1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема 6 Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках

В Европе в XV—XVII вв. происходят качественные изменения в историческом развитии, «цивилизационный скачок», переход к новому типу цивилизационного развития, который получил название «западного».

Предпосылки западной цивилизации закладывались в античности и средневековье. Однако средневековая европейская цивилизация замыкалась в узкие рамки европейской территории. Ее отношения с Востоком и Россией носили спорадический и ограниченный характер и были связаны главным образом с торговлей. Попытки прорыва на Восток в эпоху крестовых походов XI—XIII вв. закончились неудачей. Захваченные земли снова перешли в орбиту арабо-мусульманской цивилизации. В XV—XVII вв. Европа начинает осваивать мировой океан. Португальцы, испанцы, а вслед за ними голландцы, англичане и французыустремились за пределы Старого света в поисках богатства, славы и приобретения новых территорий. Уже в середине XV в. португальцы организовали целую серию экспедиций вдоль побережья Африки. В 1460 г. их корабли добрались до островов Зеленого Мыса. В 1486 г. экспедиция Бартоломео обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. В 1492 г. Христофор Колумб пересек Атлантический океан и, высадившись у Багамских островов, открыл Америку. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, успешно провел свои корабли к берегам Индии. В 1519— 1522 гг. Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Одновременно с формированием нового уклада в экономике европейских стран шел процесс первоначального накопления капитала, источником которого стали внутренняя, международная торговля, ограбление колоний, ростовщичество, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников.

Технический прогресс, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнических отношений способствовали развитию товарно-денежных отношений. Известные и на предыдущих этапах развития общества и выполнявшие в условиях господства натурального хозяйства подчиненную роль, товарно-денежные отношения в XV—XVII вв. перерастают в рыночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, выходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судоходства и великими географическими открытиями создают базу для формирования мирового рынка.

Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Сословные перегородки традиционного, феодального общества стали рушиться. Начала формироваться новая социальная структура общества. С одной стороны — буржуазия (выросшая из богатых горожан-купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров) и новые дворяне (землевладельцы, пришедшие к использованию наемного труда в сельском хозяйстве, а также занимавшиеся торговлей и предпринимательской деятельностью), с другой стороны — наемные рабочие (сформировавшиеся из разорившихся ремесленников и потерявших землю крестьян). Все они — свободные собственники, но у одних в собственности материальные ценности, позволяющие использовать наемный труд, а у других — только свои рабочие руки. Дифференциация в обществе углубляется, обостряются отношения между социальными группами, классами.

Особенностью западноевропейского общества было обеспечение определенного равновесия, баланса социальных сил сначала в рамках сословной монархии и на первых порах при абсолютизме. Центральная власть в европейских странах имела ограниченные возможности для вмешательства в социально-экономическую жизнь из-за отсутствия развитой бюрократии. Борьба между королевской властью, феодалами, городами и крестьянством привела к относительному равновесию сил, политической формой которого стала сословная монархия с выборными учреждениями. Но в XVI— XVII вв. происходят подавление сословных представительных органов (кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции), самоуправления городов и становление абсолютистских монархий. Для управления отдельными территориями и отраслями хозяйства создавался бюрократический аппарат и аппарат принуждения. Формировалась постоянная армия. Все это делало центральную власть главной политической силой.

Абсолютная монархия на первых порах в ряде европейских стран сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в содействии укреплению новых черт в экономике. В борьбе против феодальной аристократии, за объединение страны абсолютная монархия опиралась на формирующийся класс буржуазии. Она использовала развитие промышленности, торговли в целях укрепления армии, получения дополнительных доходов в государственную казну. На этом этапе сильная государственная власть нужна была и буржуазии. В то же время королевская власть оставалась формой власти дворянства, но при абсолютизме она могла иметь некоторую независимость от дворянства и буржуазии. Играя на противоречиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии. Но долговечным этот союз не мог быть. Когда вмешательство выросшей и усилившейся бюрократии в экономику начинает препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступает в решительную борьбу за власть. Происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии).

В поисках новой личности: ренессанс и реформация

В XV—XVI вв. два явления в культуре — Ренес­санс и Реформация — произвели своего рода револю­цию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс — это воз­рождение античного наследия, мирского начала. Ре­формация явилась обновлением церкви и сопровожда­лась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали но­вый взгляд на человеческую личность.

победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во вто­рой половине XIV в и продолжала развиваться на про­тяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние ве­ка» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и по­клонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов про­явились в самых разных сферах: в философии, литера­туре, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием не­многих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощен­ном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в философии. Ранние гума­нисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374), пи­сатель Дж, Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении ан­тичной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религий, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы цен­ностей.

В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетиче­ская мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследо­ванное от греков и римлян. Таким образом устраня­лось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланд жело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Человек с его земными страстями и желаниями по­явился и в литературе. Запретная прежде тема плот­ской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавля­ло духовного. Как и философы, писатели старались со­здать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах череду­ются с трагическими рассказами о безответной или са­моотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвя­щенных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до не­бесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Воз­рождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренца Балла (1407—1457) и Л. Альбер-ти (1404—1472) считали накопленные знания, кото­рые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было нераз­рывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Благородство — словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они ни были.

Из «Книги о благородстве» Поджо Браччолини, итальянского гуманиста, XV в,

Наступала эпоха стихийного и буйного самоут­верждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчи­няющей индивида целому. Это было время титаниз­ма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца — поэта, художни­ка, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрож­дения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искус­ства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренеб­регал интригами, а в борьбе с противниками использо­вал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.

Стихийный безудержный индивидуализм вмел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. — в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564—1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограни­ченных возможностей перед лицом окружающего ми­ра, полного злобы и страстей. Появился в его произве­дениях и другой тип индивидуалиста — эгоиста, рву­щегося к власти и встающего над моралью (Макбет).

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Реформация: границы индивидуализма

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483—1546) выступил со своими 05 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католи­ческой церковью. Реформация быстро распространи­лась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное дви­жение средневековья. Своих новых теоретиков Рефор­мация обрела в Швейцарии, где возник второй пос­ле Германии крупнейший ее центр. Там окончатель­но оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509—1564), которого прозвали «женевским папой».

Реформация разрушала представления о незыбле­мой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобща­ют человека к благодати, а личная вера. Единствен­ным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформи­ровать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секу­ляризовать церковное имущество, распустить мона­шеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень попу­лярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее инди­видуальном общении с Богом. Лишенный посредниче­ства церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности.

Кальвин учил, что знак Божественного благоволе­ния к человеку раскрывается в его практической де­ятельности: успех или неуспех — критерий, позво­ляющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

Результатом Реформации. было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

М. Вебер. Протестантская этика

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным воле­вым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла ин­дивидуализм, но вводила его в строгие рамки мора­ли, основанной на религиозных ценностях.

Реформация оказала огромное влияние на массо­вое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, ре­формированные церкви — англиканская, лютеран­ская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религи­озных идеалов влекло за собой кровопролитные граж данско-религиозные войны, такие как война протес­тантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Читать еще:  Как компенсировать потенциальный вред здоровью детей во время самоизоляции?

Вопросы и задания

1. Что привлекало деятелей Возрождения в культуре античности? Почему они считали средневековье «темным» временем в истории Европы? Согласны ли вы с такой оценкой средних веков? Почему? Как деятели Возрождения пытались примирить христианство и античную культуру?

2. Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись? Чем такое отношение к личности отличалось от средневекового? Какой была «обратная» сторона индивидуализма? Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы?

3. Что такое Реформация? Какие новые представления о роли церкви, о вере и мирской жизни она выработала? Проярился ли в Реформации индивидуализм, свойственный этой эпохе? Чем он отличается от индивидуализма возрожденче­ского?

Средние века — важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сложились и стали развиваться те особые черты, кото­рые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом.

Уже в средние века были заложены основы совре­менной европейской демократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческой лич­ности.

На исходе средневековья в Европе в наиболее чис­той своей форме зародился новый тип социально-эко­номических отношений — капитализм.

Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немало мрачных страниц. Установление прогрессив­ных буржуазных отношений шло рука об руку с ата­вистической работорговлей. С XVI по XIX в. было об­ращено в рабство и вывезено с Африканского конти­нента около 10 млн негров. Только в XIX в. во многих европейских странах был принят закон о запрете тор­говли рабами. Рост промышленности привел к обеззе­меливанию и разорению крестьянства. В Европе рано появились идеи гуманизма, но это не мешало инк­визиции и в XVIIв. сжигать еретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокие религиозные войны.

Очевидно, главное достижение Европы средневеко­вой и приближающейся к новому времени — это дина­мизм, мобильность, быстрая приспособляемость циви­лизации к меняющимся историческим условиям, уме­ние использовать собственные достижения.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

7. В поисках новой личности: ренессанс и реформация.

В XV—XVI вв. два явления в культуре — Ренессанс и Реформация — произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс — это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374), писатель Дж. Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407—1457) и Л. Альберти (1404—1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца — поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искусства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренебрегал интригами, а в борьбе с противниками использовал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.

Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. — в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564—1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом окружающего мира, полного злобы и страстей. Появился в его произведениях и другой тип индивидуалиста — эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет).

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Реформация: границы индивидуализма

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483—1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509—1564), которого прозвали «женевским папой».

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформировать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень популярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности.

Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех — критерий, позволяющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви — англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протестантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Средние века — важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сложились и стали развиваться те особые черты, кото­рые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом.

Уже в средние века были заложены основы совре­менной европейской демократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческой лич­ности.

На исходе средневековья в Европе в наиболее чистой своей форме зародился новый тип социально-экономических отношений — капитализм.

Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немало мрачных страниц. Установление прогрессивных буржуазных отношений шло рука об руку с атавистической работорговлей. С XVI по XIX в. было обращено в рабство и вывезено с Африканского конти­нента около 10 млн. негров. Только в XIX в. во многих европейских странах был принят закон о запрете торговли рабами. Рост промышленности привел к обезземеливанию и разорению крестьянства. В Европе рано появились идеи гуманизма, но это не мешало инквизиции и в XVII в. сжигать еретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокие религиозные войны.

Очевидно, главное достижение Европы средневековой и приближающейся к новому времени — это динамизм, мобильность, быстрая приспособляемость цивилизации к меняющимся историческим условиям, умение использовать собственные достижения.

Практикум № 4. Западноевропейская цивилизация в средние века

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД

1. Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город — это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях — в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников 1 стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

Читать еще:  Как называют батюшку в церкви. Поп, священник и батюшка в православии — одно и то же или нет? Церковные саны православной церкви

1 В монастырских школах обучали лишь тех, кто хотел стать священнослужителем.

Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Ренессанс
и
Реформация:
в поисках новой личности.

Описание слайда:

Эпоха Возрождения
Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») именуют время великих культурных перемен конца XIV- начала XVII вв., которые начались в Италии и со временем охватили почти всю Европу. В эпоху Возрождения существенно изменились человеческие ценности.

Описание слайда:

Докажите, что эпоха Возрождения, духовной основой которой стал гуманизм, опиралась на идеи античной культуры и наносила удар по средневековым представлениям, основывавшимся на религии. Проиллюстрируйте ответ фактами, заполнив таблицу.

Описание слайда:
Описание слайда:

«Дарование его было столь велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он находил решения».

Описание слайда:

Пропорции человека по Леонардо да Винчи

Описание слайда:

Т а й н а я в е ч е р я

«Тайная вечеря»(1495-1497) , знаменующая собой одну из вершин европейской живо- писи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математичес -кой закономерности компо- зиции, логически продолжающей реальное архитектурное простран -ство, в ясной, строго раз- работанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Описание слайда:

Мадонна в скалах

Описание слайда:

«Портрет удался… это была «точная копия натуры». Но Леонардо превзошёл возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы».

Мона Лиза (Джоконда) 1503-1506

Описание слайда:
Описание слайда:

Р А Ф А Э Л Ь С А Н Т И
1483-1520
Творения Рафаэля отличаются удивитель- ной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Его изображения Девы Марии — нежные, женственные, и при этом идеальные в своей непорочности — заложили традицию на века.

Описание слайда:

Р А Ф А Э Л Ь С А Н Т И
Мадонна с младенцем
(Мадонна Конестабиле)
1500—1502 г.

Сикстинская мадонна
1515 — 1519

Описание слайда:

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ
«Он показал путь к главной задаче искусства, каковой является человеческое тело».

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О
По заказу папы Павла III
Микеланджело написал на торцевой
стене Сикстинской капеллы
знаменитую фреску «Страшный суд» (1536 – 1541 гг.).
На фоне холодного сине-пепельного
неба множество фигур охвачено
вихревым движением. Господствует
трагическое чувство мировой
катастрофы. Близится час возмездия,
ангелы возвещают о
наступлении Страшного суда.

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О
Творение это затмило
все известные статуи,
новые и древние, будь
то греческие или
римские … с такой
соразмерностью и
красотой закончил её
Микеланджело.

Описание слайда:

Противоречия эпохи Возрождения

«Я вижу некоторую роковую
перемену в жизни человечества».
Эразм Роттердамский.

Описание слайда:

Лоренцо Медичи
Покровитель искусств
-интриган,убийца
Цезарь Борджиа
светская
этика
Н.Маккиавели
ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕНЕССАНСА

Описание слайда:

Недаром загадочная и соблазнительная улыбка всех лиц Леонардо да Винчи , выражающая скептицизм, отпадение от Бога и самоупор человеческого «знаю», есть на деле улыбка растерянности и потерянности: сами себя потеряли, и это особо наглядно у «Джоконды». В сущности, это – улыбка греха, соблазна и прелести – улыбка — блуд, ничего положительного не выражающая, кроме какого-то внутреннего смущения, какой-то внутренней смуты духа, но – и нераскаянности.
П.Флоренский.

(
Мона Лиза (Джоконда) 1503-1506

Описание слайда:

Р Е Ф О Р М А Ц И Я
ОТ ЛАТИНСКОГО REFARMATIО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.
Разнородное религиозное и социально-политическое движение, направленное на
переустройство католической церкви.

Описание слайда:
Описание слайда:

С п а с е н и е в е р о й
1517г. – 95 тезисов Мартина Лютера

«Мы на заре новой эпохи!»
Мартин Лютер

Описание слайда:

Учение о предопределении.

Т р у д о в а я
э т и к а
к а л ь в и н и з м а

Жан Кальвин
«Женевский папа»

Описание слайда:

З а д а н и е: сравните

Описание слайда:

А Н Т Р О П О Ц Е Н Т Р И З М
РЕНЕССАНС

-Творческая
активность
личности.
-Взлёт
искусства и
литературы.
-Безудержный
индивидуализм
РЕФОРМАЦИЯ

— Личная
ответственность
перед Богом.

— Индивидуализм в
рамках
религиозной
морали.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Другое
  • Презентации

Похожие материалы

Ремесленники в усадьбе Феодала

Васнецов Виктор Михайлович

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Человек. Общество. Время

Образ женщины в мировой художественной культуре

Версальский дворец

Журавли над Родиной

Крамской Иван Николаевич 1837 — 1887

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5169515 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Учителя рассказали, какую зарплату хотели бы получать

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ренессанс и Реформация и их роль в становлении современной европейской цивилизации

Именно в Западной Европе в XV- XVI вв. благодаря двум грандиозным явлениям — Ренессанса и Реформации — произошел подлинный переворот в духовной жизни. Ренессанс был возрождением античного наследия, мирского начала в культуре. Зародившись в Италии во второй половине XIV в., он в XV-XVI вв. постепенно охватил все страны Европы. Современники воспринимали Ренессанс как «светлый век», пробуждение от «тьмы» средневековья. Именно в ту эпоху и появилось название «средние века» — нечто промежуточное между античностью и новым временем.

Одним из важнейших достижений Возрождения было появление гуманизма в философии и литературе. Идеалом гуманистов стал человек с его земными страстями и желаниями, свободный от предрассудков средневековья (хотя гуманисты отнюдь не отрицали религию). Запретная прежде тема плотской любви, ее весьма натуралистические описания получили право на существование в литературе. Это было время титанизма — торжества безграничных возможностей человека и в искусстве и в жизни. Но титанизм имел и обратную сторону: титаны могли нести в себе не только добро, но и зло. Наряду с ярчайшими талантами эпоха Возрождения славилась и зловещими фигурами, способными и на мастерские интриги, и на зверские преступления. Стихийный безудержный индивидуализм порождал проблему личного выбора между Добром и Злом.

Иное решение вопроса об индивидуальной свободе предложила Реформация — движение за обновление церкви. Она началась в 1517 г. в Германии, где доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась по ряду стран Европы, в Швейцарии возник ее второй центр. Там реформационное учение Лютера дополнил и по-своему осмыслил Жан Кальвин, которого прозвали «женевским папой».

Главным достижением Реформации стало новое понимание роли личности, ее индивидуального общения с Богом. Лютер и его последователи настаивали на том, что Библия должна служить опорой и источником веры христианина. Деятели Реформации призывали к секуляризации (передаче в светскую, государственную собственность) церковного имущества, роспуску монашеских орденов, упрощению пышных церковных обрядов. Реформация повысила значение предпринимательства, практицизма, мирской жизни и деятельности в целом. Идеи Реформации встречали острое сопротивление традиционной церкви. Во Франции, Германии и других странах утверждение этих идей сопровождалось кровавыми конфликтами, даже жестокими религиозными войнами. Но постепенно идеи Реформации утвердились в большинстве стран Западной Европы.

На пороге нового времени европейская цивилизация отличалась большим динамизмом, мобильностью, приспособляемостью к меняющимся историческим условиям. Зародившийся в недрах средневековья капитализм властно требовал решительной перестройки всей системы социально-экономических отношений.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 120 | Нарушение авторских прав

Становление современной западной цивилизации

Становление современной западной цивилизации

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы исключительно историко-культурный интерес. Причем внимание обращали, прежде всего, на различия между народами. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве «наивысшего аргумента» в пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее, прежде всего на примере Европы.

Средневековая цивилизация Европы начала разрушаться в XI в. Появилось мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Горожане добивались свободы от светских и духовных сеньоров. Переломным считается XIII в. С XIII по XVII вв. шел активный процесс становления Европейской цивилизации, аналогичной греко-латинской. Становление современной европейской цивилизации шло трудно, в ходе войн, революций, социальных и религиозных движений. Это становление не было однолинейным. За революцией часто следовала контрреволюция, за реформами — контрреформы, но все же побеждала прогрессивная тенденция.

Развернулся процесс рационализации сознания, стали складываться более широкие представления о мире. Система образования отделилась от церкви. В XII-XIII вв. появились первые университеты в Италии, Испании, Франции, Англии. На латинский язык были переведены сочинения Аристотеля и их изучение стало самым главным предметом в школе. Усиленно штудировались римские законы и судебные порядки (римское право). Наиболее знамениты были школы в Болонье (римское право), в Салерно (медицина), в Париже (философия и богословие). Школы (университеты) собирали студентов из разных стран, преподавание велось на латыни. В середине XV в., благодаря золотых дел мастеру и резчику Гутенбергу, появилось книгопечатание.

В это время проявились первые признаки отделения общества от государства, элементы правового государства. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным Великая Хартия вольностей (1215 г.) заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности. Хартия ограничила права короля, дала привилегии (вольности) рыцарям, свободным крестьянам, горожанам. В Хартии было заявлено: «Никто не будет схвачен, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона, изгнан или введен в убыток, ни на кого не падет королевская опала иначе, как в силу законного приговора людей, равных обвиненному по званию, или в силу закона страны». Великий парламент 1265 г., в котором рядом с прелатами и баронами, приглашенными поименно, сидели впервые выборные представители от населения графств, рыцарей и горожан, предвещал эру господства в Европе парламентаризма.

Читать еще:  Алексей Леонов: из вакуума времени в вечность любви

Эпоха Возрождения, развернувшаяся на протяжении XIV-XVII вв. позволила освоить опыт, накопленный античной цивилизацией. Особенно большое значение для становления европейской цивилизации имело наследие Древнего Рима (о Древней Греции в Европе долгое время было известно мало). Опыт латинства (римский опыт) — это тот колоссальный первоначальный капитал, который позволил резко сократить время на разработку и освоение демократических механизмов, на создание соответствующей культуры. Европейская цивилизация в широком смысле прямая наследница классической античной цивилизации. Следовательно, она преемственна, хотя абсолютно самостоятельна, поскольку ушла в своем развитии значительно дальше. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности.

Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Церковь, явление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие сдерживали процесс становления прогрессивного типа общества, рационального сознания. В трудной борьбе, в ходе войн и разрушительных массовых движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Но, главное. Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Протестантизм учил, что человек имеет непосредственную духовную связь с богом, без посредников. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается наиболее адекватным западному образу жизни, системой духовных ценностей, которая соответствует демократическому рыночному обществу. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия «собственность», имеющиеся в священных текстах схожие термины означали, как правило, «имущество». Оно запрещало ростовщичество. В Новом Завете также немало положений, ограничивающих экономическую деятельность. Однако протестантизм доказал, что, стремясь к богатству, можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции. Европейскую цивилизацию можно назвать по отношению к старой (античной) новой, или современной цивилизацией.

Каковы основные черты ментальности европейских народов? Согласно христианским представлениям, собственно человеческая история началась не с момента сотворения мира, ибо райское существование протекало вне существенных изменений, то есть вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени, стал смертным. Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

  • — прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.
  • — настоящее. Человек — активно действующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.
  • — будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед. В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации часто называют христианским или иудео-христианским. Достаточно обратиться к библейской притче о Моисее, который вывел народ израилев из египетского плена. Побег из плена — это движение во времени, движение от рабства к свободе, к земле обетованной, от неравенства и угнетения к равенству и божьему избранничеству. Жизнь данная человеку, в христианстве рассматривалась как своеобразный кредит, который надо будет вернуть с процентами. От человека требовалось потратить жизнь на совершенствование себя и окружающей жизни. После смерти высший суд должен воздать каждому по заслугам. Общественно признанная необходимость постоянного развития, движения вперед превратила инновацию, новое вообще в высшую ценность. Западное общество проникнуто страстью к обновлению.

Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Индивидуализм — это исторически сложившийся тип поведения, имеющий социально-психологическую и идейно-мировоззренческую мотивированность. Акцент делается на самоценность индивида, на ее свободу, автономию, на право самому определять направления своей деятельности. Одновременно индивидуализм предполагает ответственность человека за себя, свою семью. Индивидуализм предполагает многовариантность поведения, в том числе политического. Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа, свои истоки имеет в индивидуализме. Индивидуализм не отрицает наличие коллективных интересов — интересов общества в целом, а предполагает их. Пределы индивидуализма определяются нормами общественной морали и законами страны. В странах западного типа исторически сформировался устойчивый баланс интересов личности и общества. Яркий показатель приоритета индивидуализма — книга рекордов Гиннесса. Она наглядно свидетельствует, что каждый может стать единственным, достичь чего-то необычного, и призывает к этому.

Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от давления религиозной догматики в решении практических вопросов. Цели деятельности человека носят конкретный, прагматический характер. Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства — это общественная мораль. Причем это касается не только сферы личных взаимоотношении, но и деловой жизни. Существует понятие протестантской деловой этики. Важнейший ее принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело.

Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн. Потенциал фактически всей планеты был подключен для того, чтобы создать то, что сегодня мы называем Западом. Таким образом, прогрессивный тип развития не является достижением только западного сообщества, а результат деятельности всего человечества. Эксплуатируя колонии, Европа привносила в разные части света очаги, анклавы своего тип» развития, распространяя его на другие части света. Так Европа выходила за географические рамки и превращалась в Запад — западную цивилизацию.

Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

  • — Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Уже в XIII в. экономическая доктрина католической церкви претерпела изменения, смягчилась. Если раньше считалось, что труд — это наказание Божие за грехи, то теперь утверждается убеждение в полезности труда и его высоком нравственном значении. Труд рассматривается как высокое нравственное и религиозное служение, а не просто как средство к жизни. Отсюда — высокая заинтересованность в результатах труда.
  • — Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. С ХV в. хозяйственная деятельность горожан в Европе строится на новых основаниях. Свобода торговли и предпринимательской деятельности получает стойкие правовые гарантии. Появились новые, рыночные формы организации экономической деятельности.
  • — Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д. Частная собственность, рыночная экономика приводят к разделению общества на классы, формированию классовых интересов и, соответственно, появлению классовой борьбы.
  • — Наличие развитых, не зависимых от власти (горизонтальных) связей: экономических, социальных, культурных, духовных и др., — между индивидами и ячейками общества, семьями, хозяйственными единицами, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.
  • — Правовое демократическое государство. Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Но главное: государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов, для обеспечения условий гражданского мира, для обеспечения реализации идей прогресса. Форма государства — демократия. Что это значит? Демократия предполагает согласие управляемых в том, чтобы ими управляли. Это достигается через участие населения в выборах органов власти. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом. Для того чтобы государство не увеличило сферу своего влияния, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти независима, но по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее и уравновешивающее влияние. Демократическое общество предусматривает открытость, право на свободу мысли, религиозных убеждений, возможность дискуссий по любому вопросу, свободу высказываний любых взглядов, кроме разрушительных для общества. Демократическое государство охраняет человеческое достоинство и права личности. Это — правовое государство, то есть там правит закон, а не люди.

Разумеется, сказанное вовсе не значит, что демократия является идеальной формой правления. Возможны и злоупотребления власти по отношению к обществу, и нарушение законов, и использование служебного положения, и использование демократических институтов для достижения недемократических целей (как случилось на выборах в Германии в 1933 г., когда к власти пришел Гитлер).

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное — отсталая периферия. Аристотель положил начало отношению к варварам (а это все, кто не был эллином) как к части окружающей природы, как к «растениям или животным». В дальнейшем эти идеи активно развивались. Знаменитый немецкий философ А. Гегель выдвинул тезис о Европе, как завершении всемирной истории и наивысшем воплощении человеческого духа. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь. Ярко представлены идеи западоцентризма и в современном мире.

развитие европейский цивилизация

  • 1. Пути Евразии — М., 1992.
  • 2. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций — Брянск, 1996.
  • 3. Яковец Ю.В. История цивилизаций — М., 1994.

18. Возрождение и Реформация

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация, произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альбертии Витториано да Фельтре. Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector