0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великая Суббота – обновление обетов крещения

Великая Суббота – обновление обетов крещения

В книге Бытия суббота была установлена как день покоя и тишины. Этот день посвящался Богу. Откладывались все заботы, и освободившаяся душа устремлялась к Богу.

Но шло время, и становилось очевидно, что человеку не хватает сил выйти из покоя и устремиться к Богу всем своим существом. И тогда Богом было принято решение сделать шаг навстречу человеку. Господь шагнул в мир, чтобы исполнить то, чего искал и хотел украсть Адам в Раю – стать как боги.

Творец, сжалившись над человеком, решил изменить мир и самого человека. Бог рисковал, создавая человека и делая его подобным Себе. И теперь, увидев немощь природы людей и их расслабленность, Он принимает парадоксальное решение – дать еще один аванс протратившемуся человечеству.

Приняв на Себя плоть человека, Он кардинально меняет ее главное качество – способность к обожению. Теперь Бог не стоит вовне, а Сам входит в человека Своей плотью и кровью. Если мы читали в Псалтыри, что человек «мало чем умален от ангелов», то теперь мы видим, что Пресвятая Дева приняла в Себя не виртуальный или проецируемый образ Бога, но всего Сына приняла в Себя. Поэтому мы величаем Ее: «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим».

Вслед за Ней и мы сами стали способны быть причастниками Бога. Наша степень подобия Богу увеличилась до абсолютного максимума. Более Богу нечего дать человеку.

Если общий тон самосознания ветхозаветного человека был образом раба, то человеку Нового Завета была предложена роль друга:

Я уже не называю вас рабами: вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.

Для этого потребовалось кардинальное переустройство всей конструкции мира, вплоть до глубин ада.

В древности Великий пост служил временем подготовки народа к крещению. И в Великую субботу люди в белых одеждах становились в центре храма.

Они, как и мы сейчас, слышали повествование о сотворении и развитии мира. В этих повествованиях рассказана история отношений Бога и человека. Пятнадцать паремий проводят наш разум через тысячи лет и ставят его пред словами Крещального Апостола. Это тот Апостол, который читается при крещении человека:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения».

То есть Господь предлагает нам сплести нашу жизнь с Его жизнью как нити одной ткани. Нам предлагаются божественные права, связанные с божественной ответственностью. Всё это вместе обеспечивает нам бессмертие и вечное блаженство, подобное покою и блаженству Самого Бога.

Нам предлагается как Христу выйти в мир, как явился Он в Рождество. Нам предлагается Его Иго, которое благодаря любви становится легким. И, наконец, честная смерть – как портал между мирами. Смертью, подобной смерти Христа, мы очищаемся и входим в мир бессмертия.

Мы всё это обещали при крещении. Иногда становится жалко, что человек, принимая эти тайны и договор с Богом в младенчестве, не испытывает непосредственно в эти секунды невыразимо мощного потока благодати. Хотя мы ожидаем, что эту радость должны восполнять его крестные. Так или иначе, мы должны осознанно прийти и снова прочувствовать эти слова всей полнотой разумения и всей глубиной сердца.

Нам предлагается бессмертие через личное воскресение, через личную Пасху.

Великая суббота – день, прекрасный тем, что ослабляются узы поста и должны быть высушены слезы. Суббота – это не день куличей, кексов или крашеных яиц. Всё это – внешнее оформление праздника души и обновления договора с Богом. Куличи бессмысленны, если мы не услышали и не приняли слов, звучавших сегодня на Вечерне:

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Мы весь пост искали в себе силы стать ближе Богу, но вот Христос Сам делает шаг навстречу и принимает нас под локоть. На Пасху Он вводит нас в свои чертоги.

Великая суббота подводит черту Великому посту и предлагает нам обозреть те плоды, что мы приготовили Христу в качестве гостинца на Его брачном пире, который состоится завтра. Его слуги примут от нас не корзинку с яйцами, а горсть наших добрых дел, совершенных во славу Христа: наше милосердие, прощение, великодушие, незлобивость и даже благое молчание.

Есть ли эти плоды в нашей корзине, или нет – узнается по состоянию души. Если последний день поста приносит ощущения освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря. Если душа немного скорбит об этом прекрасном времени, в течение которого мы усиливались быть рядом с Иисусом, преподобной Марией, Андреем Критским и всей торжествующей Церковью, то он прошел так, как задумывалось небом.

Читать еще:  Рак — не приговор, а вызов. Чем опасны популярные мифы об онкологии

Сегодня, в эту субботу, мы вспоминаем необыкновенные дары, принятые нами от Бога при Крещении, в таинствах Елеосвящения, собственно Крещения, миропомазания и в ходе воцерковления, причастия. Мы вспоминаем, что отрекались сатаны и всех ангелов его, всех дел его, и плевали в него, обещая не быть такими, как он.

В эту субботу мы окидываем взором путь Христа и сравниваем его со своим поприщем во время поста, и говорим:

«Я шел, Господи, к Тебе, как умел. Вот он я, какой есть, но Твой».

И наше сердце уже видит зарю Пасхи. Заря как руками обнимает нашу душу, и уже слышится вместо пения птиц:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Эти слова, как наша новая печать на нашем договоре с Богом о нашем блаженном бессмертии и жизни с Ним. А Ему, кроме нашего счастья и вечного блаженства, ничего более не нужно, как ничего более не нужно любящему Отцу.

Священник Константин Камышанов

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Великая Суббота – обновление обетов крещения.СВЯЩЕННИК КОНСТАНТИН КАМЫШАНОВ

Великая суббота велика покоем, как земля перед рассветом. Еще солнце не показалось над лесом, но уже светло и птицы всё громче и громче приветствуют поднимающееся солнце. Суббота перед Пасхой – один из самых прекрасных дней в году. Это особенный день: еще пост, но в душе, как заря, занимается праздник. Уже куплены куличи, уже мы думаем, с кем мы будем есть пасху.

В книге Бытия суббота была установлена как день покоя и тишины. Этот день посвящался Богу. Откладывались все заботы, и освободившаяся душа устремлялась к Богу.

Но шло время, и становилось очевидно, что человеку не хватает сил выйти из покоя и устремиться к Богу всем своим существом. И тогда Богом было принято решение сделать шаг навстречу человеку. Господь шагнул в мир, чтобы исполнить то, чего искал и хотел украсть Адам в Раю – стать как боги.

Творец, сжалившись над человеком, решил изменить мир и самого человека. Бог рисковал, создавая человека и делая его подобным Себе. И теперь, увидев немощь природы людей и их расслабленность, Он принимает парадоксальное решение – дать еще один аванс протратившемуся человечеству.

Приняв на Себя плоть человека, Он кардинально меняет ее главное качество – способность к обожению. Теперь Бог не стоит вовне, а Сам входит в человека Своей плотью и кровью. Если мы читали в Псалтыри, что человек «мало чем умален от ангелов», то теперь мы видим, что Пресвятая Дева приняла в Себя не виртуальный или проецируемый образ Бога, но всего Сына приняла в Себя. Поэтому мы величаем Ее: «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим».

Вслед за Ней и мы сами стали способны быть причастниками Бога. Наша степень подобия Богу увеличилась до абсолютного максимума. Более Богу нечего дать человеку.

Если общий тон самосознания ветхозаветного человека был образом раба, то человеку Нового Завета была предложена роль друга:

Я уже не называю вас рабами: вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.

Для этого потребовалось кардинальное переустройство всей конструкции мира, вплоть до глубин ада.

Господь не только сделал шаг навстречу блудному сыну, но предложил выйти ему самому навстречу Богу. Без желания самого человека, без усилий сделать этот шаг ничего не произойдет.

В древности Великий пост служил временем подготовки народа к крещению. И в Великую субботу люди в белых одеждах становились в центре храма.

Они, как и мы сейчас, слышали повествование о сотворении и развитии мира. В этих повествованиях рассказана история отношений Бога и человека. Пятнадцать паремий проводят наш разум через тысячи лет и ставят его пред словами Крещального Апостола. Это тот Апостол, который читается при крещении человека:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения».

То есть Господь предлагает нам сплести нашу жизнь с Его жизнью как нити одной ткани. Нам предлагаются божественные права, связанные с божественной ответственностью. Всё это вместе обеспечивает нам бессмертие и вечное блаженство, подобное покою и блаженству Самого Бога.

Нам предлагается как Христу выйти в мир, как явился Он в Рождество. Нам предлагается Его Иго, которое благодаря любви становится легким. И, наконец, честная смерть – как портал между мирами. Смертью, подобной смерти Христа, мы очищаемся и входим в мир бессмертия.

Мы всё это обещали при крещении. Иногда становится жалко, что человек, принимая эти тайны и договор с Богом в младенчестве, не испытывает непосредственно в эти секунды невыразимо мощного потока благодати. Хотя мы ожидаем, что эту радость должны восполнять его крестные. Так или иначе, мы должны осознанно прийти и снова прочувствовать эти слова всей полнотой разумения и всей глубиной сердца.

Нам предлагается бессмертие через личное воскресение, через личную Пасху.

Читать еще:  300 лет православия в Китае: критическая точка

Великая суббота – день, прекрасный тем, что ослабляются узы поста и должны быть высушены слезы. Суббота – это не день куличей, кексов или крашеных яиц. Всё это – внешнее оформление праздника души и обновления договора с Богом. Куличи бессмысленны, если мы не услышали и не приняли слов, звучавших сегодня на Вечерне:

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Мы весь пост искали в себе силы стать ближе Богу, но вот Христос Сам делает шаг навстречу и принимает нас под локоть. На Пасху Он вводит нас в свои чертоги.

Великая суббота подводит черту Великому посту и предлагает нам обозреть те плоды, что мы приготовили Христу в качестве гостинца на Его брачном пире, который состоится завтра. Его слуги примут от нас не корзинку с яйцами, а горсть наших добрых дел, совершенных во славу Христа: наше милосердие, прощение, великодушие, незлобивость и даже благое молчание.

Есть ли эти плоды в нашей корзине, или нет – узнается по состоянию души. Если последний день поста приносит ощущения освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря. Если душа немного скорбит об этом прекрасном времени, в течение которого мы усиливались быть рядом с Иисусом, преподобной Марией, Андреем Критским и всей торжествующей Церковью, то он прошел так, как задумывалось небом.

Сегодня, в эту субботу, мы вспоминаем необыкновенные дары, принятые нами от Бога при Крещении, в таинствах Елеосвящения, собственно Крещения, миропомазания и в ходе воцерковления, причастия. Мы вспоминаем, что отрекались сатаны и всех ангелов его, всех дел его, и плевали в него, обещая не быть такими, как он.

В эту субботу мы окидываем взором путь Христа и сравниваем его со своим поприщем во время поста, и говорим:

«Я шел, Господи, к Тебе, как умел. Вот он я, какой есть, но Твой».

И наше сердце уже видит зарю Пасхи. Заря как руками обнимает нашу душу, и уже слышится вместо пения птиц:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Эти слова, как наша новая печать на нашем договоре с Богом о нашем блаженном бессмертии и жизни с Ним. А Ему, кроме нашего счастья и вечного блаженства, ничего более не нужно, как ничего более не нужно любящему Отцу.

О наших крещальных обетах

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8), – говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения «свет в Господе» и «чада света» относятся к крещеным и миропомазанным людям.

Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения.

Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято – согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди – не творите же греха!» – как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!»

Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты.

В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый.

Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу – о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Совсем иное дело – грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику – диаволу.

«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его – значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам – когда постоянно думаешь о них и боишься их.

Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», – говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), – говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), – пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам.

Читать еще:  Управлять инвалидной коляской «силой мысли»

«И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм – это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение.

«Сочетаешься ли Христу?» – спрашивает далее священник. «Сочетаюсь!» – отвечает крещаемый. Это второй обет Крещения.

Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви – Теле Христовом; иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2:16). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), – пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати.

Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование.

Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином.

Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, т. е. по заповедям Божиим.

Далее крещаемый читает Символ Веры, что является знаком его осознанной веры и публичным исповеданием им христианства. Если крестят младенца, за него произносят Символ Веры крестные родители.

Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты – те, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем – в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования – дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25:34).

Обновления обетов у католиков

1. Обновление обетов у священников.
Месса освящения мира и благословения елея
В приходских храмах латинского обряда утром в Великий четверг мессы не совершается. Вместо этого в кафедральных соборах утром служится месса освящения мира и благословения елея (Ad Missam Chrismatis), которую обязательно совершает епископ, и на которой присутствуют все священники епархии. Во время этой мессы священники обновляют свои обеты, принесённые ими при рукоположении. В некоторых случаях, когда епархия занимает достаточно большую по площади территорию (как, например, в России), эта месса переносится на один из предшествующих дней, как правило, на вторник. Это делается с тем, чтобы священники из отдалённых приходов успели к Великому четвергу вернуться в свой храм и участвовать в вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери в своём приходе.
Месса освящения мира и благословения елея открывается начальными обрядами и коллектой, после которой епископ обращается к священникам епархии и собранию с проповедью.
По окончании проповеди проходит обряд обновления священнических обетов — епископ троекратно обращается к священникам с вопросом, желают ли они обновить свои обеты, уподобиться Христу, быть верными служителями тайн Божиих и верно осуществлять священническое наставничество. Священники отвечают: «Желаем». После этого епископ обращается к народу с призывом молиться о священниках и о нём самом, на что народ отвечает: «Христе, услышь нас. Христе внемли нам».
Далее продолжается служба.

3. Обновление супружеских обетов в праздник Святого семейства

Б лагородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов.
Во время св. Мессы совершается обновление супружеских обетов (присяги, произнесённой в день совершения таинства брака).

Молитва: Всемогущий Бог, от Которого исходят все наши добрые намерения, да укрепит вашу волю и дарует Свою благодать, чтобы вы оставались верными своим супружеским обетам и удостоились жизни вечной. Аминь.

4. Обновление обетов крещения на Пасхлальной литургии

Интересная традиция у римокатоликов. На пасхальной литургии есть место, которое называется «обновление обетов крещения». Все люди заново отрекаются от греха и сатаны, потом исповедуют веру, потом происходит окропление св. водой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector