1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы?

Содержание

Почему так много икон Богородицы?

О Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа, так или иначе слышали все. В русской православной традиции Святая Дева всегда особо почиталась верующими людьми. К ее заступничеству зачастую в истории прибегали и люди неверующие, и чудесным образом получали просимое. Но почему в Христианстве так много икон, изображающих Богородицу? Разве нельзя молиться перед одним образом, без разных названий, вроде «Владимирская», «Казанская», «Троеручица»…?

Кто такая Пресвятая Богородица?

После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человечество жило в ожидании Мессии, Спасителя. Он должен был искупить людскую цивилизацию от рабства греха. Согласно пророчествам, будущий Искупитель мог появиться от чистой и непорочной, способной на подвиг любви и самоотречения девушки.

Понадобились тысячелетия, прежде чем достойная рождения Богочеловека Иисуса Христа появилась на свет. Родителями избранницы величайшей миссии стали праведные Иоаким и Анна, жители ветхозаветного Израиля.

В три года Марию отдали на воспитание в храм. Ей являлся Архангел Гавриил, сообщая о предстоящей девушке великой миссии.

Чудесным образом, в результате непорочного зачатия, Мария родила Иисуса Христа и стала Богородицей.

Вместе со своим супругом, праведным Иосифом, она воспитывала и оберегала Сына, пока Он не возмужал, и даже присутствовала при крестной смерти Господа. Как Иисус Христос, Богородица воскресла и вознеслась на Небо.

Что такое икона?

В Православной Церкви иконой называется священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Икона является одним из средств познания Бога, помогает сосредоточить внимание на молитве во время богослужения, общего или домашнего. Иконами считаются изображения, выполненные на твердой поверхности, как правило, липовой доске, покрытой левкасом, на которых запечатлены также надписи и знаки.

Догмат об иконопочитании был закреплен на VII Вселенском соборе Православной Церкви в 787 году.

Согласно решению 367 епископов, изображение образов Бога и святых необходимы человеку для воспоминания о первообразе – самом изображенном на иконе святом или событии. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» – гласит постановление святых отцов.

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?

Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.

Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября по ст. стилю);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы— 4 декабря (21 ноября по ст. стилю);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы— 7 апреля (25 марта по ст. стилю);
  • Успение Пресвятой Богородицы— 28 августа (15 августа по ст. стилю).

В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.

Какие бывают иконы Богородицы?

Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.

Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта. На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.

К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.

Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская» — наиболее яркие примеры данного типа.

Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.

Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».

А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.

Перед какими иконами и в каких случаях молиться?

Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.

Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации.

В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных образов Божьей Матери. Всего наша христианская традиция знает почти 900 изображений Богородицы.

Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.

О сохранение семьи, благополучных родах и защитниках Отечества

Самой древней русской иконой, сохранившихся до наших дней, является «Владимирская». Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Иисус Христос, Пресвятая Мария и Иосиф Обручник.

На Русь список иконы был передан в XII веке из Византии, а в 1395 году для защиты Москвы от войск Тамерлана святой образ был перевезен в столицу из Владимира. Силы неприятеля отступили, а икона с тех пор стала именоваться «Владимирской». Впоследствии Богородица не раз спасала москвичей от нападения татаро-монгольских войск.

Перед иконой Божьей Матери «Владимирская» молятся с просьбами о помощи в принятии решения, примирения людей, беременности, сохранении семьи, благополучии детей, вразумлении врагов и о защитниках Родины. Образ Богородицы вспоминается Церковью в специально установленные дни: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Читать еще:  Фейк с вами — почему любую информацию нужно проверять

Об избавлении от пьянства и наркомании

По преданию в 1878 году отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страдавший недугом пьянства и потерей из-за это способности ходить, увидел сон. Ему явился старец-схимник и направил несчастного в Серпуховский монастырь.

Старец во сне настаивал на службе молебна перед иконой «Неупиваемая чаша», но в монастыре, как оказалось, о подобном образе никто не знал. В результате поисков в ризнице храме была обнаружена икона Богородицы, с обратной стороны которой была нанесена надпись «Неупиваемая чаша».

С тех пор перед иконой и ее списками молятся об исцелении себя или своих близких от недуга пьянства и других греховных зависимостей. Кроме того, перед этим образом верующие просят помощи в благополучии детей, вразумлении потерявших нравственный облик родственников и продаже/покупке недвижимости. День памяти иконы – 5 мая.

Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком

Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке. По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение. Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.

На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.

Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями, а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.

Зачать ребенка, избавиться от блуда и вернуть супруга

В IX веке монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне обрели на берегу моря икону Пресвятой Богородицы, которая поддерживалась огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, увидев во сне Святую Марию, получил от нее указание взять икону. Монах поставил образ в соборе монастыря, но необъяснимым образом на утро его нашли над вратами в обители. Так повторялось несколько раз. Икону оставили над вратами, а назвали в честь монастыря – «Иверской».

В церковном календаре икону вспоминают во вторник Светлой пасхальной седмицы, 25 февраля, 6 мая и 26 октября. У образа люди молятся об избавлении от блудной страсти, возвращении ушедшего супруга, о помощи в зачатии ребенка.

Успешно сдать экзамены и решить проблему

У иконы «Прибавление ума» уже много лет верующие в России традиционно молятся перед началом учебного года и в его конце, как правило, перед сдачей экзаменов, в том числе вступительных испытаний. По преданию образ был написан мастером времен XVII века, пытавшимся разобраться в смысле никоновской реформе. Ему явилась Богородица и заповедала написать Ее образ в таком виде, в котором Она предстала перед иконописцем. Так появилась икона «Прибавление ума».

К этому образу верующие обращаются с просьбой даровать высшую мудрость, а также получить помощь в учении, сдаче экзаменов. Родственники страдающих слабоумием и психическими расстройствами людей. В разрешении вопросов и проблем, требующих неординарного решения, люди также прибегают к молитвам перед иконой «Прибавление ума». День памяти образа – 28 августа.

О помощи в женитьбе и замужестве

Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.

Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.

В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.

Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Почему так много икон Пресвятой Богородицы и как Ей молиться?

Мнение священника Андрея Чиженко.

Действительно, если мы посмотрим православный календарь, то увидим, что практически на каждый день припадает день памяти той или иной иконы Пречистой Божией Матери или исторического действия, связанного с Девой Марией. Как, например, 31 августа по старому стилю (13 сентября н. ст.) празднуется Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Напомним о данном событии вкратце. После Успения Божьей Матери Она телесно была взята на небо. В гробнице остались только Ее риза и пояс. До начала V столетия пояс хранился в Иерусалиме. Позднее его перенесли в Констанополь. Из «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского известно, что византийский император Лев VI использовал пояс для своей больной, страдающей от козней злого духа жены Зои. После лобызания святыни императрица исцелилась. Ризу и пояс Пресвятой Богородицы положили в храме северо-западного района Константинополя – Влахерне. Здесь же в начале X века святому блаженному Андрею Юродивому и ученику его святому Епифанию явилась Пресвятая Богородица и распростерла Свой покров-омофор (мафорий – длинное женское покрывало с головы до пят) над молящимся во время нападения неприятелей народом в храме (праздник Покрова Пресвятой Богородицы). Сегодня части пояса Девы Марии находятся в афонском монастыре Ватопед, в Грузии и в нескольких иных местах.

Почему же так много икон Девы Марии и празднований, посвященных Ей?

Вспомним Святое Евангелие. Умирая на кресте, Господь произнес следующую фразу, обращенную к Пресвятой Богородице и святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! Се, сын Твой! Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26, 27). Святые отцы говорят, что тогда у Креста Спасителя произошло усыновление Пресвятой Богородицей не только святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, но и всего человечества. То есть Пречистая стала Матерью всем нам. Мы же стали Ее детьми. Это также подтверждается словами, сказанными Ею после Своего Успения, когда Она явилась скорбящим святым апостолам. «Радуйтесь! Ибо я с вами – во все дни», – говорила Дева Мария.

В замечательном памятнике византийской агиографии (описания житий святых) «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея юродивого Христа ради» есть воспоминание о том, как в одну зиму этот удивительный подвижник Божий был восхищен святым ангелом в рай. Во время путешествия по Царствию Небесному небесный посланник сказал Андрею: «Госпожа наша светозарная, Царица небесных сил и Богородица не пребывает сейчас здесь, ибо Она находится в том бренном мире ради поддержки и помощи тем, кто призывает Сына Ее единородного, и Слово Божие, и Ее Всесвятое имя». Церковное Предание сохраняет сведения о том, что Пресвятая Богородица пребывает в непрестанной молитве о страждущем человечестве.

Потому все множество икон Девы Марии является символами-отражениями различных граней и способов Ее благодатной помощи. И причем многие иконы имеют чудесное, удивительное происхождение. Вспомним, например события обретения Казанской иконы Божьей Матери. После пожара 1579 года в Казани по указанию девочки Матроны, которой во сне явилась Пречистая, на пожарище нашли икону Пресвятой Богородицы, ставшей чудотворной и известной во всем православном мире. Кто Ее написал? Как она там взялась? Неизвестно. Божье чудо.

Читать еще:  Хирург Константин Пучков: Я просто следую своему пути

Примерно та же история и с образом «Неупиваемая Чаша». Бедному мужчине, отставному солдату, живущему в Тульской губернии и исстрадавшемуся от тяжелого и, увы, распространенного в славянском обществе недуга пьянства, явился во сне старец и повелел идти в Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Солдат пришел в обитель, но там, как оказалось, никто не знал такой иконы. Начали поиски. Образ нашли в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно было написано «Неупиваемая Чаша». Отслужили молебен, и страждущий исцелился. Разве не чудо Божье? Пречистая Сама указала и прославила Свои иконы.

Или, к примеру, чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из главных святынь Киево-Печерской Лавры, полученная греческими зодчими для вышеупомянутой обители из рук Девы Марии.

Существует в народе благочестивая традиция молиться о спасении от пожара иконе «Неопалимая Купина», от недуга пьянства «Неупиваемой Чаше», для исцеления от рака пред образом «Всецарица», а над дверями в доме вешать Остробрамскую икону или Семистрельную и т. д. Так ли это?

Мне кажется, ответ здесь двоякий. Как и во всем в Православии, нужен путь по золотой середине. Без крайностей. С одной стороны, Пресвятая Богородица явила в Своих образах вполне конкретную помощь по конкретной проблеме, так сказать (пример – «Неупиваемая Чаша»), потому, конечно же, как мне мажется, можно и нужно молиться перед этой иконой Деве Марии о ниспосылании благодатной помощи в столь нелегком и трудном деле, как избавление от алкогольной, наркотической, табачной или иной зависимости. То же самое и в других случаях. Ведь недаром в этих иконах была явлена чудесная помощь Пресвятой Богородицы. Но с другой стороны – не стоит молитву Пресвятой Богородице превращать в какое-то псевдоцерковное язычество: «мол, если помолимся перед иконой “Неупалимая Купинаˮ, то пожара не будет, а если перед Казанской, то вполне может быть. Потому что не перед той иконой помолились».

Это неверный подход. Главное, чтобы молитва была искренней и совершалась с пониманием, Кому и зачем мы молимся. Важно, чтобы она шла от чистого сердца, как призыв дитя к своей Матери. А Небесная Мать не замедлит помочь Своему попавшему в беду ребенку. И в данном случае можно помолиться и перед Казанской, и перед Владимирской, и перед Почаевской или перед любой другой православной иконой Божьей Матери. Главное, чтобы молитва была не сухой формальностью, но живой и искренней потребностью души. А Пресвятая Богородица, как любящая мать, всегда ответит на зов. Ведь Она находится здесь, на земле, среди нас и готова прийти на помощь Своему заплутавшему плачущему чаду.

Икона Божией Матери — значение, история, почитаемые образы

Образ Божией Матери: история почитания

Особым почитанием в Православии пользуются образы Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Не только в храмах, но и в домах каждой православной семьи имеется икона Божией Матери.

«Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает (в себя) краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его (внутреннего) храма. «Человек есть храм Святого Духа». Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

По преданию, евангелистом Лукой была написана первая икона Божией Матери еще при земной жизни Пресвятой Девы. Первоначальное почитание образов Богоматери началось в землях Палестины, связанных с жизнью Спасителя и Его Матери.

Одними из древнейших образов Богоматери, сохранившихся до нашего времени, являются изображения, найденные в римских подземных катакомбах (2-3 век). С 4 века иконография Богородицы широко развивается сначала в Византии и на Балканах, а после 10 века — и на территории Руси.

Почему существуют разные иконы Богородицы

В месяцеслове Русской Православной церкви упоминается более 1000 икон Пресвятой Богородицы. Почитаемых образов Богоматери намного больше. Например, только в Петербургской епархии чудотворных и местночтимых икон насчитывается 120.

Каждый образ Богоматери имеет свое название. Это связано с историей написания, обретения, прославления. По народной традиции со всевозможными просьбами христиане обращаются к различным образам Богородицы. Это связано в основном с явлениями чудесами. Так, в сочинении «Руно орошенное» (1683) святителя Димитрия Ростовского описан случай получения нежданной радости в прощении грехов одного нечестивого человека. После чего икона Божией Матери стала именоваться «Нечаянная радость». А икона «Прибавление ума» получила такое название после вразумления одного московского иконописца, который долго не мог понять смысла церковных реформ (1650-1680).

Но следует помнить, что Богородица одна и та же на всех иконах. Нет отдельных «Богородиц» в зависимости от местности или сферы деятельности. Такое восприятие Богоматери носит на себе влияние языческого и магического мышления. По учению Церкви, молясь перед написанным образом, верующие обращаются к первообразу. Икона служит «окошком» в духовный мир, помогает сосредоточить мысли во время молитвы.

«Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Типы икон Богородицы

Чем отличаются иконы Божьей Матери друг от друга? По канонический системе изображения Богоматери и Богомладенца условно подразделяются на типы. Основными, выражающими богословскую идею почитания Пресвятой Девы Марии, являются следующие: «Знамение», «Одигитрия», «Умиление».

Каждый иконографический тип со временем приобрел несколько разновидностей.

Также можно условно выделить еще один тип Богородичных икон — это «Акафистная». Причиной появления образов с таким типом послужило желание прославить саму Божию Матерь. Появился он намного позже и, вероятно, под влиянием западноевропейской культуры.

Иконографический тип «Знамение»

«Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий, 296-373).

Богословская идея «вопрошания Спасителя» легло в основу написания одного из распространенных иконографических типов — «Знамение» («Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся»). Такой вариант написания образа Богоматери связан со священными словами Библии.

В Ветхом Завете сказано: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Книга Исаии, 7:14).

Из Нового Завета выбраны строки: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, 1:35).

Особенностью данного типа икон является то, что руки Пресвятой Богородицы подняты вверх в молитвенном жесте. У некоторых вариантов такого иконографического типа на уровне груди Богоматери находится изображение Младенца Христа. Примерами икон служат «Курская Коренная», новгородская «Знамение», Ярославская «Оранта».

Тип «Одигитрия»

Другой тип иконографии — «Одигитрия» (с греческого «Путеводительница»). Богословской основой таких образов послужило понимание того, что Богоматерь является лестницей на небо. По этой лестнице сошел Господь на землю и верующие приходят к Богу («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» — из акафиста Божией Матери).

Читать еще:  Поздравления с Пасхой

На иконах этого типа Пресвятая Богородица изображается фронтально. Одной рукой Она держит Богомладенца. Другая рука Богоматери направлена в сторону Сына, как бы переводит взгляд молящихся на Спасителя, указывая Истинный Путь ко спасению.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна, 14:6).

Иисус правой рукой благословляет, в левой Он держит свиток (знак Благой вести) или символ власти (скипетр и державу). Богородичные образы такого типа широко распространены во всем христианском мире. Наиболее известными иконами являются «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Троеручица», «Иерусалимская», «Всецарица» и другие. У каждой иконы имеются свои отличительные детали, что чаще всего связано с историей происхождения каждого образа. На Руси особо почиталась чудотворная икона Божьей Матери Владимирская.

Икона Божией Матери «Умиление»

Ещё одним из распространенных в Православии иконографических типов изображения Богоматери является «Умиление» («Елеуса», что в переводе с греческого — «Милостивая»). Также этот вариант написания образа Пресвятой Богородицы в Византии назывался «Сладкое лобзание». Младенец Иисус на изображении нежно обнимает Свою Мать за шею, Которая наклонена головой к Нему. Этот жест свидетельствует о близости Божией Матери к Сыну, имеет перед Ним великое дерзновение.

«Если Бога будет умолять о нас вся Церковь земная и небесная со всем Ангельским воинством, со всеми святыми, то не получится такой силы молитвеннаго ходатайства, какое принадлежит Ей одной, нашей Заступнице, Пресвятой Деве Марии» (святитель Серафим Соболев, 1881-1950).

Примерами икон типа «Акафистная» служит «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская».

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Особо почитаемые иконы Божией Матери на Руси

Русская земля знает немало историй, связанных с чудесным явлением Богородичных икон, спасавших от бедствий. Считается, что четыре самых знаменитых образа Божией Матери охраняют территорию России. Тихвинская икона — это покровительница Северных земель, Иверская — Юга, Казанская — на Востоке, а Смоленская — на Западе.

Тихвинская икона Божией Матери, согласно рукописному «Сказанию», появилась в новгородских землях в 1383 году. Этот образ считается Покровительницей Новгородских земель (была явлена чудесная помощь в защите от шведов). К этой иконе Богоматери обращаются и за помощью при детских заболеваниях.

Казанская икона Божией Матери обретена после пожара в городе Казань в 16 веке. Этот образ был главней святыней Второго народного ополчения, освободившего в 1625 году Россию от польской интервенции. По народному поверью, перед этим образом молятся при глазных болезнях.

Смоленская икона появилась на Руси в 11 веке. От этого чудотворного образа была явлена защита при нашествии войска Батыя (1239). Перед ним русское воинство молилось накануне Бородинского сражения (1812). Смоленская икона считается Покровительницей семьи и дома.

В 1130 году из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом была принесена в дар икона Богоматери. Впоследствии удельным князем Андреем Боголюбским образ был перенесен во Владимир, отчего икона и стала называться Владимирской. На Руси существовала традиция венчать на царство русских государей с этим образом. Несколько раз икона спасала Москву от вражеского нападения (1395 — от войска Тамерлана, 1480 — от ордынского хана Ахмата, 1521 — от крымского хана Махмет-Гирея).

В конце 19 века в России была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» (город Серпухов, Московская область). Перед этим образом верующие возносят молитвы о больных недугом пьянства, наркомании, курения.

Почему икон Пресвятой Богородицы так много?

Горящие лампады у иконы Божией матери. Изображение из «Фотобанк Лори»

Человеку свойство создавать образы, которые несут для него какой-то семантический потаенный смысл, и что в древние века различные образы богов, что в наше время, так же религиозные образы играют важное значение. Но между тем нужно отметить отдельно, что среди всех святых, которых принято чтить в христианском мире, Богородица как-то по-особенному почиталась во многих странах, и поэтому икон с изображением Богородицы чрезвычайно много.

Можно даже в Книгу рекордов Гиннесса помещать икону Богородицы как самую популярную икону, причем практически у каждого народа есть своя особая икона Богородицы, которую следует чтить и почитать.

Мать Христа в значимой степени наиболее почитаемая святая

Так почему же так популярна икона Богородицы практически во всех странах? Сразу же напрашивается ответ, простой и лаконичный, что ведь на иконе изображена мать Христа, а значит она в наибольшей степени почитаема во всех странах мира, и по этой причине и имеет место быть столько много различных изображений Богородицы на иконах.

Кроме того следует отметить, что вообще-то понятие матери в христианском мире, да и во всех остальных религиях мира, чрезвычайно почитаемое понятие, которое составляет основу мировоззрения практически большинства людей, населяющих нашу планету.

Иными словами, так как Христос считается Спасителем, который пришел на нашу грешную землю, чтобы принести людям свет веры, и освободить от лап мракобесия язычества, то значит и его мать является в значимой степени наиболее почитаемой святой, и поэтому икон с Богородицей чрезвычайно много, и во многих народах, исповедующих христианство, икон Богородицы не несколько, а десятки, причем написаны в различные эпохи становления народа.

Все разнообразие икон Богоматери вы можете увидеть на сайте икон ikonnayalavka.com Таким образом такая распространенность и многообразие икон с изображением Богоматери объясняется не чудом, а обычным уважением людей к матери, которое было еще и дохристианскую эпоху.

Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы

Преп. Паисий Святогорец говорил близким своим ученикам, что Матерь Божия, которую он видел несколько раз, очень напоминает образ Пресвятой Богородицы Иерусалимской. “Именно точно такая,” – повторял Святой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector