1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От Марка 5 глава

От Марка 5 глава

5:1 другой берег моря Восточный берег Галилейского моря (ср. Лк. 8:26). страну Гадаринскую Предпочитаемое прочтение у Марка скорее «Гаризимскую», чем «Гадаринскую». Это, вероятно, говорится о маленьком городе Гергеса (Герса или Керса, Курси; см. пояснение к Мф. 8:28), который был расположен на середине пути до восточного берега. «Страна» относится ко всей области, которая включала Гергесу и была под юрисдикцией города Гадара, расположенного в каких‑нибудь 6 милях (9,6 км) юго‑восточнее Галилейского моря; вот, вероятно, почему Лука упоминал район как страну Гадаринскую (Лк. 8:26, 37).

5:2 вышедший из гробов человек Марк упоминает только одного из двух одержимых, который был, вероятно, более известным, выдающимся из двоих (ср. Мф. 8:28). Обычными местами проживания для умалишенных в те времена были гробницы («гробы»), высеченные в скалистых склонах холма на окраине города. Если этот человек и его вероятный спутник были иудеями, для которых прикосновение к мертвым телам было великим осквернением, то жизнь в таком месте была для них дополнительным мучением. нечистым духом Это относится к бесу, который господствовал над человеком. Такие духи внутренне, морально были мерзкими и развращенными, они причиняли большой вред тем, над кем они имели духовную власть (см. пояснение к 1:32‑34; ср. Лк. 4:33, 36; 7:21; 8:2).

5:3 никто не мог его связать Многократные отрицания в греческом тексте используются, чтобы подчеркнуть огромную силу того человека.

5:4 оковами и цепями «Оковы» (вероятно, металлические или, возможно, частично из веревки или каната) использовались, чтобы ограничивать действие ног, и металлические «цепи» ограничивали тело.

5:5 кричал он и бился о камни «Кричал» говорит о непрерывном нечеловеческом вопле, издаваемом с сильным возбуждением. «Камни», вероятно, были горными породами, образованием из кремния с острыми, зазубренными краями.

5:7 что Тебе до меня Обычное выражение протеста (см. пояснение к 1:24). Сын Бога Всевышнего Бесы знали, что Иисус был Богочеловеком. «Всевышний» — древний титул, употребляемый как иудеями, так и язычниками для определения единого, истинного и живого Бога Израилева в отличие Его от всех божков‑идолов (ср. Быт. 14:18‑20; Чис. 24:16; Втор. 32:8; Пс. 17:14; 20:8; Ис. 14:14; Дан. 3:26; Лк. 1:32; Евр. 7:1). заклинаю Тебя… не мучь меня См. пояснение к Мф. 8:29. Марк добавляет «заклинаю Тебя» (в смысле «умоляю»), что показывает суровость неминуемой судьбы беса. Ср. Иак. 2:19.

5:9 как тебе имя? Вероятно, Иисус спросил это, принимая во внимание просьбу беса не мучить его. Однако Ему не нужно было знать имя беса, чтобы изгнать его. Скорее Иисус задал вопрос, чтобы показать подлинную сущность и сложность этого случая. легион Латинский термин, к тому времени обычный для иудеев и греков, который обозначал римское военное подразделение из 6 000 пехотинцев. Такое имя показывает, что над человеком господствовало чрезвычайно большое число воинственных злых духов, — факт, закрепленный выражением «потому что нас много».

5:10 просили Бесы понимали, что Иисус имел над ними всю власть и обращались к Нему с большим желанием удовлетворить свою просьбу. не высылал их вон из страны См. пояснение к ст. 1. Бесы хотели остаться в той же самой области, где они осуществляли свои злые дела.

5:11 свиней Свиньи для иудеев были нечистыми животными, поэтому люди, присматривающие за этим стадом, были либо язычниками, либо иудеями, отрекшимися от закона.

5:13 Иисус… позволил им В соответствии со Своими полновластными намерениями Иисус разрешил бесам войти в свиней и уничтожить их — текст не предлагает другого объяснения (ср. Втор. 29:29; Рим. 9:20). Делая это, Иисус преподал человеку наглядный и сильный урок о безмерности зла, от которого он был избавлен.

5:15 сидит Спокойное состояние человека было полной противоположностью его прежнему беспокойному, возбужденному состоянию. в здравом уме Он больше не вопил пронзительно и не неистовствовал, так как был избавлен от господства бесов.

5:16 Видевшие рассказали… о свиньях «Видевшие» может относиться как к 12, так и к людям, присматривавшим за свиньями. Они хотели, чтобы все знали, что случилось с человеком и со свиньями и какова связь между двумя событиями.

5:17 просить Его, чтобы отошел от пределов их Постоянные жители этого края испугались и возмущались действиями Иисуса из‑за того, что случилось. Может быть, они беспокоились о срыве обычного, заведенного порядка и потере имущества, но они хотели, чтобы Иисус с Его силой покинул их край, чтобы больше не иметь таких финансовых потерь. Они, будучи неверующими людьми, испугались проявлению Христом духовной силы и власти, и это было важнее всего (см. пояснение к Мф. 8:34).

5:19 расскажи им, что сотворил… Господь Иисус говорил о Себе как о Боге, Который управляет как естественным, так и сверхъестественным мирами (ср. Лк. 8:39).

5:20 в Десятиградии Союз 10 городов греческого влияния (Еллинских) на восток от реки Иордан (см. пояснение к Мф. 4:25).

5:21 на другой берег Иисус и ученики вернулись на северо‑западный берег Галилейского моря.

5:22 начальников синагоги Они осуществляли руководство над старейшинами местных синагог. Группы начальников, составленные из светских чиновников, отвечали за организацию богослужений и наблюдали за другими делами синагоги.

5:25 кровотечением Указывает на хроническое внутреннее кровоизлияние, может быть, вызванное опухолью или другим заболеванием (см. пояснение к Мф. 9:20).

5:26 много потерпела от многих врачей В те времена было обычной практикой в трудных медицинских случаях обращаться ко многим и разным врачам и получать разноречивые рекомендации по лечению. Мнимые «лекарства», часто предлагаемые жестокими и невежественными лекарями, в большинстве случаев приводили к худшему, а не лучшему. (Лука, будучи врачом, в своем Евангелии (8:43) предположил, что женщине не помогли, потому что ее состояние было неизлечимым.)

5:28 если хотя к одежде Его прикоснусь Вера женщины в исцеляющие способности Иисуса была так велика, что она говорила себе, что даже косвенного контакта с Ним через Его одежду (см. пояснение к Мф. 9:20) будет достаточно для излечения.

5:29 источник крови Источник ее кровотечения; это образное выражение основано на аналогии с родником.

5:30 вышла из Него сила «Сила» Христа — Его прирожденная способность служить и трудиться сверхъестественным образом — исходила из Него под сознательным управлением Его верховной воли. кто прикоснулся к Моей одежде? Иисус задал этот вопрос не из‑за неведения, но чтобы вывести женщину из толпы и дать ей возможность прославить Бога за то, что произошло.

5:34 вера твоя спасла тебя Публичное заявление Иисуса относительно веры женщины (выраженной в ст. 28, 33) и ее результатов. Форма греческого глагола, переведенного как «спасла тебя» (также может быть передана как «сделала тебя здоровой»), указывает, что ее исцеление было полным. Это тот же греческий глагол, который переводится как «спасти» (см. пояснение к Мф. 9:22), и является обычным новозаветным словом, называющим спасение от греха, которое определенно наводит на мысль, что вера женщины привела также к ее духовному спасению.

5:36 только веруй Форма глагола в источнике называет настоящее непрерывное повелительное действие. Это побуждение к Иаиру сохранять веру, которую он продемонстрировал в начале, придя к Иисусу. Христос знал, что не было другого ответа на беспомощное положение Иаира, и Он был уверен в результате веры (ср. Лк. 8:50).

5:37 Петра, Иакова и Иоанна Первый раз Марк показывает особое положение этих трех учеников. Писание никогда не объясняет, почему этим людям иногда позволялось быть свидетелями обстоятельств, к которым другие ученики не допускались (ср. 9:2; 14:33), но трое составляли внутреннюю группу среди 12. Даже греческая грамматика подразумевает это внутреннее единство, помещая три их имени под одним определенным артиклем.

5:38 плачущих и вопиющих Согласно традициям этой культуры, это верный признак, что смерть наступила. Так как похороны следовали сразу после смерти, это было единственной возможностью людей публично горевать. Причитание было особенно громким и в основном производилось нанятыми плакальщицами (см. пояснение к Мф. 9:23).

5:39 не умерла, но спит Это образное выражение. Иисус подразумевал, что девочка не умерла в обычном смысле, потому что ее состояние временное и будет изменено (см. пояснение к Мф. 9:24; ср. Ин. 11:11‑14; Деян. 7:60; 13:36; 1Кор. 11:30; 15:6, 18, 20, 51; 1Фес. 4:13, 14).

5:40 смеялись Более близко к оригиналу было бы «высмеивали Его» или «смеялись Ему в лицо». Они поняли слова Иисуса буквально и посчитали их нелепыми, таким образом, «смеялись», вероятно, говорит о частных взрывах хохота, нацеленных на унижение Господа. Эта реакция (хотя и мелкая, поверхностная, неглубокая и непочтительная) указывает на то, что люди были убеждены в необратимом характере смерти девочки, и подчеркивает действительность чуда, которое Иисус собирался совершить. выслав всех Это было действенное изгнание, которое показало полномочия Христа. Оно было сделано, чтобы неверовавшие плакальщицы не увидели чуда воскресения девочки.

5:41 «талифа‑куми» Марк — единственный из авторов Евангелий, записал подлинные арамейские слова, сказанные Иисусом. «Талифа» — это форма женского рода от «ягненок» или «юноша». «Куми» — это повелительное наклонение (императив): «вставай» или «воскресай». Как и в других таких случаях, Иисус обращался к личности как к могущей воскреснуть, а не как к мертвому телу (ср. Лк. 7:14; Ин. 11:43).

5:43 никто об этом не знал Известие о чуде не могло быть скрыто совершенно, но Христос не хотел, чтобы новость о Нем распространилась раньше, чем Он покинет их пределы. Он знал: такая новость может заставить многих Его иудейских противников в Галилее разыскать Его и преждевременно убить. Он также хотел быть известным как проповедник Евангелия, а не просто как чудотворец Иисус. Несомненно, Он беспокоился, чтобы девочка и ее родители не стали объектом чрезмерного любопытства и сенсационности.

комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Марка, 5 глава

Мк.5:1 . И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Мк.5:2 . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

Мк.5:3 . он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

Мк.5:4 . потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Мк.5:5 . всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

В списках более исправных читается: «в страну Гергесинскую». Матфей говорит, что было два бесноватых ( Мф.8:32 ), а Марк и Лука ( Лк.8:26–33 ) говорят об одном. Сии последние избрали лютейшего из них и повествуют о нем. Бесноватый идет и исповедует Христа Сыном Божиим. Поскольку бывшие на корабле недоумевали о том, кто Он, то последует достовернейшее свидетельство о Нем от врагов, разумею бесов. Бесноватый жил во гробах, потому что бес хотел внушить через это ложную мысль, что души умерших становятся бесами, чему никак не должно верить.

Мк.5:6 . увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

Мк.5:7 . и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

Мк.5:8 . Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

Мк.5:9 . И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Мк.5:10 . И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Выйти из человека демоны почитают мучением, почему и говорили: «не мучь», то есть не выгоняй нас из жилища нашего, то есть из человека. С другой стороны, они думали, что Господь не будет более терпеть их за чрезмерную их дерзость, но тотчас предаст мучению, поэтому и молят, чтобы не мучил их. Господь спрашивает бесноватого не для того, чтоб Самому знать, но чтоб другие знали о множестве вселившихся в него бесов. Поскольку пред глазами стоял один человек, то Христос показывает, со сколькими врагами боролся этот жалкий человек.

Мк.5:11 . Паслось же там при горе большое стадо свиней.

Мк.5:12 . И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Мк.5:13 . Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Мк.5:14 . Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и деревнях.

Бесы молили Господа, чтобы Он не высылал их вон из страны, но чтобы пустил в стадо свиней. Он соглашается на это. Поскольку жизнь наша есть брань, то Господь не хотел удалить от нее демонов, дабы они своей борьбой с нами делали нас искуснейшими. Попускает им войти в свиней, дабы мы знали, что они как не пощадили свиней, так не пощадили бы и человека того, если бы не сохранила его сила Божия. Ибо бесы, будучи враждебны нам, тотчас истребили бы нас, если бы не охранял нас Бог. Итак, знай, что демоны не имеют власти даже над свиньями, и тем более над людьми, если не попустит Бог. Но знай и то, что в людей, живущих по-свински и валяющихся в тине чувственных удовольствий, вселяются демоны, которые низвергают их со стремнин погибели в море сей жизни, и они утопают.

Мк.5:14 . И жители вышли посмотреть, что случилось.

Мк.5:15 . Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

Мк.5:16 . Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Читать еще:  Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы. Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы Дивы и Чуры

Мк.5:17 . И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Мк.5:18 . И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтоб быть с Ним.

Мк.5:19 . Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Мк.5:20 . И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Пораженные чудом жители города того вышли к Иисусу, услышав же о подробностях, они еще более испугались. Потому и молили Иисуса выйти из пределов их. Они боялись, чтоб не потерпеть еще чего-либо большего. Потеряв свиней и сожалея об этой потере, они отказываются и от присутствия Господа. Напротив, бесновавшийся просил у Него позволения быть с Ним, так как опасался, чтобы бесы, найдя его одного, опять не вошли в него. Но Господь отсылает его домой, показывая, что Его сила и промышление будут охранять его и в отсутствии. Отсылает его вместе и для того, чтобы он доставил пользу другим, которые увидят его. Поэтому он и начал проповедовать, и все удивлялись. Но посмотри, как Спаситель чужд превозношения! Он не сказал: «расскажи», что сотворил тебе Я, но: «что сотворил с тобою Господь». Так и ты, когда сделаешь что-либо доброе, приписывай сделанное не себе, но Богу.

Мк.5:21 . Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

Мк.5:22 . И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

Мк.5:23 . и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

Мк.5:24 . Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

Мк.5:25 . Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

Мк.5:26 . много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, –

Мк.5:27 . услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила:

Мк.5:28 . если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

Мк.5:29 . И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

После чуда над бесноватым Господь совершает другое чудо – воскрешает дочь начальника синагоги. Для иудеев, очевидцев события, евангелист сказывает и имя начальника синагоги. Это был человек полуверующий: тем, что пал в ноги Христу, он оказывается верующим, но тем, что просил Его идти, показывает веру не такую, какую должно; ему следовало сказать: «скажи только слово». Между тем, на пути Господа исцеляется и кровоточивая жена. Жена эта имела великую веру, потому что надеялась исцелиться от одной одежды Господа; за то и получила исцеление. В переносном смысле разумей это и о человеческой природе. Она была кровоточива, потому что производила грех, который есть убийство души и который проливает кровь душ наших. Природа наша не могла получить исцеления от многих врачей, то есть ни от мудрецов века сего, ни даже от Закона и пророков. Но она исцелилась, лишь только прикоснулась к одежде Христа, то есть к плоти Его. Ибо кто верует, что Христос воплотился, тот и есть прикасающийся к одежде Его.

Мк.5:30 . В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

Мк.5:31 . Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Мк.5:32 . Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

Мк.5:33 . Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

Мк.5:34 . Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Сила выходит из Христа не так, чтобы переменяла место, напротив, она и другим сообщается, и в то же время без уменьшения пребывает во Христе, подобно как и уроки учения остаются и при учащих, и преподаются учащимся. Но смотри, как народ со всех сторон стеснял Его, и между тем ни один не прикоснулся к Нему; напротив, жена, не стеснявшая Его, прикоснулась к Нему. Отсюда научаемся той тайне, что из людей, занятых множеством житейских забот, никто не прикасается ко Христу: они только гнетут Его; напротив, кто не гнетет Иисуса и не обременяет своего ума суетными попечениями, тот прикасается к Нему. Но для чего Господь открывает жену? Во-первых, для того, чтобы прославить веру жены, во-вторых, для того, чтобы возбудить веру в начальнике синагоги, что и дочь его также будет спасена, а вместе и для того, чтобы освободить от сильного страха жену, которая боялась, как бы укравшая исцеление. Так и евангелист говорит: «в страхе и трепете подошла». Поэтому Господь не сказал: Я спас тебя, но: «вера твоя спасла тебя; иди в мире», то есть в покое. Мысль этих слов такая: будь спокойна ты, которая доселе была в скорби и смятениях.

Мк.5:35 . Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

Мк.5:36 . Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

Мк.5:37 . И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

Мк.5:38 . Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

Мк.5:39 . И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

Мк.5:40 . И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

Мк.5:41 . И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань.

Мк.5:42 . И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

Мк.5:43 . И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Люди начальника синагоги почитали Христа одним из обыкновенных учителей почему просили прийти и помолиться о девице, а напоследок, когда она умерла, подумали, что Он уже не нужен после смерти ее. Но Господь ободряет отца и говорит: «только веруй». Между тем не позволяет никому идти за Собою, кроме трех учеников, потому что смиренный Иисус ничего не хочет делать напоказ. При Его словах: «девица не умерла, но спит» смеются; это попущено с тем, чтобы после не имели предлога говорить, что она была в обмороке, и что не диво, если Он воскресил ее; напротив, чтобы сами себя уличили собственным свидетельством о воскрешении Им действительно умершей, когда даже смеялись над Его словами, что она не умерла, но спит. Господь берет ее за руку, дабы сообщить ей силу; а велит дать ей есть для того, чтобы удостоверить в воскресении как в действительном, а не в мнимом происшествии.

Глава пятая

Мк.5:1 . И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Мк.5:2 . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

Мк.5:3 . он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

Мк.5:4 . потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Мк.5:5 . всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

В списках более исправных читается: «в страну Гергесинскую». Матфей говорит, что было два бесноватых ( Мф.8:32 ), а Марк и Лука ( Лк.8:26–33 ) говорят об одном. Сии последние избрали лютейшего из них и повествуют о нем. Бесноватый идет и исповедует Христа Сыном Божиим. Поскольку бывшие на корабле недоумевали о том, кто Он, то последует достовернейшее свидетельство о Нем от врагов, разумею бесов. Бесноватый жил во гробах, потому что бес хотел внушить через это ложную мысль, что души умерших становятся бесами, чему никак не должно верить.

Мк.5:6 . увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

Мк.5:7 . и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

Мк.5:8 . Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

Мк.5:9 . И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Мк.5:10 . И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Выйти из человека демоны почитают мучением, почему и говорили: «не мучь» , то есть не выгоняй нас из жилища нашего, то есть из человека. С другой стороны, они думали, что Господь не будет более терпеть их за чрезмерную их дерзость, но тотчас предаст мучению, поэтому и молят, чтобы не мучил их. Господь спрашивает бесноватого не для того, чтоб Самому знать, но чтоб другие знали о множестве вселившихся в него бесов. Поскольку пред глазами стоял один человек, то Христос показывает, со сколькими врагами боролся этот жалкий человек.

Мк.5:11 . Паслось же там при горе большое стадо свиней.

Мк.5:12 . И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Мк.5:13 . Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Мк.5:14 . Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и деревнях.

Бесы молили Господа, чтобы Он не высылал их вон из страны, но чтобы пустил в стадо свиней. Он соглашается на это. Поскольку жизнь наша есть брань, то Господь не хотел удалить от нее демонов, дабы они своей борьбой с нами делали нас искуснейшими. Попускает им войти в свиней, дабы мы знали, что они как не пощадили свиней, так не пощадили бы и человека того, если бы не сохранила его сила Божия. Ибо бесы, будучи враждебны нам, тотчас истребили бы нас, если бы не охранял нас Бог. Итак, знай, что демоны не имеют власти даже над свиньями, и тем более над людьми, если не попустит Бог. Но знай и то, что в людей, живущих по-свински и валяющихся в тине чувственных удовольствий, вселяются демоны, которые низвергают их со стремнин погибели в море сей жизни, и они утопают.

Мк.5:14 . И жители вышли посмотреть, что случилось.

Мк.5:15 . Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

Мк.5:16 . Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Мк.5:17 . И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Мк.5:18 . И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтоб быть с Ним.

Мк.5:19 . Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Мк.5:20 . И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Пораженные чудом жители города того вышли к Иисусу, услышав же о подробностях, они еще более испугались. Потому и молили Иисуса выйти из пределов их. Они боялись, чтоб не потерпеть еще чего-либо большего. Потеряв свиней и сожалея об этой потере, они отказываются и от присутствия Господа. Напротив, бесновавшийся просил у Него позволения быть с Ним, так как опасался, чтобы бесы, найдя его одного, опять не вошли в него. Но Господь отсылает его домой, показывая, что Его сила и промышление будут охранять его и в отсутствии. Отсылает его вместе и для того, чтобы он доставил пользу другим, которые увидят его. Поэтому он и начал проповедовать, и все удивлялись. Но посмотри, как Спаситель чужд превозношения! Он не сказал: «расскажи», что сотворил тебе Я, но: «что сотворил с тобою Господь» . Так и ты, когда сделаешь что-либо доброе, приписывай сделанное не себе, но Богу.

Мк.5:21 . Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

Мк.5:22 . И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

Мк.5:23 . и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

Мк.5:24 . Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

Мк.5:25 . Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

Мк.5:26 . много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, –

Мк.5:27 . услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила:

Мк.5:28 . если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

Мк.5:29 . И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

После чуда над бесноватым Господь совершает другое чудо – воскрешает дочь начальника синагоги. Для иудеев, очевидцев события, евангелист сказывает и имя начальника синагоги. Это был человек полуверующий: тем, что пал в ноги Христу, он оказывается верующим, но тем, что просил Его идти, показывает веру не такую, какую должно; ему следовало сказать: «скажи только слово». Между тем, на пути Господа исцеляется и кровоточивая жена. Жена эта имела великую веру, потому что надеялась исцелиться от одной одежды Господа; за то и получила исцеление. В переносном смысле разумей это и о человеческой природе. Она была кровоточива, потому что производила грех, который есть убийство души и который проливает кровь душ наших. Природа наша не могла получить исцеления от многих врачей, то есть ни от мудрецов века сего, ни даже от Закона и пророков. Но она исцелилась, лишь только прикоснулась к одежде Христа, то есть к плоти Его. Ибо кто верует, что Христос воплотился, тот и есть прикасающийся к одежде Его.

Читать еще:  Популярные мужские имена на г. Русские и иностранные мужские имена на букву г

Мк.5:30 . В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

Мк.5:31 . Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Мк.5:32 . Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

Мк.5:33 . Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

Мк.5:34 . Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Сила выходит из Христа не так, чтобы переменяла место, напротив, она и другим сообщается, и в то же время без уменьшения пребывает во Христе, подобно как и уроки учения остаются и при учащих, и преподаются учащимся. Но смотри, как народ со всех сторон стеснял Его, и между тем ни один не прикоснулся к Нему; напротив, жена, не стеснявшая Его, прикоснулась к Нему. Отсюда научаемся той тайне, что из людей, занятых множеством житейских забот, никто не прикасается ко Христу: они только гнетут Его; напротив, кто не гнетет Иисуса и не обременяет своего ума суетными попечениями, тот прикасается к Нему. Но для чего Господь открывает жену? Во-первых, для того, чтобы прославить веру жены, во-вторых, для того, чтобы возбудить веру в начальнике синагоги, что и дочь его также будет спасена, а вместе и для того, чтобы освободить от сильного страха жену, которая боялась, как бы укравшая исцеление. Так и евангелист говорит: «в страхе и трепете подошла» . Поэтому Господь не сказал: Я спас тебя, но: «вера твоя спасла тебя; иди в мире» , то есть в покое. Мысль этих слов такая: будь спокойна ты, которая доселе была в скорби и смятениях.

Мк.5:35 . Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

Мк.5:36 . Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

Мк.5:37 . И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

Мк.5:38 . Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

Мк.5:39 . И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

Мк.5:40 . И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

Мк.5:41 . И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань.

Мк.5:42 . И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

Мк.5:43 . И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Люди начальника синагоги почитали Христа одним из обыкновенных учителей почему просили прийти и помолиться о девице, а напоследок, когда она умерла, подумали, что Он уже не нужен после смерти ее. Но Господь ободряет отца и говорит: «только веруй» . Между тем не позволяет никому идти за Собою, кроме трех учеников, потому что смиренный Иисус ничего не хочет делать напоказ. При Его словах: «девица не умерла, но спит» смеются; это попущено с тем, чтобы после не имели предлога говорить, что она была в обмороке, и что не диво, если Он воскресил ее; напротив, чтобы сами себя уличили собственным свидетельством о воскрешении Им действительно умершей, когда даже смеялись над Его словами, что она не умерла, но спит. Господь берет ее за руку, дабы сообщить ей силу; а велит дать ей есть для того, чтобы удостоверить в воскресении как в действительном, а не в мнимом происшествии.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА глава 5

Слушать ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА глава 5 онлайн

1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.

12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

21 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

26 много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – 27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,

28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.

42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Воскрешение дочери Иаира. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД —>

Толкование марка 5 глава. Евангелие от марка

22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24 Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.

42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

01 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

На всем протяжении евангельского повествования мы видим, как идет борьба веры и неверия. Слова Христа, Его чудеса одних современников побуждают к тому, чтобы преданно следовать за Сыном Божиим. Для других же Его проповедь становится и непреодолимым препятствием, и поводом для самого яростного сопротивления.

Очередной раунд противостояния веры и неверия мы видим в прозвучавшем чтении из Евангелия от Марка. Господь Иисус вместе с учениками прибывает в Галилею. Не успели путники сойти на берег, покинув рыбацкую лодку, как их тут же окружает толпа. Сквозь неё протискивается знатного вида человек — начальник местной синагоги по имени Иаир.

Вполне возможно, что еще пару месяцев назад, иудейский старейшина был одним из тех, кто яростно сопротивлялся проповеди Спасителя. Но сегодня всё обстоит иначе. Накануне прибытия Христа у Иаира тяжело и, похоже неизлечимо, заболела дочь. Трагедия усугублялась тем, что ей недавно исполнилось двенадцать лет. Согласно иудейским законам, возраст брака для девочки наступал при достижении возраста двенадцать лет и один день. Таким образом, дочь Иаира могла умереть на самом пороге совершеннолетия.

И она скончалась — незадолго до того, как плачущий отец всё же привел недавно гонимого им Учителя в свой дом. Кончину девочки видели своими глазами иные родственники, уже пригласившие профессиональных плакальщиц. Те должны были в течение тридцати дней оплакивать умершую. Привыкшие делать деньги на чужом горе, плакальщицы вначале принялись смеяться над Христом, а потом, похоже, и вовсе попытались не пустить Его в комнату, где лежало бездыханное тело.

Безутешный Иаир готов был поддаться общему отчаянию, но ухватился за спасительные слова Спасителя: «Не бойся, только веруй». И вера, в итоге, оказалась сильнее смерти безверия. Дочь начальника синагоги по призыву Христа ожила. Чтобы никто не подумал, что вместо девицы явился призрак или демон, Господь Иисус повелел дать ей есть. Призрак бы точно вкусить пищи не смог.

Противостояние веры и неверия не закончилось в эпоху евангельских событий. Сомнения в том, что Бог есть, что Он благ, по-прежнему посещают сердца людей. Сталкиваясь с жизненными испытаниями, мы, подобно несчастному Иаиру, оказываемся готовы впасть в отчаяние. Некоторые же, вслед за плакальщицами, отвечают на вызовы действительности глубоким цинизмом.

Господь же ждет от нас иного. Чтобы попав в кризисную ситуацию, мы не опускали рук, не уходили в глухую оборону жестокосердия. Он просит нас вновь услышать слова Сына Своего Единородного — «не бойся, только веруй»! Искренняя вера в Бога совмещает в себе сразу три качества — уверенность в том, что Господь есть; доверие к Нему и стремление вместе с Ним действовать. С молитвой в сердце и милосердием в душе бесстрашно встретить очередной накат волн житейского моря. Грозного с виду, но не способного сломать того, кто стремится по-настоящему быть верным Богу.

Начальник синагоги Иаир не поддался отчаянию и ухватился за руку, протянутую ему Христом. Эта всесильная, милующая и утешающая рука направлена к каждому из нас. И в нашу задачу входит её не отвергнуть, но вместе со Спасителем войти в обители Царства Небесного — где нет никакого греховного страха безверия, но есть лишь всепобеждающая любовь Господня.

Читать еще:  1 ноября - День судебного пристава в России

Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Марка

1–20. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов. – 21–43. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира.

1. И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не «в страну Гадаринскую», а «в страну Гергесинскую». Это название происходит от имени Гергеса – города, который находился, по свидетельству Оригена, вблизи от Тивериадского моря (Толкование на Ин.6:24, al. 40). Евсевий называет Гергесу «деревней» и говорит, что она лежала на горе. У Матфея же исследователи евангельского текста читают не «Гергесинскую», а «Гадаринскую» (Мф.8:28). О Гадаре же известно, что это был значительный греческий город, находившийся приблизительно в десяти километрах от юго-восточного берега Тивериадского моря. Население этого города в массе было греческое, но в окружавших город селениях говорили и поарамейски. Очень вероятно, что Гергеса входила в область Гадаринскую.

2. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

Здесь мы находим, очевидно, повествование о том же событии, о котором сообщает евангелист Матфей (Мф.8:28 и сл.). Марк говорит, однако, об одном бесноватом, а не о двух, как Матфей, но это значит только, что Марк считал нужным сказать о том из двух бесноватых, который был наиболее известен тамошним жителям своей силой и злобой. Исцеление этого бесноватого, конечно, произвело большое впечатление на народ и учеников Христовых.

«Одержимый». (см. Мф.4:24).

3. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, (Ср. Мф.8:28).

«Никто не мог». Сила этого бесноватого была чрезвычайно велика, его не могли удержать никакие цепи и оковы (ручные).

4. потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5. всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

«Бился о камни». Точнее: он цеплялся за камни, и они падали на него, когда он обрывался и падал со скалы (κατακόπτειν)».

6. увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7. и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

Конечно, не сам бесноватый, а владевшие им злые духи заставляют его бежать к Христу и просить Его оставить их в покое. Они понимают, Кто теперь пред ними. Они заклинают Христа Богом, признавая Его Сыном Бога Всевышнего, чтобы Он не проявил над ними на этот раз Своего всемогущества. Что же касается мучения, которое они имеют в виду, то под ним можно понимать адские мучения, какие терпят все обитатели ада (ср. Лк.16:23; Откр.9:5, 14, 11 и др.). Так понимается это мучение и в Евангелии Матфея, где злой дух прибавляет выражение «прежде времени» (Мф.8:29).

«Ибо Иисус сказал ему». Этими словами евангелист Марк хочет сказать не то, что Христос обратился к бесноватому раньше, чем тот к Иисусу. Если бы дело происходило таким образом, то евангелист, конечно, раньше привел бы обращение Христа, а потом уже обращение ко Христу бесноватого (ср. Мк.1:25). Союз «ибо» скорее дает понять, что бес, находившийся в бесноватом, еще раньше, чем вступил в разговор со Христом, уже хорошо знал, чего ему нужно ждать от Христа. И его ожидания сбылись, «ибо. »

9. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Господь вступает в разговор с бесом для того, чтобы внушить прежде всего самому бесноватому убеждение в том, что в нем пребывает злая сила, а затем также и для того, чтобы разъяснить это ученикам.

«И он сказал. » Говорил один бес за многих. Говорил он, пользуясь даром речи бесноватого, который не мог не исполнять воли беса.

«Легион» (см. Мф.26:53).

10. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Бесы не желают удаляться из этой страны, которая, очевидно, нравилась им как населенная, главным образом, язычниками.

11. Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

(Ср. Мф.8:30–32.)

Евангелист Марк один точно обозначает число свиней.

14. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Господь как Всемогущий немедленно, без какого-либо колебания соизволяет на исполнение просьбы бесов, которые показали бессилие найти какой-либо выход из своего положения. Что касается судьбы бесов, то этот вопрос евангелиста Марка, очевидно, не занимает. Он останавливается только на том впечатлении, какое чудо оказало на жителей той страны. Жители устрашились – скорее всего, имея в виду то отношение, какое обнаружил Христос к их имуществу, стаду свиней, которое он послал на погибель, для того чтобы освободить (бывшего) бесноватого от всякой мысли о возможности возвращения к нему бесов. Им жалко было своих стад, и поэтому они просили Христа уйти из их страны. Очевидно, что эти люди еще не чувствовали жажды услышать слова Божия (Ам.8:11)».

18. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
20. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Господь не остается в этой стране, но удаляется отсюда, потому что время для проповеди здесь еще не наступило. Но это не мешало рассевать здесь семена евангельского учения исцеленному бесноватому, и Господь посылает его возвестить о том, что с ним случилось, всем его родственникам. В полуязыческой стране эта проповедь о Христе Чудотворце не могла произвести того чрезвычайного увлечения мессианскими надеждами, какое нередко проявлялось среди чистокровного иудейского населения и которое обыкновенно кончалось тем, что народ стремился объявить Христа Царем (ср. Мф.8:4).

Если исцеленный пошел с проповедью по всему Десятиградию (см. Мф.4:25), то это объясняется тем, что он, вероятно, имел немало родных, живших в разных городах этой области.

21. Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

Господь переправился из Переи в Галилею, к тому берегу, на котором был расположен Капернаум (ср. Мф.9:1). Здесь Его встретила масса народа, вероятно, издали заметившая приближавшуюся, хорошо знакомую ей лодку апостола Петра, в которой был и Иисус. Народа было столько, что Господу было трудно пройти в город, и Он долго оставался на берегу.

22. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23. и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

В это время приходит к Нему Иаир (см. Мф.9:18) и Иисус идет с Ним.

24. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26. много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, –
27. услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28. ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

В тесноте, по дороге, Христа коснулась искавшая исцеления кровоточивая женщина (ср. Мф.9:20–21), и получила исцеление. Евангелист Марк восклицает, что она «много потерпела от врачей» (стих 26). Это выражение может указывать на те варварские средства, к каким в те времена прибегали невежественные врачи. Трактат Киддушим поэтому говорит: «лучший из врачей достоин геенны» (IV, 14).

30. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31. Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32. Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Господь знал, что случилось с больной благодаря тому, что она прикоснулась к Его одежде, но задает вопрос для того, чтобы вызвать ее исповедание и внушить, что она исцелилась не в силу какого-то магического воздействия одежды Чудотворца, а в силу своей веры в Него как Сына Божия.

«Будь здорова», т. е. оставайся в том новом положении, в каком ты очутилась в тот момент, как прикоснулась с верою к Моей одежде.

35. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

О воскрешении дочери Иаира евангелист Марк говорит также с бóльшими подробностями, чем Матфей (Мф.9:23–26).

36. Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

Господь, как видно из последующего (стих 43), не хотел, чтобы чудо воскрешения дочери Иаира стало предметом оживленных толков в народе. Поэтому Он берет с Собой даже не всех учеников Своих, а только троих наиболее к Нему близких, чтобы они впоследствии могли выступить достоверными свидетелями чуда воскрешения (ср. Втор.17:6). Конечно, при совершении чуда находился и сам хозяин дома, и его жена (стих 40).

38. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

«Девица не умерла, но спит». Этими словами Господь выражает общеизраильское представление о смерти. Смерти, как бы говорит Он, собственно нет. Душа человека бессмертна и со временем должна соединиться с телом, которое она оставила. Поэтому состояние умершего похоже на сон. Если Иаир так глубоко верует в это, то ему нет причины предаваться отчаянию.

40. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.

Евангелист приводит здесь два слова на арамейском наречии, которым говорил Христос для того, чтобы дать своим читателям из язычников услышать звуки речи Христовой. Переводит он эти два слова с некоторым распространением, прибавляя выражение «тебе говорю».

42. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
43. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Господь не желает, чтобы весть о первом чуде воскрешения разнеслась по стране, Он не хотел, чтобы народ, возбужденный слухом об этом необыкновенном чуде, увидел в Нем своего Царя (ср. Ин.6:15), так как это могло бы преждевременно возбудить против Христа крайнюю злобу Его врагов. Поэтому Он запрещает распространять весть о случившемся, хотя только что вызвал исцелившуюся через прикосновение к Его одежде женщину к открытому исповеданию того чуда, которое с ней совершились. Последнее, в самом деле, не было столь необыкновенным, как чудо воскрешения.

Почему Христос велел «дать есть» воскрешенной Им девице? Древние толкователи полагали, что Он хотел этим подтвердить действительность возвращения девицы к жизни, но естественнее полагать, что Он в этом случае проявил Свою благость и заботливость о той, которую только что воззвал из области смерти к прежней жизни, когда все были заняты только что совершённым чудом. Он направляет внимание домашних девицы на ее положение.

Гольцман старается доказать, что дочь Иаира находилась только в состоянии летаргии, а не была умершей и что она пробудилась, когда Христос взял ее за руку: Но, вероятно, ее брали уже за руки и до прибытия Христа, однако же это не повело к ее оживлению. Притом евангелист Марк с такой простотой рассказывает обо всем, что подозревать его в том, что он сочинил рассказ о смерти девицы и ее воскрешении, нет решительно никакого основания.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector