1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цветная Триодь — история самой красивой книги XVI века

Цветная Триодь — история самой красивой книги XVI века

В православной церкви все действия священников расписаны согласно канону. За века существования сложился определённый порядок, когда и какие обряды совершать, какие тексты в какой день читать, какие петь и т.п. Все это указано в богослужебных книгах. Одна из таких полезных священнику книг — Пентикостарион, или Триодь цветная. Первая печатная версия этой Триоди была издана в нашем отечестве в 1591 году…
В первые века христианства для богослужений использовали самые почитаемые священные тексты — Евангелия, деяния и послания святых апостолов, молитвы, распределенные по времени суток, дням недели, праздникам и т.д. Но постепенно стали появляться церковно-богослужебные книги, в которых были расписаны до мелочей все составляющие части каждой церковной службы, чтобы священнику даже не нужно было думать, как её построить.

Триодион

Типикон, например, определял порядок богослужений в монастырях. Ирмологий содержал песнопения для хоров вместе с так называемыми знаками знаменного пения, которыми обозначали высоту звуков и их длительность задолго до изобретения современных нотных знаков. В Тропарионе были собраны все известные священникам формы молитв — тропари, кондаки, величания, богородичны и т.

п. В таких книгах, как Пролог, Синаксарь, Патерик, Жития святых и тому подобные, содержались тексты и поучения на все случаи жизни. А в Тропологии были собраны все воскресные и праздничные песнопения тропарно-стихирного ряда. В VII веке этот единый комплекс священных текстов распался на три: Минея, то есть тексты богослужений на неподвижные церковные праздники, начинавшиеся с Рождества Богородицы и заканчивавшиеся Успением Богородицы; Триодь, то есть тексты богослужений на праздники с плавающей датой, это были праздники пасхального круга; и Октоих с текстами седмичных, воскресных и субботних служб. На основе Триоди появилась книга Триодион.


Триодион охватывал время от Пасхи до Троицы. Особенностью Триодей было то, что служба в полном объёме проводилась только в воскресные дни, а в будни она сокращалась до трёх или четырёх песнопений, что и отражено в самом названии «триодь». Такое упрощение службы связано с сугубо византийской точкой зрения на воскресенье как на праздник праздников и торжество торжеств. Считалось, что как Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё, ту же функцию несёт в себе и воскресная служба — она, по сравнению со службами буднего дня, более длительная и полная, то есть идеальная. И век от века Триодион становился всё полнее и полнее, учитывал всё больше мелочей. В конце концов потребовалось разбить его на две составляющие — Постную Триодь и Цветную Триодь.

Рукою святых отцов

Постная Триодь охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой. В будние дни использовались почти всегда только тексты самой Триоди. Исключения делались только для воскресных служб.
Основная тема Постной Триоди — страдания Иисуса Христа, предательство Его Иудой, суд Пилата и казнь на Голгофе.
Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и продолжается до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. Цветной Триодью она именовалась потому, что до реформы Никона начало приходилось на праздник Входа Господня в Иерусалим, в Цветную неделю (в русском варианте — Неделя ваий). Иное название этой Триоди (в современном православии службы по Цветной Триоди начинаются с Пасхи) — Пентикостарион, то есть Пятидесятница. Именно столько дней проходит от Пасхи до Троицы. Основная тема Цветной Триоди — воскресение Иисуса Христа и нисхождение Святого духа на апостолов. Многие тексты этой Триоди составлены знаменитыми святыми отцами, в том числе Иоанном Дамаскином.

Издание Андроника Невежи

В Московском царстве до XVI века существовали только рукописные сборники текстов Цветной Триоди. Первые печатные книги появились только при Иване Грозном в типографии Ивана Фёдорова. Но бедному книгопечатнику пришлось бежать от опасностеи той эпохи в Литву. А в отечестве остался только его ученик Андроник Тимофеевич Невежа, которого часто записывают как «Невежин». о нём не известно практически ничего, ни года рождения, ни точной даты смерти — не то 1602 год, не то 1603 год.
Итак, в 1564 году Иван Фёдоров издал первую типографскую книгу «Апостол», и немного времени спустя ему вместе с Петром Мстиславцем пришлось бежать на запад. А книжным делом остался заведовать Андроник, который в 1568 году получил пост начальника типографии. В ней он по распоряжению царя издал «Псалтырь». На этом его московская деятельность прекратилась. Печатника перевезли вместе с типографскими досками в Александрову слободу. Следующую книгу Андроник издал в 1577 году — снова «Псалтырь».
Только после смерти царя его типография опубликовала две Триоди: Постную в 1589 году и Цветную в 1591 году. А с 1594-го по 1602 год — двухтомный «Октоих», «Часовник», «Апостол», «Минеи», «Служебник», ещё одна «Псалтырь», «Чиновник архиерейский священного служения». В голодные 1602-1603 годы Андронику Невеже было, вероятно, далеко уже за 60 лет, ведь после его смерти пост начальника типографии занял один из его сыновей — печатник Иван.
Цветная Триодь считается третьей книгой Андроника. Для совершенствования навыков у него было много времени. Изготовление первых книг было процессом длительным, печатались они на хорошей тряпичной бумаге с водяными знаками, текст дополнялся украшениями в виде красных строк, заглавных букв, виньеток, переплёт снабжался аккуратными замочками, чтобы книга случайно не раскрылась. Эта Триодь была, очевидно, заказана, как и Постная Триодь, недавно вступившим в должность патриархом Иовом. Считается, что это одна из самых красивых московских книг XVI века.

Читать еще:  Как поминать усопших в родительский день после Пасхи? Православный календарь Поминовение усопших на радоницу в церкви.

Масштаб впечатляет

12 лет потребовалось Андронику Невеже, чтобы избавиться от клише, по которым он верстал псалтырь за псалтырью. Самое важное в его Триодях то, что они не были псалтырями! Правда, учёные клирики того времени упрёками Андроника, что он весьма соответствует своему прозванию, поскольку в его книгах они находили массу неточностей и несуразиц. Но большинство претензий к нему было высказано уже постфактум, в XVII веке, после Смутного времени.
Для конца XVI столетия издание Триодей имело большое значение. Они разошлись, действительно, по всем городам и весям. И очень способствовали единообразию церковных канонов. Печатное дело в тогдашней Москве велось при Андронике достаточно оперативно: книга готовилась и издавалась за пару лет. Тиражи для того времени были большими. Известно, что тираж первого «Апостола», составлял от 600 до 2000 экземпляров. Триодей было издано, вероятно, не меньше. Во всяком случае о том, что издание Андроника было массовым, говорит число сохранившихся экземпляров: Постной Триоди осталось 39 штук, Цветной Триоди — 31 штука. А ведь сразу после издания книг в Московском царстве настали тяжёлые времена, шли военные действия, полыхали пожары, потом началась жёсткая церковная чистка — и теперь уже горели костры из объявленных еретическими книг.
В рукописи «Сказание известно о воображении книг печатного дела» есть строки, посвящённые мастеру Невеже: «После тех мастеров Иоанна и Петра (Фёдорова и Мстиславца, — прим, авт.) стал мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, с товарищами, и также царским повелением велено ему издавать книги в печатном виде в царствующем граде Москве и раздавать по всем городам во всей России… А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная вервь».

Как мужчине и женщине понять друг друга. Краткий мануал.

Женщине понять мужчину очень просто: нужно просто выбросить из головы все лишние, милые женскому сердцу детали, и посмотреть прямо перед собой.

Мужчине понимать женщину незачем, достаточно любить, улыбаться и говорить «да, моя королева» или «нет, моя королева», не отвлекаясь от своего сурового мужского пути.
Это очень просто: для любви ум не нужен.

Читайте также

Триодь.

Триодь. Зиждителю горних и дольних,Трисвятую убо песнь от ангелов:Трипеснец, же и от человеков приими.Этими стихами начинается синаксарь на триодь. Триодь, или триодион, по–гречески значит трипеснец,. Так названа книга, содержащая чин богослужения в продолжение 18

Читать еще:  Молитва детская на ночь на крепкий сон. Молитва если младенец беспокойный

4. ТРИОДЬ

4. ТРИОДЬ Великий Пост имеет свою особую богослужебную книгу: Триодь постную. В эту книгу входят все песнопения (стихиры и каноны), библейские чтения на каждый день поста, начиная с Воскресения Мытаря и Фарисея и кончая вечерней Святой и Великой Субботы. Песнопения Триоди

Цветная вкладка

Триодь постная

Триодь постная Перейдем к Триоди постной (греч. Triodion), содержащей богослужебные тексты периода от Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы включительно. Тематически Триодь постная распадается на две неравные части: первая содержит великопостные службы, лейтмотивом

Триодь цветная

Триодь цветная Пасхальной полунощницей, совершаемой прямо перед началом пасхальной утрени, начинается Триодь цветная (греч. Pentikostarion), обнимающая период от Пасхи до 1–й недели по Пятидесятнице. В Триоди цветной гораздо меньше оригинального материала, чем в Октоихе и

Весна постная

Весна постная Подлинная природа покаяния станет более ясной, если мы рассмотрим три характерных выражения покаяния в жизни Церкви: во–первых, очень коротко, литургическое выражение покаяния в период Великого поста; затем, подробнее, его сакраментальное выражение в

Триодь постная

Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы[23]1. Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея.2. Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица.3. Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем)

Триодь цветная

Триодь цветная 1. Светлое Христово Воскресение – Пасха.2. Светлая седмица.3. Неделя 2-я по Пасхе (Аятипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы.4. Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе).5. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.6. Неделя

Русская постная похлебка

Русская постная похлебка На 4 порции «Русской постной похлебки» вам понадобится: • Картофель — 550 г, • Капуста — 350 г, • Лук — 100 г, • Морковь — 100 г, • Перловая крупа — 90 г, • Соль, • Зелень укропа свежая. Крупу промойте и отварите до полуготовности. Добавьте мелко

Постная ботвинья

Постная ботвинья Щавель перебрать, припустить, добавив немного воды. То же со шпинатом отдельно. Щавель и шпинат протереть через сито, пюре охладить, развести квасом, добавить сахар, лимонную цедру, поставить в холод.Разлить ботвинью по тарелкам, добавив по вкусу ломтики

Цветная капуста, маринованная с растительным маслом

Цветная капуста, маринованная с растительным маслом ИнгредиентыКапуста цветная – 1 кг, помидоры – 200 г, перец болгарский – 1 кг, масло растительное – 200 мл, уксус 9 %-ный – 100 мл, сахар – 40 г, чеснок – 100 г, зелень петрушки – 50 г, соль – 20 г.Способ приготовленияЦветную

Цветная капуста в овощной смеси

Цветная капуста в овощной смеси ИнгредиентыКапуста цветная – 1,2 кг, помидоры – 1,2 кг, перец болгарский – 200 г, чеснок – 80 г, зелень петрушки – 200 г, масло растительное – 200 мл, уксус 9 %-ный – 120 мл, сахар – 1 кг, соль – 60 г.Способ приготовленияЦветную капусту моют,

Постная трапеза. Заговенья и разговенья

Постная трапеза. Заговенья и разговенья Что же представляет собой постный стол и что такое заговенья и разговенья?Как уже говорилось, постами разрешена только пища растительного происхождения. Многие православные хозяйки очень серьезно подходят к этому запрету и, придя

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 80

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

НА УТРЕНИ

[После отпуста полунощницы священник, держа свечу, зажженную от неугасимой лампады на св. Престоле, выходит Царскими вратами и поет, призывая верующих зажигать свои свечи:

Глас 5: Придите, примите свет / от немеркнущего Света, / и прославьте Христа, / воскресшего из мертвых.

Это же повторяют и оба хора.] Затем выходим из храма и обходим его, воспевая стихиру, глас 6:

Воскресение Твое, Христос Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и нас на земле удостой / чистым сердцем Тебя славить.

Когда же придем к закрытым дверям храма [диакон возглашает: Дабы удостоиться нам: и читаем Евангелие от Марка, зачало 70. По окончании поем: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.] Затем настоятель, покадив св. Евангелие, иконы, всех присутствующих и закрытые двери, держа в руках зажженный трехсвечник и св. Крест, возглашает, изображая крест кадилом:

Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем настоятель трижды поет:

Тропарь, глас 5

Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ / и тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

Читать еще:  Алексей Шиповальников: «Верь Богу – и будешь улыбаться»

И хор поет тот же тропарь трижды.

Затем настоятель возглашает стихи:

Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, / и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

И после каждого стиха поем тропарь по одному разу:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут, / как тает воск пред лицом огня.

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся.

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 4: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный!

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Слава:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

И ныне:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ.

Хор: И тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

Затем ектения великая: В мире Господу помолимся: и прочее.

[Молитва 1] и возглас: Ибо Тебе подобает вся слава:

Хор: Аминь.

КАНОН

Творение преп. Иоанна Дамаскина, глас 1; ирмосы поем на 4, тропари же на 12 с припевом: Христос воскрес из мертвых. Ирмосы каждый хор исполняет поочередно. В конце каждой песни катавасия: тот же ирмос, и затем тропарь «Христос воскрес из мертвых» полностью трижды.

Каждую песнь канона начинает предстоятель, и кадит святые иконы, оба хора и братию по чину; после каждой песни бывает малая ектения вне алтаря, молитва и возглас из алтаря. После 1 песни поет правый хор, после 3 песни – левый.

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день! Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих.

Припев: Христос воскрес из мертвых.

Очистим чувства и увидим / неприступным светом воскресения / сияющего Христа, / и говорящего: «Радуйтесь!» / ясно услышим, / воспевая песнь победную.

Небеса достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует и весь мир, / как видимый, так и невидимый: / ибо Христос восстал, веселье вечное.

[Богородичны, написанные преподобными Феофаном и Иосифом поются только со второго дня Cветлой седмицы, но не в неделю Пасхи.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен: Умерщвления предел сломила Ты, / носив во чреве жизнь вечную, Христа, / из гроба воссиявшего в сей день, / Дева всенепорочная, / и мир просветившего.

Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, / радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! / И первой слово «Радуйся», как причина радости для всех, / приняла Ты, Богоматерь всенепорочная.]

Катавасия: Воскресения день:

И после катавасии тропарь: Христос воскрес из мертвых: (3).

Ектения малая, [молитва 2] и возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Песнь 3

Ирмос: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.

Ныне все исполнилось света, / и небо, и земля и преисподняя: / пусть же празднует все творение восстание Христа, / на котором утверждается.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, / – с Тобою воскресшим в сей день восстаю; / распинался я с Тобою вчера: / Сам прославь меня с Собой, Спаситель, / в Царстве Твоем!

[Богородичен: К жизни непорочной / перехожу я в сей день, / по благости Родившегося от Тебя, Чистая, / и все мира концы светом озарившего.

Увидев Бога, Которого по плоти / носила Ты во чреве, Чистая, / из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, / и как Бога, Непорочная, Его величай.]

Катавасия: Придите, будем пить питие новое:

Ектения малая, [молитва 5], и возглас: Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Ипакои, глас 4

Жены , пришедшие с Марией до рассвета / и нашедшие камень отваленным от гроба, / услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего / что вы ищете среди мертвых как человека? / Посмотрите на погребальные пелены, / бегите и миру возвестите, / что восстал Господь, умертвив смерть, / ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector