1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе рассказа В

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе рассказа В.Г. Короленко «Старый звонарь»

Образовательные задачи: формирование положительной мотивации изучения художественного произведения; создание на уроке позитивного эмоционально психологического климата, развитие познавательного интереса учащихся к литературе как искусству слова, применение в процессе целостного анализа художественного текста знаний основных литературоведческих понятий; формирование личностного эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства.

Развивающие задачи: создание на уроке психолого-педагогических условий для личностного роста ученика; учет возрастных особенностей и личностного опыта школьников в процессе морально-познавательной, ценностно ориентационной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся; реализация индивидуальных способностей учащихся, развитие их дивергентного мышления и творческого потенциала.

Воспитательные задачи: воспитание гуманного отношения к окружающим, развитие культуры диалогового общения, формирование нравственно-духовных и эстетических идеалов учащихся.

Техническое оборудование: мультимедийная аппаратура, компьютер, презентация, «Вечерний звон »в исполнении трио «Реликт» и компьютерная запись Пасхального благовеста
Раздаточный материал: текст рассказа В.Г. Короленко «Старый звонарь», схема и алгоритм комплексного анализа текста, учебник русского языка С.И. Львовой с приложением, в котором находятся иллюстрации картин И.И. Левитана, В.Д. Поленова и соответствующие упражнения по стихотворению Н.М. Рубцова «Левитану».

Мысли учителя об этом этапе урока:

И еще одно произведение с тем же мотивом – небесного Голоса, колокольного звона; но вновь неповторимо, высоко, щемяще. Поистине слово – бесконечно.
Прочитан рассказ, и длится долгая пауза. Что это такой неожиданный конец, что он означает? Уже где-то внутри чувствуем, что заканчивается он смертью героя, но как-то это еще не все. И плакать хочется (и плачется!), и жалко, словно в чем-то и ты виноват.
Маленький рассказ Владимира Галактионовича Короленко – бесспорно, высокохудожественное произведение. К тому же в литературе, доступной детям, очень немного подобных страниц даже в русской классике. Ни пошлой сентиментальности, ни надуманности и искусственности сюжета – ничего такого, что называется ложью. Напротив, в простоте – и такое содержание, что сразу чувствуешь: имеет к тебе отношение! Хочется еще раз перечитать, в чем-то особо разобраться, что-то доглядеть.
После разговора о разговора о картине, после зримых образов живописного полотна вновь возвращаемся к образам словесным.
Работа с рассказом Короленко начнется с воссоздания картины мира в произведении (с использованием уже знакомого нам метода), написанной лаконично, но выразительно и с замечательной глубиной.

Время в рассказе

С этой категорией мы встречаемся сразу: рассказ начинается с указания времени суток:
«Стемнело». Это не просто указание на вечер; это указание на окончание времени и не только дня; в рассказе словно смыкаются его начало и конец, и по прочтении мы хорошо понимаем, что начало словно предваряет его финал, ведь речь пойдет о последних часах жизни старого звонаря.
Но это, конечно, не все, ученики сразу называют еще и время годового календарного круга: это вечер Пасхи, считанные часы до великого праздника Светлого Воскресения Христова, когда все любящие Бога будут торжествовать вместе с ним победу над смертью; как сказано в слове св. Иоанна Златоуста, читаемом в пасхальную службу: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. » Напомним также звучащее в рассказе пасхальное песнопение: «Христос воскресе из мертвьх, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». «Сколько раз ждал урочного часа» этого старый звонарь!

Время в рассказе течет, изменяется. И читатель может это увидеть и оценить.
Время движется вперед; и постепенно темнеет в мире (в четвертой части рассказа уже не сумрак – мрак окутывает землю и прячет реку), и все больше и отчетливее видно небо. Время прекрасно чувствует звонарь: по звездам, по их небесному знамению определяет он, когда приходит урочный час.
Но наступает момент, когда время в рассказе словно забывает свой путь и отступает; и перед нами – целая история жизни Михеича. Перед внутренним его взором проходит череда картин: вот он «белокурым мальчонкой, вот уже «цветущий здоровьем и силой, а там – краткими всполохами – не юноша уже, но муж, – заботы и горе претерпевающий, труд непосильный поднимающий. И вот он вновь – седой старик, ждущий урочного часа.
Обратимся теперь к картине мира в рассказе. Небольшое селение, где-то далеко от многолюдья городов «приютившееся над дальней речкой, в бору. В нем едва ли не все – ветхое и старое; и «убогие хаты, и колокольня, и кресты могил; стар сам звонарь и старым названо его сердце; да и дьячок, зовущий Михеича, древен годами. В этом мире многое ждет своего урочного часа, многое могло бы задаться вопросом старого звонаря: что-то будет с ним через год?
В самой середине поселка – церковь, как и положено, на холмике; как и должно, в сердцевине человеческого селения. Сегодня сюда стекаются люди: «Порой из темной массы тихо шумящего леса выделяются фигуры пешеходов, проедет всадник, проскрипит телега. То жители одиноких лесных поселков собираются в свою церковь. » В темнеющем мире «ее окна светят огнями», видные издали.

В «самой середине поселка» – колокольня; вертикаль, устремленная к небу. В рассказе вообще очень важна эта вертикаль, символизирующая связь земли и неба; причем мы обнаруживаем ее не только в зримом облике колокольни, но во многом другом, не столь, может быть, заметном. Снизу вверх вопрошает дьячок звонаря, и сверху вниз отвечает тому Михеич; сверху (и не только с пространственной высоты) оглядывает старый звонарь свое село и свою жизнь; между небом и землей будут носиться звуки колоколов – сверху, где горят тысячи звезд, вниз – к освещенным пасхальными свечами и лампадами прихожанам и клиру, поющим здесь, на земле, славословия небу.
Пространство мира рассказа внутренне, пожалуй, даже не дву-, а. трехмерно; оно раскрывает свое настоящее содержание в том зримом образе, который видит с колокольни звонарь: «Внизу, вокруг церкви, маячили в темноте могилы сельского кладбища: старые кресты как будто охраняли их распростертыми руками. Оттуда, снизу, несся к Михеичу ароматный запах молодых почек и веяло грустным спокойствием вечного сна. Что-то будет с ним через год? Взберется ли он опять сюда, на вышку, под медный колокол, чтобы гулким ударом разбудить чутко дремлющую ночь, или будет лежать. вон там, в темном уголке кладбища, под крестом? Бог знает. » Вчитавшись повнимательнее, мы неожиданно обнаруживаем это «третье измерение»: крайние точки той вертикали, ось которой – колоколенка, а сердцевина – церковь; есть, с одной стороны, небо, с другой — лоно кладбищенской земли, могильный покой, осененный крестом; от него и сейчас «веяло грустным спокойствием вечного сна». И приоткрывается символический смысл тревожного внутреннего вопроса звонаря Михеича. Что впереди: жизнь близ неба, служение ему, внимание его знакам и его времени; или печальное (вечное?!) с ним расставание? Жизнь или смерть? Заметим, впрочем, как «снизу от земли» доносится не только «грустное спокойствие вечного сна», но и «ароматный запах молодых почек». Весна и здесь пробивается сквозь смерть.

Мы упомянули вскользь о свете в картине мира рассказа. Еще раз понаблюдаем за ней отдельно.
Красивая картина. Нужно лишь внимательно-внимательно ее рассмотреть.
Все потонуло в сумраке, лишь «кое-где мерцают огни». Свет церкви тут, в земном полумраке, доминирует: окна ее устойчиво и ясно «светят огнями». Маленьким и таким несильным огоньком поднимается снизу вверх фонарик звонаря: «Старый звонарь Михеич подымается на колокольню, и скоро его фонарик, точно взлетевшая в воздух звезда, повиснет в пространстве». Кажется, ей там совсем-совсем одиноко.
Но еще немного времени, может быть столько, сколько нужно, чтобы привыкли глаза. И нам раскрывается удивительная картина: «Тысячи Божьих огней мелькают с высоты. Пламенный Бог поднялся уже высоко. »
Слабенький свет фонаря, еле-еле освещающего колокольню, – и торжественное сияние небесных лампад. Старческая мысль, вспыхивающая, «как угасающее пламя, скользя ярким, быстрым лучом, освещающим все закоулки прожитой жизни». Это уже о внутреннем свете, который разгорается в душе Михеича.
Но вот он – урочный час, «и кажется Михеичу, что ярче вспыхнули в темноте огни восковых свечей, и сильней заволновалась толпа, и забились хоругви. И звезды вспыхивали ярче, разгорались», отвечал звукам, идущим от самого сердца звонаря. Так, в самом ярком за все время действия рассказа свете, и уходит из мира звонарь Михеич.
Окинем взглядом описанную нами картину, подытожим. Наверное, так, как сделал это сам герой рассказа:
«Земля, и небо, и белое облако, тихо плывущее в лазури, и темный бор, невнятно шепчущий внизу, и плеск невидной во мраке речки – все это ему знакомо, все это ему родное. Недаром здесь прожита целая жизнь. »

Знакома ли нам, читателям, эта картина, которую созерцает герой рассказа Короленко?
Конечно, да. Она настолько проста, что не узнать ее невозможно, это просто земля и небо, облако, река, лес это храм Божий, стоящий в самой ее середине. Что же в ней? Жизнь, ни много ни мало. Без вычурности, экзотики, – в простоте. Жизнь русского человека.
Есть в этой жизни внутреннее содержание, которое, конечно, неизмеримо важнее внешнего, столь простого, незамысловатого. Не случайно видение прошлого, того, что уже никаким внешним взором не окинешь, возникает вслед за этим внешним общим абрисом мира. Картина мира, как мы уже говорили выше, размыкается в прошлое.

Что видит в своем прошлом Михеич? Что подлежит его оценке и какой?
Перед нами раскрывается путь героя.
Вот первый, буквальный еще подъем вверх, на колокольню, «белокурым мальчонкой», туда, где играет какой — то особенный ветер, «не тот, что подымает уличную пыль», другой, «высоко над землей машущий своими бесшумными крыльями». Это охваченность восторгом детской, отроческой, души, перед которой открывается «безграничный» («весь»!) мир, и рядом с нею, контрастом, вторжением настоящего времени, – улыбка старика: «Так вот – и жизнь. Смолоду конца ей не видишь и краю. Ан вот она вся, как на ладони, с начала и до самой вон той могилки, что облюбовал он себе в углу кладбища. » Милая, но честно пройденная дорога.
А вот следующая картина. В ней уже он в храме и теперь не покинет дом Божий. Это удивительный храм: в нем все живые. Но мы это понимаем: для Бога мертвых нет, равно и для Церкви – для тех, кто живет с нею. Перед внутренним взором Михеича (и перед читателем) проходит череда лиц дорогих, близких, памятных; «прокручивается» картина соборной жизни целого мира, в котором было многое, а как много горького, тяжелого, неправедного! Не только у него, но и у его «молодицы», его брата, его отца. И что интересно: всех их видит Михеич (и «ворога богатого»); со всеми он вместе, в храме, Богу предстоит. Урок-то какой: «Вот он сам, цветущий здоровьем и силой, полный бессознательной надежды на счастие, на радости жизни. Где оно, это счастие. » И еще раз повторенное: «Непосильный труд, горе, забота. Где оно, это счастие. »

Читать еще:  Нумерологический гороскоп по дате рождения на. Нумерологический гороскоп на день, месяц и год

Какой же ответ есть у старика на этот горький вопрос?
Самое важное и, может быть, удивительное и непонятное для современного сознания – то, что беды, тяготы, несправедливость людская не вызывают у героя рассказа гнева, злости, раздражения; нет злой памяти, хотя есть горечь и есть боль. Не судит Михеич мир и людей – не его это дело, и он это знает. Оттого и «ворогу» его в церкви Божией место есть: неправда людская тяжела, а Божий суд справедлив и страшен. «Кипит-разгорается у Михеича сердце, а темные лики икон сурово глядят со стены на людское горе и на людскую неправду. «Бог вас суди, Бог суди!» – шепчет старик и поникает седою головой, и слезы тихо льются по старым щекам звонаря».
Обратим внимание и на то, как снова возникает мотив времени: через замечательный образ собравшихся вместе, на одной службе мирян: «Старенький священник, покойник отец Наум, «возглашает» дрожащим голосом возгласы; сотни мужичьих голов, как спелые колосья от ветру, нагибаются и вновь подымаются…» Хлебное поле под ветром. Спелый колос, созревший плод, которому предстоит быть убранному хозяином поля – и очищенному от плевел. Помните:

. Придет время,
Он отребит свое гумно,
Сберет пшеничное зерно
И в пламя бросит злое семя.

Но мотив ветра, колеблющего предстоящий мир, звучит не только в видении старого звонаря. Ветер в самом деле приходит в мир и обладает своим дуновением: это тот, что белокурому мальчонке казался особенным, не таким, как на земле, где он вздымает пыль; это он же, проснувшись от колокольного звона смешивается с летящими звуками, касается лица, раскачивает колокольню: «И казалось, старая колокольня дрожит и колеблется, и ветер, обвевающий лицо звонаря, трепещет могучими крыльями и вторит: «Христос воскресе!» Картина такая, будто ангелы – рядом и это их крылья разносят радостную весть. Так оно, надо полагать, и есть; не случайно пасхальный трезвон начинается именно в минуты, когда на земле поётся (священниками, идущими вместе с народом вокруг храма): «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Слушает старый звонарь «звуки, поющие и плачущие, летящие к горнему небу и припадающие к бедной земле», и кажется ему, что он окружён сыновьями и внуками, что это их радостные голоса, голоса больших и малых, сливаются в один хор и поют ему про счастие и радость, которых он не видел в сове жизни… И дёргает верёвки старый звонарь, а слёзы бегут по лицу, и сердце усиленно бьётся иллюзией счастья». Так, в удивительном единении со всеми, под радостную весть о победе над смертью со звуками колоколов, звонящих как никогда, отходит от мира к Господу душа старого звонаря.

Вопрос к классу: Чем же заканчивается рассказ?

Но разве мы не дали ответа на вопрос? Да, конечно. Но присмотримся ещё к произведению: как писатель его завершает? Всмотримся в слово.
«Старый звонарь изнеможённо опустился на скамейку, и две последние слезы тихо катятся по бледным щекам…
Эй, посылайте на смену! Старый звонарь отзвонил…»
В финале рассказа не звучит слово «умер»,словно смерти и не было; старый звонарь закончил свою работу и, уставший, «изнеможённо опустился на скамейку». Закончил свою работу – здесь, на своей тёмной и тесной колокольне; вместе с тем свершил свой земной путь. Кончилось и страдание – и слёзы его действительно последние.
Служение же Богу божьего мира продолжается; ушедшему на покой звонарю нужен на смену другой работник.
…В пасхальном небе сияет «Пламенный воз», стремится ввысь звёздный поезд, и «совершаются далеко в горнем мире чудеса…»

PS. В конспект включены размышления, заметки учителя, проводившего этот урок.

1 Валентин Галлактионович Короленко

2 В.Г.Короленко «Старый звонарь»

3 Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф Образ рассказчика Жанр Композиция Конфликт Сюжет Речевая характеристика героев Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, лексическое кольцо, риторические вопросы, восклицания, антитеза, параллелизм Проблематика (нравственная, гражданская, социальная, психологическая, педагогическая, утопическая, философская) Художественное время (реальное, историческое, мифологическое ) Художественные детали (внешности, интерьера, пейзажа, обстановки) Художественная функция звука и цвета в произведении Художественное пространство (реальное, условное, сжатое, объемное, ограниченное (бытовое), безграничное, замкнутое, разомкнутое ) Авторские оценки описываемых событий и персонажей Образ автора Тональность Прямые: лирические, философские, реплики автора, вставки; обращения к читателю; присутствие образа автора Косвенные: пейзаж художественная деталь портрет сны литературные реминисценции интерьер «говорящие» фамилии Речевой строй произведения

4 Эпиграф к уроку: Русь святая живёт, пока звонит звонарь!

5 Весенняя идиллия Небольшое селение, приютившееся над дальней речкой, в бору, тонуло в том особенном сумраке, которым полны весенние звездные ночи, когда тонкий туман, подымаясь с земли, сгущает тени лесов и застилает открытые пространства серебристо-лазурною дымкой. Все тихо, задумчиво, грустно.

6 Идиллия -это Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики. Безмятежное, счастливое существование.

7 Церковь стоит на холмике в самой середине поселка. Скрипят ступени лестницы. Старый звонарь Михеич подымается на колокольню, и скоро его фонарик, точно взлетевшая в воздухе звезда, виснет в пространстве. Тяжело старику взбираться по крутой лестнице. Много уж раз встречал он весенний праздник, потерял счет и тому, сколько раз ждал урочного часа на этой самой колокольне. И вот привел Бог опять. Ему не нужно часов: Божьи звезды скажут ему, когда придет время.

8 Общее для пасхального рассказа умиление и упование

9 СЛОВАРЬ РАССКАЗА 1. Тропарь поют- краткое песнопение, музыкально- поэтический комментарий к богослужебным чтениям 2. На клиросе заливаются десятки детских голосов- место в храме, предназначенное для хора 3.Хоругви бьются в воздухе— укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. 4. тенор-основной голос 5.Дискант –самый высокий из певческих голосов; вообще высокие, тонкие звуки.

10 В чудесном рассказе В.Г. Короленко «Старый звонарь (весенняя идиллия)» действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живет в русской природе, русской деревне, а особенно, когда смотрит на все это старый, видевший в жизни много горя человек. Здесь это звонарь Михеич. Вся жизнь его связана с колоколами и звонами, при них и состарился. И вот пасхальная служба: Старый звонарь

12 Пасхальный рассказ как жанр един, но это единство многообразия: сохраняя жанровую сущность неизменной, каждый автор мог выразить в пасхальном рассказе свое, задушевное. И каждый проявил в этом жанре свою меру таланта и литературного мастерства. У пасхального рассказа славное прошлое в русской литературе. По понятным причинам он исчез из советской литературы, но остался и долго держался в литературе русского зарубежья. Сегодня у него почти нет настоящего. Возможно ли будущее зависит от нас. Возродится Россия, воскреснет православный мир русской жизни вернется и этот жанр.

13 » Колокольня. Какая веселая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот-вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх мальчишеского счастья — наконец-то в моих руках веревка от самого главного, самого большого колокола… Грушевидный язык его тяжел и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба-ам. Теперь уже больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний. Еще. еще… Ласточки стрелой проносятся мимо тебя, любительские голуби стаей плавают высоко в воздухе»… А.И. Куприн

14 Самый большой русский колокол на Святой Земле в колокольне храма Гроба Господня весом 6 тонн. Иван Шмелёв «Богомолье» «Дьякон машет на колокольню и восторгается: — Что за глас! Сижу и слушаю, не могу оторваться. от младости так, когда еще в семинарии учился. Говорят про колокола и певчие — все-то знают: — Сейчас это «Корноухий» благовестит, маленький, тыща пудов всего. А по днунадесятым — «Царь-Колокол» ударяет, и на ногах тут не устоишь. Дьякон рассказывает, что после обедни и «Переспор» услышим: и колоколишка-то маленький, а все вот колокола забьет-накроет. Певчие хвалят «Лебедя»: — За «Славословием»-то вчера слыхали? Чистое серебро! Дьякон обещает сводить нас на колокольню — вот посвободней будет,- отец звонарь у него приятель, по всем-то ярусам проведет, покажет.»

15 И.И. Козлов «Вечерний звон» Несчастье сделало его поэтом В.А. Жуковский Певец, когда перед тобой Во мгле сокрылся мир земной,- Мгновенно твой проснулся гений, На всё минувшее воззрел, И в хоре светлых привидений Он песни дивные запел. О милый брат, какие звуки! В слезах восторга внемлю им… А.С. Пушкин.1825 г

16 Вечерний звон Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! И сколько нет теперь в живых Тогда веселых, молодых! И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон. Лежать и мне в земле сырой! Напев унывный надо мной В долине ветер разнесет; Другой певец по ней пройдет, И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон!

17 И.И. Левитан «Вечерний звон» Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители – монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.

18 ЛЕВИТАН (По мотивам картины «Вечерний звон») В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн, — Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси. Рубцов Николай

19 А.К.Саврасов Вид на Московский Кремль. Весна. Обнажилась земля, распахнулось небо: ясно! Весна, перед Пасхой. Тут, на задворках московского дворика – сыро, голо; скудно, бедно, до боли знакомо и просто. Земляной, крестьянской – христианской – Русью «пахнет». А там, впереди – в сиянии света – златоглавый град земной, высящийся к небу, и сливающийся с ним в водном отражении…

20 Вечерний звон В словаре Даля сказано, что слово колоколец в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и новая радость и новая сила

21 Слышу вас, колокола, Над землёю. Против горя, против зла Вы со мною Сколько веры и тепла! Сколько силы! До чего же вам мила Мать-Россия! Вам и роща дорога, И былинка, И дорога на века И тропинка, И могучий богатырь, И старушка, Златоглавый монастырь И церквушка, Вы слышны и мудрецу, И ребёнку. Вы летите ко дворцу И в избёнку Вот, гудя, ударит бас: Слушай! Слушай! Словно с неба Божий глас — Прямо в души.

Читать еще:  Знаменитые сооружения и постройки древности как они выглядели. Удивительные сооружения и постройки нашей планеты

22 Всё призывней, всё сильней, Всё набатней, Всё соборней для людей, Всё понятней. Собирает он народ Воедино И на подвиги зовёт Исполина

23 Голоса колоколов, Словно пламя, Как свидетели веков Всё вы с нами, То ль сомнения вас жгли, То ли беды – Всё равно вы с нами шли До победы. Никогда ваш гул и стон Не остынет – Потому что боль жива В вашем сердце, Потому что знали вы Слёзы жизни И страдали для любви, Для отчизны. Так взлетайте вновь и вновь В купол синий, Чтоб всегда жила любовь Над Россией.

24 Светлый праздник приходит на Землю, Мир и счастье несёт нам он, И со всех колоколен окрестных Слышен чистый, кристальный звон. Пусть же радость поселится в сердце, Отразится в нём свет небес. Ясных дней вам и новой надежды, Потому что Христос Воскрес! Лидия Чарская

Презентация на тему Короленко. В дурном обществе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Владимир Галактионович Короленко
1853 – 1921
900igr.net

Описание слайда:
Описание слайда:

В.Г. Короленко
родился 15 (27) июля 1853 г. в городе Житомире в семье уездного судьи.
1866 г. – семья Короленко переезжает в Ровно.
1871г. – окончил с серебряной медалью Ро-венскую реальную гимназию.
В этом же году поступил в Петербургский технологический институт.
1873 г. – уход из института. Корректорская работа.

Описание слайда:

В.Г. Короленко
По отцу он старого казацкого рода, мать — дочь польского помещика на Волыни.
Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой.
В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно — в «Истории моего современника».
Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская.

Описание слайда:

В.Г. Короленко
1874 г. – учится в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).
1876 г. – исключен из академии за подачу прошения от имени студентов с протестом против режима, царившего в учебном заведении.
Был сослан в Вологодскую губернию, Усть-Сысольск; ссылка была заменена поселением в Кронштадте под надзором полиции. Чертежная работа.

Описание слайда:
Описание слайда:

В.Г. Короленко
1877 г. – поступает в Горный институт. Участвует в революционных студенческих кружках. Корректорская работа в газете «Новости».
1878 г. – привлеченный идеей «хождения в народ», оставляет институт; овладевает сапожным ремеслом.
1879 г. – в журнале «Слово» напечатано первое произведение — «Эпизоды из жизни искателя».
Арестован и выслан в город Глазов Вятской губернии, переведен на поселение в деревню Березовские Починки.

Описание слайда:

В.Г. Короленко
1880 г. – по ложному обвинению в подготовке к побегу арестован. В Вышневолоцкой тюрьме написан рассказ «Чудная».
Отправлен в Сибирь. Возвращен с дороги и поселен в Перми. Служит табельщиком в железнодорожных мастерских.
1881г. – отказ от присяги Александру III.
1881—1884 г.г. – якутская ссылка.
1885 г. – по окончании срока ссылки поселился в Нижнем Новгороде.
Напечатаны: «Сон Макара», «Старый звонарь», «В дурном обществе».
1886—1896 г.г. живет в Нижнем Новгороде.

Описание слайда:
Описание слайда:

С. Протопопов
ЗАМЕТКИ О В. Г. КОРОЛЕНКО
«Бодрость, даже жизнерадостная бодрость В. Г. Короленко удивляла не меня одного. Многие нижегородцы до знакомства с ним ожидали увидеть в человеке, долго сидевшем в тюрьмах и испытавшем якутскую ссылку, признаки надломленности; озлобления и усталости.
Но эти естественные ожидания не оправдывались. Как «тяжкий млат, дробя стекло, кует булат», так и все испытания не раздробили сил здорового и крепкого организма В. Г. Короленко, не убили в нем ни добродушия, ни юмора, ни бодрости, ни веселости, ни энергии.

Описание слайда:

В.Г. Короленко
1886 г. – женитьба на Евдокии Семеновне Ивановской.
Опубликованы: «Слепой музыкант», «Лес шумит». Вышел в свет первый том «Очерков и рассказов».
1887 г. – поездка по Волге. Материалы путешествия легли в основу рассказов «Река играет», «За иконой». Знакомство с А. П. Чеховым в Москве.
1889 г. – поездка в Саратов и знакомство с Н. Г. Чернышевским.
М. Горький посещает Короленко в Нижнем Новгороде.
1891 г. – вторая встреча с М. Горьким.
1892 г. – борьба с голодом. Организация столовых.

Описание слайда:

В.Г. Короленко
1900 г. – избран почетным членом Академии наук по разряду изящной словесности.
Написан рассказ «Огоньки» (напечатан в 1901г.)
1900—1921 г.г. – полтавский период жизни.
1902 г. – Короленко посещает в Ялте Чехова; в Гаспре — Л. Н. Толстого.
Отказ от звания почетного академика в знак протеста против отмены выборов М. Горького в академию.

Описание слайда:
Описание слайда:

В.Г. Короленко
25 декабря (н. ст.) 1921 г. В. Г. Короленко скончался от воспаления легких.
Похороны в Полтаве. Провожал его почти весь город.
Проститься с писателем приехали крестьяне окрестных деревень.

Описание слайда:

Могила В.Г. Короленко

Описание слайда:

В.Г. Короленко
Автобиография
«В 1868 году (31 июля) умер отец. Это был человек строгой и редкой по тому времени честности.
Получив самое скудное воспитание и проходя службу с низших ступеней …, он никогда не позволял себе принимать даже того, что по тому времени называлось «благодарностию», то есть приношений уже после состоявшегося решения дела.
А так как в те годы это было недоступно пониманию среднего обывателя, отец же был чрезвычайно вспыльчив, то я помню много случаев, когда он прогонял из своей квартиры «благодарных людей» палкой, с которой никогда не расставался (он был хром вследствие одностороннего паралича).
Понятно поэтому, что вся семья (вдова и пятеро детей) осталась после его смерти без всяких средств, с одной пенсией. Я был в то время в 6-м классе».

Описание слайда:

Ю. Айхенвальд
«Он по самому существу своей натуры — заступник и защитник; в этой области, где нужна и возможна чужая помощь, он никогда не оставался равнодушен и за многих обиженных поднимал свой мягкий и властный голос…
Его обязательная сила коренится в том, что на каждую отдельную несправедливость, которых он много встречал на своем жизненном пути, он обрушивался с такой энергией и убежденностью, словно в ней сосредоточивалось все мировое зло и от победы над этой случайной неправдой зависела дальнейшая судьба всего человечества»

Описание слайда:

«В дурном обществе»

Описание слайда:

«В дурном обществе»
Как вы понимаете смысл заглавия повести Короленко «В дурном обществе»? (Место действия — Княж-Городок (Ровно))
Как раскрывается идея повести «В дурном обществе» в словах Тыбурция: «. может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Как изображены люди «дна» — «проблематические фигуры» — в повести «В дурном обществе»?

Описание слайда:

«В дурном обществе»
Чем привлекает вас герой повести «В дурном обществе» Вася, сын судьи?
Характер судьи, отца Васи. Его отношение к людям и к своему делу.
Атмосфера в семье после смерти матери.
Отношения между сыном и отцом.

Описание слайда:

«В дурном обществе»
Почему нравственные представления, сформированные в семье, не разрушились благодаря общению с нищими обитателями подземелья, а укрепились?
«Малый был в дурном обществе, но, видит бог, он не сделал дурного дела», — говорит Тыбурций.

Описание слайда:

«В дурном обществе»

Описание слайда:

«В дурном обществе»
Почему явное несовпадение представлений о честности и воровстве, об отношении к закону и о правилах вежливости не могло разрушить возникшей дружбы между детьми и уважения Васи к Тыбурцию?
Как происшедшее изменило отношения между отцом и сыном?
Насколько сильным было потрясение, если «долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком. »?

Описание слайда:

Тыбурций
Как относится к своему герою Короленко? Что преобладает в характеристике персонажа: силы саморазрушения или сохранение личности?
Можно ли по внешности героя судить о его происхождении и характере?
Какие черты портрета говорят «о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий»?
Как сочетается в его взгляде «острая проницательность, энергия, недюжинный ум» — и «глубокая неустанная печаль»? О чем это свидетельствует?

Описание слайда:

Тыбурций
Как раскрываются нравственные принципы героя через его поступки:
клоунада на потеху толпе (трагическая декламация речей Цицерона), сеансы «колдовства» — и обыденное воровство нищего;
трогательная забота о Марусе и Валеке;
признанное первенство, авторитет среди обитателей Часовни;
демократизм отношений;
справедливое отношение к судье и к его сыну, хотя они — чужие, из тех, кто судит таких, как Тыбурций и Валек;
мягкость и искренность последнего разговора с Васей и его отцом.

Описание слайда:

Тыбурций
Личностные качества Тыбурция: образованность и ум, сила характера, справедливость, независимость и чувство собственного достоинства.
Как проявляются эти качества, несмотря на обычную манеру поведения — ироничную и насмешливую, исключающую возможность серьезного общения как с обывателями городка, так и с жителями полуразрушенной часовни?

Описание слайда:

Мемориальный музей В. Г. Короленко — в Полтаве. Первый директор – дочь писателя
Софья Владимировна Короленко.

Описание слайда:

Эссе
1. «Человек создан для счастья, как птица для полета».
2. «Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!»
3. «Всякий человек имеет право располагать своей судьбой».
4. «Стремиться и достигать — стоит!»
5. «Дорог человек, дорога его свобода, его возможное счастье на земле».
6. Образ девушки-революционерки в очерке «Чудная».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Презентация на тему: Владимир Галактионович Короле

Владимир Галактионович Короленко 1853 – 1921

В.Г. Короленко родился 15 (27) июля 1853 г. в городе Житомире в семье уездного судьи.1866 г. – семья Короленко переезжает в Ровно. 1871г. – окончил с серебряной медалью Ро-венскую реальную гимназию.В этом же году поступил в Петербургский технологический институт. 1873 г. – уход из института. Корректорская работа.

В.Г. Короленко По отцу он старого казацкого рода, мать — дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно — в «Истории моего современника». Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская.

В.Г. Короленко 1874 г. – учится в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). 1876 г. – исключен из академии за подачу прошения от имени студентов с протестом против режима, царившего в учебном заведении.Был сослан в Вологодскую губернию, Усть-Сысольск; ссылка была заменена поселением в Кронштадте под надзором полиции. Чертежная работа.

В.Г. Короленко 1877 г. – поступает в Горный институт. Участвует в революционных студенческих кружках. Корректорская работа в газете «Новости». 1878 г. – привлеченный идеей «хождения в народ», оставляет институт; овладевает сапожным ремеслом. 1879 г. – в журнале «Слово» напечатано первое произведение — «Эпизоды из жизни искателя». Арестован и выслан в город Глазов Вятской губернии, переведен на поселение в деревню Березовские Починки.

Читать еще:  Беременна в «системе», или Особенности детдомовской любви

В.Г. Короленко 1880 г. – по ложному обвинению в подготовке к побегу арестован. В Вышневолоцкой тюрьме написан рассказ «Чудная». Отправлен в Сибирь. Возвращен с дороги и поселен в Перми. Служит табельщиком в железнодорожных мастерских. 1881г. – отказ от присяги Александру III. 1881—1884 г.г. – якутская ссылка. 1885 г. – по окончании срока ссылки поселился в Нижнем Новгороде. Напечатаны: «Сон Макара», «Старый звонарь», «В дурном обществе». 1886—1896 г.г. живет в Нижнем Новгороде.

С. Протопопов ЗАМЕТКИ О В. Г. КОРОЛЕНКО «Бодрость, даже жизнерадостная бодрость В. Г. Короленко удивляла не меня одного. Многие нижегородцы до знакомства с ним ожидали увидеть в человеке, долго сидевшем в тюрьмах и испытавшем якутскую ссылку, признаки надломленности; озлобления и усталости. Но эти естественные ожидания не оправдывались. Как «тяжкий млат, дробя стекло, кует булат», так и все испытания не раздробили сил здорового и крепкого организма В. Г. Короленко, не убили в нем ни добродушия, ни юмора, ни бодрости, ни веселости, ни энергии.

В.Г. Короленко 1886 г. – женитьба на Евдокии Семеновне Ивановской. Опубликованы: «Слепой музыкант», «Лес шумит». Вышел в свет первый том «Очерков и рассказов». 1887 г. – поездка по Волге. Материалы путешествия легли в основу рассказов «Река играет», «За иконой». Знакомство с А. П. Чеховым в Москве. 1889 г. – поездка в Саратов и знакомство с Н. Г. Чернышевским. М. Горький посещает Короленко в Нижнем Новгороде. 1891 г. – вторая встреча с М. Горьким. 1892 г. – борьба с голодом. Организация столовых.

В.Г. Короленко 1900 г. – избран почетным членом Академии наук по разряду изящной словесности. Написан рассказ «Огоньки» (напечатан в 1901г.) 1900—1921 г.г. – полтавский период жизни. 1902 г. – Короленко посещает в Ялте Чехова; в Гаспре — Л. Н. Толстого. Отказ от звания почетного академика в знак протеста против отмены выборов М. Горького в академию.

В.Г. Короленко 25 декабря (н. ст.) 1921 г. В. Г. Короленко скончался от воспаления легких. Похороны в Полтаве. Провожал его почти весь город. Проститься с писателем приехали крестьяне окрестных деревень.

Могила В.Г. Короленко

В.Г. КороленкоАвтобиография«В 1868 году (31 июля) умер отец. Это был человек строгой и редкой по тому времени честности. Получив самое скудное воспитание и проходя службу с низших ступеней …, он никогда не позволял себе принимать даже того, что по тому времени называлось «благодарностию», то есть приношений уже после состоявшегося решения дела. А так как в те годы это было недоступно пониманию среднего обывателя, отец же был чрезвычайно вспыльчив, то я помню много случаев, когда он прогонял из своей квартиры «благодарных людей» палкой, с которой никогда не расставался (он был хром вследствие одностороннего паралича). Понятно поэтому, что вся семья (вдова и пятеро детей) осталась после его смерти без всяких средств, с одной пенсией. Я был в то время в 6-м классе».

Ю. Айхенвальд «Он по самому существу своей натуры — заступник и защитник; в этой области, где нужна и возможна чужая помощь, он никогда не оставался равнодушен и за многих обиженных поднимал свой мягкий и властный голос… Его обязательная сила коренится в том, что на каждую отдельную несправедливость, которых он много встречал на своем жизненном пути, он обрушивался с такой энергией и убежденностью, словно в ней сосредоточивалось все мировое зло и от победы над этой случайной неправдой зависела дальнейшая судьба всего человечества»

«В дурном обществе»

«В дурном обществе» Как вы понимаете смысл заглавия повести Короленко «В дурном обществе»? (Место действия — Княж-Городок (Ровно))Как раскрывается идея повести «В дурном обществе» в словах Тыбурция: «. может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Как изображены люди «дна» — «проблематические фигуры» — в повести «В дурном обществе»?

«В дурном обществе» Чем привлекает вас герой повести «В дурном обществе» Вася, сын судьи? Характер судьи, отца Васи. Его отношение к людям и к своему делу. Атмосфера в семье после смерти матери. Отношения между сыном и отцом.

«В дурном обществе» Почему нравственные представления, сформированные в семье, не разрушились благодаря общению с нищими обитателями подземелья, а укрепились? «Малый был в дурном обществе, но, видит бог, он не сделал дурного дела», — говорит Тыбурций.

«В дурном обществе»

«В дурном обществе» Почему явное несовпадение представлений о честности и воровстве, об отношении к закону и о правилах вежливости не могло разрушить возникшей дружбы между детьми и уважения Васи к Тыбурцию? Как происшедшее изменило отношения между отцом и сыном? Насколько сильным было потрясение, если «долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком. »?

Тыбурций Как относится к своему герою Короленко? Что преобладает в характеристике персонажа: силы саморазрушения или сохранение личности? Можно ли по внешности героя судить о его происхождении и характере? Какие черты портрета говорят «о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий»? Как сочетается в его взгляде «острая проницательность, энергия, недюжинный ум» — и «глубокая неустанная печаль»? О чем это свидетельствует?

Тыбурций Как раскрываются нравственные принципы героя через его поступки: клоунада на потеху толпе (трагическая декламация речей Цицерона), сеансы «колдовства» — и обыденное воровство нищего;трогательная забота о Марусе и Валеке; признанное первенство, авторитет среди обитателей Часовни; демократизм отношений; справедливое отношение к судье и к его сыну, хотя они — чужие, из тех, кто судит таких, как Тыбурций и Валек; мягкость и искренность последнего разговора с Васей и его отцом.

Тыбурций Личностные качества Тыбурция: образованность и ум, сила характера, справедливость, независимость и чувство собственного достоинства. Как проявляются эти качества, несмотря на обычную манеру поведения — ироничную и насмешливую, исключающую возможность серьезного общения как с обывателями городка, так и с жителями полуразрушенной часовни?

Мемориальный музей В. Г. Короленко — в Полтаве. Первый директор – дочь писателя Софья Владимировна Короленко.

Эссе 1. «Человек создан для счастья, как птица для полета». 2. «Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!» 3. «Всякий человек имеет право располагать своей судьбой». 4. «Стремиться и достигать — стоит!» 5. «Дорог человек, дорога его свобода, его возможное счастье на земле». 6. Образ девушки-революционерки в очерке «Чудная».

Короленко

«Короленко» — Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Умер. Родители В.Г.Короленко. Музей В.Г.Короленко. С 1906 года Короленко начал печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую «Историю моего современника». Первые работы. Понятия «литература» и «борьба» для Короленко были едины, как понятия «человек» и «гражданин».

«Писатель Короленко» — Мать, Эвелина Иосифовна (урожд. Жизненная позиция. Образование. Короленко — прозаик, публицист, общественный деятель. (1853 – 1921). После ссылок. Истоки. Земли!». В. Г .

«В.Короленко» — Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим. Жанр произведения: ПОВЕСТЬ 2-3 героя несколько сюжетных линий. Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла. Изменились ли отношения Васи и отца после посещения Тыбурция?

«Короленко Владимир Галактионович» — Увидев такой резкий отпор, ошеломлённые бандиты кинулись в бегство. Люди умирали целыми семьями. Портрет писателя. Отец писателя, Галактион Афанасьевич, был уездным судьёй. Личностные качества писателя. Волосы густые, слегка вьются, глаза светло-карие. “Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек.

«Дети подземелья Короленко» — «Сестре Соне было четыре года. Среди «серых камней». Я вошёл и робко остановился у притолоки. В.Костицын. «. Величавое дряхлое здание». 1984. В.Костицын. Рисунки В.Панова. Я и мой отец. Я ждал.». НА СЦЕНУ ЯВЛЯЕТСЯ ПАН ТЫБУРЦий. Вася и отец. Васин отец. Бася и отец. Вася с Валеком и Марусей. . Развалины.

«Короленко Владимир» — В 90-е годы Короленко много путешествует. Позднее в «Дурном обществе» Владимир Галактионович опишет свои детские впечатления. Харьков. В Сибири. Петровская земледельческая академия сегодня. Житомирская гимназия. Первая ссылка. Петербургский горный институт. Житомир – город детства. Вторая ссылка. В 1900 году писатель переезжает на Украину, куда всегда стремился вернуться.

  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Печатается по изданию:

Повести и рассказы в двух томах 1880–1896 гг. Издательство «Художественная литература» Москва 1966

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • В архив
  • 37202
  • 39
  • 7

Аннотация Капли крови срываются с его губ, красный взгляд стремительно мрачнеет, а на зеркально.

Мисс Питт, или Ваша личная заноза

  • Читаю
  • В архив
  • 55910
  • 6
  • 1

Бернард ВЕРБЕР ИМПЕРИЯ АНГЕЛОВ Посвящается Веронике 1. ЗА КУЛИСАМИ РАЯ Тремя путями мудрости.

Империя ангелов

  • Читаю
  • В архив
  • 38951
  • 5
  • 2

Александр Солженицын Матренин двор Эта редакция является истинной и окончательной. Никакие приж.

Матрёнин двор

  • Читаю
  • В архив
  • 46966
  • 5
  • 3

Поселягин Владимир Геннадьевич Наемник. Трилогия АННОТАЦИЯ Владимир Поселягин НАЕМНИК Пролог .

Наемник. Трилогия

  • Читаю
  • В архив
  • 67912
  • 12
  • 4

Цитата «Один из самых важных уроков, которые я получил в своей жизни, звучит так: если вы хотит.

7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности

  • Читаю
  • В архив
  • 37223
  • 24
  • 7

Вы призвали не того… Арка 6. Оферон, столица людей. Да здравствует Король! .

Вы призвали не того. Книга 5

Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга «Старый звонарь» Короленко Владимир Галактионович поможет тебе приятно скоротать время. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. Умелое и красочное иллюстрирование природы, мест событий часто завораживает своей непередаваемой красотой и очарованием. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Созданные образы открывают целые вселенные невероятно сложные, внутри которых свои законы, идеалы, трагедии. «Старый звонарь» Короленко Владимир Галактионович читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 297

Новинки

  • 2

Скрыться от своей распланированной жизни хотя бы на время — вот чего действительно хочется в семнадц.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector