1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем разница между понятиями «секта» и «ересь»?

СЕКТАНТСТВО

Секта́нтство (лат. secta — школа, учение, от sequor — следую) — термин, описывающий религиозные объединения, возникающие в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям [1].

Сектантство и ересь

Сектантство следует отличать от понятия ереси, понятие «секта» описывает религиозную группу людей, отношения внутри данной группы и действия группы по привлечению новых адептов, тогда как понятие «ересь» относится исключительно к религиозному учению группы.

При этом в древности понятия secta и αΐρεσις употреблялись как синонимы. Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с Церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета, как в развитии своего только что осужденного, догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы Церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений.

Между тем, своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно, начиная с реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии. Поэтому и слово «секта», применяемое преимущественно к разномыслящим с церковью общинам средних веков и еще более новых времен, к древним ересям может всего удобнее применяться именно на второй ступени их развития — то есть, к тем толкам, на которые они дробились уже по выделении из Церкви.

Классификация христианских сект

По отношению к своим адептам и по характеру прозелитизма секты можно разделить на «исторические» и «тоталитарные», но эта классификация достаточно условна. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем «остепениться» и войти в общественную жизнь (например, воинственное анабаптистское движение легло в основание современного баптизма, значительно изменились и мормоны, еще больше “Всемирная церковь Бога”). Тоталитарность других сект (например, “Свидетелей Иеговы”) с течением времени, напротив, лишь усиливается.

По своему учению христианские секты удобнее всего классифицируются по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание Церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники.

Порывая с преданием Церкви, как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, забытого или искаженного Церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах Христианства, когда никакого или почти никакого писанного предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: о пределах Откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного Откровения, и о том, как Откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. По этой классификации секты можно разделить на

  1. библейские или (более или менее) жидовствующие (примером первых могут служить наши жидовствующие и другие «субботники»),
  2. евангелические (большинство протестантских сект),
  3. имеющие свое тайное писание (напр., мормоны),
  4. синкретические секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду — в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов (гностики, толстовцы)

По взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения — в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.), причем полученные откровения они часто ставят выше даже Писания («буква мертвит, дух животворит»).

Отношение Церкви к сектантству

Отношение Русской Православной Церкви к сектантству выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском соборе в 2000 г.:

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Ст. «Сектантство» (материал использован частично).
  • Александр Леонидович Дворкин. «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». Издание 3-е, переработанное и дополненное. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород. 2002. Раздел первый. Введение в сектоведение
    • http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=910

[1] Современный Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997 г.

Культ, ересь, секта — в чем разница? И как не попасть в сети

Есть термины, значение которых со временем существенно исказилось, как в христианском, так и в светском обществе. Что такое культ, ересь и секта? Есть ли о них упоминания в Библии? Какое значение они имели изначально? И, самое главное, как отличить истинное библейское учение от ложного?

Ересь

Слова «ересь» и «еретик» есть в Библии и употребляются в довольно разных смыслах.

Читать еще:  Сергей Королев. Реактивное движение к мечте

В древнегреческом языке от глагола hairein («брать») произошли прилагательное hairetos («способный выбирать») и существительное hairesis(«акт выбора»). Со временем существительное приобрело дополнительные значения «выбор», «направление», «философская или религиозная школа, секта». В иудейской культуре так называли религиозные или политические партии — например фарисеев и саддукеев (Деян. 5:17; 15:5; 26:5).

Иудеи называли христианство «ересью» (Деян.24:14), видимо, желая сказать, что христиане – это секта, находящаяся под Божьим осуждением. Изначально это понятие носило вполне нейтральный, описательный характер.

Но апостол Павел называл «ересями», то есть «разделениями», группировки, возникшие внутри коринфской церкви (1Кор.11:19). Иногда Павел описывает таким образом разделения между истинными и ложными верующими, а в других случаях он видит в этих разделениях лишь прискорбное проявление греховных раздоров между христианами, и не считает никого из участников таких группировок погибшими. Однако в других своих посланиях Павел называл «ереси» или разделения в числе дел плоти (Гал.5:20) и писал, что «еретик» — человек, создающий разделения в церкви, — развратился и самоосужден (Тит.3:10,11). Наконец, Павел пишет о губительных «ересях» в смысле учений, которые отрицают Господа Христа (2Пет.2:1).

Однако для христиан, которые верят в уникальность и абсолютную истинность учения Христа, любой выбор, любое отклонение является гибельной ошибкой. Следуя примеру апостолов, ранняя Церковь стала использовать этот термин для обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности тому или иному неортодоксальному учению, в отличие от термина «схизма» (раскол), который подразумевал обособление от Церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету.

Некоторые современные источники толкуют ересь как «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению». Таким образом, ересь — это новое учение, возникшее в рамках Церкви, но противоречащее ее традиционному богословию.

В нынешних протестантских кругах понятие «ересь» оказалось незаслуженно забыто. И на то есть вполне объективные причины. Поскольку в большинстве современных церквей (в особенности т. н. «свободных» или «внеденоминационных») границы вероучения весьма размыты, а исповедание веры подчас сводится к набору общих формул, четкая граница между ересью и ортодоксией стирается, и определение ереси зачастую основано на личных предубеждениях пастора или проповедника. Те же самые проблемы можно наблюдать и в некоторых деноминациях — доктринальное единство настолько ослабло, что две церкви, входящие в одну и ту же конфессию или ассоциацию, могут на деле расходиться во взглядах на довольно серьезные вопросы.

Секта

Ни один термин, обозначающий неортодоксальную христианскую группу, не оброс в нашей культуре таким количеством предрассудков и негативных ассоциаций, как слово «секта». Большинство сразу представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с похищением детей и кровавыми жертвоприношениями. Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.

В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял.

Происхождение слова «секта» (лат. secta — «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — от глагола sequi («следовать за кем-либо)… Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали.

Культ

С понятием «культ» в американском обществе связаны такие же эмоциональные проблемы, какие окружают понятие «секты» в Европе. Однако первоначальный смысл слова «культ» гораздо более нейтрален и никак не ассоциируется с еретическими учениями.

Понятие «культ» происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»). Слово «культ» естественным образом обозначает некую религиозную группу людей, но это общее значение слишком широко для стоящей перед нами практической задачи.

Благодаря этой особенности, термин «культ» имеет особенно много толкований. Практически каждый исследователь изобретает свой собственный вариант определения. К настоящему моменту это слово стало настолько многозначным, что известные американские апологеты были вынуждены сделать такое признание: «Учитывая тот факт, что в настоящее время не существует общепринятого определения культа, наилучшим решением будет всякий раз, когда кто-то говорит о культах, задавать один простой вопрос: «А что именно вы имеете в виду под «культом»?» Возможно, вы не согласитесь с тем смыслом, который ваш собеседник вкладывает в этот термин, но, по крайней мере, вы будете знать, какова его отправная точка.

Кроме того, вам стоит задавать этот вопрос себе, прежде чем назвать какую-либо группу культом. Возможно, не такая уж плохая идея — всякий раз начинать с объяснения того, что именно вы имеете в виду под «культом», чтобы избежать любого возможного непонимания. Лучше подстраховаться. Иначе вы будете рассуждать о культах, а ваши слушатели будут понимать вам совершенно неверным образом».

Каким образом появился этот термин? Считается, что его ввел в употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч. Позже, в 1932 году, понятие «культ» приобрело тот смысл, в котором оно наиболее часто используется сегодня, когда американский социолог Говард Бекер приклеил ярлык «культов»к мелким и недолговечным группам — он подчеркивал частный, личностный характер убеждений членов этих групп и аморфность их организационной структуры. Толкование Бекера было принято с энтузиамом, в результате чего социологи начали употреблять этот термин вне всякой связи с оригиналом; скорее, под «культом» стали понимать группу, убеждения и обычаи которой расходятся с позицией религиозной или светской ортодоксии, и которая отличается очень неопределенной организационной структурой.

В 1938 году американский христианин Ян Карел Ван-Баален впервые использовал слово культ в конкретном значении «псевдохристианское движение».

Несмотря на трудности с поиском точного определения «культа», этот термин все же остается наиболее предпочтительным для описания псевдохристианских групп. В отличие от термина «секта», практически все определения культа учитывают не только социологический, но и богословский аспект проблемы (убеждения людей). В отличие от термина «ересь», понятие «культ» достаточно широко, чтобы включать в себя и лжеучения, возникшие за пределами исторического христианского сообщества.

Признаки культа

Психологический подход

Согласно определению д-ра Майкла Лангоуни (исполнительный директор Фонда американской семьи, AFF), культом следует называть группу, которая…

  • проявляет чрезмерную привязанность к некоему человеку, идее или вещи;
  • использует программу изменения мышления для того, чтобы убедить, контролировать и социализировать своих членов (т.е. ввести их в круг характерных для группы внутренних взаимоотношений, убеждений, ценностей и обычаев);
  • систематически порождает в членах состояние психологической зависимости;
  • эксплуатирует членов с целью достижения поставленных руководством задач;
  • наносит вред членам, их семьям и обществу.

Социологический подход

Согласно определению социолога Брайана Уилсона, культ имеет следующие особенности:

  • Экзотическое происхождение;
  • Непривычный стиль жизни;
  • Высокая степень вовлеченности членов в жизнь группы;
  • Харизматический лидер;
  • Преимущественно молодые последователи;
  • Необычность, привлекающая общественное внимание;
  • Международная активность;
  • Время возникновения — последние десятилетия.
Читать еще:  Юлия Дьякова: Про собаку Диану, пение в переходах и доброжелателей

Богословский подход

  • Внебиблейский источник авторитета;
  • Отрицание оправдания благодатью;
  • Принижение роли и величия Христа;
  • Восприятие группы как единственного канала спасения;
  • Представление о центральной роли группы в событиях последних времен.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Post navigation

Рекомендуем Смотреть все

Ким Уолкер-Смит о том, как социально удаленная церковь помогла ей вернуться к основам

Shares Альбом «Jesus Culture» “Church, Vol. 1” («Церковь, ч.1») не мог бы выйти в более подходящее время «Jesus Culture» всегда занимали уникальное место на сцене музыки

czeslaw_list

KLINIKA HAŁAŬNOHA MOZHU

Liepš być bahatym i zdarovym, čym biednym i chvorym

Понятие конфессия, секта, ересь


Современная религия — это многоконфессиональный комплекс, набор множества религиозных вероучений (до 5000 различных религий и культов). Сегодня церквями называют обычно широкие объединения — отдельные конфессии и их административные структуры.

Понятие «Конфессия»

Конфессия (лат. confessio — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии.

Термин «Конфессия» используется в качестве синонима слова «Деноминация» (от лат. denominátio — «переименование», наименование, изменение имени, «выход из имени») восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения. Термин получил распространение в период Реформации, когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания. Реформация церкви в 16 веке Мартином Лютером и его последователями Джон Кальвин и Джон Нокс, лишь породила различные христианские деноминации. Реформаторы не поняли главного; о невозможности совокупления церкви с миром — системой государства, равно и с любой организацией.

В религиоведении термин «Деноминация» употребляется для обозначения религиозных объединений, а иногда как синоним терминов «вероисповедание». Часто деноминацией религиоведы называют особый, промежуточный тип религиозной организации, которая, в зависимости от характера образования и тенденций эволюции, соединяет в себе черты церкви и секты. Слово «Деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры».

В каждой из крупнейших религий мира есть свои конфессии, отличающиеся друг от друга.

Христианские конфессии согласно хронологии их возникновения:

Со второй половины предыдущего столетия получило распрострнение вне конфессиональных христиан, разделяющие две сферы: Церковь и государство. Вне конфессиональные христиане не и меют деном и нац и и в смысле орган и зац и и и в ней иерархию , которая управляет поместным и общ и нам и. Вне конфессиональные христиане проповедуют церковь не как организация, а как — собрание созванных на равных в Теле Христа (Мф.16:18), духовная субстанция, живой организм Тела Христа и творение Триединого Бога. Где каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Хр и стом, который является ее Главой. Читать больше → Внеконфессиональное христианство — Основные положения вероучения .

Понятие «Секта»

Се́кта (лат. sectaшкола, учение, от лат. sequorследую) — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящего ему. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение, организованную традицию — свою практику, своего основателя и особое учение, отличные от господствующей церкви или идеологии.

Термин «секта» вызывает у людей слишком негативную эмоциональную реакцию, хотя научное определение «секты» применимо к вполне христианским группам, отколовшимся от традиционных для данной страны конфессий. В самом слове «секта», большинство людей представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с кровавыми жертвоприношениями и зомбированием адептов «сект». Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.

В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял. Этимологически с этим понятием не было связано никаких уничижительных коннотаций.

Этимология слова «секта» (лат. secta — «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — от глагола sequi («следовать за кем-либо). Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали.

Изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп. Например, ранняя христианская Церковь, обособленная в языческом мире от традиционных античных религий и противопоставляющая себя им, подпадала под все признаки секты, почему именно так и именовалась. Более того, ранние христиане не стыдились этого эпитета. Они, в общении с язычниками, прямо называли свое религиозное общество сектой, поскольку пользовались общепринятой терминологией и не видели в этом слове отрицательного содержания. Известный христианский апологет Тертуллиан писал в своей «Апологии»: «когда истина наша становится очевидной для каждого, тогда неверие, изобличаемое всем добрым, что известно о НАШЕЙ СЕКТЕ, утверждает, что она уж во всяком случае, не Богом учреждена, но есть скорее какой то особенный вид философских школ»

Понятие секты изменилось для христиан только тогда, когда церкви христианского вероучения стали доминирующими в обществе и ее учение превратилось в культурообразующую идеологию. Для христиан сектами стали исключительно обособленные от Церкви группы и течения. Т.е. отрицательное содержание термин получил исключительно в силу того, что возникшие внутри христианства секты стали противопоставлять себя общепринятому учению о церкви.

« Тоталитарная секта » и история его возникновения:

« Тоталитарная секта» — организация на религиозной основе, зачастую существующая в форме общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности, представляющая опасность для жизни и здоровья . В большинстве стран критика религиозных меньшинств зачастую заключалась в том, что они объявлялись «культами» и «сектами». Оба термина используются почти взаимозаменямо, причём «секта» (фр. secte, нем. sekte, итал. setta) имеет более негативную окраску.

С таким явлением как « Тоталитарная секта» столкнулись США, а затем страны Западной Европы в 1960-е годы. В начале к ним относились настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним улучшилось. Большинство из них социально адаптировались и вписались в современное общество, заполняя незанятые традиционными церквями ниши.

Читать еще:  Проповедь в неделю о расслабленном. О терпении?

В России религиозные меньшинства были всегда. Они зарождались на российской почве или в результате усилий иностранных миссионеров. В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых религиозных организаций и групп.

Понятие « Ересь»

Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

С точки зрения теологии, ересь — это «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению».

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным, где слово «ересь» имеет значение «чепуха», «бессмыслица» — например, в выражении «нести ересь».

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин.14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет.2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал.5:20).

С точки зрения ортодоксального христианства, следующие учения традиционно рассматриваются как еретические:

СЕКТАНТСТВО

Секта́нтство (лат. secta — школа, учение, от sequor — следую) — термин, описывающий религиозные объединения, возникающие в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям [1].

Сектантство и ересь

Сектантство следует отличать от понятия ереси, понятие «секта» описывает религиозную группу людей, отношения внутри данной группы и действия группы по привлечению новых адептов, тогда как понятие «ересь» относится исключительно к религиозному учению группы.

При этом в древности понятия secta и αΐρεσις употреблялись как синонимы. Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с Церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета, как в развитии своего только что осужденного, догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы Церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений.

Между тем, своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно, начиная с реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии. Поэтому и слово «секта», применяемое преимущественно к разномыслящим с церковью общинам средних веков и еще более новых времен, к древним ересям может всего удобнее применяться именно на второй ступени их развития — то есть, к тем толкам, на которые они дробились уже по выделении из Церкви.

Классификация христианских сект

По отношению к своим адептам и по характеру прозелитизма секты можно разделить на «исторические» и «тоталитарные», но эта классификация достаточно условна. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем «остепениться» и войти в общественную жизнь (например, воинственное анабаптистское движение легло в основание современного баптизма, значительно изменились и мормоны, еще больше “Всемирная церковь Бога”). Тоталитарность других сект (например, “Свидетелей Иеговы”) с течением времени, напротив, лишь усиливается.

По своему учению христианские секты удобнее всего классифицируются по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание Церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники.

Порывая с преданием Церкви, как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, забытого или искаженного Церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах Христианства, когда никакого или почти никакого писанного предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: о пределах Откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного Откровения, и о том, как Откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. По этой классификации секты можно разделить на

  1. библейские или (более или менее) жидовствующие (примером первых могут служить наши жидовствующие и другие «субботники»),
  2. евангелические (большинство протестантских сект),
  3. имеющие свое тайное писание (напр., мормоны),
  4. синкретические секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду — в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов (гностики, толстовцы)

По взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения — в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.), причем полученные откровения они часто ставят выше даже Писания («буква мертвит, дух животворит»).

Отношение Церкви к сектантству

Отношение Русской Православной Церкви к сектантству выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском соборе в 2000 г.:

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Ст. «Сектантство» (материал использован частично).
  • Александр Леонидович Дворкин. «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». Издание 3-е, переработанное и дополненное. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород. 2002. Раздел первый. Введение в сектоведение
    • http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=910

[1] Современный Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector