0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сизифов труд

Сизифов труд. Миф о Сизифе

«Сизифов труд» — эта фраза знакома многим из нас: кому-то – понаслышке, а кому-то – по собственному опыту. И, конечно же, значение её известно – обычно о Сизифовом труде говорят, когда речь идёт о долгой, мучительной и безрезультатной работе и муках. Но почему именно Сизиф? Что за образ послужил для столь знаменитого фразеологизма? Вот об этом знает далеко не каждый, и мы бы хотели рассказать вам, откуда произошло выражение «Сизифов труд».

Секрет Сизифа, если ничего не получается

Если бы самый хитрый грек Сизиф узнал, как люди интерпретируют его историю, наверняка бы от души рассмеялся, но не преминул воспользоваться их заблуждением во благо своих целей!

Сизиф был необычным человеком. Необычность выражалась во многом. Например, в умении использовать проблемы в качестве золотого ключика, отпирающего двери с табличкой «самый короткий путь к цели».

Его действия могли казаться абсурдными, а результаты — поражать воображение богов. Сизиф ловко использовал и подвернувшиеся возможности, и самые трагичные обстоятельства на благо собственных интересов.

Он был неординарной личностью и совершал неоднозначные поступки. Его ненавидели и любили, его презирали и им гордились, его боялись и на него надеялись. Отношение к нему разных людей и богов отличалось до неузнаваемости. Но объединяло всех его современников то, что ни понять его, ни помешать ему не мог никто — Сизиф всегда достигал своих целей. За что и был прозван «самым хитрым греком».

Однако большинству известна лишь вторая часть этой впечатляющей истории: как разгневанные боги Олимпа приговорили Сизифа вкатывать на гору камень, который с самой вершины постоянно срывался обратно к подножию. Сегодня понятием «Сизифов труд» обозначается тяжелая, бесконечная и безрезультатная работа.

Мифом о Сизифе принято иллюстрировать проблему работоголизма. Имя Сизифа использовано Э.Берном для описания одного из неудачных жизненных сценариев, когда приближение к вершине своего успеха заставляет человека все рушить и начинать сначала — снова и снова.

Работоголик, неудачник….

Как это рознится с образом «Самого хитрого грека» — никем не побежденного и всегда добивающегося своего…

Как случилось, что первая часть его истории оказалась за гранью всеобщего внимания.

В одной из телепередач довольно смелый физик, объясняя отношение коллег к работам Николо Тесла, высказал следующую мысль. Когда имеешь дело с тем, чего не можешь достаточно хорошо понять, бывает гораздо проще сделать вид, что этого не было, «забыть», чем признаться в своей некомпетентности по данному вопросу.

Возможно, ход мыслей и логика поступков Сизифа так далеко вырвались за привычные рамки, что тайна его невообразимого и неодолимого успеха остается неразгаданной, постичь и повторить подобное мало кто в состоянии, а потому большинство предпочитает «забыть» о супер-успешности и вспоминать лишь о супер-безуспешности мифологического героя.

Однако тот же Эрик Берн поступил иначе и открыл одну грань мифа о Сизифе, показав последовательность развития событий в жизни человека, которому не удается достичь вершин своего успеха. Здесь тайна выразилась в отказе от запрета добиваться большего результата, чем достигли близкие, значимые для тебя люди. В отказе от убеждения, что без их помощи ты ничего не стоишь и ничего не сможешь. В аналогии с мифом, которую провел Берн, близкие люди «неудачника» подобны богам, придумавшим наказание дерзкому и слишком успешному Сизифу.

А теперь стоп. Мифом о Сизифе принято иллюстрировать неудачный жизненный сценарий и поведение работоголиков. Действия работоголика и впрямь напоминают монотонные манипуляции с непослушным камнем.

Но! До сих пор настойчиво игнорируется, что перед «наказанием» в жизни Сизифа произошло одно очень важное событие – он умер. Умер, оказался во власти Аида и лишь тогда взялся за тяжелую и безуспешную работу, подчинившись воле «всемогущих» жителей Олимпа.

Если историей, которая произошла после смерти человека, считается уместным иллюстрировать поведение некоторых живых людей, почему этот нюанс не включается ни в одно объяснение причин их «ненормального» поведения? Ведь он способен перевернуть привычные представления. Судите сами.

Полный миф о Сизифе подсказывает: чтобы стать поистине безуспешным и беспомощным, необходимо отдаться властителю царства мертвых, покинуть мир живых и заняться удовлетворением интересов поборников власти, истово желающих отомстить за крах иллюзий о своем могуществе. Но пока этого не произошло, никто и ничто не может обратить кого-то в «тотального неудачника».

Вы умерли? Нет. Значит, обречены на успех.

Заметив копошение навязчивых мыслей о своей неспособности достигать поставленных целей, во-первых, убедитесь, что ненароком не предали себя «власти темного мира» и не впали в уныние от лживых доводов даже своих собственных рассуждений.

Во-вторых, очнитесь и вспомните, что живой человек обладает незыблемым правом выбора чему верить, чего желать и как использовать сложившиеся условия. В-третьих, заметьте, мысли, обладая способностью притягивать обстоятельства, не являются самими обстоятельствами, а остаются всего лишь мыслями, которые всегда можно изменить.

Теория деятельности А.Н.Леонтьева поясняет: любое действие человека продиктовано его же мотивами и целями. Мотивы и цели могут быть осознанными или бессознательными, но предназначение их неизменно – достижение результата, в котором исполнитель заинтересован лично. Как известно, «просто так» у людей даже чирей не вскакивает.

Вы живы? Да.

Значит, всякое ваше телодвижение запущено немаловажной потребностью и ведет к результату, способному ее благополучно удовлетворить. Человек либо применяет известные и эффективные способы, либо импровизирует, подыскивая подходящий вариант достижения своей цели.

Помните историю про высоко растущий банан и голодную обезьяну, которая, изрядно поэкспериментировав, достала его палкой? «Голодные потребности» вынуждают всякого живущего не просто «шевелиться», а именно целенаправленно действовать, добиваясь нужного результата.

Читать еще:  Святые покровители и иконы-заступницы по дате рождения. Методическая разработка: “Святые заступники Руси” Святые заступники конкурс

Поэтому намотайте на ус: если что-то делаете, значит, вам это зачем-то нужно, а если «приспичило» и движетесь упрямо, то наверняка знаете, что именно нужно, и однозначно добьетесь результата. Ваша психика так устроена, чтобы помогать всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Вы ставите задачу, она помогает искать и реализовывать эффективные решения.

Психоаналитический подход З.Фрейда сообщает: истерические симптомы позволяют удерживать доброжелательное отношение окружающих или избегать неприятной деятельности.

Вы неудачник? Проверим.

В рамках злополучного жизненного сценария, описанного Э.Берном, сбрасывая почти добытые результаты, человек удерживает благосклонность людей, не терпящих конкуренции, и параллельно избегает необходимости как-то применять, сохранять или развивать плоды своего труда.

Здесь «неудачливость» и подведение безрадостных итогов собственным действиям — ширма, скрывающая всестороннюю удовлетворенность победителя сформированным положением дел. Поищите неприметную глазу «вторичную выгоду» в своем случае.

Изложенный Э.Берном сценарий дарит идею: охота на двух зайцев должна вестись нестандартными средствами. Хотите сохранять отношения с конкурентами или завистниками, добиваясь успеха? Откажитесь от шаблонов. Если плоды труда огорчают, возможно, выбран не совсем верный путь. Путь, который ведет к одному результату, но препятствует реализации второй существенной цели.

Допустим, вы отрекаетесь от роли потенциального конкурента или успешного человека, разваливая почти готовый результат. Одна цель достигнута (ценные отношения сохранены), но вторая не реализована (важное дело провалено). В качестве пресечения неудачного сценария Берн предлагает восстановление права идти к своим целям самостоятельно.

Очевидно, что значимые отношения в таком случае рискуют разрушиться. Для кого важнее успех, наверняка воспользуется правом и откажется от отношений. Для кого важнее отношения, сбросит результат и откажется от успеха. Если собственный успех и отношения с конкретными людьми одинаково ценны, полного удовлетворения не наступит ни в первом, ни во втором случае.

Молитесь, изгибайте мозги, подключайте интуицию, добывайте информацию, обращайтесь за помощью, экспериментируйте, ищите вариации достижения обеих целей. Вы пришли сюда, потому что уже ищите решение заковыристой проблемы, значит, являетесь победителем, а не жертвенным неудачником, следовательно, получите нужный результат.

Мировая история напоминает: когда ученые искали средство от давления, была открыта виагра; когда Колумб искал берега Индии, старый свет узнал об Америке; в результате неудачного опыта появился пенициллин и масса полезных человечеству изобретений. Эксперимент провалился? Приглядитесь. Возможно, полученный результат важен для вас не как индивидуума, а как представителя определенного социального сообщества (от группы до человечества). Наше «Я» слишком многогранно, чтобы втиснуться в рамки только тела или индивидуальности. Если результат не слишком вдохновляет вас, возможно в нем остро нуждается ваша группа, социум, общество или тот, кто вам по-настоящему дорог. Причем такая нужда вам известна и небезразлична.

Помните:

Живой человек лишен радости выполнять напрасную работу или достигать бесполезных результатов. Если что-то получено, значит вам это необходимо, чтобы явно или тайно, сознательно или неосознанно удовлетворить собственные потребности или помочь тем, кто вам небезразличен.

И последнее. Представьте себя Сизифом, живущим и неизменно достигающим своих целей. Скажите, обладая наглостью и способностью вопреки обстоятельствам и чужим желаниям добиваться своего, на каких тайных или явных условиях подчинились бы «воле богов», начав методично вкатывать камень в гору и скидывать его с вершины своего успеха? Ответите, получите ключ к решению своей проблемы.

Чтобы было проще, поясним. Миф, это не инструкция к применению. Он не учит, в нем нет однозначного ответа на конкретный вопрос. Это способ передачи коллективного или индивидуального сообщения, которое «запечатывается» в образную форму и обобщенно рассказывает о действительности.

Мифологическое сообщение дает возможность из обобщенного, многогранного знания добывать информацию, которая важна и ценна лично вам — для необходимого изменения в вашей собственной жизни, для эффективного достижения вашей собственной цели. Вскрывается «запечатанное сообщение» через чувственное восприятие переданного образа (при помощи зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания). Чувственное восприятие «включаются» через воображение — когда встаете на место мифологического героя, начинаете смотреть его глазами, слышать его ушами, ощущать его напряжение своими мускулами.

Пусть мысль идет за ощущениями, а не наоборот. Тихонько улыбнитесь, ведь вы – самый хитрый грек, который ввел в заблуждение всех и беспрепятственно продвигается к своей цели. Как добудете ключ, выйдите из образа, поблагодарите упрямого труженика, вспомните, как вас зовут и отоприте нужную дверь в своей жизни.

Происхождение выражения: за что боги наказали Сизифа?

Царь Коринфа Сизиф (Σίσυφος) при жизни был известен корыстолюбием и хитростью. В загробном мире его приговорили к бесконечному и бессмысленному труду — вкатывать на гору огромный камень. Едва достигнув вершины, камень срывался вниз, и Сизиф начинал каторжную работу заново.

Этот миф излагается в «Одиссее» Гомера:

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью:
Тяжкий камень снизу обеими влек он руками
В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись,
Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины
С тяжкой ношей, назад устремленный невидимой силой,
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши,
Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью.

«Одиссея» в переводе В.А. Жуковского

Выражение «сизифов труд» в переносном смысле первым употребил древнеримский поэт Проперций в I веке до н.э.

Древние авторы по-разному описывают, за что именно боги наказали Сизифа. По одной из версий, за то, что выдал похищение Зевсом Эгины, по другой — за изнасилование Тиро, возлюбленной Посейдона, которая в дальнейшем совершила детоубийство.

Еще одна популярная версия гласит, что Сизиф был наказан за попытку избежать смерти. Однажды царь пленил и заковал в цепи бога смерти Танатоса. Люди перестали умирать, и тогда обеспокоенные олимпийцы послали бога войны Ареса, чтобы освободить Танатоса. Душа Сизифа отправилась в мир мертвых.

Читать еще:  То, что мы считаем грехом, порой имеет медицинскую причину

Но Сизиф смог обмануть богов. Он запретил жене совершать похоронные обряды, велев бросить непоребенное тело на площади. Тогда хтонические божества Аид и Персефона, не дождавшись положенных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться в мир живых, чтобы наказать жену за непочтительность и организовать собственное погребение. Хитрец Сизиф возвратился во дворец и остался на земле.

Лишь через несколько лет коринфского царя вернули в загробное царство. За попытку обмануть богов он и был наказан вечной пыткой — бесплодной работой.

Персефона наблюдает за трудом Сизифа. Древнегреческая амфора, около 530 г. до н.э. Фото: Wikimedia / Bibi Saint-Pol

Миф о Сизифе. Бессмысленный труд . или нечто иное

Персонажи древнегреческих легенд живут в странном мире — с одной стороны их поступки очень реалистичны, мысли и желания почти совпадают с мыслями и желаниями обычных людей, а с другой стороны мы постоянно сталкиваемся с какими-то загадками: то крылатый конь с всадником, то собаки, поедающие своего хозяина, то кони, питающиеся мясом, то орёл, клюющий печень Прометея. Если большая часть этих преданий реалистична, то почему возникают подобные сюрреалистические представления? Что это — вымысел? Но зачем? Символ? Но чего? А, может, это пересказ неправильно понятых событий или неверное их истолкование? Но есть ли у них реалистичное объяснение? Рассмотрим легенду о Сизифе и попытаемся найти ей рационалистическое истолкование.

В одном из наиболее известных древнегреческих мифов сообщается о том, что за свои прегрешения перед богами Сизиф — царь Коринфа — должен был катить камень в гору, но, достигнув вершины, камень срывался вниз, и несчастный снова повторял свою попытку бесконечное число раз. «Сизифов труд», по мнению большинства учёных, стал нарицательным понятием, символом бессмысленного, бесконечного тяжёлого труда. Вот как об истории Сизифа рассказывает Аполлодор:
«Сизиф, сын Эола, основав город Эфиру, который ныне называется Коринф, женился на Меропе, дочери Атланта. У них родился сын Главк, сыном которого от Эвримеды был Беллерофонт, убивший огнедышащую Химеру. Сизиф же в наказание должен был в Аиде катить в гору головой и руками огромный камень: но, когда он пытался перевалить этот камень через гору, камень откатывался обратно. Такому наказанию он был подвергнут из-за Эгины, дочери Асопа. Когда Зевс тайно похитил её, Сизиф, как говорят, рассказал об этом искавшему её Асопу».

Зевс в этом рассказе ведёт себя как человек, одержимый страстью. Многочисленные любовные похождения его можно было бы превратить в увлекательный сериал. Если даже Сизиф и сообщил убитому горем отцу о пропаже его дочери, то это вовсе не преступление и, конечно же, не повод для наказания Сизифа. Но боги забывают о справедливости, если речь идёт о их выгоде или удовольствии. Виновен всегда человек, что бы ни совершили боги. Как это похоже на людей! Причём не самых достойных из них, а как раз самых бесчестных, авантюристичных, даже подлых. Таких, как например, современные олигархи. Обычно человек «виновен» прежде всего в том, что препятствует мошенникам получать выгоду. Но причём здесь Сизиф? Ведь бессмысленность его занятий, словно говорит о том, что Сизиф трудился как раб. Но ведь рабом он не был. Так, может, и его труд не был бессмысленным?

«Первый ватиканский мифограф» в качестве другой причины наказания Сизифа называет следующую: «Сизиф это тот, кто катит в преисподней большой камень, потому что многих убил этим камнем». Здесь уже виден намёк, что из-за Сизифа и «огромного камня» погибло много людей. И можно даже предположить, что в процессе «сизифова труда» участвовал не один Сизиф, а много людей, ведь «камень» был огромный.

У трёх великих греческих трагиков — Эсхила, Софокла и Эврипида — в не дошедших до нас трагедиях называется иная причина наказания Сизифа. Якобы царь Коринфа обманул и заковал в цепи самого Аида и люди перестали умирать. Эта легенда уже близка к философскому осмыслению, попытке разобраться, что есть жизнь, и что есть смерть, каковы последствия нарушения балансам между ними и, следовательно, это говорит о её позднем возникновении.

Искать причину объяснения тяжёлому труду Сизифа надо явно в другом месте. А что если это был не бессмысленный, бесполезный и рабский труд, а совсем наоборот, — выгодный, нужный и, несомненно, очень тяжёлый. Это был труд не одного Сизифа, а многих людей под руководством царя Коринфа. Он был столь тяжёлым, что гибли люди, вот откуда слова, что Сизиф «многих убил огромным камнем». И это, конечно же, был не камень, а груз. Сизиф — царь Коринфа — зарабатывал перевалкой грузов из Эгейского моря в Коринфский залив и далее на побережье Адриатического моря. Всё дело в том, что греки в те времена занимались каботажным плаванием, то есть плавали вдоль берегов, не рискуя выходить в открытое море. К югу от Пелопонесса же в море находились рифы. Плавание там было связано с риском для жизни. Гораздо проще было перевалить грузы через узкий Коринфский перешеек, шириной около 6 километров и высотой несколько десятков метров над уровнем моря. Суда перетаскивали по суше, подкладывая под днище круглые брёвна. Коринф был одним из богатейших полисов Древней Греции в классическую эпоху и конкурировал с Афинами на протяжении длительного времени в торговле, что, кстати, было одной из причин тяжёлой Пелопонесской войны в 5 веке до н.э. Но и в 13 веке до н. э. Коринф владел монополией торговли с побережьем Адриатического моря. Эта версия мифа о Сизифе мне представляется наиболее естественной и непротиворечивой. На восточном и западном берегу Коринфского перешейка находились порты — Кенхреи и Лехей, их связывала дорога, называемая Диолк. Само слово «Диолк» произошло от древнегреческого I ὁλκός, означающее pl. поводья, вожжи, бразды Soph.; борозда, черта (σμίλης Arph.); мор. ворот, лебёдка, кабестан (ὀλκοὶ τῶν νεῶν Thuc.); мор. стоянка для вытащенных на берег кораблей Her., Eur.; (влекущаяся по земле) ветвь (δάφνης Eur.); змей (οὔθ᾽ ὁ. οὔτε θήρ Anth.). По этой дороге волоком перетаскивали военные и торговые корабли. Считается, что она была построена в 6 веке до н.э., но это могло случиться и значительно раньше. Император Октавиан в войне с Антонием здесь перетаскивал свои корабли.

Читать еще:  5 мам детей-инвалидов, которые изменили жизнь страны

Как сложился миф о Сизифе? Пастухи, охраняющие стада овец, наблюдали за трудом людей, которые перетаскивали корабли, огромные как камень, и удивлялись, как можно так работать на жаре. С точки зрения пастухов, это был тяжёлый и вряд ли оправданный труд. Сущее наказание!. Гораздо проще и приятнее пасти стада овец, рассматривая окружающий мир, море, залив, невысокие горы, и всегда можно иметь молоко, брынзу, мясо. Торговля приносила намного больше выгод, чем овцеводство, но так работать пастухи не хотели. Они видели как корабль медленно поднимался в гору, достигал вершины, а затем быстро скатывался вниз. А навстречу ему уже двигался другой корабль, и так день за днём, корабль за кораблём. Именно в этом смысл «сизифова труда». А наказание богов здесь ни при чём. Аэды и рапсоды, слагающие легенды, воспевающие подвиги предков, пытались на свой риск и лад объяснить явления природы, сохранить в памяти интересные истории и поучительные рассказы. Всё тайное и непонятное они объясняли волей богов, грехами людей, происками злых демонов. И даже технические изобретения и открытия того времени они объясняли сверхъестественными существами. Но об этом речь пойдёт впереди.

Вот что покажет взгляд иной

У Сизифа альтернатив текущей действительности нет – то положение, в котором он находится прямо сейчас, это единственно возможное положение вещей для Сизифа во вселенной. Иного нет, может когда-то и было, но теперь нет – прямо сейчас для Сизифа нет альтернативы. Это факт, который Сизифу стоило бы принять и с которым стоило бы смириться.

То есть не трудиться и не тащить камень в гору – такой возможности у Сизифа нет. Хотя Сизифу бы, по-видимому, сильно этого хотелось. Но таковы условия игры – этой опции нет. И пора бы это осознать, нашему герою, Сизифу. И вот что начнёт с Сизифом происходить, как только Сизиф осознает неизбежность своего толкания, своего такого — на былой взгляд — бессмысленного и однотипного образа жизни.

А случится самое обыкновенное чудо. Сизиф, устав бороться со своей судьбой, устав желать иного, устав ждать помощи и надеяться на перемены вдруг обнаруживает, что избежать этого своего образа жизни, избежать своих обстоятельств и труда нельзя – невозможно. Что же в это мгновение происходит с Сизифом?

Происходит следующее: Сизиф перестаёт страдать.

Он лишается такого лакомого и привычного, будоражащего кровь напитка страдания.
Да, Сизиф продолжает тащить камень в гору. А каждое утро камень скатывается назад, под гору. Но теперь Сизифа это не печалит, не тревожит, не тяготит. Но не на словах, а целиком, по-сути.

Сизиф остаётся в тех же условиях, Сизиф продолжает безропотно делать то, что начертано, только теперь в этом нет внутреннего протеста, сопротивления и борьбы. Сизиф перестаёт бороться с условиями той действительности, которую всю бесконечную предыдущую жизнь со всей яростью и страстью так хотел избежать. Сизиф наконец-то осознает, что возможности избежать своей судьбы у него нет – и впервые Сизиф видит это явно, прямо. С Сизифом впервые, в его бесконечной, наполненной страданиями и муками жизни, случается смирение и покой. Своими мыслями он перестаёт желать другой судьбы, перестаёт желать другого. Так в Сизифе прекращается самый тонкий и неуловимый феномен психологического сопротивления, который в христианстве именуется гордыней, а в классической психологии – эго. И если отшелушить мифы, спекуляции и домыслы от этого явления, то суть эго или гордыни – протест, несогласие, борьба, сопротивление и конечно страдание.

Внешне для Сизифа не меняется ровным счётом ничего, но перемена «внутренняя» радикальна. Сизиф там же, в том же, с тем же и с теми же, но Сизиф больше не страдает.

Неужели подобное осознание действительно на столько сложно?

На первый взгляд нет, но отчего-то буквально в каждом так или иначе в большей или меньшей степени происходит Сизифова борьба и Сизифов труд. И дело, похоже, только в сладости плода, в пристрастии к этому самому сладкому плоду оценок, суждений, сравнений, попыток контроля, желаний, устремлений, улучшений, надежд, в пристрастии к плоду собственной важности, особенности, ценности, нужности, необычности, который сознательно ни единое существо во вселенной отпустить не в состоянии – так страшно лишиться этого вкуса.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите: Ctrl+Enter

Миф о Сизифе

Книгу завершает этюд о самом ярком абсурдном бунтаре в истории человечества. Это Сизиф, которого «боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз». Герой мифа получает наказание за свои земные страсти и любовь к жизни. Известно, «что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд», но герой презирает выпавший ему жребий. Его жизнь заполнена новым смыслом, в котором сознание побеждает судьбу, обращая страдания в радость. Муки, испытываемые Сизифом под тяжестью камня, — это и есть бунт против абсурдного мира.

Существование современного человека схожа с судьбой Сизифа — она во многом абсурдна, наполнена скукой и бессмыс­ленностью. Но человек может обрести смысл жизни, отвергнув самоубийство. Чувство абсурда, возникающее в результате осознания абсурда, позволит ему переоценить свою судьбу и стать свободным.

Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни… Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector