Огюст Конт- основоположник социологии
Содержание
Огюст Конт- основоположник социологии. Место социологии в системе позитивных наук
Огюст Конт (1798-1857) — французский философ, родоначальник позитивизма, он первым дал название науке об обществе, определил специфику предмета и метода социологии. Именно О. Конта считают родоначальником науки социологии как самостоятельной отрасли знания.
Влияние работы с философом А. де Сен-Симоном (с 1817 по 1824 годы) повлияло на идею создания Контом особой науки об обществе, которая опиралась бы на объективные наблюдения. Сен-Симоном предложил назвать такую науку «социальная физиология», а Конт дал ей название «социальная физика». Однако в четвертом томе «Курса позитивной философии» (1839 г.) Конт употребил новый термин вместо «социальной физики» — «социология».
Термин «социология» О. Конт образовал с помощью соединения латинского слова «социум» (общий, общинный, общественный) с греческим словом «логос» (слово, понятие, учение). В дальнейшем термином «социология» стали обозначать науку об обществе.
Первые труды
Через некоторое время Огюст познакомился с философом и социологом Сен-Симоном. Несколько следующих лет он был учеником и сотрудником философа. В то время Конт написал «Проспект научных работ, необходимых для реорганизации общества» (издан в 1822 году) — первую часть «Катехизиса промышленников» Сен-Симона.
Этот проект выявил значительное разногласие между учителем и учеником:
- Сен-Симон считал, что Конт принимает во внимание исключительно научную точку зрения (аристотелевскую), а религиозная часть системы остается неохваченной.
- Для Конта предмет разногласия был иным: он утверждал, что новые религиозные идеи Сен-Симона противоречат убеждениям его, Огюста.
Примечательно, что под конец жизни Конт все же пришел к некоторым религиозным и сентиментальным взглядам, которые во многом были схожи с идеями Сен-Симона и его последователей. С последними философ поддерживал связь и после смерти их учителя в 1825 году, в частности, он размещал их статьи в журнале.
Несмотря на вызванные разногласия между авторами, публика положительно приняла первую публикацию философа: отзывы оставили критик (в дальнейшем министр) Гизо, философ Гегель, математик Карно и многие другие научные деятели. Успех поощрил Огюста Конта продолжить работу.
Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт — лучшие книги
- Все
- Бумажные издания
- Электронные издания
- Аудиокниги
- Произведения
- По популярности
- По дате
- По серии
- По циклам
- По алфавиту
- Произведения
ISBN | 978-5-397-01522-6 |
Год издания | 2011 |
Издательство | Либроком |
Язык | Русский |
Вниманию читателя предлагается работа выдающегося французского философа и социолога Огюста Конта, в которой содержится краткое изложение философской системы этого мыслителя. Автор рассматривает «закон трех стадий» (религиозной, философской и научной) эволюции интеллектуального сознания и человеческого духа; на основе этого закона О.Конт дает определение «истинного духа» позитивной философии, указывает ее назначение, социальную и нравственную роль в общественном развитии и т.д. Для философов, социологов, историков и методологов науки, всех заинтересованных читателей.
ISBN | 978-5-397-02823-3 |
Год издания | 2012 |
Издательство | Либроком |
Язык | Русский |
Вниманию читателей предлагается классический труд выдающегося французского философа и социолога Огюста Конта, в котором дается систематический обзор основанного им философского направления — позитивизма. Автор не только характеризует основные элементы позитивизма, который, по его мнению, складывается из философии и политики, но и исследует его социальное назначение, вытекающее из связи с революционными движениями конца XVIII — середины XIX века, его значение для народа, отношение позитивизма к искусству. В заключение О.Конт выдвигает программу построения нового общества и указывает политические силы, которые должны будут ее реализовывать.…
ISBN | 978-5-397-01544-8 |
Год издания | 2011 |
Издательство | Либроком |
Язык | Русский |
Вниманию читателей предлагается книга выдающихся французских мыслителей Анри Сен-Симона и Огюста Конта, в которой в форме ответов на вопросы не только критически освещено экономическое и политическое состояние Франции, но и изложен план перехода к новому обществу, к его новой организации. Рекомендуется философам, социологам, политологам, историкам, всем заинтересованным читателям.
ISBN | 978-5-397-05490-4 |
Год издания | 2016 |
Вниманию читателей предлагается классический труд выдающегося французского философа и социолога Огюста Конта (1798—1857), в котором дается систематический обзор основанного им философского направления — позитивизма. Автор не только характеризует основные элементы позитивизма, который, по его мнению, складывается из философии и политики, но и исследует его социальное назначение, вытекающее из связи с революционными движениями конца XVIII — середины XIX века, его значение для народа, отношение позитивизма к искусству. В заключение О.Конт выдвигает программу построения нового общества и указывает политические силы, которые должны будут ее…
ISBN | 978-5-458-15568-7 |
Год издания | 2012 |
Издательство | Книга по Требованию |
Язык | Русский |
Курс положительной философии. Полный перевод с последнего пятого французского издания под редакцией, с примечаниями и статьями профессоров С. Е. Савича, С. П. Глазенала, О. Д. Хвольсона, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, А. С. Лаппо-Данилевского, И. М. Гревса и Н. О. Лосского, с приложением статьи профессора Н. И. Кареева. В шести томах. Том второй, отдел второй. Философия физики. Перевод В. А. Кашерининовой, под редакцией с примечаниями профессора Императорского Санкт-Петербургского университета О. Д. Хвольсона. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1901 года (издательство «Санкт-Петербург, Типография Министерства…
ISBN | 978-5-397-01521-9 |
Год издания | 2011 |
Издательство | Либроком |
Язык | Русский |
Вниманию читателя предлагается классический труд выдающегося французского философа и социолога Огюста Конта, в котором дается систематический обзор основанного им философского направления — позитивизма. Автор не только характеризует основные элементы позитивизма, который, по его мнению, складывается из философии и политики, но и исследует его социальное назначение, вытекающее из связи с революционными движениями конца XVIII — середины XIX века, его значение для народа, отношение позитивизма к искусству. В заключение О. Конт выдвигает программу построения нового общества и указывает политические силы, которые должны будут ее…
Год издания | 1910 |
Издательство | Издание Брокгауз-Ефрон |
Язык | Русский |
Санкт-Петербург, 1910 год. Издание Брокгауз-Ефрон. Типографские переплеты. Сохранность хорошая. Под общим заглавием «Родоначальники позитивизма» был выпущен сборник философских рассуждений, из которых каждому принадлежит определенное место в истории человеческой мысли. В комплект вошли 5 выпусков: — выпуск 1 «Кант, Тюрго, Д’Аламбер». В выпуск вошли труды Канта «Идея всеобщей истории», «Предполагаемое начало истории человечества», Тюрго «Последовательные успехи человеческого разума», «Рассуждение о всеобщей истории», Д’Аламбера «Очерк происхождения и развития наук»; — выпуск 2 «Сен-Симон, Огюст Конт». В выпуск вошли труды…
Огюст Конт (годы жизни: 19 января 1798 года — 5 сентября 1857 года) — французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки, создатель позитивизма — философского учения и направления.
Огюст Конт родился на юге Франции в городе Монпелье в католической семье. Его отец был сборщиком податей.
Конт получил образование в Парижской высшей политехнической школе, где изучал математику, физику и астрономию.
В период 1818-1824 годах становится личным секретарем социалиста-утописта, другого французского философа и социального реформатора Анри Сен-Симона (основоположника утопического социализма), от которого до некоторой степени перенял идеи о классификации наук, учение о 3-х стадиях развития общественного и познавательного, а также само понятие «позитивизм».
К 40-50-м годам 19 века стали появляться теории, обуславливающие изменения в развитии науки и одной из таких был закон О. Конта о 3-х стадиях.
Огюст Конт будучи основателем позитивизма в философии считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит 3 стадии: теологическое мышление, метафизическое мышление и научное (позитивное) мышление. Этот закон согласно О. Конту определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Теологическая стадия — на ней человек стремится все происходящие явления объяснить вмешательством сверхъестесственных сил (богов, душ, ангелов и др.).
Метафизическая стадия — для этой стадии, также как и для первой характерно достижения исчерпывающего абсолютного знания о мире. Отличие между первой и второй стадиями состоит в том, что объяснение явлений происходит с указанием на различных выдуманных первосущностей, которые находятся «за кулисами», позади мира явлений.
Научная (позитивная) стадия — в этом случае человек отказывается от теологических и метафизических вопросов, и устремляется по пути накопления положительного знания, полученного частными науками.
Поскольку О. Конт в основу науки ставил наблюдение , то научное знание по его мнению является преимущественно описательным. Главную функцию науки он видит в предвидении.
Огюст Конт сформулировал энциклопедический закон классификации наук . Он отвергает принцип классификации, предложенный Фрэнсисом Бэконом, в зависимости от познавательных способностей человека (воображения, мышления, памяти, рассудка), и говорит, что все эти способности применяются одновременно и во всех науках.
Принцип разделения наук по О. Конта происходит в зависимости от предмета науки, ее характера и содержания. Его основная классификация включает такие науки как: астрономия, физика, химия, математика, физиология, социальная физика и мораль.
Для психологии не нашлось места. Конт отнес ее частично к метафизическим и даже несколько к теологическим наукам, и был убежден, что психология как наука не должна иметь такого статуса, что ее судьбы — это слиться с биологией и физиологией.
Вместе с тем, Огюст Конт стремится построить позитивную науку об обществе — социологию, и в 1842 году становится автором этого термина.
Социология по его мнению вмещала в себя 3 главных учения об обществе:
- Учение об условиях существования общества (которое он также называет «социальной статикой») — в нем рассматривались социальные институты (семья, государство, церковь).
- Учение об изменении социальных систем (также, «социальная динамика») — ведущим выделяется представление об общественном прогрессе.
- Программа социального действия (или «социальная политика») — заключается главным образом в преобразовании «позитивной философии» в религию всего человечества.
Позитивизм
Метафизика в этом плане оценивается как негативное знание, неточное и бесполезное. Чтобы достичь наилучшего прогресса, как полагал Конт, необходимо отказаться о т всяческих утопий и начать максимально конкретно изучать точные ситуации социальной жизни, стурктурировать, фиксировать их и обобщать. Целью позитивной философии должно стать систематизацию и классификацию итогов и результатов научного познания. Науке По данной теме мы уже выполнили реферат Наука и этика подробнее следует отказаться от вопросов по поводу причин происхождения тех или иных явлений, и стремиться только к описательной стороне своей деятельности и того, как всё происходит. Это отказ от познания конкретных причин явлений становится фундаментальным постулатом позитивизма.
Готовые работы на аналогичную тему
К трудам Огюста Конта относится модель развития общества. Она делилась на три стадии:
- Религиозную
- Метафизическую
- Позитивную
Философские воззрения.
Позитивная и негативная философия. Конт считал, что предметом научного исследования должна являться только эмпирически данная действительность — реальный мир (мир явлений). Любые философские размышления о таких сущностях, как «вещь-в-себе», «первопричина» и т.п., Конт относил к «негативной философии» и не считал научными. Таким образом, большая часть философского знания, накопленного ранее, оказалась у Конта в одной группе с религиозным и получила оценку «фиктивное». Однако, по Конту, и «фиктивное» знание не является чем-то случайным или пустой выдумкой: это знание, предшествовавшее научному, а потому и возникновение его оказывается необходимым этапом на пути к появлению научного или «позитивного» знания.
Закон трех стадий. Уже к 1822 г. Конт сформулировал свой основной закон развития — «закон трех стадий», который он относил к развитию отдельного человека, всего человеческого общества в целом и к развитию каждой науки 1 : все они проходят в своем развитии три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (табл. 6).
Три стадии развития общества и науки
Характеристика
Явления природы объясняются целенаправленным действием сверхъестественных сил — волей богов или Бога
Явления природы объясняются через абстрактные принципы и понятия, па место воли Бога ставятся естественные причины; природное явление считается объясненным, если его удалось свести к общим законам
Возникает наука в подлинном смысле слова, она занимается описанием и классификацией обнаруженных научных фактов, причем эта классификация строится на основаниях, характерных для самих этих фактов; возникает понимание того, что невозможно достичь абсолютного знания и конечных причин всего сущего
1 Очевидным является сходство контовского подхода с гегелевским. Это особенно интересно потому, что, хотя основные работы Гегеля были уже в это время опубликованы, Конт их нс знал.
Применяя этот закон к индивиду, можно сказать, что в детстве каждый из нас является теологом, в молодости — метафизиком и физиком или позитивистом — в зрелом возрасте. Аналогично для истории человечества в целом и для науки.
Классификация наук. Особенность развития науки состоит в том, что каждая научная дисциплина проходит эти три стадии самостоятельно, и существует определенный порядок развития этих наук, поскольку одна наука представляет собой фундамент для другой. Первой эти три стадии прошла астрономия и послужила основанием для физики, физика — для химии и т.д. Кроме того, каждая наука имеет характерные методы исследования (схема 11).
Схема 11. Классификация наук и их методов
Наблюдение Конт понимает как акт чувственного восприятия, в котором воспринимаемое явление подводится под общий закон, и поэтому наблюдение обязательно связано с выдвижением гипотез относительно наблюдаемого явления 1 . Эксперимент есть искусственное воспроизведение изучаемого явления. Именно поэтому он не всегда допустим в биологии — связанный с вмешательством в жизнедеятельность, он может разрушить живой организм. Отсюда главный метод в биологии — сравнение, он же является основным и в социологии.
Учение об обществе. Свое учение об обществе Конт назвал «социология», первым введя в научный оборот данный термин. С его точки зрения, учение об обществе только вступает в третью — позитивную — стадию развития. На этой стадии развития учение об обществе (социология), как и другие пауки, должно собирать научные факты и заниматься их классификацией. Одним из первых «позитивных» законов, открытых в сфере человеческой истории, он считал свой собственный закон «трех стадий» (табл. 7). [2] [3]