0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Новодевичьей обители научат делать вертеп

Содержание

Рождественские вертепы

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Рождественский вертеп

Безусловно, это традиция, которая пришла к нам с Запада.

Именно поэтому наибольшее распространение она получила на Украине и в тех областях России, которые граничат, например, с Эстонией

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Такие вертепы можно увидеть на Украине

Вертеп в Киево-Печерской Лавре

Этот вертеп выставляется у Крестовоздвиженского храма на территории Ближних пещер. Фото: lavra.ua, 2010

Вертеп на Крещатике

Впервые вертеп на Крещатике установили в 2012 г. – еще в мирном Киеве Фото: Интернет

Этот вертеп был установлен во время Майдана

Но, конечно, теперь вертепы ставят во многих храмах

У храма иконы Божией Матери «Утолия моя Печали» в Марьино, Москва. Фото: clir.ru

Вертеп в Марьино

У храма иконы Божией Матери «Утолия моя Печали» в Марьино, Москва Фото: clir.ru

Ставят их и в далекой Австралии

У храма святого Харлампия Элладской Православной Церкви

И в Казахстане

Вертеп у Вознесенского храма в Алма-Ате. Фото: traveladventures.org

Особая русская традиция и радость – вертепы из снега

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске. Фото: pravoslavie.tomsk.ru

А вот что видно, если заглянуть внутрь

Снежные вертепы-пещеры выглядят очень таинственно

Снежный вертеп в Академгородке, Томск Фото: pravoslavie.tomsk.ru

Под снежной шапкой вертепа

Снежная часовня

У храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

А бывают вертепы и изо льда

Екатерининский собор в Царском Селе Фото: aquaviva.ru

Новая для нас традиция – вертепы с настоящими животными

Первый такой вертеп появился в Пятигорске в 2013 г. у Кафедрального собора. Что интересно: овечки ложились все время у ног фигурки Младенца-Христа Фото: blago-kavkaz.ru

Вертепы с животными очень нравятся детям

Софийский собор, Царское Село Фото: mitropolia.spb.ru

Обитатели вертепов – овечки, козы, коровы

Софийский собор, Царское Село Фото: aquaviva.ru

И ослики. Вертеп в Одессе, на Дерибасовской

Есть даже маленькие ягнята

Вертеп на улице Дерибасовской, Одесса, Украина

Вертепы – это незабываемая атмосфера рождественских дней

У Константино-Елениского собора в Костанае, Казахстан Фото: pravosakh.ru

Вертеп в Томске

Вертеп храма святителя Николая в Камышовой бухте, Севастополь

Тольятти, во дворе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского

Михайло-Архангельский храм в Рубцовске

Лагерь беженцев в Ирбиле, Ирак

Ни в коем случае в эти святые дни не будет забывать о тех, кому плохо. Этот вертеп был устроен в 2013 г. христианами, бежавшими от ИГИЛ, для своих детей. Фото: Мэтт Карди / Getty Images

Фотографии рождественских вертепов взяты с епархиальных сайтов, портала «Вода живая» и других открытых интернет-источников.

скрыть способы оплаты

Рождественские вертепы одна из немногих традиций запада,которые мне, как православному человеку,-нравится. Это одно из приятных приготовлений и ожидания Рождества Христова! А как здорово делать вертеп вместе с ребенком, по ходу рассказывая о Событии Рождества! Вертеп с фигурками Святых, людей из Вифлеема и животных, можно расположить: в коробке, в ящике из-под фруктов и овощей, в деревенской печке, камине, на пне, и еще многом другом. Не забудьте положить фигурку Младенца только накануне Праздника Рождества, до этого же, Рождественские ясли — пустуют. Очень украшают вертеп, расположенные внутри его маленькие лампочки. С этим пожелаю всем приятного создания вертепа с детишками, своими руками и у себя дома.
Спаси Господи.

В Новодевичьей обители научат делать вертеп

Войти

Сегодня, как и сто лет назад, в Москве на Святках играют вертепы. Возрождением этой традиции мы обязаны режиссеру, фольклористу Виктору Новацкому, восстановившему забытую народную драму для ансамбля Дмитрия Покровского. В 90-х годах по инициативе Новацкого в столице проходили фестивали вертепов «Рождественские семейные вечера». За прошедшее время многое изменилось: традиция проведения фестиваля угасла, а вертеп успел приобрести популярность, перестав быть диковиной. Народную драму теперь играют многие – и профессиональные артисты, и любители.

Современным зрителем «Вертеп» воспринимается скорее как кукольный спектакль, изысканное дополнение к праздничному детскому утреннику. Между тем, традиционный «Вертеп» – зрелище, адресованное в первую очередь взрослой аудитории.

История «Вертепа» темна и непонятна. Первые упоминания о нем относятся к XVII веку. Однако еще Герон Александрийский, механик, живший примерно в I веке н.э., описал двухэтажный ящик, который во время базарного действа приводился рукояткой в движение. Наверху находились боги, внизу – аргонавты. Возможно, это и был прообраз рождественского «Вертепа», который, как и его далекий предок, тоже чаще всего имеет два этажа: нижний изображает дворец царя Ирода, на втором помещается Святое семейство. В обеих сценах вертепного ящика – и на первом, и на втором этаже – прорезаны щели-дорожки, по которым вертепщик водит кукол за стержни, уходящие под пол.

Многоэтажность в вертепе не случайна – она символизирует вертикальное деление мира на божественный и человеческий уровни. С другой стороны, такое устройство ящика продиктовано простой логикой: Ирода и Богородицу невозможно показывать на одном этаже.

Есть варианты, когда история на верхнем уровне не играется – там просто присутствуют статичные фигуры Святого семейства, а все действие, связанное с Иродом, происходит внизу. Встречается и одноэтажный вертеп, но это уже не спектакль, а чистый знак: есть неподвижная картинка, а все действие поется стоящими рядом людьми. Такие вертепы можно встретить на Западной Украине.
Если же говорить о вертепе как о спектакле, то его оригинальность состоит именно в том, как движутся куклы: нет никакого другого театра, в котором куклы водились бы по щелям в полу.

Согласно одной из теорий, первоначально вертеп возник как механический театр. Наличие щелей наводит на мысль, что по ним должны были водиться фигуры на приводах. Рождественские ясли, обязательный праздничный атрибут любого католического храма, часто были устроены именно таким образом: в центре композиции помещалась фигура Богородицы с Младенцем, а мимо проходили караваны, волхвы, пастухи. Сначала ясли приводились в движение ручкой, впоследствии начали использовать водяной, а еще позже – электрический механизм. А затем… Рождественские ясли попали в славянские страны, механизм сломался, и кукол пришлось водить руками. Возможно, именно так более трехсот лет назад родилась народная драма «Царь Ирод». Очевидно, произошло это в Польше. Неслучайно в дошедших до нас текстах масса полонизмов.

Первое упоминание о вертепе в России относится к концу XVIII века. Поначалу представления игрались только в деревнях. Вертепщики ходили от дома к дому, из села в село. Играли не ради барыша, – деньгами расплачиваться было не принято, – но в каждом доме исполнителей обязательно угощали или вручали какое-то другое нехитрое вознаграждение. Часто в спектакле участвовала вся семья: муж водил кукол и говорил текст, жена и дети пели и создавали шумовые эффекты.

Большие вертепы перевозились на телеге, маленькие легко переносились на спине. Особо искусные мастера для удобства транспортировки изготавливали складные вертепные ящики.

Постепенно простонародная драма проникла и в город, в основном в купеческую среду. У Ивана Шмелева есть описание такого представления в романе «Лето Господне». Впрочем, и в особняк могли впустить вертепщика, но куда-нибудь на задний двор или на кухню, – кукольное искусство считалось низовым и невысоко ценилось в дворянской среде.

Тексты переходили из поколения в поколение, практически не меняясь. Набор персонажей также оставался неизменным: Святое семейство, ангелы, волхвы, пастухи, Ирод, Рахиль с младенцем, воины, чернокнижник, смерть, черт.

Вертепные куклы практически ничего «не умели», они, как корабли, проплывали по сцене под пение или устный текст исполнителя. Главное, что от них требовалось, – двигаться плавно и ровно. От умения вертепщика водить кукол во многом зависел успех представления.

Правда, некоторые персонажи все-таки могли проделывать несложные трюки: Смерть поднимала косу и срубала Ироду голову, воин Ирода протыкал копьем младенца. Впрочем, это было далеко не обязательным условием для полноценного исполнения драмы. Ирод, теряющий голову, в XIX веке встречался не так уж часто – далеко не каждый вертепщик мог себе позволить такую роскошь. Значительно проще было сделать люк в полу – преисподнюю, – куда царя-злодея утаскивали черти в конце представления.

Читать еще:  Протоиерей Василий Брылев — под Ржевом и на Курской дуге

Несомненно, каждый исполнитель, каждый мастер создавал свой неповторимый вертеп. Уникальность заключалась в том, как он изготавливал фигуры, как изображал и украшал вертепное здание, какие подбирал песнопения. Но каждый вертепщик знал и границы, в которых позволялось проявлять фантазию. Куклы непременно водились по щелям, вертепный ящик делился на этажи, главным исполнителем обязательно был мужчина, а текст произносился без интонаций, как в церкви, – в народном театре не могло быть индивидуальной игры. И до тех пор, пока эти правила соблюдались, вертеп являл собой не кукольный спектакль, а мистерию, сакральное действо, имеющее свой определенный канон. Вертепщики былых времен находились внутри живой традиции, прекрасно понимали суть праздника и исключительность своего представления, исполнявшегося только на Святки. Играя драму, они вместе со зрителями «умом ходили в город Вифлеем», не представляя, а реально, здесь и сейчас переживая рождественские события.

К концу XIX века от канона начали отступать. Уже не так строго придерживались календарных рамок. Вертепщики не только перестали гнушаться деньгами, но именно ради них и работали, выбирая для выступлений крупные ярмарки. И чем больше вертеп становился коммерческим явлением, тем меньше в нем оставалось сакрального смысла. На этот период приходится упадок, вырождение народной мистерии. Стала развиваться вторая, комедийная часть, в которой разыгрывались злободневные сюжеты, не имеющие никакого отношения ни к празднику Рождества, ни к жанру мистерии, но гораздо более подходившие для ярмарочного балагана. Комедийная часть не была «канонична», в ней позволялись любые сюжеты и любые вольности, однако ее технические возможности оставались крайне ограниченными – стенами вертепного ящика, прорезями в полу, принципом управления куклами. Утрачивая сакральность, вертеп так и не стал театром. Он не был для этого предназначен.

Вполне вероятно, что комедийная часть вертепа также имела прообразом какой-то элемент древней мистерии. Ее персонажи балагурят, разговаривают естественными голосами, смеются и паясничают. Они – разрушители драмы. Такой персонаж – шут, трикстер – существовал и в древнем театре, но как фон, сопровождение основного действия. В вертепах начала XX века акценты начали смещаться – комедии стали придавать слишком большое значение.

После революции рождественскую драму в России запретили. Не прервалась традиция только на Западной Украине, где и в советские времена находились смельчаки, разгуливавшие по улицам с вертепными ящиками за плечами, на всякий случай спрятав лица за масками.

В 1981 году за реконструкцию мистерии взялся Виктор Новацкий. «Я не хотел ничего придумывать, – вспоминал он впоследствии. – Я мог делать лишь то, что описано, что нам доподлинно известно».

Что касается внешней формы, здесь было на что опереться – старинные вертепные ящики и куклы сохранились и в России, и на Украине. Делая свой первый вертеп, режиссер попытался точно скопировать тот образец, который хранится в театре Образцова, даже обоями обклеил такими же.

Стремясь как можно более полно восстановить забытую драму, Новацкий изучил сохранившиеся фрагменты белорусских, украинских и русских вертепов и составил из них свой собственный вариант фольклорного текста. «Я выбрал то, что, как мне кажется, наиболее соответствует мистериальному духу вертепа, – говорил Новацкий в одном из своих интервью. – Трудно сказать, насколько статистически точно я попадаю. Для меня важнее всего осколочное сохранение мистерии, а не набор формальных признаков».

Для обмена опытом и популяризации идеи вертепного театра Новацкий с единомышленниками с 1992 года начал проводить ежегодный фестиваль вертепов «Рождественские семейные вечера», на который съезжались исполнители со всей России. В течение нескольких лет «Вечера» проходили при активном участии Союза театральных деятелей России. Вскоре после смерти Виктора Новацкого в 2002 году традиция прервалась. Организаторы пришли к выводу, что «идея себя исчерпала», и одиннадцатый фестиваль рождественских театров, которого ждали в 2006-м, так и не состоялся.

Впрочем, к этому времени московская публика уже успела узнать и полюбить вертеп. Его начали приглашать в детские сады и школы, музеи, клубы, камерные театры, организующие святочные детские программы. За вертепом прочно закрепилась репутация кукольного, детского спектакля. Отчасти повод для этого дали сами исполнители, слишком легкомысленно подходившие к постановке народной драмы. Но есть и обратная связь. Спрос рождает предложение: заказчик хочет видеть детскую сказку – исполнитель адаптирует вертепное действо под этот запрос. И совершенно напрасно. Рождественская драма как мистерия интересна детям не меньше, чем взрослым.

Восстановленный Новацким вариант народной драмы и сегодня остается эталоном для тех, кто стремится сыграть вертеп, не выходя за рамки традиции. Однако соблюсти эти рамки современному исполнителю оказывается крайне сложно – нет живого контекста, в котором можно было бы творить. В деревнях рождественскую драму давно не играют. Постановкой вертепов увлекается в основном городская интеллигенция – артисты, художники, играют их и в православных школах. При этом о специфике народной мистерии задумываются редко, ставя перед собой совершенно иные задачи – воспитательные, художественные. Часто за постановку берутся люди не церковные и вообще далекие от религии, превращая вертепное действо в кукольный театр.

«Не уверен, что я с самого начала понимал, что такое мистерия, – говорил Виктор Новацкий студентам театрального училища. – Я просто восстанавливал то, что мне казалось интересным. Но у меня с самого начала было отношение к этому как к святому делу. Вот чего не хватает тем людям, которые сегодня берутся за вертеп. А ведь главный секрет именно в отношении. Есть такой факт человеческой истории – рождение Христа. С этого момента пошла новая эра, новое летоисчисление, началась совершенно новая культура. Если вы не понимаете, что это некий рубеж нового сознания человечества, что вы играете рождение Человека, Который поменял весь мир, тогда не играйте. Я не спрашиваю вас, крещеные вы или нет, но хотя бы понимание того, к чему вы прикасаетесь, должно быть. Вот тогда ваша игра наполняется жизнью, перестает быть мертвой реконструкцией».

Сегодня традиционные варианты народной драмы, как и прежде, исполняет ансамбль Дмитрия Покровского, а также театр «Бродячий вертеп» Александра Грефа, ансамбль «Сирин», некоторые самодеятельные коллективы. Большинство же современных вертепщиков создают свой рождественский театр: ищут новые формы, экспериментируют с текстами. Что это: рождение новой традиции или вырождение старой? Должно пройти немало лет, прежде чем мы сможем ответить на этот вопрос. Ясно одно – не всякий кукольный театр на рождественскую тему можно считать вертепом.

Рождественский вертеп своими руками: куклы и сценарий на Рождество

Рождественский вертеп и как его сделать: куклы и сцены. Рождественский сценарий для детей

Александр Греф художественный руководитель бродячего кукольного театра «Вертеп», Москва

Рождественский вертеп своими руками

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете — театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний — кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием. Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть. Пастухи и волхвы кланяются младенцу. Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают — и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями — и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества — картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах — люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе — справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) — рай, внизу (слева) — ад. Никогда живущие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходят вниз; никогда жители ада — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно — и нужно! — играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, — в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем — убить всех мальчиков, «сущих первенцев». «Ходили мы в Вифлеем, — отвечают воины, — избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить».
Читать еще:  Как убедить пожилых родителей остаться дома в период самоизоляции?

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит «избить» и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: «Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!».

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. «Пора тебе, Ирод, сойти в ад!» — восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота.

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры.

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел. Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Выход трех царей.

Цари. Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Голос из-за сцены. Ангел им являет, На путь наставляет.

Выходит к ним Ангел.

Ангел. Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари. Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод. Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Воины входят и становятся перед царским троном.

Воины. Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод. Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Воины. Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод. Кто она такова?
Привести ее сюда!

Воины. Идем и приведем!

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль. О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод. Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль. Царь, помилуй мое чадо!

Ирод. Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль. Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел. Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

В дверь входит Смерть.

Смерть. Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт. О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну.

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок. Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
«Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю».

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы — лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма — зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол — без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным — по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину — из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

  1. Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой.
  2. Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
  3. Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды — вначале, либо дважды — вначале и в конце — на поклон Младенцу.
  4. Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две — белая и черная, прикрепляются к пастуху.
  5. Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Рахиль появляется лишь во второй сцене.
  6. Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один — это вполне приемлемая театральная условность.) Воины — очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене — сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
  7. Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.
  8. Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра «Вертеп», Москва

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

Есть прекрасная старинная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп.

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом — в Россию. В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Читать еще:  Сибирь горит. Чем опасен дым лесных пожаров

Рождественский вертеп — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри или можно назвать это рождественским театром кукол. Его можно также сравнить с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведенное через куколок, через маленький театрик.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Именно с этого рождественского вертепа и начинается история кукольного театра на Руси. Ходили по домам христославы, славившие рождение спасителя, а среди них и те, кто вновь и вновь рассказывал вечную историю о рождении Сына Божия.

Вертеп переходил из деревни в деревню, защищая землю от всего злого, что происходит в мире и символизируя собой ковчег спасения. Зимой его возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — «ад», куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Сцена закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками.

Каждый персонаж имел своё игровое пространство и двигался строго в его пределах. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам «играл» за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Существовали некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на него драпировки). Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косой? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева, а прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Как же происходило действо?

Верхний ярус вертепного ящика назывался «небом», «пещерой» или «хлевом»; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом»; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII–XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Киево-Печерской лавре

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Снежная часовня у храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Вертеп изо льда. Екатерининский собор в Царском Селе

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Софийский собор, Царское Село

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

Можно всей семьей сделать вертеп, а потом читать добрые рождественские рассказы, иногда, по возможности, оживляя действие.

Но при изготовлении вертепа нужно знать некоторые правила его построения. Символика осталась неизменной: рай вверху, ад внизу. Фигурки святого семейства располагают на верхнем ярусе, если вертеп двухьярусный и слева, если он одноярусный. А озвучивают только земных существ.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Рождественское

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос.
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком.
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей. »
С. Чёрный

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector