0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Пасху княгиня накрывала на стол, а дружинники не пускали детей в храм

В Пасху княгиня накрывала на стол, а дружинники не пускали детей в храм

Праздник в воспоминаниях священников

Оксана Головко, Священник Алексий Тимаков

Пасха Христова — главный праздник как для Церкви, так и для каждого христианина. Чудеса и радость этого праздника вспоминает священник Алексий Тимаков, настоятель храма святого Николая на Преображенском кладбище и настоятель храма святого Николая при Центре борьбы с туберкулезом (ЦБТ).

Помню Пасху в мои восемь или девять лет. Наша семья — мама, брат, я, сестренка — вместе с папой, протоиереем Владимиром Тимаковым, идем на ночную пасхальную службу. Обычно это редкость, что папа идет с нами — он приходил всегда в храм раньше.

Мы живем в своем доме, пешком идем до станции Новогиреево, на электричке добираемся до Курского вокзала, спускаемся в метро и затем — от Павелецкой до храма святителя Николая в Кузнецах, где служил отец.

На улице довольно тепло, мы с братом — в красивых красных праздничных свитерах. Эти свитера приехали из Франции. Их привезла гостившая тогда у нас француженка русского происхождения, княгиня Катрина Львова. Помню, она пришла помочь накрыть на стол и по-французски стала считать тарелки, а я — по-французски же подхватил, это получилось как-то весело, что и она, и я рассмеялись.

И она тоже шла с нами в тот день на пасхальную службу. Были еще знакомые, которые специально приходили к нам — в доме всегда было многолюдно — и большая компания отправлялась в храм. Я очень хорошо запомнил маршрут, которым мы шли, причем он был длиннее нашего обычного из-за теплой погоды, мы шли под распускающимися тополями, помню радостное предпасхальное настроение.

На Новокузнецкой — патруль дружинников — время самое что ни на есть атеистическое, конец шестидесятых.

Дружинники стоят, чтобы не пустить в храм молодежь, а тем более детей. Но как не пропустить поповичей?

И мы гордо проходим сквозь этот строй, торжествуя про себя: «Мы все равно пройдем, сколько бы вы тут ни стояли, все равно мы будем там, где надо быть — на службе».

Конечно, помню радость от Крестного хода, после которого силы оставляли, и дети могли заснуть или на амвоне, или в алтаре, в закуточке, где хранились ковры: туда можно было нырнуть и поспать до причастия.

«Пасхальные песнопения я с детства знал»

Еще одна Пасха, которая очень запомнилась — Пасха 1991 года. Еще в начале 1990 года отец получил приход преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, храм был практически в разрушенном состоянии, а уже к осени при храме была организована воскресная школа для взрослых.

«Я объясняю: у нас Пасха, а он кричит, что убьет меня». Кто встал на пути у пьяного австралийца

Идея воскресной школы пришла в голову моему брату, отцу Валентину, и его приятелю, Геннадию Владимировичу Звереву. Идею поддержал отец, и еще откликнулась искусствовед Алина Сергеевна Логинова. Определили семь дисциплин, и мне поручили читать Священное Писание.

Пришлось самому все осваивать на ходу — я тогда еще не был священником и работал врачом, так что практически в богословии не разбирался. Литературы тоже особо не было, как сегодня, хотя в домашней библиотеке отца, естественно, что-то можно было найти. Так что два раза в неделю после работы в клинике приходилось готовить материал и идти рассказывать. Известно: уча, мы учимся.

А вскоре брат получил свой приход в селе Игнатьево Раменского района. И вот — первая его Пасха в качестве настоятеля, с ним поехали многие учащиеся воскресной школы — замечательные люди, но в то время мало понимающие в богослужении. И вот брат говорит мне:

«Ну-ка иди, учи их пению, чтобы они смогли пасхальное богослужение провести». В запасе — часа два-три.

Слух у меня не идеальный, но и не то чтобы его совсем нет, пасхальные песнопения я хоть как-то, но знал: отец с детства приучал нас петь. Не то чтобы помнил все слова, но напеть мотив мог.

А мои «ученики» — люди образованные, в том числе музыкально, так что они легко подхватывали. И за эти два-три часа мы успели в сторожке при храме «пройти» все песнопения пасхального богослужения, и я очень благодарен, что мои слушатели отнеслись ко мне доброжелательно, выдержали мои «напевания», более того — сразу понимали, что нужно делать. И в итоге на службе все прошло более или менее гладко.

В общем, здесь, как и с воскресной школой, бросили меня, как котенка, в воду — плыви, как знаешь. Ни талантов, ни особых знаний, но что делать — у брата забот хватало, не мог я его не поддержать. В итоге — выплыл, и в этом заслуга школы отца Владимира. Много он вложил в меня и в брата с сестрой, несмотря на все мое юношеское сопротивление из серии «ничего не хочу, ничего не надо, я самый умный, я все знаю».

Читать еще:  Что известно о взрывах в петербургском метро

А тогда я стоял на пасхальной службе и радовался, что у нас — все получилось!

ПАСХА В ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ

«Накануне Пасхи в Великую Субботу отправились вчетвером тетя Элла (великая княгиня Елизавета Федоровна), Аликс (Алиса Гессенская), Сандро (великий князь Александр Михайлович) и я покупать всякие пустяки для прятания в яйца. Хотя дождь не переставал лить, очень веселились и смеялись. В 5 часов приехал фельдъегерь с дорогими письмами из дому, с орденом и с чудесными подарками для Аликс от Папа и Мама и пасхальными яичками. Много радости они доставили нам обоим».

Государь Император Николай Александрович поздравляет с праздником Светлой
Пасхи чинов Л.-Гв.Преображенского полка. 1900-е годы

В первые годы царствования молодой Государь с супругою по установленному церемониалу в Пасхальную полночь возглавлял шествие в пышном кортеже по парадным залам Зимнего дворца к Большой церкви, совершая все положенные ритуалы торжественного богослужения.

В годы войны начали делать специальные белые яйца с красным Крестом и датой под ним — для поднесения раненым. В 1916 г. было сделано 2000 таких яиц. В этом же году Вдовствующая Императрица Мария Федоровна заказала серию пасхальных яиц, украшенных красным Крестом и более богатым декором. Она поднесла свой пасхальный дар тысяче раненых солдат.

Фарфоровое яйцо с инициалами Императрицы Александры Федоровны. Пасха времен войны

Фарфоровое яйцо с инициалами Великой Княжны Татьяны Николаевны. Пасха времен войны

Подарок Императора Николая II Вдовствующей Императрице Марии Федоровне на Пасху 1915 года. Сделано в Санкт-Петербурге

Солдатам на фронтах в день Пасхи вручались красные яйца с печатным изображением Георгиевского Креста четвертой степени, называемого солдатским, так как им награждались низшие чины — солдаты, матросы, унтер-офицеры. Они изготавливались на заводах М.С. Кузнецова. Была выпущена также пасхальная открытка с изображением Императора Николая II в полевой форме, вручающего солдату красное пасхальное яйцо.

Пасху 1917 г. Императорская семья встретила в заточении в Александровском дворце Царского Села, где, по приказу А.Ф. Керенского, общение членов семьи было ограничено встречами за столом, значительно сократилось число приближенных, которые присутствовали на богослужении и разделяли пасхальную трапезу Царской семьи. В Светлое Воскресенье Александра Федоровна «давала им фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек».

Исповедовал и совершал богослужения протоиерей Афанасий Беляев, бывший в то время настоятелем Федоровского собора в Царском Селе. Ни собор, ни дорогую Августейшим сестрам милосердия Знаменскую церковь Царской Семье посещать не разрешалось.

Протоиерей Афанасий Беляев

Алексей Николаевич сидел в креслах, одетый в голубой халатик, обшитый по краям узорчатою тесьмою. Мария Николаевна полулежала в большом кресле, которое было устроено на колесах, и Анастасия Николаевна легко их передвигала. … Как шла исповедь — говорить не буду. Впечатление получилось такое: дай, Господи, чтоб и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя».

Домовая церковь Александровского дворца

Начался Крестный ход: впереди фонарь, за ним запрестольный Крест, хоругви, икона Воскресения Христова, певчие в своих малиновых одеждах, причт в светлых пасхальных ризах, Царская семья, свита и все служащие. Выйдя из церковного зала, обошли кругом зала круглого и вернулись к запетым дверям церковным, где и остановились. Началась Христовская пасхальная утреня».

Пасхальная открытка Алексея Николаевича другу, Коле Деревенко

Три слагаемых пасхального стола

Приближается Пасха — главное событие в духовной жизни православных христиан. В этот день, а точнее, с первой звездой, зажегшейся на небе накануне — в субботу, заканчивается самый строгий и долгий пост — Великий. Стол накрывается белой скатертью — можно приступать к угощению

Ab ovo

Возможно, первые рекомендации по поводу того, что подавать к пасхальному столу, можно найти в «Домострое», составленном в XVII веке: «С Пасхи в мясоед подают: лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых, баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных, жаворонков, потрошок, бараний сандрик, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, свинину да ветчину…»

Что есть — в общем-то, ясно. Осталось понять — где взять? Например, «заячьи пупки» или «бараний сандрик». Тем не менее стол накрывать придется, так что начнем, пожалуй, «ab ovo» — с яйца.

Обычай дарить яйца появился очень давно. В античности их подносили в день рождения и новый год с пожеланиями благ. У иудеев и язычников было принято, являясь к важному лицу, приносить подарок. Люди состоятельные не скупились на драгоценности, бедные ограничивались плодами и яйцами домашней птицы. Так поступила и Мария Магдалина — она пришла к римскому императору Тиберию и протянула ему яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Тиберий скептически заметил: «В это так же трудно поверить, как в то, что яйцо может стать красным». И белое яйцо сразу же стало алым. Кесарю подарок, правда, впрок не пошел, но традиция дарить друг другу на Пасху крашеные яйца сохранилась до сих пор.

Читать еще:  Как сделать наше образование лучшим в мире

Кстати

Традиция дарить друг другу яйца вполне закономерна. Таинственный момент появления из яйца живого существа поражал воображение наших предков. Философы на примере яйца объясняли происхождение мироздания. В древнерусских рукописях встречается любопытное толкование, приписываемое Иоанну Дамаскину: «Небо и земля по всему подобны яйцу: скорлупа, аки небо; плева, аки облацы, белок, аки вода; желток, аки земля».

На Руси к празднику Пасхи красили куриные, реже гусиные, яйца, а также красочно их расписывали. Такие яйца назывались соответственно «крашенки» и «писанки». Красить яйца в темные, мрачные цвета у нас не принято — должен преобладать красный и его оттенки, как память о крови Христовой. В Польше детям рассказывают, что яйца красила Дева Мария, чтобы развеселить младенца Иисуса, поэтому у поляков пасхальные яйца могут быть всех цветов радуги. В Австралии яйца часто красят в зеленый — цвет весны и надежды, а христиане Стамбула предпочитают желтые яйца — так как это цвет Солнца. Крашеные яйца укладывают на свежую проросшую зелень овса или пшеницы, а иногда и на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата.

Красить яйца можно разными способами. Самый простой — варить их с луковой шелухой. Изменяя ее количество, можно добиться любых оттенков желтого и красно-коричневого. Можно использовать отвары из сушеных ягод бузины, березовых листьев, свекольный сок. Иногда еще не остывшие яйца раскрашивают акварельными красками. А чтобы они блестели, смазывают растительным маслом.

Когда-то пасхальные яйца ели непременно с «четверговой солью», которую специально готовили только раз в году, к Пасхе. Крупную каменную соль толкли в ступке, растворяли в густой квасной гуще, а затем выпаривали на сковородке на медленном огне. Соль получалась легкого кофейного цвета, с особым приятным вкусом.

Пасхальный кулич

Главное блюдо православного пасхального обеда — кулич, который выпекают из сдобного дрожжевого теста. Как правило, тесто замешивают в ночь с четверга на пятницу, весь день в пятницу пекут, а в субботу — освящают. Куличи едят всю пасхальную неделю.

В кулич обязательно кладут изюм, цукаты, орехи; добавляют различные пряности: кардамон, гвоздику, корицу, мускатный орех, ваниль. А если тесто приправить шафраном, он послужит еще и желтым красителем. Правда, должен преобладать аромат какой-то одной пряности, и использовать ее надо разумно, чтобы не заглушить вкус самого теста.

Выпекают куличи в высоких цилиндрических формах из толстой жести. Подойдет и алюминиевая кастрюля объемом 1-1,5 л, но не больше — тесто может не пропечься. Форму тщательно смазывают размягченным (но не жидким) сливочным маслом. Заполняют ее тестом лишь наполовину. Когда оно поднимется вровень с краями формы, аккуратно ставят в духовку и выпекают при температуре 180ºС 1-2 часа — в зависимости от размера кулича.

Готовый кулич можно покрыть глазурью, посыпать толчеными орехами, цукатами или изюмом. Чтобы приготовить глазурь, яичный белок взбивают с 1 стаканом сахарной пудры, обязательно просеянной через мелкое сито. Пудру добавляют постепенно, по одной чайной ложке, а белок взбивают вручную. Готовая глазурь должна быть вязко-текучей и одновременно пластичной, хорошо обволакивать и не слишком расплываться. По желанию ее можно подкрасить соком клюквы, апельсина, лимона. Все украшения (орехи, изюм, курага) кладут на еще не застывшую глазурь. За едой кулич принято разрезать не вдоль, а поперек, причем верхушку обычно сохраняют и накрывают ею оставшуюся часть кулича, чтобы он не засыхал и сохранял форму.

Пасха

На праздничном столе непременно должна быть творожная пасха. Главный ее компонент — протертый творог, к которому добавляют сливочное масло, сметану или сливки, яйца (или только желтки) и сахар. В пасху можно положить изюм, орехи, цукаты, сироп от варенья, лимонную цедру, корицу — все зависит от вашего вкуса. Пасхи бывают сырые, вареные и заварные. Они похожи по составу и вкусу, но делают их по-разному. Сырые проще приготовить, а вареные и заварные дольше сохраняются (в холодильнике — в течение недели), к тому же в них можно добавить изюм, от которого сырые пасхи быстро скисают.

Творог должен быть лучшего качества — свежий, сухой, однородный. В любом случае его надо положить под гнет, чтобы удалить излишнюю влагу. Затем дважды протереть через сито и только потом из воздушной творожной массы готовить пасху. Не стоит пропускать творог через мясорубку — он получится давленым и вязким. Сливки должны быть 30-процентной жирности, сливочное масло — мягкое, пластичное. Изюм надо перебрать, промыть, просушить на полотенце. Миндаль очистить (чтобы кожица легко снималась, залейте его кипятком и оставьте на 20-30 минут), измельчить. Цукаты мелко нарезать, лимонную цедру натереть. Пряности (кардамон, бадьян) смолоть в кофемолке и просеять через мелкое ситечко. Вместо ванили можно использовать ванильный сахар или ванилин.

Читать еще:  Правда и мифы о сексуальности, или как воспитать целомудрие

Пасхи традиционно делают в виде четырехгранной пирамиды — олицетворения Голгофы. Поэтому вам непременно понадобится пасочница — разборная деревянная форма из четырех дощечек. На внутренней стороне досок обычно вырезали буквы «ХВ», изображения креста, копья, трости, проросших зерен, ростков и цветков — символов страдания и воскресения Христа.

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

О колядовщиках слышали все. Все знают, что колядовщики — это весёлые ватаги ряженых, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки в Рождественские праздники. О волочебниках знают немногие. Между тем, это те же весёлые компании, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки. Только не в Рождество, а на Пасху!

В Пасхальное воскресенье после вечери идут-бредут-волочатся по деревне десять мужиков. Это не так много — бывало, что и до тридцати собиралось. Впереди — «починальник», запевала. За ним — музыканты с дудой, со скрипкой, или с гармоникой, или с цимбалами. Следом — «подхватчики», которым после каждого запева повторять христославие, и замыкает шествие «мехоноша», самый крепкий парень, способный унести увесистый «мех», мешок.

Заходят волочебники в ворота на хозяйский двор. Становятся полукругом под окном. «Починальник» спрашивает у хозяев разрешения: «Довольте дом развеселить, Христа прославить?» — «Дозволяем! Во славу Божью!» Тогда запевала заводит на распев:

— Пойдём, братцы, вдоль улицы!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — подхватывают «подхватчики».
— Зайдём, братцы, в хозяйский двор!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — повторяет общий хор после каждого запева.
— В хозяйском дворе серебряный тын.
Зайдём, братцы, в хозяйский дом.
Там свечи горят, иконы стоят.
Одна икона — Егорий Свят.
Другая икона — Никола Свят.
Егорий Свят коров пасёт.
Никола Свят засевает яр.
В одной руке — коровы ялы.
В другой руке — ячмень златоуст.

Волочебными песнями поздравляли со Святой Пасхой, с Воскресением Христовым, но традиция их исполнения восходит к архаическому аграрному циклу. В волочебных песнях проговаривалась календарная очерёдность весенних и летних хозяйственных работ восточных славян, привязанная к христианским праздникам, начиная с Пасхи: в какое время выгонять коров, когда сеять, когда убирать. «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает. » А христославия звучали рефреном после каждой строки запева:

И дальше с повторениями христославий:

Волочебные песни в разных местах называли по-разному — «хрисовские», «пасочные», «лалым», «волын». Лучше всего они сохранились в Белоруссии, в Западной Украине и в наших западных, северо-западных областях — Смоленской, Псковской, Тверской. Отголоски пасхальных христославий зафиксированы в Калужской, Орловской, Белгородской, Воронежской областях. Ещё к началу сороковых годов ХХ века пасхальные христославия были достаточно широко распространены.

Волочебниками ходили взрослые мужчины и молодые парни. Как исключение могли взять в компанию старика или замужнюю женщину. А вот детей и девушек, как правило, не брали. Если колядовщики на Святки рядились в цыган, водили медведя и козу, надевали всякие «рожи», изображая пришельцев с того света, что было явным отголоском языческого прошлого, то волочебники ничего подобного себе не позволяли. Ряженых среди них не было.

В дом волочебников, как правило, не пускали, все песни исполнялись под открытыми окнами, из которых выглядывали хозяева и слушали исполнителей. К каждому дому их ждали и за доброе пение подавали «зачинальнику» из окон щедрое вознаграждение — сало, хлеб, крашеные яйца, пироги, домашнюю колбасу, масло, сыр, мёд, горилку, деньги.

Все набранные продукты обходчики складывали в мешок, в корзины, а потом собирались в одном из домов и праздновали — ели, пили, плясали, пели.

За пасхальный вечер и ночь волочебники могли не только обойти все дворы в своей деревне, но и заглянуть в соседние, принадлежащие одному церковному приходу. Если же все дома обойти не успевали, с рассветом петь волочебные песни заканчивали и продолжали христославить в следующие две ночи.

Известно, что в некоторых уездах Смоленской и Воронежской дворы на Пасху обходили и дети — за поздравления «Христос Воскресе!» весенним колядовщикам дарили крашеные яйца. Нести сельским жителям весть о Воскресении Спасителя мог и местный священник. Батюшка пел хозяевам пасхальный тропарь, и его тоже одаривали.

Если обходчиков, всё же, пустили в дом, они могли посвятить особую песню незамужней девушке или неженатому парню.

После исполнения христославий и получения подарков волочебники христосовались с хозяином и всей его семьёй, поздравляли с праздником.

Сегодня православные энтузиасты, изучающие традиционную культуру, пробуют реконструировать волочебные обходы.

На фото Валентина Харпалева — праздник «Егорий Вешний» в дачном посёлке Сергиево-Посадского района Московской области. Фольклористы обходят дворы с пасхальными волочебными песнями и играют с детьми возле храма Георгия Победоносца.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector