, время нашего покаяния. И начинается время нашего следования за Христом: день за днем мы вспоминаем последние дни Иисуса Христа на земле. Каждый день служатся особые богослужения со своим особым смыслом, который передается в том числе через песнопения.

Мы собрали для вас несколько ключевых песнопений. Вы можете послушать их заранее, ознакомиться с текстом, переводом и комментарием к каждому из них.

«Се Жених грядет в полунощи…»

Эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. Песнопение напоминает евангельскую притчу «О десяти девах».

Подробнее здесь.

«Да исправится молитва моя…»

Эти стихи из 140-го псалма Давида исполняются обычно на каждой вечерне. Но во время Великого поста их поют на литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и в первые три дня Страстной седмицы.

Подробнее здесь.

«Вечери Твоея тайныя…»

Поется вместо «Иже Херувимы» в четверг Страстной седмицы.

Подробнее здесь.

«Разделиша ризы Моя себе»

Песнопение службы «12 Евангелий». «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя.

Подробнее здесь.

«Днесь висит на древе»

Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Подробнее здесь.

«Разбойника благоразумнаго»

Песнопение посвящено разбойнику, распятому со Христом и обратившемуся к Иисусу со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Подробнее здесь.

«Благообразный Иосиф»

Тропарь погребения Христова «Благообразный Иосиф» поется во время выноса Плащаницы на вечерне Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы (совершается вечером в Великую Пятницу).

Подробнее здесь.

«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»

При пении этой стихиры люди подходят приложиться к Плащанице в Великую пятницу.

Подробнее здесь.

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Исполняется на Литургии в Великую субботу на Великом входе вместо Херувимской песни. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector