0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Василий Андреевич Жуковский

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Светлана»»

Сегодня на уроке мы:

· вспомним, что такое баллада;

· обсудим балладу Василия Андреевича Жуковского «Светлана».

Вы, наверное, помните эти строки?

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали».

Так начинается баллада Жуковского «Светлана» – пожалуй, самая популярная баллада русского романтизма.

Впервые она была напечатана в «Вестнике Европы» Карамзина в 1813 году.

Успех баллады был просто оглушительным. Балладу много раз переиздавали, читатели заучивали её наизусть. Благодаря ей имя Светлана стало модным.

Интересно, что в литературном обществе «Арзамас» у Жуковского было прозвище Светлана. Поэт был главой «Арзамаса», и каждому члену общества давали прозвище, взятое из баллад Жуковского.

Именно с баллад «Людмила» и «Светлана» началась эпоха романтизма в русской литературе.

Надо сказать, что баллада – очень популярный жанр у романтиков. Родиной баллады считают Францию, а временем появления – XIII век. Изначально баллада – жанр народной поэзии. В литературу она перекочевала немного позже.

Баллада – это лиро-эпический жанр. Это значит, что баллада всегда рассказывает какую-то историю.

Очень часто основой баллад становились народные предания и легенды.

В них действуют сверхъестественные силы, а человек сталкивается со своей судьбой. Это столкновение оказывается драматическим для героя баллады.

Время и пространство в балладах условны, у них скорее символический характер.

Баллада – жанр европейский, в русском фольклоре её не было. На балладу похожа историческая песня, но в ней нет мистики. Так что Жуковский перенёс европейский жанр на русскую почву.

Основу баллады «Светлана» Жуковский позаимствовал у немецкого поэта-романтика Готфрида Бюргера.

Тот, в свою очередь, взял сюжет о похищении девушки женихом-мертвецом из родного фольклора для баллады «Ленора».

В ней девушка ждёт с войны жениха, но напрасно. В отчаянии она проклинает Бога и свою судьбу. Ночью к ней является жених и зовёт венчаться. Жених везёт девушку на коне, по дороге им встречаются жуткие видения. В конце концов они оказываются на кладбище. Ленора падает в могилу, её окружают мертвецы, которые твердят:

Терпи, терпи, хоть ноет грудь;

Творцу в бедах покорна будь.

Написанная в тысяча восемьсот восьмом году баллада «Людмила» – это творческое переложение «Леноры» Готфрида.

А вот «Светлана» – самостоятельное произведение.

Жуковский изменил всё: национальный колорит, атмосферу, характер девушки и финал, оставив только сюжет.

При этом все мистические события происходят с девушкой во сне, а не наяву, как в «Леноре» и «Людмиле».

Композиция баллады «Светлана» построена по законам жанра.

Время и пространство смешиваются. То, что мистическое путешествие девушки оказывается сном, мы понимаем только в самом конце баллады.

Начало баллады — это яркое описание святочных гаданий. Оно сразу погружает читателя в атмосферу зимней Руси с её традициями и обрядами. Поэт включает в текст отрывок обрядовой песни:

«Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое»».

Жуковский заимствует словосочетания из народных сказок: перстень золотой, красен свет, ворота тесовы, повода шелковы.

Ворон в сказках – вестник беды, а петух в народной традиции птица-заступник, которая прогоняет нечистую силу.

Эти образы и слова делают балладу скорее волшебной, чем мистически мрачной, как у европейских романтиков.

Поэт в балладе перечисляет виды святочных гаданий, упоминает детали русского быта.

Например, Светлана и её жених выходят на широкий двор с тесовыми воротами и едут венчаться на санях.

Сани – очень яркая деталь русского быта.

В жуткой избушке она видит икону Спаса, а комната, в которой Светлана гадает, названа светлицей. Благодаря этим приёмам создаётся национальный колорит, а Светлана кажется героиней старинных русских песен.

Святки – это 10 дней между праздниками Рождества и Крещения.

В этот период на Руси девушки собирались вместе, чтобы заглянуть в будущее, узнать имя жениха, предсказать, как сложится их судьба. Святочные гадания были весёлой традицией, поводом пошутить и развлечься.

Героиня баллады, Светлана, не участвует в общем веселье.

Она тоскует по жениху, но в отличие от Леноры и Людмилы не проклинает судьбу, а просит у Бога утешения.

Какими же словами поэт передаёт настроение Светланы?

В ход идёт пейзаж и окружающая обстановка: луна светится тускло, ночь туманная и сумрачная, во время гадания в зеркале темно, огонёк свечи трепетный, молчание вокруг мёртвое, а сверчок кричит жалобно.

Поэт описывает и проявления эмоций Светланы. Например:

«Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи. »

Что мы можем сказать о Светлане? Сам поэт называет её милой. Светлана любит жениха, она верна ему. Девушка жалуется подружкам:

«Год промчалсявести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит. »

Светлана набожна и тверда в своей вере, в этом проявляется её сила духа.

Именно молитва спасает девушку от мертвеца в избе. В ответ на молитву к ней прилетает ангел-хранитель – белоснежный голубок.

Нежность, чистота, верность любимому, связь с родными традициями и обычаями, покорность судьбе, кротость и искренняя вера в Бога – вот основные черты героини Жуковского.

Поэта называли «певцом Светланы». Он создал идеальный образ русской женщины, к которому в дальнейшем обращались другие писатели и поэты.

Теперь поговорим о средствах художественной изобразительности в балладе.

Важную роль в балладе играет цвет. Жуковский использует цвета-символы – чёрный и белый.

Чёрный цвет в балладе олицетворяет злые силы: чёрный гроб в церкви, чёрный ворон у саней, лик у мертвеца мрачнее ночи.

У белого цвета двойная символика. С одной стороны, он создаёт печальное настроение: белый снег, бледная луна, бледный мрачный жених во сне, белая запона на гробу. С другой стороны, он символизирует чистоту и невинность: белая пелена в светлице на столе, белоснежный голубок со светлыми глазами во сне.

Ещё один важный символ – дорога.

Значение этого символа – жизнь, жизненный путь человека. Дорога в балладах встречается часто. Обычно герой идёт сквозь мрак к своей неминуемой смерти: краски сгущаются, напряжение нарастает.

Жуковский поступил иначе: он вывел свою героиню к светлому, счастливому финалу, к долгожданной встрече с женихом. Да и сам путь оказался обычным сном. Всё тревожное и жуткое происходит именно в грёзах.

Реальная жизнь Светланы – это яркая праздничная картина гаданий, ясное утро и счастье с любимым.

Обратим внимание, что даже в мрачном сне поэт не оставляет свою героиню. В балладе много света. У героини баллады – говорящее имя, намекающее на её чистоту и внутренний свет. Во время гадания зеркало тёмное, тишина вокруг мёртвая, но

Свечка трепетным огнем

Чуть лиёт сиянье.

Огонёк свечи трепещет, как душа девушки. Явившийся во сне жених говорит, что «храм блестит свечами». По пути снежные поляны «чуть блестят». В церкви, где отпевают покойника, яркий свет паникадил. Потом Светлана видит, как «брезжит в поле огонек», а свет в избушке – это свет свечи перед иконой.

Лёгкость балладе придаёт и стихотворный размер. Баллада написана хореем, при этом строки чередуются: длинная – короткая, длинная – короткая.

В коротких строках 3 стопы и ударение падает на предпоследний слог. Такой тип окончания называется женским.

В длинных – 4 стопы и ударение падает на последний слог. Этот тип окончания называют мужским.

Строфу Жуковский построил тоже необычно. Каждая строфа состоит из 14 строк. Первые 8 написаны перекрёстной рифмой. В 9 и 10 строке рифма смежная. А в последних четырёх – опоясывающая. Похожим строем пишутся сонеты.

Владимир Набоков называл балладу «Светлана» шедевром. Он считал, что знаменитую онегинскую строфу Пушкин придумал под влиянием этой баллады Жуковского.

Вспомним, что Пушкин считал Жуковского своим учителем.

К тому же Пушкин использовал строки из «Светланы» в качестве эпиграфа к повести «Метель».

Есть упоминания о балладе и цитаты из неё и в романе «Евгений Онегин».

Последние строфы баллады – обращение к Александре Воейковой, которой посвящена эта баллада. Жуковский написал её в качестве свадебного подарка своей племяннице и ученице.

Александра была младшей сестрой Маши Протасовой, в которую поэт был влюблён.

Интересно, что после такого подарка Александру домашние часто в шутку называли Светланой, к ней так обращались в письмах и посланиях.

В финальных строфах поэт поясняет смысл баллады:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.(не привиденье, а проведенье)

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастьелживый сон;

Счастьепробужденье».

Последняя строфа – пожелание счастья:

«Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь её светла,

Будь весёлость, как была,

Дней её подруга.

Такое послесловие для жанра баллады тоже нетипично.

Жуковский в балладе «Светлана» проявил себя как блестящий художник и смелый новатор.

Он нарушил каноны жанра. Убрал мотив вины – в классической балладе герой страдает за свои грехи.

Светлана же чиста и невинна, поэтому силы тьмы не смогли ей завладеть. Трагический финал поэт заменил на счастливый. Вместо жутких картин классической баллады Жуковский рисует противостояние света и тьмы.

Кроме того, поэт ввёл послесловие, в котором обращается к племяннице, которой посвящена баллада.

Виссарион Белинский писал:

«Жуковскийэто литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии. вот его великое дело, его великий подвиг. ».

Литература. 9 класс

Урок 9. Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Очерк жизни и творчества. Баллада «Светлана».

1. Краткие сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского.
2. Основные черты романтизма как художественного направления.
3. Элегия как жанр лирического рода.
4. Анализ элегии «Море».
5. Анализ стихотворения «Невыразимое».
6. Баллада как лироэпический жанр.
7. Анализ баллады «Светлана». Сравнительный анализ образов Светланы и Людмилы.
Словарь:
Романтизм — художественное направление, возникшее в конце 18 — начале 19 века в Европе как ответ классицизму, опиравшемуся на рационалистические устои. В России романтизм получает распространение в начале 19 века в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А. А. Бестужева, К.Ф.Рылеева и др. Для романтизма характерна склонность к старине, преданиям, легендам, народной поэзии, миру мифов и сказок. Писатель стремится не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях фантастики, гротеска, символики, условности и т. п. Отказ от реального мира, от обыденности, пробуждает интерес ко всему экзотическому, яркому. Ведущая черта романтизма — трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Противостояние исключительной личности и низменного мира приводит к «мировой скорби» (Байрон). Существует два вида реакции на несовершенство мира – стремительный бунт сильной личности, как в творчестве Байрона, или тихая мечтательность, как в творчестве Жуковского.
Элегия — жанр лирического рода, небольшого размера стихотворение насыщенного эмоционального содержания, передающее настроение грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.
Баллада — лироэпический жанр, стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необычайный случай. Для баллады характерны: относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, музыкальность, часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Особое распространение жанр баллады получил в поэзии сентиментализма и романтизма.
Основное содержание урока
Василий Андреевич Жуковский был незаконнорожденным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой). Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк, получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство. В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион и учился в нём четыре года.
Жуковский принимал участие в Отечественной войне 1812 г., находясь в рядах ополчения. В лагере под Тарутином он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое быстро оно разошлось не только по армии, но и по всей России.
В 1815 году Жуковский становится одним из членов литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии. Поэт был хорошо знаком с А. С. Пушкиным, который также был членом «Арзамаса». В 1837 году после смертельного ранения Пушкина на дуэли, Жуковский был посредником в переписке между умирающим поэтом и императором Николаем Первым.
Романтизм — художественное направление, возникшее в конце 18 — начале 19 века в Европе как ответ классицизму, опиравшемуся на рационалистические устои. В России романтизм получает распространение в начале 19 века в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А. А. Бестужева, К.Ф.Рылеева и др.
Для романтизма характерна склонность к старине, преданиям, легендам, народной поэзии, миру мифов и сказок. Писатель стремится не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях фантастики, гротеска, символики, условности и т. п. Отказ от реального мира, от обыденности, пробуждает интерес ко всему экзотическому, яркому.
Ведущая черта романтизма — трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.
Элегия — жанр лирического рода, небольшого размера стихотворение насыщенного эмоционального содержания, передающее настроение грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные переживания человека, его философские размышления о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.
Элегия «Море» написана Жуковским в 1822 году. Морская стихия во всем уподобляется человеку: море живое, дышит, оно влюблено в ясное небо:
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Но когда «темные тучи» скрывают небо от моря, воды гневно реагируют на разлуку:
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
Эпитеты «безмолвное море», «лазурное море», «испуганны волны», «покойная бездна» помогают точнее описать морскую стихию, а прием олицетворения, на основе которого создается образ моря, сближает мир природы и мир человека, который переживает ту же трагедию, чувствует ту же боль.
Элегию «Море» можно разделить на три части, иллюстрирующих динамику внутреннего состояния моря и лирического героя.
1. «Безмолвное, спокойное море», хранящее некую тайну.
2. «Буря», вызванная вмешательством «темных туч» в идиллию моря и неба. Эффектность картины бури, подчеркивает аллитерация — повторение одних и тех же согласных звуков в некоторых словах: «дышишь», «льешься», «горишь», «ласкаешь», «блещешь», «бьешься», «воешь», «подъемлешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь», «скрываешь», «дрожишь» и т.д.. Повторение шипящих согласных напоминает читателю шипение пенистых волн.
3. «Обманчивый покой после бури», возвращающий нас к описанию спокойной стихии. Однако теперь герой уже знает, какую тайну хранит море.
Элегия написана белым стихом, в котором сохраняется размер — четырехстопный амфибрахий, но отсутствует рифма.
Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве Жуковского, оно становится эталоном русского романтизма. Неслучайно именно это стихотворение особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.
Философское стихотворение «Невыразимое» Василий Андреевич Жуковский создает в 1819 году, однако впервые напечатано оно было только в 1827 году. В нем поэт-романтик размышляет о совершенстве окружающего мира и ограниченной возможности передать эту красоту с помощью искусства:
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью.
Основная проблема формулируется уже в первой строчке: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Можно ли выразить словами тайну природы, ощущения, которые возникают при ее созерцании? Слово — «мёртво», поэтому «лишь молчание понятно говорит» о «святых таинствах» природы. Впоследствии эта тема получит развитие в творчестве Лермонтова, Фета, поэтов-символистов серебряного века. В «Невыразимом» Жуковского предваряется и тютчевское «Silentium».
Основным приемом в стихотворении является конраст — противопоставление мертвого и живого: «Но льзя ли в мертвое живое передать?»; неназванного и названного: «Ненареченному хотим названье дать», природы и искусства: «Она рассыпала повсюду красоту / И разновидное с единством согласила! / Но где, какая кисть ее изобразила?» и т.д.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, который местами сменяется четырехстопным, добавляя динамизма изображенной картине.
Баллада — лироэпический жанр, стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необычайный случай. Для баллады характерны: относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, музыкальность, часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Особое распространение жанр баллады получил в поэзии сентиментализма и романтизма.
В русской литературе крупнейшим представителем этого жанра стал Василий Андреевич Жуковский, создавший 39 баллад, большинство из которых были переводными. Его первая баллада «Людмила», вышедшая в свет в 1808 году, тоже была вольным переложением баллады Бюргера «Ленора», опубликованной в 1771 году и основанной на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту. Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский так писал о ней: «Было время, когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали». Жуковский перевел лучшие баллады Шиллера, Гёте, Скотта. Но самым известным его произведением была признана баллада «Светлана».
Работа над балладой «Светлана» продолжалась с 1808 по 1812 год, а впервые напечатана она была в журнале «Вестник Европы» в 1813 с посвящением Александре Андреевне Протасовой (в замужестве — Воейковой) в качестве свадебного подарка. В основе сюжета «Светланы» лежит баллада Готфрида Бюргера «Ленора», которую Жуковский уже перелагал под названием «Людмила» в 1808 году.
Все мрачное и фантастическое (похищение невесты покойником) было отнесено в область сна, а сюжет получил счастливую развязку. Эта баллада стала более популярной, чем «Людмила», поэтому Жуковского часто называли «певцом Светланы». Не менее широкую популярность обрело и само имя «Светлана», которое было придумано Александром Христофоровичем Востоковым в 1802 году.

Читать еще:  Как подружиться с домовым в квартире. Как подружиться с домовым в квартире быстро и просто — советы моей бабушки

Жуковский не убирает из баллады традиционный мотив немецкого народного творчества — умыкание невесты мертвецом, но в стремлении сделать историю русской, добавляет детали быта и картины отечественной природы. С первой же строфы читатель погружается в мир народных обрядов, сопровождающих русские зимние праздники:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Несмотря на сюжетное сходство двух баллад Жуковского, «Светланы» и «Людмилы», имеется и ряд важных отличий.
Людмила
Мертвый жених, который увозит девушку за собой в могилу — реальность. Концовка баллады трагична.
Светлана
Мертвый жених, являющийся девушке, — всего лишь «лживый сон». Концовка баллады жизнерадостна: жених возвращается к ней.
Людмила
Людмила ропщет на Бога, не хочет быть «послушной небесам»:
Что взирать на небеса?
Что молить неумолимых?
Возвращу ль невозвратимых…
Девушка сама выбирает свой путь и по доброй воле, безрассудно отдается темным силам :»Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить», — мертвый жених забирает ее с собой в могилу: «Что, родная, муки ада? Что небесная награда? С милым вместе – всюду рай; с милым розно – райский край безотрадная обитель. Нет, забыл меня спаситель!» Ее смерть — не столько божественное наказание, сколько результат выполнения ее желания.
Светлана
В отличие от бюргеровской Леноры и Людмилы, Светлана готова смириться с «горькой судьбиной», молится Спасителю и не винит Бога ни в чем.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
Покойник оживает, но он не в состоянии причинить вред Светлане, потому что ее спасает вера:
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Ключевые слова: романтизм, В.А. Жуковский, баллада, элегия, «Светлана».
Основные выводы:
1. В элегии «Море» морская стихия во всем уподобляется человеку: море живое, дышит, оно влюблено в ясное небо. Стихотворение можно разделить на три части, иллюстрирующие динамику внутреннего состояния моря и лирического героя.
1. «Безмолвное, спокойное море», хранящее некую тайну.
2. «Буря», вызванная вмешательством «темных туч» в идиллию моря и неба.
3. «Обманчивый покой после бури», возвращающий нас к описанию спокойной стихии. Однако теперь герой уже знает, какую тайну хранит море.
2. В философском стихотворении «Невыразимое» Жуковский размышляет о совершенстве окружающего мира и ограниченной возможности передать эту красоту с помощью искусства.
3. В русской литературе крупнейшим представителем жанра баллады был Василий Андреевич Жуковский, создавший 39 баллад, большинство из которых были переводными. Его первая баллада «Людмила» (1808) тоже была вольным переложением баллады Бюргера «Ленора». Но лучшим произведением русского поэта-романтика была признана баллада «Светлана» (1813), в которой Жуковский добавляет детали быта и картины русской природы и меняет концовку, чтобы подчеркнуть нравственный мир героини, сохранившей нравственный дух и христианскую веру.
4. В отличие от Людмилы, которая в конце баллады ропщет на Бога, не хочет быть «послушной небесам», Светлана готова смириться с «горькой судьбиной», молится Спасителю и не винит Бога ни в чем. Именно поэтому встреча с покойником в балладе «Светлана» — всего лишь страшный сон, который завершается счастливым воссоединением с женихом.
Литература:
1. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М. : Просвещение, 2016.
2. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы. 9 класс. — М.: Просвещение, 2017.
3. Беляева Н. В., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Определите жанр произведения В.А. Жуковского «Светлана».
1. баллада;
2. элегия;
3. ода;
4. сонет.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Вспомните определения представленных в качестве ответов лирических жанров и попытайтесь подобрать примеры к этим случаям.
3. Из списка выберите верный вариант ответа и подчеркните его.
Разбор типового контрольного задания
Определите прием, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. который позволяет сблизить мир природы и мир человека в элегии В.А. Жуковского «Море»:
Текст открывается при нажатии на букву «Т»
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
1. эпитет;
2. сравнение;
3. олицетворение;
4. антитеза.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Внимательно прочитайте фрагменты элегии Жуковского и варианты предложенных средств выразительности.
3. Вспомните определения представленных в качестве ответов средств художественной выразительности и попытайтесь подобрать примеры к этим случаем.
4. Из списка выберите верный вариант ответа и подчеркните его.

Читать еще:  Сон мыши маленькие бегали. К чему снится маленькая мышка: женщине, девушке, беременной, мужчине – толкование по сонникам

Членом какого литературного общества был В. А. Жуковский?

Эпитеты: радостные эпитеты реальной жизни «звонкий», «статный», «сладостный», «милый»; мрачные эпитеты дурного сна: «унылый», «одинокий», «чёрный», «страшный».

Олицетворение: жалобно кричит сверчок, жутко каркает ворон, петух радуется наступлению утра.

Параллелизм: у Светланы неспокойно на душе — в природе снежная буря, ей радостно — светит солнце.

Риторические вопросы: «Что, подруженька, с тобой?», «Где, в какой ты стороне?», а также многочисленные междометия, которые помогают придать балладе живость.

Фольклорные мотивы в балладе «Светлана»

В крестьянском быту Святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня (6 декабря — по ст. стилю) до Крещения (6 января — по ст. стилю), то есть как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончивши со всеми работами, предается отдыху.

Святки считаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не останется равнодушным к общему веселию и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздникам в в деревне. Но все-таки центром празднеств служит молодежь: ее игры, песни, сборища и гаданья дают тон общему веселью и скрашивают унылую, деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляют Святки для девушек: в их однообразную, трудовую жизнь врывается целая волна новых впечатлений, и суровые деревенские будни сменяются широким привольем и целым рядом забав и развлечений. На Святки самая строгая мать не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в “жировой” избе, на посиделках, заливается гармония, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают “слушать” под окнами и гадать в поле. Гаданье составляет, разумеется, центр девических развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и, хоть с помощью черта, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем, которого досужее воображение рисует то пригожим добрым молодцем, ласковым и милым, то стариком-ворчуном, постылым скрягой, с тяжелыми кулаками.

Почти на протяжении всех Святок, девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые, до самого Крещения, свободно расхаживают по земле и пугают православных людей своими рогатыми, черными рожами 1 .

В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи, вплоть до кануна Богоявления, нечистая сила невозбранно устраивает пакости православному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом, начертанным на дверях жилых и нежилых помещений. В эти страшные вечера, говорит народная легенда, Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь. (…) молодежь до сих пор не прониклась смыслом этого поверья и по всей великой Руси проводит Святки в весельи, распевая песни, затевая игры и устраивая гаданья.

Гаданье составляет любимое святочное развлечение. Гадают кое-где и под Рождество, и под Крещение, но самым верным и действительным считается гаданье на Новый год (если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть будет гадать без креста, без пояса и не благословясь).

Почти все способы гаданья имеют одну цель — узнать скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье, среди чужих людей. Эти вопросы, по понятным причинам, все больше интересуют женскую половину деревенской молодежи, и потому естественно, что девушки отдаются гаданию с особенным увлечением.

Наиболее распространенными видами гаданья считается литье олова или воска, гаданье с петухом, выбрасывание за ворота башмаков или лаптя и обычай “хоронить золото” 2 .

С легкой руки романтиков фольклор и народная культура входят в литературу. И Жуковский в “Светлане” обращается к миру святочных народных представлений, святочным обрядам.

О каких видах гаданий говорит Жуковский?

  • Бросать башмачок
  • Полоть снег
  • Слушать под окнами
  • Кормить зерном курицу
  • Топить ярый воск
  • Класть в чашу кольцо
  • Петь над чашей «песенки подблюдны»
  • Зеркало
  • Обряды
  • Символика русского фольклора

Существует несколько разновидностей гадания подобного рода. Гадающие приносят в избу петуха, насыпают на стол в обведенный углем довольно значительный круг горсти три-четыре овса, кладут в овес кольца и пускают на стол петуха. Чье кольцо петух при клевании овса выкинет из круга, тому или той судьба выйти замуж, или жениться в настоящем году , С. 15.’> 6 .

Другой вариант — на деревенской святочной вечеринке гаданье начинается обыкновенно прежде всего тем, что бегут в куриный хлев, снимают с насеста петуха и пускают его в избу, где уже разложены на полу все принадлежности гадания — хлеб, соль, деньги, поставлена чаша с водой, зеркальце и т.д. Смотря по тому, за что примется еле опомнившийся от перепуга петух, и угадывается судьба гадающей, то есть таков будет суженый, если ей суждено в предстоящем году стоять под венцом: станет петух пить воду — муж будет пьяница горький, примется за хлеб — бедняк, деньги клевать начнет — богач, в зеркало глянет — щеголь. Вынесут петуха в хлев, принесут охапку дров, начнуть поленья считать: четное число — к благополучию, нечет — сидеть принесшей еще год в девках 7 .

Гадание с кольцом. И ныне почти также совершаются подблюдные гадания (. ) одними девушками, которые, взяв блюдо, кладут в него сначала хлеб и соль, потом вынутую из печи глину и уголь, напоследок каждая, положа в блюдо какую-нибудь из своих вещей, например кольцо, перстень, или что-нибудь другое, и заметя свою вещь, загадывает о судьбе, начиная обыкновенно песню хлеба, с припевом к каждому стиху: слава.

Вступление в брак.

Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота, слава!
Кузнец, кузнец! Скуй венец, слава!
Ты скуй венец и злат и нов, слава!
Из обрезочков золот перстень, слава!
Из остаточков булавочки, слава!
Мне в том венце венчатися, слава!
Мне тем перстнем обручатися, слава!
Мне булавочками убиратися, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется, слава!

Замужество с милым

Ах ту гнутое дерево черемушка, слава!
Куда клонишься, туда склонишься, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется, слава! 9 .

К числу совместных гаданий, в которых принимает участие молодежь обоего пола, следует отнести и подблюдные песни, которые, как известно, составляют лишь особый вид святочного гаданья.

И единственно, кто еще не дает окончательно умереть подблюдной песни — это деревенские девушки: они еще сохранили вкус к поэзии отцов и дедов, и, собираясь в Васильев вечер, “закидывать кольца”, наблюдают, чтобы подблюдные песни распевались чин чином, и чтобы старинные обряды сохранялись при этом во всей полноте, то есть чтобы воду, куда опускают кольца, приносили из проруби, чтобы приносил ее парень первородный (первенец), или девушка “последняя” (т.е. младшая в семье) и т.д. 10 .

Сходятся на первое святочное игрище-сборище люди добрые, первым-наперво заводят степенные песни “подблюдные”—вокруг опрокинутого блюда с положенными под ним кусочками хлеба, узелками с солью, землею, угольками и разными мелкими вещицами—вроде колец, ключей и т. д. Вслед за каждой песнею вынимают что-нибудь красные девицы и парни-молодцы из-под блюда: „что вынется—не минется», по народному изречению. Кольцо вынется—к скорой свадьбе, земля—к смерти, уголёк—к пожару, соль—к раздорам, ключи—к доброму хозяйству и т. п. Первая подблюдная песня хлебу поется ‹…› В следующих—песенное народное слово то обращается к идущему из кузницы, несущему три молота, кузнецу:

Читать еще:  История персонажа. Слендер (Тонкий Человек): история и факты Ли слендермен

Кузнец, кузнец! Скуй венец, слава!
Ты скуй венец и злат и нов, слава!
Из обрезочков золот перстень, слава!
Из остаточков булавочки, слава!
Мне в том венце венчатися, слава!
Мне тем перстнем обручатися, слава!
Мне булавочками убиратися, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, не минуется, слава!

В заключение, в песне задается столь обычный в святочном песнословии вопрос: «Да кому тем перстнем обручаться?». Не замедляете народ-песнотворец и с надлежащим, не подверженным никакому сомнению, ответом: «Обручаться отроку с отрочицею, слава! Еще молодцу со девицею, слава!» 11

Щука шла из Нова-города, слава!
Она хвост волокла из Бела-озера, слава!
Как на щуке чешуйка серебряная, слава!
Что серебряная, позолоченная, слава!
А головка у щучки жемчужная, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава! 12

Девушкам замужество, а молодцам женитьба!
Уж как кличет кот кошурку на печурку спать, слава!
Поди, моя кошурка, в печерку спать, слава!
У меня, у кота, есть скляница вина, слава!
Скляница вина и конец пирога, слава!
У меня, у кота, и постеля мягка, слава!
Да кому же мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава! 13

Библиография

  1. Ивановский, В. И. Святочные обычаи “Ряженье” и “гаданье” в Вощажниковской области, Ростовского уезда, Яросладвской губернии / В. И. Ивановский. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1902. — 25 с. — Текст: непосредственный.
  2. Коринфскiй, А. А. Очерки народныхъ взглядовъ и повѣрій // Вѣ мiрѣ сказанiй / А. А. Коринфскiй. — С.-Петербургъ: Изданіе П. П. Оойина, 1905. — 238 с. — Текст: непосредственный.
  3. Сахаров, И. П. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижье / И. П. Сахаров. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885. — 316 с. — Текст: непосредственный.
  4. Терещенко, А. Быт русского народа. В 2 томах. Том 1. Ч. I-III / А. Терещенко; Сост. А. Фроловой; Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 944 с. — Текст: непосредственный.
  5. Терещенко, А. Быт русского народа. В 2 томах. Том 2. Ч. IV–VII / А. Терещенко; Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 864 с. — Текст: непосредственный.
  6. Брагинский, И. С. [и др.] Мифы народов мира: энциклопедия / И. С. Брагинский [и др.]; под ред. С. А. Токарева. — М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1980. — 1147 с. Текст: электронный.
  7. Толковый словарь живаго великорускаго языка Владимiра Даля. Том четвертый. Р — Ѵ. — СПб.-М.: Тип. М. О. Вольфа, 1882. — 712 с.
  8. Толковый словарь живаго великорускаго языка Владимiра Даля. Том первый. А — З. — СПб.-М.: Тип. М. О. Вольфа, 1880. — 812 с.
  9. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила / Сочинение С. В. Максимова. — Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903.
  10. Общий друг веселья для любителей и любительниц пения: опер, опереток, водевилей, драм, комедий и пьес. Комических куплетов, сатирических и юмористических стихотворений и романсов. Песен : малороссийских, хороводных, подблюдных, свадебных и народных. Сценки и рассказы из : народного, еврейского, немецкого, малороссийск., бурлацкого и цыганского бытов. Петых, читанных и рассказанных : артистами императорских С.-Петербургских и московских театров: Никольским… и другими : в 3-х ч. с хромолитографированными картинами / сост. любителями. — Ил. изд. — Москва : Тип. В. Я. Барбей, 1875.

Урок литературы в 6-м классе. В.А. Жуковский «Светлана» – первая русская баллада

Познакомить учащихся с балладой, подчеркнуть национальный колорит произведения.

Сделать вывод о гуманистической и нравственной направленности баллады.

Определить тип баллады “Светлана” и ее художественное своеобразие.

Его стихов пленительную сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом. Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному, внес новые формы и размеры, которые стали употреблять все другие наши поэты. (Н.В.Гоголь)

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем с вами разговор о литературной балладе. Посмотрите на тему урока, о чьем творчестве мы будем говорить с вами сегодня на уроке? С каким произведением познакомимся?

Поэтом, который проложил дорогу балладе в русской литературе, был Василий Андреевич Жуковский. Не случайно В.Г.Белинский назвал его “Литературным Коломбом Руси” Это имя вам уже хорошо знакомо. Известен он как переводчик баллад Саути и Гете, старший современник и наставник Пушкина.

Жуковский перевел три десятка баллад Шиллера и баллады многих других немецких, английских, шотландских поэтов, преимущественно Скотта, Гете, Саути, Кембелла, а также создал оригинальные баллады.

Бюргеровскую “Ленору”, как известно, он переводил трижды: вольным переводом в начале своего творчества, в конце снова вернулся к “Леноре”, создав более точный перевод, а в зрелые годы Жуковский в деталях переделал на русский манер сюжет “Леноры”. При этом поэт оставил главный смысл баллады и назвал ее “Людмила”.

И вот в 1812 году из-под пера Жуковского выходит произведение, чем-то опять напоминающее “Ленору”, но читателям оно показалось истинным чудом, откровением, все поголовно повторяли удивительные стихи: “Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали. ”. Все прежнее содержание баллады поэт “упрятал” в сон Светланы. Тревожный сон – зато какое радостное пробуждение! Вовсе не погиб жених и не мертвец он, Светлана! Баллада заканчивается радостью, честным пиром, свадьбой.

Эту балладу Жуковский посвятил своей племяннице Саше Протасовой, с которой его связывали долгие годы дружбы и взаимного доверия, и подарил ее девушке на свадьбу. Сашу так и стали звать с тех пор Светланой. Эта баллада стала “визитной карточкой” поэта, а ее название – прозвищем Жуковского в литературном обществе “Арзамас”.

Сам Жуковский весьма скромно оценивал художественные достоинства своего творения, он писал об этой балладе: “В ней большие чудеса, очень мало складу”. Так ли это? Решим, когда познакомимся с балладой.

Выразительное чтение баллады учителем.

Беседа по прочитанному

Докажите, что перед вами баллада.

Давайте сначала вспомним, что это за жанр “баллада” (Запись на доске. Баллада – хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями)

Что вы можете добавить?

Жанровые особенности баллады.

Баллада имеет сюжет. Какие события происходят в балладе? (Возвращается “мертвый” жених Светланы, Баллада заканчивается благополучным финалом:

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий.

Чу. в дали пустой гремит

По дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет.

Кто. Жених Светланы)

Важную роль в раскрытии идеи играет диалог. Найдите диалог героини и ее подруг во время гадания. Что мы узнаем из ответа Светланы?

В балладе всегда остается загадка, тайна.

На какое гадание решилась Светлана, что она хотела увидеть в зеркале? Как поэт создает таинственную, загадочную атмосферу? Найдите и зачитайте отрывок.(“мертвое молчанье”, трепетный огонь свечи. В такую-то минуту и скрипнула дверь, звякнул замок. Кто же появился? Куда зовет герой героиню? Пустая снежная равнина, одинокий храм – все это не похоже на счастливую свадьбу. И действительно, вместо свадьбы – обряд похорон, бледен страшный жених Светланы. Вновь зловещая скачка. Совсем загадочна хижина, куда попала героиня

Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему. Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

Улыбнись, моя краса,

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Баллада имеет зачин и концовку. Найдите в тексте. В какое время года происходит действие в балладе? Почему в эту ночь принято гадать? Как гадали в старину девушки? Какой смысл концовки? (Пусть все печали и тревоги остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек).

Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов. (Эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)

Вывод: “Светлана” — это баллада.

“Светлана” — одно из первых русских произведений, где “русский дух, где Русью пахнет”.

Что русского, национального в этой балладе? (образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”). Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что “Светлану” без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким написана баллада.

К какому же типу литературных баллад вы отнесете “Светлану”? Почему?

Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады? (Реальный мир, сон, пробуждение, вывод – прямое обращение автора к героине). Это тоже было необычным и новаторским.

Какой же смысл в балладе Жуковского? (Смысл оптимистичный, светлый. Вера в Бога, в то, что Господь все устраивает на благо человеку.)

В сюжете этой баллады все мрачное и фантастическое отнесено в область сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. Видимо, когда Жуковский писал эту балладу, у него прекрасное настроение. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, что совсем не характерно для жанра баллады. Но это нарушение закона баллады делает ее очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной пародией на балладу.

Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет – символ чистоты и непорочности.

А теперь поработайте с текстом: выпишите из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине.

Какие первые фразы вы нашли? (“Молчалива и грустна милая Светлана”, “Красавица”, “Мне судьбина умереть в грусти одинокой”, “Он ко мне не пишет, Ах! А им лишь красен свет, им лишь сердце дышит!” и т.д.)

Итоги урока. Домашнее задание: закончить выписывание цитат, на основе их дать устную характеристику Светланы.

Автор материала: Сумина Светлана Юрьевна МБОУ Средняя общеобразователная школа № 2

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector