0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»

Содержание

Трудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Читать еще:  Чужих семей не бывает. О чем современные детские книги про войну

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

Тайна воскресения многих святых в момент смерти Христовой (Мф. 27, 52–53)

В конце Своего общественного служения, на другой день праздника Кущей, Господь Иисус Христос в беседе с иудеями сказал им: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» ( Ин. 8, 28 ). Доселе неверующие иудеи тогда уразумеют Божественную силу и власть Богочеловека Иисуса, увидят, что Он есть действительно чрезвычайный Посланник небесный, истинный Сын Божий ( Ин. 8, 16, 18, 23, 25 ), когда ожесточенной злобой и неверием их пригвожден будет Сын Человеческий к позорному кресту как бы величайший злодей. И действительно, чудодейственная десница Божия, сверх необычайной тьмы по всей земле от шестого до девятого часа ( Мф. 27, 45 ; Мк. 15, 33 ), от времени распятия до самой смерти Иисуса Христа, чрез ряд чудесных знамений Его смерти на Голгофе показала величие и могущество Распятого на кресте и вместе величие и силу тех благ, какие дарованы людям крестной смертью Его. Когда Начальник жизни ( Деян. 3, 15 ) Иисус Христос на кресте испустил дух, совершились следующие поразительные знамения, о коих повествует евангелист Матфей ( Мф. 27, 51–53 ).

Прежде всего, раздралась надвое по средине, сверху до низу, внутренняя завеса в Иерусалимском храме, отделявшая святилище от Святого святых ( Исх. 26, 31–33 ), служившего местом обитания Бога на земле, куда только первосвященник мог входить однажды в год, в день очищения, для кропления жертвенной кровью ( Лев. 16, 11–17 ). Раздранием этой завесы таинственно дано разуметь, что смертью Сына Божия, «с Пречистою Своею Кровию вошедшего в самое небо и явившегося пред лицом Божиим» в качестве Ходатая нового завета для уничтожения греха ( Евр. 9, 12–24 ), снова для людей открыто небо, опять дарован им доступ к Богу ( Евр. 7, 19 ), дотоле загражденный грехом. Затем, в момент смерти Иисуса Христа земля потряслась так, что расселись скалы гор, и это страшное явление произвело столь сильное действие даже на ожестевшие сердца римских сотника и воинов, стерегших Распятого, что невольно из их груди исторгся возглас: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27, 54 ). Необыкновенное землетрясение было знамением того, что после смерти Иисуса Христа в человечестве должен произойти великий переворот (ср. Агг. 2, 6–7 ), великое нравственное изменение и обновление людей путем распространения и утверждения евангельского учения. Далее, от страшного сотрясения в недрах скалистых гор, между прочим, тех, где были устроены гробницы (ср. Ис. 22, 16 ), отверзлись чрез расселины в стенах и сводах погребальные пещеры и отпали тяжелые камни, заграждавшие вход туда. Это отверстие гробниц служило к новому, еще более поразительному чуду: «Многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его [Иисуса Христа], вошли во святый град и явились многим» ( Мф. 27, 52–53 ). Так в момент смерти восстает слава Богочеловека! В ряду означенных знамений чрезвычайное событие воскресения и затем явления многих святых, при столь кратком упоминании о нем евангелиста, представляется поистине таинственным явлением и естественно возбуждает в пытливом уме множество недоуменных вопросов, решение коих не может не интересовать всякого христианина. Прежде всего, воскресение многих тел усопших святых в какой находится связи со смертью и воскресением Иисуса Христа?

Как видно из евангельского сказания, воскресение сонма святых произошло в ту минуту, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, и, следовательно, это чудное событие находится в непосредственной внутренней связи со смертью Всесвятого Богочеловека. По меткому сравнению архиепископа Херсонского Иннокентия, «смерть Господа представляется как бы великим ударом громовым, который раздался по всему миру, привел в сотрясение всю землю, сокрушил твердыни адовы, пробудил почивавшие в сердце земли телеса святых» (слово в пяток Светлой седмицы). И вот эти мертвые от всесильного дуновения Животворящего Духа разрешились от уз смерти. Чудесное это знамение, таким образом, служило выражением силы и величия смерти Иисуса Христа. Оно показало, что Богочеловек Иисус смертью Своей попрал смерть, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2, 14 ), что «Пригвожденный есть Владыка земных и преисподних» (святой Исидор Пелусиот), что сила искупительной смерти Его простирается на загробный мир, в котором Он избавил находившихся во власти диавола. Однако всю полноту обновленной жизни тела многих усопших святых получили не прежде как по воскресении и от воскресения Иисуса Христа, причем Он явился первым между воскресшими или, по выражению апостола, как «начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1, 18 ). Смертью Распятого пробужденные от сна смертного почившие святые «столько прияли в себя живоносной силы от воскресшего Господа, что не только вышли душой из ада, но восхитили с собой и самые свои телеса из гробов» (архиепископ Иннокентий).

По сказанию евангелиста Матфея, многие усопшие святые, восставши из гробов по преславном воскресении Христовом, «вошли во святый град и явились многим». Кто же эти святые, совоскресшие с Господом Иисусом, и кому они являлись? Имея главной целью изобразить великую силу и значение смерти и воскресения Христова, евангелист не называет этих святых, и в церковном предании имена их неизвестны. По-видимому, естественнее или как бы ближе всего было с Иисусом Христом совоскреснуть тем, которые издревле ожидали пришествия обетованного Мессии, таковы: соединенные с Ним по плоти патриарх Авраам и царь Давид, или же святые пророки, яснее других предызобразившие в своих писаниях воскресение Христово, [такие] как Давид, Исаия, Осия, Иезекииль, Даниил. Но совокресшие с Иисусом Христом святые имели своим назначением явиться многим жителям города Иерусалима, которыми скорее всего и должны быть узнаны. Ввиду этого следует полагать, что из сонма праведных, с верой ожидавших спасения и избавления в Мессии, воскресли не все, а только те праведники, которые в Иерусалиме могли быть узнаваемы по чему-либо как хорошо известные при жизни или как умершие за несколько времени пред тем. Поэтому с большей вероятностью в числе многих воскресших святых полагают недавно почивших Симеона Богоприимца и, по преданию, двух его сыновей, Анну пророчицу, священника Захарию и жену его Елисавету, Иосифа – мнимого отца Иисусова, Иоанна Крестителя и других современных им праведников.

Со смертью Иисуса Христа восставшие многие святые пребыли в неизвестности до воскресения Его, но затем они явились многим в Иерусалиме, дабы, как замечает святой Иоанн Златоуст, «сия действительность не сочтена была за мечтание». Явления совоскресших с Господом Иисусом святых были для последователей Его сильнейшим свидетельством о воскресении Его и Божественном достоинстве. Когда воскресший кому-либо говорил: «Я воскрес силой Иисуса распятого и воскресшего; веруй в Него так же несомненно, как несомненно видишь меня!» – то всем сомнениям надлежало исчезнуть, всем возражениям пасть самим собой (архиепископ Иннокентий). Если полагать, что эти воскресшие святые своими явлениями многим в городе Иерусалиме имели как бы заменить явление воскресшего Спасителя, тогда следовало бы признать, что они не являлись апостолам, которые несколько раз удостоились видеть Самого Господа Иисуса по Его воскресении. Для других верующих, из которых многим являлся Воскресший, однажды более нежели пятистам братий ( 1Кор. 15, 6 ), явление воскресших святых могло не только служить к большому удостоверению в истине и силе воскресения распятого Иисуса Христа, но и быть как бы свидетельством благодарности Воскресившему их, к прославлению Его. Сверх того, явление воскресших святых свидетелям крестных страданий и смерти Богочеловека, кроме обличения неверия саддукеев, говоривших, «что нет воскресения» ( Деян. 23, 8 ), должно было служить утешением и ободрением для малого стада верующих ( Лк. 12, 32 ), остающихся среди мира, враждебного Евангелию ( Ин. 15, 19–20; 16, 20 ). Для не веровавших в Господа Иисуса, которые доселе не хотели узнать времени посещения Его ( Лк. 19, 44 ) и отвергли богопосланного Мессию, явление совоскресших с Ним святых должно было служить, в значении особенной милости загробной, самой убедительной проповедью о покаянии и вместе возбудить в их душе расположение к вере в прославленного Мессию Иисуса.

Читать еще:  Онколог Андрей Рябов: Настоящий врач не может быть плохим человеком

Какая была судьба совоскресших с Господом святых? Примеры воскрешения отдельных умерших бывали изредка в Ветхом Завете (воскрешение пророком Илией сына вдовы сарептской, пророком Елисеем – сына сонамской женщины, воскресение мертвого от прикосновения к костям пророка Елисея) и во время земной жизни Спасителя (воскрешение дочери Иаира, сына вдовы наинской, Лазаря). Но это были случаи временного оживления мертвецов, так что воскрешенные пророками и Самим Христом снова умирали по прошествии известного времени, так как они воскрешены были с прежним или обыкновенным телом, приспособленным к нынешним условиям его существования. Между тем совоскресшие с Господом Иисусом праведники воскресли, по древнеотеческому представлению, в преображенном, обновленном теле, свободном [от] всякого вида дебелости и немощи, или в теле нетленном, близком к тому, какое свойственно иметь всем святым по всеобщем воскресении. Такому телу не естественно пребывать на земле и снова подвергаться смерти и тлению во гробе; наиболее соответственное для таких тел место жилища – в другом мире, горнем, на небе. Отсюда древние отцы Церкви полагали, что совоскресшие со Христом святые, после того как послужили Ему своими явлениями многим жителям города Иерусалима, снова уже не умирали, а они при вознесении Воскресшего на небо сопровождали Его, незримо для апостолов, в сонме ангелов Божиих и, вознесенные с Ним на небо, блаженно пребывают в обителях Отца Небесного.

Воскресение сонма этих святых служит несомненным и утешительным залогом всеобщего будущего воскресения умерших во Христе или, точнее, прославления праведников. Люди умирают и после того, как Иисус Христос смертью Своей сокрушил царство смерти. Опытно наблюдая, как тело по исходе из него души предается тлению и тлением превращается в прах, разрешающийся на свои начала, руководящиеся одним разумом маловеры чаще склонны сомневаться в возможности воскресения или облечения снова плотью для жизни, о чем возвещает Божественное Откровение. Но, взирая на славу Главы нашего Господа Иисуса в воскресении Его, верующие в этом примере имеют уже твердую надежду собственного воскресения. По разуму святого Григория Двоеслова, «чтобы кто-нибудь и несколько не усомнился даже в мыслях своих и не подумал, что Христос потому воскрес, что был вместе Бог и человек (как Бог, Он победил смерть, которую подъял как человек), а мы, как обыкновенные люди, не можем освободиться от осуждения смерти; для сего во время воскресения Своего Он воскресил телеса многих святых, чтобы в Своем воскресении показать образ, а воскресением других подобных нам человеков утвердить надежду нашего воскресения. Теперь, если бы человек не надеялся восприять то, что явил в Себе Богочеловек, то должен увериться, что несомненно произойдет то же и с ним, что совершилось в других, которые, без всякого сомнения, были такие же люди».

Отсюда лик воскресших многих святых поучает своим воскресением тому, во-первых, что Источник жизни для смертных и подверженных тлению один – Господь наш Иисус Христос; тому, во-вторых, что если верующие суть истинные члены нашего Искупителя, то могут ожидать себе того же, что совершилось в Главе ( 1Фес. 4, 14 ), что явил Он во плоти Своей воскресением; имеют основание ожидать себе того же, что совершилось в других, бывших прежде нас членах. Мы твердо веруем, что некогда Сам Господь при гласе Архангела и трубе Божией ( 1Фес. 4, 16 ) воззовет всех людей из гробов их, чтобы в день Страшного Суда Божия «каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ) <а>. Победивши смерть, Иисус Христос силой Своей воскресил многие тела усопших святых; Он же воскресит и всех верующих: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15, 22 ), и исполнявшие заповеди Его, соединенные с Ним духом и телом в таинстве святой Евхаристии, некогда войдут в Иерусалим Небесный и сподобятся блаженной жизни вечной .

a. Цитата скорректирована по традиционному русскому тексту.

b. Статья (в конце ее текста) подписана инициалами автора – И.Б.

Источник: Костромские епархиальные ведомости, 1910, № 7, отдел неофициальный, с. 203—207

Помогите разобраться Мф.27:52,53 и гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли.

Мир Вам! Помогите разобраться Мф.27:52,53 и гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Вопросов несколько, святой град это Иерусалим, но тот что на земле или нерукотворный? Насколько я понимаю прославленное тело имеет только Христос и пока никто более, тогда в каких телах? И главный вопрос, они вышли из гробов по воскресении Христа. но ведь Христос воскрес в воскресенье, а это произошло в пятницу.

Приветствую Вас, Сестра Оксана!

Внимательно прочитаем текст: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:50-54).

Здесь перечислены несколько событий, разделенные точкой с запятой:

— завеса в храме раздралась надвое сверху донизу;

— и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Итак, мы видим, что землетрясение было в пятницу, гробы раскрылись в пятницу, но умершие воскресли и вышли из гробов только в воскресенье. Почему? Чтобы все видевшие это, знали, что это — реальное чудо: от пятницы до воскресенья гробы были открыты, и в них лежали мертвые тела. Но в воскресенье к этим открытым гробам добавился еще один — гроб Иисуса, но все эти гробы оказались пустыми — Иисус вознесся к Отцу и к вечеру того дня возвратился в Галлилею, а остальные воскресшие отправились в Иерусалим свидетельствовать о воскресении. И это событие наблюдалось воинами, сторожившими гроб Иисуса. И открытые гробы с умершими видели священники, обращавшиеся к Пилату с просьбой поставить стражу у гроба Иисуса. Так что всё происшедшее было сильным и неоспоримым свидетельством для многих.

В какой город вошли воскресшие? Естественно, в земной Иерусалим, потому что «явиться многим» можно было лишь в земном городе.

В каком теле они воскресли? В таком же, как и Лазарь, например. То есть, в обычном, а не в прославленном. О прославленном теле говорится лишь в связи со вторым пришествием Христа:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор 15:51-54).

Читать еще:  Убивает не холод и не голод, убивает страх

Только тогда, при последней трубе, будет воскресение людей в нетлении, равно как и мгновенное изменение в нетление живых праведников. А до тех пор всё остается смертным.

Предвижу еще один вопрос: что случилось дальше с этими воскресшими? Писание нам не говорит, однако есть намек, позволяющий сделать вывод:

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор 15:20-23).

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А `восшел` что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф 4:8-9).

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр 4:4).

С одной стороны, люди оживут только во время второго пришествия Христа. Об этом Библия говорит однозначно. Никаких бессмертных душ не существует. Ни Авраам, ни Давид еще не в царстве Божьем (смотри Деян 2:29,34 и Евр 11:10,13,16,39-40). Однако с другой стороны, из всякого правила есть исключения. Библия говорит о Енохе, о Моисее и Илии, которые взяты на небо. Илия олицетворяет живых преображенных (4Цар 2:11), а Моисей — воскресших (Иуд 1:9). В свое время Илия и Моисей приходили поддержать Иисуса перед Гефсиманией (Мф 17:2,3).

Так что же произошло с воскресшими со Христом? Повторяю: мы не знаем, однако есть основание предполагать, что они также и были вознесены со Христом, представляя собой «плененный плен» — они были пленниками смерти, но воскресив их Христос взял в Свой плен тех, кто были пленниками смерти. Описание двадцати четырех старцев на престолах в Откровении весьма похоже на описание искупленных от людей, однако они там появляются до пришествия Христа. Потому есть основание для предположения, что двадцать четыре старца из Откровения и есть те воскресшие со Христом святые.

Итак, Библия, говоря о том, что бессмертия души не существует, и что праведники еще не наследовали небесных обителей, которые готовятся для них (Ин 14:3), тем не менее Библия говорит об исключениях из этого правила, и на небе есть несколько праведников от земли, среди которых, вероятно, и те воскресшие со Христом.

«И многие тела усопших святых воскресли»

Одно из удивительных событий, произошедших непосредственно после смерти Иисуса Христа — воскресение умерших святых в Иерусалиме. Рассмотрим его подробнее.

Это событие описывает только Матфей. Непосредственно после описания смерти Иисуса Христа на кресте Матфей добавляет (Матфея 27:51–53):

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Мы разберём некоторые вопросы, возникающие при чтении этого отрывка, но сначала отметим, что выражение «гробы разверзлись» неминуемо рисует современному читателю неправильную картину: открывающиеся гробы. Греческий текст говорит про открывшиеся гробницы — достаточно просторные помещения, как правило, выдолбленные в мягких меловых скалах.

Итак, перейдём к вопросам.

Почему автор пишет о воскресших телах?

Матфей подчёркивает, что эти люди воскресли телесно — это не были бесплотные духи. Эти люди воскресли так же, как Лазарь, который ел после воскресения (Иоанна 12:1,2); так же, как девочка-подросток, которую после её воскресения Иисус велел покормить (Марка 5:42,43).

Среднему обитателю античного мира ближе была идея, что мёртвые возвращаются в мир живых в виде призраков. Даже ученики Христовы не были исключением: так, в Матфея 14:26 (и в Марка 6:49) описывается, что, увидев Иисуса идущего по воде, ученики решили, что видят призрак (phantasma). В Деяния 12:15 служанка Рода, считая Петра погибшим, сочла его ангелом, принявшим облик Петра.

Кто были эти святые?

Слово ἅγιον (hagion) имеет много значений. Одно из них — достойный поклонения или достойный уважения, угодный Богу. Именно в этом значении оно употреблено здесь. Речь идёт о людях такого рода, как искренний Нафанаил (Иоанна 1:47), добрый и правдивый Иосиф Аримафейский (Луки 23:50), праведные Захария и Елизавета (Луки 1:5,6), друзья Иисуса — Лазарь, Марфа и Мария (Иоанна 11:1, Иоанна 11:11). Нельзя не добавить, что собственно святыми (hagion) Писание называет Иоанна Крестителя (Марка 6:20) и древних пророков (Луки 1:70).

Если эти люди воскресли раньше Иисуса Христа, то как быть со стихами, где Он назван первенцем из умерших (1 Коринфянам 15:20; Колоссянам 1:18)?

Сначала освежим в памяти упомянутые отрывки из посланий Павла:

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

Стих из послания христианам в Коринфе буквально переводится так:

Ныне же Христос воскрешён из мёртвых, став первенцем (aparche, первый плод) из усопших.

В стихе из послание святым в Колоссах немного другие слова, но тот же смысл:

И Он есть глава тела Церкви, Который есть начало, первородный (protokokos) среди мёртвых, чтобы Ему во всём быть первым.

Если эти святые воскресли после смерти Иисуса Христа, то не получается ли, что они воскресли раньше Его, и Он уже не первенец, не первородный среди воскресших? Нет ли здесь противоречия?

Короткий ответ — нет.

Ключ к более развёрнутому ответу — в 1 Коринфянам 22,23:

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

Разберёмся подробнее: Слово стало плотью; человек Иисус Христос обитал среди людей, полный благодати и истины (Иоанна 1:14). Потом земное служение Иисуса Христа закончилось, и Он умер на кресте. Потом Бог воскресил Его — и Он вознёсся в прославленном теле на Небеса, где занял место на престоле рядом с Богом-Отцом. Ничего подобного не произошло ни с одним другим воскрешённым. Многие люди были воскрешены Богом прежде Иисуса Христа, но они, воскреснув, рано или поздно снова умерли — в том смысле, что их физическая жизнь снова прекратилась. Почему так? Потому что они были воскрешены в своих прежних, обычных, телах. Иисус Христос после воскрешения обрёл новое, прославленное тело. В Его пришествие все спасённые будут воскрешены и обретут тела той же природы, что и у Него.

Почему об этом событии не упоминают другие евангелисты и внебиблейские источники?

Многие люди задаются вопросом: почему этот замечательный факт не был отражён во внебиблейской литературе? Можно было бы ответить, что отношение потенциальных авторов мемуаров, хроник, писем и других источников к христианству в первые столетия его существования было враждебным, и поэтому не стоит ожидать от них описаний фактов, связанных с христианством. Однако, более верным ответом будет такой: само предположение, что все библейские факты непременно нуждаются в подтверждении из внебиблейской литературы — ложно.

Вопрос, родственный предыдущему, таков: почему же другие евангелисты не говорят об этом событии? Здесь подразумевается, что все евангелисты (или хотя бы Матфей, Марк и Лука — авторы синоптических Евангелий) должны сообщать один и тот же набор фактов. Это предположение неверно, поскольку все четыре Евангелия показывают жизнь Христа с разных точек зрения. Дух Святой вдохновил бывшего мытаря Левия Матфея сообщить эту подробность — очевидно, потому что она вписывалась именно в Евангелие от Матфея.

Итак, ответ на оба вопроса в подзаголовке: ни другие евангелисты, ни внебиблейские источники и не должны были сообщать об этом событии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector