0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

То, что мы считаем грехом, порой имеет медицинскую причину

Содержание

Пора к психиатру: голоса разрешили. +видео. pravmir.ru

Выступление профессора кафедры практического богословия ПСТГУ Василия Каледы на Рождественских чтениях.

За нейролептиком к старцу

К сожалению, от того сможет ли священник различить болезнь от подлинного мистического опыта, в некоторых случаях зависит реальная жизнь человека.

Недавний пример: на консультацию дочь привезла женщину в состоянии психоза – бред, преследование. Выяснилось, что она принимает один серьезный нейролептик, мы спросили ее: «А кто вам назначил это лекарство?». И она рассказала, что в монастыре к югу от Москвы, где принимает один известный старец, этот старец назначил ей нейролептик. Все наши врачи были потрясены – священник назначил опасный нейролептик.

Другой пример: в наш центр приехал юноша двадцати восеми лет, рост метр восемьдесят, вес – 50 кг, давление 80/60 – его внешний вид напоминал вид узника концлагеря. Он несколько лет был трудником в одном очень известном монастыре, и в какой-то момент решил начать совершать молитвенные подвиги, был одержим идеей спасения, вообразил себя самым главным праведником. Но никто в монастыре не обратил внимание на его состояние. В результате появилась угроза жизни. На все мои слова о том, что для православного человека важно послушание, он не воспринимал, считая, что лучше знает как спасаться. Так он и мигрировал между нашей клиникой и реанимационным отделением.

Профессор Василий Каледа

«В Церкви одни больные!»

В 2015 году за психиатрической помощью обратилось 4 097 925 человек (2,8% населения).

Согласно данным Научного центра психического здоровья, в существующих социально-экономических условиях в психиатрической помощи нуждаются 5,7 % населения РФ.

В идеале в психиатрической помощи нуждается около 14% населения России, что согласуется с данными ВОЗ.

Полное число лиц с психическими расстройствами в России:

Пограничные состояния – 4 800 000

Посттравматические стрессовые расстройства – 6 500 000

Расстройства шизофренического спектра – 3 000 000

Эпилепсия – 100 000

Деменция позднего возраста – 3 000 000

Олигофрения – 1 800 000

Алкоголизм – 2 050 000

Наркомания – 3 000 000

Всего – около 21 млн.

Психические и психиатрические расстройства в церковной среде встречаются чаще или реже?

Церковь есть врачебница, поэтому естественно, что многие люди, имеющие душевные расстройства и психиатрические диагнозы, приходят в церковь и находят здесь поддержку и утешение. Так что в церковной среде эти люди встречаются чаще.

Пастырь должен читать книги по психиатрии

Профессор Свято-Сергиевского православного института в Париже архимандрит Киприан (Керн) в 1957 году выпустил книгу «Православное пастырское служение», в которой впервые была отдельная глава «Пастырская психиатрия». Он писал: «существуют такие душевные состояния, которые не могут быть определяемы категориями нравственного богословия и которые не входят в понятие добра и зла, добродетели и греха. Это все — те «глубины души», которые принадлежат к области психопатологической, а не аскетической.

Пастырь должен прочитать хотя бы одну-две книги по пастырской психиатрии, чтобы огулом не осудить в человеке, как грех, то, что само по себе есть только трагические искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность».

Выдающийся советский психиатр, сын священника из Рязанской губернии, профессор Дмитрий Мелехов в своей незаконченной книге «Психиатрия и проблемы духовной жизни» (1979) подчеркивал особую важность различения у душевнобольных религиозных переживаний как признака болезни («ложной мистики») и религиозных переживаний как проявления «положительной здоровой мистики», которую считал мощным терапевтическим фактором в борьбе с болезнью.

Пример: Один мой пациент, страдающий шизофреническим психозом и не являющийся особо церковным человеком, при обострении болезни бегал по два раза в день в храм и начинал приставать с беседами к священникам на исповеди. В такие моменты его мама, которая мечтает, чтобы ее сын начал ходить в церковь, звонила психиатру и сообщала, что с сыном опять что-то не так. Она понимала, что его повышенная религиозность является проявлением психической болезни.

«Психически больной? Нет, одержим бесами!»

Дмитрий Мелехов считал, что православная вера является мощнейшим личностным ресурсом в преодолении проявлений заболевания, негативных расстройств и дефекта личности. Он говорил, что в некоторых случаях при шизофрении религиозная вера дает сохранить ядро личности.

Он также полагал равно недопустимым со стороны врача «сходу трактовать всякое религиозное переживание как патологию», как со стороны священника – рассматривать все случаи душевного расстройства как проявление «бесоодержимости».

Более того, «переживания болезненного происхождения при определенных условиях могут стать источником положительного духовного опыта».

Православная антропология говорит о том, что в человеке есть духовная сфера, душевная сфера и тело. И как говорил Дмитрий Мелехов, «когда эти три сферы человеческой личности — дух, душа и тело, находятся в согласии, в гармонии друг с другом, что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, можно говорить о здоровье».

В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной — врач-психиатр, телесной — врач-соматолог (терапевт, невролог и др.). Понятно, что все три эти сферы между собой неразрывно связаны и болезнь души влияет на состояние духа и состояние тела.

Работа Мелехова позднее была опубликована в Настольной книге священнослужителя (8 том) и затем вошла в официальный документ Русской Православной Церкви – Основы социальной концепции, раздел «Здоровье личности и народа» (XI.5).

Там написано о том, что должно быть четкое разграничение компетенций сфер врача и священника. Это очень важный постулат, потому что, к сожалению, у нас в Церкви многие пытаются свести все душевные болезни к бесоодержимости. И в Церкви, и в обществе, есть мощное антипсихиатрическое движение.

Читать еще:  Поколение ЯЯЯ – кто такие и как с ними жить?

В Основах социальной концепции сказано:

«Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.

В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами.

В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи».

Священник и странный прихожанин: как различить болезнь

Пастырская психиатрия – междисциплинарный курс об основных проявлениях, закономерностях течения, причинах возникновения психических заболеваний и особенностях пастырского душепопечения страдающих ими лиц.

В настоящее время Межсоборным присутствием готовится документ о том, чтобы этот предмет стал обязательным в программе подготовки священников.

Цель курса: подготовка будущих священников к пастырскому попечению о лицах, страдающих психическими расстройствами.

Задачи курса: дать общие представления о симптомах психических болезней, научить распознавать основные признаки психических расстройств, очертить особенности пастырского и врачебного подхода к больным; наметить принципы пастырской тактики при тех или иных конкретных проявлениях психической патологии.

Сталкиваясь с больным, священник должен осознать, что перед ним патология, это не сфера его компетенции, и ему необходимо обратиться за помощью к психиатру.

Основные показания для направления к психиатру:

1. Депрессивные состояния с антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями.

Недавно мне позвонил батюшка и рассказал, что его духовная дочь имеет суицидальные мысли. Девушка пришла ко мне и не имела никаких внешних проявлений депрессии. Особенность депрессии в юношеском возрасте, что человек может внешне ее не выражать. Единственное что меня насторожило, что девушка ходила на исповедь и не причащалась, у нее было окамененное нечувствие – она не чувствовала радость молитвы и поэтому отказывалась от причастия.

2. Состояния резкой заторможенности с ограничением или отказом от приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания по отношению к священнику в отношении правил духовной жизни, уверенность в своей правоте, утрата чувства «пасхальной радости».

Одна девушка воцерковилась, начала поститься и молиться целыми днями, ходить на все службы, на исповедь приходила с многочисленными листами. В храме ей неоднократно становилось плохо и приходилось вызывать «скорую». Я стал ее лечить и назначил как лекарство меньше молиться, прийти к норме. Тогда у нее постепенно восстановился аппетит и трудоспособность. Все должно быть соответственно возрасту и делаться под строгим духовным руководством.

3. Депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения, уничижения, снижением уровня социальной атаптации.

4. Чувство богооставленности, утрата смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие».

В состоянии нормальной греховности человек идет к таинству покаяния и после испытывает чувство пасхальной радости. В состоянии бреда греховности, больной убежден в своей сверхгреховности, ничего не чувствует, для него Пасха – не повод перестать поститься.

5. Идеи своей избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна.

Все мы призваны быть «миссиями» с маленькой буквы «м», но когда человек говорит о том, что он четко осознает себя Мессией, воплощением Второго пришествия, это патология.

6. Состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с идеями общественного или церковного переустройства.

7. Эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, рискованные и антиобщественные поступки, раннее не свойственные человеку грубые расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверзии, наркомания, алкоголизм).

8. Высказывание необоснованных идей преследования, воздействия(гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни. (Особо опасны при наличии активного поведения в соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними).

Пример: Девушка из интеллигентной семьи вдруг стала говорить, что за ней следят соседи, потом стала заворачиваться в фольгу, говоря, что на нее воздействуют радиоволнами. Ее отвели к старцу, старец послал на отчитку. Классика жанра – уважаемый священник увидел бесоодержимость при психиатрической патологии.

9. Наличие голосов внутри головы или снаружи оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера.

Заболевание имеет хронический характер, когда человек постоянно является носителем голосов. Когда эти голоса ему что-то приказывают, это очень серьезно. И не имеет значение кому принадлежат эти голоса – чебурашке или сатане – диагноз от этого не меняется. Убийство священника Павла Адельгейма и убийства в Оптиной пустыне были совершены больными, которые слышали голоса бесов как проявление психического заболевания.

10. Ощущение нереальности и подстроенности окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, идеи бесоодержимости, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения.

Все мы должны вести невидимую брань, но если человек реагирует чересчур остро, считает, что весь мир вертится вокруг борьбы, которую он ведет, – это патология.

Конечно бесоодержимость как феномен духовной жизни существует, но довольно часто бесоодержимость – бреда у больных. Так один пациент, которому было девятнадцать лет говорил, что все пространство вокруг него нашпиговано бесами. Он приехал на консультацию, так как голоса разрешили. Мы его оставили, назначили лечение, и вся симптоматика ушла.

Феномен бесоодержимости во многих случаях является проявлением состояния с бредом бесоодержимости. В приходской жизни встречается чаще, чем реальная бесоодержимость.

11. Состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при котором человек не реагирует на окружающих и их попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота.

Сон на яву – одновременно с реальностью больной видит, что находится где-то в других мирах.

Читать еще:  9 фактов о каноне Андрея Критского и его создателе

Пример: Один наш пациент, сын московского священника, выбил дверь в палате, а после курса лечения рассказал, что все это время находился то в раю, то в аду и выбитая дверь была вратами ада.

12. Появление навязчивых идей загрязнения, мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные поступки навязчивых идей хульного содержания.

13. Нарастающее падение работоспособности, утомляемость, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой и старческий возраст).

14. Патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничении в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (молодой возраст).

В заключении мне хочется вспомнить слова святителя Игнатий Брянчанинова:

Хлесткая поэзия Игоря Губермана

Смотрясь весьма солидно и серьезно
под сенью философского фасада,
мы вертим полушариями мозга,
а мыслим — полушариями зада.

Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Учусь терпеть, учусь терять
и при любой житейской стуже
учусь, присвистнув, повторять:
плевать, не сделалось бы хуже.

Вовлекаясь во множество дел,
Не мечись, как по джунглям ботаник,
Не горюй, что не всюду успел,
Может, ты опоздал на «Титаник»

Пришел я к горестному мнению,
От наблюдений долгих лет:
Вся сволочь склонна к единению,
А все порядочные — нет.

Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.

Я живу, постоянно краснея
за упадок ума и морали:
раньше врали гораздо честнее
и намного изящнее крали.

Я женских слов люблю родник
И женских мыслей хороводы,
Поскольку мы умны от книг,
А бабы — прямо от природы.

Когда нас учит жизни кто-то,
я весь немею;
житейский опыт идиота
я сам имею.

Крайне просто природа сама
разбирается в нашей типичности:
чем у личности больше ума,
тем печальней судьба этой личности.

Во мне то булькает кипение,
то прямо в порох брызжет искра;
пошли мне, Господи, терпение,
но только очень, очень быстро.

Бывают лампы в сотни ватт,
но свет их резок и увечен,
а кто слегка мудаковат,
порой на редкость человечен.

Не в силах жить я коллективно:
по воле тягостного рока
мне с идиотами — противно,
а среди умных — одиноко.

Когда мы раздражаемся и злы,
обижены, по сути, мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто.

Умей дождаться. Жалобой и плачем
не сетуй на задержку непогоды:
когда судьба беременна удачей,
опасны преждевременные роды.

Будущее — вкус не портит мне,
Мне дрожать за будущее лень;
Думать каждый день о черном дне —
Значит делать черным каждый день.

Россияне живут и ждут,
уловляя малейший знак,
понимая, что нае*ут,
но не зная, когда и как.

Я никак не пойму, отчего
так я к женщинам пагубно слаб;
может быть, из ребра моего
было сделано несколько баб?

Любую можно кашу мировую
затеять с молодежью горлопанской,
которая Вторую Мировую
уже немного путает с Троянской.

Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.

Есть в каждой нравственной системе
Идея, общая для всех:
Нельзя и с теми быть, и с теми,
Не предавая тех и тех.

Чтоб выжить и прожить на этом свете,
Пока земля не свихнута с оси,
Держи себя на тройственном запрете:
Не бойся, не надейся, не проси.

Душа порой бывает так задета,
что можно только выть или орать;
я плюнул бы в ранимого эстета,
но зеркало придется вытирать.

Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.

16 хлестких «гариков» Игоря Губермана, от которых приходишь в себя как от пощечины

Российский поэт и прозаик Игорь Губерман, живущий в Израиле, стал известным благодаря своим сатирическим четверостишиям — «гарикам». В этих небольших стихотворениях сочетаются и юмор, и горечь, и надежда.

Мы в AdMe.ru выбрали самые остроумные из его работ, про каждую из которых можно воскликнуть: «Это же про меня!»

За радости любовных ощущений
однажды острой болью заплатив,
мы так боимся новых увлечений,
что носим на душе презерватив.

Звоните поздней ночью мне, друзья,
не бойтесь помешать и разбудить;
кошмарно близок час, когда нельзя
и некуда нам будет позвонить.

Идея найдена не мной,
но это ценное напутствие:
чтоб жить в согласии с женой,
я спорю с ней в ее отсутствие.

Смотрясь весьма солидно и серьезно
под сенью философского фасада,
мы вертим полушариями мозга,
а мыслим — полушариями зада.

Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Вовлекаясь во множество дел,
не мечись, как по джунглям ботаник,
не горюй, что не всюду успел, —
может, ты опоздал на «Титаник».

Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.

Когда нас учит жизни кто-то,
я весь немею;
житейский опыт идиота
я сам имею.

Во мне то булькает кипение,
то прямо в порох брызжет искра;
пошли мне, Господи, терпение,
но только очень, очень быстро.

Когда мы раздражаемся и злы,
обижены, по сути, мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто.

Умей дождаться. Жалобой и плачем
не сетуй на задержку непогоды:
когда судьба беременна удачей,
опасны преждевременные роды.

Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.

Душа всегда у нас болит,
пока она жива и зряча,
и смех — целебный самый вид
и сострадания, и плача.

Тому, что в семействе трещина,
всюду одна причина:
в жене пробудилась женщина,
в муже уснул мужчина.

Обманчива наша земная стезя,
идешь то туда, то обратно,
и дважды войти в одну реку нельзя,
а в то же говно — многократно!

Читать еще:  Великий канон преподобного Андрея Критского – среда

Чтоб выжить и прожить на этом свете,
пока земля не свихнута с оси,
держи себя на тройственном запрете:
не бойся, не надейся, не проси.

То, что мы считаем грехом, порой имеет медицинскую причину

Насколько безобиден «мелкий грех»? Нужно ли его исповедовать? И вообще, какова природа греха, как с ним бороться? Любой грех — коль скоро он совершен — извращает Божий замысел, разлучает человека с Богом. Ведь из искры может возгореться пламя, а капля яда — убить.

Е сть грехи, которые совершаются нами ежедневно, но они на наш взгляд настолько незначительны, что и за грехи-то их можно не считать. Разозлился на кого-нибудь; поленился, и не сделал того, что обещал; сказался больным, чтобы не встречаться с неприятным тебе человеком; кокетничал с подчиненной, делал ей недвусмысленные намеки – просто так, чтобы немного смутить; прогнулся перед начальством, слегка подставив коллегу; выпил лишнего. Может, и шевельнется на мгновение что-то в душе, но тут же забудется. А что такого – все так делают!

Довольно часто люди, пришедшие на исповедь, не знают, о чем говорить. «Все, как у всех», нет ничего такого, в чем бы действительно хотелось покаяться, «есть только мелкие грехи». Следовательно – безгрешен. Но вряд ли мы имеем дело с праведником. Скорее, человек просто не понимает, что такое грех. А грех – это беззаконие. Нарушая закон Божий, мы грешим. И заповеди Божьи нужно понимать гораздо шире, чем некоторые думают. Сказано: «Не убий». Это не просто запрет на физическое уничтожение человека. А если просто не уступил пожилому место в автобусе, сказал грубое слово – один раз, другой. А человек пришел домой, и умер от сердечного приступа. Пусть мы не узнаем об этом никогда, а грех на нас ляжет тяжелым камнем. Или сказано: «Не прелюбодействуй». Как многие рассуждают – если не было акта как такового, то и говорить не о чем. А апостол Павел учит, что если смотришь на женщину с вожделением, то уже согрешаешь в сердце своем.

Любой грех — коль скоро он совершен — извращает Божий замысел, разлучает человека с Богом. Ведь из искры может возгореться пламя, а капля яда — убить.

Деление на «мелкие» и крупные» грехи весьма условное. К тому же все они связаны между собой, один тянет другой. Даже совсем незначительный, казалось бы, грех может привести к необратимым последствиям, превратиться в тяжелейший смертный грех. Например, лень. Кому от нее плохо? А она может тащить за собой ложь, воровство, даже детоубийство, когда нерадивая мать не желает заботиться о своих малолетних детях. К сожалению, мы настолько свыклись с некоторыми своими грехами, что уже перестали их таковыми считать. Они превратились в нашу вторую натуру. Ведь под тяжестью мелких грехов наша совесть, которая борется с нами за соблюдение внутренней чистоты, начинает приспосабливаться, терять свою силу.

Преподобный авва Дорофей приводит такой пример: «Орел, если запутается в сети хотя бы одним когтем, то через эту малость теряется вся его сила. Не может ли ловец схватить его, если захочет? Так и душа; если хоть одну страсть превратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее». А избавиться от таких привычных грехов особенно тяжело. Недаром сказано: «Легче сдвинуть с места большой камень, чем перетаскать гору песка». Чтобы победить их, необходимо неустанно, каждодневно трудиться. А это ой как непросто. На это может уйти вся жизнь. Это тяжелый путь, лестница в небо, а вершина ее – Царствие Божие. Даже от одного греха избавиться – огромная победа! Главное, чтобы на его место не встал другой. А то справился человек неимоверными усилиями с курением, и стал объедаться. Есть хорошее выражение, что мы никогда не сможем победить страсти, но посадить их на цепь, это в наших силах, чтоб не кусались.

Кроме того, у каждого свое понимание тяжести греха. Один будет о нем сокрушаться, как о самом гнусном поступке в своей жизни, а другой и вовсе за грех не считать. Все зависит от духовной зрелости человека, чистоты его сердца. Прелюбодеяние, например. Кто-то сгорает от стыда, только если такая мысль придет в его голову, а само действие неприемлемо ни при каких обстоятельствах. А для другого – это нормальная жизнь, предмет гордости, своего превосходства, возможность похвастать перед приятелями. И как тут считать – «мелкий» это грех или «крупный»? Поэтому исповедовать нужно все грехи, которые мы за собой знаем, о каждом сокрушаться, каждый возненавидеть, о каждом покаяться. «Уничтожай малую похоть», — говорят святые. «Нет такого желудя, который не заключал бы в себе дуба». А то может случиться так, что именно мелкие грехи, которые мы так легко себе прощаем, могут остаться с нами навеки и не пустить нас к Богу. Ведь известно, что мешок с песком так же может утянуть на дно моря, как и один булыжник.

Сын Божий дал нам заповедь: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф 5, 48). В ней Господь как бы говорит: «Люди, Я не даю вам меры — определите ее сами. Меру вашей любви к чистоте Моей и вашего послушания этой любви».

Как противостоять греху, как не допустить его — рецепт дан самим Господом Иисусом Христом – пост и молитва. Ими врачуется род человеческий. Иоанн Златоуст говорит, что если ты согрешил мыслью, тут же обращайся мыслью к Богу и кайся, в том, что принял недолжные помыслы и тут же исправляй себя в мыслях. Если согрешил в слове, тут же противопоставь произнесенному худому – доброе и хорошее слово.

Праведный — не тот, кто совершает великие дела, но тот, кто удерживается и от самых малых преступлений. Святые отцы достигали такого совершенства души в непрестанной борьбе с собой, что не только не доводили греховную мысль до поступка, но и сама эта мысль не посещала их.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector