Вечные ценности как основа русского общественного идеала
Содержание
- 1 Вечные ценности как основа русского общественного идеала
- 1.1 Русские ценности как основа русской культуры
- 1.2 ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ИДЕАЛОВ ВОСПИТАНИЯ;
- 1.3 Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.
- 1.4 Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
- 1.5 Методические рекомендации проведения урока по теме «Идеалы и ценности русской цивилизации как основы настоящего и будущего России».
Русские ценности как основа русской культуры
В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Чтобы понять, что такое русская культура, надо сначала разобраться в исторически сложившихся, традиционных ценностях русского народа, осознать ментальную систему ценностей русского человека. Ведь русскую культуру создают именно русские люди со своим мировоззрением и душевным укладом: не являясь носителем русских ценностей и не обладая русским менталитетом невозможно создавать русскую культуру или воспроизводить её в своем ежедневном быте, а любые попытки на этом пути будут подделкой.
В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности.
Наиважнейшую роль в развитии русского народа, русского государства и Русского мира сыграла земледельческая крестьянская община, то есть истоки генерирования русской культуры были заложены в системе ценностей русской общины. Предпосылкой существования русского индивида является эта самая община, или как раньше говорили «мир». Следует учесть, что значительную часть своей истории русское общество и государство формировались в условиях военного противостояния, что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения русского народа в целом, как самостоятельного этноса.
У русских, цели и интересы коллектива всегда выше личных интересов и целей отдельно взятого человека — все индивидуальное легко приносится в жертву общему. В ответ же, русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего мира, своей общины. Такая особенность приводит к тому, что русский человек легко откладывает свои личные дела и полностью посвящает себя общему делу. Именно по-этому русские являются государственным народом, то есть таким народом, которые умеет формировать что-то общее, большое и обширное. Личная выгода всегда следует после общественной.
Русские являются государственным народом потому, что умеют формировать что-то общее для всех.
Истинно русский человек безапеляционно уверен — сначала надо устроить общие социально-значимые дела, а уже потом это единое целое станет работать на всех членов общины. Коллективизм, потребность существовать вместе со своим социумом — одна из ярчайших черт русского народа. Русский человек — это соборный человек.
Еще одна базовая русская национальная ценность — это справедливость, так как без ее четкого понимания и воплощения не возможна жизнь в коллективе. Суть русского понимания справедливости заключается в социальном равенстве людей составляющих русскую общность. Корни этого подхода лежат в древнерусском экономическом равенстве мужчин по отношению к земле: изначально члены русской общины наделялись равными земледельческими долями из того чем владел «мир». Именно по-этому, внутренне, русские стремятся к такой реализации понятия справедливости.
В русском народе спор в категориях правды-истины и правды-справедливости побеждать всегда будет справедливость. Русскому не так важно как было когда-то и как есть на данный момент, куда важнее что и как должно быть в будущем. Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму вечных истин поддерживающих постулат справедливости. Внутреннее стремление к ним гораздо важнее пользы конкретного результата.
Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму справедливости.
Индивидуализм у русских очень сложно реализуем. Это связано стем, что исстари, в земледельческих общинах люди наделялись равными наделами, периодически производились переделы земли, то есть человек не был собственником земли, не имел права продавать свой кусок земли или менять культуру возделывания на нем. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство, которое на Руси ценилось не слишком высоко.
Почти полное отсутствие личной свободы сформировало у русских привычку к авралам, как эффективному способу коллективной деятельности во время сельскохозяйственной страды. В такие периоды феноменальным образом сочетались труд и праздник, что позволяло до известной степени компенсировать большое физическое и эмоциональное напряжение, а также отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.
Общество основанное на идеях равенства и справедливости не смогло утвердить богатство как ценность: грехом считалось алчное стремление к безграничному увеличению богатства. В тоже время жить зажиточно до определенной степени было вполне почитаемо — в русской деревне, особенно в северных регионах, простые люди уважали торговцев, которые искусственно затормаживали свой торговый оборот.
Просто став богатым нельзя заслужить уважение русской общины.
Своеобразна такая русская национальная особенность как отношение к труду: труд сам по себе не является ценностью — он не считается средством безусловно определяющим земное призвание человека и критерием формирования души. Всем хорошо известна поговорка «Работа не волк, в лес не убежит», из которой следует, что в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место. В тоже время, творческое начало в русском человеке в значительной мерой сформировано как раз тем, что жизнь у русских не слишком не ориентирована на труд.
Еще одними характерными узловыми точками в системе русских национальных ценностей являются терпение и страдание. Это важнейшие критерии для русского, наряду с самоограничением и воздержанием. Постоянная готовность пожертвовать чем либо в пользу другого человека является продолжением готовности терпеть и страдать. В русском обществе конкретный человек не сможет получить высокий статус и уважение к нему без его искренней личной жертвенности. «Бог терпел, и нам велел» гласит известная русская народная пословица.
Подвиг у русских это не личное геройство — он всегда должен быть направлен «на вне человека»: смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна. Бессмертную славу получали люди жертвовашие собой ради других и на глазах у своей общины. В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти и уж потом — ненависть к врагу. Вот это презрение к возможности погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.
В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата лежит презрение к смерти.
Широко известная привычка русских пострадать — не мазохизм. Посредством личностного страдания русский человек самоактуализируется, завоевывает личную внутреннюю свободу. В русском понимании — мир устойчиво существует и непрерывно движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения. В этом кроется причина русского долготерпения: настоящий русский вытерпит очень многое, если будет знать, зачем это нужно. ..
- Список русских ценностей
- государственность
- соборность
- справедливость
- терпеливость
- неагрессивность
- готовность страдать
- уступчивость
- нестяжательство
- самоотверженность
- неприхотливость
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ИДЕАЛОВ ВОСПИТАНИЯ;
Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.
Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Конфуций (551—479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение. Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, помощь, подвижничество.
В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в Ведах, Библии, Коране. В Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, четыре определяют отношение человека к Богу, а шесть — отношения между людьми. Ввиду своей обобщенности заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Вот они: чти отца твоего и мать твою; не убей; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего.
Христианство дополнило их учением о любви к ближнему, изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности называются: верность поставленной цели, способность к состраданию, участливость, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в достижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, справедливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициативность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость, радостное восприятие жизни, готовность уповать на Бога, целеустремленность, способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, мудрое отношение к своему достоянию, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость, поклонение Богу.
Универсальной ценностью является свобода. В принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека» первая статья провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода, равенство, братство провозглашались фундаментальными ценностями и раньше, например во времена Великой французской революции. Они, а также многие другие основные права и свободы были записаны и в Конституции СССР 1936 г. («сталинской»), есть они и в Российской конституции 1993 г. Вопрос в том, как провозглашенные нормы соотносятся с реалиями жизни. Свобода в современном мире — понятие условное. Это легко понять хотя бы из факта материальной зависимости людей. Не может быть свободен человек, если он не свободен экономически, если он зависим от работодателя или системы. Естественно, зависимость от «куска хлеба» негативно сказывается на полноценном развитии лучших задатков личности. И хотя в цивилизованных странах человек имеет достаточные основания для развития своих способностей и дарований, поскольку его труд вознаграждается материально и морально в соответствии с производительностью, он тем не менее ограничен в своих возможностях. К тому же обывательские оценки человека строятся на учете его материального благополучия. Отношение к человеку в соответствии с материальными ценностями, которыми он владеет, — бездуховный и бесстыдный цинизм, попирающий свободу личности.
Проблема ценностей привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказали ведущие российские ученые Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М. В. Богуславский, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова и др. Предельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. Караковский. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир (Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.). Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных школьников.
Иной набор ценностей у авторов «Прогностической концепции целей и содержания образования»: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и в мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь, гуманистическая направленность научно-технического прогресса. Авторы понимают, что «разумеется, перечень не исчерпан и система открыта». (Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. — М., 1976. — С. 49).
Американская исследовательница П. Уайт из всего спектра ценностей делает упор на «гражданских добродетелях». В этой базовой ценности она выделяет достаточно краткий набор: надежда и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружба, доверие, честность, порядочность и воспитание гражданственности (White P. Civic virtues and public schooling: educating citizens for a democratic society. — N.Y.; L., 1996.).
Традиционно большое внимание уделяют ценностям английские педагоги. В фундаментальных трудах, обильно издаваемых на Британских островах, проводятся регулярные ревизии на соответствие ценностей нынешнему этапу развития общества и будущим планам его улучшения. Как следует из аналитического обзора группы английских исследователей (Values in education and education in values. — L., 1996.), актуальными являются следующие группы:
—фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равенства и рациональности;
—духовные ценности как интегративное качество, своего рода отношение к миру;
—моральные ценности, объединяемые различением добра и зла;
—экологические ценности, ценности политической демократии, прежде всего гражданственность;
—ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни. Авторы подчеркивают, что необходим «интегральный подход
к воспитанию этих ценностей, формирование целостной личности», «всестороннее развитие личности». Это полностью совпадает с требованиями отечественной педагогики, в основе которых — всестороннее развитие личности, комплексный подход к воспитанию.
Шотландский консультативный совет по куррикулуму (curriculum — это содержание обучения вместе с его методами и формами) разработал документ по проблеме ценностей (Values in education: an SCCC paper for discussion and development. — Dundee, 1991.). Подчеркивается, что «ценности пропитывают всю образовательную деятельность», «ценности не всегда усваиваются сознательно», что «мы вряд ли достигнем полного согласия относительно ценностей». Ценности разбиты на группы: ценности учения, уважение к себе и забота о себе, уважение к другим и забота о них, чувство принадлежности, социальная ответственность. Вопрос ставится в конкретном, практическом плане: как в школе в рамках совместной деятельности воспитывать необходимые человеку и обществу ориентации.
Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания. Несоответствие приводит к тому, что побеждать будет система тех ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни. Однако, приняв существующую систему ценностей и сориентировав на нее воспитание, мы рискуем никогда не возвыситься в общественном и личном развитии.
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
План изложения лекции
1. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
2. Проблема определения идеала в современных условиях.
3. Становление и развитие цели воспитания.
4. Задачи воспитания.
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
Многие авторы определяют цель воспитания как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей: это предполагаемый идеальный результат деятельности.
Цель воспитания как социального явления – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами (например, в системе частного или духовного образования. Но и там она обусловлена социальным заказом.
Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет смысл.
В последнее время при определении цели воспитания все больше внимания обращается на систему ценностей, принятых в обществе.
Никандров Н.Д. отмечает, что «воспитание человека в духе ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания». Что может выступать в качестве истинных ценностей в отечественной культуре?
(Цена, ценности – это изобретение западного рационалистического мышления).
В основе учения о ценностях – представление о потребностях человека. Чаще всего при определении потребностей опираются на А.Маслоу, который в качестве базовых считал физиологические потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и т.п.). Высшей потребностью он считал самоактуализацию (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности). Между этими двумя – низшими и высшими потребностями последовательно проявляются потребности безопасности (чувство защищенности, избавиться от страха), принадлежности и любви, уважения (одобрения, признания, почитания со стороны людей), эстетические потребности (гармонии, симметрии, красоты).
Из вышесказанного следует, что цель воспитания понимается как возбуждение стремления к удовлетворению не только органических, но и духовных потребностей в самоактуализации.
Однако, в этом перечне потребностей названы лишь те, которые связаны с ним самим. В этой системе отсутствуют важнейшие, присущие человеку потребности в системе мать-ребенок, врач, учитель и др. Всем им свойственны жертвенность, альтруизм.
Что на первое место выдвигается в качестве жизненных ценностей в современных западных и классических русских источниках. Так, в Англии Шотландский консультативный совет по содержанию образования ориентирует учителей:
«Когда мы воспитываем или обучаем, мы передаем ценности: ценности учения, уважения к себе и заботы о себе, уважения к другим и забота о них, чувства принадлежности и социальной ответственности.»
П.Ф Каптерев считал:
«Приготовление к разумной жизни есть главнейшая задача воспитания. Все должно подготавливать к непосредственному и опосредованному самосохранению, к родительским обязанностям, к гражданской жизни и к различным занятиям, доставляющим удовольствие, скрашивающим жизнь.»
Представление о гражданской жизни во времена П.Ф Каптерева неразрывно связано с православным христианским учением, и очевидны большое богатство и глубина понимания ими цели воспитания по сравнению с утвердившимися сегодня взглядом на воспитание, в том числе и в России, основанном на учении западных философов о ценностях.
Какие ценности выступают в качестве общечеловеческих?
Девять заповедей блаженства:
1. – смирение; 2. – покаяние и сострадание; 3. – кротость и незлопамятность: 4. – чистота сердца, свобода от греховных страданий; милость; 6. – жажда правды; 7. – душевный мир, жизнь в мире и согласии; 8. – твердость веры; 9. – терпение гонения за веру.
1. – гордость; 2. – лихоимство; 3. – блуд; 4. – зависть, 5. – плотоугодие; 6. – злопамятность; 7. – уныние.
Побеждаются эти грехи добродетелями:
1. – кротостью и смирением; 2. – щедростью; 3. – противлением плоти; 4. – любовью; 5. – воздержанием; 6. – терпением и незлопамятностью; 7. – тщанием и трудолюбием.
В отличии от понятия ценностей в русской педагогике более принятым является понятие идеала. Это понятие шире и глубже, характеризует личностное отношение к цели.
«В понятие идеала входит творческое представление, созданное воображением, изображающее известную мысль, идею». Ценности передаются, идеалы формируются в результате творческого преобразования «мыслительных данных».
П.Ф.Каптерев утверждал, что сокровенный идеал русского человека воплощается в жизни и деятельности святых подвижников, мужественных защитников Отечества, сослуживших государству крупную службу.
2.Современные педагоги (Б.Г Лихачев) утверждают, что основными источниками ценностей являются: воля к жизни, любовь к природе, единение с человечеством. Среди них есть ценности вечные (духовно-религиозные, нравственные, трудовые экологические), преходящие (идеологические, политические, ценности жизненно-практической ориентации), устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, черты национального характера).
Лихачев Б.Г. утверждает, что представители каждого общественного слоя имеют свою шкалу ценностей, развитие которых зависит от объективных потребностей, от отношения к ним общественного сознания, от рпопаганды.
Методические рекомендации проведения урока по теме «Идеалы и ценности русской цивилизации как основы настоящего и будущего России».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
зам. директора по учебной работе
по теме: «_ Идеалы и ценности русской цивилизации как основа настоящего и будущего России».
Дисциплина: ОГСЭ. 02. « История»
Специальность: 40.02.01 Туризм.
Автор – составитель: Сорокин Н.В.
Идеологической основой преподавания общественных дисциплин, по нашему убеждению, является формирование национального самосознания, идентичности у обучающихся. Это является главным условием сохранения единства нашего народа и государства. Эта проблема рассматривается на занятии по истории, тема « Идеалы и ценности русской цивилизации как основа настоящего и будущего России».
Автор – составитель : Сорокин Н.В.
В условиях ХХ I века содержательно изменились социальные требования и запросы общества к системе исторического образования. Приоритетным требованием государства и общества к системе исторического образования стало ее направленность на формирование российской гражданской идентичности личности молодых россиян, гражданской и патриотической позиций.
Идентичность – это ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью ( народом, страной, коллективом, национальностью), культурой , традицией, идеологией. В условиях современной России особое значение по сравнению с другими ее составляющими приобретает национально-цивилизационная составляющая идентичности.
Современное поколение 15-20 летних людей , родилось в идеологическом вакууме. Это, говоря словами писателя Захара Прилепина — современные «маугли», дикари, люди без памяти, прежде всего без памяти исторической, без ответственности. «Не надо париться», «мы никому ничего не должны»- такие жизненные взгляды разделяет определенная часть современной молодежи.
Проблема формирования национального самосознания и единства русского народа являлась главной темой обсуждения Всемирного Русского Народного Собора 2012-2014 гг.
В соборном слове XVI Всемирного Русского Народного Собора, состоявшегося в Москве 1-2 октября 2012, было сказано, что «эпоха в которую мы живем, становится временем нового противостояния между геополитическими центрами, конкурирующими за влияние, ресурсы и рынки сбыта». В отличие от событий 20 века, когда явными признаками такого противоборства становились военные конфликты, в современном мире особую роль играет фактор, так называемой «мягкой силы», когда превосходство над противником достигается преимущественно методами информационного, культурного и мировоззренческого воздействия. Подобные методы уже доказали свою эффективность в период непосредственно предшествовавший разрушению Советского Союза. Под воздействием «мягкой силы» общество лишается воли к сопротивлению и теряет способность защищать себя и свои ценности, проигрывая войну без единого выстрела. Оно разрушается, атомизируется, теряет сплоченность, превращаясь в хаотическую массу индивидуумов, лишенных чувства национального единства и осознания ценности единения вообще». Главная тема Собора – «Рубежи истории – рубежи России» отражают огромную важность сохранения национальной исторической памяти для защиты как физической целостности России, так и её духовного суверенитета. 2012 год объявлен годом истории. 400 лет назад в 1612 году наши предки отстояли свою Православную веру. В 1812 году защитили русскую культуру. В 1942 году начался коренной перелом Великой Отечественной войны. В ней мы защитили свое право на жизнь. Главное не просто знать даты, а понимать смысл и значение этих событий. Только национальное, народное единство наших предков помогло им отстоять и сохранить себя как народ, страну и цивилизацию.
Современной молодежи необходима историческая память. – Это форма национального самосознания, идентичности. Через её восстановление мы снова сможем стать русским народом, а не русскоязычным населением.
У значительной части отсутствует интерес к своей истории. Это люди – флюгеры. Их не волнует судьба Отечества и народа. Их даже не волнует их судьба и смысл своей жизни. Такие люди готовы идти, куда угодно и за кем угодно, лишь бы удовлетворить свои примитивные потребности. Такой массой легко управлять и манипулировать.
Это результат ведущейся против нашей страны войны (план Даллеса): экономической, генетической (наркотики, алкоголь), культурной, мировоззренческой и исторической. Если мы проиграем эту войну – наш народ и страна будут уничтожены.
Историческая память должна стать основой нашей идеологии, национальной идеи. Такой идеей должен быть национальный патриотизм. Национализм – это любовь к своему народу, вера в свой народ, готовность защищать его интересы.
Русской молодежи необходима сплоченность и единство на основе национально патриотического воспитания, в основе которого – историческая память.
Это воспитание и память должны носить не эпизодический (к историческим датам), а непрерывный характер.
В Соборном слове Х VII Всемирного Русского Народного Собора 2013 года было отмечено, что упадок Русского национального самосознания будет иметь катастрофические последствия, это будет конец России как государства и как особого культурного исторического мира. Всемерное же укрепление национального самосознания, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности – это триединая задача отечественной национальной политики.
На Х VIII Всемирном Русском Народном Соборе в ноябре 2014 года, прошедшим под девизом « Единство истории, единство народа, единство России» был вновь поднят вопрос о соблюдении интересов русского народа, уважения его достоинства и поддержания его этнокультурного развития.
Глава Русской Православной церкви назвал судьбу русского народа ключевым фактором в сохранении духовного и политического единства России. Итого стало принятие проекта Декларации Русской идентичности, разработанного экспертным центром ВРНС.
Актуальность этой проблемы определяет значение и содержание данного занятия.
План учебного занятия по дисциплине ОГСЭ 02 ИСТОРИ Я.
Тема: «Идеалы и ценности русской цивилизации как основа настоящего и будущего России».
Тип: формирование новых знаний.
Форма: проблемный урок.
Цель: Формирование национальной идентичности, ОК 4,ОК 6.
– дидактическая: усвоение новых знаний, проверка способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
– развивающая: развить логическое мышление, способность к анализу и синтезу, навыки работы в коллективе;
– воспитательная : формирование национального самосознания.
Организационные формы обучения: круглый стол, фронтальная работа.
Методы обучения: информационный, проблемно-сообщающий, частично – поисковый, обсуждение.
Средства обучения: лекционный материал, мультимедийная доска, видеоматериалы.
Вид и формы контроля: текущий контроль.
Средства контроля: фронтальный устный опрос, индивидуальная самостоятельная работа.
Межпредметные связи: философия.
Виды самостоятельной работы обучающихся: составление плана-конспекта.
Технологическая карта урока.
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
3.Актуализация опорных знаний.
4.Обобщение и систематизация знаний.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.