3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тихий, мирный, смиренный и радостный. «Убогий Серафим» Саровский

Тихий, мирный, смиренный и радостный. «Убогий Серафим» Саровский

«Христос Воскресе, радость моя!» – восклицает он при встрече с каждым, потому что для него Воскресение Христово (а вместе с тем, получается, и восстановление всего рода человечества и его самого как его представителя) – это реальность, переполняющая его больше, чем видение Нетварного Света, которого он сподобился в первые годы своего подвижничества. Это реальность, о которой нельзя молчать – она требует свидетельства о себе. 265 лет со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

Есть такая расхожая фраза: в XIX веке разрыв между Церковью и высшим обществом увеличился настолько, что Серафим Саровский и Пушкин, живя в одно и то же время, друг о друге не знали. Это не совсем верно. Серафим Саровский был достаточно хорошо известен в высшем обществе – по крайней мере, в провинции. Мобильной же связи и интернета тогда не было, так что неудивительно, что слава о старце в столице особенно не гремела. Или все же гремела? Есть же легенда о встрече преподобного с Александром I.

Впрочем, встречался ли старец с царем – не слишком важно (вообще это маловероятно). Период общественного служения преподобного Серафима очень короток: всего восемь лет, с выхода из затвора в 1825 году до блаженной кончины в 1833 году. Пушкин, может, и познакомился бы со своим удивительным современником – состоял же он в литературной переписке с митрополитом Филаретом, Московским святителем, так что в его лице разрыва между Церковью и высшим обществом как раз не было.

Первое жизнеописание старца вышло уже через шесть лет после его кончины, цензурировал все тот же святитель Филарет. В начале царствования Александра III с предложением канонизировать иеромонаха Серафима обратились ко «всесильному» обер-прокурору Святейшего Синода Победоносцеву, чему тот воспротивился. Обер-прокурор – фигура далеко не номинальная, это представитель правящего класса. То есть в высшем обществе о личности преподобного существовала полемика. То есть о предмете полемики представление имелось.

В конечном итоге, уже в царствование царя-страстотерпца Николая II старец был прославлен с личным участием государя, и празднование этого события было чрезвычайно широким. Так что преподобный Серафим – вполне всенародный святой, святой всего народа, объединяющего все сословия.

Царь Николай II, перенесение мощей Святого Преподобного Серафима Саровского

Откуда же он взялся – такой тихий, мирный, смиренный и радостный? Как в засушливом климате Синодального периода вырос такой душистый цветок – из тех, которыми украшают к празднику иконы Богородицы?

Он родился в богатой купеческой семье. Купечество – особое сословие. Купцы часто выступали меценатами и жертвователями, и не только из личного или показного благочестия. Дело в том, что искать выгоды, наживы в России считалось не совсем приличным. Богатой имела право быть Церковь и государь – потому что и Церковь земная, и власть земная символизируют духовную красоту Царствия Небесного. А богатый человек, диктовало общественное мнение, да еще и радеющий о преумножении своего богатства – это в лучшем случае человек бездуховный. Если не просто грешник.

Именно поэтому купцы часто шли в противоположных направлениях – либо совсем теряли берега («эх, чего там, раз живем!»), либо, напротив, старались свое богатство «сохранять на небесах», хотя бы частично, и были искренне верующими, благочестивыми и смиренными, ощущающими свое ничтожество при внешнем благополучии людьми. Похоже, что юный Прохор был воспитан именно в такой семье. Правда, отец его умер рано, но правильный импульс заложить в сына успел.

Может, именно это смирение, этот покаянный дух, в котором он простоял тысячу дней в молитве на камне, тоже родился в нем из отречения от внешнего «грешного» богатства… Но ведь не это же стало определяющим во всенародной любви к батюшке Серафиму, не угасающей в течение уже двух столетий? А что?

Рискну предположить, что за сетью непроверяемых легенд скрывается образ, которого зачастую не хватает – образ развивающейся, возрастающей добродетели. Типичное житие святого монаха: родился в благочестивой семье (или, напротив, противостоял бездуховному окружению), с юности почувствовал тягу к монашеству, удалился в пустыню/монастырь/лес/построил скит, молился, творил чудеса, вразумлял и наставлял, сподобился мирной кончины. Как вариант – был грешником, потом покаялся и удалился, опять же, в пустыню или монастырь. Но сам путь духовного развития остается скрытым.

Казалось бы, житие преподобного Серафима написано по первому образцу. Благочестивая семья, в юности – благословение старца-девицы Досифеи Киевской, монашество, молитва и мистический опыт, чудеса и затем блаженная кончина перед образом Божией Матери. Ничего нового. Но есть, как говорится, нюанс.

Фото: tatmitropolia.ru

Смотрите, какая красивая последовательность: смиренный монах, несущий обычные монастырские послушания; затем старец-отшельник и молчальник; затем – духовный наставник многих людей. Кротость в нем была всегда – потому и от напавших на него бандитов не отбивался, потому и медведь к нему приходил и с рук его ел.

Но кротость – это добродетель, а не рост. А в духовной жизни необходимо движение – вперед и вверх, иначе она в лучшем случае становится болотом, в худшем – пропастью.

Вот он и двигался. Сначала просто исполнял заповеди, потом углублялся в свою душу в покаянной тишине, переходящей в молитву за мир.

(«Механизм» этого перехода хорошо описан Достоевским в «Братьях Карамазовых» – писатель вкладывает его описание в речь старца Зосимы: все связаны друг со другом, поэтому и молитва о своем прощении переходит в молитву за ближних. Можно еще обратиться к житию преподобного Силуана Афонского, составленному старцем Софронием (Сахаровым): «Молиться за людей – кровь проливать», – говорил старец XX века, и примерно в тех же выражениях говорил о молитве покаянной.)

Но самое прекрасное в истории преподобного Серафима – он не зацикливается на мантре «я хуже всех». Он выходит к людям. А это значит – он не боится увидеть и оценить свой личный «прогресс». Он дерзает учить, и не просто дерзает, а считает это своим служением – делиться тем, что у него есть. Он не перестает называть себя «убогим Серафимом», понимая, что в ангела безгрешного не превратился, но в этом нет ни капли уныния, ни мгновения самобичевания – старец источает радость. «Христос Воскресе, радость моя!» – восклицает он при встрече с каждым, потому что для него Воскресение Христово (а вместе с тем, получается, и восстановление всего рода человечества и его самого как его представителя) – это реальность, переполняющая его больше, чем видение Нетварного Света, которого он сподобился в первые годы своего подвижничества. Это реальность, о которой нельзя молчать – она требует свидетельства о себе. Это реальность, пронизывающая всю вселенную любовью Божией, когда ближний виден только в Свете Божественном, а в каждом ближнем виден Божественный Свет. Это именно та радость, которая учеников Христовых никогда не покинет.

В главном «руководстве» для монахов, «Лествице», любовь – это вершина лестницы духовного совершенствования. Вот преподобный до нее и дошел.

Наверное, он и почил вследствие любви – переполненный нежностью к Божией Матери, принимающей в Себя Христа Спасителя (икона «Умиление Серафимо-Дивеевская» – это изображение Девы Марии в момент Благовещения), сам наполненный до краев своей бездонной души Духом Святым. В таком состоянии самое время отходить к Богу. Чтобы свою радость распространить уже не только на самых ближних, своих учеников, духовных чад, собеседников, в том числе и случайных, а на весь мир, на все человечество.

Вот поэтому теперь его иконы можно встретить в России и Америке, его именем называют монастыри в Греции и Грузии, его почитают и православные, и католики. Как иначе может быть с радостью о Христе?

Преподобный Серафим Саровский родился 265 лет назад, а умер… Да какая ж это смерть.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Православие и Мир

Духовное наследие великого русского святого прп. Серафима Саровского поистине огромно. Русский религиозный философ Семён Франк писал: «Россия, возможно, единственная европейская страна, которая уже в XIX веке – можно сказать, почти на наших глазах – явила святого, который принадлежит к величайшим религиозным гениям мира – я имею в виду Серафима Саровского».

Отмечая столетие со дня смерти прп. Серафима Саровского о. Сергий Булгаков сказал: «Перед наступлением великих, никогда ещё не бывших испытаний для веры, послал Господь Родине нашей своего пророка, чтобы примером научить людей вере и молитве, явить для них в Небе живущего Бога. Самым дивным чудом был сам он с пламенеющим любовию сердцем. Светом и радостью исполнено это видение, оно пронизывает и тьму ада, в которую мы погружаемся». В прп. Серафиме Саровском явлены были сила и торжество Православия накануне великих испытаний для него.

Читать еще:  Великая Отечественная война: Чудо и сказки

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности – например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей, гармонично и просто входят в жизнь святого. Пройдя до конца путь покаянного подвига, преподобный был исполнен того мира, который Господь оставил ученикам Своим: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14:27).

«Стяжи мирный дух, и тысячи около тебя спасутся» – говорил святой Серафим окружавшим его, и из него самого струился этот мир.

«Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – сказал отец Серафим другому вопрошающему и тут же объяснил: «. это значит надобно быть подобно мёртвому или совершенно глухому, или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым».

Немощный старец, «убогий Серафим», как он себя называл, с неожиданным дерзновением свидетельствует о тайнах Духа Святого: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего». И нет других целей, всё другое должно быть только средством: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её». Смысл и исполнение христианской жизни в том, что Дух вселяется в душе человеческой и притворяет её «в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования».

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – наставлял прп. Серафим, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресение и каждый праздник неукоснительно приобщаясь Святых Тайн, прп. Серафим на вопрос, как часто следует приступать к причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасётся».

По свидетельству всех, знавших Серафима Саровского, духовная радость проникала преподобного настолько, что его никогда не видели печальным или унывающим. Сам прп. Серафим всегда светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их пасхальным целованием: «Радость моя! Христос воскресе!», – во всякое время церковного года.

«То поражает, что у Серафима всё устремлено исключительно к воскресению, к преображению всей твари в Духе Святом, то есть к грядущему», – пишет Н. Бердяев. Да и сам преподобный Серафим – величайшее творение Божие, великое жизненное достижение – обожение человеческой природы изнутри.

В чём подвиг и сила преподобного Серафима? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – и достиг своей цели: победил грех и стал воистину подобием Божиим. Святой Серафим явил исполнение первой заповеди о любви к Богу всем сердцем, всей крепостью, всем разумением, но он исполнил и вторую заповедь, которая подобна ей – о любви к ближнему, показал воистину их внутреннее подобие, их тождество и неразрывность.

Преподобный Серафим всех нас призывает следовать по пути, указанному Христом. Он зовёт бороться со грехом и своими недостатками, являясь маяком и светильником для всех, ищущих спасения. «Бог есть огнь» – в этих словах избранник Божий преподобный Серафим напоминает нам не только о величии славы Божией, но и о наших собственных возможностях, ибо никто не может приблизиться к Богу до тех пор, пока сам не станет огнём. Дух подаётся, но и взыскуется. Требуется подвиг, стяжание, и подаваемая благодать открывается в некоем неизречённом свете. Даже мирянин Мотовилов по милости Божией сподобился ощутить такую теплоту и свет в присутствии преподобного Серафима и узреть святого как бы в центре ослепительного солнца.

Этот огонь, по словам святого, есть осязаемое проявление благодати Святого Духа. Преподобный Серафим сравнивает христианина с горящей свечой, которая воспламеняет другие свечи, причём её собственный огонь не становится от этого меньше – так распространяются небесные сокровища Божественной благодати. Таким и должен быть христианин – горящим любовью к Богу, желанием служить Ему и исполненным огненного присутствия Святого Духа.

Серафим Саровский – величайшее явление мистической святости в православии, он обладал даром мистического созерцания и прозрения. В описаниях жизни и подвигов св. Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления. Имел он в духе своём и таинственные прозрения о грозных судьбах, грядущих для родины и церкви, как и о грядущей славе их, ныне ещё не открывшейся.

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных недугов, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Ещё в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежащего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей нашего рода». По выходе из затвора преподобный Серафим много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал всё по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим Саровский дал нам образец мирного, но непримиримого противостояния злу. Когда в 1810 году о. Нифонт, настоятель Саровского монастыря, искушаемый завистью к славе преподобного Серафима, потребовал его возвращения из дальней пустыни в монастырь, он подчинился приказу, но ушёл на 15 лет в затвор и первые пять лет вообще никого не принимал. Только в 1825 году, по внушению Божией Матери преподобный Серафим стал принимать посетителей.

Не меньшую стойкость в противостоянии злу проявили и его духовные дети. Духовные дети преподобного Серафима были абсолютно уверенны, что он идёт за Христом и их ведёт туда же, несмотря на 25-летние непрекращающиеся наветы, нападки и лживые обвинения в адрес прп. Серафима Саровского и со стороны монахов, и со стороны лжеученика Иоасафа, которого прп. Серафим называл «антихристом», и со стороны множества других недоброжелателей. Как пишет прп Макарий Великий: «Где Дух Святой, там как тень, следуют гонения и брань. истине необходимо быть гонимою».

Чистота и вера духовных детей преподобного Серафима и его многолетние наставления позволили им ни в чём не сомневаться; и даже после смерти своего духовного отца эти простые и чистые сердцем люди выстояли, и от них не удалось добиться, несмотря на все усилия, ни одного ложного показания.

Почему духовное наследие преп. Серафима Саровского было так важно в испытаниях XX века? «Накануне величайшего поругания образа Божия в человеке и величайшего насилия и глумления над человеческой личностью восславил человека преподобный, озолотил его лучами любви своей и как бы благословил на грядущие страдания» – пишет отец Сергий Булгаков.

Именно поэтому и в нашей недавней истории, и сегодня мы прибегаем к преподобному Серафиму, который для многих является учителем веры, молитвы и жизни, вдохновителем общей жизни во Христе.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Духовное наследие великого русского святого прп. Серафима Саровского поистине огромно. Русский религиозный философ Семён Франк писал: «Россия, возможно, единственная европейская страна, которая уже в XIX веке – можно сказать, почти на наших глазах – явила святого, который принадлежит к величайшим религиозным гениям мира – я имею в виду Серафима Саровского».

Отмечая столетие со дня смерти прп. Серафима Саровского о. Сергий Булгаков сказал: «Перед наступлением великих, никогда ещё не бывших испытаний для веры, послал Господь Родине нашей своего пророка, чтобы примером научить людей вере и молитве, явить для них в Небе живущего Бога. Самым дивным чудом был сам он с пламенеющим любовию сердцем. Светом и радостью исполнено это видение, оно пронизывает и тьму ада, в которую мы погружаемся». В прп. Серафиме Саровском явлены были сила и торжество Православия накануне великих испытаний для него.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности – например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей, гармонично и просто входят в жизнь святого. Пройдя до конца путь покаянного подвига, преподобный был исполнен того мира, который Господь оставил ученикам Своим: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14:27).

Читать еще:  Детский онколог Ольга Желудкова: Запомните! Все опухоли мозга лечатся

«Стяжи мирный дух, и тысячи около тебя спасутся» – говорил святой Серафим окружавшим его, и из него самого струился этот мир.

«Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – сказал отец Серафим другому вопрошающему и тут же объяснил: «. это значит надобно быть подобно мёртвому или совершенно глухому, или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым».

Немощный старец, «убогий Серафим», как он себя называл, с неожиданным дерзновением свидетельствует о тайнах Духа Святого: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего». И нет других целей, всё другое должно быть только средством: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её». Смысл и исполнение христианской жизни в том, что Дух вселяется в душе человеческой и притворяет её «в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования».

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – наставлял прп. Серафим, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресение и каждый праздник неукоснительно приобщаясь Святых Тайн, прп. Серафим на вопрос, как часто следует приступать к причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасётся».

По свидетельству всех, знавших Серафима Саровского, духовная радость проникала преподобного настолько, что его никогда не видели печальным или унывающим. Сам прп. Серафим всегда светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их пасхальным целованием: «Радость моя! Христос воскресе!», – во всякое время церковного года.

«То поражает, что у Серафима всё устремлено исключительно к воскресению, к преображению всей твари в Духе Святом, то есть к грядущему», – пишет Н. Бердяев. Да и сам преподобный Серафим – величайшее творение Божие, великое жизненное достижение – обожение человеческой природы изнутри.

В чём подвиг и сила преподобного Серафима? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – и достиг своей цели: победил грех и стал воистину подобием Божиим. Святой Серафим явил исполнение первой заповеди о любви к Богу всем сердцем, всей крепостью, всем разумением, но он исполнил и вторую заповедь, которая подобна ей – о любви к ближнему, показал воистину их внутреннее подобие, их тождество и неразрывность.

Преподобный Серафим всех нас призывает следовать по пути, указанному Христом. Он зовёт бороться со грехом и своими недостатками, являясь маяком и светильником для всех, ищущих спасения. «Бог есть огнь» – в этих словах избранник Божий преподобный Серафим напоминает нам не только о величии славы Божией, но и о наших собственных возможностях, ибо никто не может приблизиться к Богу до тех пор, пока сам не станет огнём. Дух подаётся, но и взыскуется. Требуется подвиг, стяжание, и подаваемая благодать открывается в некоем неизречённом свете. Даже мирянин Мотовилов по милости Божией сподобился ощутить такую теплоту и свет в присутствии преподобного Серафима и узреть святого как бы в центре ослепительного солнца.

Этот огонь, по словам святого, есть осязаемое проявление благодати Святого Духа. Преподобный Серафим сравнивает христианина с горящей свечой, которая воспламеняет другие свечи, причём её собственный огонь не становится от этого меньше – так распространяются небесные сокровища Божественной благодати. Таким и должен быть христианин – горящим любовью к Богу, желанием служить Ему и исполненным огненного присутствия Святого Духа.

Серафим Саровский – величайшее явление мистической святости в православии, он обладал даром мистического созерцания и прозрения. В описаниях жизни и подвигов св. Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления. Имел он в духе своём и таинственные прозрения о грозных судьбах, грядущих для родины и церкви, как и о грядущей славе их, ныне ещё не открывшейся.

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных недугов, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Ещё в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежащего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей нашего рода». По выходе из затвора преподобный Серафим много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал всё по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим Саровский дал нам образец мирного, но непримиримого противостояния злу. Когда в 1810 году о. Нифонт, настоятель Саровского монастыря, искушаемый завистью к славе преподобного Серафима, потребовал его возвращения из дальней пустыни в монастырь, он подчинился приказу, но ушёл на 15 лет в затвор и первые пять лет вообще никого не принимал. Только в 1825 году, по внушению Божией Матери преподобный Серафим стал принимать посетителей.

Не меньшую стойкость в противостоянии злу проявили и его духовные дети. Духовные дети преподобного Серафима были абсолютно уверенны, что он идёт за Христом и их ведёт туда же, несмотря на 25-летние непрекращающиеся наветы, нападки и лживые обвинения в адрес прп. Серафима Саровского и со стороны монахов, и со стороны лжеученика Иоасафа, которого прп. Серафим называл «антихристом», и со стороны множества других недоброжелателей. Как пишет прп Макарий Великий: «Где Дух Святой, там как тень, следуют гонения и брань. истине необходимо быть гонимою».

Чистота и вера духовных детей преподобного Серафима и его многолетние наставления позволили им ни в чём не сомневаться; и даже после смерти своего духовного отца эти простые и чистые сердцем люди выстояли, и от них не удалось добиться, несмотря на все усилия, ни одного ложного показания.

Почему духовное наследие преп. Серафима Саровского было так важно в испытаниях XX века? «Накануне величайшего поругания образа Божия в человеке и величайшего насилия и глумления над человеческой личностью восславил человека преподобный, озолотил его лучами любви своей и как бы благословил на грядущие страдания» – пишет отец Сергий Булгаков.

Именно поэтому и в нашей недавней истории, и сегодня мы прибегаем к преподобному Серафиму, который для многих является учителем веры, молитвы и жизни, вдохновителем общей жизни во Христе.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

С.О.Никулина. Добрый батюшка Саровский

Диковин много есть на свете,
И на Руси довольно их,
Но мы о том расскажем, дети,
Как дивен Бог в святых Своих.

В глухом лесу в уединенье
Смиренный старец пребывал.
В труде, молчанье и моленье
Он духом к Небу воспарял.

К нему тянулись птицы, звери,
Он всех любовью усмирял.

Радушно людям отворял.

Все приходили за советом,
Об исцелении моля,
И он сиял небесным светом,
Молитву кроткую творя.

Но кто тот образец смиренья?
И почему он стал святым?
Земли Российской украшенье —
Великий старец Серафим!

Давным-давно в сторонке русской,
Когда был в людях Божий страх,
В семье купца, во древнем Курске
Родился будущий монах.

Родителей благочестивых
Сыночек с детства утешал.
Он рос послушным, неленивым
И кротким сердцем Бога знал.

Один юродивый на людях
Его судьбу определил:
«Блаженна мать. Сын этот будет
Предстателем за целый мир».

Отец его недолго пожил,
Осталась матушка вдовой.
Строительница храмов Божьих
Всегда сынка брала с собой.

И тот однажды с колокольни,
Как птенчик из гнезда, упал.
Агафья — вниз!
— Да жив ли? Больно?
А он целехонький стоял.

И рассказал (душа святая!),
Что ангелы его спасли.
В опасности оберегая,
На легких крыльях донесли.

Читать еще:  Георгий Мирский — о детстве, фронтовиках и советской науке

С тех пор с каким благодареньем
Счастливая молилась мать.
А Прохор рос и стал к ученью
Свое усердье проявлять.

Второе чудо было вскоре.
Наш отрок сильно заболел.
Для матери какое горе:
Ведь с каждым днем сынок слабел!

Но над страдальцем — Неба милость.
Он Божью Матерь стал молить!
Она ему во сне явилась
И обещала исцелить.

Вот чудотворную икону
Несут у дома Мошниных,
И просит матушка с поклоном
Молитв Пречистой и святых.

И Прохор с верой приложился
К иконе. Вскоре видит мать:
Он чудом Божьим исцелился
И стал ученье продолжать.

С какой любовью, умиленьем
Читал Псалтирь и Часослов!
Все — со вниманьем и терпеньем.
Цвела душа от Божьих слов!

Шли дни. Он брату Алексею
В торговой лавке помогал.
Но тосковал душой своею
И участи иной желал.

Он богомыслию предался.
Мирское для него — пустырь.
И матушке своей признался,
Что сердцем рвется в монастырь.

Она его перекрестила:
Благослови тебя Господь!
Пречистой Деве поручила
Отныне дух его и плоть.

И в мыслях о служенье Богу,
Без жажды почестей, наград,
Он отправляется в дорогу
К Печерской Лавре, в Киев град.

Молитву — внутрь, суму — за плечи.
Подвижник юный — у мощей.
Он с мудрым старцем ищет встречи.
И вот он старец — Досифей.

Ему он сердце открывает,
Что к жизни инока готов,
И тот его благословляет
В обитель добрую, в Саров.

Боголюбивый управитель
Его в обители встречал.
Был сам молитвенник, строитель,
Живым примером обучал.

Отец Пахомий терпеливо
Своих монахов наставлял.
Царил здесь дух благочестивый,
И Прохор наш всему внимал.

На многих братских послушаньях
Он в эти годы побывал,
С любовью крестики в столярне
Из кипариса вырезал.

Послушник из него проворный!
Он службы долгие любил,
Читать и петь, иль печь в просфорне —
Во всем он радость находил.

Всегда приветлив был и ласков,
Для всех в монастыре родной.
Глаза его, как в доброй сказке,
Сияли чудной синевой.

Господь дает всем испытанья.
Вот Прохор тяжко занемог.
Три года он лежал в страданьях,
С одра болезни встать не мог.

Распухло тело. Немощь, боли.
Какие слезы проливал!
Но весь, предавшись Божьей воле,
Не жаловался, не роптал.

И было чудо! Знайте, дети!
О, если б видеть вы могли!
Явилась в несказанном свете
Царица Неба и Земли.

Вблизи Апостолы стояли.
Их Прохор явно увидал.
Зрил воспаленными глазами —
На Божью Матерь уповал.

Своей Владычица рукою
Коснулась ран его тогда:
«Он рода нашего». И вскоре
Вся истекла из них вода.

Какое счастье! К жизни новой
Он сердцем пламенел своим.
Давно к монашеству готовый,
Теперь он инок — Серафим.

За восемь лет на послушанье
Он духом зрел и возмужал.
Он цену знал земным страданьям.
И вот на нем духовный сан.

За веру, кротость и терпенье
Он избран. Верить ли очам,
Когда однажды в откровенье
Ему Господь явился Сам?

Какое яркое свеченье!
А в храме молится народ.
Застыл наш батюшка в смущенье
И видит, как Христос идет.

А с Ним — все ангельские лики,
Благоуханье, трепет крыл.
И славит Бога хор великий —
Вот что Господь ему открыл.

Благодаря за все безмерно,
За дар бесценный, дар чудес,
Уходит дивный светоч веры
На подвиги в дремучий лес.

На берегу реки Саровки
Устроил он себе жилье.
По неутерянной сноровке
Обосновался на житье.

Вел огород, дрова готовил,
И пчелы мирно жили с ним.
Трудился, Бога славословил
Наш преподобный Серафим.

Лисицы, волки и медведи —
Все шли к нему. Он их кормил.
И каждый раз своим соседям
Корзинку с хлебом выносил.

Сам черствым хлебушком питался,
А чай варил из сныть-травы.
В уединении старался
Стяжать духовные дары.

Потом с медведем подружился.
Тот мишка мед ему таскал
И у крыльца к ногам ложился,
Чтоб батюшка его ласкал.

В бору сосновом та избушка
Всегда влекла к себе людей.
И от младенца до старушки
Сюда стекались сотни к ней.

Зимой и летом вся одежда
На старце ветхая была,
Но ни жары, ни вьюги снежной
Он не боялся никогда.

Носил в своей котомке камни,
Песок сыпучий за спиной
И обязательно — Евангелие.
Вот он подвижник был какой!

Святую радость Пасхи вечной
Он щедро ближнему дарил.
В любое время людям встречным
«Христос Воскресе!» говорил.

Ко всем, кто с ним в лесу встречался,
Чувств умиленных не тая,
С любовью: «Радость, — обращался
И добавлял всегда: — моя!»

И называл для многих странно
Себя «убогий Серафим».
Всегда молился неустанно,
И пели Ангелы над ним.

Нередко бесы нападали
На Преподобного в глуши.
И тем и этим искушали,
Ища погибели души.

Уже спина в трудах согнулась:
Он раз придавлен был бревном,
И вновь беда его коснулась.
Сейчас расскажем вам о том.

Однажды крадучися «гости»
К нему незваные пришли:
На старца кинулись со злостью,
Сокровищ в келье не нашли.

Избили тяжко, изувечив
На все оставшиеся дни.
Он брел в обитель искалечен.
А там пытают: «Кто они,

Такие ярые злодеи?
Их изловить и наказать!»
Но он, разбойников жалея,
Благословляет: «Не искать».

У тех крестьян сгорели избы —
Они покаялись пред ним.
В ответ — ни зла, ни укоризны:
Отец наш добрый Серафим.

Какие муки от побоев
Пришлось претерпевать тогда!
К кому свои он тянет руки?
Пред ним Пречистая Сама.

Ее опять сопровождают
Святые Иоанн и Петр.
В порфире Царской выступая,
К страдальцу Божья Мать идет.

Вновь исцеленный, перебрался
Отшельник в келию свою.
И новым подвигам предался
В пустынном сладостном раю.

На камне он тогда молился,
и в дождь, и в снег стоял столпом.
И день, и ночь сей подвиг длился,
Тех суток тысяча числом.

Потом молчанью обучался.
И кто к нему ни подойдет,
К земле припавшим оставался,
Пока прохожий не уйдет.

Так жил наш батюшка смиренный,
Его не перечислить дел.
Он всех жалел и вдохновенно
Любовью к Богу пламенел.

И потому к нему потоком
За утешеньем люди шли.
Он все предвидел мудрым оком,
Давал напутствия свои.

Он исцелял больных молитвой,
Спесивых, гордых наставлял.
Однажды генерал сердитый
В его избушке побывал.

Но после праведной беседы,
Когда согбенный Серафим
Разоблачил его «победы»,
Всю жизнь его открыл пред ним,

Он отдышаться смог едва ли
И горько-горько зарыдал!
А старец все его медали,
С груди упавшие, собрал.

Сложил в фуражку генерала.
Иди, мол, больше не греши.
Так исправления желал он
Для каждой страждущей души.

А как любил он ребятишек!
Как мог их кротко вразумлять!
И позволял всем шалунишкам
Лучок на грядке пощипать.

Всех приходящих он радушно
Сухариками угощал.
И на дорожку простодушно
Опять сухариков давал.

Учил он заповеди Божьи
Строжайше в жизни выполнять.
И непременно каждый должен
Отца и матерь почитать.

Имел большое попеченье
Он за дивеевских сирот.
Их занимался устроеньем,
Принявши множество забот.

Где Матерь Божия ступала,
Канавку рыть благословил,
Чтобы она защитой стала
Всем, кто Пречистую любил.

А вы ходили по канавке
В Дивеевском монастыре?
А чай из батюшкиной травки
Вкушали на большом дворе?

Он все твердил: «Где умиленье, —
Там Бог! Стяжайте благодать».
Всю жизнь провел с большим терпеньем,
Всегда готовясь умирать.

Себе он гроб дубовый сделал.
И засыпал порою в нем.
Так он готовил душу, тело
Предстать пред Божиим Судом.

Все рядом с ним преображалось!
И всем хотелось лучше стать!
Двенадцать раз ему являлась
В святых виденьях Божья Мать.

В последний раз за Ней с цветами —
Святые, ангелы чредой.
Она сказала: «Будешь с нами,
Ты скоро здесь, любимче мой».

И вот — последнее моленье.
Из кельи показался дым.
Там пред иконой «Умиленье»
Почил отец наш Серафим.

От свеч случилось возгоранье.
И все узнали: в этот час
В святой молитве, в упованье
Светильник пламенный угас.

А на лице ни тени муки,
Как будто батюшка дремал.
Скрестив ослабленные руки,
С любовью медный крест прижал.

Тот крест, от матери врученный,
Он на себе всю жизнь носил.
Великий дар благословенный!
Как жил с ним, так с ним и почил.

Он был провидцем, чудотворцем.
Он и сейчас чудотворит.
К его источникам, колодцам
Народ с надеждою спешит.

Ты преклони пред ним головку,
Он на иконке как живой.
И добрый батюшка Саровский
За нас помолится с тобой.

Диковин много есть на свете,
И на Руси довольно их,
Но мы о том узнали, дети,
Как дивен Бог в святых Своих!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector