Ушли в радости. Две смерти на Светлой седмице
Содержание
- 1 Ушли в радости. Две смерти на Светлой седмице
- 1.1 Самое ложное суеверие, связанное с Пасхой.
- 1.2 Поминайте усопших правильно . Особенно в дни Пасхи
- 1.2.1 Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели
- 1.2.2 Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
- 1.2.3 Поминая усопших, лучше сделать все правильно – по-Евангельски
- 1.2.4 Существует традиция – приглашать на могилы священника
- 1.2.5 К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»
- 1.2.6 Неосознанные обычаи
- 1.2.7 Что подумают люди…
- 1.2.8 Зачем священник на кладбище?
- 1.3 Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии
- 1.4 Как в народе относятся к тому, что человек умирает в Пасху
- 1.5 Траурная церемония по усопшему на Пасху
- 1.6 Православная Жизнь
- 1.7 Main menu
- 1.8 Вы здесь
- 1.9 Чего следует избегать на Светлой седмице?
Самое ложное суеверие, связанное с Пасхой.
Самое ложное суеверие — любой человек, умерший на Пасху, сразу попадает в Рай
«Ничто нечистое не войдёт в Царствие Небесное » (Откр. 21:27)
Поверия, приметы, гадания и разного рода обряды, уходящие своими корнями в язычество, не проходят мимо ни одного церковного праздника, омрачая даже праздников Праздник – Светлое Христово Воскресение.
Суеверий и обрядов, связанных с Пасхой, великое множество, лежащее в диапазоне между абсурдом и кощунством. Здесь пойдёт речь а самом главном: любой человек, умерший на Пасху и Светлую седмицу, сразу попадает в Рай, через «отверстые врата».
Если христианин умирает на Пасху, его хоронят по особому пасхальному чину, напоминающему о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Отойти ко Господу в день Святой Пасхи – особая милость Божия для христианина. Но участь человека в вечности зависит не от календарной даты окончания земной жизни, а от состояния души. Важно не в какой день мы умрём, а в каком состоянии Господу предстанем.
Спасение – это близость к Богу, подобие Ему в добродетелях, а не наивный расчёт прошмыгнуть в «отверстые врата» Рая. Для непреображённого человека Царство Божие будет невыносимо, – как для того, кто скрывался от солнца, будут невыносимы яркие солнечные лучи. Недаром говорят, что двери Ада заперты изнутри.
Представление об «автоматическом» попадании в Ад или Рай, невзирая на то, как именно человек прожил жизнь, – характерно именно для языческого, магического восприятия. Христианство говорит о другом:
Главное, как человек прожил жизнь, а не когда умер. Единственное, что чин погребения в эти дни меняется.
В Библии ничего не говорится о том, что умерший на Пасху обязательно попадёт в рай. Там никаких записей об этом нет. Никто не пройдёт в Царствие Божие без суда. Туда попадают лишь те, кто покаялся, исправился и очистил свою душу, наполнив её благодатью.
В писаниях говорится: в чём человека Бог застанет, в том он и будет его судить.
А легенды об избежании Страшного суда придумали разные народные домыслы и суеверия.
Вопрос к Архимандриту Амвросию (Юрасову):
«Батюшка, существует такая версия, что если человек умер на Пасху, он сразу попадает в Рай, минуя мытарства.
«Такое в Священном Писании нигде не написано. Это придумывают люди, чтобы облегчить своё внутреннее состояние. Сказано, что ни что нечистое в Царство Божие не войдёт. Туда входят только те, которые раскаялись, исправились, очистили свою душу, наполнили её благодатью. Господь говорит: В чём застану — в том и буду судить». А если в Пасху Господь застал человека, который всю жизнь матом ругался, напивался? Пьяницы Царство Божие не наследуют – так определено. И так просто в Рай никто не войдёт.»
Иерей Александр Стародубцев:
«То, что душа умершего на Пасху попадает в Рай, это предание, в Писании или правилах Святых отцов вы этого не найдёте. Но вообще, чтобы умереть на Пасху, этого безусловно надо быть достойным. Но есть и вот о чем подумать: если на Пасху умер разбойник, вор, завсегдатай ночных клубов и прожигатель жизни или наркоман, ни разу в жизни не исповедовавшийся, будем ли мы дерзать говорить, что он попал в Рай из-за смерти на Пасху? Спасение души человека – это же не лотерея какая-то. Да, возможно, человека, заботившегося о своей душе, о своей вечной жизни, какая-то особая милость от Бога ожидает, если он скончается на Светлое Христово Воскресение, на это можно надеяться, может, и мытарства не будет проходить. Надеемся, но не знаем, так ли это. О тех же умерших, что я перечислил выше, остаётся только молиться и уповать на милость Божию, может, хоть что-то они сделали доброго и покаянного, и Господь их помилует.»
Поминайте усопших правильно . Особенно в дни Пасхи
Во время Страстной недели, Пасхи, а затем всей Светлой седмицы усопшие гласно не поминаются. Продолжается поминовение на Литургии: за проскомидией, на сугубой ектении («о всех прежде почивших»), а также в тайных молитвах после задостойника, – так даже на Пасху молятся об усопших.
Но сама Пасха Господня ― это праздник победы над смертью, дарование Христом жизни вечной всему роду человеческому. И в такие светлые дни поминовению усопших придается особый оттенок.
Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели
Понедельник Радоницы (следующая седмица после Светлой) ― это первый день, когда, собственно, совершается рядовое заупокойное поминовение.
С самой древности описана традиция, когда после Пасхальных торжеств ходили на кладбища. Но для чего? Прежде всего, для молитвы.
В наши же дни поход на кладбище ― скорее, некий повод для «маевки», «пикника на обочине», а также и для встречи с дальними родственниками, которых видишь раз в году. Ну и повод покрасоваться перед односельчанами, чтобы быть «как все», или даже «лучше всех».
Если уж речь идет о трапезе, как о древнейшем церковном установлении, то смысл ее состоит в милостыне. Как сказано в Евангелии: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:12-14).
Таких людей звали, чтобы они помолились об усопших. К примеру, мать блаженного Августина, по местному обычаю, с радостью варила кашу и кормила ею нищих, творя милостыню во благо душам усопших.
Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
Ещё более важно – прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются – пусть даже и не Литургии, а только панихиды. А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память, да и Самого Бога.
Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Это нонсенс, такого быть не должно. Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счету, ― явное отвержение Евангельских норм. Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие (Рим.14:17). Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить.
С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут пьем, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо. Как не посмотреть, язычество, да и только.
А ведь главное на Радоницу ― это помянуть, то есть, помолиться о почивших, а не насытиться и упиться. Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.
Поминая усопших, лучше сделать все правильно – по-Евангельски
Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха, для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить. Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды… Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.
Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время – а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.
Итак, смысл трапезы ― это милостыня, наш поход на кладбище ― для молитвы. А у нас получается, что такие «походы» превратились в бессмысленную традицию, когда не все понимают ее смысла и предназначения.Для чего это все? Ну другие идут, и мы идем. Не дай Бог быть хуже кого-то!
Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью.
Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится.
Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное.
Существует традиция – приглашать на могилы священника
В селах, как правило, никто никуда не спешит, священник совершает общую панихиду, и может подойти к каждой могилочке, спеть «Со святыми упокой» или отслужить литию. В городах с этим сложнее. Огромные кладбища, и родственников зачастую приходится по тысяче на священника. Как быть?
В этом вопросе скрывается еще один немаловажный нюанс поминовения усопших. Если уж мы пришли на кладбище, главное – чтобы сердце было обращено к Богу, и в нем звучала молитва. Но не должно быть тщеславного желания, чтобы вот именно «к моей могилочке» подошел батюшка, именно у моего родственника отслужили.
Бог не считает метры близости священника до могилы усопшего, и уж тем более Бог не сочувствует нашему тщеславию. Если хочется, чтобы имя почившего сродника или близкого человека было вознесено в молитвах, для этого есть Литургия, особые дни поминовения, есть и личное чтение Псалтыри ― все это большое утешение для душ усопших.
Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с успошими.
К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»
Эти дни не относятся к категории общецерковных уставных поминальных дней, но обычай имеет настолько широкое распространение, что стал практически повсеместным. Его сила велика чрезмерно, и его значение в «народном сознании» порой превосходит все обычные родительские субботы.
Сегодня Радоница становится все менее и менее церковной. Напротив: всё более наполняется языческими и просто противоцерковными обычаями и понятиями. Для большинства Радоница – малопонятный ритуал: никто толком не знает, что оно означает, но на кладбище идут практически все.
В народе его именуют «гробками», «красной горкой», а саму Радоницу «черной неделей». Региональных особенностей превеликое множество, равно как и названий поминальных дней ― «еже по обычаю».
Неосознанные обычаи
В социологии 20-25 лет ― это поколение. Советское время «выбило» из церковной традиции целых три поколения. Определенные знания можно было бы передать от бабушки к внучке, но через три поколения ― это маловероятно. Православные традиции исчезли, а что-то наносное осталось. И когда совершаются поминания, большинство современников вряд ли может четко ответить, для чего то или иное делается.
Вот, например, вспомните обычай в селе, когда несут гроб и останавливаются на перекрестках. Для чего? Дело в том, что раньше во время несения гроба с усопшим от дома к храму для отпевания на каждом перекрестке совершалась лития, читалось Евангелие за упокой (во многих местностях Украины этот добрый обычай сохранился). Это очень хорошо, очень поучительно, всё село вольно-невольно молится…
А в сознании большинства людей остался лишь фрагмент обычая: несут покойника, на перекрестке остановились, а для чего – неведомо. И такого очень много.
Дальше. Даже и в не очень верующих семьях в советские времена ставился портрет покойного, возле которого зажигалась свеча. Хотя по логике вещей ― свеча зажигалась перед иконой. И таких примеров масса…
Даже милостыня превратилась в какой-то странный ритуал раздаяния конфет: детки на Радоницу ходят по кладбищу с кулечками, а им горами складируют конфеты, печенье, фрукты. При этом щедрые «податели» ни на секунду не задумываются: зачем это? Идея хорошая, это ж милостыня! Но по большому счету это превратилось в развлечение.
Что уж говорить о бутылках, собираемых местными «тружениками тыла» после выпивания оставленных на могилках «ритуальных ста граммов»… Выходит, мы собственноручно помогаем падающим упасть?
Что подумают люди…
Представьте, сколько должно пройти лет, чтобы люди, читающие эти строки, согласились с тем, что здесь сказано, и этому научили детей.
Но в отвержении языческих традиций для многих скрывается ужасный и очень болезненный вопрос: «А что люди подумают, что скажут?»
…Умер один из моих родных. Сразу пошли расспросы, надо ли завешивать зеркала? – Нет, в этом нет смысла; зеркала не завесили. А что вилки в качестве столовых приборов нельзя класть на стол поминальной трапезы? – Можно, положили на столе вилки. И всё, проблем не было!
Итак, мы сами многое провоцируем, бездумно соглашаясь с окружающими и повторяя чужие ошибки. Все говорят: надо идти на кладбище, – пойдем и мы. Все говорят, надо поставить рюмку, – поставим и мы. Все говорят, надо раздать конфеты, – раздадим и мы…
Может, не нужно бояться стать «белой вороной» – не лить по примеру соседей водку на могилу, не осквернять память почивших попойками и обжорством, спокойно творить милостыню на фон общего нетрезвого веселья?
Так, наверное, поступать лучше, нежели устраивать пасхальные дебоши.
Зачем священник на кладбище?
Молитвы над гробом, на могиле усопшего совершались всегда. Так что сегодня Церковь ни на йоту не отходит от того, что делалось 10-15 веков назад.
В этом, кстати, может быть и миссионерский смысл. Одно дело, когда сидит прямо-таки компашка людей, выпивающих возле могилы, и другое – когда пришедший священник у могилы произносит священные слова, произносит священные песнопения. Для многих ― это живая проповедь. Без священника посещение кладбища есть следование непонятному ритуалу, а так кто-то помолится, пусть и неосознанно, а кто-то задумается о Вечном.
Присутствие священника на кладбище имеет также и некий дисциплинарный эффект, когда и выругаться стыдно будет, и голос повысить, и песню спеть – все-таки батюшка рядом. Так что наличие священнослужителя помогает облагораживать эту зачастую дикую среду.
От седой древности христиане в послепасхальные дни приходили для особенных молитв на могилы усопших христиан. И сегодня важно, чтобы из обычаев Радоницы ушло все наносное, языческое, чтобы всё, происходящее на кладбищах в эти дни, проистекало бы из христианской любви к покойным, а не из желания сделать «как у людей» или из простого тщеславия.
Чем больше будет нас, православных, тем большая вероятность того, что рано или поздно кладбища превратятся в священные места молитвы, а не превозношений и увеселений.
Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии
Великое воскресенье – это один из самых больших и радостных православных праздников. В этот день люди отмечают воскрешение и вознесение Иисуса Христа на небеса в Царствие Божие, победу жизни над смертью. Но кончина может наступить независимо от православных праздников, и даже в такие дни люди могут умирать. Как проводится траурная церемония, если человек умирает на пасхальной неделе? Стоит ли воспринимать смерть в это период как знак того, что душа усопшего попадет сразу в рай без Страшного суда?
А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓
Как в народе относятся к тому, что человек умирает в Пасху
Для людей этот день имеет разное значение. Одни ходят в церковь, читают молитвы о здравии и поздравляют всех с Воскрешением нашего Спасителя. А вот другие совершенно не верят в Бога, поэтому относятся к Пасхе как к интересному празднику, когда хозяйки устраивают пышные застолья, пекут пасхальные куличи и красят яйца, которые потом дети в ходе веселой игры разбивают одно об другое.
Обычно народ придумывает различные приметы и создает всевозможные легенды. Всё это было бы неплохо, если бы некоторые суеверия не мешали людям нормально жить. Так, одной из обсуждаемых тем является смерть на Пасху. Что происходит с душой умершего?
Происхождение
Описание
В Библии ничего не говорится о том, что умерший на Пасху обязательно попадет в рай.
Конечно же, для многих верующих смерть на Пасху или в Светлую седмицу означает получение милости Божьей. Это не спасение – умереть в этот день, а подтверждение того, что за праведную честную жизнь и покаяние человек был достоин получить высокое благоволение. А вот для тех, кто не верил в Бога при жизни – даже после смерти этот день не имеет ни какого значения.
Траурная церемония по усопшему на Пасху
Смерть может наступить в любой день, независимо от нас. И никто не застрахован от этого в православные праздники. Но как быть с погребением и отпеванием усопшего в день Великого воскресенья или во время Светлой седмицы. Хоронят на Пасху покойников или нет? Здесь нужно уточнить несколько моментов. От чего наступила смерть:
- убийство;
- трагическая гибель человека;
- самоубийство;
- смерть из-за болезни.
Погребение и отпевание самоубийц окружено массой суеверий. Их похороны существенно отличаются от обычных ритуалов. И это никак не связано со смертью в Пасху. По церковным правилам, их нельзя отпевать перед погребением. И при этом хоронить самоубийц можно лишь на третий день после смерти. Но так как не все имеют возможность хранить тело умершего столько дней, оно может быть погребено раньше. Также особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но его убийцы инсценировали его смерть под самоубийство. Тогда священники отпевают усопшего, но в случае ошибки страдания за грехи самоубийцы лягут на родных и его потомство.
А вот естественная смерть или гибель человека никак не повлияет на траурную церемонию. Другой вопрос, можно ли это делать именно на Пасху? Существует мнение о том, что хоронить покойника нельзя в день Великого Воскресения и на Светлую седмицу. Но ведь как жизнь, так и смерть идут своим чередом, независимо от православных праздников.
Если случилась такая беда, то стоит подойти к священнику и посоветоваться. Может быть, нужно подождать один день и со спокойной душой провести всю траурную церемонию вместе с отпеванием после Пасхи. Ведь зачастую священники в этот день заняты праздничными богослужениями. Также нужно учитывать тот факт, что многие кладбища на Пасху закрыты. Поэтому похоронить усопшего просто не получится, или же нужно будет решить много вопросов, чтобы совершить погребение. А вот после Пасхи проще провести всю церемонию и устроить поминальную трапезу.
Умершего на Светлой седмице или на Пасху отпевают и хоронят по особому пасхальному чину. Эти правила впервые зафиксированы в Требнике 1624 года. У гроба скончавшегося в пасхальную неделю может быть более продолжительное служение, чтение пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й, 6-й и 9-й песням канона заупокойных ектений. Пение же «Со святыми упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как единственное отличие пасхального погребения. Служение полной панихиды откладывают до Радоницы – дня поминовения усопших. Погребение в Светлую седмицу Пасхи совершается с благодарением и радостью, как указано в Большом Требнике (лист 18).
Порой приметы мешают людям в повседневной жизни. Не нужно отодвигать похороны из-за суеверий, надо посоветоваться с батюшкой. Священник объяснит, когда совершать погребение, и обязательно проведет траурную церемонию в Пасхальную неделю, но только лишь по особому пасхальному чину.
Православная Жизнь
Вы здесь
Чего следует избегать на Светлой седмице?
Не нужно относиться к православию механически, формально, эгоистично. В каком плане?
Пример… У человека была сверхзадача, выражаясь актерским языком, пропоститься весь Великий пост, поисповедоваться, причаститься, собороваться. А потом Пасха пришла. И все… С песика сняли душивший его ошейник, и он побежал на страну далече, подальше от дома, да в болото, да в грязь, да с головой. Чтобы потом больным, изъязвленным, искусанным подранком, побитым псом вернуться домой. И как не было спасительной очищающей душу и тело бани поста. Весь опять в грязи с головы до ног, и внутри тоже.
Да это еще и не худший вариант. А сколько умирало на Пасху да на Светлую седмицу от опивства! Сколько попадало в больницу из-за обжорства. Сколько матерей и жен лили горькие слезы!
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что православие – это жизнь. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Моя жизнь во Христе». Слава Богу, что она была христоцентричной в Великий пост. Но эту христоцентричность нельзя терять и на Пасху, и в Светлую седмицу. Нельзя допустить, чтобы на Светлую седмицу жизнь стала не христоцентричной, а водкоцентричной или шашлыкоцентричной. Нельзя. Нужно и отдохнуть, расслабиться на Светлую седмицу, поесть того, чего себя лишал в Великий пост, посидеть понежиться в лучах теплого весеннего солнца или покачаться в гамаке. К тому же сегодня карантин предоставляет такую возможность. Но не сойти с дистанции Великого поста, не сойти со своей личной «лествицы»! Нужно, чтобы время Светлой седмицы стало продолжением движения вверх, а не падением вниз – в болото греха. Тем более что пасхальные службы Светлой седмицы такие прекрасные, светлые и радостные. И, конечно, стоит их посетить!
Великий пост пройден с Божьей помощью. Еще одна битва выиграна. Но не выиграна война. Дьявол, посрамленный Светлым Христовым Воскресением, притаился, но он притаился, чтобы напасть. Будем помнить об этом.
Святитель Димитрий Ростовский так повествует о житии преподобного Макария Великого: «Описатель жития преподобного, Серапион прибавляет следующее, что он слышал от преподобного Пафнутия, одного из учеников преподобного Макария. Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:
– О, какой славы сподобился ты, Макарий!
Святой отвечал бесам:
– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.
Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:
– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!
Но он сказал:
– Нет, но надобно и еще избежать.
И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали:
– Избежал нас, избежал.
Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:
– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней.
Такова жизнь, кончина и переход в жизнь вечную преподобного отца нашего Макария…».
Мы видим, что борьба с бесами у этого великого святого не закончилась даже со смертью. Так же и у нас есть и будет.
Светлая седмица – это время пасхальной радости, когда Господь Всемилосердный дарует нам почувствовать, предвосхитить сладость рая. Но чтобы его восхитить, стяжать, добыть, нам нужно еще очень много потрудиться. На Светлой седмице у нас привал. Привал воина в походе, готовящегося к сражению.
Отдохнем немного с Божьей помощью, дорогие братья и сестры, и снова в бой и в труд. Нас ждет великая награда. Для нас Пасха не закончится никогда. Она будет вечной!