0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Египте начинается новая эра мучеников — епископ Коптской Церкви

Этномир :

«Ситуация очень тяжелая, несмотря на то, что революция состоялась уже почти год назад. Мусульмане продолжают нападать на коптов, сжигают коптские церкви. Усиливается пропаганда против христианских общин, особенно со стороны салафитов (сторонники радикального ислама– корр.)», – продолжил епископ Серапион. По его словам, антихристианская пропаганда проникает в официальные круги, в армию, в систему образования.

В этом году мусульмане сожгли и разрушили один за другим несколько коптских храмов, при попустительстве полиции. 9 октября копты организовали демонстрацию около телецентра в Каире, чтобы протестовать против притеснений. По сообщениям СМИ, на набережную Нила около Союза телевидения и радиовещания Египта пришли до десяти тысяч христиан-коптов. Но «оказалось, что против них уже выставлена армия и военная техника», рассказал епископ Германский Дамиан.

После революции приверженцы радикального ислама в Египте начали активно расширять влияние, создали свою партию для участия в выборах. 7 мая 2011 года произошло столкновение мусульман-салафитов и христиан-коптов в Каире.

Чем отвечают христиане на усиление преследований – такой вопрос корреспондент «Благовест-инфо» задала архиепископу Коптской Церкви в США Серапиону. По его словам, христиане становятся ближе к церкви, чаще приходят в храм: «У нас сейчас стало очень много народу в храмах». Коптская Церковь призвала своих членов к трехдневному посту и трехдневной молитве, «чтобы Бог услышал нас и помог нам защититься».

Теракт в коптской церкви Всех святых в Александрии в ночь на 1 января 2011 г. (еще до Египетской революции) был спланирован МВД, – уверенно заявил епископ Германский Дамиан (Коптская Церковь) во время своего выступления на конференции «Свобода вероисповедания». Он дал пессимистический прогноз развития событий: «Никто не предстанет перед судом, потому что страна фактически живет по закону шариата». Тем не менее, архиепископ Дамиан предложил напомнить Египту, что международные соглашения о защите религиозных меньшинств должны быть реализованы новым правительством. Он сообщил еще один факт, который говорит о беспомощности и беззащитности христиан в Египте: члены радикальных мусульманских группировок похищают христианских девушек, чтобы изъять у них органы.

Архиепископ Серапион отметил, что каждую неделю в храм в Лос-Анджелесе, где он служит, приезжают три-четыре семьи беженцев: «Конечно, коптам приходится уезжать в другие места, они часто это делают. Даже если сотни христиан-коптов покидают родину, в Египте все равно остается большинство. Всего там живет около 10 миллионов коптов».

Копты часто вспоминают историю Русской Православной Церкви в XX веке. Епископ Серапион говорит: «Русской Церкви пришлось терпеть гонения в течение 70 лет, а сейчас мы видим, что она возрождается. Мы надеемся, что после наших мучений Коптская Церковь также возродится и для нас наступит спокойное время».

Копты верят в защиту в силу международных религиозных и правозащитных организаций. «Их роль может быть очень велика, если они могут выражать свое мнение против преследований. Если существует такое мнение, то оно должно повлиять на власти Египта», – сказал в интервью епископ Серапион. Он добавил, что «чувство солидарности» с другими церквями и обществом поможет коптам выстоять: «Поэтому мы приехали на конференцию и благодарны Русской Православно Церкви за то, что она выступает в защиту христианских общин не только в Египте, но и в других странах и регионах».

Епископ Серапион выразил благодарность от имени Коптской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его твердое заявление, сделанное через день «после резни 9 октября». Патриарх Кирилл осудил «очередное проявление возрастающей нетерпимости к христианам в египетском обществе, их правовой и физической незащищенности». Он призвал власти Египта «немедленно положить конец насилию в отношении древней коптской общины, убийствам христиан, надругательству над храмами и святынями» и «обеспечить реальное соблюдение в стране свободы совести».

Участники конференции «Свобода вероисповедания» увидели документальный фильм о событиях 9 октября на набережной Нила в Каире. В частности, в фильме были представлены кадры разрушения коптских церквей радикальными мусульманами, которые и послужили поводом к акции протеста.

Конференция «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» прошла в Москве 30 ноября – 1 декабря по инициативе Русской Православной Церкви и собрала делегатов христианских, иудейских и мусульманских общин.

В Египте начинается новая эра мучеников — епископ Коптской Церкви

Москва, 2 декабря. Революция в Египте (25 января – 11 февраля 2011 года) стала точкой отчета новой волны преследований христиан-коптов в этой стране. «Начинается новая эра мучеников», — такое мнение высказал епископ Лос-Анджелесский Серапион (Коптская Церковь, США) в интервью корреспонденту «Благовест-инфо».


[Второй слева — епископ Серапион, третий — епископ Дамиан. Фото В.Шевцовой]

Христиан-коптов преследуют уже не отдельные группы религиозных фанатиков, а военные переходного правительства. Об этом свидетельствовали на конференции «Свобода вероисповедания: дискриминация и преследования христиан» иерархи Коптской Церкви.

«Ситуация очень тяжелая, несмотря на то, что революция состоялась уже почти год назад. Мусульмане продолжают нападать на коптов, сжигают коптские церкви. Усиливается пропаганда против христианских общин, особенно со стороны салафитов (сторонники радикального ислама– корр.)», — продолжил епископ Серапион. По его словам, антихристианская пропаганда проникает в официальные круги, в армию, в систему образования.

В этом году мусульмане сожгли и разрушили один за другим несколько коптских храмов, при попустительстве полиции. 9 октября копты организовали демонстрацию около телецентра в Каире, чтобы протестовать против притеснений. По сообщениям СМИ, на набережную Нила около Союза телевидения и радиовещания Египта пришли до десяти тысяч христиан-коптов. Но «оказалось, что против них уже выставлена армия и военная техника», рассказал епископ Германский Дамиан.

Читать еще:  Стол Горького, кресло Тургенева и веер возлюбленной Блока

После революции приверженцы радикального ислама в Египте начали активно расширять влияние, создали свою партию для участия в выборах. 7 мая 2011 года произошло столкновение мусульман-салафитов и христиан-коптов в Каире.

Чем отвечают христиане на усиление преследований – такой вопрос корреспондент «Благовест-инфо» задала архиепископу Коптской Церкви в США Серапиону. По его словам, христиане становятся ближе к церкви, чаще приходят в храм: «У нас сейчас стало очень много народу в храмах». Коптская Церковь призвала своих членов к трехдневному посту и трехдневной молитве, «чтобы Бог услышал нас и помог нам защититься».

Теракт в коптской церкви Всех святых в Александрии в ночь на 1 января 2011 г. (еще до Египетской революции) был спланирован МВД, — уверенно заявил епископ Германский Дамиан (Коптская Церковь) во время своего выступления на конференции «Свобода вероисповедания». Он дал пессимистический прогноз развития событий: «Никто не предстанет перед судом, потому что страна фактически живет по закону шариата». Тем не менее, архиепископ Дамиан предложил напомнить Египту, что международные соглашения о защите религиозных меньшинств должны быть реализованы новым правительством. Он сообщил еще один факт, который говорит о беспомощности и беззащитности христиан в Египте: члены радикальных мусульманских группировок похищают христианских девушек, чтобы изъять у них органы.

Архиепископ Серапион отметил, что каждую неделю в храм в Лос-Анджелесе, где он служит, приезжают три-четыре семьи беженцев: «Конечно, коптам приходится уезжать в другие места, они часто это делают. Даже если сотни христиан-коптов покидают родину, в Египте все равно остается большинство. Всего там живет около 10 миллионов коптов».

Копты часто вспоминают историю Русской Православной Церкви в XX веке. Епископ Серапион говорит: «Русской Церкви пришлось терпеть гонения в течение 70 лет, а сейчас мы видим, что она возрождается. Мы надеемся, что после наших мучений Коптская Церковь также возродится и для нас наступит спокойное время».

Копты верят в защиту в силу международных религиозных и правозащитных организаций. «Их роль может быть очень велика, если они могут выражать свое мнение против преследований. Если существует такое мнение, то оно должно повлиять на власти Египта», — сказал в интервью епископ Серапион. Он добавил, что «чувство солидарности» с другими церквями и обществом поможет коптам выстоять: «Поэтому мы приехали на конференцию и благодарны Русской Православно Церкви за то, что она выступает в защиту христианских общин не только в Египте, но и в других странах и регионах».

Епископ Серапион выразил благодарность от имени Коптской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его твердое заявление, сделанное через день «после резни 9 октября». Патриарх Кирилл осудил «очередное проявление возрастающей нетерпимости к христианам в египетском обществе, их правовой и физической незащищенности». Он призвал власти Египта «немедленно положить конец насилию в отношении древней коптской общины, убийствам христиан, надругательству над храмами и святынями» и «обеспечить реальное соблюдение в стране свободы совести».

Участники конференции «Свобода вероисповедания» увидели документальный фильм о событиях 9 октября на набережной Нила в Каире. В частности, в фильме были представлены кадры разрушения коптских церквей радикальными мусульманами, которые и послужили поводом к акции протеста.

Конференция «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» прошла в Москве 30 ноября – 1 декабря по инициативе Русской Православной Церкви и собрала делегатов христианских, иудейских и мусульманских общин.

Египетские копты в вопросах и ответах

В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви.

Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину.

Кто такие копты?

Копты представляют собой большинство египетских христиан, которые распределены по более чем десяти различным церквям. Они любят называть себя «подлинными египтянами». Их название произошло от греческого слова «aegyptos» путем редукции первого слога. Они занимают видное место как в истории, так и в современной жизни Египта, и не желают, чтобы их воспринимали как «меньшинство». В результате активной работы прошлого патриарха Шенуды III в сообществе наблюдается религиозный подъем.

У нас нет достоверных данных на этот счет. На коптов приходится порядка 6-10% от 83 миллионов египтян. В церкви обычно называют цифру в 12%. Египетские копты – это потомки тех, кто не перешел в ислам с течением веков. Эмиграция также играет заметную роль. В США находится их крупнейшая диаспора, в которой насчитывается 500 000 человек.

В чем их отличие от других христиан?

Их церковь зародилась в результате раскола. В 451 году в Халкидоне египетские христиане делали выбор в пользу монофизитской доктрины, из которой следует, что Христос обладает единой божественной природой. Примерно такой же доктрины за несколькими отличиями придерживается и православная церковь. Коптские ритуалы довольно сложны, в них большое место отводится культу мучеников. Кроме того, существуют католическая и евангелическая коптская церкви, которые были основаны в XIX веке. Их одеяния восходят еще к временам фараонов. К тому же, как и египетским мусульманкам, коптским женщинам нередко делают обрезание.

К каким общественным кругам они принадлежат?

Их представителей можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства. Крестьяне-копты проживают преимущественно в Верхнем Египте. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли активную роль в торговле и промышленности, кроме того, их было много среди крупных землевладельцев. Аграрная реформа и национализации Насера лишили их большей части богатств. Сегодня в стране вновь появляется множество состоятельных коптов.

Как складываются их отношения с государством?

До сегодняшнего дня президентом Египта мог быть только мусульманин. Кроме того, по негласному правилу, копты не могут пробиться в высшие эшелоны вооруженных сил. В последние годы руководства страной Мубарак назначил нескольких коптов в правительство: им в том числе достался портфель министра экономики. Тем не менее, по результатам последних выборов при его режиме, которые, как и раньше, были «подтасованы», коптам досталось всего десять депутатских мест (семь из них были назначены президентом) в парламенте из более чем 500 представителей.

Читать еще:  “Он ничего не хочет!” Когда ребенок живет без интереса

Обладают ли они свободой вероисповедания?

Да, но до 2000 года им требовалось президентское разрешение на строительство или расширение церкви. Причем выдавали его исключительно редко… Построенные без разрешения здания нередко сносили бульдозерами. Власть оказала эту услугу исламистам в обмен на их отказ от создания политической партии. В 2000 году Хосни Мубарак передал эти полномочия губернаторам, однако на ситуации это почти не отразилось.

Чего они могут ждать от новой власти?

Сегодня в правительстве «Братьев-мусульман» работает коптское меньшинство, которому поручены научные вопросы. В числе трех ближайших советников президента Мурси находится копт Самр Маркос, который занимается проблемами политического переходного процесса. В проекте Конституции обозначено, что личный статус и религиозные дела в этих общинах будут определяться на основе «принципов христианских и иудейских законов», что вовсе не обязательно по нраву светски настроенным коптам. Кроме того, пока еще нет определенности насчет шариата. Его «принципы» должны быть «главным источником закона», что оставляет самые широкие возможности для интерпретации. Тем более, что в статье 4 утверждается, что принимать решения о сути этих самых принципов будут «мудрецы» из Университета Аль-Азхар.

Коптская церковь в Египте: основатель, история, традиции

Несмотря на то что 95 % жителей современного Египта исповедуют ислам, весьма заметную роль в жизни страны играют и христиане-копты ─ последователи автокефальной (самостоятельной) православной церкви. Её создание явилось результатом раскола, происшедшего в VI веке в единой прежде христианской церкви Африки, возглавлявшейся Александрийским патриархом.

Две концепции природы Сына Божьего

На IV Вселенском соборе, состоявшемся в 451 году в Халкидоне (район современного Стамбула), произошло событие, повлиявшее на жизнь всех последующих христиан Египта. Патриарх Александрийский Диоскор, а также ряд его последователей встали на сторону приверженцев учения, известного как монофизитство. Оно строится на утверждении о том, что Иисусу Христу присуща лишь божественная природа, в которой нет места человеческому естеству.

В свою очередь, их оппоненты диофизиты исповедовали иной догмат, принятый ныне большинством христиан мира. Он сводится к тому, что природа Иисуса Христа одновременно божественная и человеческая, причём обе они соединены в Нём не слитно и не раздельно. То есть они признают Иисуса Христа одновременно истинным Богом и истинным человеком, в котором сочетаются все особенности простых людей, кроме их склонности ко греху.

Раскол среди христианских церквей

Это догматическое разногласие послужило причиной раскола между христианами, в результате которого образовалось несколько автокефальных церквей, названных нехалкидонскими за отказ принять постановление IV Вселенского собора, осудившего монофизитов. К их числу относится и Христианская церковь Египта, именуемая коптской по названию этнорелигиозной группы населения, члены которой составляют большинство её последователей.

Происхождение слова «копты» относится к VII веку, когда арабы, захватившие Египет, обозначали им местных жителей. Со временем оно распространилось за пределами государства, и многие чужестранцы стали называть так египтян. Тогда же вошёл в употребление распространённый ныне термин ─ Коптская церковь.

Тяготы, ставшие уделом египетских христиан

На момент религиозного раскола Египет входил в состав Византийской империи, где христианство было построено на концепции диофизитства. В результате все последователи Александрийского епископа, осмелившегося идти вразрез с решениями Халкидонского собора, были объявлены еретиками и подверглись жестоким гонениям.

История коптской церкви этого периода полна драматических событий. Не менее тяжёлыми были и времена, когда Египет оказался под властью вначале арабов, а затем турок. И те и другие жестоко преследовали христиан, разрушая их храмы и уничтожая священников.

Свет христианства, воссиявший в Египте

Согласно Священному преданию, основателем Коптской церкви в Египте является святой Марк ─ один из 70 учеников и апостолов Иисуса Христа. После воскрешения и последующего вознесения Учителя он отправился сеять по миру слово Божье. Апостолу Марку мы обязаны одним из четырёх принятых в христианстве Евангелий. Впервые появившись на берегах Нила в 47 году, он развернул широкую проповедническую деятельность, в результате которой многие египтяне, порвав с язычеством, обратились к истинной вере. Он же впоследствии стал первым епископом новообразованной им Коптской церкви.

Отдав более 20 лет божественному служению и став основателем многих христианских общин как в самом Египте, так и в ряде других африканских стран, на закате дней своих святой проповедник и евангелист стяжал венец мученичества. Схваченный язычниками и влекомый ими на неправедное судилище, апостол Марк скончался, выразив готовность предать дух Богу, которому посвятил всю свою жизнь.

Церковная структура, принятая у египетских христиан

В наши дни Коптская церковь включает в себя 26 епархий, делящихся, в свою очередь, на 400 общин, находящихся как на территории самого Египта, так и в странах его диаспоры, таких как Америка, Канада, Австралия и ряде других. В них богослужения проводятся на английском языке.

Предстоятель церкви носит титул Святейшего папы, Патриарха Александрии. Его избрание совершается общим собранием архиереев, в котором принимают участие также и простые миряне ─ по 12 депутатов от каждой епархии. Весьма характерно, что в качестве претендентов на столь высокий пост могут рассматриваться кандидатуры не только епископов, как это делается, например, у нас в России, но и рядовых монахов.

Ещё одна отличительная черта этих выборов состоит в том, что их победитель определяется жребием. В этом участники собрания усматривают изъявление Божьей воли и со смирением её принимают. Патриарх Коптской церкви, избранный в результате жеребьёвки, впредь не может быть смещён со своей должности и занимает её пожизненно, руководя церковью. Только он один вправе рукополагать новых епископов.

Главный собор египетских христиан и система религиозного обучения

Резиденцией патриарха является собор святого Марка в Каире (его фото представлено ниже). Это грандиозное и весьма оригинальное по своей архитектуре сооружение было возведено в 1968 году. Инициатором его строительства стал правивший в тот период папа Кирилл VI, а автором проекта ─ египетский архитектор Мишель Бакхум. В соборе хранится величайшая святыня коптов ─ частица мощей святого Марка, ставшего, как уже говорилось выше, основателем их церкви.

Читать еще:  Наша задача очень проста: не упрекать Христа

Несмотря на то что основная религия Египта ─ это ислам, в стране создана сеть христианских учебных заведений, как начальных, представляющих собой общеобразовательные школы с религиозным уклоном, так и ориентированных на подготовку священнослужителей. Главная коптская семинария уже многие годы действует в одном из центральных районов Каира, поблизости от собора Святого Марка. Там же расположен открытый в 1959 году Институт высших исследований, занимающийся изучением истории христианской культуры в Египте.

Храм, ставший наследием британских магнатов

В столице Египта, кроме собора Святого Марка, о котором речь шла выше, находится древний храм апостолов Петра и Павла, чудом уцелевший после ряда религиозных конфликтов, потрясавших страну на протяжении веков. Кроме того, множество христианских церквей можно увидеть и в других городах страны. Наиболее известной из них является храм в городе Хургаде, построенный в начале XX века англичанами, занимавшимися в этом районе добычей нефти.

Первоначально он предназначался исключительно для персонала британской нефтедобывающей кампании, и в нём проводились богослужения в соответствии с традициями англиканской церкви. Но после того как месторождения истощились и зарубежные магнаты потеряли к Хургаде интерес, храм был передан в распоряжение коптов. Его фото открывает статью.

Фрески и иконы в египетских православных храмах

Внутреннее оформление коптских церквей, как правило, не отличается нарочитой пышностью, и даже фрески встречаются нечасто. Обычно их создатели ограничиваются тем, что гладко оштукатуренные стены окрашивают в белый цвет. Иконостас же представляет собой конструкцию, состоящую из деревянных резных панелей, лишь в верхней части которой помещается ряд икон.

Весьма своеобразен и художественный стиль, в котором выполнены фигуры святых. Как правило, они лишены объёмности, непропорциональны по своему строению и почти не детализированы. В целом, эти изображения чем-то напоминают детские рисунки.

Прочие особенности коптских церквей

Ещё одним отличием египетских храмов являются ряды скамеек, расположенные во внутреннем помещении, так как во время богослужений прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, крест, расположенный на куполе, имеет объёмную форму, позволяющую ориентировать его сразу по четырём сторонам света. На фото, представленном ниже, это хорошо видно.

Поскольку египетские христиане живут в окружении мусульман, среди которых нередко встречаются крайне радикальные исламисты, то для защиты от возможных провокаций с их стороны храмы ограждаются высокими и прочными стенами. Однако для всех, кто приходит с добрыми намерениями, их двери бывают открыты, независимо от того, прихожанин это или заезжий турист, принадлежащий к иной религиозной конфессии.

В последние десятилетия в стране наблюдается тенденция к возрождению монашества. В одном лишь оазисе Вади-эн-Натрун, расположенном в ста километрах от Каира, Коптской церкви принадлежат 12 мужских и 6 женских обителей. Одной из характерных их особенностей являются сохранившиеся доныне монахи-отшельники, по благословению настоятелей удаляющиеся в безлюдные районы пустыни и живущие там в собственноручно вырытых пещерах, совершая при этом непрестанные аскетические подвиги.

Коптские обряды и праздники

Нынешние копты считают себя прямыми потомками жителей Древнего Египта, и, несмотря на то что их национальный язык давно вышел из употребления, они используют его во время богослужений. Известно, что благодаря знанию коптского языка известному французскому египтологу Луи Шампольону удалось расшифровать иероглифы.

В вопросах, касающихся религиозных праздников и обрядов, копты во многом схожи с последователями иных православных церквей. В течение года они отмечают 7 больших и столько же малых Господних праздников. Кроме того, коптский календарь содержит в себе 32 праздника, посвящённых Деве Марии, пользующейся у них особым почитанием. С особой торжественностью отмечаются Рождество Богородицы, Введение во храм и, разумеется, Успение.

Богослужения, совершаемые в коптских храмах, имеют свою специфику, поскольку сохранили в себе многие элементы, заимствованные из раннехристианских времён. Согласно установившейся традиции, они совершаются 7 раз в течение суток, на коптском и арабском языках. Такое двуязычие объясняется тем, что коптский язык, давно вышедший из употребления, непонятен большинству прихожан.

Особенности коптских религиозных традиций

При большой обрядовой и литургической схожести с иными православными церквами мира Коптская церковь имеет ряд особенностей, присущих только ей одной. Это относится в первую очередь к обрезанию, заимствованному некогда из иудаизма, и практиковавшемуся в раннехристианских общинах.

Однако, сохранив эту отвергнутую во всем христианском мире традицию, копты пошли ещё дальше, введя на определённом этапе своей истории практику женского обрезания. В настоящее время этот варварский обычай запрещён в Египте, и руководство церкви от него всячески дистанцируется. Но традиция не умирает, и женское обрезание хоть и негласно, но продолжает повсеместно совершаться.

Сегодняшний день христианской церкви Египта

В настоящее время основное количество коптов проживает на территории Египта и составляет 8 млн человек. Кроме того, ещё около 2 млн человек проживают за границей в различных странах мира. В силу особенностей своего вероучения Коптская церковь поддерживает наиболее тесные связи с другими церквями монофизитского толка, такими как сирийская, эфиопская, армянская, эритрейская и маланкарская. Осуществляются также контакты и представителями иных конфессий.

В 2014 году предстоятель Коптской церкви Шенуд III посетил Россию и был принят патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Эта встреча явилась знаком сближения двух ветвей православия и попыткой установления между ними конструктивного диалога. Глава египетских христиан в рамках своего визита посетил ряд московских храмов и монастырей. В память о днях, проведённых в российской столице, он получил в дар от патриарха Кирилла пастырский посох с надписью, гласящей, что у коптских христиан есть братья, в которых они всегда могут найти опору.

Поскольку основная религия Египта ─ ислам, который исповедуют 95% населения, копты на протяжении всей истории своей церкви не знали лёгких времён. Вот и в наши дни нередко в сообщениях мировых СМИ появляется информация о различных провокациях, а подчас и открытых террористических актах, совершаемых в отношении христианского населения страны. Однако, несмотря ни на какие трудности, Коптская церковь продолжает неуклонно развиваться, бережно сохраняя традиции прошлых веков и укрепляя веру в сердцах своих последователей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector