0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Территория особой миссионерской ответственности. Самый северный приход.

КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Каноническая территория (также территория пастырской ответственности, миссионерское поле) — ограниченная область полномочий какой-либо части Церкви. Миссионерское поле всей Соборной Церкви Христовой — всё мироздание (ср.: поле есть мир, Мф. 13, 38).

Терминология

Термин «каноническая территория» возник в конце XX века, в Русской Православной Церкви. Сами древние каноны устанавливают запреты на бесчинное преступление границ определённых «пределов» [1], или, конкретно, «стран,» «областей,» «митрополий,» «епархий,» «градов,» «церквей,» «приходов,» и т. д. На начало XXI века в документах Русской Церкви также употребляются синонимичные понятия «территория пастырской ответственности» и «миссионерское поле,» закрепленные за конкретными поместными Церквами, благочиниями, приходами и т. п. [2].

Становление канонического порядка

Уже апостол Павла избегал входить с проповедью в области оглашенные другими благовестниками «дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15, 20). Сложившееся в первые три века по Рождестве Христовом церковное устройство было основано на принципе «один город — один епископ — одна церковь» (ср.: «да не будет двух епископов во граде,» I Всел., 8), предполагающем закрепление определенной территории за определенным архиереем. «Апостольские правила» и иные канонические постановления Древней Церкви указывают на недопустимость нарушения границ церковных областей епископами или клириками. В первые века обычным был порядок, при котором епископ возглавлял церковную область пребывая в городе, а назначенные им помощники – пресвитеры — окормляли церковные общины в близлежащих более мелких селениях. Таким образом сложились две основоположные единицы церковного управления — епархия с центром в городе объединяющая ряд приходов в округе. Несколько приходов епархии также могли объединяться под надзором определенного епископом вспомогательного хорепископа, составляя округ впоследствии известный как благочиние.

Присоединение все большего числа людей к Церкви обусловило создание надъепархиальных управлений. Так-как границы церковных областей зачастую сообразовывались с гражданским территориальным делением, объединение провинций Римской империи в диоцезы в начале IV века повлекло за собой учреждение соответствующих им митрополий. Первым епископом митрополии — митрополитом — становился епископ столицы диоцеза, а другие епископы оказывались у него в подчинении, хотя в пределах своих епархий они сохраняли полноту церковной власти. Немного позднее в ту же эпоху сложились патриархаты, объединяющие ряд митрополий под началом одно первоиерарха — патриарха.

В последующие века в употребление Православной Церкви вошли несколько других надъепархиальных и подъепархиальных управленческих единиц. При этом канонический строй определенный Церковными Соборами IV-VIII веков остаётся общепринятым образцом и мерилом церковного устройства для всей Православной Церкви. Главное побуждение к верности законно установленному церковно-территориальному делению наиболее ясно выражено в 8-м правиле III Вселенского Собора, которое постановляет:

Единицы канонической территории

  • Епархия (епископия, кафедра) — единственная единица необходимая для существования поместной Церкви; под началом архиерея; существует с апостольских времён.

Надъепархиальные

  • Патриархат — единица высшего уровня; редко — подчинённая; под началом патриарха; известен с V века.
  • Католикосат — аналог Патриархата в землях к востоку от Римской империи; под началом католикоса; известен с IV века.
  • Экзархат (экзархия) — объединение епархий обособленного края; редко — единица высшего уровня; под началом экзарха; известен не позднее IX века.
  • Митрополия — объединение епархий; реже — единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом митрополита; известна с IV века.
  • Митрополичий округ — обычно синоним митрополии; редко — различается от митрополии в степени самостоятельности.
  • Архиепископия — единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом архиепископа; известна не позднее V века.

Подъепархиальные

  • Полусамостоятельная епархия — часть епархии под началом уездного епископа, самостоятельного в своих действиях внутри подотчетной ему территории; известна со времени Предсоборного Присутствия 1905-1906 годов [3]
  • Викариатство (викарная епархия) — часть епархии, выделенная под начало викария, во всех действиях подотчетного епархиальному архиерею; известно не позднее XVII века.
  • Архидеканат (окружной протопресвитерат) — объединение благочиний; под началом архидекана; известен не позднее XX века.
  • Благочиние (сорок, протопопия, протопресвитерат, деканат и др.) — объединение приходов, под началом благочинного; возможно известно с IV (см. ст. хорепископ)
  • Приход — объединение верующих; под началом пресвитера; известен с апостольских времён.
  • Община — обычно синоним прихода; реже — подразделение прихода.

Экстерриториальность

Несмотря на территориальные принципы церковного управления, с древности существовали примеры исключения отдельных лиц, групп или учреждений из подчинения поместной канонической власти — т.н. экстерриториальность [4]. Важнейшие первоиерархи, в первую очередь столичные епископы — папа Римский и патриарх Константинопольский — со временем получили возможность направлять своих полномочных представителей (легатов, экзархов) в пределы других епархий. Не позднее XI века появились ставропигии — монастыри исключённые из ведения местного архиерея и подчинённые напрямую первоиерарху церковной области.

Впоследствии подобное устройство распространилось на ряд особых учреждений или групп. Поместные Церкви и обители стали учреждать вне своей канонической территории подворья, преклоненные монастыри, посольские церкви и духовные миссии, которые имели двойное подчинение — как местной духовной власти, так и учредившей их. В Русской Православной Церкви в с конца XVIII века по начало XX века появилось изъятое из епархиального управления военное духовенство; исключённые из ведения местных благочиний особые монастырские благочиния; обособленные по обрядовому признаку единоверческие викариатства.

При этом неизменно сохранялась верность основоположной установке «один город — один епископ — одна церковь.» «Параллельные» правящие архиереи в одном городе могли появляться только в случае расколов и открытого противоборства. Однако, в XX веке, в результате революционных потрясений и массовой эмиграции из православных земель, в дальнем зарубежье создались условия для появления «параллельных юрисдикций.» С одной стороны они не состояли друг с другом в расколе, но при этом не признавали единый канонический строй на данной территории. Поиск пути к исправлению этого нестроения был главной проблемой церковной «диаспоры» (см. подробнее) в XX-начале XXI века.

Использованные материалы

[2] См. эти термины в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» от 27 марта 2007 года, http://www.patriarchia.ru/data/781/526/1234/Konzepzia.doc

[3] Савва (Тутунов), иг. Епархиальные реформы. – М.: Духовная библиотека, 2011. С. 206-218; ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 22. Л. 23-24 об. «Инструкция о канонических полномочиях Тамбовской кафедры по отношению к полусамостоятельным епархиям Тамбовской губернии»

Миссионерство

Вера и духовная жизнь. Прихожанка.ру — женский православный форум

Вера и духовная жизнь ⇒ Миссионерство

Модератор: Хризантема

Сообщение Лунная Лиса » 07 ноя 2010, 14:23

Сестры, открываю отдельной темой
Часто встречаются такие примеры самоотверженности, что просто слезы на глазах..
Для меня в определение мисионерства входит не только «выйти и рассказать».
А и доказать своей готовностью поехать куда угодно, в самый неблагоустроенный уголок земли, и своим примером, искренней любовью к Господу — послужить людям. Миссионерство — это воплощенная заповедь о любви к любви к людям, без которой нет любви к Господу.
В более широком значении слова, для меня каждый стремящийся быть верным Христу — миссионер не обязательно словами, а своим отношением к людям, добрыми делами.
«13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф.5 13-16)

Читать еще:  Протоиерей Алексей Уминский: Давайте учиться быть Церковью

но конечно, приводить буду наиболее яркие примеры

Нашла замечательное интервью — о нашей миссии на Севере..
Какие они, наши пастыри-миссионеры..

На заседании Священного Синода 6.10.2010 было решено обратить особое внимание на духовное окормление коренных народов Севера и Дальнего Востока и признать полезным обсуждение этой темы на предстоящем в феврале 2011 года Архиерейском Соборе.

«Территория особой миссионерской ответственности. Самый северный приход.»
http://www.pravmir.ru/territoriya-osobo . yj-prixod/

Отрывочек

Каким должен быть миссионерский приход?

— Отец Агафангел, как вы относитесь к идее миссионерских приходов? Попытки создать их были в разное время, но они были или очень локальными, или не очень удачными. Нужны ли такие приходы и какими они могут быть?

— Я думаю, в каждой епархии, в каждом большом городе обязательно должно быть несколько храмов со статусом миссионерских приходов. Однажды, в Санкт-Петербурге, я участвовал в круглом столе, который проводился журналом «Вода живая» как раз по теме миссионерского прихода. И там, в итоге, все участники пришли к мнению, что миссионерский приход – это просто обыкновенный православный приход. Такой приход, каким он должен быть на самом деле, в идеале. Ясно, что мы не сможем устроить все храмы сразу вот такими, но в наших силах – приложить старание хотя бы к нескольким.

Какими могут быть их особенности? Не должно быть ценников в храмах (об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх Алексий II), обязательных поборов за требы, за свечи и записки – только добровольное пожертвование. Должно быть серьёзное отношение к крещению – как огласительные передкрещальные беседы, так и катехизические послекрещальные. Обязательна молодёжная работа и социальная диакония.

Далее, надо стараться опытно являть евхаристический и общинный аспект Церкви. Много работать над пониманием богослужения прихожанами. Да, для этого придется преодолеть существующую инерцию, может быть, не все будут этому рады. Но тут стоит руководствоваться критерием Гамалиила: «Если это дело… от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян 5:39). Для начала нужно хотя бы не мешать.

— Если такие приходы будут, то что делать потом? Вот человек вошёл в такой приход, прошёл какой-то путь там, и что же ему потом уходить нужно?

— Почему уходить? Что же это за миссионерский приход, из которого уходят?

— А как же тогда остальные приходы?

— Остальные должны смотреть, перенимать опыт и постепенно также становиться миссионерскими. Нам хорошо бы избежать той ошибки, когда члены общины отличаются ощущением исключительной собственной правоты, элитарности и не принимают опыта тех, кто вне общины. Следует понять, что православное христианство очень многообразно. И опыт умных кандидатов богословия может быть для кого-то, в одной ситуации, более спасительным, чем опыт верующей бабушки-молитвенницы из глухой деревни, а в другой – наоборот.

Поэтому один из главных критериев миссионерского прихода – это готовность принять к размышлению позитивный опыт любого человека и добрая направленность к другому человеку, готовность принять его таким, какой он есть. Я думаю, что создание такой атмосферы – задача тех, кто будет служить и трудится в этих приходах.

Нужно учиться общаться

— Есть еще большая проблема расхождения между миссией и той реальностью, в которую попадают люди.

— Вот для того, чтобы этого не было и следует увеличивать количество таких приходов, а не препятствовать их деятельности. Опять-таки, вспомним слова будущего патриарха – митрополита Кирилла, сказанные им в интервью Интерфаксу в 2008 году. Он сказал, что нам придётся жить в Церкви, где есть элементы разномыслия. Действительно, это неизбежно. Поэтому нам прежде всего необходимо воспитать в себе и в пастве доброе, братское, христианское отношение друг ко другу, нужно учиться общаться – это многому поможет. К сожалению, религиозные войны наверняка самые кровавые в истории человечества, и то, что раньше было на полях сражения, сейчас переносится в СМИ и в сетевое пространство, а от этого страдает миссия Церкви; видя наши перепалки люди просто удаляются от Церкви.
.
Так вот, нам всем нужно научиться мирно беседовать – это уже будет очень важно для миссии! Нужно учиться разговаривать, не забывая, что истина – она не моя и не другого человека, что она у Бога. Нужно учиться слушать другого человека и стараться понять ход его мыслей, его мотивы. И одновременно иметь силу воли, мужество и решимость. Помните, преподобного Серафима Саровского спросили: «Почему так много людей читают Евангелие, но спасаются не все?» На что он ответил: «А потому что им решимости не хватает жить по Евангелию». Нужна решимость отказаться от своих привычек и взглядов, если они всё-таки оказываются неверны. Иметь решимость смирить своё тщеславие ради общей пользы Церкви – это главное, мне кажется. Этому нужно учиться, и учиться всем сообща.

Прочтите целиком

Добавлено спустя 5 минут 58 секунд:

Миссионерство за Полярным Кругом: как живет православный приход на Крайнем Севере

Хатанга: одна из самых северных церквей в мире. Как живет Хатангский православный приход сегодня. Миссионерство за Полярным Кругом — это реальность.

Мне посчастливилось принимать участие в двух православных миссиях Высокопреосвященнейшего Владыки Архиепископа Антония. Одна из них — освящение северных берегов России и установка на территории Арктики Поклонных православных крестов. Нам удалось побывать с этой миссией на мысе Челюскин, на острове Средний, в Хатанге, на Диксоне. Потрясающие впечатления от этих поездок послужили поводом для написания нескольких статей.

ПОЧТИ САМАЯ СЕВЕРНАЯ ЦЕРКОВЬ В МИРЕ

Хатангская Богоявленская церковь знаменита тем, что являлась самой северной православной церковью в мире до недавнего времени — пока несколько лет назад на Диксоне не был возведен храм. Деревянное, однокупольное, со звонницей современное здание построено из бруса в 2001 г. на средства жертвователей, меценатов, местных предпринимателей, частных лиц, прихожан. Был создан фонд возрождения Хатангской церкви.
Для церкви выбрали красивое, удобное место — самую высокую точку села, на берегу мыса, вдающегося в реку Хатангу. И кто бы, откуда теперь не плыл в село, хоть с севера, хоть с юга, — первыми издалека видят церковные маковки. И в иллюминатор самолета храм открывается издали своими позолоченными куполами.

Читать еще:  Нехорошая квартира: «Приезжают больные, привозят инфекции рака»

ХАТАНГСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД СЕГОДНЯ

В настоящее время получено благословление на обустройство православной миссии в Хатанге, цель которой – духовное окормление верующих, в числе которых, к слову, много представителей коренного населения, ведущего традиционный образ жизни. Это будет своеобразный центр, состоящий из храма, небольшого монастыря, призванный стать центром миссионерства на территории сельского поселения. Такие миссии создаются на территориях, удаленных от центра, либо отличающихся сложной транспортной схемой, в связи с чем духовное окормление удаленных поселков невозможно. При возведении здания, скорее всего, будут использоваться новые модульные технологии. В последствие, быть может, эта миссия станет небольшим православным монастырем. В принципе миссия — это уже небольшой храм со своим уставом, со своим укладом жизни. Христианские миссии в России существовали всегда, также, как и миссионерские монастыри, миссионерские епархии.
В ближайшее время планируется возведение небольшого храма в поселке Хета. Следующим летом будут освящать место строительства и устанавливать фундамент, а в навигацию привезут деревянный сруб. В этом храме будет базироваться южная часть миссии для окормления южных поселков – Катырыка, Новой, и самой Хеты. В каждом поселке такая необходимость существует, а священника нет. Обеспечение духовными наставниками верующих – еще одна цель создания миссии. Ведь храм без священника – не храм. С инициативой построить православный храм выступают жители поселка Новая. Финансирование этого мероприятия исключительно на средства прихожан, проживающих в поселках, невозможно. Поэтому для строительства будут привлекаться пожертвования людей, которые любят Хатангу и захотят принять участие в этом благом деле. Верующие надеются также на поддержку органов власти и крупных предприятий, расположенных на территории Таймыра.
Северные храмы отличаются своей скромностью. Все особые условия, присущие северным регионам должны быть соблюдены – чтобы он был и теплым, и вместительным. Самый адаптированный к нашим условиям вариант храма — храм–часовня, по подобию той, что построена в аэропорту Алыкеля. Сруб для такой церкви изготавливается на «материке», а затем перевозится водным транспортом и собирается. На месте делается только фундамент.
Хатангская церковь живет на пожертвования прихожан. Традиционно послушание в храме несли долгане. Первой послушницей была Анна Васильевна Кинах – долганка. Ее называли «хранительницей храма». И сейчас послушник храма — долганин.

МИССИОНЕРСТВО ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ

Настоятелем Богоявленского храма совершаются миссионерские поездки в поселки, но не так часто, как хотелось бы – причина в трудности перемещения по тундре. Есть такой миссионер, епископ Невский, наш современник — человек, канонизированный в 20 веке. Он имел на содержании каюра и передвигался по северным районам на оленях. Это было проще в краях, где нет дорог, а есть лишь направления. В наше время, имея серьезную технику, передвигаться по отдаленным поселкам стало порой сложнее, чем раньше – играют роль погодные условия, которые выдержит не каждая техника. Вертолеты летают не часто, да и остановки в поселках делают ненадолго. Один священник на восемь поселков – этого недостаточно. Если ставить целью охватить все поселки миссионерской работой, — значит останется без должного внимания Хатангский храм. И если летом такие поездки возможны в силу различных причин, то с ноября начинается ряд значимых православных праздников, и оставлять без духовного окормления верующих Хатанги нельзя. Миссия нужна еще и поэтому.
Настоятель храма рассказывает: «В Катырыке и Хете недавно бывал проездом – машина шла только в одну сторону. На дорогу потратили 6 часов, а пробыли в поселках значительно меньшее время. Каюр – это транспорт возле тебя. Если бы сейчас у меня был каюр, то я смог бы чаще ездить в поселки. А почему нет? Машина может застрять, сломаться. А олень отдохнул, — и дальше поехали. Я готов к таким поездкам!».
Чаще всего святой отец бывает в Каяке – добираться проще, раз в неделю в поселок ходит транспорт. В Попигай, самый удаленный от Хатанги поселок, попасть сложнее. Он находится не на берегу реки, а в глубине Хатангской тундры. Чтобы попасть туда, нужно идти по реке, а после добираться вертолетом. В каждом поселке теперь есть маленькая духовная библиотечка – библия, книги богословов, современные печатные издания. Доставляют их с оказией.

Долганский народ чтит свои православные традиции: почитание икон, креста, и, можно сказать, что долгане — православный народ. Язычество имеет место среди коренного населения, но доля язычества есть и в русских народных суевериях и обычаях. Люди иной раз больше знают гороскоп, чем библию. Чтобы убедиться, что долгане никогда не предавали православную веру своих предков, достаточно посмотреть на устройство их погоста. Более всего соблюдением классических православных традиций поражает погост в поселке Новорыбная. Красивый. Даже в Хатанге кладбище устроено без такого точного соблюдения православных канонов. В Новорыбной кресты установлены почти однообразные: деревянные, резные, основательные. Подобный православный крест, с вкраплением долганских мотивов, расположен рядом с хатангским храмом. Этот Поклонный крест установлен был по благословению Владыки в 2004 году в память о полярниках, которые погибли при освоении Арктики. Изготовила его семья долган Рябовых из поселка Новая.

ВРЕМЯ ИСТИННОЙ ВЕРЫ

«Жаль, что в этот приезд Владыки крещения не получилось», — посетовал настоятель – «Но с крещением спешить не надо. Человек должен делать это осознанно. Это еще одна причина необходимости создания миссии – миссионер должен жить среди народа. Он должен его понимать, стать духовным отцом верующих. И народ должен его понимать. Миссионерами станут люди, пришедшие на этот подвиг, в наши непростые условия, служить по воле Божьей. На Севере климат суров, а люди здесь мягкие».
По словам настоятеля, в поселках религиозная активность высока. Преобладающее население – долгане. На встречи со священником, которые проводятся в Домах культуры, приходят почти все жители поселка – поучаствовать в службе, принять таинство крещения. Крестятся по 50 и более человек. В Хатанге это число гораздо меньше – все, кто хотел, уже покрестились и теперь крестят в основном младенцев.
Венчание редко, но случается. Венчаются прихожане из числа славян, никто из долган пока не венчался. По сравнению с предыдущими десятилетиями крещение и венчание совершаются беспрепятственно, можно стало выражать свои религиозные чувства, узаконивать относительно веры свою жизнь. В начале периода возникновения такой религиозной свободы, в 90-е годы, крестились и венчались десятками и сотнями. Потом, также десятками и сотнями, разводились. Очень мало кто из крещеных посещал храм, чтил церковные заповеди. Сейчас люди относятся к вере более серьезно. Иногда пары приходят в церковь сразу после ЗАГСа, просят: «Батюшка, благословите на брак». На вопрос: «Что значит благословить на брак? Хотите венчаться?» – часто следует ответ: «Нет, венчаться мы еще не готовы, пока хотим только получить Ваше благословение». Т.е. отношение к таинству венчания стало достаточно серьезное – сформировалось понятие ответственности перед Богом и супругом. Мода прошла, наступили другие времена – времена истинной веры. И теперь женщину и мужчину привлекает не эстетика самого действа, а узаконивание своих супружеских отношений перед Богом.
Обряд венчания – это изумительной красоты таинство. В практике настоятеля хатангского храма был случай, когда пара пришла из ЗАГСа в церковь венчаться без предварительной записи. Молодые люди — это был их первый брак — просили повенчать их именно сейчас. Говорили: «Батюшка, обвенчайте! Не прочувствовали мы в ЗАГСе, что стали мужем и женой». В тот день совершили обряд венчания, не смотря на то, что ничего специально подготовлено не было – такое было у них великое стремление. Ведь брак – это не просто запись в паспорте. Венчание начинается с отношения невесты и жениха друг к другу. Очень ясно и выразительно определяет роль мужчины и женщины послание апостола Павла в Священном Писании. На чем основывается брак? На понятиях достаточно ясных. Как сказал отец Евфимий: «Все почему-то запоминают слова «да убоится жена мужа своего». А сколько постулатов предшествует этим словам: о величине ответственности, которую должен иметь муж перед женой своей, о том, какая роль в семье отводится жене. У мужа столько ответственности, что если он ее выполняет, то, конечно, жена убоится его, но под «боязнью» имеется в виду не страх, а уважение. Должно иметь место религиозное просвещение. Раньше люди не интересовались смыслом венчания, их привлекала внешняя красота обряда. Постоять в храме в фате, да еще в короне, хотелось бы любой женщине. А ведь значение короны не в красоте. Если внимательно посмотреть на венец, то можно увидеть образ Спасителя на короне жениха и образ Божьей Матери на короне невесты. Это, в частности, говорит о том, что Христос — это жених церковный. А как он стал церковным женихом? Он прежде претерпел страдания за свою церковь, он ее кровью искупил. А образ Матери Божьей напоминает о ее страданиях за своего сына. Об обоюдной ответственности мужа и жены говорят иконы мучеников – покровителей церковного брака. На тыльной части короны изображен крест. Т.е венец, одевающийся во время венчания – это еще и венец мученичества, самопожертвования друг ради друга, а впоследствии — рождение детей, жертвование своей жизнью ради жизни других. Когда люди осознают то, что церковный брак обязывает ко многому, тогда и Бог им многое дает в будущем. Я всегда беседую перед венчанием с молодоженами, и был такой случай, когда после одного из таких разговоров, осознавая громадную ответственность, пара передумала венчаться. И, в дальнейшем, их судьбы так и разминулись. После этого они приходили в храм и благодарили, что венчание не случилось – поспешили, не подумали. Недопустимо венчание без любви, без уверенности в своих чувствах и намерения быть вместе в беде и радости.
А вот в крещении я ни разу не отказывал. Даже был такой случай, когда я совершал крещение над человеком не совсем трезвым. Но у него в тот момент был такой сильнейший порыв, так важно и необходимо было для него покреститься именно сейчас, что отказать ему я не смог. Свое состояние он объяснял тем, что иначе не мог переступить двери храма – так он волновался».
На этом наша беседа с настоятелем храма прервалась, потому что на хатангском аэродроме совершил посадку вертолет, который должен был доставить нас на острова Арктики.

Читать еще:  Алексей Варламов: Запала штурмовать Кремль в России нет

Все мои самостоятельные путешествия по Таймыру и Арктике

Из Концепции Миссионерской деятельности РПЦ МП

Миссионерская ответственность епископа предполагает:

Организацию и поддержку на территории вверенной ему епархии миссионерской деятельности на основании общецерковных документов, определяющих направления, цели и задачи миссии.

Заботу о миссионерских кадрах, повышение миссионерской квалификации священно- и церковнослужителей.

Создание на базе епархиального управления координационного центра для разработки методических рекомендаций и пособий по миссионерской деятельности, для обобщения епархиального миссионерского опыта с учетом местных культурных и этноконфессиональных особенностей.

Обеспечение финансовой поддержки епархиальным миссионерам при проведении ими миссионерской деятельности (например, путем образования специализированного епархиального миссионерского фонда или иных епархиальных финансовых учреждений, имеющих миссионерские цели и задачи).

Миссионерская ответственность священников, на которых епархиальным архиереем возложены соответствующие обязанности в рамках прихода/благочиния, предполагает:

Организацию миссионерской деятельности с учетом социального статуса мирян, находящихся на территории пастырской ответственности данного прихода/благочиния.

Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению.

Ориентирование воскресных школ на миссионерскую деятельность.

Воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера.

Введение практики миссионерских поручений на приходе и обеспечение их ответственного исполнения.

Миссионерская ответственность мирян предполагает:

Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода.

Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью, по слову святого апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).

Внесение, при надлежащем попечении духовников, личного вклада в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками.

3. Практика миссионерского служения

3.5. Миссионерский приход

Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви.

Приход, подтвердивший свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью постоянно и плодотворно, приобретает статус миссионерского прихода.

Существуют следующие отличительные особенности миссионерского прихода:

Главная его цель – осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.

Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.

Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.

Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.

Приход обязан заниматься социальной диаконией.

В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.

В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.

Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата.

3.6. Миссионерское служение мирян

В целях распространения миссии во всех сферах жизнедеятельности общества необходимо:

привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений;

помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания, использовать сеть библиотек для создания в них миссионерских просветительских центров и проведения тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни;

ориентировать мирян на особый вид миссионерской деятельности, направленной на церковное присутствие в интернет-пространстве;

поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения в первую очередь с целью обсуждения вопросов духовной и церковной жизни;

находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями населения посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, походов;

вести просветительскую работу с группами социального риска, (наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорными и др.);

осуществлять миссионерскую, катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, юристов, экономистов, военнослужащих, деятелей культуры и науки для расширения поля миссионерского служения».

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector