0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель Наталия Нехорошева: Пора поднять престиж и уважение к педагогу

Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования

Августовская конференция педагогических работников

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом — «низкий» или «высокий». Престиж — мног o стороннее явление:
— это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;
-это функциональная важность профессии;
— это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;
— это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.
Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования — это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии — это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

высокий уровень основного педагогического образования;

мотивация учителей к продолжению образования;

обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость , а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Читать еще:  Митрополит Иларион: Какая связь между ядерной физикой и теологией?

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, — это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация — это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке — образование-квалификация — образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование — выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» — 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», — писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Поздравляю Вас с праздником 1 СЕНТЯБРЯ.

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

Учитель Наталия Нехорошева: Пора поднять престиж и уважение к педагогу

Статья: Как повысить престиж учителя?

В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу. ( Максим Звонарев )

В наше время профессия педагога в школе потеряла свою престижность. Если вспомнить времена древности, то «Знания-дающий» человек считался почти Богом. Поддерживая эту традицию, уже в поздние времена учителями становились исключительно монахи, в храмах которых находились самые великолепные, редкие и дорогие сокровища – книги. И снова перед учителями преклонялись, их уважали, как людей высокого уровня. В том же Советском союзе, учителя были элитой, интеллигенцией общества. И так было всегда, пока не наступил «Век скоростей», 21 век.

Читать еще:  Яблочный холивар, «язычники» в сетях и Христос Преобразившийся

Что мы видим сейчас? Согласно социологическим опросам в нашей стране 60% людей считают профессию учителя не привлекательной. В других странах этот процент еще больше. Спросите любого ребенка из начальных классов (лично я так и сделал): «Хочет ли он(а) преподавать в школе?», и вы сами докажете все эти слова. Потому что услышите категорическое «нет», а при объяснении ответа он(а) скажет: «Мама (папа) не хочет». Что же получается? Настолько уважаемая профессия так упала в глазах не только у детей, но и у их родителей. На это есть множество причин, но главной из них я выделю «плохую зарплату». Работа увеличивается (ведь с каждым поколением дети становятся все умнее, из-за влияния информации, к ним нужен особый подход), а зарплата уменьшается – это начало многих проблем социума (вспомнить те же революции). Образ учителя искажается, потому что никто не хочет работать за гроши – это естественно. Из-за образа ухудшаются отношения с учениками, следовательно, успеваемость, а в следствии и уровень образования в стране. Учитель не ценит свою профессию (я не говорю обо всех без исключения), а кто, не любя работы, будет хорошо с ней справляться? В общем, повышение престижа учителя, решение основных проблем образования, является одним из нужных направлений деятельности для государства, чтобы повысить престиж его же.

И сразу возникает вопрос: «Как же повысить престиж педагога?» По сути это статья и предназначается для ответа на него. Вот мои личные пути решения:

1. Решение проблемы с зарплатой. Учителя начнут работать в полную силу, применяя свои педагогические таланты. Для них это самая главная проблема (с точки зрения опроса, который я проводил).

2. Повышение престижа учителя, путем создания положительного образа.

· Хочу выделить отличный конкурс: «Учитель года». Он помогает учителям реализоваться, стремиться к большему, повышать свой профессионализм. Мероприятие великолепное, но самое главное, оно показывает ученикам, что их педагоги лучшие из лучших – это создает необходимое впечатление.

· Вспомните, пожалуйста, фильмы. Вам никогда не хотелось стать похожим на героев? Лично мне хотелось – этим можно воспользоваться. Почему бы не начать снимать фильм про учителей, где они показаны высоконравственными личностями? Даже просто на телевидении пропагандировать модность профессии педагога. Это создаст не только образ у будущего поколения, но и простимулирует самих учителей, заставит их равняться к тому созданному идеалу, проблема будет решена.

Я могу долго говорить обо всем этом, но главное, что нужно понять сейчас нашим детям: Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. ( Али Апшерони )

Как поднять престиж учительского труда

Ученик вернется в школу учителем

Качество образования, которое получат наши дети, зависит от многого. Но именно педагог — ключевое звено в школе. От его личности и профессионализма зависит, станут ли обновленные учебники и программы, инновационные формы и технологии эффективным средством. В обществе все чаще обсуждается, что нужно возрождать престиж учительского труда. Эту идею поддерживает государство. Одна из мер — готовить к этой профессии в школе. И возвращение профильного обучения педагогической направленности уже дает результат.


С 2015/2016 учебного года создана сеть педагогических классов. В первых 102 учились 1350 человек. Сейчас открыли уже в четыре раза больше — 438 для более 4000 школьников. Так формируется будущая элита профессионального сообщества. В профильных классах и группах молодые люди вместе изучают факультативный курс «Введение в педагогическую профессию». Пробуют себя в новой роли: проводят фрагменты уроков, помогают в организации внеклассных дел, работают в школьных лагерях вожатыми. У них накапливается портфолио «Я — педагог».

В сельской местности свои особенности. На факультатив «Введение в педагогическую профессию» часто собирают учеников из разных школ. И родители, и ребята уже оценили вот какую льготу. Те, кто хорошо успевает, а также получил рекомендацию педсовета, могут без экзаменов поступать на педагогические специальности во все вузы.

БГПУ имени М. Танка каждый год проводит опрос тех, кто получает знания в классах для будущих учителей. Ребята не просто мотивированы выбрать эту стезю. Они становятся грамотнее психологически, лучше узнают свои способности, склонности, интересы. Более 90 процентов опрошенных старшеклассников считают, что курс был бы полезен всем.

Работу учителя не назовешь легкой. Нужно быть оратором, чувствовать детей, работать в команде. Ведь вам хотелось бы, чтобы педагог умел управлять конфликтами, строил конструктивные отношения, был устойчивым к стрессам? Такие навыки пригодятся любому. А педкласс позволяет наработать их еще до поступления в вуз. И это не скучные уроки за партой, а республиканские конкурсы, фестивали, конференции, совместные проекты. Приведу несколько примеров.

Ученики педклассов Жемчужненской средней школы Барановичского района последние три года участвуют в крупных республиканских мероприятиях под эгидой БГПУ. Многие потом становятся нашими студентами. А почему? Уже на собеседовании чувствуют себя увереннее. Они здесь не новички: бывали в университете на экскурсиях, днях открытых дверей. Участвовали в проектах «Студент-на-один-день», «Будущие педагоги — о школе будущего», «Форсайтфорум», «Научный STANDUP». И еще любопытный факт: в Жемчужненской СШ треть педагогов — ее выпускники.

Еще один пример — работа Греской СШ Минского района. В ней профильным классам уже пять лет. Три последних года коллектив участвовал в республиканском экспериментальном проекте по допрофильной педподготовке учеников 5—9-х классов, а сегодня продолжает эту работу в инновационном режиме. Получается, уже с 5-го класса дети попадают в особую атмосферу глубокого уважения к профессии наставника. Своим опытом греские педагоги готовы делиться. И то, что учреждение находится в деревне, им не мешает. Интернет ведь есть? Вот и из Греска провели в этом году серию вебинаров. На них дистанционно делились с коллегами, какие формы и методы самые эффективные для этих профильных классов, как помочь учащемуся создавать портфолио и многое другое.

Читать еще:  После публикации Правмира Иришка из детского дома обрела семью

Проанализируем результаты трех последних приемных кампаний в вузы. На педагогические специальности поступают сильные абитуриенты — выпускники педклассов: средний балл аттестата не ниже 8,5. У многих он еще выше. Практически отличники. Именно профилизация в старших классах, на мой взгляд, переломила ситуацию с контингентом поступающих на такие специальности. Учреждения образования целенаправленно планируют и организуют подготовку будущих учителей со школьной скамьи, ожидая, что они вернутся и закрепятся в качестве молодых специалистов именно в родной школе/гимназии. Интересная деталь. Вчерашних выпускников, ставших студентами — будущими педагогами, часто приглашают в свою школу для встреч с учащимися и их родителями в качестве гостей, ведущих, экспертов.

Убеждена, педагогические классы — это действенный способ возрождения уважения к труду учителя.

Александра ПОЗНЯК, начальник центра развития педагогического образования БГПУ имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент

Как поднять престиж учительского труда

Ученик вернется в школу учителем

Качество образования, которое получат наши дети, зависит от многого. Но именно педагог — ключевое звено в школе. От его личности и профессионализма зависит, станут ли обновленные учебники и программы, инновационные формы и технологии эффективным средством. В обществе все чаще обсуждается, что нужно возрождать престиж учительского труда. Эту идею поддерживает государство. Одна из мер — готовить к этой профессии в школе. И возвращение профильного обучения педагогической направленности уже дает результат.


С 2015/2016 учебного года создана сеть педагогических классов. В первых 102 учились 1350 человек. Сейчас открыли уже в четыре раза больше — 438 для более 4000 школьников. Так формируется будущая элита профессионального сообщества. В профильных классах и группах молодые люди вместе изучают факультативный курс «Введение в педагогическую профессию». Пробуют себя в новой роли: проводят фрагменты уроков, помогают в организации внеклассных дел, работают в школьных лагерях вожатыми. У них накапливается портфолио «Я — педагог».

В сельской местности свои особенности. На факультатив «Введение в педагогическую профессию» часто собирают учеников из разных школ. И родители, и ребята уже оценили вот какую льготу. Те, кто хорошо успевает, а также получил рекомендацию педсовета, могут без экзаменов поступать на педагогические специальности во все вузы.

БГПУ имени М. Танка каждый год проводит опрос тех, кто получает знания в классах для будущих учителей. Ребята не просто мотивированы выбрать эту стезю. Они становятся грамотнее психологически, лучше узнают свои способности, склонности, интересы. Более 90 процентов опрошенных старшеклассников считают, что курс был бы полезен всем.

Работу учителя не назовешь легкой. Нужно быть оратором, чувствовать детей, работать в команде. Ведь вам хотелось бы, чтобы педагог умел управлять конфликтами, строил конструктивные отношения, был устойчивым к стрессам? Такие навыки пригодятся любому. А педкласс позволяет наработать их еще до поступления в вуз. И это не скучные уроки за партой, а республиканские конкурсы, фестивали, конференции, совместные проекты. Приведу несколько примеров.

Ученики педклассов Жемчужненской средней школы Барановичского района последние три года участвуют в крупных республиканских мероприятиях под эгидой БГПУ. Многие потом становятся нашими студентами. А почему? Уже на собеседовании чувствуют себя увереннее. Они здесь не новички: бывали в университете на экскурсиях, днях открытых дверей. Участвовали в проектах «Студент-на-один-день», «Будущие педагоги — о школе будущего», «Форсайтфорум», «Научный STANDUP». И еще любопытный факт: в Жемчужненской СШ треть педагогов — ее выпускники.

Еще один пример — работа Греской СШ Минского района. В ней профильным классам уже пять лет. Три последних года коллектив участвовал в республиканском экспериментальном проекте по допрофильной педподготовке учеников 5—9-х классов, а сегодня продолжает эту работу в инновационном режиме. Получается, уже с 5-го класса дети попадают в особую атмосферу глубокого уважения к профессии наставника. Своим опытом греские педагоги готовы делиться. И то, что учреждение находится в деревне, им не мешает. Интернет ведь есть? Вот и из Греска провели в этом году серию вебинаров. На них дистанционно делились с коллегами, какие формы и методы самые эффективные для этих профильных классов, как помочь учащемуся создавать портфолио и многое другое.

Проанализируем результаты трех последних приемных кампаний в вузы. На педагогические специальности поступают сильные абитуриенты — выпускники педклассов: средний балл аттестата не ниже 8,5. У многих он еще выше. Практически отличники. Именно профилизация в старших классах, на мой взгляд, переломила ситуацию с контингентом поступающих на такие специальности. Учреждения образования целенаправленно планируют и организуют подготовку будущих учителей со школьной скамьи, ожидая, что они вернутся и закрепятся в качестве молодых специалистов именно в родной школе/гимназии. Интересная деталь. Вчерашних выпускников, ставших студентами — будущими педагогами, часто приглашают в свою школу для встреч с учащимися и их родителями в качестве гостей, ведущих, экспертов.

Убеждена, педагогические классы — это действенный способ возрождения уважения к труду учителя.

Александра ПОЗНЯК, начальник центра развития педагогического образования БГПУ имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector