0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры

Аудио

В праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры и вручил награды насельникам и клирикам ставропигиальных монастырей. Предстоятелю за богослужением сослужили ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий и наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон. На нашем телеканале шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

Поделиться:
Нравится:

В пятницу Светлой седмицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

3 мая 2019 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области М.Ю. Токарев; ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий; наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон и братия монастыря.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского и святыням Серапионовой палаты.

В Успенском соборе Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Амвросий; епископ Сергиево-Посадский Парамон; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; насельники обители в священном сане и клирики ставропигиальных монастырей.

В храме присутствовала многочисленная группа представителей Римско-Католической Церкви во главе викарием Папы Римского по городу Риму кардиналом Анджело Де Донатисом. Вместе с ним в паломнической поездке участвуют 6 епископов и 75 священников из Италии.

Песнопения Литургии исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков и насельников ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи были удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни»

  • игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Свято-Троикой Сергиевой лавры и Московской духовной академии;
  • игумен Тихон (Борисов), скитоначальник Предтеченского скита Оптиной пустыни;

права ношения наперсного креста с украшениями

  • игумен Петр (Романов), начальник подворья Валаамского монастыря в г. Санкт-Петербурге;
  • иеромонах Евстафий (Зубов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Филарет (Леписк), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Ипполит (Пагеев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Анфим (Черный), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Паисий (Шихов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря при Успенском соборе г. Кеми Республики Карелия;
  • иеромонах Виталий (Белов), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Исаакий (Гусев), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Петр (Дикий), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения палицы

  • иерей Александр Зайцев, клирик храма Казанской иконы Божией Матери — подворья Валаамского монастыря в г. Санкт-Петербурге;
  • протоиерей Сергий Зуевич, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • протоиерей Петр Исаченко, клирик Петропавловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Гурий (Любенко), клирик Архангельского подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря г. Архангельска;
  • иеромонах Василий (Чавчанидзе), настоятель подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря при Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни с. Фаустово Московской области;
  • иеромонах Филарет (Бикусов), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Роман (Кошелев), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения наперсного креста золотого цвета

  • иеромонах Савватий (Грудев), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Алексий (Бостан), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения камилавки

  • иерей Иоанн Тарасов, настоятель Геленджикского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • протодиакон Василий Попадинец, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Питирим (Красков), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Петр Черепанов, клирик Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни;

права ношения двойного ораря

  • иеродиакон Викентий (Сиваш), помощник смотрителя Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеродиакон Герасим (Пичугин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеродиакон Михей (Соррэ), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеродиакон Гедеон (Федоров), клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • диакон Александр Гридчин, клирик ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Аверкий (Лопатюк), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

На заупокойной литии были совершены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных Святейшего Патриарха Пимена (†03.05.1990) и архидиакона Андрея Мазура (†03.05.2018).

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Серапиона (Бондаря), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в сан иеромонаха.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Троице-Сергиевой лавры.

Затем Святейший Владыка совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

В Успенском соборе Предстоятель Русской Церкви поздравил участников богослужения с праздником:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим и мироспасительным праздником Воскресения Христова!

Радуюсь, что Господь дал мне силы приехать сегодня в Троице-Сергиеву лавру, чтобы вместе с вами здесь, у наших национальных святынь, пред гробницей преподобного Сергия Радонежского и прочих святых чудотворцев, провозгласить великую пасхальную весть о Воскресении Спасителя, помолиться вместе с вами, напитаться духовной атмосферой нашего духовно-аскетического центра Русской Церкви — Сергиевой лавры.

Всем иночествующим, зде начальствующим, всем нашим священнослужителям, паломникам, всем тем, кто сегодня находится в этом святом месте, желаю помощи Божией в жизни, укрепления физических и духовных сил, чтобы Господь не оставлял нас Своей милостью, но даровал нам крепости духа и плоти, помогал достойно совершать свое христианское служение во спасение душ наших и во исцеление недугов мира сего. Христос Воскресе!»

Передавая в дар Лавре пасхальное яйцо с изображением Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«В память о пребывании сегодня в этой святой обители хотел бы преподнести Вам, владыка, для святой сей обители пасхальное яйцо с изображением Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, имя Которой мы вспоминаем сегодня, в особый день, посвященный открытию в Константинополе в 450 году «Живоносного источника», источника святой воды, в которой получали исцеление многие недужные. До сих пор этот источник бьет. И до сих пор, несмотря на особое положение Церкви в Константинополе, верующие в этот день собираются в храме, посвященном этому событию, и прославляют Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную и в Ее честь воспевают пасхальные гимны.

И здесь, в Троице-Сергиевой лавре, мы также обращаем свои взоры к Царице Небесной, мы также поем пасхальные гимны, прославляя родившегося от Нее Христа Спасителя, Христа-Мессию, Христа-Избавителя всего рода человеческого от силы вражией. Пусть покров Пречистой Преблагословенной Девы Марии пребывает над нашим Отечеством, над Церковью и над каждым из нас. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре. Храм в честь св

17 апреля 2015 года, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с пятницей Светлой седмицы и праздником иконы «Живоносный Источник». По обыкновению, в этот день Патриарх приезжает в свою обитель, чтобы вместе с братьями прославить Воскресшего Спасителя. И как в первую седмицу Великого поста, так и на Светлой седмице посещение Троице-Сергиевой лавры является для меня событием большой важности. Приближаясь к стенам Лавры, входя в святые врата, чувствуешь великую силу духовную, которая источается от мощей преподобного Сергия, от молитв многих и многих поколений иноков. И это источение божественной силы никогда не престает, почему и чувствует каждый, кто приходит в Лавру, присутствие здесь особой благодати.

Читать еще:  Шереметьево имени поэта — но почему не спросили Александра Пушкина

Я радуюсь тому, что за последние годы тщанием Попечительского совета, владыки наместника, многих благодетелей Лавра преобразилась, являя такую красоту, какой никогда и не было в истории. И вот когда сегодня утром я готовился к богослужению, я невольно стал думать о Лавре, о всем том, что произошло в этом святом месте в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия; а затем открыл Евангелие сегодняшнего дня (Ин. 2:12-22) и прочитал историю о том, как Господь в первую Пасху после начала Своего общественного служения изгнал торгующих из иерусалимского храма — и не только торгующих, но и овец, телец, козлов, которых продавали для принесения в жертву. Взяв бечеву, Господь изгнал людей, торгующих и меняющих деньги, и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется».

И вот я задумался о связи нашей работы по благоустройству храмов и монастырей и изгнанием нечестивцев из древнего Иерусалимского храма. По всей вероятности, в основе того и другого лежит восприятие великого закона, который Бог положил в основу бытия всего космоса. Господу было угодно, чтобы все мироздание основывалось на законе гармонии. А гармония — это сочетание элементов, даже разнородных, в некое единое целое, которое несет в себе подлинную, Божественную красоту. Если же гармония нарушается, значит, добро побеждается злом. Вот почему наш замечательный писатель Федор Михайлович Достоевский и сказал, что красота спасет мир, — имея в виду не красоту человеческих лиц или одежд, а тот божественный закон гармонии, который спасает мир тем, что являет некий видимый эталон божественной красоты.

И где, как не в храме, должна являться эта красота? Где, как не в храме, все должно быть гармонично? И если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то как ранятся наши сердца! Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и потому забота о внешней красоте храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, — она проистекает от потребности созерцать божественную красоту как проявление этого всемирного закона гармонии.

Но закон этот проявляется не только во внешней красоте храмов, ведь их главным украшением являются не стены, даже гениально расписанные, и не иконостасы, блистающие своей красотой. Главным украшением храмов является народ, молящаяся община. И вот когда молящаяся община начинает действовать вопреки закону гармонии, внося в богослужение и вообще в атмосферу храма нечто недопустимое, как то посторонние разговоры, невежливое отношение друг к другу, когда мы, оказавшись в тесноте, начинаем бороться за свое физическое пространство, толкая стоящих рядом, то это также становится нарушением божественного закона гармонии, некой хулой на Бога.

Вот почему святой Василий Великий и говорит, что дом молитвы нельзя превращать в место длительных бесед. А ведь иногда так и бывает, и не только в храме, где стоит народ, но и в алтаре: как замолкают песнопения и чтец начинает читать псалмы, так тут же возникают разговоры, особенно под большие праздники, когда собираются люди, давно друг друга не видевшие. Вот эти разговоры и разрушают гармонию того, что есть храм Божий.

Все это в каком-то смысле уподобляется тому, что происходило в Иерусалимском храме. Там тоже эти несчастные животные, эти звенящие монеты разрушали гармонию храма. И потому Господь изгнал торгующих из храма и сделал Он это дважды — и в первое, и в последнее Свое пришествие в Иерусалим. Ибо, действительно, не мог мириться Сын Божий с тем, что храм — место поклонения Богу — несет на себе печать человеческого беспорядка и человеческого безобразия.

Вот почему всякий раз, когда мы входим в храм, мы должны ясно сознавать, что входим в дом Божий, в котором все должно быть прекрасно. Если же нет внешней красоты, то и духовенство, и миряне должны подумать, что надо сделать для того, чтобы отреставрировать храм, вернуть ему красоту, — так, как подумали об этом монашествующие нашей обители и члены Попечительского совета, вернув ей дивную красоту. В каком-то смысле масштабные реставрационные работы, которые прошли в связи с юбилеем преподобного Сергия, являются примером для всей нашей Церкви и для всей нашей страны.

Дай Бог, чтобы человеческие слабости, присущие как мирянам, так и духовенству, не разрушали дивной гармонии дома Божия, так чтобы все в нем работало на возвышение души. Ведь храм — это место, где мы реально соприкасаемся с божественной благодатью, и то, что идет вразрез с законами Божиими, является грехом против Господа и против Его заповедей. И да поможет нам Господь вернуть красоту порушенных храмов по всему лицу земли нашей и построить новые, столь необходимые сегодня храмы, дабы они были воплощением гармонии и красоты.

Но самое главное — да поможет Господь каждому входящему в храм Божий осознать величие и святость этого места, не разрушать Божественного замысла о гармоничном устроении мира и особенно о гармоничном устроении дома молитвы своими пустыми словами, своим неподобающим поведением, даже своими злыми мыслями. В храме нельзя ни о ком плохо мыслить. В храме мы должны изгонять из нашего сознания всякое зло, чтобы предстоять пред Господом в простоте сердечной и готовности принять Его божественную благодать.

Всех вас сердечно поздравляю с пятницей Светлой седмицы! Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всей нашей великой Троице-Сергиевой лаврой, над всей Церковью нашей и над нашим народом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре


17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где проходят мероприятия, посвященные 10-летию Попечительского совета Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, духовенство обители.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

В Успенском соборе Предстоятель совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря; насельники ставропигиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А Пахомов, глава города Сергиев Посад В.В. Букин, члены Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией к празднику Светлого Христова Воскресения ряд насельников и клириков Свято-Троицкой Сергиевой лавры и других ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

  • игумен Виктор (Сторчак), настоятель Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Таврион (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  • игумен Антоний (Гаврилов), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
Читать еще:  Нелегальные кошки, грамотные коровы и другие приходские запреты

права ношения креста с украшениями

  • игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Лавры и Академии;
  • игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения палицы

  • иеромонах Роман (Шубенкин), настоятель Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Антоний (Плясов), клирик Казанской Амвросиевской пустыни;
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Селафиил (Дегтярев), иеромонах Мефодий (Капустин), иеромонах Онисим (Мальцев), иеромонах Паисий (Накорякин), иеромонах Киприан (Сторчак);

возведения в сан протоиерея

  • иерей Василий Щелкунов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения наперсного креста

  • насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры: иеромонах Пимен (Артюхов), иеромонах Евгений (Тютин), иеромонах Роман (Шахадынец), иеромонах Зиновий (Бубякин), иеромонах Феодосий (Яненко), иеромонах Сильвестр (Кучеренко), иеромонах Спиридон (Подшибякин), иеромонах Никифор (Исаков), иеромонах Власий (Рылков), иеромонах Серафим (Пережогин), иеромонах Аврамий (Кудрич);
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Димитрий (Волков), иеромонах Амвросий (Пархетов);
  • иеромонах Иосиф (Кошкин), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Андрей Лочехин, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры

права ношения камилавки

  • иерей Александр Пивняк, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Питирим (Ляхов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Фотий (Филин), клирик Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Иоанн Тарасов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

возведения в сан протодиакона

  • клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры: диакон Иоанн Дикий, диакон Иоанн Иванов, диакон Феодор Ярошенко;
  • клирики Валаамского монастыря: диакон Владимир Авдеев, диакон Георгий Герасименко;

права ношения двойного ораря

  • диакон Андрей Ильинский, клирик Валаамского монастыря.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Дионисия Мухина, клирика Покровского храма Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой лавры удостоены права совершения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи храму Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии присвоено право совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» при служении преподавателей в священном сане.

Памятными наперсными крестами были награждены архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры, — к празднику Пасхи и во ознаменование трудов по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и игумен Самуил (Караск) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Памятными иконами Святой Троицы были награждены насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

  • архимандрит Александр (Богдан) — в связи с 50-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Ефрем (Елфимов) — в связи с 60-летием со дня рождения и 30-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Илия (Рейзмир) — в связи с 45-летием священнослужения;
  • архимандрит Иоанн (Захарченко) — в связи 75-летием со дня рождения;
  • архимандрит Лаврентий (Постников) — в связи с 50-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Ниодим (Деев) — в связи с 50-летием монашеского пострига и 50-летием священнослужения;
  • архимандрит Платон (Панченко) — в связи с 40-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Трифон (Новиков) — в связи с 70-летием со дня рождения;
  • игумен Филарет (Семенюк) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Затем на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой Лавре

17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где проходят мероприятия, посвященные 10-летию Попечительского совета Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.

возведения в сан архимандрита

игумен Виктор (Сторчак), настоятель Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
игумен Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
игумен Таврион (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
игумен Антоний (Гаврилов), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;

права ношения креста с украшениями

игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Лавры и Академии;
игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;

права ношения палицы

иеромонах Роман (Шубенкин), настоятель Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
иеромонах Антоний (Плясов), клирик Казанской Амвросиевской пустыни;
насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Селафиил (Дегтярев), иеромонах Мефодий (Капустин), иеромонах Онисим (Мальцев), иеромонах Паисий (Накорякин), иеромонах Киприан (Сторчак);

возведения в сан протоиерея

иерей Василий Щелкунов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;

права ношения наперсного креста

насельники Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: иеромонах Пимен (Артюхов), иеромонах Евгений (Тютин), иеромонах Роман (Шахадынец), иеромонах Зиновий (Бубякин), иеромонах Феодосий (Яненко), иеромонах Сильвестр (Кучеренко), иеромонах Спиридон (Подшибякин), иеромонах Никифор (Исаков), иеромонах Власий (Рылков), иеромонах Серафим (Пережогин), иеромонах Аврамий (Кудрич);
насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Димитрий (Волков), иеромонах Амвросий (Пархетов);
иеромонах Иосиф (Кошкин), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
иерей Андрей Лочехин, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

права ношения камилавки

иерей Александр Пивняк, клирик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;

права ношения набедренника

иеромонах Питирим (Ляхов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
иеромонах Фотий (Филин), клирик Введенского монастыря Оптина пустынь;
иерей Иоанн Тарасов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;

возведения в сан протодиакона

клирики Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: диакон Иоанн Дикий, диакон Иоанн Иванов, диакон Феодор Ярошенко;
клирики Валаамского монастыря: диакон Владимир Авдеев, диакон Георгий Герасименко;

права ношения двойного ораря

диакон Андрей Ильинский, клирик Валаамского монастыря.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Дионисия Мухина, клирика Покровского храма Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой Лавры.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры удостоены права совершения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи храму Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии присвоено право совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» при служении преподавателей в священном сане.

Памятными наперсными крестами были награждены архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой Лавры, — к празднику Пасхи и во ознаменование трудов по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и игумен Самуил (Караск) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Памятными иконами Святой Троицы были награждены насельники Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:

архимандрит Александр (Богдан) — в связи с 50-летием пребывания в братии Лавры;
архимандрит Ефрем (Елфимов) — в связи с 60-летием со дня рождения и 30-летием иерейской хиротонии;
архимандрит Илия (Рейзмир) — в связи с 45-летием священнослужения;
архимандрит Иоанн (Захарченко) — в связи 75-летием со дня рождения;
архимандрит Лаврентий (Постников) — в связи с 50-летием иерейской хиротонии;
архимандрит Никодим (Деев) — в связи с 50-летием монашеского пострига и 50-летием священнослужения;
архимандрит Платон (Панченко) — в связи с 40-летием пребывания в братии Лавры;
архимандрит Трифон (Новиков) — в связи с 70-летием со дня рождения;
игумен Филарет (Семенюк) — в связи с 50-летием со дня рождения.
Затем на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Икона Божией Матери
«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник» . Появление этого образа связано со следующим чудесным событием.

Читать еще:  «После травмы я понял: никто ничего не будет делать за меня»

В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ был назван императором «Живоносным источник. Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен мусульманами. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Так уж сложилась история, что все знаменитые константинопольские монастыри перестроены в мечети или лежат ныне в развалинах. А небольшой, стоящий на источнике — жив до сих пор. Уже полторы тысячи лет приходят люди в место, которое турки назвали «Балыклы», и набирают в бутылочки воду. Кругом источника устроены чуланы, где обливают больных; к воде беспрестанно приходят: греки, турки, турчанки, армяне, католики, — все со слезами просят Царицу небесную и принимают исцеление. Магометане невольно исповедуют Богоматерь и говорят: «велика в женах св. Мария!» и называют воду: «св. Мария»

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница», которая, в свою очередь, восходит к изображению типа «Знамение».

Первоначально образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Таков влахернский чудотворный образ, выполненный из мрамора, находящийся близ императорской купальни. На нем изображена Богородица, из рук Которой истекает святая вода ? «агиасма». Позднее в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан.

В России с течением времени композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Постепенно композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление.

Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Ее богатую милость.

Несмотря на то, что история сохранила точную дату события явления Льву Маркеллу Богоматери (4 апреля (по ст. ст.) 450 года), настоящее празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» установлено совершать в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется обновление Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминаются великие чудеса, произошедшие в этом храме.

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.

В селе Воробьево близ Москвы (Воробьевы горы) с XVI века существовала деревянная церковь при царском дворце в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», «обставленная с исключительной роскошью». Своим названием она, возможно, обязана и многочисленным подземным источникам, протекающим по склонам Воробьевых гор. С течением времени она по причине ветхости неоднократно перестраивалась, просуществовав до начала XIX века, после чего была упразднена. Сегодня о ее существовании напоминает икона Божией Матери «Живоносный Источник», находящаяся слева от Царских врат в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах – единственным оставшимся из 4-х храмов села Воробьево.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Живоносный Источник»
О, Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. А минь.

Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.

Тропарь, глас 4
Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности*, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Кондак, глас 8
От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector