0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Буддийской традиционной Сангхе рассказали, как «послания» Итигэлова расходятся по всему миру

Содержание

В Буддийской традиционной Сангхе рассказали, как «послания» Итигэлова расходятся по всему миру

Кто записывает сакральные знания от человека, победившего «ангела смерти»?

Фото: Александр Гармаев

Хамбо лама Итигэлов – человек, о котором слагали легенды. Говорили, он может левитировать, ходить сквозь стены и даже по воде. Не менее загадочной была и смерть великого религиозного деятеля: 15 июня 1927 года он собрал учеников, сел в позу лотоса и под молитву-благопожелание умершему ушёл в нирвану. Предварительно попросил проведать тело через 75 лет.

В 2002 году глава Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР) Хамбо лама Дамба Аюшеев вместе с группой лам подняли саркофаг. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилась. Десятки лет оно оставалось нетленным. Сегодня это главная святыня Иволгинского дацана – центра БТСР. Несколько раз в год, в праздничные дни, Хамбо лама Итигэлов появляется перед верующими: драгоценное и неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться и по­просить о сокровенном любой желающий.

Как только возник феномен Итигэлова, про это событие заговорили во всё мире. Наука и по сей день остаётся перед ним в замешательстве. В 2005 году по настоянию лидера российских буддистов доступ к нетленному телу для учёных был закрыт.

С тех пор исследования феномена проводились только в рамках конференций, организуемых БТСР. Раньше их устраивали раз в два года, а с 2017-го решили сделать ежегодными. Изменился и формат мероприятия – отныне на нём обсуждают послания Итигэлова, которые поступают в наш мир каждый день через его главного хранителя – Бимба ламу Доржиева. Хамбо лама Аюшеев публикует наставления, советы и предупреждения Учителя в соцсетях.

Как «заговорил» Хамбо лама Итигэлов? Видео

— Главный хранитель получает эти послания на бурятском, записывает и несёт Хамбо ламе, а он обдумывает их и уже с собственными комментарием размещает на своей странице в Facebook: утром – на бурятском языке, а во второй половине дня – на русском, – рассказала на правительственном брифинге 18 июня пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева. – Многие делают перепосты этих записей.

Учения Итигэлова уходят на север Китая, где служители дацанов и прихожане постигают тайные знания.

— Послание на бурятском расходится по всему миру, его берут буддисты из Внутренней Монголии и распространяют у себя на старомонгольском вертикальным шрифтом, – добавила Алла Намсараева.

Очередная VII конференция, посвящённая феномену Хамбо ламы Итигэлова, пройдёт с 23 по 24 июня в Иволгинском дацане. В Бурятии готовятся встретить более 60 гостей из Внутренней Монголии плюс участников из Москвы, Питера, Иркутска и других российских городов. Итого – свыше 200 человек.

— Работа будет вестись в трёх секциях – на русском, бурятском и монгольском языках, – отметил ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Дымбрыл-багша Дашибалданов. – Модератор будет читать послание, затем прокомментирует его, а участники смогут поделиться своими соображениями. В прошлом году было много споров, диспутов и мнений.

Что, впрочем, неудивительно, ведь наставления Учителя, ответы на вопросы и пророчества не всегда понятны обычному человеку и иногда не имеют очевидной для обывателя логики. А потому каждый понимает их по-своему. Среди ежедневных посланий Итигэлова есть такие, что запоминаются лучше всего и кажутся особенно близкими.

— Было учение, говорящее о том, что только ум возвышает человека, – привёл пример Дымбрыл-багша Дашибалданов. – Но, с другой стороны, если ум положительный, то он подавляет высокомерие.

К слову, люди, которые знают и русский, и бурятский, зачастую отмечают различия в посланиях. Это объясняется особенностями менталитета народов.

Часть 1. Краткая биография

Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия).

В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана (буддийский монастырь) (Хоринский район Бурятии) и там учился 23 года: изучал санскрит, тибетский язык, логику, буддийские тексты. Постигая учение Будды, Итигэлов успешно защитил звание гэбши, затем габжи (ученые степени лам-философов) и прославился учёностью. В последующие годы он совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Согшон-дугана.

Весной 1911 года в Резиденции Хамбо Ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов он был избран XII Пандита Хамбо Ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.

До 1917 года Даши Доржо Итигэлов был главой буддистов в России. Затем он сложил с себя полномочия, по официальной версии, из-за болезни. Но некоторые современные исследователи его жизни и деятельности считают, что причина была в другом: он предвидел трагическую судьбу российского буддизма в ХХ веке при И.Сталине и его дальнейшее возрождение, поэтому последние десять лет жизни готовился к этому будущему. О чём и говорил в своём завещании ученикам.

Добровольный уход из жизни.

15 июня 1927 года XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «Нуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов ушел в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Вскоре после ухода Итигэлова началось массовое разграбление и разрушение дацанов и мест поклонения, прокатилась волна арестов буддистов. Священнослужители и верующие прятали священные реликвии, но большая часть их была безжалостно уничтожена большевиками.

Более подробную биографию можно узнать на сайте института.

Пророчества бессмертного ламы


В Москве на минувшей неделе отметили 10-летие обретения тела Хамбо-ламы Итигэлова. Святой человек, который победил смерть: ученые утверждают, что его организм подает признаки жизни, а буддийские монахи общаются с ним в состоянии медитации. Об этом я написал в газете «Жизнь», заметка только что вышла, а в блог выкладываю более полный вариант.

Пророчества бессмертного ламы

Хамбо-лама, извлеченный из могилы 10 лет назад, начал общаться с людьми

Нетленное тело буддийского святого подает новые активные признаки жизни

Бессмертный человек живет среди нас – знаменитый Хамбо-лама Итигэлов, нетленное тело которого выкопано из могилы десять лет назад, живо! Он реагирует на состояние окружающей среды – потеет, и, как утверждает его главный хранитель Бимба Доржиев, не только открывает глаза, но и общается с людьми!

— Послания приходят почти каждый день, их сейчас изучают ученые буддийского университета “Даши Чойнхорлин”, переводят на русский язык и выкладывают на сайт вуза, — рассказывает Алла Намсараева, представитель дацана “Гунзэчойнэй”. – Они касаются и глобальных вещей, и простых бытовых проблем.

— А конца света, который многие ожидают в нынешнем декабре?

— Ну, до конца света еще очень долго: миру должны явиться тысяча Будд, а мы пока знаем четырех…

…Однажды Дмитрий Медведев, еще будучи президентом, посетил Иволгинский дацан, и, прикоснувшись к телу Итигэлова, сказал что “Хамбо-лама за нами не просто наблюдает, но и присматривает”.

И точно, присматривает! Сокровеная тайна хранителей тела стала известна непосвященным только сейчас: Хамбо-лама, оказывается, находится в постояном контакте с окружающими его людьми и нашим миром.

Общение с Хамбо-ламой происходит мысленное, главный хранитель тела Бимба Доржиев называет свои ежедневные медитативные практики созерцания нетленого тела «анхаран абаха».

— Во время этих встреч Хамбо лама наставляет и предупреждает, — считает он, — но в силу неведения мы не можем полностью раскрыть и постичь истинный смысл посланий…

Случается, что во время контакта происходят необычные физические явления. Например, в начале нынешнего года во время встречи с Хамбо-ламой Этигэловым пол дворца вибрировал золотым цветом: оказалось, святой предупреждал о землетрясении, которое произошло через четыре часа. А 8 января вокруг Хамбо-ламы проявились золотые кружева, и он сказал: «Когда сознание меняется, проявляется такое».

Ответы часто соответствуют практическим нуждам – например, в каком месте ставить юрту, или же, когда медики не могли сделать укол в берцовую кость, Хамбо лама посоветовал им лечить больного горячим дымом. Иногда святой дает оценочные суждения. 31 мая, когда рядом с Этигэловым проявилось много лиц разных национальностей, он изрек: «Силой своего неведения закрываются в банке». Кстати, в его ответах чувствуется и юмор – когда 16 января один русский подошел к нему и сказал: «Служу Отечеству», Этигэлов ответил: “75 процентов”.

Читать еще:  Меня изнасиловали, а родившийся ребенок исцелил меня

Про слухе о скором конце света тоже есть пророчество. В конце прошлого года, 29 декабря, к хамбо-ламе подошел пожилой лама-иностранец с четырьмя яблоками на блюдце, много говорил про 2012-й, на что Хамбо лама ответил: » В этот год ничего такого не случится — на бумаге написано».

Ученые пока не могут объяснить феномен Хамбо-ламы.

— Это явление открывает новое направление в науке, — заявил на состоявшемся в начале нынешней зимы в Москве круглом столе «Пандито Хамбо Лама Итигэлов и наше время» директор Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д.И. Менделеева профессор Александр Хачатуров. – Ученым еще предстоит осознать и объяснить феномен, как тело человека, погребенного еще в 1927-м году, сохранило признаки жизни? Ведь исследования частиц ногтей и кожи нетленного ламы, проведенные в Российском центре судмедэкспертизы Минздрава России, показали что они соответствуют тканям живого человека, а физиологи, изучая тело в дацане, зафиксировали активность мозга, его биоритмы!

Научный семинар прошел в рамках выставки, посвещенной 160-летию Хамбо-Ламы Итигэлова. Он собрал историков, философов, медиков, востоковедов, изучающих феномен Хамбо-ламы, тело которого ныне официально признано одной из буддийских святынь России.

— Тело начало потеть в июле 2010 года, — рассказывает Янжима Васильева, директор Института Хамбо-ламы и его кровная родственица. — Вытирая пот с лица и тела, хранители ощущают, что оно теплое, когда идут моления, температура тела Хамбо-ламы поднимается до 36 — 37 градусов. Суставы сидящего в позе лотоса буддистского святого абсолютно подвижны, кожа упруга.

Уход Итигэлова в иной мир иной не был смертью. 15 июля 1927 года 75-летний глава буддистов России приказал читать над ним молитву благопожелания умирающему и первым начал повторять ее слова. Он замер в позе лотоса с закрытыми глазами. Дыхание отсутствовало, пульса не было. Монахи похоронили его в деревянном коробе, засыпав солью. Его тело было извлечено из могилы в 2002 году и стало главной святыней российских буддистов.

Итигэлов оставил после себя более 50 книг, написанных им на старомонгольском языке. В одной из них есть сведения о его прежних жизнях.

— Итигэлов пережил 12 реинкарнаций, судя по тексту, — объясняет Янжима Васильева. — В одной из первых жизней, бесчисленное количество лет назад, он был воплощением будды Кашьяпы.

Глава буддистов России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев уверен, что в в конце концов ученые смогут найти разгадку феномену Итигэлова:

— Дойти до истинного понимания состояния Драгоценного ламы мы, скорее всего, в ближайшее время не сможем, но с каждым годом подходим к его разгадке всё ближе.
Григорий Тельнов, впервые опубликовано в газете «Жизнь».

Рубрики:Религия
Чудеса
Ясновидение

Метки: нетленный лама Хамбо-лама Итигэлов буддизм чудо мистика

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Вечная жизнь Хамбо Ламы Итигэлова.

Уникальная история «жизни после смерти» бурятского ламы началась в 2002 году, после третьей эксгумации Хамбо Ламы Итигэлова (1852-1927). Прежде чем начать свою последнюю медитацию, Итигэлов сказал своим ученикам, что он собирается покинуть этот мир, и попросил, чтобы его извлекли из могилы через 75 лет и удостоверились в том, что он продолжает жить.

Последние слова Хамбо Ламы Итигэлова были: «Я возвращусь к вам через 75 лет».

После открытия саркофага в 2002 году в присутствии буддистских лидеров России и медицинских экспертов, все были ошеломлены, найдя Ламу Итигэлова, все еще сидящего в той же самой ‘позе лотос’, которую он принял 75 лет назад, прежде чем войти в свою последнюю медитацию. Мало того, что он прекрасно сохранился, его тело сохранило все признаки живого тела, такие как, например, мягкая и упругая кожа, подвижность пальцев рук и локтевых суставов. После того, как ламу извлекли из ящика, в котором он был похоронен, его тело оставалось в сидячем положении без каких-либо приспособлений или поддержек.

Почти девять лет прошло с момента «возвращения» ламы, и его тело, биологический возраст которого приближается к 160 годам, теперь находится в Иволгинском дацане, в стеклянном саркофаге, в котором не регулируются ни температура, ни влажность. Его тело по-прежнему не проявляет никаких признаков распада, что подтверждено многими экспертами из различных стран, которые пришли к заключению, что тело Итигэлова соответствует всем критериям тела живого человека. Было также подтверждено, что тело не было подвергнуто ни мумифицированию, ни бальзамированию.

Практически, постоянно около учителя находится его главный смотритель Бимбо-лама. Через определенное время, по сезону, он меняет ему одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо-лама отметил, что при переодевании «от тела Ламы исходит благоухание».

Во время главных буддистских празднований, семь раз в год, религиозные паломники, число которых возрастает с каждым годом, имеют возможность увидеть тело Хамбо Ламы Итигэлова, которое, по мнению Кочарова А.А., мастера буддийской живописи танка, с каждым годом «выглядит всё лучше».

Это подтвердила и Янжима Васильева, директор института Итигэлова. Она рассказала репортеру Великой Эпохи: «Изменения происходят постоянно. Меняется цвет лица Ламы, а в 2005 году глава буддистов Монголии Хамбо Лама Чойжамц отметил, что у Хамбо Ламы Итигэлова подросли и почернели волосы».

Во время торжественных служб его лицо покрывается каплями пота, которые вытирают хранители. В это время многие верующие видят открытые глаза Хамбо Ламы Итигэлова. «Однажды я тоже видела его открытые глаза,” – поделилась Янжима Дабаевна, прабабушка которой была старшей сестрой Ламы.

Васильева также рассказала, что в первый день II-й конференции «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова» в 2009 году, три высших буддистских иерарха России, Монголии и Северной Индии измерили температуру тела Хамбо Ламы Итигэлова. «Иерархи сообщили участникам конференции, что она достигла 34 градусов. В обычном состоянии температура колеблется от 18 до 23 градусов, » — добавила Янжима Дабаевна.

Ученые и религиозные эксперты пытаются разгадать тайну тела Итигэлова. На 1-й международной конференции «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия», которая была проведена в 2006 году в Москве, профессор, академик РАЕН, доктор технических наук университета «Дубна” Борис Большаков сообщил о результатах последних научных исследований, проведенных с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. Ученые вновь засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела оставались активными, а ядра клеток — живыми и неповрежденными.

Большаков также отметил, что хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в этом «примитивном саркофаге” нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. «Все посетители свидетельствуют, что они испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть идет потеря энергии. Но вес сохраняется, «- констатирует ученый.

Согласно сообщению академика РАН Сергея Курсакина, учеными была зафиксирована деятельность гипоталамуса Итигэлова, а также частоты электромагнитных колебаний, исходящих из тела Ламы. Академик Курсакин добавил, что измеренное им артериальное давление у Ламы Итигэлова было 80 на 30, и что оно меняется в зависимости от погоды. Он также сказал, что «в теле Хамбо Ламы также сохранилась кровь! Правда, она из жидкой стала желеобразной».

Профессор Большаков признался, что он не знает «ни одного подобного, официально зарегистрированного судебно-медицинской экспертизой в государственном документе факта о жизни человека после его физической смерти. Не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще».

В 2009 году, на II международной конференции «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова» И.В. Тихонов из Санкт-Петербурга в докладе «Философский аспект феномена Хамбо Ламы Итигэлова» отметил: » С точки зрения общепринятого представления об окружающем мире, такой биологический объект, как нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, существовать не может. Тем не менее, этот объект существует и постоянно присутствует в нашем мире».

Некоторые ученые называют такое состояние человеческого тела анабиозом. Однако, независимо от названия, современная наука бессильна объяснить этот феномен. «Общечеловеческая важность феномена Хамбо Ламы Итигэлова, «- сказал Тихонов, — состоит именно . в разрушении сложившихся представлений о мире и в осознании необходимости построения новой картины окружающего мира, учитывающей факт существования нетленного тела Хамбо Ламы Итигэлова».

Духовный лидер Тибета Далай Лама XIV сказал в связи с этим в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (№14, 2003 г.): «…многие буддийские монахи познают смерть, умирая во время медитации, таким образом освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет и их тела не разлагаются. Пример тому — медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 75 лет…»

По словам ламы Аюшеева, возвращение Хамбо Ламы Итигэлова «верующих. укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься. «

Как сказала Янжима Дабаевна Васильева, » когда чуть-чуть приближаешся к пониманию, что из сострадания к нам он оставил свое тело, чтобы нас поддержать, — это просто очень потрясающе сильно. Как у нас сейчас констатируют, мы живем в феноменальном мире Хамбо Ламы Итигэлова» .

Послание Хамбо Ламы Итигэлова своему народу

Перед уходом, Итигэлов оставил послание потомкам. Оно было написано на старомонгольском языке вертикальным шрифтом и передано в Иволгинский дацан из Внутренней Монголии Китая в 1996 году.

Читать еще:  Духовная культура в философии. Духовная культура и философия xiх века Философия как отрасль духовной культуры

Ниже приведены отрывки из недавно опубликованного «Послания Хамбо Ламы Итигэлова своему народу».

Богатство молодого человека

состоит только в раннем накоплении благодеяний.

Будьте чистыми среди моря грязи в опасное и смутное время.

Нашедшего драгоценную человеческую свободу – трудно найти! Встретившего драгоценное Учение Будды – трудно найти!

Во время одинокого ухода в следующий мир, Все твое богатство, родные, близкие не последуют за тобой,

Оставшись на родной стороне.

Богатства, безумно накопленные,

Превратятся в особый яд, и станут бесполезными.

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь,

начинайте с сегодняшнего дня

«Практику Десяти Благих Деяний» – незамедлительно!

  • История
  • Исторические персоны
  • Тайны и Мифы
  • 34

Вчера весь день разгоняли истерики про съёмки нового фильма, для которых актрису Юлию Пересильд на 12 дней отправили в космос. Мол «Ужас-ужас! Распил, пжив, пжив!», «Лучше бы .

По делу об «анонимных» комментаторах глумившихся над погибшим в Минске офицером КГБ Белоруссии задержано уже 136 человек, которые проходят подозреваемыми по уголовному делу сразу по двум.

Киев достал всех, но даже в его нынешнем комико-плачевном состоянии приносит Западу прок: является крупнейшим рассадником русофобии на евразийском пространстве, поставщиком дешёвой рабочей силы и сырь.

Загадочное послание для всех жителей планеты Земля Хамбо-ламы Итигэлова

Такая информация появилась в российских СМИ о бурятском ламе, тело которого достали из могилы в начале 21 века. Лама был похоронен в деревянном коробе, его поместили туда прямо в позе лотоса. Тело его выглядело так, будто было мумифицировано, хотя это не так. Податливые мускулы, мягкая кожа, подвижные суставы. Тело было облачено в шёлковые одежды.

Хамбо-лама Итигэлов – человек, хорошо известный в России. Он проходил обучение в Анинском дацане (буддистский университет в Бурятии, сейчас от него остались лишь руины), где получил степени по медицине и философии и создал фармакологическую энциклопедию.

В 1911 году Итигэлов стал Хамбо-ламой (глава буддистской церкви). В период с 1913 по 1917 он участвовал практически во всех царских общественных мероприятиях, был приглашён на празднование 300-летия дома Романовых, открыл первый буддистский храм в Санкт-Петербурге, а 19 марта 1917 года был удостоен ордена Святого Станислава, который получил из рук Николая II.

Во время Первой мировой войны Итигэлов создал, а затем поддерживал организацию «Бурятские братья». Он помогал армии деньгами, продуктами, одеждой, медикаментами, участвовал в строительстве нескольких госпиталей, в которых доктора ламы оказывали помощь раненым солдатам. За это он был награждён орденом Святой Анны II степени.

В 1926 году Итигэлов посоветовал буддистским монахам покинуть Россию потому, что «наступает время красных». Сам Итигэлов отказался уехать. В 1927 году, в возрасте 75 лет, Итигэлов велел ламам начинать медитацию, поскольку он готовился к смерти. Ламы отказались читать молитву, ведь он был ещё жив. Тогда Итигэлов начал медитировать сам, постепенно ученики присоединились к нему и вскоре он умер.

Итигэлов оставил завещание, в котором просил похоронить его, как есть, сидящим в позе лотоса, в кедровом коробе на обычном кладбище. Так и было сделано. В завещании был также пункт, в котором он просил эксгумировать его тело через несколько лет. Следовательно, он знал, что его тело сохранится.

Это пожелание было исполнено буддистскими монахами в 1955 и в 1973 годах, но они боялись кому-либо об этом говорить, поскольку коммунистический режим не оставил места для религии в жизни общества. Только в 2002 году тело было эксгумировано снова и перенесено в Иволгинский дацан (резиденцию сегодняшнего Хамбо-ламы), где оно было тщательно осмотрено монахами и, что более важно, учёными и патологоанатомами. Официальное заключение гласит: тело замечательно сохранилось, никаких следов разложения не обнаружено, все мышцы и внутренние ткани без повреждений, кожа мягкая, суставы подвижны. Самое интересное, что тело никогда не бальзамировалось и не мумифицировалось.

Сейчас тело Итигэлова находится на открытом воздухе, никакой специальные режим температуры и влажности не поддерживается, к нему приходят люди. Никто не знает, каким образом тело Итигэлова остаётся в таком состоянии.

ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ И НЕОСПОРИМЫЙ СЛУЧАЙ НЕТЛЕННОГО ТЕЛА во всём мире. Бальзамирование и мумифицирование широко известно среди разных народов: Чили (Чинчорро), египетские мумии, христианские святые, коммунистические лидеры и так далее. Некоторые тела замораживали, но как только они попадали в кислородную среду, они начинали гнить буквально в течение нескольких часов.

Буддистские тексты описывают подобные чудеса, но в действительности таких примеров не существует. Хотя нет, теперь существует.

Через два года после эксгумации на теле Итигэлова не было никаких признаков разложения, на нём нет плесени, с ним абсолютно ничего не происходит. Перед смертью Итигэлов сказал, что он оставил послание для всех жителей планеты Земля. Это послание без слов. Сегодня наша очередь попытаться разгадать его.

Загадка бурятского ламы – в учении, мнениях, кино

Феномен XII Пандито Хамбо ламы Итигэлова вот уже 17 лет не оставляет равнодушными ученых, лам и верующих. Его явление спустя 75 лет после смерти – это настоящее чудо, случившееся в XXI веке и опровергшее многие представления о материальном мире. О загадке бурятского ламы пишут книги. Фильм, посвященный этому чуду, вошел в программу VIII Забайкальского международного кинофестиваля и был представлен в номинации «Забайкальские жемчужины». Более того, ежегодно в Иволгинском дацане проходит конференция с участием ученых из Монголии, Китая, Ближнего и Дальнего зарубежья, которые пытающихся изучить ежедневные духовные послания Учителя, которые он передаёт человечеству через своего хранителя – Бимба ламу Доржиева. Восьмая по счету конференция состоялась в конце июня.

Миф и реальность

Напомним, Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов – глава буддистов Восточной Сибири в начале ХХ века. Уже тогда о нем слагали легенды. Говорили, он может парить над поверхностями, проходить сквозь стены и даже ходить по воде. Не менее загадочной была и смерть великого религиозного деятеля: 15 июня 1927 года он собрал учеников, сел в позу лотоса и под молитву-благопожелание умершему ушёл в нирвану. Когда Хамбо лама перестал дышать, его тело похоронили в бумхане (кедровом коробе) в местности Хухэ-Зурхэн. Перед тем, как уйти окончательно, он отдал четкие распоряжения, как его похоронить и когда навещать – первый раз через 30 лет.

Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м – на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной – сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Убедившись в неизменности тела Итигэлова, ламы сменили ему одежду и бумхан. Такой же ритуал был проведен в 1973 году. Тогда он был связан с сильнейшим наводнением, отрезавшим на месяц Иволгинский район от Улан-Удэ. Сам Итигэлов распорядился перед «уходом» окончательно достать его тело спустя 75 лет.

Хранитель тела Итигэлова Бимба лама признался в одном из интервью: «Всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела». Он видел во сне свою встречу с Великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, точно знавшего, где похоронен Учитель, – дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения, который 7 сентября 2002 года указал Аюшееву место захоронения.

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября 2002 года откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанным солью.

Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнулись все суставы, включая самые мелкие – на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови.

Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан. Люди, которые наблюдают ламу на протяжении этих лет, отмечают, что у него подросли и потемнели волосы и несколько изменился цвет кожи – в некоторых местах она побурела, где-то стала золотистой.

Получается, Итигэлов замедлил, почти остановил время. Тело лишь кажется умершим, в нем сохраняется жизненная энергия.

Загадка для ученых

В 2002 году комиссия судмедэкспертов сделала заключение о том, что никакая бальзамация и консервация тела не производилась. Десятки лет оно оставалось нетленным. Сегодня это главная святыня Иволгинского дацана. Несколько раз в год, в праздничные дни, Хамбо лама Итигэлов появляется перед верующими: драгоценное и неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться и попросить о сокровенном любой желающий. 6 июля состоялось очередное в этом году поклонение верующих XII Пандито Хамбо Ламе Даши Доржи Итигэлову. С раннего утра перед Согчен дуганом и внутри него выстроилась большая очередь из паломников и верующих, желающих поклониться Великому Учителю. Следующие праздничные дни в этом году – 2 октября, 19 ноября и 21 декабря.

Каждый день Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов передаёт в наш мир послания через своего главного хранителя – Бимба ламу Доржиева. А глава Буддийской традиционной Сангхи России публикует наставления, советы и предупреждения Учителя в соцсетях с собственным комментарием: сначала – на бурятском, а через какое-то время – на русском языках. Кстати, многие делают «репосты» записей, которые выкладывает лидер российских буддистов. Так учения человека, победившего «ангела смерти», уходят на север Китая, где служители дацанов и прихожане постигают тайные знания, которые после распространяются по всему миру.

Читать еще:  Повышение пенсионного возраста противоречит Конституции?

Как только возник феномен Итигэлова, про это событие заговорили во всём мире. Наука и по сей день остаётся перед ним в замешательстве. Лама Итигэлов медитирует уже 86 лет, не подавая внешних признаков жизни. Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела Хамбо Ламы Итигэлова его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей. Их вывод: умерший в 1927 году человек находится в состоянии, не известном науке.

В 2005 году по настоянию лидера российских буддистов доступ к нетленному телу для учёных был закрыт. С тех пор исследования феномена проводились только в рамках конференций, организуемых Буддийской традиционной Сангхой. Раньше их устраивали раз в два года, а с 2017-го решили сделать ежегодными.

В этом году в центре буддизма России – Иволгинском дацане «Хамбын Хурээ» на базе буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д. Д. Заяева состоялась VIII Международная конференция «Феномен XII Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова».

Два года назад изменился и формат мероприятия – теперь обсуждения проходят на трёх языках – бурятском, монгольском и русском. В 2019 году на мероприятие съехалось более трёхсот участников из разных регионов страны, а также гости – учёные ламы и верующие из соседней Монголии и Внутренней Монголии.

В главном храме республики побывал и исполняющий обязанности руководителя администрации Улан-Удэ Игорь Шутенков. Он заявил о важном влиянии Хамбо ламы Итигэлова на жителей бурятской столицы:

– Ежегодно тысячи верующих посещают Иволгинский дацан, чтобы поклониться драгоценному неиссякаемому телу Хамбо ламы Итигэлова, пообщаться с ним, получить благословение и попросить о помощи. Энергетическое воздействие Хамбо ламы Итигэлова огромно, его можно ощутить не только здесь, в дацане, – оно распространяется и на всю Бурятию. Его благословение чувствуем и мы, жители Улан-Удэ.

– Хамбо Лама Итигэлов каждое утро даёт нам учения, мы их собираем и записываем на бурятском селенгинском языке. И сейчас мы начали переводить их на русский язык, помимо того, что ежедневно учения уходят на бурятском селенгинском языке в монгольский мир, – обратился к собравшимся XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев. – Исходя из этого сегодня мы имеем 94 страницы учения Хамбо Ламы Итигэлова. В них сосредоточены наставления Хамбо Ламы. Здесь собраны все ценные слова, которые мы должны понять и применять в своей повседневной жизни, потому что именно мы, буддисты Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии, несём самую большую ответственность. Потому нам необходимо постигать учения Хамбо Ламы Итигэлова и ламы Эрдэни-Хайбзун Галшиева. Это наше знание, это наше образование, культура – это всё для нашего народа. Мы должны гордиться, что мы являемся современниками Хамбо Ламы Итигэлова. Но сегодня мы, как подопытные кролики, – чем ближе к Богу, тем дальше храм, как говорит Хамбо Лама. Поэтому мы все должны опасаться того, что, находясь около Хамбо Ламы Итигэлова, можем стать неверующими. Больше всего Хамбо Ламу любят те, кто дальше всех от него, в отличие от бурятских буддистов. Нам повезло, что мы живём рядом с Хамбо Ламой Итигэловым, но, всё же, мы очень далеко от него в мыслях своих. Наши земляки озабочены тем, как бы выжить в этих непростых условиях.

– Основа буддизма заключается в том, что мы проверяем своего Учителя, мы не должны слепо верить на слово, поэтому слова Хамбо Ламы Итигэлова надо скрупулёзно изучать и после этого принять. Учение надо понять умом и после этого принять, это особенности буддизма. Настоящий буддист верит, если он понимает, – подчеркнул гость из Монголии Балдан-багша.

– На нас лежит большая ответственность. Необходимо, чтобы учение Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова сохранялось для наших потомков, потому что это история буддизма и надо ценить это великое учение, – считает вице-президент Тибетского дома в Москве Надежда Беркенгейм. Надежда – один из составителей ежегодного сборника «Послания Хамбо-Ламы Итигэлова». Обсуждение изречений Великого Учителя из этой книги является предметом дискуссий практической части Итигэловской конференции.

Кроме того, на конференции в очередной раз побывала Екатерина Косенко (Иркутск) – инициатор публикации учений Хамбо ламы, представитель общественной организации «Тибетский дом». Три года назад началось издание сборников ежедневных посланий Хамбо ламы Итигэлова, причём исключительно на народные деньги.

– Зная биографию и судьбу Хамбо Ламы Итигэлова, важно понимать, что это архисложно – сохранить своё тело. Его слова – это не просто послания, это понимание жизни просветлённого человека, это его философия, которой он делится с нами, – уверена Екатерина Косенко. – Важно понять, как он относится к жизни, как нам понимать те или иные вещи. Это большая ценность – прикоснуться к этим великим словам, постичь современное буддийское учение, попытаться понять его глубинный смысл.

И меняется восприятие жизни…

В этом году участникам конференции была представлена книга «Жизнь как вызов», посвященная истории Хамбо ламы, и документальный фильм «Феномен Итигэлова. Загадка бурятского ламы». Фильм в прошлом году сняли московские исследователи, выиграв президентский грант. На специальном Каннском фестивале он удостоился премии как лучший полнометражный документальный фильм в области культуры в номинации «Всемирная инициатива во имя мира».

А премьера фильма состоялась в 2018 году на XXVI фестивале российского кино «Окно в Европу». В Чите показ фильма «Феномен Итигэлова. Загадка бурятского ламы» прошел в кинотеатре «Бригантина». Невероятная история и уникальные кадры вызвали бурю эмоций, сомнений, вопросов.

Осень 2002 года. Тело Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова поднимают из-под земли в третий и окончательный раз. О всех тех, кто принимал участие в возвращении религиозного деятеля, и идет речь в киноленте. Сотрудники института культурологии полгода провели в литературном архиве, Эрмитаже, Музее истории религии. География проекта раскинулась от Москвы и Санкт-Петербурга до самых отдаленных уголков Бурятии и Забайкальского края.

Нина Кочеляева, директор нового Московского института культурологии, продюсер фильма, после показа заметила:

– Каждый человек должен для себя сам решить, что для него значит Даши-Доржо Итигэлов и его нынешнее состояние. Когда ты работаешь с элементами веры и с тем, что принадлежит вере, здесь нужна огромная деликатность, которую мы старались проявить. И мы не хотели сами говорить. Вы не увидите в нашем фильме ни одного закадрового текста. Мы хотели дать слово носителям этой культуры – это для нас было важнее, то, как они понимают.

Она рассказала о встречах с людьми, для которых его история – не разговор о прошлом, а часть их собственной повседневной жизни. Важный нюанс: авторы не демонстрируют тела Итигэлова. Как пояснила зрителям после показа продюсер, они намеренно отказались это делать, поскольку дорожили доверием буддистов, помогавшим им в съёмках.

– Тем более, мы не гнались за сенсацией, снимая этот фильм. Для нас была важна духовная составляющая – то, как люди, проповедующие эту религию, смотрят на вещи через призму указанного феномена, как они открываются в своей вере благодаря этому и какие истины постигают. И мы дорожили тем доверием, которое они нам оказали. По сути, их откровения стали основой данной картины. Вообще, мне кажется, что когда ты работаешь с такого рода материалом, который касается вопросов веры и уважения к этой вере, очень важно, как у тебя выстраиваются отношения с этим человеком, на какой ты с ним связи – ментальной или какой-то другой. Ведь для каждого этот уровень связи свой. И поэтому вклиниваться в эти индивидуальные отношения нам показалось тоже неэтично. Более того, у нас у самих сложились определённые взаимоотношения с Хамбо ламой Итигэловым. Приведу такой пример: во время съёмок всегда была хорошая погода, даже если прогноз был самый чудовищный. Разве это не знак присутствия великого буддиста?

Она призналась, что для неё съёмки данного фильма стали новым этапом в жизни.

– В ходе работы над проектом у меня поменялось восприятие жизни. Я начала иначе смотреть на «время» – не стала больше куда-то спешить, не взирая даже на то, что живу в мегаполисе. Сейчас мне не страшно что-то отпустить или упустить, поскольку знаю, что по воле судьбы я непременно окажусь в нужном месте. Я стала, наконец-то, просто наслаждаться жизнью, испытывать ощущение спокойствия и тишины.

Режиссер Елена Демидова обратила внимание на то, что это фильм-исследование, потому что авторы «пытались смотреть, видеть, слышать».

Фильм начинается со слов Дид Хамбо ламы Цырена Дондукбаева из Агинского дацана, где он подчеркивает, что воспитание и тот высокий уровень, которого достиг Хамбо-лама, трудно осмыслить и понять.

Кинолента разделена на несколько глав, которые начинаются начертанными посланиями Хамбо ламы Итигэлова. В одном из эпизодов показывают, как в библиотеке дацана случайно обнаружили автобиографическую книгу об Итигэлове, написанную от руки на старомонгольском языке. В ней повествуется, что он имел пять рождений в Индии, потом обрел пять в Тибете, далее – в теле Дамба-Доржо Заяева (первый Хамбо лама). А уже потом переродился и стал двенадцатым Хамбо ламой в начале XX века. В этом документальном кино не показывают Драгоценного тела, как объяснила режиссер, кинокамера всего лишь «железка» и не может видеть тайное и сакральное.

Девяносто три минуты пролетели на одном дыхании, и многие, кто пришел на кинопоказ, для себя решили – постараться увидеть феномен Итигэлова в реальной жизни.

i18nFormat(static::$niceFormat, $timezone, $locale);—>

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector