0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

5 сентября — Отдание праздника УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Крестный ход с плащаницей Божией Матери, ежегодно совершаемый в Гефсимании в воспоминание Ее блаженного Успения – одно из самых торжественных и умилительных богослужений Иерусалимской Православной Поместной Церкви.

Согласно Священному Преданию, после Вознесения Своего Божественного Сына Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь. Затем Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей через три дня Ее кончине. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Иерусалимскую Церковь.

В день Успения Богородицы в Иерусалиме чудесным образом собрались для прощания с Божией Матерью почти все апостолы, кроме апостола Фомы. В момент Ее кончины воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством Ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу, прося благословить всех почитающих Ее память. Затем Она радостно предала Свою душу в руки Господа. Этот момент мы видим на иконах Успения: в центре лежит почившая Богородица, лик Ее мирен и тих. А на руках Христа в виде младенца душа Его Пречистой Матери.

Икона из праздничного чина церкви Успения
в с. Волотово под Новгородом. 1470-1480-е гг.
Новгородский государственный
историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник

Началось торжественное перенесение тела Богородицы из Иерусалима в Гефсиманию, где Пречистая повелела похоронить Себя. Иерусалимские христиане пели торжественные гимны, псалмы, с умилением провожая Матерь Божию в последний путь. Но не все разделяли их чувства. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки (этот момент также часто изображают на иконах праздника). Он получил исцеление лишь после покаяния. Таким образом, ничто не смогло нарушить торжественности происходящего действия. Приснодева Мария была с честью погребена.

Место погребения Пресвятой Богородицы издревле почиталось верующими, не прерывался поток богомольцев, желающих попасть сюда. В наше время путь паломника, желающего посетить в места, связанные с Успением Божией Матери, начинается с горы Сион. Здесь расположен католический храм в честь Успения Богородицы. На этом месте в древности был дом апостола Иоанна Богослова, в котором и наступила кончина Божией Матери. В крипте храма в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Первая церковь над Гробом Богородицы была выстроена в 326 году по приказу Елены, матери византийского императора Константина. На Шестом Вселенском соборе христианской Церкви (680-681 годы, Константинополь) было решено вскрыть Гробницу Богородицы; предание гласит, что в гробе были обнаружены погребальные пелены и Пояс.

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании

Затем паломники направляются к Гробнице Богородицы, расположенной в Гефсимании. Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона (или Иосафатовой долиной), в которой расположено кладбище. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое – у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была впоследствии погребена вместе с Иоакимом. Здесь же нашла место упокоения и ее Дочь.

Уже в IV веке над гробницей Божией Матери был воздвигнут храм, имевший в плане форму креста. Церковь сильно пострадала при персидском нашествии, была перестроена крестоносцами, затем вновь разрушена мусульманами. Игумен Даниил, совершивший паломничество на Святую Землю в начале XII века, так описывал это место в своем повествовании:

«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, – на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Храмовая лестница

В XI столетии первоначальная церковь была разрушена, но в 1161 году храм был отстроен заново под присмотром Мелисенды, дочери иерусалимского короля Балдуина II де Бурга. Мелисенда Иерусалимская после ее смерти была похоронена в крипте церкви Успения Богородицы.

Современный православный храм на этом месте сохранил первоначальный крестообразный план. Вход в церковь, большей частью, находящуюся под землей, находится в южной части здания, к нему прилегает небольшая площадь. Внутрь храма Успения Богородицы ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. По ней паломники проникают непосредственно во внутреннее, подземное, пространство храма. На 23-й ступени в нише справа расположены гробницы праведных Иоакима и Анны, а слева – праведного Иосифа Обручника.

Спустившись в Успенский храм, можно увидеть небольшую часовню-кувуклию из мрамора площадью примерно 2 х 2 метра с двумя входами (паломники попадают в кувуклию через западный вход и выходят через северный). В кувуклии находится одна из величайших христианских святынь – Гроб Богородицы – каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании (монастыря, расположенного близ Храма Гроба Господня) крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы, повторяя апостольский погребальный маршрут.

Иерусалимская икона Божией Матери

В восточной части церкви можно видеть Иерусалимскую икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и весьма почитаема православными чудотворная икона.

Придел Иосифа принадлежит Армянской Апостольской Церкви (с 1814 года). В церкви Успения Богородицы в Гефсимании расположены также православные престолы св. первомученика Стефана и свт. Николая Чудотворца, армянский престол у западной стены кувуклии, коптский и сиро-яковитский престолы. Мусульмане тоже почитают Деву Марию, для них в храме устроена особая молельня.

По древней традиции праздник Успения Божией Матери на Святой Земле отмечается несколько дней. Праздничные торжества в Иерусалиме начинаются 25 августа, за три дня до самого праздника, в день преставления Пресвятой Богородицы, когда по Преданию апостолы чудесным образом собрались из разных мест, чтобы проститься с Ней, лежащей на смертном одре.

Богомольцы на крестном ходе

В эти дни Иерусалимский Патриархат проводит крестный ход, Чин погребения Божией Матери и затем Божественную литургию в сам день праздника. Крестный ход символизирует перенесение апостолами пречистого тела Матери Спасителя из Иерусалима в Гефсиманию для погребения. В эти дни храмы и улицы Иерусалима заполняются многочисленными паломниками из разных стран.

25 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи игумен Гефсиманского Успенского монастыря совершает Божественную литургию. По ее окончании в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед хранящейся на подворье Плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится Гробница Пресвятой Богородицы.

Процессия архиереев, священников, монашествующих и многочисленных мирян со свечами и ветками базилика отправляется с площади перед храмом Воскресения по Крестному пути Спасителя в направлении Елеонской горы. Медленно и торжественно верующие сопровождают плащаницу Божией Матери. Это перенесение называется лита́нией .

В предшествии клира настоятель Гефсиманского подворья несет на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой саму Плащаницу. Она представляет собой вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во Гробе, образ с обеих сторон обложен серебряным окладом с позолотой, а венец украшен драгоценными камнями.

Гробница Богородицы

В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, икона-Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения. Паломники возжигают свечи. Свечи полагаются на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Богородицы.

Читать еще:  “Дети плачут, снаряды рвутся, народ побежал в ужасе”

Согласно церковному Преданию ученики Христовы в течение трех дней пребывали у Гроба Божией Матери, воспевая псалмы. Как говорит святитель Филарет Московский, полное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши Гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее Самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни»». Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица оставила в дар и благословение Свой Пояс, который упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре во имя святой Марии Магдалины.

27 августа, за день до праздника, в 9-10 часов утра в Гефсимании по обычаю начинается Чин погребения Матери Божией с участием Иерусалимского Патриарха. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию.

Чин погребения Божией Матери

По дороге икону встречают богомольцы, целуют лик Пречистой и подносят к иконе детей. За духовенством в два ряда шествуют монахи и монахини Святого Града. Шествие продолжительностью около двух часов завершается пара́клисом (молебным каноном) в Гефсиманском храме. Вместе с чтением 17 кафизмы Псалтири поются похвалы, подобные совершаемым в Великую Субботу. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится Плащаница Пресвятой Богородицы.

В самый день праздника Успения, т.е. 28 августа, когда по церковному преданию апостолы вместе с прибывшим позже апостолом Фомой обнаружили, что Гроб Божией Матери пуст, совершается торжественная Литургия, за которой христиане причащаются Святых Христовых Таин.

В день отдания праздника, 5 сентября, снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святую Плащаницу Богородицы несут священнослужители во главе с настоятелем – архимандритом Гефсимании.

Так величественно и торжественно отмечает Церковь память Той, Которая при жизни была тиха и скромна, стремилась во всем исполнить не Свою, но Божию волю. За то и воздал Ей Господь немеркнущей в веках славой и особенною любовью всех христиан.

Священномученик Серафим (Чичагов). Из слова в день празднования Успения Божией Матери:

«Духовная сила и всемирная слава Богоматери открылась людям только по Ее Успении. Вся Ее жизнь была преисполнена величайшими испытаниями, скорбями, уничижениями, подозрениями от ближних даже и тайными, сокровенными подвигами с детства. Безмолвствуя среди шумного мира, Она кротко и смиренно наблюдала за евангельскими событиями из народной толпы, которая сопутствовала Христу, и слагала все в Своем сердце. Точно таинственная луна, светила Она тихо и издалека, заимствуя Свой Божественный свет от Сына Божия, как Вечного Солнца, располагая всех к молитве и созерцанию величия Спасителя мира и беспредельной любви Благодетеля человечества, и только по временам, изредка, скрывалась в лучах Его небесной славы…»

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Гефсимания. Храм Успения Божией Матери

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Успение Божией Матери, Стеариновая пластина. X в. Вена, Музей исторических искусств

Святой Иоаким, отец Пресвятой Богородицы, преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Его жена, святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от апостольских времен.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим, дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к Гробу Господню, воскуривала здесь фимиам и преклоняла колени. В одно из таких посещений перед Ней предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем. Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.

Церковь Успения Божией Матери. Фасад здания

Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой перенес его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, завершивший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, как говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.

Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о благостоянии всего мира.

Вход в ц. Успения Пресв. Богородицы. Литография художников Г. и Н. Чернецовых. 1842–1843 гг.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа.

Внезапно заблистал неописуемый Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Своды помещения как бы исчезли в лучах необъятного света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцов и пророков.

Гробница. Каменное ложе, на котором три дня покоилось тело Божией Матери

Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел на смирение Рабы Своей» – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители вечной жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатный лик Богоматери сиял славой Божественного девства, а от тела исходило благоухание.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Придел Иоакима и Анны

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им о Христе, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, а само тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу.

Успение Божией Матери. Фреска 1294-1295 гг. Охрид, церковь Богоматери Перивлепты

Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы на Небо.

Читать еще:  Мне тридцать лет, а я боюсь Бабайку из книжек моей дочери

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это обрадовало апостолов и они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Храм Успения Богородицы, лестница от входа, ведущая в гробницу (соврем. фото)

С самого погребения Пресвятой Богородицы христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было покрыто пречистое и благоухающее тело.

Сохранились свидетельства, что в конце VII в. над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол храма Воскресения Господня. Сейчас нет и следов этой церкви. В IX в. близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 г. от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 г.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморные колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На уровне 23-й ступени, на правой стороне, находится придел в честь святых богоотцов Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне – часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый – Армяно-Григорианской.

Необходимо спуститься на 46 ступенек, чтобы попасть в гробницу Богородицы

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 34 м, в ширину 5,5 м. В усыпальницу Матери Божией ведут два небольших входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

Фотопутешествие в Гробницу Пресвятой Богородицы

Вход в храм Успения Божией Матери в Гефсимании.

Вот сюда, в Кидронскую долину, в Гефсиманию, к западному подножию Елеонской горы, принесли апостолы тело Божией Матери и положили его во гробе. До Гефсиманского сада и знаменитых древних олив отсюда метров 70 (или немногим дальше). Подземный храм Успения Божией Матери (которому примерно полторы тысячи лет) принадлежит грекам и армянам, молиться и поклониться сюда приходят все христиане, кроме протестантов. На фотографии собственно вход в храм и площадка перед ним (она уже находится ниже уровня земли). Здесь часто много паломников и просто туристов, а также арабских детей которые «продают» веточки олив, растущих вокруг, то есть попросту говоря попрошайничают.

Лестница ведущая в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Когда Вы входите в двери, то сразу попадаете на лестницу из древних ступеней (их около пятидесяти и они разных эпох), которые довольно круто ведут вниз. Примерно на середине этой лестницы устроены два придела в честь св.Иосифа Обручника (левый) и в честь свв.Иоакима и Анны (правый). Входы в них хорошо видны на этом снимке. По преданию эта гробница была семейной, соответственно и эти святые когда-то были похоронены именно здесь. Внизу, в конце лестницы, постоянно дежурит как минимум один греческий монах. Спустившись ниже уровня упомянутых приделов как правило увидим немалое количество молящихся паломников, их лица обращены направо от входа, на восток, именно там находится гробница Божией Матери.

Часовня над Гробницей Божией Матери

Повернув направо мы увидим небольшую часовню с двумя входами, точнее с одним входом (он на снимке справа и туда стоит очередь паломников) и одним низеньким выходом. Часовня вся увешана иконами и лампадами. Многие входят сюда поклониться не иначе как на коленях, что мы и видим. В прежние времена рядом с этой часовней (если не ошибаюсь справа от нее) было отведено специальное место где могди помолиться мусульмане, почитающие Пресвятую Деву, сейчас вроде бы этого уже нет.

Престол внутри часовни

Внутри часовни очень тесно, древние низенькие округлые своды. Одновременно здесь могут молиться человека три, едва ли больше. Вошедший видит несколько икон и свечи, горящие на каменной плите-престоле, которая прикрывает сверху ложе Божией Матери.

Ложе Пресвятой Богородицы

Теперь самое время преклонить колени. Поступивший так увидит своими глазами (за стеклом) каменное ложе, на котором апостолами было положено тело Божией Матери (усопшей по преданию в возрасте 72 лет) и с которого оно было перенесено Христом на небеса. Как видим некоторые кидают сюда записки и даже деньги (пожертвования). Плиту престола мы теперь видим на этом снимке снизу, между ней и собственно ложем значительное пространство (не так как в Кувуклии на Гробе Господнем).

Иерусалимская Икона Божией Матери

Теперь выйдем из часовни и повернем вслед за другими паломниками направо и пройдем за часовню, вглубь храма. Здесь в каменном киоте находится очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Насколько мне известно она была написана относительно недавно (я полагаю что лет 100-120 назад, не знаю этого достоверно) русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении. Старец Паисий Святогорец именно про эту икону говорил что она более всего имеет портретное сходство с Богородицей. Очередь чтобы помолиться здесь и приложиться к иконе такая же как и в гробнице. Многие паломники (особенно приезжающие в группах) красиво поют хором, прославляя Божию Матерь (я слышал греков, французов-католиков и некоторых других). По обе стороны от киота (по стенам храма) расположены небольшие диванчики-сиденья, когда народу мало здесь очень хорошо передохнуть в полной тишине подземелья. Здесь же у стены (слева от киота) находится еще один греческий православный престол, ничем не огражденный.

Иерусалимская икона Божией Матери

От этой иконы и в самом деле трудно отвести глаза (по крайней мере для меня это так). Репродукции с этого образа встречаются в Иерусалиме повсеместно и очень часто.

Ну а теперь можно и наверх, к солнцу.

Непосредственно рядом с входом в храм Успения, на той же небольшой площади, находится маленькая греческая церковь, со звонницей на которой развиваются два флага — греческий государственный и флаг Святогробского Братства. Эти флаги являются непременным атрибутом всех храмов и монастырей Православного Иерусалимского Патриархата на Святой Земле.

Торговля веточками олив

Вот она, упомянутая выше «торговля» веточками олив (но это уже у самого входа в Гефсиманский сад).

Храм Марии Магдалины

В непосредственной близости от церкви Успения (метров 200, немного выше по склону Елеонской горы) находится храм Марии Магдалины (и небольшой русский женский монастырь РПЦЗ при нем), сад в котором он стоит трудами монахинь поистине райский.

Храм Марии Магдалины

Если смотреть сверху, то хорошо видно что сразу под ним, у подножия Елеонской горы и рядом с гробницей Божией Матери находится Гефсиманский сад, а рядом с садом (можно сказать в нем) католическая церковь Всех Наций (двенадцать небольших куполов хорошо видны), построенная в 20-х годах двадцатого века, ее алтарь стоит на скале, на которой по преданию молился Христос непосредственно перед тем как стража пришла за ним. Аминь и слава Богу.

Успение Богородицы на Святой Земле

Во время паломнической поездки по Святой Земле мы сказали своему гиду: «Как здорово, наверное, здесь очутиться на Пасху или в какой-нибудь двунадесятый праздник!». Подумав, Ирина ответила: «Народу очень и очень много, тяжело молиться. Поэтому я не зову вас сюда ни на один праздник. Кроме Успения Божией Матери — очень красивое, торжественное и вместе с тем умилительное богослужение в этот день совершается в Гефсимании».

Согласно Священному Преданию, после Вознесения Своего Божественного Сына Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь. Затем Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Читать еще:  Смерть банкира в СИЗО: почему заключенных не лечат

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей через три дня кончине. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую.

В день Успения Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Нею почти все апостолы, кроме апостола Фомы. В момент Ее кончины воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством Ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу, прося благословить всех почитающих Ее память. Затем Она радостно предала Свою душу в руки Господа. Этот момент мы видим на иконах Успения: в центре лежит почившая Богородица, лик Ее мирен и тих. А на руках Христа в виде младенца душа Его Пречистой Матери.

Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию, где Богородица повелела похоронить Себя. Иерусалимские христиане пели торжественные гимны, псалмы, с умилением провожая Матерь Божию в последний путь. Но не все разделяли их чувства. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но Ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан Ангелом, отсекшим ему руки (этот момент также часто изображают на иконах праздника). Он получил исцеление лишь после покаяния.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. Как говорит святитель Филарет Московский, полное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее Самой услышали слово утешения: “Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни”». Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре во имя святой Марии Магдалины.

Места паломничества

Путь паломника, желающего в Иерусалиме посетить места, связанные с Успением Божией Матери, начинается с горы Сион. Здесь расположен католический храм в честь Успения Богородицы. На этом месте в древности был дом апостола Иоанна Богослова, в котором и наступила кончина Божией Матери. В крипте храма в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Затем паломники направляются к Гробнице Богородицы, расположенной в Гефсимании. Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона (или Иосафатовой долиной), в которой расположено кладбище. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое — у Гефсиманских ворот, а второе — в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была впоследствии погребена вместе с Иоакимом. Здесь же нашла место упокоения и ее Дочь.

Уже в IV веке над гробницей Божией Матери был воздвигнут храм, имевший в плане форму креста. Церковь сильно пострадала при персидском нашествии, была перестроена крестоносцами, затем вновь разрушена мусульманами. Игумен Даниил, совершивший паломничество на Святую Землю в начале XII века, так описывал это место в своем повествовании: «Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Успенский храм в настоящее время принадлежит Православной Церкви и Армянской, но совершать богослужение в нем могут и представители других конфессий, даже есть место для молитвы мусульман, по-своему почитающих Деву Марию. Современный храм сохранил первоначальный крестообразный план. Он находится под землей, входим в него мы с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. На 23-й ступени в нише справа расположены гробницы праведных Иоакима и Анны, а слева — праведного Иосифа Обручника.

Спустившись в храм, мы видим небольшую часовню, построенную на месте погребения Божией Матери. Внутри часовни находится каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании (монастыря, расположенного близ Храма Гроба Господня) крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

Праздничное богослужение

По древней традиции праздник Успения Божией Матери на Святой Земле отмечается несколько дней: с 25 по 28 августа. В эти дни Иерусалимский Патриархат проводит крестный ход, Чин погребения Божией Матери и затем Божественную литургию в сам день праздника. В эти дни храмы и улицы Иерусалима заполняются многочисленными паломниками из разных стран.

25 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По ее окончании в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Настоятель несет Плащаницу в предшествии клира на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Она представляет собой вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во гробе, образ с обеих сторон обложен сребро-позлащенным окладом, а венец украшен драгоценными камнями. Это перенесение Плащаницы называется литанией.

В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения. Паломники возжигают свечи. Свечи полагаются на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Богородицы.

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 27 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, целуют лик Пречистой и подносят к иконе детей. За духовенством в два ряда шествуют монахи и монахини Святого Града. Шествие продолжительностью около двух часов завершается параклисом (молебным каноном) в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится Плащаница Пресвятой Богородицы.

В сам день праздника Успения совершается торжественное богослужение, христиане причащаются Христовых Таин. В день отдания праздника, 5 сентября, снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святую Плащаницу Богородицы несут священнослужители во главе с настоятелем — архимандритом Гефсимании.

Так величественно и торжественно отмечает Церковь память Той, Которая при жизни была тиха и скромна, стремилась во всем исполнить не Свою, но Божию волю. За то и воздал Ей Господь немеркнущей в веках славой и особенною любовью всех христиан.

Марина Шмелева

Священномученик Серафим (Чичагов). Из слова в день празднования Успения Божией Матери:

Духовная сила и всемирная слава Богоматери открылась людям только по Ее успении. Вся Ее жизнь была преисполнена величайшими испытаниями, скорбями, уничижениями, подозрениями от ближних даже и тайными, сокровенными подвигами с детства. Безмолвствуя среди шумного мира, Она кротко и смиренно наблюдала за евангельскими событиями из народной толпы, которая сопутствовала Христу, и слагала все в Своем сердце. Точно таинственная луна, светила Она тихо и издалека, заимствуя Свой Божественный свет от Сына Божия, как Вечного Солнца, располагая всех к молитве и созерцанию величия Спасителя мира и беспредельной любви Благодетеля человечества, и только по временам, изредка, скрывалась в лучах Его небесной славы…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector