0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Третья седмица Великого поста — о чем не забыть

3-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста
  • Три­одь Пост­ная. Служ­бы 3-й сед­ми­цы Ве­ли­ко­го По­ста
  • Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
  • Третья Неделя Великого поста (Крестопоклонная)Гермоген Шиманский
  • Неделя 3-я Великого поста, КрестопоклоннаяЮрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 3-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Всту­пая на по­двиг и окан­чи­вая его, мы обык­но­вен­но бы­ва­ем во­оду­шев­ле­ны. Вна­ча­ле – со­зна­ни­ем сил в се­бе еще све­жих и неис­пы­тан­ных, а на­по­сле­док – на­деж­дою близ­ко­го и успеш­но­го окон­ча­ния. Но се­ре­ди­на по­при­ща ча­сто бы­ва­ет для нас опас­ным кам­нем пре­ткно­ве­ния. Так Цер­ковь, ни­ко­гда не остав­ляя чад сво­их без уте­ше­ния и обод­ре­ния, сре­ди по­дви­гов Ве­ли­ко­го по­ста, ко­то­ры­ми по­стя­щи­е­ся и ка­ю­щи­е­ся долж­ны рас­пи­нать плоть свою со стра­стя­ми и по­хо­тя­ми, с тре­тьей сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на­чи­на­ет осо­бен­но обод­рять и укреп­лять под­ви­за­ю­щих­ся, пред­став­ляя серд­цу и взо­ру на­ше­му при­ме­ры бла­го­че­сти­во­го по­движ­ни­че­ства, са­мо­от­вер­же­ния и тер­пе­ния. Та­ким об­ра­зом на тре­тьей сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста она, ру­ко­вод­ствуя нас умерщ­влять стра­сти и по­хо­ти, вну­ша­ет нам по­беж­дать их по­доб­но Ге­део­ну, по­ра­зив­ше­му ма­ди­ам­лян; одоле­вать их, по­доб­но Самп­со­ну, убив­ше­му зве­ря; умерщ­влять их, как Го­лиа­фа; сми­рять их по­доб­но Да­ни­и­лу, укро­тив­ше­му зве­рей во рве, и бо­лее вос­хва­ля­ет пост, неже­ли пред­пи­сы­ва­ет; ча­ще вос­пе­ва­ет во­жде­лен­ные пло­ды его, неже­ли об­на­жа­ет на­ши яз­вы гре­хов­ные, ко­то­рые вра­чу­ют­ся по­стом. «Оте­че­ско­го со­кро­ви­ща, име­ния чуд­но­го, ма­те­ре всех по­слу­жив­ших Вла­ды­це Хри­сту, при­и­ди­те на­сла­дим­ся, бра­тие, по­ста: ибо сей укреп­ля­ет те­ло, про­све­ща­ет ум и серд­це [1] . Пост воз­лю­бим, ду­ши стра­сти лю­тей­шия дей­стви­ем ду­ха увя­да­ю­щий, и бо­же­ствен­ная де­я­ния де­я­ти укреп­ля­ю­щий, и ум на небо вос­сы­ла­ю­щий, про­ще­ние хо­да­тай­ству­ю­щий от Бо­га щед­ро­го» [2] .

Чте­ни­ем Апо­сто­ла на Ли­тур­гии в суб­бо­ту тре­тьей сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Цер­ковь вну­ша­ет нам не осла­бе­вать в тер­пе­нии во имя Гос­по­да Хри­ста (Евр.10:32-38); а из Еван­ге­лия бла­го­вест­ву­ет сло­ва о том, что не тре­бу­ют здра­вии вра­ча, но бо­ля­щий (Мк.2:14-17).

Осо­бен­но же для уте­ше­ния и обод­ре­ния ка­ю­щих­ся сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Цер­ковь ука­зы­ва­ет в тре­тью неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста на Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день, на­чи­ная си­нак­сарь в эту неде­лю сти­ха­ми:

Кре­сту вся зем­ля да по­кло­ня­ет­ся:
Им­же по­зна­ла Те­бе по­кла­ня­ти­ся, Сло­ве.

Дре­во стра­да­ний и смер­ти Гос­по­да, пред­став­ля­е­мое Цер­ко­вью по­стя­щим­ся сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, по тол­ко­ва­нию Церк­ви, по­доб­но рай­ско­му дре­ву жиз­ни; по­доб­но дре­ву, ко­то­рое во вре­мя че­ты­ре­де­ся­ти­лет­не­го стран­ствия на­ро­да Бо­жия в пу­стыне, по­ло­же­но бы­ло сре­ди горь­ких вод Мер­ры для их услаж­де­ния; по­доб­но сен­но­лист­вен­но­му дре­ву, под те­нью ко­то­ро­го оста­нав­ли­ва­ют­ся для про­хла­жде­ния и от­дох­но­ве­ния утом­лен­ные пут­ни­ки, ве­до­мые в обе­то­ван­ную зем­лю веч­но­го на­сле­дия [3] . На­по­ми­ная по­стя­щим­ся о стра­да­ни­ях и смер­ти Гос­по­да, для спа­се­ния ми­ра доб­ро­воль­но пре­тер­пен­ных Им, все­чест­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест бла­го­дат­но во­оду­шев­ля­ет ве­ру­ю­щих и для про­дол­же­ния по­ста, мо­лит­вы и для освя­ще­ния. Ес­ли Гос­подь нас ра­ди рас­пят, то не долж­ны ли и мы Его ра­ди от­речь­ся от мир­ских удо­воль­ствий, ко­то­рые пре­пят­ству­ют по­дви­гам бла­го­че­стия? «Срас­пи­на­е­ми нас ра­ди Рас­пен­ше­му­ся, умерт­вим вся плот­ские уды в по­стех и мо­лит­вах и мо­ле­ни­ях» [4] .

Бла­го­ве­стив о Кре­сте и по­кло­не­нии Ему сре­ди по­при­ща Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, во­оду­шев­ляя по­стя­щих­ся при­ме­ром рас­пя­то­го Спа­си­те­ля, уте­ши­тель­но пред­на­по­ми­на­ет нам и о при­бли­жа­ю­щем­ся свет­лом празд­ни­ке слав­но­го вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Крест есть пред­сре­те­ние празд­но­ва­ния Пас­хи. При тор­же­ствен­ном сре­те­нии по­бе­ди­те­ля обык­но­вен­но пред­ше­ству­ют ему по­бед­ные его зна­ки: так Па­схе Хри­сто­вой ше­ствие По­бе­ди­те­ля гре­ха и смер­ти пред­ше­ству­ет знак Его по­бе­ды – Жи­во­тво­ря­щий Крест. Итак, ес­ли мы с Хри­стом страж­дем, то с ним и про­сла­вим­ся, ес­ли с Ним уми­ра­ем, то с Ним и вос­крес­нем.

К уте­ше­нию на­ше­му, стра­да­ния Спа­си­те­ля изо­бра­жа­ют­ся в цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях тре­тьей неде­ли Че­ты­ре­де­сят­ни­цы со­во­куп­но с ра­дост­ным вос­кре­се­ни­ем Спа­си­те­ля. Это пре­ды­зоб­ра­же­ние вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, столь­ко от­рад­ное для ве­ру­ю­щих, со­став­ля­ют пас­халь­ные ир­мо­сы, по­ло­жен­ные в ка­ноне на утрене Кре­сто­по­клон­ной неде­ли. К со­жа­ле­нию, эта важ­ная осо­бен­ность, име­ю­щая, по на­ме­ре­нию св. Церк­ви, цель вы­со­кую, оста­ет­ся по­чти неза­ме­чен­ной, так как и са­мые пас­халь­ные ир­мо­сы ред­ко где в это вре­мя по­ют­ся.

По ве­ли­ком сла­во­сло­вии на утре­ни, при пе­нии «Св. Бо­же» Крест, укра­шен­ный зе­ле­не­ю­щи­ми цве­та­ми, зна­ме­ни­я­ми жиз­ни, вы­но­сит­ся в сре­ду ве­ру­ю­щих для по­кло­не­ния и ло­бы­за­ния его. При по­кло­не­нии Кре­сту и це­ло­ва­нии его Цер­ковь воз­но­сит: «Кре­сту Тво­е­му по­кла­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и свя­тое Вос­кре­се­ние Твое сла­вим». Это же по­ет­ся на Ли­тур­гии вме­сто «Св. Бо­же».

Чте­ни­ем Апо­сто­ла Цер­ковь про­по­ве­ду­ет, что несе­ние кре­ста об­лег­ча­ет нам Сам Рас­пя­тый за нас на Кре­сте. Иму­ще убо ар­хи­ерея ве­ли­ка, про­шед­ша небе­са, Иису­са Сы­на Бо­жия, да дер­жим­ся ис­по­ве­да­ния. Не има­мы бо ар­хи­ерея не мо­гу­ща спо­стра­да­ти немо­щем на­шим, но ис­ку­ше­на по вся­че­ским по по­до­бию, раз­ве гре­ха (Евр.4:14, 5:6). Чте­ни­ем Еван­ге­лия Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет, сло­ва­ми Гос­по­да, об обя­зан­но­сти са­мо­от­вер­же­ния и по­сле­до­ва­ния Ему для спа­се­ния. Иже хо­щет по Мне ити, го­во­рит небес­ный По­дви­го­по­лож­ник, да от­вер­жет­ся се­бе и возь­мет крест свой и по Мне гря­дет. Иже бо аще хо­щет ду­шу свою спа­сти, по­гу­бит ю; а иже по­гу­бит ду­шу свою Мене ра­ди и Еван­ге­лия, той спа­сет ю (Мк.8:34-35).

Читать еще:  Запихнуть ребенка в элитную школу – будет ли это полезно и безопасно

От бла­го­ве­стия о Кре­сте и по­кло­не­ния Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту тре­тья неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ет­ся Кре­сто­по­клон­ною. На­ча­ло уста­нов­ле­ния ее от­но­сит­ся к древним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства. Меж­ду со­чи­не­ни­я­ми св. Иоан­на Зла­то­усто­го есть по­уче­ние на эту неде­лю, в ко­то­ром он меж­ду про­чим го­во­рит: «воз­вра­тил­ся к нам еже­год­ный день, все­ми чти­мый и свет­лый, сред­няя сед­ми­ца св. по­стов, при­но­ся­щая треб­ла­жен­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста, – пред­ла­га­ю­щая его для по­кло­не­ния ему и по­кло­ня­ю­щих­ся с ис­крен­ним серд­цем и чи­сты­ми уста­ми освя­ща­ю­щая и де­ла­ю­щая под­го­тов­лен­нее и му­же­ствен­нее к со­вер­ше­нию по­при­ща св. по­стов» [5] . В дру­гой сво­ей бе­се­де св. Зла­то­уст не одоб­ря­ет ра­дость ан­тио­хи­ан о том, что со­вер­ши­ли по­ло­ви­ну Че­ты­ре­де­сят­ни­цы [6] . Св. Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, в 7 ве­ке в неде­лю Кре­сто­по­клон­ную в сло­ве сво­ем го­во­рил: по­смот­ри­те на пут­ни­ка, иду­ще­го к опре­де­лен­ной це­ли. Еже­днев­но про­хо­дя из­вест­ную часть про­стран­ства, он, хо­тя и из­не­мо­га­ет ино­гда от про­дол­жи­тель­но­сти пред­при­ня­то­го пу­ти, од­на­ко, имея в ви­ду от­дых, с охо­тою про­дол­жа­ет на­ча­тый путь. И все мы те­перь что дру­гое, как не стран­ни­ки? Че­ло­ве­ко­лю­бец Бог, чрез пре­да­ние от свя­тых отец, Сам от­кры­ва­ет пред на­ми пред­ле­жа­щий путь, – го­во­рю, свя­то­го и спа­си­тель­но­го по­ста для то­го чтобы мы, по­тру­дясь на нем, хоть сколь­ко-ни­будь, спо­до­би­лись по­лу­чить про­ще­ние во гре­хах, и от то­мя­щей нас гре­хов­ной жаж­ды и угры­зе­ния по­хо­тей из­бав­ля­ет, чрез при­кос­но­ве­ние и ло­бы­за­ние чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста. То и дру­гое сред­ство с оди­на­ко­вою поль­зою мо­гут при­го­то­вить нас к до­стой­но­му сре­те­нию св. дня Вос­кре­се­ния; пост по­то­му, что под­дер­жит бла­гую бод­рость в те­ле, а по­кло­не­ние пред­ле­жа­ще­му Жи­во­тво­ря­щи­му Кре­сту от­вле­чет мыс­ли на­ши от по­стыд­ных по­мыс­лов и дел и устре­мит взор наш к небес­но­му жи­ли­щу. По­се­му вос­хва­лим пост; но вос­хва­ляя его и все бла­га, про­ис­те­ка­ю­щие от него для че­ло­ве­ка, вос­хва­лим так­же и пред­ле­жа­щее нам для по­кло­не­ния чест­ное де­ре­во Кре­ста и воз­зо­вем к нему серд­цем и уста­ми: ра­дуй­ся Кре­сте, на нем же Сын Бо­жий рас­про­стер­ши ру­ки, при­нял всех нас в свои объ­яты и при­ми­рил с От­цем небес­ным! Ра­дуй­ся, очи­ще­ние на­ше от скверн гре­хов­ных! Ра­дуй­ся, щи­те ве­ли­ко­го Ца­ря, под се­нью ко­то­ро­го уго­тов­ля­ет­ся вся­кая по­бе­да! Оза­ри нас, пре­чест­ный Кре­сте, со­кро­вен­ною в те­бе си­лою; – со­тво­ри, да и мы сво­бод­но воз­же­ла­ем по­стра­дать, хо­тя несколь­ко, для То­го, Ко­то­рый пер­вый по­ло­жил на те­бе жи­вот Свой за нас; со­де­лай нас до­стой­ны­ми с ра­до­стию встре­тить све­то­нос­ный день Вос­кре­се­ния, как за­лог на­сле­дия уго­то­ван­ных нам веч­ных благ» [7] .

В бе­се­дах Фе­о­до­ра Сту­ди­та, пи­са­те­ля 9 ве­ка, ука­зы­ва­ет­ся на по­кло­не­ние Кре­сту сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, как уже на древ­нее обык­но­ве­ние Церк­ви. В том же ве­ке Иосиф и Фе­о­дор Сту­ди­ты на­пи­са­ли мно­гие хва­леб­ные пес­ни на тре­тью сед­ми­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, ныне ис­пол­ня­е­мые Цер­ко­вью.

При­ме­ча­ния

[1] Песнь 8 ка­но­на по­не­дельн. 3 сед­миц.

[2] В по­не­дельн. ве­че­ра на «Гос­по­ди воз­звах»

[3] Си­накс. в тре­тью неде­лю Че­ты­ре­де­дят­ни­цы.

[4] Служ­ба в сре­ду тре­тьей неде­ли Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

Третья седмица Великого поста

Седмица третья Великого поста посвящена крестным страданиям Господа нашего Иисуса Христа. В субботу третьей седмицы совершается поминовение усопших, как и во вторую и четвертую седмицу Великого поста. Завершает третью седмицу Неделя Крестопоклонная.

В чем смысл Недели Крестопоклонной

Воспоминание страстей Христовых делает наши души более трезвыми, восприимчивыми к осознанию своих грехов, способными к покаянию. Архимандрит Иоанн Крестьянкин так объяснил, почему посередине поста вспоминаются крестные страдания: Церковь предлагает нам помыслить о распятии Христа, чтобы укрепить наши души, немного уставшие от поста. И напомнить нам, что мы еще не до крови подвизались за Господа.

Игумен Никон Воробьев сказал: «Крест должен напоминать нам, что Господь сделал все возможное для нашего спасения». В ответ мы тоже должны постараться – покаяться в грехах, возлюбить Бога всем сердцем. И это – только тысячная доля по сравнению с тем, что вынес для нас Господь. Снизошел на землю, воплотился, терпел поношения, избиения, принял самую позорную смерть Тот, на Кого боятся смотреть даже Ангельские чины.

Взирая на распятие, которое имеется в каждом храме, каждом доме православного человека, мы должны вспоминать о том, что перенес для нас Христос. И стараться быть достойными Его любви к нам грешным, расслабленным, немощным и страстным.

Святой Иоанн Дамаскин сравнивал крестопоклонную неделю посередине поста с отдохновением под древом креста. Как усталый путник располагается на отдых под раскидистым деревом, так и христиане отдыхают под сенью креста, утомившись от тяжести духовных трудов.

Также проводится аналогия с событиями Ветхого завета: во время странствования в пустыни евреи испытывали жажду, и Моисей опустил дерево в воду Мерры, и она сделалась сладкой. Так и постящиеся утоляют жажду духовную у Честнаго Древа Креста Господня.

Особенности Богослужения

В понедельник, вторник и четверг третьей седмицы Великого поста, как и в другие, не положено служить Литургии. В эти дни читаются часы с паримиями, прокимнами и кафизмами. Многократно читается молитва святого Ефрема Сирина, совершаются земные поклоны.

В среду и пятницу третьей седмицы Великого поста служится Литургия Преждеосвященных Даров, как и обычно.

В субботу третьей седмицы бывает поминовение усопших. Служится вечером парастас с чтением семнадцатой кафизмы. На Литургии читается особая ектенья с поминанием за упокой, читаются записки. После Литургии служатся панихиды и литии в храмах и на кладбище.

Читать еще:  Людмила Зыкина: Если сердце молчит, я песни не пою

На воскресной всенощной после Евангелия, как обычно, поется «Покаяния отверзи ми двери». А во время пения «Святый Боже» на великом славословии торжественно выносится распятие, украшенное цветами, подобно тому, как это совершается на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня.

После этого поется «Кресту Твоему поклоняемся Владыко» трижды и совершаются три земных поклона. Потом все подходят и целуют крест.

Священник Константин Корепанов о 3-й неделе Великого поста, Крестопоклонной

Особенности церковных служб третьей недели Великого поста, Крестопоклонной

Великий пост у православных христиан начался 27 февраля и будет продолжаться в совокупности до праздника Пасхи, которая в 2017 году приходится на 16 апреля. Третья седмица Великого поста начинается в понедельник 13 марта и заканчивается 19 марта Неделей Крестопоклонной. Суббота третьей седмицы Великого поста — родительская.

В понедельник, вторник и четверг третьей недели Великого поста литургия не служится. Утреннее богослужение состоит из вседневной полуночницы, утрени, с чтением кафизм, изобразительных часов (обедницы, заменяющей литургию). На вечерней службе служится вечерня и Великое повечерие.

Литургия Преждеосвященных Даров служится в среду и пятницу. За этой литургией причащаются только после исповеди, как и всегда. За литургией Преждеосвященных Даров не причащают только грудных младенцев. Во многих храмах таинство исповеди проходит накануне вечером, после вечерней службы.

Исповедь (Таинство покаяния) – одно из семи таинств Православной Церкви. Искренне исповедующий свои грехи и кающийся в них незримо разрешается от совершенного самим Господом. Принимающий исповедь священник является лишь свидетелем, неким необходимым «третьим лицом», присутствующим во время исповедания грехов Самому Господу.

Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, на часах читается молитва Св. Ефрема Сирина с соборным коленопреклонением.

На третьей неделе Великого поста во многих храмах проходит Соборование, по установленному настоятелем расписанию.

Суббота третьей недели (седмицы) Великого Поста — Родительская. В этот день Церковь вместе с нами молится за упокоившихся близких и всех православных христиан. Каждый из нас должен постараться понять всю важность молитвенной памяти о близких. Мы выступаем в роли единственной опоры, когда молим об упокоении души и отпущении грехов усопших родственников. Если мы делаем это от чистого сердца, то даём большую поддержу своим близким, находящимся за порогом жизни.

В субботу третьей седмицы Великого Поста на Всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие на протяжении всей последующей недели до пятницы.

Для всех христиан это воспоминание о крестных страданиях Спасителя, которые Он претерпел ради нас. Выносимый на поклонение крест на третьей неделе, в середине Великого поста, служит верующим укреплением в следовании по нелегкому пути поста.

На третьей неделе Великого поста на вечерней службе воскресного дня во многих храмах второй раз служится пассия с Акафистом Страстям Христовым.

Понедельник 3-й седмицы Великого Поста

О посте

Вольному воля, спасенному рай.
Пословица

Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7, 28).

Из книги «Как соблюдать пост»

О соблюдении поста

Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост – это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному – воля, а спасенному – рай.

Читать еще:  Секреты счастья и лайфхаки многодетной матушки

Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.

Священник Сергей Николаев, «Время веселое поста»

Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди – на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста – это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.

Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник

Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.

Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.

Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.

Видимый и явный грех нашего времени – самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.

В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.

Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство – самоуважению, природа – поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого – от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.

Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров, «Великий Пост»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector